В день преставления и второго обретения мощей святителя Тихона Задонского Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Задонском Рождество-Богородицком монастыре 26 августа 2010 г. 12:50 26 августа 2010 года, в день преставления (1783) и второго обретения мощей (1991) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. В этот день также отмечается 400-летие со дня основания Задонской обители. Его Святейшеству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий , епископ Липецкий и Елецкий Никон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , схиархимандрит Илий (Ноздрин), настоятель Христо-Рождественского собора г. Липецка протоиерей Василий Бильчук, духовенство Липецкой епархии . На богослужении присутствовали глава администрации Липецкой области О.П. Королев, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , главы всех районов Липецкой области. Перед началом Литургии Святейший Патриарх Кирилл приложился к раке с частью мощей святителя Тихона Задонского, почивающих у левой колонны собора. Часть мощей святого была перенесена в Задонск в 1991 году из Орла, где они находились в советское время. На малом входе во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 400-летием Задонского Рождество-Богородицкого монастыря Предстоятель Русской Церкви удостоил права служения Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни секретаря епархии, настоятеля Христо-Рождественского собора г. Липецка протоиерея Василия Бильчука и духовника Свято-Димитриевского Троекуровского Иларионовского женского монастыря архимандрита Иосифа (Пальчикова); настоятель Михаило-Архангельского храма г. Липецка протоиерей Геннадий Рязанцев был удостоен Святейшим Владыкой права ношения креста с украшениями.

http://patriarchia.ru/db/text/1257553.ht...

Великий Новгород. Храмовый комплекс бывшего Богородицкого Михалицкого монастыря. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:между приблизительно 1379 и 1557. Адрес: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Молотковская Координаты: 58.525295, 31.297359 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Михалицкий монастырь расположен на Молотковской улице. В настоящее время от монастыря сохранились две постройки: церковь Рождества Богородицы и трапезная с церквью Рождества и Михаила Малеина. Первое известие о построении церкви Рождества относится к концу XII века, заказчиком была княгиня Феодосия. Слово " Михалица " существовало ещё до построения церкви в 1199 году, но относилось ли оно к монастырю или к территории - остается неизвестным. Во II Новгородской летописи место названо Михайловой улицей. Видимо, здесь произошла ошибка, так как Михайлова улица находилась в Славенском конце. Во всех других случаях, летописи называют это место только " Михалица " . Архиепископ Макарий считал, что " монастырь сей назывался Михалицким или на Михалице потому, что ранее здесь была построена церковь Михаила Малеина, давшая название монастырю и слободе " . Первая церковь Рождества Богородицы была деревянной. III Новгородская летопись помещает " Сказание о Михалицком монастыре иже нарицается Молотководевичь монастырь " . Смысл названия таков: " Некий благочестивый муж, возвращаясь с пира сильно хмельной, свалился на пути, " на пусте месте спати " . В руке у него был зажат плат, в котором лежала просфора. К спящему подбежали псы, почуяв хлеб, но " огонь паляша их " . Прохожие отогнали собак и поведаша о чуде архиепископу, который и " повеле поставити церковь Пречистой Богородицы честнаго Ея Рождества, также и монастырь составиша на том месте, иже и доныне стоит; а на том месте, идеже огнь схождаше, поставиша святую трапезу в славу и честь Святой Живоначальной Троицы и Пречистыя Богородицы. Название трапезной в честь Троицы ошибочно и другими источниками не подтверждается. О ее построении в конце XII века никаких других сообщений нет. Чудо, якобы, было в 1198 году, т.е. предшествовало построению церкви. Интересны слова " на пусте месте " . Видимо, территория, прилегающая к Михалицкому монастырю, в древности была мало заселена. Даже на планах Новгорода, составленных в XVII веке, на территории, ограниченной с севера и востока валом, с юга Никитинской улицей и запада Большой московской дорогой, не показано ни одной улицы. Церковь находится почти в центре этого участка - на заметно выделяющемся холме " . Название " Молотковский " монастырь получает позднее. Происхождение слова исходит из названия улицы, населенной кузнецами, оружейными мастерами и принадлежавшими к монетному двору.

http://sobory.ru/article/?object=49254

Протоиерей М. И. Соболев C. А. Печатнов Богородицкой, в Александровской Общине сестер милосердия, чрез свящ. А. В. Озерецковского: Священник А. В. Озерецковский Диакон А. Н. Речменский А. И. Черногубова Богородице-Рождественской, на Бутырках, чрез прот. Н. Ф. Вознесенского: Протоиерей М. Г. Невский Священник Н. Г. Соколов Церковный староста NN Богородице-Рождественской, на Малой Дмитровке, чрез свящ. Н. С. Виноградова: Священник Н. С. Виноградов г. Бухтеев Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, чрез свящ. Ф. В. Черткова Священник Ф. В. Чертков Богородице-Рождественской, за Смоленскими воротами, чрез свящ. В. А. Воскресенского: Богородице-Рождественской, на Старом Симонове, чрез свящ. И. В. Остроухова: Разные лица Богородицкой, в Старо-Екатерининской больнице, чрез свящ. П. В. Покровского: Разные лица —15— 28. Богородице-Рождественской, в Столешниках, чрез прот. М. В. Модестова: Протоиерей М. В. Модестов Московское Гор. Кред. Общество О. Бычкова С. Раков Т-во М. И. Бостанжогло П. Колосов Борисо-Глебской, на Поварской, чрез свящ. Д. Д. Виноградова: Священник Д. Д. Виноградов П. Д. Самарин Богоявленской, в Ямской Дорогомиловской слободе, чрез свящ. Н. М. Михайловского: Священник Н. М. Михайловский Священник И. Протопопов Н. И. Мясников Причт церкви Святоперов Митрофанов Бр. Зaйцebsы Введенской, в Барашах, чрез прот. В. Н. Руднева: г. Авдеева —16— 34. Введенской, на Лубянке, чрез свящ. Н. П. Антушева: Свящ. Н. П. Антушев Введенской, что при доме Мариинского Епархиальн. женск. учил., чрез свящ. С. С. Гречанинова: Свящ. С. С. Гречанинов Введенской, в бывшем Новинском монастыре, чрез прот. Ф. И. Румянцева: Прот. Ф. И. Румянцев Введенской, в Семеновском, чрез свящ. П. В. Успенского: Свящ. П. В. Успенский Свящ. Ф. М. Бажанов Церк. староста NN Власиевской, в Старой Конюшенной, чрез прот. Д. П. Некрасова: Прот. Д. П. Некрасов П. Казаков К. Второва Воздвиженской, на Пометном вражке, чрез свящ. Н. С. Сахарова: C. Н. Ганешин П. Ганешин Вознесенского монастыря, чрез прот. А. И. Пшеничникова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помимо прочего, Е.А. Малов счёл нужным упомянуть в своей книге «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние» о том, что игуменией Анфией (Тюлькиной) была перенизана праздничная - золотая - риза чудотворной Казанской иконы Божией Матери, надевавшаяся «на Рождество, Пасху и дни Казанской Божией Матери». с. 31] Вместе с тем, игумение Анфии (Тюлькиной) не удалось решить вопросы, связанные с актуальными для Казанского Богородицкого женского монастыря строительными вопросами. Как отмечал протоиерей А.Ф. Зеленецкий: «Указом от 16 октября 1867 года и.д. настоятельнице монахине Анфии было предписано: " употребить все зависящие меры к начатию столь необходимой для монастыря постройки, т.е. больничного корпуса с церковию, и к изысканию к тому средств». с. 103] Однако, «в виду того, что и новая настоятельница отозвалась неимением наличных денег на сооружение нового каменного корпуса с церковью, а на переданные монастырём в строительный Комитет деньги, 3000 р[ублей], нельзя начать разрешённой постройки, Духовною Консисториею предписано было строительному Комитету, в марте 1870 года, действия свои приостановить впредь до возможности к начатию этой постройки, а находящиеся в его распоряжении деньги 1900 р[ублей] в билете Казанского Общественного Банка в 57 р[ублей] 22 ½ коп[ейки] наличных передать в монастырь на предстоящие для него надобности по закупке воска для свечного завода, от которого монастырь может на эти деньги получить большие выгоды, чем на проценты Общественного Банка». с. 103] Повествуя о жизни и трудах игумении Анфии (Тюлькиной), безусловно, нельзя не упомянуть также о том, что 27 августа 1871 г. ей выпала честь принимать в Казанском Богородицком женском монастыре посещавшего г. Казань Императора Александра II (1818 - 1881), которого сопровождали двое его сыновей: старший - Наследник Цесаревич Александр Александрович (будущий Император Александр III) (1845 - 1894) и третий сын - Великий князь Владимир Александрович (1847 - 1909). Августейших особ встречали, помимо самой игумении «со всеми монахинями и послушницами монастыря», настоятель собора Казанской иконы Божией Матери (Казанского Богородицкого собора) протоиерей А.Н. Иорданский «с прочим монастырским духовенством». Как сообщалось в «Известиях по Казанской Епархии»: «После краткой литии и многолетия, Государь Император с Их Высочествами изволил прикладываться к местной святыне - чудотворной иконе Казанской Божией Матери, снимок с которой в изящной оправе тут же был поднесён игумениею Его Императорскому Величеству, а казначея монастыря имела счастие поднести Августейшим Посетителям просфору». с. 598]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

Путивль. 113) Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни, состоящей Курской губернии, в Путивльском уезде, составленное Николаем Самойловым. 2 ч. Спб. В тип. Конрада Вингебера. 1835. (8) в 1-й части VI и 53 стр., во 2-й – 32 стр. 114) Описание Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой, Общежительной Софрониевской пустыни, находящейся в Курской епархии. Составлено, по благословению высоко-преосвященнейшего Илиодора, архиепископа Курского и Белоградского и кавалера, при настоятеле оной пустыни блаженной памяти архимандрите Макарии, в 1845 г. Спб. В Гуттенберговой тип. 1846 г. (8) стр. Местоположение, стр. 5. Начало и распространение, стр. 6. Здания, стр. 21. О чудотворных иконах, св. мощах и драгоцен. утварях, стр. 28. О правах и преимуществах, стр. 35. Об уставе, стр. 32. О казначействе, стр. 44. О владениях, стр. 46. О покровителях и благодетелях, стр. 50. О настоятелях, стр. 52–58. Ревель. 115) Сведения о церкви Св. Олая в Ревеле, зажженной молниею в ночи с 15 на 16 число июля 1820 года. Собран. Генр.-Вильг.-Иоаг. Рикерсом. Спб. В тип. Н. Греча. 1820. (8) 45 стр. С планом Ревельской губы, видом Ревеля и церкви. Перевел с немецкого Спафариев. 116) Описание Ростовского ставропигиального Первоклассного Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на Песках. Спб. В тип. Я. Трея. 1849. (8) 95 и 6 неп. стр. 1. Местоположение и название, стр. 1. 2. Начало монастыря и описание жизни св. Якова, епископа ростовского, стр. 3. 3. Устройство, стр.9. 4. Состояние монастыря, стр. 37. 5. Замечательные события, стр. 50. 6. Настоятельство, преимущества, степень и штаты, стр. 71. 7. Список настоятелей, стр. 80. Приложение, стр. 88–94. Ростов. 117) Вид, с краткою летописью, Ростовского Петровского монастыря. Спб. В тип. Тюлева. 1838. (Указан в библ. прибавлениях к журналу Мин. Нар. Просв. 1838 г., 2, стр. 40.) Самара. 118) Историческая записка о Пустынно-Николаевском Самарском монастыре. Одесса. В Городской тип. 1838. (8) Самарская обитель пропущена в истории Росс. Иерархии, и автор составил эту записку по монастырским актам и некоторые из них напечатал. К книжке приложены литографиров. вид монастыря и таблица о числе монашествовавших и прочих чинов монастыря с 1774 по 1837 г. На заглавном листе награвированы 2 печати войска запорожского, от которого монастырь получил универсал.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ириней, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Фальковский Иван Якимович) Родился 28 мая 1762 года в Пирятинском уезде в семье священника. Первоначальное образование получил в духовной академии при Киево-Братском монастыре. В 1776 году уехал с отцом в Токай (Венгрию) и поступил там на должность причетника, продолжая учение в местном римско-католическом училище. В 1777 году поступил в Пресбургскую гимназию. В 1778 году перешел в Пештскую римско-католическую гимназию. В 1780 году поступил в Офенский 11 университет. В 1782 году, окончив философское образование в Пеште, временно исполнял писарскую должность. В 1783 году вернулся в Россию и поступил в богословский класс Киевской духовной академии. 8 января 1784 года назначен при академии преподавателем арифметики и супер-интендантом академического общежития. 28 февраля 1786 года пострижен в монашество. В 1787 году основал при духовной академии «вольное пиитическое общество», имевшее своей целью ознакомить своих членов с современной литературой. 6 февраля 1799 года возведен в сан архимандрита Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии с оставлением на прежней должности в духовной академии. С апреля 1803 года, по упразднении Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря, управлял Киево-Братским монастырем. В том же году был назначен ректором духовной академии. 8 сентября 1803 года переведен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря в Киеве. В 1804 году, по прошению, уволен из духовной академии, где в течение двадцати лет преподавал различные предметы (арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие), поставлен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии. 24 февраля 1807 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 7 февраля 1812 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1 мая 1813 года, в связи с удалением архиепископа Варлаама (Шишацкого), управлял Могилевской епархией. В том же году 6 июля, по прошению, уволен от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии, с управлением Киевским Златоверхим монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Содержание От издательства Предисловие автора Отдел первый I. Местность обители до ее основания II. Причины к основанию Задонской обители (XVII век) III. Подробности о прежней недвижимой собственности сего монастыря (до 1764 года) Отдел второй IV. Возобновление обители после пожара и период постепенного благоустройства и процветания оной (с 1693 по 1857 год) Краткая биография святителя Христова Тихона V. Название монастыря Отдел третий VI. Построение второго каменного соборного Владимирского храма, существующего ныне, и другие постройки, а также важные события этого времени (с 1845 по 1870 год) VII. Построение новой теплой Рождества Богородицы церкви и улучшение других монастырских зданий Отдел четвертый VIII. Богослужение IX. Местные праздники X. Крестные ходы XI. Ризница XII. Библиотека XIII. Архив XIV. Благотворительность монастыря XV. О посещениях монастыря Задонского Богородицкого высочайшими особами, а также и другими знаменитыми лицами Отдел пятый XVI. Иерархическая степень монастыря XVII. Настоятели монастыря XVIII. Способы содержания монастыря в прежнее и нынешнее время XIX. Монастырское кладбище и памятники XX. Эпилог Копии некоторых монастырских бумаг I. Письмо Имеретинской царицы Марии II. Копия указа о погребении тела святителя Тихона III. Бумаги, объясняющие обретение мощей и перенесение гроба Преосвященного Тихона IV. Копия донесений от жандармского полковника Арсения Федоровича Козлова его сиятельству г-ну шефу жандармов V. Копия предложения Высокопреосвященного архиепископа Воронежского Антония II ректору Воронежской семинарии архимандриту Симеону VI. Опись, учиненная священным одеждам святителя Тихона Воронежского и Елецкого по обретении и перенесении гроба его VII Рапорт арх. Серафима с братией о перенесении тела свт. Тихона VIII. Копия указа о возведении третьеклассного Задонского монастыря в первый класс Задонский летописец и его труды (Об авторе этой книги)     Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В Липецкой митрополии состоялась итоговая аттестация слушателей с целью аккредитации курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих 20 ноября 2023 г. 17:19 14-16 ноября 2023 года Липецкую митрополию посетила выездная аккредитационная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. По благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) в состав выездной экспертной группы вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета Комиссии, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря. Выездную комиссию встречал и сопровождал по монастырям Липецкой митрополии заместитель руководителя курсов для монашествующих, доктор богословия, клирик Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Липецкой митрополии действуют с сентября 2020 года на базе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. Обучение проходит на базовой учебной площадке и на дополнительных учебных площадках в обителях Липецкой и Елецкой епархий. На курсах учащиеся осваивают восемь базовых предметов программы. Выездная экспертная группа присутствовала на аттестации монашествующих в форме зачетов по дисциплине «Православное вероучение и основы социальной концепции Русской Православной Церкви». 14 ноября 2023 года выездная рабочая группа посетила монастыри Елецкой епархии. Первыми зачет сдавали сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря в с. село Сезеново Липецкой области во главе с игуменией Феофанией (Проценко), затем аттестацию прошла настоятельница Димитриевского Иларионовского женского монастыря в с. Троекурове Л ипецкой области игумения Матрона (Брыксина). Вечером в Знаменском женском монастыре г. Ельца члены выездной аккредитационной комиссии встретились с епископом Елецким и Лебедянским Максимом . Состоялась беседа о расширении учебного процесса в монастырях Елецкой епархии, чтобы все насельники и насельницы получили базовые знания по основным предметам программы курсов для монашествующих. После этого сестры Знаменской обители во главе с игуменией Аркадией (Еньковой) успешно сдали зачет.

http://patriarchia.ru/db/text/6078504.ht...

По проектам костромского архитектора П.И. Фурсова были построены трехъярусная 60-метровая колокольня над братским корпусом (1832-1835), пятиглавый четырехстолпный собор Рождества Христова (1835-1839), часовня-ротонда над святым источником близ монастыря. В 1847 г. Богородицко-Игрицкому монастырю были переданы штат и угодья упраздненного вследствие пожара Костромского Богоявленского монастыря, с возведением во 2-й класс. Настоятелями монастыря стали назначаться ректоры Костромской духовной семинарии архимандрит Порфирий (Соколовский; до 1858), Викторин (Любимов; 1858-1860), Митрофан (Флоринский; январь-июль 1861), Вениамин (Благонравов; август 1861-1862), Иосиф (Баженов; 1862-1866). Особый период в истории обители начался в 1866 г., когда в Костромской епархии было учреждено викариатство и Богородицко-Игрицкий монастырь был передан под управление викарных епископов. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. настоятелями монастыря были видные деятели РПЦ Кинешемские епископы Ионафан (Руднев; 1866-1869), Никандр (Феноменов; 1905-1908), Иннокентий (Кременский; 1908-1911), Арсений (Тимофеев; 1911-1914), Севастиан (Вести; 1914-1919). На содержание монастыря из казны ежегодно выделялось 1249 руб. 7 коп., обители принадлежали 1716 дес. пахотной земли, сенокосных лугов и леса, мельница на р. Чёрной, кирпичный завод, открытый в 1865 г., два каменных двухэтажных дома на улицах Русина (ныне ул. Советская) и Мшанской (ныне ул. Островского) в г. Костроме. По инициативе епископа Вениамина (Платонова) в 1888 г. при монастыре открылась церковно-приходская школа, разместившаяся в монастырской гостинице. Однако уже в следующем году школа была закрыта в связи с отказом крестьян от участия в ее содержании. В 1890 г. крестьянами сл. Песочная в Костромское уездное земское собрание было подано прошение об открытии начального народного училища, которое финансировалось бы за счет земских ассигнований. Но их надежды не оправдались – на прошение был получен отказ. И в 1892 г. деятельность церковно-приходской школы была возобновлена.

http://sobory.ru/article/?object=23808

Итоги первой и второй очередей археологических работ А.С. Старков подвёл в комментарии, данном по просьбе пресс-службы Татарстанской митрополии РПЦ, отметив, в частности, что: «Главным образом нас обрадовала сохранность руин храма Рождества Пресвятой Богородицы, сооружённого в крипте (подвальных помещениях) собора и освящённого в 1913 году к трёхсотлетию Дома Романовых. Теперь, когда раскопки завершены, мы можем видеть цементные полы и следы строительных работ, проводившихся здесь в 1911 году. Алтарная часть Богородице-Рождественского храма сохранилась на всю высоту, также удалось обнаружить и зафиксировать нишу в стене, которая обозначает место явления Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Такая сохранность связана с тем, что в течение многих лет фундамент разрушенного храма был покрыт дёрном. В связи с тем, что в XX веке территория Казанско-Богородицкого монастыря застраивалась промышленными зданиями, фундамент собора сохранился не весь - сильно повреждена его юго-восточная с. 12] В связи с удовлетворительным состоянием остатков фундамента разрушенного храма было принято решение возвести над ними монолитную плиту, которая послужит фундаментом воссоздаваемого собора КИБМ. Храм решено восстанавливать в точном соответствии с оригиналом, его каркас будет выполнен методом монолитного литья. Во времярабочего совещания, посвящённого воссозданию собора КИБМ, которое проходило 25 мая 2016 г. на территории КБМ, Митрополит КиТ Феофан заявил, что в основание собора планируется заложить памятную капсулу с посланием Патриарха МиВР Кирилла. Ещё до принятия решения о воссоздании собора КИБМ был также поставлен вопрос о возможном изменении статуса монастыря, бывшем до его закрытия женским. «И если Богородицкий монастырь почти четыреста лет был женским, наверное, есть целесообразность вернуть его монахиням. - Заявил, в частности, в интервью газете " Вечерняя Казань " , опубликованном 9 апреля 2016 г., Митрополит КиТ Феофан. - Сейчас я внимательно изучаю этот вопрос, взвешиваю... Возможно, так и

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/10/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010