Ивано-Франковская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Дуконский монастырь Ивано-Франковская областьобласть на западе Украины. Образована Указом Президиума Верховного совета СССР от 4 декабря 1939 года. До 9 ноября 1962 года носила название Станиславская область (центр — город Станислав, совр. Ивано-Франковск). Административный центр - Ивано-Франковск . Содержание Православие в Ивано-Франковской области [ править править код ] История [ править править код ] Ивано-Франковская епархия (сначала Галицкая, потом Станиславская) образовалась в результате распределения Львовской, которая на то время была крепким оплотом в борьбе за чистоту православной веры под польским господством. Земля Прикарпатья богата местами, где слава княжеств Давней Руси еще и доныне живая, где легендарные фигуры и события борьбы за православную веру отображены в названиях местностей, где сохранились памятники Галицкой Руси - давний Галич, Манявский скит, Рогатин, Коломыя и много других. История Христовой Церкви на Галицких землях достигает еще излома ст. Распространению христианства способствовало географическое расположение - это пересечение важных торговых путей, которое способствовало активным контактам местного купечества со странами Востока и Запада, прежде всего с Византией и южными славянами. Не менее важным фактором было и то, что Прикарпатье в то время находилось в составе Великоморавского (Чешского) государства, и первыми проповедниками христианства в ст. здесь были ученики святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Следовательно, еще к Крещению Руси 988 года св. равноапостольным князем Владимиром Великим (980-1015), восточно-христианская традиции и греко-словянские обряды на протяжении нескольких веков уже распространялись на поприщах так называемой Красной Руси. В то же время, немало историков выражают гипотезу относительно основания чешскими и моравскими миссионерами епархии с центром в городе Червене на Побужже, а также относительно Краковского епископства " Кирилло-Мефодиевского " обряда еще до принятия поляками латинства. Земли между Прутом и Днестром в те времена были заселены племенами белых хорватов и, возможно, тиверцами, вытесненными из юга печенегами. О хорватах, как союзников князя Олега, вспоминает преподобный Нестор Литописец, описывая его поход 907 года на Константинополь. В " Истории " российского исследователя В. М. Татищева (1686-1750), сохранилось свидетельство о том, что в 6500 году от сотворения мира (за византийским летоисчислением 992 год после Рождества Христово) " Владимир ходил по Днестру с двумя епископами, уча. Многих людей окрестил и построил в земле Червенский город во имя свое Владимир, и свел церковь Пресвятой Богородицы. Оставил здесь епископа Стефана и вернулся с радостью " .

http://azbyka.ru/palomnik/Ивано-Франковс...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ИЗ САНОКА Григорий (Гжегож) из Санока [лат. Gregorius Sanoceus; польск. Grzegorz z Sanoka] (ок. 1406, близ г. Санок - 29.01.1477, Рогатин, ныне Ивано-Франковской обл., Украина), католич. архиеп. Львова, польск. гуманист и политический деятель. Происходил из шляхетской семьи. В 12 лет из-за сурового отношения к нему отца убежал из дома и 10 лет странствовал по Польше и Германии, зарабатывая переписыванием рукописей, пением и музицированием. В 1428 г. записался в Ягеллонский ун-т в Кракове, в 1433 г. получил степень бакалавра на отд-нии свободных искусств. В 1433-1437 гг. был воспитателем сыновей краковского воеводы Яна Тарновского, тогда же начал заниматься лит. деятельностью. В 1437 г., после рукоположения во пресвитера, переехал в Рим и 2 года выполнял обязанности музыканта и копииста в канцелярии папы Римского Евгения IV . Во время путешествий по Италии был во Флоренции, Ферраре и Болонье, где познакомился с итал. гуманистами и стал их приверженцем. Вернувшись на родину, Г. из С. привез с собой купленные им в Италии или скопированные в европ. б-ках книги, в т. ч. соч. Дж. Боккаччо «О генеалогии языческих богов». В 1439 г. получил в Ягеллонском ун-те степень магистра искусств за издание «Буколик» Вергилия, снабженных его комментариями. С 1440 г. служил на приходе в Величке близ Кракова. В качестве капеллана кор. Владислава III и нотария королевской канцелярии принял участие в венг. (1440) и варненском (1444) походах против турок. В 1444-1450 гг. жил в Венгрии при дворе регента, трансильванского воеводы Яноша Хуньяди, в качестве воспитателя его сыновей, затем при дворе архиеп. Яноша Витеза в Вараде (совр. Орадя, Румыния) получил должность каноника кафедрального капитула. В это время сблизился с кружком гуманистов из Болоньи (П. Верджерио, Ф. Подакатарох, Мартин из Журавицы). Возвратившись в Речь Посполитую, 17 марта 1451 г. по желанию кор. Казимира III Великого был назначен архиепископом Львова и 4 авг. того же года рукоположен в Кракове.

http://pravenc.ru/text/166840.html

с. Стоянов Радеховского р-на; упом. с 1700, с 1702 униатский), Рыбникский Михайловский (мужской, в с. Рыбник совр. Дрогобычского р-на; упом. как православный до 1739, когда был обращен в униатский), Успенский Волошский архиерейский скит (во Львове, на ул. Волошской, близ Успенского Братского храма; существовал в 1914-1915), Шептицкий Онуфриевский (мужской, в с. Шептичи Самборского р-на; упом. с 1469, до XVII в. упразднен), Терловский Рождество-Богородичный (мужской, в с. Терло Старосамборского р-на; упом. с 1415, до XVII в. упразднен). Упраздненные монастыри в границах епархии до 1946 г.: Перегинский Онуфриевский (мужской, в совр. пос. Перегинское Рожнятовского р-на Ивано-Франковской обл.; основан ок. 1400, упразднен в 1690), Питричский Успенский (мужской, на хуторе Питрич близ с. Козина совр. Тысменицкого р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1558, с 1700 униатский), Збаражский Ильинский (мужской, в с. Залужье совр. Збаражского р-на Тернопольской обл.; упом. с 1590, с 1700 униатский), Теребовлянский Подгорянский Преображенский (мужской, в с. Подгора совр. Теребовлянского р-на Тернопольской обл.; упом. с 1590, с 1739 униатский), Галичский Пантелеимоновский (мужской, близ совр. с. Шевченкова Галичского р-на Ивано-Франковской обл.; упом. в XVI в.), Угорницкий Михайловский скит (мужской, в с. Угорники совр. Коломыйского р-на Ивано-Франковской обл.; основан в 1603, с 1710 униатский, упразднен униатами в 1744, приписан к униат. Крылосскому мон-рю), Жизномирский Преображенский (мужской, в с. Жизномир совр. Бучачского р-на Тернопольской обл.; основан в 1606, с 1700 униатский), Троицкий (мужской, в г. Бучач Тернопольской обл.; основан в 1612, с 1700 униатский), Заваловский Николаевский (мужской, в с. Завалов совр. Подгаецкого р-на Тернопольской обл., основан в 1614, с 1711 униатский), Рогатинский Преображенский (женский, в г. Рогатин Ивано-Франковской обл.; упом. с 1616, с 1700 униатский), Луковский Троицкий (мужской, в с. Лука совр. Городенковского р-на Ивано-Франковской обл.; основан в 1617, с 1700 униатский), Подгородьевский Успенский (женский, в совр.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 245, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Церковь Рождества Пресвятой Богородицы считается одним из древнейших сакральных сооружений в Ивано-Франковской области. Она расположена на центральной площали города, недалеко от другого выдающегося архитектурного памятника, костёла Святого Николая. Мнения исследователей несколько отличаются относительно времени постройки храма: одни высказывают предположение, что церковь Рождества Богородицы построили ещё во времена Галицкого княжества в XII-XIV вв., такого же мнения придерживаются и местные жители. По версии других учёных, этот храм построили в XV веке. На протяжении веков церковь подвергалась многочисленным перестройкам, поэтому собственно и становится понятным, почему в её архитектуре так искусно переплетаются элементы готики и барокко. Храм Рождества Богородицы в городе Рогатине является традиционной церковью с двумя столбами-опорами в интерьере и готическим сводом. На её фасадах размещены контрфорсы, которые на уровне декорированы глубокими нишами, в которых размещаются высокие окна, а также нишами поменьше, имеющими живописные вставки. К западному фасаду пристроен барочный портал на двух круглых колоннах. Чтобы зайти в храм, необходимо преодолеть несколько каменных ступенек. По народным преданиям, именно в этом храме во время татарских набегов находили приют жители Рогатина. От церкви, под землёй, имелись подземные ходы. В 1642 году церковное братство за свой счёт установило храмовый иконостас, который просуществовал до 1932 года. В XVIII веке в храме случился пожар, после чего храм приобрёл барочные черты. В 1898-1869 годах церковь реставрировалась с поновлением монументальной живописи. Стоит заметить, что в годы Первой мировой войны церковь Рождества Богородицы оставалась невредимой, хотя сам город Рогатин был полностью разрушен. В 1941 году в храм попала бомба, в результате чего полностью сгорела кровля и нанесён существенный вред интерьеру храма. Консервацией сакрального здания занимался тогда мастер Николай Дармиц, которому помагали несколько прихожан. Однако уже осенью 1944 года, во время отступления немецких войск фугасная бомба вновь полностью уничтожила церковь изнутри, поэтому после окончания войны в храме начали проводить в авральном режиме восстановительные работы, которые продолжались почти 10 лет. Одновременно в полупустом здании шли богослужения, которые проводил настоятель храма о. Денис Телищук.

http://sobory.ru/article/?object=31874

В 1941 году начались, а после окончания Великой Отечественной войны продолжились ремонтные работы на гонтовой крыше церкви. В результате этих работ была изменена форма купола, который стал напоминать аркадную сигнатурку (башенку), над которой взметнулся восьмигранный шпиль, а также изменена форма крыши алтаря. В 1963 году Святодуховская церковь включена в Государственный реестр памятников архитектуры национального значения постановлением СМУ от 24 августа 1963 года с присвоением охранного В 1980-1982 годах на памятнике архитектуре проводились основательные реставрационные работы под руководством архитектора Ивана Романовича Могитича, а уже в следующем, 1983-м году (6 августа) в отреставрированном храме открыт отдел (ныне филиал) Ивано-Франковского художественного музея. В 1999 году была проведена замена гонтовой кровли, а также стропил и перекрытий как самого храма, так и колокольни. Гонт в последний раз был заменён над алтарной частью, основным объёмом и колокольней сотрудниками кооператива " Зодчий " из города Коломыи в период с 27.10.2008 по 17.12.2008 г. Гонт тогда был обработан сырой нефтью, чтобы древесина лучше сохранялась и долго на разрушалась. Деревянный храм, памятник народной архитектуры и монументального искусства национального значения, сейчас используется как музей. Вместе с находящимся в восстановленной усадьбе 1-ой пол. ХХ века - Николая Угрина-Безгрешного, художественно-краеведческим музеем, составляет с 2004 года Музейный комплекс Рогатина, который является филиалом областного художественного музея. 29 сентября 2009 года Национальный банк Украины ввёл в обращение памятную монету " Церковь Святого Духа в Рогатине " . 21 июня 2013 года на 37-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Камбодже, церковь Святого Духа в Рогатине, вместе с другими церквями карпатского региона, была включена в список мирового наследия ЮНЕСКО. Говорят, церковь имела подземелья, через которые были тайные ходы к другой рогатинской церкви, Рождества Богородицы в укреплённом городе, однако сейчас они засыпаны. Согласно преданию, в начале XVI века рогатинская девушка Настя Лисовская, будущая правительница Османской империи Роксолана, часто приходила молиться в церковь Святого Духа, где священником был её отец - отец Лука (Гаврила Лисовский).

http://sobory.ru/article/?object=20960

3. И я даже признаю, что один план осуществлялся в ветхом установлении у Творца, другой — в новом у Христа. Я не отрицаю, что различаются образцы речи, заповеди добродетели, наставления в законе, пока, однако, все различия соответствуют одному Богу, Которым, как известно, они установлены и предсказаны. 4. Некогда Исаия утверждал, что придет из Сиона закон и слово Господа — из Иерусалима; иной, разумеется, закон и иное слово. Далее он говорит: Будет судить среди народов и обличит весьма многочисленный народ , — т. е. не из одного иудейского племени, но и из язычников, которые по новому закону Евангелия и новому слову апостолов подвергаются суду и обличаются перед самими собой за прежнее заблуждение, как только уверовали, а затем перековывают мечи на орала 5. и копья, которые суть род охотничьих рогатин, на серпы , т. е. некогда дикие и свирепые страсти превращают в благие и приносящие добрый плод чувства. И опять: Слушайте Меня, слушайте, народ Мой, и преклоните, цари ухо ко Мне, ибо закон произойдет от Меня и суд Мой в свет язычников , — которым судил и постановил, что также и язычники подлежат просвещению через Евангелие и слово. Этот закон будет < упомянув и у Давида: безупречный, ибо он совершенный, направляющий душу, конечно, от идолов к Богу; это будет слово, о котором говорит тот же Исаия: Ибо краткое слово сотворит Господь на земле? 6. Ведь сокращенным является Новый Завет и освобожденным от мелочного бремени Закона. Но зачем искать чего-то большего, когда еще очевиднее и яснее самого света Творцом предвещается обновление через того же < пророка > : Не вспоминайте о прошлом и о древнем не думайте: старое прошло, новое начинается? вот, Я творю новое, которое начнется ныне? Также через Иеремию: Обновите у себя новую целину и не сейте в терние, и обрежьте крайнюю плоть сердца вашего? И в другом месте: Вот, придет день, говорит Господь, и составлю для дома Иакова и для дома Иуды Новый Завет не в соответствии с Заветом, который Я установил с их отцами в день, когда принял решение о них, дабы вывести их из земли Египта? 7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Несмотря на внушительные размеры (56см) и вес (1366 грамм), наша рогатина не выглядит громоздкой (рис.1), благодаря стремительным и изящным обводам и выверенным пропорциям. Безусловно, это работа искусного оружейника. Рис.1 Рогатина с декором на серебряной плакировке, длина - 56 см (фото с фронтальной стороны) Презентуемая рогатина имеет шестигранную втулку, как и у рогатин с лавролистным пером. Однако ее листовидное лезвие имеет максимальное расширение в нижней трети его длины, тогда как у рогатин с лавролистным пером наибольшее расширение приходится на его среднюю треть . Поскольку из частных коллекций и аукционных предложений известны рогатины без орнамента, но аналогичной формы, то можно говорить об отдельном их типе. Перо (лезвие) этих рогатин имеет легкое осевое ребро, что также сближает их с «лавролистными» рогатинами. Даже среди рогатин, которые признаны самыми мощными, широкими и тяжелыми из древнерусских копий , этот тип выделяется своими впечатляющими размерно-весовыми характеристиками. Исследуемое копье было найдено в лесу в песчаном грунте на глубине 25см местным жителем Харьковской области в Первомайском районе у балки Мокрая, где она выходит к речушке Кисель, притоку реки Берека. Наиболее крупная рогатина, из известных автору, длиной 62 см найдена в Кировоградской области. Рогатина длиной 60см, с наибольшей шириной 6.7см, с максимальным диаметром втулки 4.9см и весом - 1660 грамм была найдена в Киевской области недалеко от города Тараща. Еще два наконечника найдены в Харьковской области: 1) длина 52 см, вес около 1700 грамм, 2) длина 48 см, ширина 6 см, вес 1485 грамм. Последняя из упомянутых рогатин была найдена в районе поселка городского типа Печенеги вместе с саблей половецкого типа. Аналогов за пределами Руси эти копья не имеют, что говорит о местном происхождении такого типа рогатин. Их локализация позволяет предположить производство копий такого типа на территории Киевской Руси. Чтобы управляться с таким тяжеловесным оружием витязь должен обладать недюжинной силой, что находит отражение в русском фольклоре, воспевающем подвиги богатырей.

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/19/...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Июнь — это конец посевных и посадочных работ, которые продолжаются только в северных регионах. Главной задачей этого месяца являются поливы. Расскажем также и о других важных делах. Полив Во многих областях в июне начинается летняя засуха, а весенний запас воды в грунте к этому времени обычно уже бывает израсходован. От их правильной организации во многом зависит итоговый урожай. Наиболее влаголюбивые овощи нужно поливать раньше, чем почва высохнет. Менее требовательные к воде могут подождать. Полив срочно нужен, если из супесчаной или суглинистой почвы не удаётся слепить шарик, а шарик, слепленный из глинистой почвы, легко распадается при нажатии. Если в вашей области, наоборот, дожди идут слишком часто, позаботьтесь о том, чтобы вода на грядках не застаивалась — проделайте хотя бы простейшие дренажные канавки шириной 12–18 см и глубиной до 40 см. Располагать их нужно вдоль дорожек. Растения могут страдать от засухи даже при регулярно идущих, но очень кратковременных дождях, если осадки смачивают только верхний слой грунта, а вода не доходит до корней. В таких случаях нужно проверить состояние почвы поглубже, копнув в свободном месте земли лопатой. Если в глубине почва сухая — полейте все влаголюбивые культуры. Для некрупных или ещё молодых растений вода должна хорошо пропитать почву на 20–40 см, для крупных (особенно в период формирования урожая) — на 50–70 см. Для большинства культур лучшей формой полива является дождевание, однако при сильной жаре использовать его небезопасно для растений — влажные листья после его прекращения могут буквально сгореть от солнечных лучей. Поэтому использовать дождевальные установки (хоть профессиональные, хоть самодельные) нужно так, чтобы мокрые листья ни в коем случае не попали под прямые солнечные лучи. Урожай созреет быстрее, если использовать для поливов тёплую воду. Самый простой и дешёвый способ получить «подогретую» воду — окрашивание бака с водой в тёмный цвет. При поливе из шланга следует позаботиться о том, чтобы шланг при перемещении не поломал растения. Для этого по краям грядок нужно вбить колья и установить несколько рогатин для перебрасывания шланга через них. Высота рогатин должна быть сопоставима с высотой растущей на данной грядке культуры. Прополка

http://azbyka.ru/garden/osnovnye-raboty-...

Специалисты утверждают, что в связи с нестабильностью в стране, сект появилось очень много. 11 июня. ПРАВМИР. Каждый вторник в Зверинецком монастыре на Выдубичах проходят бесплатные курсы для зависимых от сект. Курсы проводятся для пострадавших не только от обычных сект, но и апокалиптических, — сообщает газета «ВЕСТИ» . «Сейчас в Киеве активизировались именно такого рода секты. Они противопоставляют свой уютный мир военным заварушкам, экономическому спаду. Оказывают помощь тем, кто не может справиться с нервными срывами, таким образом завлекая их к себе», — рассказывает автор курсов отец Хризостом (Грищенко). Специалисты утверждают, что в связи с нестабильностью в стране, сект появилось очень много. При этом служители нетрадиционных культов нынче вербуют людей в больницах и торгуют кремами, якобы сделанными на святой воде. Сектанты одеваются так, чтобы их нельзя было сразу отличить от сотрудников медучреждений. «Людей в тяжелом состоянии легче обработать, — объясняет такую навязчивость сектантов в медучреждениях религиовед Владимир Рогатин. — Удачная операция может интерпретироваться ими как благодатное влияние молитв. Внушаемые пациенты — потенциальные жертвы подобных сект». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 декабря, 2018 16 июля, 2018 29 декабря, 2020 31 октября, 2020 22 сентября, 2020 31 июля, 2020 2 июля, 2020 7 февраля, 2019 25 января, 2019 24 декабря, 2018 16 июля, 2018 29 декабря, 2020 31 октября, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-kievskom-monastyire-...

В.В. Виноградов Ружьё Акад. А. И. Соболевский отметил, что слово ружьё образовалось из оружье вследствие отделения начального о (ср. ряб, рябина, рябчик при Галицк. орябок, ц.-слав. ерябь, польск. jarzbina и т. п.). Он же указал на то, что «еще у Кантемира и В. Майкова ружьё употребляется в значении «оружие вообще»; печатная Книга о ратном строении 1647 г. пользуется словом ружьё в том же значении; ср. в Московской грамоте 1676 г.: бердыши или иное какое ружье (Доп. к Акт. Ист. VII, 71) (Соболевский, Лекции, с. 93; ср. Преображенский, 2, с. 222). Но словари Академии Российской (1789–1794 и 1806–1822) знают только современное значение слова ружьё: «Огнестрельное ручное орудие с длинным стволом и замком. Стрелять, палить из ружья» (сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 1090). Как доказал В. К. Чичагов 327 , слово ружьё появилось в русской письменности в начале XVII в. в значении «оружие вообще». Слово ружьё в XVII в. имело собирательное значение. Оно могло обозначать собрания любых видов оружия, начиная от пушек и кончая луками. Но чаще оно применялось по отношению к мелкому ручному оружию. Ср. в «Актах» хозяйства боярина Морозова (ч. 1, с. 141): «И что у них есть ружья, пищалей и бердышев, и рогатин, и топорков, и то б ружье имали все с собою» (1656 г.). По указанию В. К. Чичагова, в XVII в. между словом ружьё, обозначавшим оружие вообще, и словом оружие, известным в письменности издавна, существовало стилистическое различие: ружьё – в челобитных, приказной переписке, вообще в низких стилях письменности, в разговорной речи, оружие – в официальных документах и в печатных книгах. Изучая язык «Курантов», рукописных ведомостей конца XVII в., И. С. Хаустова отметила 328 , что во второй половине XVII в. сфера употребления слова ружьё в письменности расширяется. В «Курантах» наряду со словом ружьё употребляется и оружие (лл. 9 и 19). В XVIII в. ружьё употребляется чаще всего уже в значении «огнестрельное оружие с длинным стволом» в связи с тем, что это оружие становится основным оружием солдата петровской эпохи, а многие из видов ружья XVII в. выходят из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004