Рим.15:3 ); пришел не в славе и великолепии, но как простой человек и с самого времени пришествия не требовал, чтобы Ему служили люди так, как служат царям и вельможам земным. Он Сам служил всем, благотворя всем, помогая в нуждах просящим у Него помощи, служил особенно в деле спасения Своим учением и чудесами, и главным образом послужил Своею искупительною смертью. – «Отдать душу Свою»: т.е. жизнь Свою (ср. Мф.16:25 ). – «Для искупления многих»: искупление ( λυ’τρον) – собственно выкуп, сумма, какую платили в древности за взятых в плен на войне, иначе они оставались в плену и гибли для отечества. Под этим образом представляется и дело спасения человеческого рода, совершенное Иисусом Христом. Все люди по самому естеству пленники, рабы греха и виновника греха – дьявола, и посему все состоят под клятвою и осуждением ( Гал.3:10 ; Рим.3:9–23 ; Еф.2:3 ; 1Ин.5:19 ) и должны были бы все погибнуть, подвергнуться смерти вечной ( Рим.2:6–9 ; Мф.25:46 ), если бы не было никакого средства выкупить их из этого плена, освободить от проклятия и вечной погибели и смерти. Но таковым средством, по определению Божию, имела быть крестная смерть воплотившегося Сына Божия Он один должен был умереть за всех грешников, и эта смерть принята Богом, как выкуп за все человечество, и таким образом люди стали смертью Единого искуплены от греха, проклятия и смерти. – «Многих»: Спаситель пришел умереть за всех людей и следовательно, искупить всех ( Рим.5:18 ; 1Тим.2:6 ; 1Ин.2:2 ); но так как не все уверуют в Искупителя, так как и верующие в Него не все спасутся или по слабости веры, или по недостатку добрых дел, то в Писании и выражается мысль, что Спаситель умер только за многих или искупил многих ( Мф.26:28 ; Евр.9:28 ). «У нас не то, что у язычников; «князья народов господствуют над ними», а у Меня последний есть первый. А что Я говорю это не просто, смотри доказательство тому в Моей жизни. Я сделал более, нежели сколько сказал. Будучи царем высших сил, Я восхотел быть человеком и подвергнуться презрению и поруганию; но и сим не удовольствовался, но пришел и на самую смерть...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Кто же есть этот камень? – Это ни есть кто-либо из царей иудейских; так как ни из современных пророку, ни из последующих царей Сиона никто не послужил ко спасению его даже от внешних врагов: напротив, при неоднократном нападении неприятелей, цари Сиона делались пленниками своих победителей. При том, пророк не только не учит надеяться на царя, а, напротив, запрещает, говоря: «перестаньте надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит?» (гл.3:22). Нет, прежде всего этот камень, полагаемый на Сионе, служит основанием для спасения верующего и притом вообще всякого верующего. Потом, в противоположность ложной надежде на «союз с адом и договор со смертью», камень веры послужит действительным основанием спасения от ада и от смерти (ср. Ис.8:14 ; Зах.3:9 ). Наконец, пророк не определяет времени спасения; следовательно, камень веры имеет послужить основанием спасения для всего царства верующих всех времен. Итак, под образом камня пророк говорит о Христе, Спасителе мира. Христа и Его жизнетворное учение таинственно предызобразила скала, из которой чудодейственно проистекла вода в пустыне ( Чис.20:1–13 ). Под образом камня предвидел Христа пророк Давид, этот завоеватель Сиона и основатель Иерусалима ( Пс.117:22 ). Подобный этому камень созерцал в своем таинственном сновидении пророк Даниил и предвидел в нём всемирное и вечное царство Христово ( Дан.2:44–45 ). По исполнении времен, Сам Спаситель учил о Себе, как о незыблемом основании вечного царства и спасения, под образом камня ( Матф.21:42 ; Лук.2:34 ). Подобно тому учили о Нем и Его Апостолы ( Деян.4:11–12 ; Тит.2:4 ; Рим.9:32–33 ; 1Кор.3:11–13 ; Ефес.2:20 ). Подобно краеугольному камню, Христос многоценен, ибо пресвятая кровь пречистого тела Его послужила ценой вечной жизни и потому стала бесконечно драгоценнее всякой жертвы в очах Бога и мира ( Иоан.6:54–56 ; Деян.20:28 ; 1Пет.1:18–19 ; 1Иоан.1:7 ; Рим.3:25 ; Евр.9:12–14 ; Откр.5;3;18;24 ). Подобно камню, Он был избран из ряда других вестников божественного откровения и из числа всех сынов Божиих, как Единородный Сын Божий ( Ис.42:1–6; 44:1–2; 49:1–3 ; 1Пет.1:20 ; Евр.1:2–4 ). Христос подобен именно краеугольному камню: ибо как этот камень соединяет две стены одного здания, так Христос соединил два мира, прежде разделенные – иудейский и языческий в одно здание всемирной церкви и на едином основании ( Ефес.2:13–22 ). Он честен, потому что Его никто не может заменить, ибо Он совершил дело спасения мира, чего никто не может совершить, так как только Он единый мог быть ходатаем между Богом и человеком, и поэтому Ему только единому принадлежат всякая честь и слава, и поклонение ( Ис.53:4–6,12; 63:1,3,9 ; Деян.4:12 ; Ефес.1:21 ; Фил.2:9 ; 1Пет.4:11 ; 1Тим.6:16 ; Откр.5:13 ; Рим.14:11 ; Фил.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Божий же критерий праведного и греховного во всем Своем совершенстве и непогрешимости представлен в Личности, жизни и деятельности Богочеловека Господа Иисуса Христа. Как единый безгрешный и единый Всеведущий Он знает самые сокровенные движения человеческой души и сердца и потому может безошибочно судить о людях, разделяя их на праведных и грешных, вследствие чего Ему принадлежит «весь суд» ( Ин.5:22 ; ср.: 1Кор.4:5 ; 1Пар.28:9 ; 1Цар.16:7 ; Иер.11:20, 17:10, 20:12 ; Откр.2:23 ; Пс.7:10 ). Кроме того, нужно памятовать об имеющемся различии между человеческим и Божиим представлением о том, что есть благо и благосостояние. Под благом и благосостоянием люди нередко понимают лишь материальный достаток и земные богатства: бренные, тленные, изъеденные молью, тогда как Бог подразумевает блага духовные: истину, праведность, милосердие, смирение, кротость, любовь, молитву, пост, терпение, страдание за истину Христову, одним словом – то духовное благое состояние души и тела, которое согласуется с духовным совершенством и блаженством и которое вечно, нетленно, небесно, так что ни моль, ни тля не могут его растлить, ни воры подкопать и украсть (см. Мф.6:19–20, 19:21 ; Лк.12:31–33 ). Ведь истинное человеческое благосостояние, богатство и блаженство заключаются в том, чтобы обогащаться Богом (см. Лк.12:20–21 ; 1Тим.6:17–19 ). Бог иногда и праведникам попускает страдать на земле, и это для их пользы – для спасения души. При этом необходимо иметь в виду, что на земле нет ни одного праведника, совершенно чистого от всякого греха и скверны. Скорби и искушения, которые Бог Своим Промыслом попускает или ниспосылает на людей, суть своего рода горнило, в котором люди очищаются и переплавляются, как золото в печи, обретая в себе силы для новых добродетелей: терпения, великодушия, кротости, стойкости. Ибо все эти новые добродетели взращивают, при содействии благодати, нового внутреннего человека – человека, созидаемого Господом «в праведности и святости истины» ( Еф.4:24 ; ср.: Рим.5:3–5 ; 2Кор.4:16 ; Иак.1:3–4 ; 2Кор.12:5, 1:5 ; Мф.5:40–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Предстоя престолу Божию, ангелы и св. люди не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам своим заступничеством и молитвами ( Тов.12:6, 12 ; 2Мак.15:12–14 ; Откр.8:3, 4 ); ап. Петр еще при жизни, в «телесной храмине», обещал заботиться о верующих и «после своего отшествия» ( 2Пет.1:13–15 ). Так как мы сами нередко «не знаем, о чем молиться как должно» ( Рим.8:26 ) и недостойны бываем предстать пред Бога со своею молитвою ( Быт.20:7 ; Иов.42:8 ), то мы должны просить себе помощи и молитв святых, ибо «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16–18 ). Сам Господь иногда объявлял грешникам свое прощение и милость только под условием ходатайства святых праведников ( Быт.20:7 . Иов.42:8 ). 2Пет.1:13–15 ; Иак.5:16–18 ; Откр.8:3, 4 ; Быт.20:7 ; Иов.42:8 ; 2Мак.15:12–14 . Ссылаясь на Лк.16:27–31 ; Откр.6:9, 10 , сектанты совершенно несправедливо отрицают доброжелательство и ходатайство на небе святых о слабых жителях земли. Авраам отказался послать Лазаря на землю к негодным братьям мучившегося богача – не вследствие недостатка доброжелательства, а вследствие бесполезности этого средства: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ); слова Авраама от Себя подтвердил и Сам Господь Иисус Христос (см. Ин.5:46, 47 ). Что Авраам ходатайствовал о грехах людских, когда это могло быть действительно полезно, сие видно из его молитвы об Авимелехе ( Быт.20:7, 17 ). Указанные в книге Откровения мученики тоже высказывают не свое недоброжелательство к мучителям, но молитву о том, чтобы Господь Своим судом праведным прекратил те несправедливые гонения и жестокости, какие производили языческие мучители (ср. Лк.18:7 ). Такою молитвою о суде над жестокими гонителями живущие на небе мученики именно оказывают защиту и помощь (ходатайство) преследуемым на земле праведникам. Утверждающие на основании 2Ин.2:1 ; 1Тим.2:5 ; Евр.9:15, 12:24 , будто «один посредник» и «ходатай» пред Богом Отцем за грехи людей есть только Иисус Христос, забывают о том, что само слово Божие говорит и о «ходатайстве многих», т. е. ходатайстве святых угодников Божиих ( 2Кор.1:11 ). Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцем небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу (см. Еф.2:18 ). Как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и однако в несобственном смысле имеется у нас много истинных наставников – в лице пастырей Церкви ( Мф.23:10 ср. Евр.13:7, 17 ); так и «ходатай» в собственном смысле один Иисус Христос, и однако в несобственном смысле, по праву благодати, являются ходатаями святые люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

(ср. Пс.49:14; 50:18–19 ; Евр.13:15–16 ; 2Тим.4:6 и др.). Эти добродетели требуют от христиан подвигов, усилий, чтобы совершая их, они как бы приносят жертву (ср. Рим.12:1 ; 2Тим.4:6 ), почему в переносном смысле называются (христиане) «священством святым». Следовательно, указанные слова апостола не дают никакого основания сектантам к отпадению их от православной Церкви. 4) Сектанты в оправдание нарушения единения с Церковью правосл. ссылаются на слова апостола: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). «Апостол говорит не о разномыслиях в догматах», – объясняет блаженный Феофилакт , – «но о таких разделениях, каково, наприм., относительно столов. Что же значит: надлежит? 41 Так как вы – люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: «надобно прийти соблазнам» ( Мф.18:7 ), т.е. Поскольку в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. «Дабы (να) открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). 42 Частица «дабы» означает здесь не причину, но следствие дела, как видно из многих мест. 43 Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители». 44 Так как возникшие среди коринфян «разделения» ( 1Кор.11:18 ), «разномыслия» ( 1Кор.11:19 ) касались их благоповедения ( 1Кор.11:21 ), то апостол обличает их кротко – «не похвалю» ( 1Кор.11:22 ср. 1Кор.11:16 ). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучителей и их последователей ( Гал.1:8–9 ); называет то «псами» ( Флп.3:2 ), то «сожженными в совести» ( 1Тим.4:2 ), то «служителями диавола» ( 2Тим.2:26 ). О единении верующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь ( Ин.10:16, 13:35, 15:4, 17:21 и др.), учил и молился апостол ( Еф.4:2–6 ; Рим 15:5–6 ; 1Кор.1:10 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Бог не без причины и не по пристрастию назначает одних людей к блаженству, а других – к погибели. Он, как Всеведущий, от века знает, кто будет вести жизнь добродетельную и богобоязненную, и кто останется в сей жизни упорным и нераскаянным грешником, как египетский фараон ( Рим.9:17 ; ср. Пс.132:16 ; Дан.2:22 ; 1Кор.4:6 ; Евр.4:13 ). В соответствие с этим предведением и не подавляя человеческой свободы, которая есть высший дар Божий, – Господь и распределяет участь людей за гробом: одних Он прославляет за подвиги веры и благочестия ( Мф.23:43 ; Кол.3:4 ; 2Сол.2:14 ; 1Пет.5:10 ), а других осуждает и извергает из царства праведных, в котором не может быть места ничему нечистому ( Откр.21:27 ср. 1Кор.6:10 ; Гал.5:26 ). – Таким образом в основе предопределения Божия лежит Божие же благое предведение, а не какая-то слепая и жестокая судьба, беспричинно карающая одних и милующая других. Верность нашего толкования подтверждает и сам Апостол Павел. В начале посл. к Римл. он усиленно проповедует, что спасутся только верующие во Христа (1, 16; 3, 22, 26, 27; 4, 6, 16; 5, 1 и ср.). Если бы спасение зависело исключительно от произволения Божия, – как думают сектанты, – то к чему бы Апостолу было требовать от людей веры? – Она была бы для них совершенно бесполезна: предопределённые ко спасению оправдались бы, в силу Божьего избрания, и без веры, а назначенным к вечной погибели не помогла бы самая пламенная вера... Ясно, что никакого предопределения в сектантском смысле нет, и Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). С другой стороны, познавшие истину евангельскую и оправданные Богом во Христе, на основании сказанного, должны помнить, что от них самих, от их доброй воли, весьма много зависит или возрастить в себе плоды оправдания, или окончательно утратить их. Эту мысль Апостол Павел неоднократно напоминает христианам. Он пишет им, что они «примирены с Богом смертью Христа», – стали «святыми и непорочными», но под тем условием, если «только пребудут тверды и непоколебимы в вере и не отпадут от надежды благовествования», слышанного от Апостолов ( Кол.1:22–23 ; Евр.3:12–14 ; Гал.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Атеизм (от греч. – отрицательная частица и θες – Бог) – безусловное отрицание бытия Бога или богов, сознательное безбожие. Как философско-мировоззренческая позиция атеизм связан обычно с материализмом (см.). Атеистические течения мысли зародились еще в древности, но вплоть до XVIII в. материализм и атеизм являлись уделом в основном одиночек – отдельных вольнодумцев и маргиналов. В XVIII в. атеистическое мировоззрение отстаивали французские материалисты Дидро, Голвбах, Гелввеций и другие; в XIX в. видными представителями философского атеизма были Фейербах, Ницше, Маркс. В ХХ в. атеизм навязывался принудительно в странах, руководимых коммунистическими партиями, что привело к масштабным гонениям на верующих всех религий. Бесы – см. Падшие ангелы. Библиолатрия (от греч. βιβλα – Библия и λατρεα – служение, почитание, культ) – отношение к Библии как к единственному высшему авторитету при полном игнорировании церковного предания и науки. Библиолатрия характерна для многих направлений протестантизма и обычно приводит к буквалистическому и фундаменталистскому пониманию Священного Писания. Благодать (греч. χρισμα, лат. gratia – дар) – сила Божия и духовный Божий дар, спасающий и освящающий человека, который дается Духом Святым через Иисуса Христа (см. Ин.1:17 ). Понятие благодати играет исключительно важную роль в Новом Завете (ср. Рим.3:21–26 , Рим.5:12–21 и особенно Ин.1:16–18 и др.), в котором благодать как состояние свободного богосыновства противопоставляется ветхозаветному законничеству и выражает качественно новую ступень в общении с Богом, достигнутую через Воплощение Бога и Его искупительную жертву. Бог – непостижимая разумом сущность, высшее надмирное духовное Существо, Создатель и Господь всего сущего. По определению, данному в Священном Писании , Бог есть Сущий ( Исх.3:14 ), то есть изначальный, вечно существующий, вечно живой, животворящий источник всякой жизни и всякого бытия. Библия дает и другие определения свойств Божиих: Бог един ( Втор.6:4 ) и единствен (см. Исх.20:3 ), всемогущ ( Быт.17:1 ), всеведущ (см. Пс.138:1–6 ), не ограничен пространством и временем ( Пс.138:7–10 ), вечен (см. Ис.48:12 , Откр.1:8 ), совершенен ( Мф.5:48 ), праведен и свят ( Лев.20:26 ; 1Пет.1:16 ), Он есть Дух ( Ин.4:21 ) и духовный Свет ( 1Ин.1:5 ), обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ). По библейскому учению, Бог не только сотворил все сущее из ничего ( Быт.1:1 ; 2Мак.7:28 ), но и непрерывно поддерживает бытие всех вещей во Вселенной Своей непостижимой творческой и животворящей мощью. Представление о верховном Боге неба и земли, хотя и затуманенное языческими верованиями, было у всех народов и племен на земле, но четкое учение о едином Боге дано человечеству только в божественном откровении – Библии. Сегодня единобожие исповедуют три мировые религии, которые возводят свое происхождение к Аврааму – христианство, иудаизм и ислам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Вы скажите: кто вы?“ Чувствую нецелесообразность перед моей аудиторией справок из филологии; тем не менее, скрепя сердце, объясняю, что – „миссионер“ значить посланный и, как Апостолы некогда посылали учеников на проповедь, так и я послан Архиепископом для вразумления заблудших ( Рим.10:15 ; 1Кор.4:17 ; 2Кор.5:20 ). Слово „миссионер“, так. обр., вовсе не значит – Мессия, говорю я и продолжаю начатую речь. На другой день я толковал перед слушателями Мф.19:3–9 . 1Кор. 7 гл., таже сектантка обозвала меня „антихристом“. Толпа слушателей сильно заволновалась. Атаман сгоряча хотел сделать распоряжение „забрать“ мою собеседницу. С трудом удалось успокоить сектантов и слушателей. – „Вот и пойми“, сказал атаман, „вчера – Мессия, а сегодня – антихрист... Эх! не стал бы я церемониться с ней, право!“ – „Что делать?“ – сказал я ему, „эти люди – больные, а в обращении с больными нужно терпение“. Идёт и нас беседа с хлыстами о признаках истинного Христа во время Его первого пришествия. Я сопоставляю места: Ин.10:37–38 и Мф.11:2–5 и говорю, что истинный Богочеловек был узнаваем по добрым и чудесным делам Его: Он воскрешал мёртвых, напр., Лазаря... Хлысты перебивают меня. – «Это как же – по плоти Он воскрешал? Лазаря разве телом воскресил? Как же! Нет, как уж сгнил человек, так его не воскресишь никак! „Тление не наследует нетления“» ... Я говорю, что мудрствовать сверх написанного, проповедовать иное, а не то, что оставили нам св. Апостолы – тяжкий грех , за это человек отлучён от Церкви, анафема ( Гал.1:8 ), и читаю Ин.11:39,41–44 , где запах трупа, пещера, пелены умершего Лазаря указывают ясно на то, что Лазарь до совершения чуда воскрешения Его Христом был мёртв телом. – „При конце же мира, читаю, все мёртвые воскреснут, и тленное сие облечётся в нетление подобно прославленному Телу Христа“ ( 1Кор.15:52–53,49 ср. Ин.20:19 ). Переходя к вопросу о воплощении Христовом, я привёл Деян.1:11 ; Мф.24:3,23–30 и говорю, что „по Слову Божию Христа во плоти мы доселе не видим ( 1Пет.1:8 ; 2Кор.5:16 ; Ин.20:29 ), хотя Он невидимо всегда с нами ( Мф.28:20 ); в настоящее время Он пребывает на небе Плотью Своею ( 1Пет.3:22 ), куда Он вознёсся ( 1Тим.3:16 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Внутреннее сознание постоянно свидетельствует человеку о незначительности и недостаточности второго элемента покаяния, как жертвы: сатисфакции или перенесения наказаний за грехи. Он, по своим размерам, должен быть пропорционален злу, вносимому грехом в мир, т. е. бесконечен. Но безграничное, вообще, не в природе человека, невозможны в отношении к человеку и бесконечные, по своей силе и размерам, страдания, как достаточное наказание за грехи. Раскаяние, рассматриваемое с этой стороны, не удовлетворяет выше поставленным условиям: а) безвинности страдания (страдание за правду), б) добровольности и в) полноты или силы. а). В строгом смысле, и страдания добрых или праведных людей, страдания за правду, не могут быть считаемы незаслуженными, по учению Слова Божьего, и рассматриваться вне связи с личными грехами. По Ап. Петру и христиане здесь, на земле, несут наказание, как не освободившиеся в безусловной полноте от греха ( 1Пет. 4:16–17; 1:6–7; 5:10 ср. 1Ин. 1:8–10 ). Это свидетельствуется совестью истинно праведных людей. б). Страдания праведных, как плод свободного избрания добра, с решимостью подчиниться всем следствиям сего, т. е. связанным с ним страданиям, могут быть названы добровольными лишь в нравственном смысле. Рассматриваемые же с точки зрения, так сказать, богословско-метафизической, страдания, как следствия греха и определений правды Божьей за грех, общи и неизбежны для всех людей – добрых и злых, и даже для всей живой земной твари ( Рим. 8:19 и след.), с тем различием, что в бессловесных тварях и злых людях страдания суть патологическая боль, а в добрых – их свободным послушанием праведным определениям воли Божьей, они преобразуются в этические состояния, в очистительные наказания за грехи. в). Как видели, наконец, страдания в мире и боль греха прямо пропорциональны добру, так что, безусловно полное страдание и наказание греха, становятся невозможны для относительного добра человеческого. Сами люди не в силах были принести достаточную искупительную жертву за грехи свои. Такая жертва однажды навсегда и за всех нас принесена Иисусом Христом, Сыном Божьим, на Голгофе. Ни Сам Спаситель, ни Апостолы не оставляют никакого сомнения в искупительном значении Крестной Смерти. В одних местах Апостолы прямо называют смерть И. Христа искупительной Жертвой за грехи людей, в других говорят в общем смысле, что Христос послужил причиной прощения наших грехов, что чрез Него единственно прощаются грехи людей. Места первые: 1Пет. 1:1820; 3:18; 2:24–25 ; 1Ин. 1:7 ; Деян. 5:30 ; Рим. 3:26; 4:24–25; 8:8–10; 8:3 ; 2Кор. 5:18–21 ; Гал. 1:4; 3:13 ; Кол. 1:14, 20–22; 2:13–15 ; 1Тим. 3:5–7 ; Еф. 1:4; 2:16; 5:2 ; Евр. 5:1–10; 7:27; 9:13–15, 26–28; 10:1–14 . Места вторые: 1Ин. 2:1–2, 12 ; Ин. 11:51–52 ; 1Ин. 4:10 ; Деян. 8:38; 10:43 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Христианство есть религия, преобразующая человека no образу Спасителя – Богочеловека и перерождающая плоть человека из тела душевного в тело духовное, – религия богочеловечества и богосовершенства человека. Полнее и подробнее эта сторона Нового Завета – идея богочеловечества – может быть построена и раскрыта на основе общей идеи блага, в такой системе: 1) Гносеология Нового Завета. Самопознание как методогносеологический принцип для систематического построения новозаветной идеологии. Психическая необходимость этого принципа доказуется как всеми древними (γνϑι σεαυτν) и новыми (cogito ergo sum) философскими системами, так и библейско-новозаветным учением о человеке, как отобразе Бога. Особое указание на этот принцип дается в следующих местах Новаго Завета: Мф.11:25 (отрицательно и положительно), – Ин.10:14–15 , – 14:7,23,26 др. 1Ин. 4:13 , – 1Кор.2:10–16 , – 2Кор.13:5 , – особенно 1Кор.13:12 срав. ст. 10–13. 2) Теология, космология и антропология Нового Завета. Благо и блаженство как первопричина, конечная цедь и высший смысл бытия и жизни. Первичность, всеобщность и самодостоверность идеи блага и блаженства. Бог есть всеблаго и самоблаго ( Мф.19:17 ) и всеблаженство и самоблаженство ( 1Тим.1:11 , – 6:15 др.), а в существах тварно-ограниченных благо и блаженство необходимо ограничиваются безгрешным и греховным (в человеке после падения) неблагом и страданиями, – блаженство страждущей любви (любовь есть благо и блаженство), восходящей к богосовершенству или богочеловечеству ( Мф.5:3–12 : подробное толкование блаженств, Мф.5:48 и других многих соответственных мест 4 . 3) Вера, как субъективно-человенеческое условие и средство к осуществлению блага и блаженства в мире: Пистология в связи с психологией Нового Завета. Соединение понятий веры и блаженства в Еванг. Ин. 20:29 , – Лк.1:45, 11:28, 14:14 , – Мф.16:17 , – Тит.2:13 , – в посл. Рим.4:9 ср. 3, – в Откр.14:13, 22:7 др. Вера у древне-классических писателей, по отношению к вещам, людям и богам, в страдательном значении – как благонадежность и верность, в действительном – доверие, уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010