Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Святых отцов Афонских: Утр.: Мф.11:27-30 Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Лк.6:17-23 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 рядовое: Лит.: Ап.- Рим.3:19-26 Ев.- Мф.7:1-8 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим Тропарь всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим, глас 1 Пустыни Афонския отцы,/Ангелы во плоти,/исповедники вкупе и преподобныя,/святители же и мученики в пениих почтим,/подражающе добродетелем их,/зовуще согласно и глаголюще:/слава Прославльшему вы,/слава Венчавшему вы,//слава в бедах предстатели нам вы Показавшему. Кондак всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим, глас 4 Онебесившия Гору сию,/и показавшия в ней житие ангельское,/и множество монахов собравшия отцы,/приидите, благохвалим вси, к ним взывающе:/всякия беды и искушения нас избавите,/множество преподобных,//Афонская похвало. Молитва всем преподобным отцам, во Святой Горе Афонской просиявшим О, блаженнии и святии отцы, преподобнии, святителие, священномученицы и преподобномученицы, мироточивии и чудотворцы, земнии Ангели и Небеснии человецы, сея Святыя Горы насельницы и украсителие, по Богородице наши предстателие пред Господем, благодетелие и назирателие, царское победоносное ополчение, в телесех победившее безтелесныя демоны, Царицы Небесныя Пречистыя Богородицы мироуханнии цвети, светлоплодовитая древеса мысленнаго сего рая Приснодевы, реки приснотекущия дарований духовных! Приимите похвальная словеса сия, яже вам приносим, якоже Господь прият вдовицы две лепте, и общее празднество, совершаемое нами в честь и память вашу, объимите, яко воню благоухания и жертву благоприятну: не имамы бо ино что принести по долгу благодетелем нашим за великая благодеяния, яже прияхом и имамы приити от вас.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

XXXVII. О церковном богослужении Богослужение прав. Церкви совершается по определённым, установленным Церковью правилам; а правила эти Святая Церковь основала на слове Божием. Так, согласно наставлениям и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах или храмах ( Деян.16:13:20:7–8 ), в положенное время, или «час молитвы» ( Деян.3:1 ), и притом во главе с поставленными «предстоятелями» или пастырями ( 1Фес.5:12 ). Такая молитва называлась «служением Господу», Богу, или богослужением (ср. Деян.13:2 ; Флп.2:17 ). Богослужение составлено из молитв, песнопений и учения Священного Писания, также на основании примера и учения апостольского (см.: Деян.4:24–27:30–31 ; 1Тим.2:1 и 2; Еф.5:19 ; Кол.4:16 ). На том же основании в богослужение введены разные молитвенные действия, каковы, например, «преломление», «воздевание рук» и др. ( Деян.20:11 ; 1Тим.2:8 ). Богослужение должно быть совершаемо согласно установленному чину, благообразно, благопристойно ( 1Кор.14:23:40 ), со славой и благолепием, с сохранением добрых обычаев ( Исх.28:2 ; Лк.2:42 ; Деян.28:17 ; 1Кор.11:16 ). Весь такой порядок богослужебный устроен («прочее устрою») или установлен самими апостолами. Иномыслящие с православной Церковью говорят, что продолжительные церковные богослужения осуждает Сам Христос словами: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» ( Мф.6:7 ). Да, такое многословие, какое было у язычников, которые здесь разумеются, Господь, действительно, осуждает; и язычники, действительно, думали продолжительным криком вызвать помощь бездушного Ваала: «призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» ( 3Цар.18:26 ). Христиане же должны непрестанно молиться ( 1Фес.5: 17 ). Поэтому и в молитвах Церкви допускаемое многословие не только не вредно, но, напротив, полезно и необходимо для христиан, ибо одни и те же молитвы, повторённые во 2-й и 3-й раз, могут подействовать на нас самих так, как не подействовали в 1-й раз. Пример постоянной и продолжительной молитвы показал Сам Господь Иисус Христос, когда, взошедши на гору помолиться, «пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ; ср. 1Тим.5:5 ; Деян.10:2 ; 1Цар.1:12 ; Дан.1:13 ; Деян.2:42 ; 1Пет.4:7 ; Лк.2:37 ; Рим.12:12 ; Кол.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Апокалипсис: когда состоится последняя всемирная война, кто её начнёт, кто завершит, где будут происходить самые страшные битвы? Источник Скачать epub pdf Какие общие обстоятельства будут способствовать началу всемирной войны? Незадолго до кончины нашего мира сатана, сдерживаемый ныне Божественной десницей, будет освобождён от вековых уз (из состояния уязвленности, скованности в силе и могуществе), выйдет обольщать все народы («находящиеся на четырех углах земли» ( Откр.20:7 )). Пламенея хищнической злобой, ненавистью к Богу и человеку (а в особенности – к Божьим святым), он разошлёт во все стороны своих лукавых духов, всюду посеет соблазны, разбросает сети искушений, будет неистовствовать и лютовать в великой ярости. Несмотря на то, что Евангельская проповедь обойдёт к тому времени весь белый свет ( Мф.24:14 ), а Церковь исполнится язычниками ( Рим.11:25 ) – произойдёт чрезвычайное оскудение веры ( Лк.18:8 ). Многие чада Церкви, утратив ревность о Господе, расточат духовное содержание; и хотя по букве продолжат именоваться христианами, в действительности отпадут от Христа. Этому будет способствовать приумножение малых антихристов, лжеучителей. Коррозия греха пожрёт даже монашество и духовенство: «Сын Божий, придя, найдёт ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). Когда люди, нравственно разложившись и совершенно увязнув во зле, исполнят меру беззаконий, от них отступит Божья благодать. Заблудившись в греховных пороках, нечестивцы утратят Бога, а утратив, возненавидят Его ещё больше за все те несчастья – кары небесные, – что последуют за богоотступничеством: космические катастрофы, природные катаклизмы, экологические бедствия, голод, мор, болезни, поветрия, разрушения, войны. «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий» ( Лк.21:26 ), но не трагичность их положения, ни тщетность попыток что-либо самостоятельно изменить не побудят их к покаянию. Как во дни Иова нечестивцы хулили Бога, бросая Ему вызов: «отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!» ( Иов.21:14 ), так будет и в последние дни, но уже повсеместно. Бессильная ненависть к Вседержителю будет жечь их и мучить, а они станут выплескивать её друг на друга и на святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Е.В. Герцман Беседа IX. Во время божественной литургии Это произошло в первый год 204-й Олимпиады или в 790 году от основания Рима, когда умер император Тиберий Цезарь Август и его место занял император Гай Цезарь Август Германский, более известный под именем Калигулы (37–41 гг.)- В том же году произошло освящение храма Божественного Августа, а Агриппе I было пожаловано царство в Сирии. Но, несмотря на это, полноправным правителем всего Римского Востока оставался легат Сирии Луций Вителлий, отец будущего императора Вителлия (69–70 гг.). Это он отослал Понтия Пилата в Рим, чтобы бывший прокуратор Иудеи оправдался там за свои деяния, слухи о которых докатились и до столицы. Это Луций Вителлий во время своего посещения Иерусалима отстранил от служения первосвященника Ионафана и назначил на его место Феофила, брата Ионафана. К этому году многие иудеи, бежавшие несколько лет тому назад из Иерусалима, собрались в сирийском городе Антиохии. Из Иерусалима их выгнали религиозные распри, так как они «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» ( Деян.5:42 ). В результате росло число Его последователей. Этого не стерпели те, кто противостоял им, и донесли на дьякона Стефана, «мужа, исполненного веры и Духа Святого» (Там же, 6:5), будто тот «говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Там же, 6:11). Не имея возможности одолеть Стефана в богословском споре, они побили его камнями. И, как сказано, «в те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все... рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Там же, 8:1). Некоторые из иерусалимцев пришли в Антиохию и также стали благовествовать об Иисусе Христе, «и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Там же, 11:21). Потом здесь появился и апостол Варнава из Иерусалима. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии первый раз стали называться Христианами» (Там же, 11:26). Так было положено основание Антиохийской церкви. Несколько позже один из иерусалимских беглецов, некий Филипп, оказавшись в Самарии, благовествовал «о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа» (Там же, 8:12). И многие, уверовав в Него, крестились и стали первыми прихожанами Самарийской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проповеди. Архимандрит Георгий (Тертышников) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Истинная цель христианской жизни — стяжание Святаго Духа Проповедь в день Пятидесятницы Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе. Тропарь Пятидесятнице Братие и сестры! Господь наш Иисус Христос, оставляя мир, дал Своим апостолам обетование: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам Духа Святаго, Егоже послет Отец во имя Мое (см. Ин 14:16,26). Обещание Спасителя исполнилось. Через 50 дней по Воскресении Господнем в иудейский праздник Кущей Дух Святый сошел на Апостолов в виде огненных языков, и они стали говорить на разных наречиях. Святый Дух исполнил их Божественною силою, укрепил их веру в Святую Троицу, воодушевил на подвиг страдания за Христа и просветил светом богопознания. Исполненные Святаго Духа, Апостолы пронесли учение Христово по отдаленным странам мира и своими подвигами утвердили Церковь Христову. “Мы должны взирать на сошествие Святаго Духа, — пишет митрополит Московский Филарет, — не только как на чудо, прославляющее Апостольскую Церковь, но как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшего, но продолжение апостольского приготовления к принятию Святаго Духа, непрестанно дышащего идеже хощет (Ин 3:8)” 1 . В день Пятидесятницы Дух Святый явился в мир видимым образом и ощутительно для душ человеческих. Но не только Апостолы, но и все последователи Христа призваны быть храмами Духа Святаго. Не весте ли, — учит апостол Павел, — яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Присутствие Святаго Духа является отличительным признаком истинных христиан. Аще же кто Духа (Святаго) Христова не имать, сей несть Егов (Рим 8:9), — пишет апостол Павел. “Истинная цель нашей жизни христианской, — учил преподобный Серафим Саровский, — есть стяжание Святаго Духа” 2 . Первое действие благодати Всесвятаго Духа есть оживление души. Пока грех царствует в нас, душа наша мертва для Бога и для жизни по Богу. Как от холода зимнего замирает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он подвергается действию холода, предается греху и рабствует ему. В посеянном семени есть росток жизни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь. Но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они не созиждутся и не обновится лице земли (см. Пс 103:30). Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия и не согреет его Божественною теплотою Своею, не спасет его от угнетающей и обуревающей стихии греха и страстей. Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне (Степенны, гл. 4).

http://pravmir.ru/propovedi-arhimandrit-...

прот. Николай Куломзин Глава V. Пленение апостола Павла в Кесарии и в Риме – Так называемые «Послания из уз»: Флп; Кол; Флм; Еф. Историческая часть а. Деян. 20:17–21:26 . Прибытие ап. Павла в Иерусалим после третьего путешествия. Данный период жизни апостола известен нам исключительно по Книге Деяний в этой главе мы к ней обратимся. Апостол Павел завершил свое третье путешествие, во время которого он написал 1 и 2 Кор., Рим., Гал. Он простился с призванными им из Ефеса в Милит пресвитерами (Деян. 20:17–38). Корабль, на котором плыл апостол, обогнул Родос и причалил в порту Патары в Ликии. Оттуда апостол Павел со спутниками, среди которых был Лука (повествование Книги Деяний излагается в этих главах от 1л. мн. ч., «мы»), на другом корабле приплыли в Тир, а оттуда в Птолемаиду (21:3–7) и, наконец, в Кесарию (21:8). В Кесарии они остановились у Филиппа, одного из семи (21:8). Там некий пророк по имени Агав предсказал апостолу Павлу, что в Иерусалиме он будет схвачен (21:10–14). Все-таки они пришли в Иерусалим, где их принял Иаков, брат Господень, который после отъезда Петра возглавил иудеохристианскую Церковь Иерусалима (Деян.12:17), и церковные пресвитеры (21:15–19). Ни Иаков, ни пресвитеры не осуждали Павлова благовестия язычникам, однако решили его предостеречь: «А о тебе наслышались они (христиане Иерусалима), что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (21:21). Они посоветовали апостолу присоединиться к четырем мужчинам, уже связанным обетом. «Взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда» (21:24–25). Этот фрагмент Книги Деяний еще раз доказывает, что сам Павел был привязан к Закону и, что с другой стороны, Иаков и руководители иудеохристанской Церкви не осуждали Павлова благовестия язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание     Изложенное по записям, после его смерти, Константином, пресвитером антиохийским. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34     Предисловие    1. В послании к Римлянам блаженный Павел говорит: «как Апостол язычников, я прославляю служение мое, не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти» (Рим. 11:13—14); и в другом месте также (говорит): «содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Гал. 2:8). Итак, если (Павел) был апостолом язычников, — как и в деяниях Бог гово­рит ему: «иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21), — то какое было ему дело до евреев? Для чего он написал к ним послание? При том же (евреи) питали к нему вражду, и это можно видеть из многих мест. Так, послушай, что го­ворит ему Иаков: «видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев... А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея» (Деян. 21:20—21); и много искушений часто было ему по этому поводу.Почему же, спросит кто-нибудь, (мужа) сведущего в законе, — а он изучал закон при ногах Гамалиила и имел к этому делу великую ревность, — и потому имевшего возмож­ность с особенною силою опровергать (противников), Бог не послал к иудеям? Потому, что они из-за этого особенно и стали бы противиться ему. Поэтому Бог, предвидя, что не примут его, говорит ему: «иди к язычникам, ибо (иудеи) не примут свидетельства твоего о Мне», и он отвечает: «Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его»(Деян. 22:19—20). Это самое, (говорит), служит знаком и доказательством, что они не поверят ему. И действительно, так обыкновенно бывает: когда кто отступает от какого-нибудь народа, то, если он из людей низших и ничего не значащих, это не очень оскорбляет тех, от которых он отступает; если же он из людей значительных, весьма ревностных и единомышленных с ними, это весьма огорчает и крайне раздражает их, так как отступивший от них своим присоединением к другим весьма сильно ниспровергает их учение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3397...

Слово в день Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца 54 Приидите ко Мне в си труждающиися и обремененнии , и Аз упокою вы; возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим . Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть ( Мф. 11:28–30 ). Так читаем в Евангелии, когда совершаем память Преподобного Отца нашего Сергия. Что за намерение приложения слов Христовых к памяти Его угодника? Намерение то, чтобы, слышав призывание Христово, мы видели того, который уже пришел к Нему, по гласу Его, и слышав обещание успокоения, видели того, который уже обрел в Нем успокоение от трудов своих и подвигов. Намерение то, чтобы мы, по примеру Угодника, отвергнув заблуждения и предрассудки века сего, обременяющие наш дух, поучались живым и спасительным истинам в Слове Божием, и, презрев правила и обычаи мира сего, отягощающие наше сердце, следовали правилам и заповедям Господним. Намерение то, чтобы мы, по примеру Угодника, сложив с себя тяжкое бремя грехов, забот и скорбей, пришли ко Иисусу Христу и, взяв благое и легкое иго Его, обретали в Нем покой и радость. Намерение святое! Сам Господь внушил его пастырям и учителям святой Церкви, – Сам Он научил их возвещать при прославлении Святых и то учение, которому последовали они, и те заповеди, на которых основались их духовные подвиги. Посему мы должны взирать на их жизнь, как на самое учение Христово, приведенное ими в исполнение, и внимать словам Христовым, как делам святых Божиих. Итак не оставим без внимания, что во внимании у самой Церкви: не оставим без размышления, что внушает нам Господь в чтенном ныне Евангелии. Рассмотрим, кто труждающиися и обременении, в чем состоит иго Христово, почему оно благо и легко, и как успокоивает Иисус Христос приходящих к Нему. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии. Кого так призывал Иисус Христос? Он призывал Иудеев, которые изнемогали под игом работы ( Гал. 5:1 ), были отягощены человеческими преданиями (Мк. 7:8) и обременены учением фарисейским ( Мф. 23:4 ); призывали язычников, которые сидели во тьме идолослужения ( Мф. 4:16 ), были порабощены владычеству постыдных страстей и обременены самыми грубыми пороками ( Рим. 1:26 ); призывали всех грешников, искавших везде своего спасения и нигде не обретавших его. Не приидох бо, говорит он, призвати праведныя, но грешныя на покаяние ( Мф. 9:13 ), взыскати и спасти погибшаго ( Мф. 18:11 ), не судить мирови, но спасти мир ( Ин. 3:17 ). Очевидно, что призывание Христово было всеобще, относилось ко всем чадам Адамовым, ко всему миру. Но есть ли оно всеобще для всех времен? Не заключалось ли только в пределах времени земной жизни Христовой? – Нет, – оно объемлет грешников всех времен. Иисус Христос вчера и днесь, тойжде и во веки ( Евр. 13:8 ). Он призывал, призывает и ныне, и будет призывать до скончания века. Ибо всегда были труждающиися и обремененнии, есть и ныне, и будут до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

5. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. О молитве Вспоминая ныне явление Богоматери, молившейся во Влахернском храме за весь род человеческий, о чем же нам и беседовать, как не о значении молитвы в нашей жизни и о необходимости молитв; для каждого человека. Если без молитвы ничего не делается на небе, то как же она нам нужна на земле. Херувимы, серафимы, святые и преподобные, блаженствуя в раю и участвуя в славе Христа, Сына Божия, – все непрестанно молятся. Нельзя это сказать о людях, живущих на земле и предназначенных для прославления своего Создателя. Человечество увлечено иными стремлениями и целями, созданными себе во вред и на пагубу. Есть люди, которые совсем не молятся, не чувствуют в этом необходимости, не понимают смысла молитвословия и не верят в возможность быть услышанными Богом; весьма многие люди молятся – редко и всегда неохотно, с принуждением и тяготою. Таким образом, очень мало людей, живущих горячей, сильной, искренней, умной и непрестанной молитвой, по заповеди Христа и наставлениям святых апостолов; надо полагать, что эти люди и есть те праведники, ради которых спасаются страны, города и веси. Молитва есть дыхание Божественной жизни в человеке. св. апостол говорит: Сам дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными ( Рим.8:26 ), т. е. Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Где есть хотя слабые начатки дыхания молитвенного, там есть признаки жизни, a где нет дыхания, там нет жизни. Поэтому, как для жизни естественной, прежде всего нужно возбудить дыхание, так для жизни духовной, прежде всего надо возбудить дух молитвы. На этом основании св. Апостол и писал: Молю прежде всех творити молитвы ( 1Тим.2:1–2 ). Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без этого не может совершиться никакое другое дело благое. Как без молитвы найти путь Господень и пройти его в действительности; как уразуметь истину, распять свою плоть со страстьми и похотьми – покаянием, очистить себя от скверны плоти и духа; как воскреснуть посредством веры без молитвы и просветиться светом Христовым в сердце? Как может найти путь тот, кто не видит истины и не разумеет ее, или как может идти путем тот, в ком нет жизни? (М. Филарет). Так и св. Златоуст говорит, что кто не молится Богу, тот мертв, бездушен, бессмыслен. Что может быть святее того, кто беседует с Богом, что праведнее, что достославнее, что премудрее? Если часто беседующие с мужами мудрыми сами становятся мудрыми, то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

А.В. Назаренко «Слово на обновление Десятинной церкви», или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси Источник Введение Свт. Климент Римский и Русь – тема, изученная неравномерно, местами же – просто слабо, несмотря на наличие ряда публикаций и исследований, в том числе самого последнего времени, посвященных различным ее сторонам (Мурьянов 1991. С. 69–143; 2003. С. 309–332; Карпов 1992. С. 86–111; 2007. С. 3–110; Верещагин 1993; 2001. С. 94–148, 467–484; Уханова 1998. С. 505–570; 2000а. С. 116–128; 20006; Clem. Nord. 2005; Albrecht 2010; и др.) 1 . Чаще всего о Руси речь заходит при обсуждении судьбы мощей свт. Климента, обретенных 30 января 861 г. в крымском Херсоне (форма названия, к тому времени вытеснившая более древнюю – Херсонес) Константином Философом, будущим прп. Кириллом и одним из славянских первоучителей. Часть их, проделав не до конца ясный путь, была доставлена самими свв. Константином – Кириллом и Мефодием в Рим, а часть осталась в Херсоне, откуда ее (вероятно, тоже частично) в 989/90 г. перенес в Киев, а затем положил в новопостроенной Десятинной церкви князь Владимир Святославич (978–1015) – святой равноапостольный креститель Руси. Тем самым разговор замыкается в рамках пусть и обширной, но все-таки специфической кирилло-мефодиевской проблематики, внутри которой прочно выделился особый свято–климентовский тематический блок. Не только древнерусские переводы XI–XII вв. памятников свято-климентовского круга, но даже и оригинальные сочинения, посвященные свт. Клименту и возникшие на Руси, рассматриваются, с теми или иными оговорками, как некий поздний побег от кирилло-мефодиевского ствола (Бегунов 1974. С. 26–46, особенно 44–46). Внешне естественное убеждение, будто «культ св. Климента на Руси, как и в других славянских странах, обусловлен его связью с кирилло-мефодиевской традицией» (Успенский 1998. С. 269), будто «почитание св. Климента, несомненно, представляет собой одно из ярких проявлений кирилло-мефодиевского влияния на Русь» (Карпов 2007. С. 8), будто «и на Руси, и в Slavia Orthodoxa в целом фигура св. Климента, папы римского, тесно ассоциировалась с деятельностью солунских братьев» (Литвина, Успенский 2010. С. 29) и т. п. – очень давнее (см., например: Мочульский 1887. С. 124–125) и утвердилось прочно. Собственно, ему даже и не было нужды утверждаться, настолько самоочевидным оно выглядит, несмотря на изредка высказывавшиеся сомнения (Франко 1905. С. 279; Уханова 2000. С. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010