IV региональные Рождественские образовательные чтения прошли в Тольяттинской епархии 16 декабря 2022 г. 11:33 С 1 по 10 декабря 2022 года на площадках образовательных, культурных и религиозных учреждений города Тольятти прошли мероприятия регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений. В форуме приняли участие священнослужители, представители органов власти, курирующие образовательную деятельность и ведущие работу с религиозными организациями, деятели культуры, научные работники, руководители и преподаватели общего среднего, дошкольного, начального, среднего и высшего профессионального образования, специалисты учреждений дополнительного образования, преподаватели воскресных школ, деятели культуры, представители СМИ, студенты и учащиеся школ. Организатор чтений — отдел религиозного образования и катехизации Тольяттинской епархии . Миссионерский, социальный, молодежный и казачий отделы провели свои секции. Мероприятия проходили в Поволжской академии образования и искусств, в библиотеке культурного центра «Автоград», в МБУ «Кадетская школа , в детском просветительском центре Троицкого прихода, в Казанском храме Тольятти. Помимо пленарного заседания работали 14 секций, два круглых стола, состоялись научно-практическая конференция, выставки, просмотры видеофильмов и мастер-классы. В мероприятиях чтений приняли участие около 1400 человек. Было заслушано 212 докладов, темы которых перекликались с основной темой Международных Рождественских образовательных чтений: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Участники регионального этапа осмысливали предложенную Синодальным отделом религиозного образования и катехизации тему с точки зрения православного мировоззрения. Более подробно с хроникой событий и цифрами IV Рождественских образовательных чтений Тольяттинской епархии можно ознакомиться на епархиальном сайте http://tltepar.ru/upload/pages/pdf/hronika.pdf . Делегация Тольяттинской епархии, в составе которой священнослужители, благочинные и руководители отделов Тольяттинской епархии, представители органов власти, образовательных и культурных учреждений, средств массовой информации, готовятся к поездке в Москву для участия с 24 по 27 января 2023 года в работе XXXI Международных Рождественских образовательных чтений. Возглавит делегацию епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор , сообщает пресс-служба епархии. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Региональные Рождественские чтения проходят в Югре 1 декабря 2022 г. 12:37 30 ноября 2022 года митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел возглавил пленарное заседание регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Мероприятия регионального этапа проходят под председательством главы Ханты-Мансийской митрополии , при поддержке правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, администрации г. Ханты-Мансийска и Департамента образования и науки ХМАО. Пленарное заседание возглавили митрополит Павел и председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Димитрий Губанищев. В работе чтений приняли участие представители муниципальных образований округа, благочинные епархий Ханты-Мансийской митрополии, деятели образования, культуры, представители общественных организаций Югры, учащиеся и студенты. В начале пленарного заседания было оглашено приветствие председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения . Приветствие губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Н.В. Комаровой огласил заместитель губернатора В. Кольцов. С приветствием к участникам чтений также обратились: председатель Думы ХМАО Б.С. Хохряков, кинорежиссер и общественный деятель Н.П. Бурляев; заместитель председателя Государственной Думы РФ П.О. Толстой. Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел выступил с докладом. В режиме видеосвязи с докладом «Системное развитие программы " Социокультурные истоки " в соответствии с Указом Президента Российской Федерации " Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей " » выступил действительный член Императорского православного палестинского общества , профессор РАЕН, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмин (г. Москва).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Константин Струков Скачать epub pdf Конец XIX – начало XX вв. – время бурного экономического развития России. Быстро развивающаяся экономика требовала политических и социальных преобразований, ставила под удар вековые российские стереотипы, открывала новые возможности для самореализации личности. Молодые энергичные люди не хотели идти по стопам своих родителей, как этого требовали сословные ограничения. Жизненные пути близких родственников расходились часто в противоположных направлениях. Характерный тому пример – история семьи протоиерея В. А. Рождественского , о членах которой – людях своего времени – ниже пойдёт речь. Протоиерей Василий Александрович Рождественский родился 27 февраля 1838 г. в селе Дупны Чернского уезда Тульской губернии в семье сельского священника. В 1858 г. он окончил по 1 разряду курс Тульской духовной семинарии и был рукоположен в священника церкви в селе Архангельском-Грязном Ефремовского уезда Тульской губернии. В 1863 – 1873 гг. он являлся наблюдателем сельских народных школ по 3-му благочинному округу Ефремовского уезда. За труды и усердие в деле народного образования был награждён набедренником 1 . В 1870 – 1873 гг. Василий Александрович исполнял обязанности помощника благочинного и цензора катехизических поучений 2 и одновременно состоял членом Ефремовского училищного совета. По собственному прошению в сентябре 1873 г., «на которое последовала резолюция Преосвященного Никандра, по вниманию к отлично усердному и достойному пастырскому служению и к тому, особенно, доверию, которое он заслужил у духовенства и земства» 3 , Василий Александрович был переведён в г. Тулу к Христорождественской, что на Оружейной стороне церкви, а за заслуги по духовно-учебному ведомству был награждён фиолетовой скуфьёй 4 . В марте 1878 г. он был назначен священником Боголюбской (св. Флора и Лавра) церкви. С этого времени Василий Александрович со своей семьёй жил в одноэтажном деревянном доме на Старопавшинской улице (ул. Мосина) рядом с храмом. Кроме службы в приходе В. А. Рождественский исполнял и другие многочисленные обязанности. В 1874–1886 гг. Василий Александрович был членом целого ряда епархиальных комитетов и комиссий: ревизионной комиссии по делам попечительства о бедных лицах духовного звания, ревизионного комитета Тульского епархиального женского училища, строительного комитета

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Протоиерей А. Рождественский считал, что поправка неудобна с практической точки зрения, так как будет тормозить деятельность церковного управления. Протоиерей В. Свенцицкий представлял дискуссию вокруг этого пункта как конфликт между сторонниками абсолютистского и соборного начал в делах Церкви. П. Н. Апраксин не видел здесь противоречия, он считал, что положение вполне согласуется с принятыми на Поместном Соборе уставами духовных учреждений, утверждающими как соборное начало, так и ответственное за все решения лицо, возглавляющее церковные учреждения. Обсуждаемая поправка была предложена в отделе П. Н. Апраксиным, и он заметил, что положение в точности повторяет § 2.0 постановления Всероссийского Собора об учреждении высшего церковного управления. Защитники данной нормы отмечали, что она не является Нововведением, подобным правом обладают не только Святейший Патриарх, но и епархиальные архиереи, и благочинные в благочинническом совете и, наконец, настоятели в приходских советах. Протоиерей А. Рождественский и Г. Н. Трубецкой указывали на отсутствие апелляционной инстанции и невозможности проводить аналогию между постоянным и временным церковными управлениями. Статья была принята Собором в редакции отдела большинством – 33 голоса против 21. Затем Собором приняты статьи: 12 – о подчинении ВВЦУ всех духовных учебных заведений и церковно-приходских школ, 13 – о суде над епископами, а также «Дополнение к Положению о высшем церковном управлении» – о материальном обеспечении ВВЦУ – в редакции отдела с небольшой поправкой к статье 3 («Дополнения»). Таким образом, на третьем заседании Собора было окончательно принято Положение о Временном высшем церковном управлении и дополнение к нему. Однако следует заметить, что нумерация статей по протоколу пленарного заседания Собора и текста Положения не совпадают. Окончательная редакция документа была составлена в редакционной комиссии и утверждена на следующем заседании Собора. Не зафиксировано в протоколах Собора острое обсуждение, возникшее вокруг статьи Положения о местопребывании ВВЦУ Об этой дискуссии позднее вспоминал протопресвитер Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялось ежегодное собрание духовенства Санкт-Петербургской епархии декабря 2016 Ежегодное собрание духовенства состоялось 14 декабря в Синем зале епархиального управления . Его открыл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . В докладе владыки было уделено внимание общецерковным и епархиальным событиям, планам на будущее. Правящий архиерей привел статистические данные по епархии, осветил вопросы пастырского служения, дал духовные наставления, поблагодарил участников собрания за труды, которые они понесли в 2016 году. В выступлении ректора СПбДА архиепископа Петергофского Амвросия были приведены цифры и факты по духовной академии. На очном отделении сейчас 385 студентов, на заочном - 519. В этом году академия прошла госаккредитацию. В советское время такой возможности не было. Сейчас на государственном уровне признано, что образование в духовном вузе не хуже, что и в светских учебных заведениях. У выпускников появилось право поступления в магистратуру других вузов, устранена проблема приема иностранных студентов. После передачи академии ее исторического здания на Обводном канале ведется ремонт крыши и перекрытий, весной начнутся восстановительные работы. Как председатель епархиального ОРОиК , владыка Амвросий отметил небольшой рост показателя выбора родителями школьников для изучения курса ОПК, указал на необходимость развивать на уровне благочиний взаимодействие с районными отделами образования. Он поблагодарил методистов благочиний, в основном, работающих на общественных началах. Владыка назвал важными событиями этапы Рождественских чтений, которые в этом году проведены почти во всех благочиниях совместно с районными властями. Актуальным остается вопрос качества преподавания вероучительных дисциплин в приходских воскресных школах, более того - не на всех приходах есть такие школы. Епископ Кронштадтский Назарий отчитался по трем направлениям своей работы: как благочинный монастырей , председатель богослужебной комиссии и церковного суда. Он отметил, что существенных изменений в численности насельников монастырей нет.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

— В наших условиях, с расстояниями между населенными пунктами в 300-400 км по грунтовым дорогам и с водными переправами (например, от Каргополя до Онеги 421 км, а от Плесецка до поселка Рочегда — 355 км с переправой на пароме через Северную Двину), это сегодня самый эффективный способ управления. Мы пользу­емся интернет-услугой конференц-связи, которую предоставляет один из мобильных операторов. Это вполне бюджетный вариант в нашем случае. Еще полгода назад мы проводили такие совещания еженедельно. В последнее время — реже, так как большинство вопросов потеряло свою остроту. Обычно мы обсуждаем мероприятия епархиального масштаба, которые требуют организации и участия разных благочиний. Например, строительство или реставрация храмов, духовно-просветительских центров, подготовка Пасхального и Рождественского фестивалей, в которых участвуют представители удаленных друг от друга благочиний. Святое дело — Жизнь на Севере, где в одиночку было просто не выжить, всегда предполагала взаимопомощь людей, совместное решение хозяйственных проблем, особенно в небольших селах и деревнях. Жива ли эта традиция по сей день? — Это до сих пор встречается. В основном среди пожилых. Но все больше примеров, когда взаимовыручка для современного общества становится нехарактерной. Уже нет необходимости всем вместе обрабатывать землю: пахать, сеять, пропалывать, собирать урожай. И для сбора урожая уже не надо собираться всем вместе, забывая о распрях, прощая обиды. Мы все реже ощущаем единство в созидании чего-либо, все меньше что-то делаем вместе, даже в семьях. А вот церковные общины, по-моему, призваны к такому объединению людей, прежде всего в молитве, затем в воспитании, в социальном служении. Ведь добрые дела тоже должны быть наполнены истинным, духовным смыслом, иначе они будут добрыми только внешне. — Есть ли проблема территориальной разобщенности приходов? Нужно ли работать над их объединением? — У нас нет разобщенности. Проблема в другом. Часто один священник — настоятель нескольких приходов, а каждый из них — юридическое лицо со своей бухгалтерией и счетом в банке, на обслуживание этого прихода тоже нужны денежные средства. Но нередко многие из них, в силу малочисленной паствы, не в состоянии нести эти затраты. Хорошим выходом здесь было бы приписать несколько (пять-семь) приходов к одному, наиболее обеспеченному. Сделать одну бухгалтерию и один расчетный счет на всех, но при этом сохранить их как юридические лица. Например, в Каргопольском благочинии 16 приходов, а священников всего четыре, можно было бы оставить три расчетных счета и три бухгалтерии, а остальные к ним приписать. В Плесецком благочинии 13 приходов, а священников — четыре, из них один иеромонах с очень слабым здоровьем. Но, к сожалению, пока российское законодательство не позволяет это сделать.

http://patriarchia.ru/db/text/5517802.ht...

Подготовительный этап Рождественских чтений прошел в Выборгском благочинии ноября 2016 В школе 104 Выборгского района 2 ноября состоялся региональный этап Рождественских образовательных чтений " 1917-2017. Уроки столетия. Перспективы духовного созидания в Санкт-Петербурге " . Организаторы - Центр духовной культуры и образования Выборгского округа совместно с администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга. В чтениях приняли участия директора школ и заведующие детских садов, учителя, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги и методисты учреждений дополнительного образования, духовенство Выборгского благочиния. В фойе была развернута выставка " Дорога к храму " из лучших работ школьников Выборгского района, участвовавших в конкурсе " Красота Божьего мира " , и выставка, посвященная 110-летию со дня рождения академика Дмитрия Лихачева, организованная библиотекой Выборгского района, носящий его имя. Слово об академике Лихачеве было сказано и на пленарном заседании учителем словесности школы 90 Татьяной Ивановой. Дмитрий Лихачев поддерживал отношения с администрацией этой школы, часто приходил туда, и теперь в дань памяти там проходят ежегодные Лихачевские чтения. Перед началом чтений был показан документальный фильм " 1917-2017. Уроки столетия " , созданный специально к Рождественским чтениям. Чтения, по традиции, были открыты колокольным звоном. С приветственными словами обратились заместитель главы администрации Выборгского района Наталья Никишина и благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников . С основным докладом " 1917-2017. Уроки столетия "   выступил доктор богословия, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов . Отец Георгий подчеркнул, что при попытках найти ответ на вопрос, почему православный народ России после 1917 года вдруг стал крушить храмы и расстреливать священников, приходишь к неизбежному выводу, что народ в большинстве своем знал лишь обрядовое благочестие и не был просвещен в христианском учении.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

— В наших условиях, с расстояниями между населенными пунктами в 300–400 км по грунтовым дорогам и с водными переправами (например, от Каргополя до Онеги 421 км, а от Плесецка до поселка Рочегда — 355 км с переправой на пароме через Северную Двину), это сегодня самый эффективный способ управления. Мы пользу­емся интернет-услугой конференц-связи, которую предоставляет один из мобильных операторов. Это вполне бюджетный вариант в нашем случае. Еще полгода назад мы проводили такие совещания еженедельно. В последнее время — реже, так как большинство вопросов потеряло свою остроту. Обычно мы обсуждаем мероприятия епархиального масштаба, которые требуют организации и участия разных благочиний. Например, строительство или реставрация храмов, духовно-просветительских центров, подготовка Пасхального и Рождественского фестивалей, в которых участвуют представители удаленных друг от друга благочиний. Святое дело — Жизнь на Севере, где в одиночку было просто не выжить, всегда предполагала взаимопомощь людей, совместное решение хозяйственных проблем, особенно в небольших селах и деревнях. Жива ли эта традиция по сей день? — Это до сих пор встречается. В основном среди пожилых. Но все больше примеров, когда взаимовыручка для современного общества становится нехарактерной. Уже нет необходимости всем вместе обрабатывать землю: пахать, сеять, пропалывать, собирать урожай. И для сбора урожая уже не надо собираться всем вместе, забывая о распрях, прощая обиды. Мы все реже ощущаем единство в созидании чего-либо, все меньше что-то делаем вместе, даже в семьях. А вот церковные общины, по-моему, призваны к такому объединению людей, прежде всего в молитве, затем в воспитании, в социальном служении. Ведь добрые дела тоже должны быть наполнены истинным, духовным смыслом, иначе они будут добрыми только внешне. — Есть ли проблема территориальной разобщенности приходов? Нужно ли работать над их объединением? — У нас нет разобщенности. Проблема в другом. Часто один священник — настоятель нескольких приходов, а каждый из них — юридическое лицо со своей бухгалтерией и счетом в банке, на обслуживание этого прихода тоже нужны денежные средства. Но нередко многие из них, в силу малочисленной паствы, не в состоянии нести эти затраты. Хорошим выходом здесь было бы приписать несколько (пять — семь) приходов к одному, наиболее обеспеченному. Сделать одну бухгалтерию и один расчетный счет на всех, но при этом сохранить их как юридические лица. Например, в Каргопольском благочинии 16 приходов, а священников всего четыре, можно было бы оставить три расчетных счета и три бухгалтерии, а остальные к ним приписать. В Плесецком благочинии 13 приходов, а священников — четыре, из них один иеромонах с очень слабым здоровьем. Но, к сожалению, пока российское законодательство не позволяет это сделать.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 VIII республиканские Рождественские чтения состоялись в Якутской епархии 18.12.2012 13 декабря 2012 года в здании Якутской духовной семинарии в Якутске под председательством епископа Якутского и Ленского Романа прошло пленарное заседание VIII республиканских Рождественских чтений. Участниками чтений стали представители духовенства Якутской епархии , ученые, педагоги, общественные деятели, студенты якутских вузов и средних специальных учебных заведений. В работе приняли участие министр молодежной политики и спорта Республики Саха (Якутия) А.Г. Подголов, а также заместитель главы администрации г. Якутска по социальным вопросам Е.И. Евсикова. Почетным гостем чтений стал профессор кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, декан факультета религиоведения, этнокультурологии и регионалистики Российского православного университета В.В. Шмидт. На пленарном заседании были заслушаны доклады профессора В.В. Шмидта, ректора Якутской духовной семинарии игумена Андрея (Мороза), главного научного сотрудника Института гуманитарных исследований малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН Н.Н. Ефремова, советника Президента РС (Я) Т.В. Тарасовой, научного сотрудника Национальной библиотеки РС (Я) Е.П. Гуляевой и др. 14 декабря работа Рождественских чтений продолжилась по секциям. В актовом зале Якутской семинарии состоялся семинар «Как создать и развить воскресную школу», модераторами которого выступили благочинный Ленского округа Якутской епархии иерей Анатолий Астафьев и директор воскресной школы Преображенского кафедрального собора иерей Антоний Попович. На семинаре также были рассмотрены вопросы работы с детьми вне стен воскресной школы, аспекты общения с проблемными подростками, организации правильного взаимодействия с учащимися и преподавателями общеобразовательных школ.

http://drevo-info.ru/news/14404.html

Важнейшим направлением работы обновленного Отдела является  катехизация. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно отмечал, что главной задачей Русской Православной Церкви является просвещение светом Христовой веры нашего народа. Сегодня катехизаторская деятельность Церкви, т.е. осуществление духовно-просветительской работы с целью приобщения к нормам христианской жизни обращающихся к Церкви и вошедших в нее людей, является в XXI веке, наряду с миссионерской, социальной, благотворительной деятельностью, важнейшей, неотъемлемой областью церковного служения, от осуществления и развития которой, в немалой степени, зависит духовное состояние членов Церкви, приходов, общин и всего нашего общества. Мы понимаем катехизацию, прежде всего, как избавление от религиозной безграмотности. Впервые «Катехизация и таинства в Церкви» выведены в Рождественских чтениях как отдельное направление. В нем особое внимание будет уделено современным формам и методам ее организации. В отличие от практики Древней Церкви, катехизация сегодня включает не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным Таинствам уже крещеных. Необходимо воцерковить приходящих в храм людей, сделать их жизнь осознанно христианской. Потому катехизация рассматривается нами, прежде всего, как полноценное участие людей в жизни Церкви, ее Таинствах, приобщение к практическому опыту молитвы, церковному общественному служению, а не только как ознакомление со сводом теоретических знаний о вере. Нам предстоит создание целостной общецерковной системы катехизации, включающей соответствующие структуры и мероприятия по ее развитию на епархиальном уровне, в благочиниях и на приходах. Она должна охватывать все возрастные категории потенциальных прихожан, чьи сердца взыскали живой веры в Бога: детей и их родителей, молодежь и взрослых. Важно также выработать единые принципы и наиболее эффективные ее формы для разновозрастных категорий людей. Однако при этом нужно помнить, что лучший учитель — это тот, кто учит своим примером, и потому весьма важно, чтобы слово катехизатора не входило в противоречие с его жизнью.

http://patriarchia.ru/db/text/1049370.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010