В.В. Виноградов Ружьё Акад. А. И. Соболевский отметил, что слово ружьё образовалось из оружье вследствие отделения начального о (ср. ряб, рябина, рябчик при Галицк. орябок, ц.-слав. ерябь, польск. jarzbina и т. п.). Он же указал на то, что «еще у Кантемира и В. Майкова ружьё употребляется в значении «оружие вообще»; печатная Книга о ратном строении 1647 г. пользуется словом ружьё в том же значении; ср. в Московской грамоте 1676 г.: бердыши или иное какое ружье (Доп. к Акт. Ист. VII, 71) (Соболевский, Лекции, с. 93; ср. Преображенский, 2, с. 222). Но словари Академии Российской (1789–1794 и 1806–1822) знают только современное значение слова ружьё: «Огнестрельное ручное орудие с длинным стволом и замком. Стрелять, палить из ружья» (сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 1090). Как доказал В. К. Чичагов 327 , слово ружьё появилось в русской письменности в начале XVII в. в значении «оружие вообще». Слово ружьё в XVII в. имело собирательное значение. Оно могло обозначать собрания любых видов оружия, начиная от пушек и кончая луками. Но чаще оно применялось по отношению к мелкому ручному оружию. Ср. в «Актах» хозяйства боярина Морозова (ч. 1, с. 141): «И что у них есть ружья, пищалей и бердышев, и рогатин, и топорков, и то б ружье имали все с собою» (1656 г.). По указанию В. К. Чичагова, в XVII в. между словом ружьё, обозначавшим оружие вообще, и словом оружие, известным в письменности издавна, существовало стилистическое различие: ружьё – в челобитных, приказной переписке, вообще в низких стилях письменности, в разговорной речи, оружие – в официальных документах и в печатных книгах. Изучая язык «Курантов», рукописных ведомостей конца XVII в., И. С. Хаустова отметила 328 , что во второй половине XVII в. сфера употребления слова ружьё в письменности расширяется. В «Курантах» наряду со словом ружьё употребляется и оружие (лл. 9 и 19). В XVIII в. ружьё употребляется чаще всего уже в значении «огнестрельное оружие с длинным стволом» в связи с тем, что это оружие становится основным оружием солдата петровской эпохи, а многие из видов ружья XVII в. выходят из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Специалисты утверждают, что в связи с нестабильностью в стране, сект появилось очень много. 11 июня. ПРАВМИР. Каждый вторник в Зверинецком монастыре на Выдубичах проходят бесплатные курсы для зависимых от сект. Курсы проводятся для пострадавших не только от обычных сект, но и апокалиптических, — сообщает газета «ВЕСТИ» . «Сейчас в Киеве активизировались именно такого рода секты. Они противопоставляют свой уютный мир военным заварушкам, экономическому спаду. Оказывают помощь тем, кто не может справиться с нервными срывами, таким образом завлекая их к себе», — рассказывает автор курсов отец Хризостом (Грищенко). Специалисты утверждают, что в связи с нестабильностью в стране, сект появилось очень много. При этом служители нетрадиционных культов нынче вербуют людей в больницах и торгуют кремами, якобы сделанными на святой воде. Сектанты одеваются так, чтобы их нельзя было сразу отличить от сотрудников медучреждений. «Людей в тяжелом состоянии легче обработать, — объясняет такую навязчивость сектантов в медучреждениях религиовед Владимир Рогатин. — Удачная операция может интерпретироваться ими как благодатное влияние молитв. Внушаемые пациенты — потенциальные жертвы подобных сект». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 декабря, 2020 31 октября, 2020 22 сентября, 2020 31 июля, 2020 2 июля, 2020 7 февраля, 2019 25 января, 2019 24 декабря, 2018 16 июля, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-kievskom-monastyire-...

Керівник молодіжного відділу Кіровоградської єпархії протоієрей Діонісій Буренко зробив огляд та презентацію численних молодіжних проектів, серед яких особливе місце посідає робота недільних шкіл в регіоні. Керівник молодіжного відділу Рівненської єпархії протоієрей Василь Романюк розповів про те як організовується робота з молоддю в кожному благочинні і на кожній парафії єпархії. Маріупольська молодіжка презентувала інформаційно-просвітницький проект «Людський потенціал», головні завдання якого – це пропаганда традиційних сімейних цінностей, профілактики абортів, алкогольної та наркозалежності в молодіжному середовищі. Гості з Білорусі представили свій молодіжний проект «Quo vadis» — форум який проходить вже кілька років. Вони запросили всіх бажаючих відвідати форум вже цього року 15-17 листопада. Уся інформація на офіційному сайті Синодального відділу у справах молоді. Презентації унікальних єпархіальних проектів УПЦ проходили протягом усіх днів роботи конференції. Цього ж дня відбулася панельна дискусія на тему «Превентивні заходи алко- та наркозалежних». У панельній дискусії взяли участь – представити Реабілітаційного центру в селі Косачівка (Чернігівська область), голова місіонерського відділу Брестського єпархіального управління диякон Геннадій Сорока, співробітник «Просвітницький медико — психологічного центру «Життя» Інна Андріанова, редактор сайту Всеукраїнського апологетичного центру в ім’я свт. Іоанна Златоуста Володимир Рогатин. 23 жовтня з доповідями про особливості виховання сучасної молоді виступили психолог Анна Лелик з темою «Генерація Y» та ігумен Валеріан (Головченко), який розповів про «Молодіжні субкультури». Також протоієрей Олександр Авдюгін зачитав доповідь на тему: «Висвітлення ініціатив і подій православного молодіжного руху в інтернеті. Форма і методи ведення інтернет-дискусій». Протоієрей Сергій Дмітрієв розповів про роботу з грантодавчими фондами, а також розкрив механізми отримання грантів. 24 жовтня говорили про наркозалежних, та про духовну допомогу цим людям. Спікери: перший заступник голови Синодального відділу у справах молоді архімандрит Іоасаф (Перетятько) та Дмитро Волков (реабілітолог). Про служіння у в’язницях розповіли заступник голови Синодального відділу протоієрей Микола Могильний та координатор волонтерського напрямку Олександр Поштарук.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3326775...

– Пришло время, и выбиты зубы их и отсечена правая рука! Затем он поднял руку и стал благословлять и тех, что лежали поближе, и все поле битвы между Грюнвальдом и Танненбергом. Пылала заря; воздух стал прозрачен после дождя, и кровавое побоище было видно как на ладони, необъятное, дымящееся; повсюду виднелись горы конских и человеческих трупов, торчали обломки копий, рогатин и кос, руки, ноги, копыта; усеянное десятками тысяч тел, скорбное поле смерти простиралось далеко-далеко, исчезая на горизонте из глаз. По необозримому этому кладбищу сновали слуги, собирая оружие и снимая с убитых доспехи. А вверху, в румяном небе, уже кружили орлы, и стаи воронья громко каркали, радуясь добыче. Не только вероломный орден крестоносцев лежал поверженный у ног короля: в этот день искупления о польскую грудь разбилось все немецкое могущество, доныне заливавшее, как волна, несчастные славянские земли. Честь и хвала тебе во веки веков, великое, священное прошлое, и тебе, жертвенная кровь! LII Мацько и Збышко вернулись в Богданец. Старый рыцарь жил еще долгие годы, а Збышко в расцвете сил и здоровья дождался той счастливой минуты, когда в одни ворота выезжал из Мальборка со слезами на глазах магистр крестоносцев , а в другие во главе войска въезжал польский воевода, дабы именем короля и королевства принять под свою руку город и весь край до седых волн Балтики. Падерборн – город в Вестфалии (исторической области в Германии), в соборе которого (XI—XIII bb.) хранились мощи святого Либерия. «Иисус!» (нем.). … в… Анжуйской стране – т. е. в герцогстве Анжу во Франции. … погиб со славой … – Ян (Иоганн) Люксембургский (1296—1346), чешский король с 1310 г. Был женат на дочери Вацлава II (1271—1305) из династии Пршемысловичей и соперничал одно время с Локотком (см. примеч. к с. 21) в борьбе за польский престол, участвовал во многих сражениях и турнирах, погиб в битве при Креси (26 июня 1346) во время Столетней войны (1337—1453). Господи Иисусе! (нем.) Месяц лютый… – февраль. … поехали к отцу князя Пшемка, к старому Носаку … – Пшемысл (из силезской ветви Пястов) – князь освенцимский, погиб в 1406 г. Носак – его отец, цешинский князь Пшемысл, жил до 1409 г.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Личный капитал монарха оценивался «счетоводами» той эпохи в 12 000 000 рублей. Причем 1 миллион герой этого обзора пожертвовал на благотворительность. Стоит сказать, что в 70-80-х годах XIX столетия всего лишь на 40 копеек можно было купить килограмм говядины высшего сорта, на 10 рублей – кобылу, а на 100 рублей (до отмены крепостного права) – целый хуторок в 15 ревизских душ. За тысячу приобретали целые сельские округа. Поэтому очень трудно представить, что можно было приобрести за 12 миллионов! Наверное, небольшую европейскую страну (кстати, часть Запада у нас была). Александр II первым из династии Романовых оказался настолько любопытным, что пересёк Урал и впоследствии даже почти всю Западную Сибирь! Тут он общался со ссыльными декабристами, собрав много просьб, связанных с улучшением дел в России… До середины XIX века катание на коньках в России не было популярным. Моду на это развлечение ввёл именно Александр II. В 1860 году он приказал залить большой ледовый каток у Мариинского дворца. Там он катался на виду у восхищенных горожан вместе со своей дочерью. Петербуржцы хотели скользить по льду, как их Государь, и вскоре катание на коньках стало главной зимней забавой. Александр II очень любил охотиться и часто ходил на зверя в одиночестве, хотя это и было опасно. С собой Государь брал только собаку: его любимцем был черный сеттер по кличке Милорд. Добытые Царем трофеи украшали стены Лисинского павильона недалеко от Петербурга. Сейчас в оружейной комнате Гатчинского дворца можно увидеть коллекцию рогатин, с которыми Император охотился на медведей. Александр II разрешил публичное фотографирование Царской семьи. Фотографирование вошло в обиход столичных жителей. Александр II всегда старался быть ближе к народу. Еще не став Царем, он объехал все российские губернии, чтобы понять, как живут люди в стране. Много лет спустя, в годы своего правления, он приехал в дом предварительного заключения на Шпалерной улице и попросил коменданта запереть себя в одиночной камере, где просидел больше часа. Таким образом он пытался прочувствовать состояние заключенных, которые ожидают суда.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/02/on...

– Клянусь богом, ядовитая шутка! – сказал принц Джон. – Как вам это нравится, господа? Наши саксонские подданные совершенствуются в остроумии и храбрости. Вот какие настали времена! Что скажете, милорды? Клянусь солнцем, уж не лучше ли нам сесть на суда да вовремя убраться назад, в Нормандию? – Это со страху-то перед саксами! – подхватил де Браси со смехом. – Нам не надо иного оружия, кроме охотничьих рогатин, чтобы этих кабанов припереть к стене. – Полноте шутить, господа рыцари, – сказал Фиц-Урс. – А вашему высочеству пора уверить почтенного Седрика, что в подобных шутках никакой обиды для него нет, хотя наше зубоскальство и может показаться обидным непривычному человеку. – Обиды? – повторил принц Джон, снова становясь чрезвычайно вежливым. – Надеюсь, никто не может подумать, что я позволю в своем присутствии нанести обиду гостю. Ну вот, я снова наполняю кубок и пью за здоровье самого Седрика, раз он отказывается пить за здоровье своего сына. И снова пошла кругом заздравная чаша, сопровождаемая лицемерными речами придворных, которые, однако, не произвели на Седрика желаемого действия. Хотя от природы он был не особенно сметлив, но все же обладал достаточной чуткостью, чтобы не поддаться на все эти любезности. Он молча выслушал следующий тост принца, провозглашенный «за здравие сэра Ательстана Конингсбургского», и выпил вместе со всеми. Сам Ательстан только поклонился и в ответ на оказанную ему честь разом осушил огромный кубок. – Ну, господа, – сказал принц Джон, у которого от выпитого вина начинало шуметь в голове, – мы оказали должную честь нашим саксам. Теперь их очередь отплатить нам любезностью. Почтенный тан, – продолжал он, обратясь к Седрику, – не соблаговолите ли вы назвать нам такого норманна, имя которого менее всего вам неприятно. Если оно все-таки оставит после себя неприятный вкус на ваших губах, то вы заглушите его добрым кубком вина. Фиц-Урс поднялся со своего места и, остановившись за креслом Седрика, шепнул ему, что он не должен упускать удобного случая восстановить доброе согласие между обоими племенами, назвав имя принца Джона.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

– Пришло время, и выбиты зубы их и отсечена правая рука! Затем он поднял руку и стал благословлять и тех, что лежали поближе, и все поле битвы между Грюнвальдом и Танненбергом. Пылала заря; воздух стал прозрачен после дождя, и кровавое побоище было видно как на ладони, необъятное, дымящееся; повсюду виднелись горы конских и человеческих трупов, торчали обломки копий, рогатин и кос, руки, ноги, копыта; усеянное десятками тысяч тел, скорбное поле смерти простиралось далеко-далеко, исчезая на горизонте из глаз. По необозримому этому кладбищу сновали слуги, собирая оружие и снимая с убитых доспехи. А вверху, в румяном небе, уже кружили орлы, и стаи воронья громко каркали, радуясь добыче. Не только вероломный орден крестоносцев лежал поверженный у ног короля: в этот день искупления о польскую грудь разбилось все немецкое могущество, доныне заливавшее, как волна, несчастные славянские земли. Честь и хвала тебе во веки веков, великое, священное прошлое, и тебе, жертвенная кровь! LII Мацько и Збышко вернулись в Богданец. Старый рыцарь жил еще долгие годы, а Збышко в расцвете сил и здоровья дождался той счастливой минуты, когда в одни ворота выезжал из Мальборка со слезами на глазах магистр крестоносцев , а в другие во главе войска въезжал польский воевода, дабы именем короля и королевства принять под свою руку город и весь край до седых волн Балтики. Падерборн – город в Вестфалии (исторической области в Германии), в соборе которого (XI—XIII bb.) хранились мощи святого Либерия. «Иисус!» (нем.). … в… Анжуйской стране – т. е. в герцогстве Анжу во Франции. … погиб со славой … – Ян (Иоганн) Люксембургский (1296—1346), чешский король с 1310 г. Был женат на дочери Вацлава II (1271—1305) из династии Пршемысловичей и соперничал одно время с Локотком (см. примеч. к с. 21) в борьбе за польский престол, участвовал во многих сражениях и турнирах, погиб в битве при Креси (26 июня 1346) во время Столетней войны (1337—1453). Господи Иисусе! (нем.) Месяц лютый… – февраль. … поехали к отцу князя Пшемка, к старому Носаку … – Пшемысл (из силезской ветви Пястов) – князь освенцимский, погиб в 1406 г. Носак – его отец, цешинский князь Пшемысл, жил до 1409 г.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

В летописи же читаем, что Изяслав Мстиславич и в Киеве, и в Новгороде на вече объявлял о походе; было ли это постоянным обычаем – утверждать нельзя. Как выходили граждане на войну, это видно также из слов бояр Изяславовых, которые звали киевлян в поход от имени князя: «Теперь, братья киевляне, ступайте за мной к Чернигову на Ольговичей, собирайтесь все от мала до велика, у кого есть конь, тот на коне, а у кого нет коня, тот пусть едет в лодке». Из этого и из многих других известий видно, что ополчение состояло из конницы (копейщиков) и пехоты (стрельцов); встречаем названия: кони поводные, т.е. употребляемые под верх, и товарные, обозные, также кони сумные; стрельцы обыкновенно завязывали дело, когда главная масса войск, копейщики, еще не вступали в битву. Во время похода оружие везли на возах; оружие состояло из броней, шлемов, щитов, мечей, копий, сабель, стрел, киев, сулиц, ножей-засапожников, рогатин, оскепов и топоров, топоры бывали с паворозою: в Слове о полку Игореву щиты называются красными (червлеными); шлемы были с острым верхом и с железным забралом или личиною в виде полумаски. Для защиты щек и затылка к шлему прикреплялась кольчужная железная сетка, застегивавшаяся запоною у шеи. Употреблялись знамена, или стяги, также трубы и бубны. Не только оружие везли на возах, но и сами ратники ехали на них же; кроме возов с оружием должно думать, что войско сопровождали обозы с съестными припасами: по крайней мере есть известие, что иногда припасы эти возили на лодках по рекам; но есть также и не одно известие, что князья, вступая в неприятельскую землю, посылали для сбора съестных припасов: это называлось ехать в зажитие, а люди, посылаемые для такого сбора, – зажитниками. В ожидании битвы ратники надевали брони; но пред Липецкою битвою Мстислав Удалой дал новгородцам на выбор: сражаться на. конях или пешком; те отвечали, что не хотят помирать на лошадях, но хотят биться пеши, как бились отцы их на Колакче, и, сбросив с себя порты и сапоги, побежали босые на неприятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Архиерей отметил, что примеры плодотворного межрелигиозного сотрудничества есть и новейшей истории духовного образования в Казанском крае: «В нашей духовной семинарии на магистерском профиле работают преподаватели из Российского исламского института. В этом году Казанская духовная семинария и Болгарская исламской академия совместно опубликовали информационно-аналитический доклад " Роль межрелигиозного диалога в развитии высшего религиозного образования в Республике Татарстан " . Приятно осознавать, что мы продолжаем добрые традиции и показываем достойные формы взаимодействия, которые обогащают в образовательной сфере каждую сторону». «Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти», — завершил свое приветственное слово митрополит Кирилл цитатой из книги Притч (13:14). Глава Татарстанской митрополии поблагодарил слушателей за внимание и интерес к заявленной теме и призвал Божие благословение на участников форума. По видеосвязи собравшихся приветствовал председатель Совета Научно-образовательной теологической ассоциации, ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл . В зале также присутствовали секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко, заведующий кафедрой общей и церковной истории КазДС протоиерей Алексий Колчерин, заведующий кафедрой исламоведения Владимир Рогатин. После приветственных слов состоялось награждение преподавателей и сотрудников духовных образовательных организаций. Затем были заслушаны доклады, посвящённые развитию духовного образования. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru за темою Настав час, коли допомагати [Ihmepb " ю] Новий науковий журнал «Богослов» включено до наукового цитування голови Навчального Церкви та глави «Псалтир Часословцем» першодрукаря Федорова з включено до Голова ВЗЦЗ взяв участь у в Голова ВЗЦЗ прибув до Азербайджану Представники Церкви взяли участь у Сходу та сучасний у голови мусульман Кавказу у зв " язку з терактом у Красногорську та звернення] Представники в взяли участь у з ключовими словами школи – –   новини Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву Сестри Пюхтицького монастиря звернулися до Ради Церков з листом через тиск на обитель Глава Казахстанського митрополичого округу прийняв Церкви Предстоятель Церкви нагороди Церкви закликали до негайного та припинення вогню у Газа Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6063589...

Но злопамятность Марутаса была непреклонна. Неизвестно, что произошло бы в монархии Сасанидов под руководством такого вождя, каков был кукузский ссыльный, с теми средствами общения, какими располагал он, и с иноческой ратью, готовой на его призыв выступить из пограничных монастырей. Судя по тому, что они производили тогда в Финикии, можно полагать, что религиозное покорение Персии по плану, начертанному человеком гениальным, сильно подвинулось бы вперед. Было бы слишком смело предположить, что это громадное царство обратилось бы в христианство: сословие магов было слишком могущественно, и огнепоклонники располагали множеством средств воодушевить дикое население против тех, кого они называли «поклонниками дереву», но, по крайней мере, сильный враг Римской империи был бы разделен, и кто знает, какие последствия могло бы оказать его обращение, даже неполное, для христианства во время появления Магомета? Скажите мне, что сталось с тиранами, которые некогда покушались подавить Церковь ? Скажите, где их застенки, костры, где зубы их хищных зверей и отточенные мечи их палачей? Они хотели действовать, но ничего не сделали. То же молчание и то же забвение покрывают всегда и тиранов, и арсенал их преступлений, а Церковь ? Она блистает светлее солнца по всей Вселенной, и, если тираны не могли задушить веру, когда едва существовали христиане, как же могут они надеяться на то ныне, когда христиане покрывают всю землю? Иногда, в дни мучительства, видели невообразимые жестокости, которым подвергали какую-нибудь молодую девушку, почти отроковицу, и как эта девушка являлась сильнее рогатин пытки и жала пламени. Железные зубья терзали бока ее – вера ее оставалась непоколебимой. Как же хотят устрашить целый народ?.. О, они совсем не знают нас! Есть одно только зло – это грех , и нет другого блага, кроме добродетели, все остальное, счастье или несчастье, как бы его ни называли – один дым, призраки и мечта... Иоанн Златоуст Читать далее Источник: Крестный путь Иоанна Златоуста/[Авт.-сост. Ольга Васильевна Орлова]. - М. : Адрес-Пресс, 2001. - 398 с. ISBN 5-89306-019-9

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004