Подчас случается так, что благочинный требует отчета, и на приходе начинают имитировать кипучую деятельность, чтобы быть не хуже других. Такой «бумажный» подход, во-первых, никому не нужен, а во-вторых, поверьте, без всяких отчетов благочинных у Патриарха есть возможность иметь объективное представление о происходящем на приходах — хотя, конечно, отчеты благочинных тоже очень важны. Хочу, чтобы все поняли: статистическая отчетность и внутрицерковный документооборот ориентированы не на бюрократическое отягощение жизнедеятельности монастырей и приходов, а на стимулирование более эффективной ее организации. Если говорить об участии Церкви в образовательном процессе, то за минувшие годы действительно достигнуто многое, однако этого, к сожалению, недостаточно. Прекрасно, когда есть замечательные учебно-методические комплекты, а тысячи учителей прошли квалификационную подготовку, об этом мы и мечтать не могли еще несколько лет назад. Это важно, это необходимо. Но о реальных успешных результатах деятельности Церкви в образовательном пространстве можно будет говорить тогда, когда количество перейдет в качество, отразившись на уровне преподавания предметов, касающихся Православия, а также на распространении этих дисциплин на все годы школьного обучения; в данном случае я уже говорю о преподавании Основ православной культуры в школах. Отрадно, что в своей просветительской деятельности духовенство опирается на давнюю традицию соработничества между Церковью и школой на всех уровнях, начиная с Министерства образования Московской области, с которым у митрополии подписано соглашение о сотрудничестве. Уже в течение многих лет во всех муниципальных образованиях на протяжении года проводятся просветительские мероприятия, главным из которых являются региональные Рождественские образовательные чтения. Отрадно, что и духовенство, и педагоги не останавливаются на достигнутом, творчески подходят к поиску новых форм работы с молодежью. Заслуживает поддержки недавно начатый проект «Диалог со священником», когда батюшка беседует со старшеклассниками.

http://patriarchia.ru/db/text/6104417.ht...

Устал за вчерашний день – день именин. Начну с утра. Служил сам позднюю литургию в соборе. На молебен (с акафистом, перенесенным со среды вследствие праздника Сретения) выходил Преосв. Алексий и некоторые из нашего духовенства. После молебна, на солее староста с членами приходского совета поздравил меня и поднес просфору. Тут же поздравили некоторые богомольцы и некоторые студенты… После обедни прошли ко мне на стакан чаю (с пирожком) Либин, Надежин, В.А. Симанский, Е.Ф. Тураева, В.А. Фатеев, Н.А. Афанасьева, З.Н. Немова, Ф.Л. Золотов. Потом заходили П.А. Иткин и В.Б. Шкловский. В 4 часа к обеду пришли: М.В. Иславин, К.М. Сопетов, Преосв. Венедикт, Э.О. Юрша, И.П. Акимов, С.И. Зинкевич, Л.К. Богоявленский… Долго ждали Владыку-Митрополита, который был на заседании благочинных в помещении Богословского института и пришел только в 5 с половиной часов; с ним – Преосв. Алексий, Новицкий и Д. В. Рождественский . Обед прошел непринужденно, в разговоре принимали участие все, что особенно приятно, ибо обыкновенно в подобных случаях разговор сосредотачивается только около Митрополита и на церковные темы, а присутствие Иславина (бывший новгородский губернатор и член нашего приходского совета) и Ядрышева (моего товарища по гимназии) внесло разнообразие. Получил письма от С.М. Любецкой, Сони, игуменьи Ангелины (Сергеевой – Л.А.). В 7 часов все прошли в Богословский институт, где «открывался» портрет Патриарха и служился по этому поводу молебен в церкви Троицкого подворья. На молебен собралось около 25 священников и много народа, студенты, профессора, члены правления Общества приходов. Пред молебном я сказал слово о значении Патриарха для Богословского института, Русской Церкви и русского народа. Затем прошли в аудиторию (Митрополит в мантии). Там архидиакон провозгласил «большое» многолетие Патриарху, и в это время портрет был открыт. Затем Л.Д. Приселков прочитал реферат о патриаршестве в России – очень интересный и глубокий. Я пригласил всех к чаю. Но в следующей комнате-аудитории неожиданная остановка: студенты поднесли мне просфору и пирог, а И.Д. Дмитрюков сказал речь, приветствуя с ангелом, и благодаря за простые добрые отеческие отношения. Я ответил, подчеркнув, что не противился устройству этого праздника только ради большего единения. Этим, я думал, все и закончилось. Не тут-то было: Чепурин неожиданно выступил с большой речью ко мне, где также от лица соработников по Богословскому институту и Обществу приходов сердечно приветствовал, характеризуя меня со стороны деликатного ведения дела в совете, уменья привлечь к себе всех, отданности работе по институту тогда, когда никто почти не шел на работу. Дал и историческую картину постепенного знакомства со мной петроградцев, для которых я заменил многих ушедших. Я коротко ответил благодарностью; сказал, что это обращение меня обязывает еще больше, но в нем я вижу и поддержку в работе. Затем перешли дальше, где был прекрасно и обильно обставлен чай.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В Ростовской епархии подведены итоги благотворительной акции «Дари радость на Рождество» 24 февраля 2023 г. 10:30 Общеепархиальная ежегодная благотворительная акция «Дари радость на Рождество» прошла в Ростовской епархии по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия . Всего в ходе акции рождественские подарки получили более 13 тысяч детей, в том числе, маленькие беженцы и жители Донбасса, ребята из малоимущих, многодетных, неполных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья, сироты, воспитанники школ-интернатов. Общая стоимость сладких наборов составила более трех миллионов рублей. Акция освещалась в социальных сетях и средствах массовой информации. Благодаря информационной поддержке Министерства общего и профессионального образования Ростовской области к акции присоединились дошкольные и учебные заведения. Среди них детский сад «Веселинка» (Ростов-на-Дону), детский сад «Казачок» (Белокалитвинский район), детский сад «Солнышко» города Зерноград, школы и (Ростов-на-Дону), школа (Семикаракорск), школа (Новочеркасск), Ростовский-на-Дону строительный колледж, Жирновская школа Тацинского района и другие. Также игрушки и сладости для ребят пожертвовали предприятия, организации и просто неравнодушные жители города и области. Активное участие в акции «Дари радость на Рождество» приняли благочиния Ростовской епархии. После службы во всех приходах сотрудники поздравили ребят из подопечных семей (малообеспеченных, многодетных, неполных). По благословению благочинного Западного округа иерея Александра Литвиненко силами сестричества и помощников настоятелей храмов по социальной работе приходы собрали и передали сладкие наборы пациентам Ростовской областной детской клинической больницы. В Новочеркасском благочинии вручили подарки маленьким жителям пункта временного размещения для беженцев и ребятам из Центра помощи детям Служители Таганрогского благочиния совместно с Общероссийской общественной организацией «Российский Красный Крест» и сотрудниками ростовской поисково-спасательной службы поздравили детей из пунктов временного размещения «Лукоморье», «Звезда», «Водник», «Ромашка» Неклиновского района. Желающие смогли пообщаться со священником. Также подарки для детей в пункты временного размещения передали Юго-Западное и Батайское благочиния.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Как было не выразить слова благодарности компании «Фейерверки.Ru» за устроенный шикарный салют, компании «Андреевские торты» - за подаренные огромные торты, украшенные фигурками снеговиков, синими снежинками и надписью «С Рождеством!» (горжусь тем, что резать их поручили именно мне)?! Но «гвоздем» сладкого стола стали два шоколадных фонтана, которые привезла красивая, стройная девушка Яна - представитель компании ООО «Шоколад Шоу». Темный и молочный шоколад струился, а дети и взрослые обмакивали в него кусочки апельсинов, мандаринов, яблок и бананов. Все это мы смогли вкусить благодаря неустанным трудам Лилианы, которая все праздничные дни без устали трудилась ради организации Рождественского праздника и ради того, чтобы было чем поздравить 9 января воспитанников подшефного детского дома... Навести марафет и надеть праздничное платье Лилиана смогла буквально за два часа до начала праздника. Пока мы бегали с ней за забытой дома флешкой и искали в магазинах батарейки, Лиля поделилась тем, как непросто уговорить потенциальных спонсоров сделать детям подарки. Иногда приходилось проявлять сверхнастойчивость. Но зато какой праздник получился?!! От Рождества до Пасхи В 2009 году мне удалось побывать на Пасхальном фестивале воскресных школ Андреевского благочиния города Москвы. Ежегодно он проходит в Детском Музыкальном Театре им. Н.И. Сац. Меняются лишь темы - «Пасха в воскресной школе», «Пасха и детство», «Пасха и Победа», «Пасха и Москва» и т.д. Помню организованную в фойе театра потрясающую выставку детского художественного и прикладного творчества, работы учащихся воскресных школ. Помню традиционные духовные песнопения, евангельские притчи, колокольные звоны, народные детские игровые песни и русские протяжные песни, музыкально-литературные театральные и хореографические композиции. Среди 1200 зрителей (именно столько человек вмещает зал в театре им. Сац) были воспитанники воскресных школ, их родители и наставники, почетные гости - представители Московской епархии, других благочиний Москвы, префектуры Юго-Западного административного округа, руководители окружных управлений и учреждений культуры.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Проблемы катехизации невозможно решить и в отрыве от уклада жизни прихода — это дело всей церковной общины. Привычными на приходе должны стать семейные, молодежные, исторические, краеведческие, патриотические клубы, которые могут проводить культурно-просветительские, спортивные и другие мероприятия. Опыт показывает, что катехизация достаточно успешна и при реализации Церковью социально значимых программ и проектов, способствующих преодолению последствий таких социальных недугов как алкоголизм, наркомания, вовлечение в деструктивные секты, чтобы страдающие от них люди могли не только получить различного вида поддержку, но и услышать слово Христовой Истины. На каждом приходе обычным явлением должен стать работающий с приходящими в храм людьми педагог-катехизатор. Одной из основных трудностей при введении программы длительной катехизации на приходах является отсутствие в епархиях подготовленных кадров. Эта задача должна решаться не только и не столько на приходе, но, прежде всего, на епархиальном уровне. Каждая епархия должна иметь курсы практической катехизации и методический центр с целью подготовки и повышения квалификации приходских катехизаторов из числа мирян. В целях повышения эффективности огласительной деятельности в каждом благочинии следует организовать школы катехизации. Необходимо разработать методические рекомендации по практическим видам катехизации на основе современного опыта Русской Православной Церкви, учитывая различные возможности и условия приходов. По инициативе и при участии Отдела религиозного образования и катехизации подготовлено учебное пособие для курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе». В этом году мы планируем разработку новых методических материалов по осуществлению и организации катехизаторской деятельности, по трудоустройству катехизаторов и педагогов воскресных школ, по организации приходского консультирования. Силами Синодального Отдела и епархиальных Отделов религиозного образования будет проведено рецензирование методик, учебных пособий и программ для воскресных школ и катехизаторской деятельности. Все учебные заведения по подготовке катехизаторов и педагогов воскресных школ должны пройти лицензирование и церковную аккредитацию.

http://patriarchia.ru/db/text/1049370.ht...

Но, ах, как редки такие желанные посетители!.. Просматриваешь послужные списки или так называемые «клировые ведомости»; там отцы благочинные – верно или не верно – дело их совести – отмечают, кто из священников сколько произнес своего сочинения проповедей: увы! Все больше отметка: своих две-три, а прочитано готовых, печатных 20–30. Вот вам и живое слово пастыря к пасомым! Да и то еще под вопросом: правда ли, что пастырь две-три проповедки в год «своего сочинения» сказал? И горько становится на душе: где же исполнение заповеди: проповедуй, настой, запрети, умоли – благовременне и безвременне? (ср. 2Тим.4:2 ). Да не мы ли, пастыри, виновны более всех в том, что всюду распространяются секты и расколы? Не наша ли обязанность и в школе, и в храме, и на дому знакомить своих пасомых с теми истинами веры, которые наипаче пререкаются сектантами и раскольниками? Не наше ли дело – прямое, неотменное, готовить их к встрече этих хищных волков? Да сами-то мы достаточно ли готовы к сему? Невольно припоминается один случай (слава Богу – знаю пока один), когда пастыря вызывал на беседу сектант, а пастырь сказался, что уехал с требой, сам же спрятался в сарай. С болью сердца приходится говорить о таких печальных явлениях. Ведь все это свидетельствует лишь о том, что в нашем пастырстве гаснет огонек ревности к своему святому, высокому служению, выше коего нет на земле, тому служению, которое Апостол называет сотрудничеством Христу, о коем в чувстве благоговения взывает: к сим кто доволен? Кто может считать себя сего достойным? Горько видеть воочию, как постепенно понижается понятие о пастырстве в самих пастырях, как улетает от них, от их сознания, от их сердца идеал, как они закапываются в землю, с головою погружаются в суету сует, как никнет их душа и гаснет их светильник. Простите мне, отцы и братия, в безвестности труждающиеся, – хочется верить, что таковые еще есть на Руси, – простите мне эти горькие строки о собратьях ваших: ныне времена настали грозные, ныне от нас, пастырей, требуется произволение мученическое: Буди верен до смерти, и дам ти венец живота, глаголет Господь ( Откр.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Отрадно, что сегодня предметы духовно-нравственной направленности изучаются во всех учреждениях нашего района. Более 80% третьеклассников на следующий учебный год при изучении курса " Основы религиозных культур и светской этики " выбрали обучающий модуль " Православная культура " . Православие было и будет нашим фундаментом и сводом правил нашего общества. Об том мы должны говорить нашим детям. Исторически на Руси учитель и священнослужитель всегда шли рядом, воплощая многовековой опыт воспитания детей на основе любви к родителям, семье, ближним и Богу. Совместно с Видновским благочинием мы проводим ряд ежегодных мероприятий, интерес к которым растет год от года. В этом году в XIX конкурсе декоративно-прикладного творчества " Пасхальная радость " приняли участие 658 человек, в XXVIII районном открытом конкурсе — 932 человека. Учителя, дети и родители принимают активное участие в Рождественских образовательных чтениях, праздновании Дня славянской письменности и культуры. По инициативе Видновского благочиния реализуется программа " Дорога к храму " . С 2015 года священнослужители общаются с учащимися в рамках проекта " После уроков " . Я желаю Вам взаимопонимания, потому что без этого дальнейшая работа невозможна». С докладом выступил Патриарший наместник Московской епархии: «Уважаемая Елена Александровна, уважаемый Валерий Николаевич! Братья архипастыри и пастыри! Дорогие братья и сестры! Мне сегодня сделали приятный сюрприз. Мне только что сказали, что на нашей конференции присутствуют представители системы образования Калужской, Тульской и Тверской областей. Я горячо и сердечно приветствую вас и говорю вам: " Добро пожаловать на нашу конференцию " . Особенно трогательно говорить о том, что около полувека назад я был митрополитом Тульским и Белевским, и тогда у нас не было таких конференций, не было всесторонних контактов между Московской епархией и Министерством образования Подмосковья, которые есть сейчас. Ваш приезд — это только первая ласточка. Я думаю, что впоследствии мы сможем и других привлечь, и наши конференции будут иметь все большее значение для достижения тех целей, которые стоят перед нами.

http://patriarchia.ru/db/text/5436490.ht...

Положено: Означенное распределение занятий между гг. директорами, заведующими тюремным замком, и изложенный в сем журнале порядок исполнения сих обязанностей утвердить с тем, чтобы комиссия руководствовалась прежними распоряжениями комитета по хозяйственной части и озаботилась составлением проекта инструкции для эконома замка. Что же касается предположения комиссии о заведении в тюремном замке работ, то ожидать по сему предмету представления комиссии, а предположение ее о заимствовании сведений при постройке новой тюрьмы от иностранных корреспондентов принять к сведению. Причем комитет положил о настоящем распределении обязанностей гг. директоров, заведующих тюремным замком, и об учреждении в замке особой книги для замечаний посещающих тюремный замок заявить всем гг. директорам выписками из сей статьи журнала. Выписки эти напечатаны и сообщены всем директорам, которых, кажется, что-то около 40 человек; но деятельное участие в судьбе арестантов принимают только 14 человек. Вот список гг. вице-президентов и директоров комитета общества попечительного о тюрьмах, принявших на себя ходатайство об ускорении производства арестантских дел, с показанием, кто из них какое место принял. По правительствующему сенату — вице-президент, сенатор А. А. Волоцкой, у Поцелуева моста, дом барона Фитин-гова; по губернским присутственным местам и у должностных лиц — вице-президент князь Г А. Щербатов, в Моховой ул., собственный дом; по 2-му департаменту управы благочиния — директор В. Н. Спасский, у Семеновского моста, на углу Казачьего пер., д. Вьюшина; по городовому магистрату — Н. И. Гвоздаво-Голенко, у Владимирской, д. барона Фридерихса; по 1-й адмиралтейской части — князь В. П. Мещерский, по Большой Морской, д. Карамзина; по 2-й адмирал. части — И. И. Шамшин, на Васильевском остр., по 1-й лин., д. Сазонова; по 3-й адмирал. части — П. С. Лебедев, в Моховой ул., д. Имзе-на; по 4-й адмирал. части — И. А. Хрыпов, по Екатерингофскому пр., собствен. д.; по Московской части — А. Д. Крылов, между Кокушкиным и Вознесенским мостами, д. графа Стенбок-Фер-мер Эссена; по Нарвской части — Г С. Попов, у Владимирской, д. Маслова; по Рождественской и Каретной частям — А. О. Табаровский, на углу Пантелеймоновской ул., д. Глазунова; по Литейной части — П. С. Юнеев, по Большой Садовой, собст. д.; по Васильевской части — Д. М. Сольский, на Васильевском остр., по 2-й линии собств. д.; по Выборгской и Петербургской частям — А. А. Лазарев, в Надеждинской ул., д. Гусева».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Состоялось открытие X Московских областных Рождественских образовательных чтений 28 ноября 2012 г. 17:28 27 ноября 2012 года во дворце культуры «Подмосковье» г. Красногорска состоялось открытие юбилейных X Московских областных Рождественских образовательных чтений «Возрождение через просвещение». Мероприятие возглавили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и первый заместитель председателя правительства Московской области Л.Н. Антонова. В чтениях приняли участие благочинные церковных округов Московской областной епархии , члены епархиального отдела религиозного образования и катехизации, руководители муниципальных отделов образования Московской области, ректоры подмосковных вузов и средних специальных учебных заведений, представители педагогической общественности. В фойе дворца культуры была организована выставка работ учащихся общеобразовательных учебных заведений Красногорского района и Православной Свято-Георгиевской гимназии Красногорска. Работа собрания началась с пения тропаря Рождеству Христову в исполнении сводного детского хора воскресной школы Успенского храма г. Красногорска. Участников чтений приветствовал глава Красногорского района Б.Е. Рассказов. В своем выступлении митрополит Ювеналий, в частности, отметил: «Задачи Рождественских чтений многообразны. Прежде всего, они нацелены на то, чтобы привлечь внимание общественности к тому значению, которое имеет Православие для истории и культуры нашего Отечества. В течение длительного периода многие факты и идеи, имеющие отношение к нашему прошлому, или замалчивались, или намеренно искажались, а теперь мы имеем возможность предложить людям достоверную информацию. Рождественским чтениям принадлежит в этом особая роль, причем в двух направлениях. С одной стороны, это популяризаторская миссия, направленная на то, чтобы донести и радость о Боговоплощении, и знания о духовных сокровищах Православия до максимально широкой аудитории. Именно этим определяется методологический подход к организации чтений, заключающийся в распространении их по возможно большему числу муниципальных образований, поселков, деревень и сел. Стремимся мы и к тому, чтобы чтения проходили в течение относительно длительного периода, дабы проведение их могло стать по возможности предельно всеохватывающим.

http://patriarchia.ru/db/text/2619391.ht...

– Этнокультурные традиции в образовании. Информационно-аналитическое направление. Его основой станет разработка и проведение экспертизы образовательных программ по духовно-нравственному образованию на основе информационной системы «Банк – «Духовно-нравственная культура». Методическое направление предполагает разработку учебно-методической литературы по духовно-нравственным образовательным дисциплинам. Общественное направление. Его основой является деятельность центра по участию в общественно-значимых проектах и мероприятиях, включая проведение конференций, симпозиумов, встреч, подготовку учителей, осуществление благотворительной деятельности. Отмечая успехи, которые значимо и рельефно представляют собой результаты нашей совместной деятельности, необходимо сказать о той основе, которая позволяет эту работу осуществлять на муниципальном уровне. В первую очередь, речь пойдет о тех соглашениях между муниципальными органами управления образованием и местными благочиниями, которые были заключены в своей основной массе, около трех лет назад, с того момента, как Координационным советом было разработано Примерное соглашение о совместной деятельности в этом направлении. Работа по реализации имеющихся соглашений является чрезвычайно важным шагом в осознании миссии муниципальной системы образования по становлению и развитию системы духовно-нравственного воспитания и образования и участия в ней Русской Православной Церкви. С этой точки зрения, работа над основными положениями такого соглашения, является не только постоянной, но и чрезвычайно действенной. Хуже обстоит дело, когда соглашение недостаточно проработано, а одна из сторон формально относится к этому крайне неформальному делу. Это приводит в ряде случаев к непониманию частью населения того, зачем проводятся, например, Рождественские чтения, почему так важно использовать все многообразие духовного опыта нашего народа, почему, наконец, именно Православной Церкви в этом деле отведена ключевая роль. Иногда такое непонимание выливается в жалобы, которых можно было бы не просто избежать, но и создать все условия для того, чтобы их вовсе не было. Формализм, с одной стороны, и работа вне правового поля, определенного и четко обозначенного еще в начале нашей совместной работы, означает только одно – безусловную слабость и создание заведомо неопределенной ситуации в таком сложном деле, как формирование новых основ системы духовно-нравственного воспитания и образования.

http://pravoslavie.ru/13498.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010