24, 16–18, elemosinis–studuisset), о чем, впрочем, повторяется в дальнейшей части той же главы. 2. Точно также опущена почти вся 9-ая глава (см. ниже стр. 28,15–17 И 29,21–30,18–28). Глава 9-я и первая половина 11-ой, в которых продолжается рассказ о ночном видении Вячеславом опустевшего двора Павла пресвитера и об истолковании этого видения святым, заменены рассказом, не совпадающим с легендою Гумпольда (см. ниже, стр. 30,9–17, 32,1–14 и и 31.27, 32,17–29. 33,16–26, 34,17–20). 14-я глава, где Гумпольд дает характеристику святому, в славянских списках опущена, а вместо нее мы находим здесь известие о многих священниках и клириках, пришедших к святому «от Бавор, и из Франк, и Сас» с мощами и книгами (сравн. ниже стр. 40 и 41 и примечание на стр. 40). Начало 15-ой главы (до слов. frater eius) опущено. Последующий рассказ о постройке церкви св. Вита, о намерении Вячеслава отправиться в Рим для принятия монашества и о дальнейших событиях, передаваемых у Гумпольда в главах 16, 17 и начале 18-ой, даны не в том изложении, что в латинской легенде (см. ниже стр. 40–47). В начале 19-ой главы вставлен рассказ о разговоре Болеслава со своими сообщниками, задумавшими убить Вячеслава (см. ниже стр. 52,3–8). К концу главы 22-ой присоединены дополнительные сведения о судьбе убийц Вячеслава и о тех мучениях, какие испытывал Болеслав от нападавших на него бесов (см. ниже стр. 58,18–21;60,1–3: «но и са... скончаша»). 23-я глава, где идет речь о перенесении мощей св. Вячеслава, передана в версии, значительно отступающей от легенды Гумпольда (см. стр. 60–64). К рассказу о человеке, убитом и повешенном разбойником (в 27-й главе), присоединено известие, что на теле убитого сидел орел, посланный от Бога «для соблюдения телеси», дабы птицы не начали его, и что сухое дерево, на котором был повешен убитый, «прозябе и ветви распусти» (см. ниже стр. 70–71). В самом конце «сказания», в 30-й главе, славянский текст имеет заключительное славословие, которого нет в латинском издании (см. ниже стр. 76–77).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Ни один человек не сможет уверовать в Бога, если Бог Сам не откроется ему — или в непосредственном духовном опыте или через посредство других людей. Но Бог не принуждает человека к вере, а призывает его к свободному духовному поиску. Люди приходят к вере в Бога разными путями. Встреча с Богом может быть внезапной и неожиданной, а может быть предуготовлена долгим путем исканий, сомнений и разочарований. Во многих случаях человек становится на путь веры благодаря другим людям — как тем, которых он встречает на своем жизненном пути (родители, друзья, учителя, проповедники), так и тем, которые жили до него и оставили свидетельства о собственном религиозном опыте. «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия», ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?» ( Рим 10:17,14 ). Священное Писание учит: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр 11:6 ). Созданный по образу человек находит свой Первообраз ценой личных духовных усилий, в результате которых он открывается Богу и воспринимает от Него дар веры. Вера не является собственным достижением человека. «Никто не может прийти ко Мне, — говорит Христос, — если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин 6:44 ). Религиозная вера включает в себя доверие Богу, ее следствием является верность Богу в исполнении Его воли. Примером несокрушимой веры в Бога является Авраам, которого апостол Павел называет «отцом всех верующих» ( Рим 4:11 ). Господь обещал престарелому и бездетному Аврааму, что у него будет столько потомков, сколько звезд на небе ( Быт 15:5 ). Авраам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт 15:6 ). После долгого ожидания у Авраама родился сын — Исаак. Но Бог решил испытать веру Авраама и повелел ему принести единственного сына в жертву. Авраам приготовил все необходимое для жертвоприношения и уже занес нож над собственным сыном, но в последний момент был остановлен Ангелом Господним, который сказал ему: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» ( Быт 22:16–17 ). Таким образом, Авраам показал абсолютную преданность Богу, беспрекословно исполнив Его волю.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

2Кор.3:7 .  Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, – 2Кор.3:8 .  то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? «Служение смертоносным буквам, начертанное на камнях» – правильнее: «служение смерти (служение, способствующее расширению господства), буквами начертанное на камнях». Ап. имеет в виду здесь Десятословие, которое обязано было своим происхождением служению Моисея ( Исх 34:28 ). Ап. прибавляет, что Десятословие было начертано буквами и этим еще резче оттеняет недуховный характер его. – «Не могли смотреть». В кн. Исход ( Исх 34:30 ) сказано только, что евреи «боялись подойти» к Моисею. Разъяснение свое Ап. делает, очевидно, на основании иудейского предания. – «Преходящей». Ап. прибавляет это выражение для того, чтобы выставить на вид превосходство славы новозаветного служения, как это и делает он прямо ниже (см. ст. 11). – «Служение духа», т. е. посвященное Св. Духу служение проповедников Евангелия. 2Кор.3:9 .  Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. «Служение осуждения», т. е. ведущее к осуждению (ср. Рим.7:9 и сл.; Гал 3:10 ). – «Служение оправдания», т. е. ведущее к оправданию (ср. Рим.1:17, 3:22 и сл.). 2Кор.3:10 .  То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. «То прославленное», т. е. «ибо в этом отношении – т. е. в отношении величия Моисеева служения по сравнению с названным (ср. ст. 9) – можно сказать, что прославленное – не прославлено». 2Кор.3:11 .  Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. «Преходящее» – именно служение Моисея. Моисей перестал быть законодателем ( Рим 10:4 ). – «Пребывающее», т. е. – служение проповедников Евангелия, которое (служение) будет продолжаться до конца мира ( Мф 24:14 ). 2Кор.3:12 .  Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, 2Кор.3:13 .  а не так, как Моисей который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

" Они (праведные) в глазах людей наказываются», т.е. переносят лишения и несчастья, которые рассматриваются, как наказание Божие. Такой смысл следует из употребления этого глагола («наказываются» ) у писателя кн. Премудрости Соломона: Прем. 11:5, 13:1 , и из связи данного места с последующими 5 и 6 ст. Люди, в глазах которых наказываются праведные, это, прежде всего, нечестивые, которые согласно характеристике их у писателя ни в какое мздовоздаяние не верят и о страданиях, как Божественном наказании, со своей точки зрения, могли бы говорить лишь в ироническом смысле. Писатель здесь, очевидно, выражает не их взгляд, а общепринятое у евреев воззрение на божественное мздовоздаяние. «Надежда их полна бессмертия». Это выражение по аналогии с другими подобными ( Евр. 6:11, 10:22 ) означает твердую несомненную надежду. Предмет надежды – бессмертие. Прем.3:5 . И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. 5 . То, что обычно люди считают за наказание в руке Божией является только средством воспитания, возводящим человека на высшую ступень нравственного совершенства ( Прем. 11:5–6, 10–11 ; Евр. 12:5–11 ). Выражение: «немного наказанные, они будут много облагодетельствованы» по связи с предшествующим дает мысль о непродолжительности земных страданий и о вечном по смерти блаженстве праведных (ср. 2Мак. 7:36 ; 1Пет. 1:6 ). Но, кроме указаний на время, здесь следует видеть указание и на степень. В этом отношении страдания земные, как бы они велики ни были, не могут быть сравнены с будущим небесным блаженством, которое бесконечно их превосходит (ср. Рим. 8:18 ; 2Кор. 4:17 ). Впрочем, многие толковники выражение «облагодетельствованы» относят не к блаженству по смерти, а к счастливому периоду земной жизни праведных. «Бог испытал их», весьма часто встречающееся в Библии выражение для той мысли, что разными средствами, главным образом несчастием и страданиями, Бог испытывает послушание и веру людей ( Быт. 22:1 ; Втор. 13:4 ; Суд. 2:22 ; Пс. 65:10, 81:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17. Все предки И. Христа умерли, и одни только веровавшие из них живы пред Богом ( Ин.11:25 ). Рожденное от плоти есть плоть (смертно): а рожденное от Духа ( Мф.1:20 ) есть дух (бессмертно). Ин.3:6 . 19. Праведник всячески старается скрыть недостатки ( 2Кор.13:7 ) других, хотя бы они относились с какой-нибудь стороны к его бесчестию, или были только мнимые ( Мф.1:20 ). 20. Ангелы являются праведникам во сне, и на яву ( Лк.1:28 ), и возвещая волю Божию ( Мф.2:13 , Быт.31:11–14 ), разрешают их недоумения и сомнения ( Лк.1:34, 35 сл.), внушаемые сатаной ( Быт.3:1 ). 19–20. Бурю внутрь имея помышлений сомнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышлял, непорочная: уведев же твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуия (Акаф. Пресв. Богор). 21. Хотя будущего никто не знает, кроме единого Бога; но Ангелы открывают человекам и будущее по особенному им откровению Божию ( Мф.18:10 ). 22–23. О рождестве Иисуса Христа от Девы предсказано было в Ветхом Завете ( Ис.7:14 ); сим всякий верующий должен утешаться и утверждаться в вере при событии. Событие пророчества в точности есть доказательство действия Духа Святаго в пророке ( 2Пет.1:21 ); будем почитать св. Божиих пророков, как служителей Слова Божия, говоривших именем Господним ( Иак.5:10 ). 24–25. Кто получил Божие откровение, и уверен в оном ( Деян.5:32, 34, 35 сл.), тот непременно должен поступать, как повелел Господь. Гл. 2. Ст. 1–2. Откровения могут быть подаваемы и язычникам ( Быт.20:3, 6 ); ибо Бог не есть только Бог Иудеев, но и язычников ( Рим.3:29; 10, 20 ). Рождеству Христову предшествовало небесное знамение – явившаяся звезда на востоке, никому прежде неизвестная, и приведшая видевших ее восточных мудрецов к месту рождения Иисуса ( Мф.2:9 ) на поклонение Ему ( Мф.2:11 ). Христианин! если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу ( Мф.2:9–11 ), то кольми паче покланяйся ты, когда смотришь на солнце, луну и звезды. 3–4:8, 12. Злоба и зависть, принимая личину добродетели, старается уловить праведного скрытными сетями, и погубить (ст. 16): но живущий под кровом Всевышнего в тени Всемогущего почивает ( Пс.90:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Отсюда ясно, что Фессалоникийцам говорено было о том прежде. Но хотя послание к Римлянам позднее этих однако оно написано раньше тех, которые отправлены из Рима. Он еще не прибыл в город Рим, когда написал это послание, как открывается из слов: «желаю бо видети вас, да некое подам вам дарование духовное» (Рим 1.11). К Филиппийцам же Павел писал из Рима, почему и говорит: «целуют вы святии вси, паче же иже от Кесарева дому» (Флп 4.22). И к Евреям писано оттуда же, почему и сказано, что их приветствуют все от Италии (Евр 13.24). Также и послание к Тимофею Павел писал из Рима, находясь в узах. Даже мне кажется, что оно есть последнее из всех его посланий, как видно из сказанного в конце: «аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста» (2Тим 4.6). Всякому же известно, что Павел кончил жизнь в Риме. И послание к Филимону есть также одно из последних, так как Павел написал его в глубокой старости, о чем сам говорит: «якоже Павел старец, ныне же и узник Иисуса Христа» (Флм 1.9). Но, конечно, оно написано прежде послания к Колоссянам, что опять видно из сказанного в конце послания, так как Павел в послании к Колоссянам пишет: «вся скажет вам Тихик,.. егоже послах... с Онисимом верным и возлюбленным братом» (Кол 4.7—9). Онисим же этот был тот самый, о котором Павел написал послание к Филимону, а не другой, соименный ему, что доказывается именем Архипа, на которого Павел в послании к Филимону возложил труд ходатайствовать с ним за Онисима, и которого в послании к Колоссянам он поощряет такими словами: «рцыте Архиппу: блюди служение, еже приял еси,.. да довершиши е» (Кол 4.17). Мне еще кажется, что послание к Галатам написано прежде послания к Римлянам. Если же послания Павла имеют в книгах порядок другой, то это нисколько неудивительно, так как и двенадцать пророков расположены последовательно, в известном порядке книг, хотя по времени они и не следуют один за другим, но разделены между собою большим промежутком времени. Так Аггей, Захария и другие пророчествовали после Иезекииля и Даниила, а многие после Ионы, Софонии и всех прочих; однако же в книгах они соединены вместе с теми, от которых так удалены временем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Подобно сему (только, конечно, в своем роде) должна быть и печать, принесенная ангелом для избранных рабов Божиих. Она должна быть прежде всего отличием и преимуществом избранных рабов Божиих не только перед грешниками, но и перед другими рабами Божиими; во-вторых, она будет прямо указывать на их близость к Господу и верность Ему, и, в-третьих, она будет говорить и о покровительстве им Господа Бога. Совмещая все это в одно, нужно сказать, что печать, о которой идет речь во 2 ст., есть отображение на лучших и избраннейших членах христианской Церкви той Бож. благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело, и, сохраняя их в верности христианству, даст им возможность смело и безбоязненно быть постоянными и явными исповедниками Христовой веры. Будет ли это состояние отмечено и каким-либо внешним знаком или нет, об этом можно и не любопытствовать, хотя и возможно предполагать его, если принять во внимание, что Господь Бог в Ветхом завете установил обрезание для евреев, как внешний знак Своего союза с ними ( Быт. 17:10–13 ; Рим. 4:11 ). Такое понимание печати оправдывается и дальнейшим содержанием апокалиптического видения. Ангел, имевший печать, обратился с речью к четырем ангелам, у которых была власть от Бога вредить (δικσαι) земле и морю 439 через ветры, находившиеся в их распоряжении. В словах ангела заключается приказание, которое нужно понимать как Бож. повеление, передаваемое по чиноначалию одними ангелами другим. В настоящем случае один ангел передает Бож. повелением другим удерживать действие губительных ветров на море, землю и деревья. Изображение добрых ангелов, как руководителей вредными действиями стихий, вполне согласно со свящ. Писанием ( Пс. 103:4 ) и соответствует тому его представлению, что земля, как проклятая за человеческие грехи ( Быт. 3:17–18 ), страдает вместе с человеком, заставляя страдать и его самого 440 ( Рим. 8:20–22 ). Удержание ветров ангелами от вредных действий должно, по слову ангела, продолжиться до тех пор, пока он вместе со своими сослужителями не положит печати на рабов Божиих. Продолжительность этого периода нужно отыскивать не в самом процессе запечатления: для бесплотных сил оно не может требовать долгого времени, но в выборе рабов Божиих, т.е. в той соразмерности времени, в которое среди рабов Божиих на земле созреет определенное Богом число совершенных и избранных, достойных Бож. печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

11. Кто рукополагал их? «Их поставили пред Апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» ( Деян.6:6 ). 12. Какое наставление дает ап. Павел ученику своему епископу Тимофею относительно рукоположения? «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). 13. Допустимо ли в Церкви самочинное священство? «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). «Как» проповедывать, если не будут посланы» ( Рим.10:15 ). 14. Как говорит Христос Спаситель о послушании Апостолам, а в лице их и всем законным преемникам их? «Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается пославшаго Меня» ( Лк.10:16 ). 15. Как повелевают повиноваться пастырям Апостолы? «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны им, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( Евр.13:17 ). «Младшие повинуйтесь пастырям» ( 1Пет.5:5 ). 16. Как пастырей должно почитать? «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе... и почитать преимущественно с любовию за дело их» ( 1Фес.5:12–13 ). 17. Должна ли паства оказывать пастырям материальную помощь? «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). 18. Как еще говорит об этом ап. Павел? «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не есть плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящаго ( Втор.25:4 ). О волах ли печется Бог ? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор.9:7–11, 13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 чтобы вам удостоиться. Жизнь, достойная Бога ( 1Фес. 2,12 ), призвания Божия (1,11; Еф. 4,1 ), Христа ( Кол. 1,10 ), Евангелия ( Флп. 1,27.28 ) или Царствия (1,5.11) это жизнь терпеливого, радостного следования за Христом даже перед лицом смертельной вражды со стороны тех, кто противится вере. Такая жизнь твердое свидетельство, что суд Божий праведен. для которого и страдаете. Даже пользуясь правами гражданства в небесном Царстве (см. ком. к 1Фес. 2,12 ), христиане все же страдают ради него ( Деян. 14,22 ), ибо это Царство неизбежно сталкивается с противодействием дьявола. 1 не покоряющимся благовествованию. Благовестие Евангелие должно быть принято, в него надо верить, ему надо покоряться ( 1Пет. 4,17 ). Оно содержит Божественные заповеди, требующие полностью покорить себя Богу посредством примирения с Ним во Иисусе Христе. 1 в день оный. Имеется в виду «день Господень» ( 1Фес 5,2 ). Хотя нам не дано знать, сколько именно продлится этот особенный «день», можно сделать вывод, что Последний суд над нечестивыми тесно примыкает к приходу Христа за Его святыми. 1 звания. Т.е. «призвания». Это «призвание» следует рассматривать в связи с 1Фес. 2,12 , где призывающий Бог; то, к чему мы призваны, Божие Царство и слава (2,14). 1 Бога нашего и Господа Иисуса Христа. В греческом тексте нет артикля перед словом «Господа», поэтому перевод может быть таким: «Бога нашего и Господа, Иисуса Христа», а это определенно указывает, что слово «Бог» отнесено к Иисусу Христу. Против такого перевода говорит сравнительно редкое применение в НЗ слова «Бог» по отношению ко Христу (ср. Рим. 9,5 ; Тит. 2,13 ; 2Пет. 1,1 ). Однако следует отметить, что в других местах своих посланий Павел обычно говорит о Христе и о Боге Отце в тесной связи (напр. 1,1.2; 2,16; 1Фес. 1,1; 3,11 ) и явно считает, что Христос обладает всеми свойствами Божества. Глава 2 2 о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему. Это и есть «восхищение» святых, о котором говорилось в 1Фес. 4,17 . Павел как будто отождествляет время пришествия Христа и восхищения святых с «днем Господним» ( 1Фес. 2,19 ; ср. 1Кор. 1,7.8 ; 2Кор. 1,14 ; Флп. 2,16 ), где собрание всех верующих перед Господом имеет место «в пришествие Его» и «в день Господа нашего Иисуса». Поскольку прежде чем настанет день Господень, должно прийти «отступление» и открыться «человек греха» (ст. 3), оба признака также должны проявиться прежде восхищения святых. Если лжеучители говорили, что день Господень уже наступает (ст. 2) и, таким образом, предрекали восхищение в любой момент, их неправду можно было доказать отсутствием указанных предзнаменований.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Тварный мир, о котором говорит Екклесиаст, обозначен выражениями: «под солнцем», «под небесами» и «на земле». Вывод Соломона заключается в том, что созидание земных богатств потомками Адама тщетно, но небесные труды, совершенные через нового Адама, победившего смерть, не напрасны ( 1Кор. 15,58 ). Екклесиаст проповедует о том, как избранники Божий, чужие в этом мире «под солнцем» ( 1Пет. 1,1 ), но живущие во граде небесном ( Флп. 3,20 ), должны стоически претерпеть ( Еккл. 6,12 ) все потрясения и трудности ( Рим. 8,18–23 ). Содержание Введение (1,1) I. Ограниченность трудов и мудрости (1,2 3,8) А. Цикличность в мире (1,3–11) Б. Тщетность трудов и мудрости (1,12–18) В. Эфемерность вознаграждения за труды и мудрость (2,1–17) Г. Труды и мудрость (2,18 3,8) II. Труд в страхе перед Богом, дела Которого непреходящи (3,9 6,7) А. Бог как Творец и Судия (3,9–21) Б. Удовлетворение или зависть (3,22 4,16) В. Искренняя преданность Богу (4,17 5,6) Г. Неудовлетворенность от трудов (5,7 6,7) III. Мудрость в покорности перед вершащим Свой суд Богом (6,8 12,7) А. Тщетность попыток состязаться с Богом (6,8–12) Б. Что хорошо для человека (7,1–18) В. Сила мудрости (7,19 8,8) Г. Неизбежный суд (8,9 9,10) Д. Сила глупости (9,11 10,7) Е. Совет для мудрой жизни (10,8 12,7) «Суета сует» (12,8) Заключение (12,9 14) Глава 1 1:1–2 Мудрец представляет читателю Екклесиаста и его книгу. 1 Екклесиаста. Евр.: «когелет» означает, что Соломон выступал в роли созывающего собрание верных завету, чтобы свидетельствовать о Господе и воздавать Царю Небесному славу, наполняющую Его земной храм ( 3Цар. 8 ). Слова Соломона были обращены к народу Божию, а не к агностикам. сына Давидова. См. Введение: Автор. 1 Суета сует. Евр.: «дыхание, «пар», «туман». Т.е. смерть делает тщетными действия и стремления людей, строящих свою земную жизнь («под солнцем»). 13,8 Что пользы человеку. Начиная этим выражением первый из трех циклов книги, автор акцентирует на тщетности труда и знаний. Хотя они и приносят некоторое удовлетворение, смерть делает их бессмысленными. См. Введение: Особенности содержания и темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010