«Продолжением подобного взаимодействия стало сотрудничество Каюма Насыри с выдающимися учеными того времени — историками Николаем Григорьевичем Фирсовым и Михаилом Михайловичем Хомяковым; исламоведами Николаем Федоровичем Катановым, Гордием Семеновичем Саблуковым, — продолжил митрополит Кирилл. — Многогранность взаимодействия открывается и в опубликованных книгах в типографии Казанского императорского университета: " Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов " , " Русская азбука для первоначального чтения в русском языке " , " Полный русско-татарский словарь, с дополнением из иностранных слов, употребляемых в русском языке как научные термины " ». Архиерей отметил, что примеры плодотворного межрелигиозного сотрудничества есть и новейшей истории духовного образования в Казанском крае: «В нашей духовной семинарии на магистерском профиле работают преподаватели из Российского исламского института. В этом году Казанская духовная семинария и Болгарская исламской академия совместно опубликовали информационно-аналитический доклад " Роль межрелигиозного диалога в развитии высшего религиозного образования в Республике Татарстан " . Приятно осознавать, что мы продолжаем добрые традиции и показываем достойные формы взаимодействия, которые обогащают в образовательной сфере каждую сторону». «Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти», — завершил свое приветственное слово митрополит Кирилл цитатой из книги Притч (13:14). Глава Татарстанской митрополии поблагодарил слушателей за внимание и интерес к заявленной теме и призвал Божие благословение на участников форума. По видеосвязи собравшихся приветствовал председатель Совета Научно-образовательной теологической ассоциации, ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл . В зале также присутствовали секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко, заведующий кафедрой общей и церковной истории КазДС протоиерей Алексий Колчерин, заведующий кафедрой исламоведения Владимир Рогатин.

http://patriarchia.ru/db/text/6063501.ht...

155. Дамиан , пресвитер, издал в Остроге 1607 г. на литовско-русском наречии «Лекарство на оспалый умысл». Здесь а) Златоустовы послания к Феодору падшему и Слово – всуе мятется всяк; б) тестамент императора Василия; в) стихи и предмова Дамиана, Вероятно им же переведена Пчела Антония и Максима, переведенная в Дерманском монастыре в 1599 г. (Царского 347; Медведева 174). Послесловие его к Октоиху, изданное в Дермани 1604 г., говорит: «в лето 603 м. дек. 2 дня преставися князь Александр, воевода Волынский, сын князя Константина: велий плачь и жалость отцу же и чадом остави, наипаче же християном, вси бо бяху чающе помощь тем улучити в бедах и гонениях одержащих церковь ». Юрий Рогатинец , старший член Львовского братства, писал (19 ноября 1599 г.) Виленскому братству письмо, где о себе говорил: «если слышно о мне, что я имею сношения с Ипатием и получаю от него письма, как бы тот адский смрад Римский закрыть Курцием и дойти до церковного покоя: то это не основание подозрению, а уважение прав. Я имею сношения с неприятелями, но не держусь стороны их, и поступаю с змеиною мудростью и с чистотою голубиною, как повелел Христос. Это видно из письма моего, которое писал я ныне 1 ноября к Яну Потею, сыну его (Ипатия)... Посылаю копию и с другого письма, которое ныне послал я в Рогатин, по случаю погребения сестры моей Анастасии, умершей от притеснений Болобановых, откуда поймете, в чем состоит дело наше с владыкою Болобаном» (Акт. зап. Росс. IV, 146). Отсюда видно, что Юрий Рогатинец много писал во время открывавшейся унии. Ему надобно приписать две жалобы 1592 г. о побоях, причиненных ученикам братства питомцами папизма (Дополн. к иностр. акт. 62). Два акта примирения братства с епископом Гедеоном составлены, конечно, под его наблюдением, если только не им писаны; в одном он поименован как поверенное лице братства (Акт. зап. Росс. IV, 113, 157). Вероятно, им же писаны в 1592 г. два письма братства к Константинопольскому патриарху с жалобами на епископа Гедеона (Акт. зап. Росс. IV, 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

14 февраля по благословению Святейшего Патриарха Кирилла состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Антония с делегацией Эфиопской Церкви. От имени Святейшего Патриарха Эфиопского Абуны Матфия и Синода Эфиопской Церкви глава делегации архиепископ Абуна Филипос поблагодарил за поддержку, которую Московский Патриархат оказал Эфиопской Церкви в ходе недавних попыток группы схизматиков учинить в Эфиопии церковный раскол. Со своей стороны митрополит Антоний выразил благодарность за неизменную поддержку, оказываемую Эфиопской Церковью на межхристианских площадках в противодействии различным попыткам дискриминации Русской Православной Церкви. Следующее заседание Комиссии запланировано в 2024 году на территории Эфиопской Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Признать успешной деятельность Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью. 3. Отметить значимость двусторонних проектов, среди которых: совместные действия по защите христиан; взаимодействие на международных площадках; поддержка традиционных нравственных ценностей; обмен опытом в медиапространстве; оказание содействия в пастырском окормлении соотечественников в Эфиопии и России; сотрудничество в диаспоре; контакты между представителями монашества и развитие паломнических программ; сотрудничество в академической, социальной, церковно-производственной и молодежной сферах.   ЖУРНАЛ 18 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о проведении XII заседания совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам». Справка: С 21 по 22 февраля 2023 года в Москве состоялось XII заседание совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам» на тему «Общественное служение религиозных общин в постпандемийном мире». В состав делегации Русской Православной Церкви вошли: митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл — глава делегации; архимандрит Александр (Заркешев), настоятель Свято-Николаевского собора в Тегеране; священник Димитрий Сафонов, секретарь по межрелигиозным отношениям Отдела внешних церковных связей; иеромонах Григорий (Матрусов), председатель Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром; иеромонах Роман (Модин), преподаватель Казанской духовной семинарии; диакон Илия Кашицын, сотрудник ОВЦС, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии; М.Б. Нелюбова, сотрудник ОВЦС; В.Н. Рогатин, заведующий кафедрой исламоведения Казанской духовной семинарии; Е.В. Дунаева, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук.

http://patriarchia.ru/db/text/6010341.ht...

Все, что может заставить человека трепетать, – я презираю. Смеюсь над богатством, смеюсь над почестями, которых другие так жаждут. Богатство для меня не более как нищета. И если я желаю жить, то только для того, чтоб быть с вами, трудиться над вашим душевным совершенствованием. Я говорю вам так, как поступаю, и взываю к любви вашей, да будет эта любовь доверчива. Нет, нет! Церкви не рассекают, не увечат! Церковь неделима. В ней не отделяют главы от членов, они остаются в единении, невзирая ни на что, сказанное о муже и жене еще вернее в отношении пастыря и паствы: они – единое, и что соединил Бог , разделить не во власти человека. Скажите мне, что сталось с тиранами, которые некогда покушались подавить Церковь ? Скажите, где их застенки, костры, где зубы их хищных зверей и отточенные мечи их палачей? Они хотели действовать, но ничего не сделали. То же молчание и то же забвение покрывают всегда и тиранов, и арсенал их преступлений, а Церковь ? Она блистает светлее солнца по всей Вселенной, и, если тираны не могли задушить веру, когда едва существовали христиане, как же могут они надеяться на то ныне, когда христиане покрывают всю землю? Иногда, в дни мучительства, видели невообразимые жесткости, которым подвергали какую-нибудь молодую девушку, почти отроковицу, и как эта девушка являлась сильнее рогатин пытки и жала пламени. Железные зубья терзали бока ее – вера ее оставалась непоколебимой. Как же хотят устрашить целый народ?.. О, они совсем не знают нас! Христос со мною! Чего я устрашусь? Его Евангелие в руках моих – посох, на который я опираюсь. Вот где мое прибежище, вот мирная пристань души моей. Бури, на меня воздвигнутые, море, на меня низвергнутое, неистовства государей и сильных мира... все это для меня не более паутины, и, если бы взаимная любовь не удерживала меня в этих местах, я не воспротивился бы удалиться отсюда... Знаете ли вы, возлюбленные братья, за что хотят погубить меня? За то, что я не приказывал стлать перед собой богатые ковры, что никогда не хотел я одеваться в золотую и шелковую одежду, что я не унизился до того, чтобы удовлетворять жадность этих людей и не держал стола, открытого для них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

– Между запасной братской одеждой перечисляются далее кожи оленьей, нерп, моржей, невод частик в сорок сажень. Зернового хлеба в монастырских амбарах хранилось: ржи 200 четвертей, ячменя 400 четвертей, кроме не вымолоченного; муки ржаной 20 четиер., ячной 10 четв. В числе братии и слуг Красногорского монастыря тогда состояли: казначей черный поп Герасим, келарь старец Кондрат, соборный старец Сергий (бывший строитель), старец Александр, старец Иона, старец Игнатий; больничные старцы: Савватий, Дионисий, Севастиан, Тихон, старик Ерил, старик Фомка Попов, старик Пронька Матфеев; да служебники: Куземка Семенов, Лазарько Кирилов, Васька Давыдов, Афонька Агапитов, Федька Лукин, Трофимко Романов, Бориско Клядышев, Митька Сухов, жена у него на воловьем дворе слепая, да сын малой Степанко. Принявши Красногорский монастырь, игумен Петроний не долго управлял им. В 1664 году вкладчик Черногорского монастыря, Фома Харгалов, в челобитной писал царю Алексею Михайловичу, что посланный с Москвы в Черногорский монастырь игумен Петроний, живучи в том монастыре, многих старцев древних и больных и вкладчиков смиряет, бьет без вины и хлебные запасы и всякие монастырские заводы и деревни пустошит и от того де Черногорский монастырь опустел, и чтоб великий государь пожаловал его велел того игумена Петрония из Черногорского монастыря взять, и в том монастыре быть иному строителю. По грамоте Алексея Михайловича 1664 г., после того как жалоба подтвердилась свидетельством братии и вкладчиков, игумена Петрония в монастырской казне велено счесть и строителями, избрать старца добра. По описи 1664 г. оказывается, что игумен Петроний с 1661–1664 г, роздал монастырские деньги разным лицам под расписки и закладные, сто пятнадцать рублей тридцать один алтын. В рухольную при нем поступило 10 красных лисиц, сорок черных песцов, пять белых, песец голубой, три песца серых, два меха песцовых белых, одеяло песцовое белое, сто десять песцовых хвостов белых, две шкуры белых медведей, две пищали (оружья), пара пистолетов, двадцать кож ворванных больших дубленых, три кожи нерпичьи, двадцать трубок, что льют свечи, двадцать носков железных звериных, десять рогатин, два шандана медных, четыре шандана струнных, четыре матки ставных, триста восемьдесят сажен моржевого ременья, двести восемьдесят сажен волосяных тетив для неводов, исправлена монастырская ограда, построена новая игуменская келья двухэтажная в восемь окоп, – на Сояльском озере открыта рыбная ловля, поставлена изба и амбар, заведено три невода два девяноста сажен, а один шестьдесять, семь пешней, да лодка, кроме того сделан заказ на постройку новой ладьи. В Архангельске на сальном берегу поставлен новый амбар и монастырское место обнесено забором. Там было шесть пудов пять фунтов перья утиного, шесть пудов пуху гусиного, тридцать пять фунтов перья лебединого, восемьдесят два пуда пятнадцать фунтов – куропаточного. V, VI и VII

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

и копья, 909 которые суть род охотничьих рогатин, на серпы 910 , т. е. некогда дикие и свирепые страсти превращают в благие и приносящие добрый плод чувства. И опять: Слушайте Меня, слушайте, народ Мой, и преклоните, цари, 911  ухо ко Мне, ибо закон произойдет от Меня и суд Мой в свет язычников, 912 – которым судил и постановил, что также и язычники подлежат просвещению через Евангелие и слово. Этот закон будет и у Давида: безупречный, ибо он совершенный, направляющий душу, 913 конечно, от идолов к Богу; это будет слово, о котором говорит тот же Исаия: Ибо краткое слово сотворит Господь на земле. 914 6. Ведь сокращенным является Новый Завет и освобожденным от мелочного бремени Закона. Но зачем искать чего-то большего, когда еще очевиднее и яснее самого света Творцом предвещается обновление через того же : Не вспоминайте о прошлом и о древнем не думайте: 915 старое прошло, новое начинается; 916 вот, Я творю новое, которое начнется ныне. 917 Также через Иеремию: Обновите у себя новую целину и не сейте в терние, и обрежьте крайнюю плоть сердца вашего. 918 И в другом месте: Вот, придет день, говорит Господь, и составлю для дома Иакова и для дома Иуды Новый Завет не в соответствии с Заветом, который Я установил с их отцами в день, когда принял решение о них, дабы вывести их из земли Египта. 919 7. Так, Он обозначает прежний Завет как преходящий, показывая его изменяемым и обещая вечный в будущем. Ибо Он 920 через Исаию: Послушайте Меня и будете жить, и заключу с вами Завет вечный, – добавляя, – святость и верность 921 Давида, 922 – дабы показать, что этот Завет осуществится во Христе, из рода Давида по Марии. 8. Его же (Христа) 923 образно предсказывал в ветви, которая произойдет от корня Иессеева. 924 Итак, если Он сказал, что иные законы, иные слова и новые установления заветов грядут от Творца с той целью, чтобы утвердить иные, лучшие, обряды также и самих жертвоприношений, и притом у язычников устами Малахии: Нет Моего к вам благоволения, говорит Господь, и жертвоприношения ваши не приму из рук ваших, ибо от восхода солнца до заката прославляемо в язычниках имя Мое, и во всяком месте приносится жертва имени Моему, и жертва чистая 925 (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002    003   004