Иуда создал себе Бога по своему образу и подобию, по образу и подобию падшего человека. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 19:04 мин. Размер 9.2 Mb ) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ТАТИАНА17 27 апреля 2016, 23:54 Спасибо,владыка Тихон, за эту проповедь. " ...горе тому человеку,которым СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ предается: лучше было бы тому человеку не родиться (Мк.14:21). Сказано 2000 лет назад,а как вчера... ГОСПОДИ,ПРОСТИ! Илья 27 апреля 2016, 22:53 Прочитав комментарии, хочется высказать не свой взгляд, а логическую цепь Писания... Иуда мог рассчитывать на то, что предав Учителя в руки властей, он увидит Чудо-земное воцарение Иисуса в Израиле... Но, Центр Писания-Бог. Не от мира сего... Бог вообще-то Благ, т.е., всегда в Блаженстве и не измеряет давление, и не пьёт валидол. Из этого следует, что всё происходит " автоматически " . Бог-Неизменчив. Меняется наша среда, находящаяся внутри Бога Блаженства. Нивчём Ненуждающийся, Вседовольный, Всемогущий... Через пророков Он говорит, что все мы-ничто. Меньше пустоты. Предназначенность быть тем или иным в нашей среде Он не отменяет. Зачем? Ему подчиненно абсолютно всё! Всё работает на Него и с Его воли. И будет Бог всё во всём.../1-е Кор.,15:28/Потому что Так было до падения Денницы. И волос не падает с головы вашей без воли Отца... Извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя,-говорит Огонь Всепоедающий/Исайя,14:... Все спасутся...Рим,11:32 Аминь? Галина 27 апреля 2016, 22:50 Жалко, что не была сегодня на богослужении, но ваша проповедь, Владыка, помогла почувствовать , именно почувствовать сердцем, что происходило в те дни в Иерусалиме. Боль за Спасителя, предательство, такое разное, двух учеников и стыд за себя, что так и не смогла принести настоящие плоды покаяния в Великий пост. Спасибо Вам за ваши замечательные проповеди! Читательница (Подмосковье) 27 апреля 2016, 21:51 Аминь. Жаль, что работа не позволяет посещать богослужения так часто, как хотелось бы. Но как хорошо, что после круговерти дня можно погрузиться в умиротворяющую глубину таких слов. Все больше убеждаюсь, что портал «Православие.ru», предоставляющий нам возможность дистанционно присутствовать на богослужениях, слушать проповеди в любое время и столько раз, сколько требует душа, - это лучший из православных интернет-ресурсов. Уже не представляю своей жизни без портала «Православие.ru», без Ваших проповедей, владыка Тихон. Даже, когда чувствую себя очень уставшей и ум не в состоянии «переваривать» информацию, слушаю просто душой. Храни Вас Бог!

http://pravoslavie.ru/92890.html

Добрые речи происходят из доброго сокровища сердца ( Мф. 12:35 ). Если же не очистит кто-либо свое сердце от недобрых речей, бодрствовать не может. Ибо если он думает, что говорит слушателям, то не приемлются его слова и отвергаются, не имея капли благодати Святого Духа. Желающий же принести некую пользу словом пусть попросит от Бога Слова слово во отверзение уст его, как и Исаия заповедует: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово ( Ис. 50:4 ). И продолжает:послушайте мене, и жива будет во благих душа ваша ( Ис. 55:3 ). Приточник же говорит: Сотове медовии словеса добрая, сладость же их изцеление души ( Притч. 16:24 ). Ибо те [речи], которые для спасения говорятся, приносят сладость и исцеление душе.Разумный же в вещех изобретатель благих ( Притч. 16:20 ). И: устне облобызают отвещающие словеса благая ( Притч. 24:26 ). И:устне гладки сердце покрывают прискорбно ( Притч. 26:23 ). И опять-таки: Слово жестоко воздвизает гневы, язык мудрых добрая свесть ( Притч. 15:1–2 ), ибо исцеление языка есть древо жизни. И вновь: Уста праведного каплют премудрость, и устне мужей праведных каплют благодати ( Притч. 10:31–32 ), уста же смиренных поучаются премудрости ( Притч. 11:2 ). И вновь: От плодов уст душа мужа наполнится благих, воздаяние же устен его воздастся ему ( Притч. 12:14 ). И тотчас: Устне льстивые исправляют свидетельство. Лесть в сердцы кующаго злая: хотящии же мира возвеселятся ( Притч. 12:19–20 ). Песнопевец же: Отрыгну сердце мое слово благо ( Пс. 44:2 ) и: Господь даст глагол благовествующим силою многою ( Пс. 67:12 ). И: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою ( Пс. 50:17 ). Пишет же и Павел, говоря: Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому ( Кол. 4:6 ). И к римлянам: Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею ( Рим. 1:11–12 ). И вновь: каждого из вас… мы просили… и умоляли поступать достойно Бога ( 1Фес. 2:12 ). Посему если кто-то считает, что он получил дарование учительства от Бога, то пусть говорит со смиренномудрием, чтобы и других назидать, чтобы не быть обвиненным как скрывший талант ( Мф. 25:18, 25–30 ). Тот же, кто еще не получил дарования этого, тот пусть молчит и не произносит речей праздных от сердца своего, чтобы не услышать: Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими; Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси [ Col. 1621 ] словеса Моя вспять ( Пс. 49:16–17 ). Ибо добрый человек, говорит Господь, из доброго сокровища сердца своего, то есть благодати Святого Духа, выносит доброе ( Лк. 6:45 ). Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Если бы люди не «облагородили» грех, то они не дошли бы до войн, которые называют варварством. Но еще большее варварство — нравственная катастрофа. Люди разлагаются и душевно и телесно. Если бы люди не «облагородили» грех, то они не дошли бы до войн, которые называют варварством. Но еще большее варварство — нравственная катастрофа. Люди разлагаются и душевно и телесно. Один человек сказал мне: «Люди прозвали Афины джунглями, но посмотри — ведь никто из этих джунглей не уходит. Все говорят «джунгли!» и все в эти джунгли сбредаются». До чего же дошли люди! До состояния животных. Знаете, как у животных: сперва они входят в хлев, испражняются, мочатся, потом навоз начинает разлагаться, перегорать и животным становится тепло. Им нравится в стойле и не хочется никуда из него уходить. Я хочу сказать, что так и люди ощущают «тепло» греха и не хотят уходить. Они чувствуют зловоние, но им неохота уходить от тепла. Если в хлев войдет новичок, то он не сможет выдержать этого зловония. А другой уже привык, он постоянно живет в хлеву, и смрад его не беспокоит. В Риме люди поклонялись идолам, были язычниками. И Апостол Павел [в Послании к Римлянам] обращался к язычникам, принявшим Святое Крещение, но не отставшим еще от злых привычек. (Рим. 1, 24-32) Не надо брать за образец примеры наибольшего упадка из каждой эпохи. Сегодня грех ввели в моду. Подумать только — ведь мы же православный народ, — но до чего мы докатились! А о других народах даже и говорить нечего… Но хуже всего то, что нынешние люди, повально увлекаясь грехом и видя, что кто-то не следует духу времени, не грешит, имеет капельку благоговения, — называют его отсталым, ретроградом. Таких людей задевает, что кто-то не грешит. Грех они считают прогрессом. А это хуже всего. Если бы современные, живущие в грехе люди, по крайней мере, это признавали, то Бог помиловал бы их. Но они оправдывают то, чему нет оправдания, и поют греху дифирамбы. А считать грех прогрессом и говорить, что нравственность отжила свой век — это, кроме всего прочего, самая страшная хула на Святаго Духа. Поэтому, если кто-то, живя в миру, подвизается, хранит свою жизнь в чистоте, то это имеет немалую цену. Таких людей ждет великая мзда.

http://pravmir.ru/o-tom-chto-grex-voshel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСПИД [Аспида; греч. σπις, οπδα], ядовитая змея, упоминаемая в Свящ. Писании (Быт 49. 17; Втор. 32. 33; Иов 20. 14; Пс 57. 5-6, 90. 13, 139. 4; Ис 11.8, 14.29, 30.6; Притч 23. 32; Рим. 3. 13). Развитию образа А. в христ. книжности послужил фрагмент из 57-го псалма: «                                          » (5-6). «Физиолог» визант. редакции описывает А. как существо, «имающи лепоту дивну», но наделенное кровожадным нравом: самка во время совокупления убивает самца, а рождающиеся дети прогрызают чрево матери; в нек-рых списках упоминаются также смертоносный взгляд А. (ср.: василиск, Горгона) и его дыхание, сжигающее все вокруг. Чтобы поймать А., охотники используют ветки омелы и одежду из пропитанной уксусом травы, бросают перед ним воловий навоз (испытывая к нему пристрастие, А. открывает уши и становится уязвим), произносят заклинания. В древнерус. азбуковниках А.- мифическая крылатая змея, с птичьим носом и раздвоенным хвостом, не переносящая звука трубы. Ловцы изматывают А. беспрестанной игрой на трубах, а потом хватают его раскаленными железными клещами. В «Собрании о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита (рус. списки известны с XVII в.) об А. говорится, что это двуногий ядовитый змей, он не любит звука муз. инструментов и охотники ловят его при помощи органов. Аспид. Миниатюра из " Собрания о неких собствах естества животных " Дамаскина Студита. XVIII в. (РГБ. Унд. 688. Л. 69 об.) Аспид. Миниатюра из " Собрания о неких собствах естества животных " Дамаскина Студита. XVIII в. (РГБ. Унд. 688. Л. 69 об.) В более поздних памятниках (напр., «Книге естествословной», приписываемой Николаю Спафарию , кон. XVII - нач. XVIII в.) появляются нек-рые подробности описания А.: «звериные» уши, крылья, подобные крыльям летучей мыши, тело и хвост покрыты твердой и красивой чешуей, яд содержится не только «в устех», но и в хвосте; «летает прытко» и «велегласно свищет», убивая людей и животных ядовитым дыханием (РНБ. Q.V. 3. Л. 64-64 об., XVIII в.). В сборниках смешанного содержания кон. XVII - нач. XVIII в. А. представлен как мифическое существо, совмещающее в себе черты змеи, человека, василиска и птицы (РГБ. Унд. 628. Л. 416об.; РГБ. Рум. 364. Л. 387об.), как летающий змей (БАН. 33.9.1. Л. 80об.), как водное животное (РГБ. Поп. 74. Л. 33об.).

http://pravenc.ru/text/76668.html

Так как нечестивые речами своими доставляли огорчение Мне и говорили: Всякий, делающий зло, благ в очах Божиих и таковые угодны Богу, и также: Суетен тот, который служит Богу, и: Какое преимущество в том, что мы сохранили заповеди Его и ходили в печали пред лицем Господа воинств (выше: стих 18), и так как боящиеся Бога и благоговейно размышляющие о имени Его каждый с ближним своим говорили против их безрассудных слов, указывая на то, что относится к страху Божию; то Господь внимал им и услышал их и написал памятную книгу тем, которые боятся Бога и благоговейно размышляют о имени Его; и обещает, что, когда наступит день, Он будет иметь их достоянием и будет щадить их, как щадит человек сына своего, служащего ему. Теперь Он более подробно внушает это в словах: Вот наступает день, т.е. день суда, который будет светом для святых и тьмою – для грешников; этот день будет пламенным, как печь, или горнило, так что все нечестивые обратятся в солому и будут пожжены пламенем печи. И когда оно пожжет и обратит в пепел, то не оставит в них никакого корня, ни отростка их злобы. Это говорится о нечестивых, что они должны претерпеть в день суда. Относительно же боящихся имени Божия говорится, что с ними будет нечто противоположное, – именно: Взойдет для вас, боящихся имени моего Солнце правды, потому что Оно [или: потому что] будет все по истине и не потерпит скрыться ни добру, ни злу, ни добродетелям, ни порокам. И спасение будет на крылах, или лучах Его, так как исцеленных чрез покаяние понесет их на своих раменах соответственно тому, что говорится во Второзаконии: «Простирая крылья свои он принял их и на раменах своих он понес их» ( Втор.32:11 ). Тогда выйдут те, которые в настоящей жизни заключены как бы в темнице; и воспрянут они как бы тельцы в стаде, или тельцы, освободившиеся от привязи. Посему Апостол и говорит: «Желаю разрешится и быть со Христом» ( Флп.1:23 ) чтобы выйти и воспрянуть, освободившись от связывавших его уз подобно тельцу и жертве Господа. Но он не довольствуется только этим концем радости: он еще будет попирать нечестивых, когда они обратятся в прах. Посему и праведникам делается такое обещание [imprecation – заклинание]: Бог же сотрет [или: да сотрет] сатану под ногами вашими скоро ( Рим.16:20 ). И Авраам сознавая себя не более, как прахом со сравнению с величеством Божиим восклицал пред Господом: «Я есмь земля и прах» ( Быт.18:27 ). Посему он и будет созерцать Солнце правды, и упокоится среди тех, которые будут уделом его и вознесется к небесному, на Его собственных крылах. А тот, кто по гордости своей сказал: «Выше звезд поставлю престол свой и буду подобен Всевышнему» ( Ис.14:13–14 ), низведется на землю и будет как прах под ногами святых, когда наступит день Судии Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Скачать epub pdf Летосчисление с конца семидесятилетнего плена иудейского в Вавилоне и до Рождества Христова по годам персидских и египетских царей Цари Персидские Кир (кроме тех лет, когда он владычествовал в Персиде До взятия Вавилона) царствовал в Вавилоне лет: Русс.– 30, Рим.– 3. Георгий Кедрин указывает 32 года. Святое Писание ( 1Ездр. 1,1–3 ) говорит, что он в первый самодержавия своего отпустил Зоровавеля в Иерусалим строить храм Господень; а хронографы русские говорят, что в тридцатый год (а не в первый) он сделал это. Камбиз, он же и Асвер (Ассуир) или Артаксеркс (первый с таким наименованием) по наименованию своему в Святом Писании ( 1Ездр. 4,6 ), царствовал лет: Русск.– 18, Рим.– 6. Этот царь запретил созидать церковь Господню. Смердис волхв царствовал 7 месяцев. Дарий Гистасп царствовал лет: Русс.– 30, Рим.– 36. Он вторично повелел созидать храм Господень, который и был окончен в шестой год его царствования. Ксеркс, сын Дария, царствовал: Русс.– 28, Рим.– 20. Артаксеркс Долгорукий ( Неем.2,1 ): Русс.– 41, Рим.– 40. Он в двадцатый год своего царствования отпустил Неемию воздвигать иерусалимские стены. Дарий, по прозвищу Нофос, царствовал лет: Русс.– 19, Рим.– 19. Ксеркс второй царствовал 2 месяца. Логдиан царствовал 8 месяцев. Артаксеркс Мнемон, то есть памятливый, царствовал лет: Русс.– 40, Рим.– 43. Артаксеркс Ох: Русс.– 26, Рим.– 23. Арсес или Арсамис: Русс.– 4, Рим.– 3. Дарий Кодоман царствовал лет: Русс.– 6, Рим.– 6. В седьмой год он был побежден Александром и убит своими же. Александр Великий победил Дария в шестой год своего царствования (по римскому летописцу Корнелию), а после этой победы царствовал лет: Русс.– -, Рим.– 6. Всего же он царствовал 12 лет. В русском же перечне пишется, что Александр до победы над Дарием и разрушения царства персидского царствовал одиннадцать лет; после же разрушения персидского царства он царствовал лет: Русс.– 12, Рим.– -. После смерти Александра его воеводы разделили между собою его царство и возложили на себя диадемы, каждый в своей полученной стране, и царствовали они и их сыновья после них многие годы. Цари Египетские

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

составитель К.В. Гриценко Закон Божий (см. Заповедь) Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Пс.118,72 Да придёт ко мне милосердие Твоё, и я буду жить; ибо закон Твой – утешение моё. Пс.118,77 …закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных.., и для всего, что противно здравому учению. 1Тим.1,8 Ты же соблюдай закон и повеления и будь любомилостив и справедлив, чтобы хорошо было тебе. Тов.4,9 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. Ос.8,12 Закон исполняется без обмана, и мудрость в устах верных совершается. Сир.34,8 ..ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. 2Макк.4,17 ..не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за своё преступление должен умереть. 2Пар.25,4 Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять всё написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево. Нав.23,6 Но мы не слушали гласа Его, чтобы ходить в повелениях Господних, которые Он дал пред лицем нашим. Вар.2,10 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Лк.16,16 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт. Лк.16,17 ..ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их . Рим.2,14–15 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Рим.4,14–15 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Рим.5,13 Разве вы не знаете, братия, что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Рим.7,1 Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнётся в нём. Сир.32,17 Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда. Сир.32,25

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМБЕРТ [лат. Gumbertus] († 680/1), прп. (пам. зап. 25 марта, 6 сент.- перенесение мощей), основатель и 1-й аббат мон-ря Мариколы (совр. Маруаль, Франция). Известны 2 версии Жития Г.: 1-я создана в 1-й пол. XI в., вскоре после передачи обители Маруаль бенедиктинским монахам, одним из к-рых был автор; 2-я написана в сер. XII в., после возвращения мощей святого в Маруаль ок. 1132 г. К обеим версиям примыкает сказание о перенесениях мощей святого. Г. род. в имении Мацерии (совр. Мезьер-сюр-Уаз) возле г. Лаудуна (совр. Лан) в семье Эврарда и Попиты, к-рые отдали его маленьким для воспитания и образования епископу Лаудуна (не назван по имени; вероятно, это был либо Аттола (Аттила), либо его преемник Вульфад (Винфрид)). Юношей Г. решил стать монахом и поступил в один из мон-рей в Лаудуне, где был рукоположен во пресвитера. Когда умерли родители, он отправился в имение, чтобы распорядиться доставшимся ему наследством. Согласно Житию, во время отлучки из мон-ря он встретился со св. Амандом , «апостолом Бельгии», направлявшимся в Рим. Г. приютил странников и под влиянием бесед с ними решил не возвращаться в мон-рь в Лаудуне, а сопровождать их в Рим. Автор Жития сообщает, что во время паломничества медведь напал на вьючную лошадь путников, Г. взвалил на него поклажу и дикий зверь чудесным образом смиренно вез ее до ворот Рима, подобно лошади, принимая ту пищу, к-рую ему давали. По возвращении из Рима Г. направился со спутниками в мон-рь Эльнон, а спустя нек-рое время поселился в пустынной местности Мариколы, где вел подвижническую жизнь. Позже он решил вновь посетить Рим и приглашал с собой св. Аманда, тот отказался из-за дел, связанных с заботой о пастве, однако дал ему в помощь одного из своих слуг. Описание 2-го путешествия содержит легендарный сюжет, к-рый заставляет сомневаться в самом факте этого паломничества. Прибыв в Рим, Г. якобы пожелал пожертвовать Церкви все свои имения в Галлии и преподнести их в дар папе, однако тот, не отказываясь от дара для Церкви, отказался от дара для себя и предложил Г. основать на эти средства ц. во имя апостолов Петра и Павла. Бальдерих из Камбре подтверждает, что мон-рь Мариколы основан по указанию Римского престола (apostolica auctoritate - Chronicon Cameracense. 2, 32). По возвращении на родину Г. посетил св. Аманда и вернулся в Мариколы, где с благословения свт. Аутберта, еп. Камарака (совр. Камбре), построил часовню, а позднее при помощи знатного мужа Радоберта основал здесь общину из 30 каноников. Сохранилась дарственная грамота Г., к-рой он передал свои имения в районе Лаудуна этой обители. Документ датируется 675 г. и подписан Винденцианом, еп. Атребата (совр. Аррас), и Фульбертом, еп. Камаракским, преемником св. Аутберта. Узнав о святости жизни Г., его посетила ради беседы прп. Адельгунда Мобёжская.

http://pravenc.ru/text/168292.html

Желание Запрещены: а) желания сладострастные: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим.8:6–7 ; Иак.1:13–15 ); б) желания корыстолюбивые – зависть: Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал.5:26 ). [Святой апостол Павел учит, что] все исполненные неправды, блуда, лихоимства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распри, обмана, злоречия, злонравия… ( Рим.1:29–32 ), царствия Божия не наследят ( 1Кор.6:9–10 ). Зависть есть грех диавола: Завистью диавольскою смерть вниде в мир ( Прем.2:24 ). От зависти происходит всякое несчастие: Где зависть и рвение, ту нестроение и всякая злая вещь ( Иак.3:16 ). Средства к избежанию нечистых желаний: а) господство над злыми желаниями: Если делаешь доброе: то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго: то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быт.4:7 ). Юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца ( 2Тим.2:22 ). Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ); б) подражание святым: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще ( Евр.12:1 ); в) последование увещаниям слова Божия: Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его ( Рим.6:12 ; сн. Еф.4:22–24 ); г) бодрствование и молитва: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна ( Мф.26:41 ). Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу ( 1Петр.2:11 ); д) довольство своим состоянием: Спрашивали его [св. Иоанна Предтечу] также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк.3:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВВА [греч. ββ], 1) в НЗ - молитвенное обращение Господа Иисуса Христа к Богу во время гефсиманского борения (Мк 14. 36). Обращение к Богу в данной форме - случай в лит-ре того времени единичный и может служить указанием на особую личную близость к Отцу, к-рая свойственна единственному Сыну (подробнее см. Иисус Христос ). Христ. традиция обращения к Богу «А.», несомненно, восходит к Самому Господу Иисусу, указывая всем верующим в Него на их богоусыновление. Отсюда следует ее отражение у ап. Павла в уже известной форме арамейско-греч. диглоссы: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!» (Рим 8.15); «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» (Гал 4. 6). Учение о единении духа верующего с Духом прославленного Господа Иисуса здесь тесно сопряжено с осознанием Бога как Отца. ВЗ было знакомо представление о том, что Бог есть Отец верующих в Него, но оно не акцентировалось, и Бог как Отец избранного народа, живущего по Его заповедям, упомянут здесь 5 раз: Втор 32. 6; Ис 63. 16; 64. 8; Мал 1. 6; 2. 10. Иногда эта же мысль передана там через выражения «сыны Господа» (Втор 14. 1), «сыны Всевышнего» (Пс 81. 6) или «сыны Бога» (Ос 1. 10). В христ. же вероучении представление о Боге как об Отце выводится на первый план. Бог стал восприниматься не только в Своей трансцендентности, но прежде всего в Своей близости к каждому верующему в Его единственного Сына. В связи с этим Т. Цан в комментарии на Рим 8. 15 отмечал, что в толкованиях на это место св. Иоанна Златоуста , Феодора Мопсуестийского и блж. Феодорита Кирского (т. е. древнехрист. авторов, связанных с Сирией, где обращение «А.» сохранялось в быту) подчеркивается, что христианин обращается к Богу, как дитя к отцу. Слово «А.» является транслитерацией арам. звательной формы   (  - отче) существительного  ,   (отец). Основываясь на талмудическом свидетельстве о том, что, когда ребенка отлучают от груди, «он учится говорить авва (папа) и има (мама)» (Берахот 40а; ср.

http://pravenc.ru/text/62560.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010