S. 429). Подобную административную, не пневматически построенную организацию можно себе представить только в качестве правовой организации, и потому Harnack решительно выражается о первоначальной общине как о «правовом союзе» (см. выше). Потому также Harnack, подобно другим, находит, что первохристианское общинное устройство однородно с языческим городским или общинным устройством (выше, прим.15). Получается впечатление, что, согласно воззрению Harnack " а, в Древности пневматические и правовые элементы организации существуют рядом; именно поэтому Harnack и не дошел до мысли, что по убеждению первых христиан, церковное право вообще невозможно. 24 Ср.: 1Кор. 1:2 : апостол пишет: «экклезии Божией, находящейся в Коринфе». 10:32: «не подавайте соблазна... экклезии Божией». 11:22: «или пренебрегаете экклезию Божию». 15:9: «гнал экклезию Божию». Также 1Кор. 11:16 ; Гал. 1:13 ; 1Фес. 2:14 ; 1Тим. 35:15 ; Деян. 20:28 . – Рим. 16:16 : «все экклезии Христовы». 1Фес. 1:1 : «экклезии фессалоникийской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе». 2:14: «экклезиям Божиим во Христе Иисусе». Еф. 3:21 : «тому слава в экклезии во Христе Иисусе». 5:23: «Христос глава экклезии». – Что употребление выражения «экклезия» не есть особенность Павловой школы, а общехристианская, это доказывается бесспорно такими местами, как Откр. 1:4; 1:20 и др.: Мф. 16:18; 18:17 ; Иак. 5:14 . Weizsäcker (Jahrb. S. 481), который желал бы указать выражению «экклезия» «его родину в павлинической литературе», ставит сам на вид, что употребление слова ekklesia встречается самостоятельно также и в Апокалипсисе. Он поэтому совершенно прав, когда в Apost. ZA. S. 620 говорит: «Апостол Павел не изобрел, но уже застал выражение ekklesia tou theou». Так как слово «экклезия» уже само по себе выражает понятие «экклезии Божией» (ср. ниже в тексте), то, против Holsten " a (Evangelium. S. 237–238), общехристианским употреблением этого слова доказывается одновременно и то, что обозначение всего христианства как ekklesia tou theou было общехристианским, а не особенностью одной только Павловой школы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

невидимых не только для чувственно-плотяного зрения человеческого, но и по самому существу относящихся к области духовного созерцания, а не плотяного зрения, – человек может духовно умопостигать, сердцежелать и воледостигать свой богочеловеческий идеал, но не видеть его очами тела душевно-плотяного, почему блаженны невидящие и верующие Ин.20:29 ). Это понятие веры раскрывается далее, как и в 4 гл. Рим., примерно, но не на одном Аврааме, а на всей ветхозаветно-библейской истории, начиная с миротворения. В отношении к миробытию Апостол, согласно Библии , особенно LXX (или надо 70), – различает две стороны: невидимую и видимую. Еврейские тогу вавогу – совсем или совершенно пуста. Семьдесять перевели греческими ρατος хаи κατασκεαστος – невидима и неустроена внешне и вещественно, что дает такую мысль: в начале сотворил Бог небо и землю – невидимые для чувственного зрения и вещественно неустроенные, – и если дальнейшие «и Дух Божий носился сверху воды» переводчики, но явно выраженному стремлению избегать антропоморфизации и материализации божества, не могли понимать в чувственном смысле, то и «тьма сверху бездны» они должны были разуметь не в смысле материальной тьмы и пространственной области, но в смысле беспростравственно-вневременной (бездна-безграничность) области обитания божества во свете неприступном, являющемся тьмою для чувственного зрения ( 1Тим.6:16 ср. 1Ин.1:5 и Пс.17:10–12 ср. 2Цар.22:10 , – Втор.4:11 , – 5:22). Потом речь о создании чувственного света творческим да будет и разделении между видимыми светом и тьмою, затем о видимом небе и т. дал. Соответственно этому Апостол говорит: «верою (созерцательною) умопостигаем совершение (устроение) веков (временно-пространственного мира) речением (да будет) Божиим, – (верою) в то. что (ες τ) из (бытия) неявляемого (μ φαινομνων – из области бытия нефеноменального, внечувственного, вневременно-пространственного) произошло (yεyovvαι – бывание, происхождение во времени, тварное) видимое (τ βλεπμενον – чувственно-ощущаемое, временно пространственное, видимое глазами или феменальное, каждый определенно-ограниченный временем и пространством отдельный предмет, отсюда – член τ при отсутствии члена у μ φαινομνων, как идей творческого ума и субъективное μ – именно только для людей и по отношению к ним, а не для Бога и в отношении к Нему).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Между тем как грех Адама осудил Иисуса Христа на крест, сам сатана чрез этот крест был осужден, и на кресте Сын Божий торжествовал Свою славную победу над сатаной и над всем его множеством духов злобы ( Ин. 12:31, 16:11 ; Кол. 2:14–15 ; Евр. 2:14 ). И эту победу Сын Божий подтвердил фактически чрез Свое воскресение из мертвых. Эта победа Христа над диаволом возвещается посредством Евангелия всем, и все призываются к участию в ней в совершенном Иисусе Христом искуплении. Те, которые с верой принимают это благовестие, становятся участниками благ, которые Сын Божий приготовил им, получают прощение грехов и вместе с тем переходят из царства сатаны в царство Христа ( Деян. 26:18 ; Кол. 1:13, 14 ). Но и после этого диавол старается верующих обольстить и таким образом снова подчинить их своей власти. Он ходит, как рыкающий лев, и ищет, кого бы поглотить ( 1Пет. 5:8 ). Верующие постоянно должны вести борьбу с властями, с мироправителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, но для них всегда готово оружие Божие, которое им нужно только взять, чтобы оказать противодействие его коварным нападениям, и Господь всегда стоит на страже их и сокрушает сатану под их ногами ( Еф. 6:12, 13 ; Рим. 16:20 ). И действительно, они твердой верой противостоят диаволу и обращают его в бегство ( 1Пет. 5:9 ; Иак. 4:7 ), щитом веры погашают раскаленные стрелы лукавого ( Еф. 6:16 ) и побеждают его кровью Агнца ( Откр. 12:11 ) и молитвой об освобождении от искушений ( Мф. 6:13 ). Таким образом, диавол может только искушать верующих и нападать на них ( 1Кор. 7:5 ; 1Фес. 3:5 ), но не может насильно приводить их к падению и совершенно побеждать их ( Евр. 2:18; 4:15 ; Откр. 2:10, 3:10 ). Если же они в этой борьбе упадут, то снова могут восстать чрез покаяние и веру. Некоторые, впрочем, совращаются в след сатаны ( 1Тим. 5:15 ). А тех, которые остаются верными, диавол старается истребить и умертвить (ср. Откр. 2:13 ). Таким образом и теперь, после совершенного Иисусом Христом искупления, не совсем еще отнята у диавола власть над людьми, так что и теперь еще и диавол может путем обольщения и искушения склонять человека к греху и таким образом вводить его в свою власть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Ho, по мысли отцев церкви, такое значение рассматриваемого выражения в ветхом завете, в котором (значении) оно не встречается в новом, случайно: иудейство имеет значение не само по себе, а по отношению к христианству; поэтому в нем нужно различать, как говорит бл. Августин, „знаки вещей“ и „означаемое сими знаками“ 172 . „Знаки вещей“ по существу своему не могут быть вечными в собственном смысле этого слова, хотя и называются таковыми; но означаемое ими вечно именно в этом смысле. Поэтому в тех же самых местах ветхозаветных книг и с теми же самыми выражениями должен быть соединяем по преимуществу их собственный смысл. Так, закон Моисея временным был только по своей обрядовой стороне, а по своему нравственному значению он остается безусловно вечным. В повелении Божием ежегодно вечно праздновать Пасху в память избавления от рабства египетского вечно в собственном смысле то, что было прообразом освобождения евреев от этого рабства, – вообще спасение и очищение кровью Иисуса Христа от грехов, смерти и диавола. Обетование Давиду: и положу во век века семя его и престол его яко дние неба, по Лк. 1:32 , – относится к Иисусу Христу, Который и имеет царствовать в дому Иакова во веки. Равным образом и многоразличные обетования Божии евреям напр. о земле Ханаанской, имеющей поступить в их одержание вечное, не говоря о том, что они всегда давались под условием верного соблюдения заповедей Его, имеют такой же прообразовательный смысл. В тех местах ветхого завета, где самый предмет по существу своему не может быть различаем в указанных отношениях, слова вечный, во веки, прилагаемые к нему имеют значение единственно только бесконечного продолжения, или никогда не оканчивающегося состояния. Не говоря о таковых случаях употребления их в ветхом и новом завете по отношению к Богу и к лицам Св. Троицы ( Пс. 9:8 : Господь во век пребывает; Иер. 10:10 : той Бог живущий и царь вечный. Ср. Дан. 7:14 ; Дан. 2:7 ; Рим. 1:25 ; 1Тим. 6:16 и др. Ин. 12:31 : Христос пребывает во век. Ср. Рим. 9:5 ; Евр. 1:8 и др.), – в таком значении они употребляются в приложении к блаженной жизни праведников: видимая бо временна, невидимая же вечна (2Kop.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Апостола Иакова. Святой Павел учит добрым делам, побуждает к оным – для приятия вечного живота. Вера у него не есть простая, холодная уверенность ума без участия сердца; нет, он требует веры поспешествуемой любовью, т.е. свидетельствуемой делами; следовательно утверждает то же самое, что и Св. Иаков ( Иак.2:22 ). Различие в том, что Св. Апостол Павел опровергал таких лжеучителей, которые хотели смесить Христианскую веру с Левитскими законами и обрядами, а Св. Иаков тщится рассеять мечту и в наше время часто возникающую, да и тогда вероятно возникшую, мечту, будто бы Христианство состояло только в умственном или мысленном, праздном познании учения Христова. Сколько напрасно Протестантские учители распространяют выражения Св. Апостола о законе и делах его на дела нравственно добрые: столько же напрасно они указывают на его учение о оправдании. Мы говорим о том, что нужно к наследованию вечного спасения или блаженства. Но вечное спасение ужели совершенно то же, что и оправдание? Что Богословы новейших церковных обществ в оправдании вместо действительного обновления души, вместо сообщения положительной, внутренней правды видят одно судебное объявление виновного невинным, отпущение или даже только прикрытие грехов, сие согласно с их заботливостью о вере и опасением; чтобы она не потерпела какого-нибудь ущерба или вреда от добрых дел. Но к решению нашего вопроса требуется не то, в чем состоит оправдание, а только, когда оно совершается. Нельзя, кажется, не приметить, что Св. Апостол о оправдании говорит как совершающемся еще в сей жизни. Как Аврааму вера его вменилась в правду задолго до его смерти ( Быт.15:6, 15 ), так и о верующих во Иисуса Христа Апостол говорит, как уже «оправдавшихся или оправданных» ( Рим.5:1, 9 ). Спасение означает без сомнения более, нежели оправдание. Под именем спасения обыкновенно разумеется «вечное спасение, Царствие Божие, живот вечный» ( Мк.10:26 ; ср. Мк.17:23 ; 1Пет.1:9 ; Евр.1:14, 5:9 ; 1Тим.4:16 ). Сие спасение «явится во время последнее», а теперь избранные только «соблюдаются ко оному» ( 1Пет.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

1Тим.2:3 .  ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, « Это» – т. е. такие молитвы за всех людей. « Хорошо» – ( καλν), т. е. прекрасно с нравственной точки зрения и вообще прекрасно (ср. 1Тим 1:8, 3:1, 7, 13 и др.). 1Тим.2:4 .  Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. « Спаслись» – не только в будущей жизни, но также и здесь, на земле, приняв евангельское учение (ср. 2Тим 1:9 ). « Истины» – спасительного, истинного учения, предложенного людям Господом Иисусом Христом. 1Тим.2:5 .  Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, Из того, что Бог – един, следует, что Он есть спаситель для всех людей (ср. Рим.3:29 и сл.). Точно так же один и посредник между Богом и людьми – « человек Христос Иисус», и это опять подтверждает мысль о необходимости совершать молитву о спасении всех людей. Сила выражения здесь несомненно заключается в слове « человек». Если посредник – человек, то его служение, очевидно, касается всех людей, которые ему близки по человеческой природе. Понятно, что это место не может служить каким-либо свидетельством в пользу той мысли, что апостол считал Христа только человеком. В послании к Галатам Апостол Павел говорит, что он – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом ( Гал 1:1 ). Если бы понимать это место в буквальном, ограниченном смысле, то нужно бы из него сделать такой вывод, что Христос совсем не был человеком… Затем, апостол в пастырских посланиях ясно говорит, что Христос был не только человеком, а и Богом. Так он приписывает Христу предсуществование ( 1Тим 3:16 ), называет Его « нашим великим Богом и спасителем» ( Тит.2:13 ). 1Тим.2:6 .  предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, Еще более побуждает нас молиться за всех людей то обстоятельство, что Христос отдал Себя как выкуп за всех людей (ср. Мф 20:28 ), а именно, по толкованию святого Иоанна Златоуста , предал Себя на смерть за всех людей. « Таково было в свое время свидетельство». Не все даже Иудеи находили в пророчествах предсказание о Мессии, язычникам же об этих предсказаниях ничего не было известно. Поэтому то своевременно и было открыто или засвидетельствовано о том, что Христос есть спаситель всего человечества, за всех людей принесший искупление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе (1Тим 3:16) Дух выступает как живой свидетель и соучастник домостроительства Сына (ср. Ин 15:26). Высокое значение Духа как свидетеля божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что Свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием (Исх 20:16), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф 3:5). В другом месте (1Тим 4:1) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом (1Кор 12:8-11), раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви (1Фес 1:5). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждого верующего: каждому дается проявление Духа на пользу (1Кор 12:7). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. По посланиям апостола вполне выделяются ряд специальных действований или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: - учительская функция Духа Святого (1Кор 2:13, ср. Ин 14:26); - охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас (2Тим 1:14, ср. Ин 14:26, где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках). - освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу] (Рим 15:16); одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин 3:6): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3:5, 1Кор 12:13). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением (2Кор 5:17; Гал 6:15).

http://pravoslavie.ru/1519.html

И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе 63 ( 1Тим.3:16 ). Дух выступает как живой свидетель и соучастник домостроительства Сына (ср. Ин.15:26 ). Высокое значение Духа как свидетеля божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что Свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием ( Исх.20:16 ), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:5 ). В другом месте ( 1Тим.4:1 ) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом ( 1Кор.12:8–11 ), раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви ( 1Фес.1:5 ). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждого верующего: каждому дается проявление Духа на пользу ( 1Кор.12:7 ). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. По посланиям апостола вполне выделяются ряд специальных действований или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: – учительская функция Духа Святого ( 1Кор.2:13 , ср. Ин.14:26 ); – охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас ( 2Тим.1:14 , ср. Ин.14:26 , где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках). – освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу] ( Рим.15:16 ). Одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин.3:6 ): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит.3:5 , 1Кор.12:13 ). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением ( 2Кор.5:17 ; Гал.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010