Но Архелай не значится среди исторических лиц, ответственных за осуждение Иисуса Христа. Из-за притеснения своих подданных в 6 году по Р.Х. он был лишен власти, а области, которыми он управлял, были переданы римскому прокуратору (в славянском тексте Евангелия он назван по-гречески: «игемон»; от глагола igemai – «повелеваю»; в Синодальной Библии – «правитель»), подчинявшемуся проконсулу римской провинции Сирии. Власть прокуратора была неполной: он управлял войском, собирал налоги и мог вынести смертный приговор от лица императора за некоторые преступления. Прокуратор находился в городе Кесарии Маритимы (лат. “приморская”). Этот город (его надо отличать от Кесарии Филипповой, находившейся на севере Палестины, у истока Иордана) был построенн Иродом Старшим на месте древней финикийской гавани и назван им в честь Августа (Кесария — “царственная”). Кесария часто упоминается в новозаветные времена. Здесь св. ап. Петр крестил благочестивого сотника Корнилия (Деян. 10, 1–48), а св. ап. Павел провел два года в ожидании суда кесаря (Деян. 23, 1–26. 32). Отсюда он был доставлен в узах в Рим. Здесь же находился дом благовестника Филиппа, одного из семи диаконов первенствующей Церкви (Деян. 21, 8–9). Именно в Кесарии Маритимы в 66 г. по Р.Х. произошло столкновение между эллинами и иудеями из-за земельного участка, на котором находилась синагога. Возникшие беспорядки, как вспыхнувший огонь, быстро превратились в пожар. Начавшаяся война за четыре года опустошила Палестину и уничтожила город Иерусалим, в котором люди совершили самое тягчайшее преступление: предали суду и казнили вочеловечившегося Бога. “Так поплатились иудеи за свое бесчестие и за беззакония, совершенные над Помазанником Божиим”, — писал первый церковный историк Евсевий Памфил . В Кесарии при археологических раскопках античного театра в 1961 г был найден камень с надписью имени Пилата. Во дни религиозных еврейских праздников прокуратор приезжал из Кесарии в Иерусалим для предотвращения нередко возникавших там народных возмущений.

http://pravoslavie.ru/put/070226110810.h...

Но даже и независимо от подобной вставки, существует несколько объяснений того, кого надо разуметь под избранным Отроком. Одни, очевидно, основываясь на дополнительных терминах, видели здесь общее указание на богоизбранный израильский народ, другие – вводили в него некоторое ограничение, разумея не весь народ, а только его избранных представителей т. е. праведников; третьи – относили это к одному лицу, понимая под ним или Кира, царя персов, или самого пророка Исаию. Но огромное большинство, как древнееврейских (халдейские парафрасты) святоотеческих ( Иоанн Златоуст , блаженный Иероним, Кирилл Александрийский и др.), раввинских средневековых (Кимхи, Исаак Абарбанель и др.), так и новейших экзегетов (Ochlei, Delitsch, Cheyne, Orelli, Duhm, Dillmann etc.) видят здесь индивидуальное указание на Лицо Мессии, в полном согласии с евангелистом Матфеем, относящим это место, как известно, к Иисусу Христу ( Мф.12:17–21 ст.). Впрочем, наши ученые комментаторы дают опыт согласительного толкования двух наиболее типичных экзегетических версий («Израиль» и «Мессия»), говоря так: «идея богоизбранного народа и идея Мессии, как внешнеисторических факторов, имеют одинаковое содержание, и признаки понятия «Иаков» и «Израиль» входят в число признаков понятия «Мессия». Как израильский народ был рабом Божиим ( Втор.6:13 ; Втор.10:20 ; Ис.41:8–9 ; Ис.44:1 и др.), так и исполнивший историческое призвание сего народа Мессия был рабом Божиим ( Зах.3:8 ; Флп.2:7 ; Деян.3:13 ), исполнителем воли Божией ( Пс.39:8–9 ; Евр.10:5–7 ), – но если израильский народ, в лице своих руководителей, явился рабом, не исполнившим воли Господина своего ( Мф.23:1–3 ; Рим.2:17–24 ), то истинный Мессия, Господь Иисус Христос, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам... Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:7–8 ), и предвидя вкусить ее, в молитве к Пославшему Его Отцу говорит: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» ( Ин.17:4 – Толков. на кн. святого пророка Исаии проф. СПб. Академии). Таким образом, по совершенно правильному взгляду приведенного толкования, рассматриваемое место одинаково должно быть относимо как к Израилю, так и к Мессии: но к первому лишь в условном, прообразовательно-ограничительном смысле, тогда как ко второму – в полном и исторически-завершительном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Положил еси на мне руку Твою ( Пс.138:1–2,5 ); Ангелам Твоим заповедал еси сохранити мя на всех путех моих. Ты упование мое от сосцу матере моея: аз же есмь червь, а не человек ( Пс.21:7,10 ). Так, сознающий свою немощь и ничтожность за всё, как великое, так и малое, по-видимому, воссылает хвалу и благодарение всеблагому Создателю и Промыслителю. Скорби не только не ослабляют благодарных его чувствований, но ещё более усиливают, размягчая страданием сердце и смиряя оное. Сколько трудов и огорчений переносил смиренный праотец Иаков! Но он не ставил их ни во что, а только видел свою малость и великость благости Божией, и в этом чувстве взывал к Господу: мал есмь пред всею правдою и всею истиною, юже сотворил еси рабу Твоему ( Быт.32:10 ). Сколько гонений, обид, опасностей претерпевал кроткий Давид! Но чем более он страдал, тем более смирялся, и от того в боговдохновенных псалмах его вы найдёте более ста двадцати славословий и благодарений. Правду говорит народная пословица: дорога милостыня во время скудости; а мы, видно, ещё не почувствовали скудости сил своих, если ещё не научились сердечно благодарить всегда за все о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу ( Ефес.5:20 ). Иначе, если бы настоящим образом почувствовали эту скудость, то не знали бы, как оценить каждый кусок хлеба, посылаемый нам от небесного Питателя. Второе побуждение к сердечной благодарности есть искреннее сознание нашей виновности пред Богом. Стоим ли мы того, чтобы земля нас носила, чтобы воздух освежал волнуемую страстями кровь нашу, чтобы свет солнечный услаждал нас, чтобы сон умерял ярость того огня, который мы в себе возжигаем? В слове Божием произнесён на нас суд: оброцы греха смерть ( Рим.6:23 ). Кто произвольно удаляется от источника жизни; тот сам, как говорит Премудрый, вожделевает смерти, и привлекает к себе погибель делами рук своих ( Прем.1:12 ). Итак, не великая ли это милость Божия, что мы ещё не во гробе, что мы ещё не во аде? Сядем на един, как увещевает нас св. Пророк Иеремия, и умолкнем, положим во прах уста своя; изыщем путь наш и испытаем; воздвигнем сердца наша с руками к Богу Высокому на небеси, и речем: мы согрешихом и нечествовахом ( Плч.3,28–29,40–42 )! Милость Господня, что мы ещё не погибли! И не только не погибли, но и удостоились принять такие блага, какие и на сердце человеку взойти не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Что же остается нам для отвращения сих самопроизвольных мучений? Предаться Богу и ответствовать на ненависть любовью, на коварство простотою, на злоумышления доброжелательством, на укоризны полезными советами, на обиды благотворениями, на проклятие молитвами. Вот истинные оружия против врага! Делая это, по выражению великого Апостола, …ты собираешь на его голову горящие угли (Рим 12:20). Сколько бы он ни был жесток и окаменен — твоя кротость поразит нечувствительное сердце, заставит раскаяться в нанесенных тебе оскорблениях. Она обращает гнев его на него самого — стыд сжигает его. Таким образом любовь ко врагу не только служит средством к твоему спокойствию, но и сильным для него наставлением; ты вступаешь тогда в некоторый род апостольства и делаешься оружием его обращения к добродетели! …Почто же мы теряем из виду столь великое преимущество, которое можем иметь над нашими врагами? Мы смотрим в увеличительное стекло на малейшие невыгоды, от них претерпеваемые. Не требует ли благоразумие взирать на все с той стороны, которая нам более полезна, а менее огорчительна? Злословят? Благодарите нескромного врага вашего: вы узнаете способ исправить погрешности, которых лучшие друзья вам бы не показали. Бесчестят, лишают доброго имени? Будьте спокойны; какой вред для солнца, если какой безумец скажет, что оно мрачно? Так, если неблагонамеренные находят в вашей добродетели пятна, которых она не имеет, это их, а не ваше бесчестие. Лишают имения? Нет нужды, если не считали его собственным, но если и иначе думали, то имеете случай узнать истину. Лишают детей, друзей? Сохраните добродетель, и вы соединитесь в вечности; иначе вы и сами для себя потеряны. Угнетают, гонят? Господня земля, и исполнение ея (Пс 23:1). Гонения человеческие только приближают к царству Божию. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное (Мф 5:10). Угрожают смертию? Не бойтесь! Жизнь и смерть в одной руке; а кто живет Христу, для того смерть есть приобретение (Флп 1: 21). Если эти размышления не убеждают вас взирать на врагов ваших без смятения и гнева, взгляните на Голгофу, где небесная премудрость от невежества, невинность от адского преступления, Творец от твари, Господь Спаситель от врагов погибших страждет и умирает. Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь.

http://foma.ru/nenavid-vragov-bozhiix.ht...

12 Здесь виден сильный иронический подтекст: даже самые дикие животные не так опасны, как дурные епископы. 13 то есть на мудреца — А. Я. 14 Григорий хочет сказать, что в глазах толпы человек, который в общепринятом смысле является несчастным, не может быть также и по-настоящему мудрым. 15 Ср. Plat. Resp. II 361a4-b8 16 В годы, предшествовавшие призванию в Константинополь, свт. Григорий подвизался в Исаврии (в Малой Азии) рядом с Селевкией, городом, прославленным памятью св. мученицы Феклы. 17 Подразумевается свт. Василий Великий. Он умер 1 января 379 года, то есть еще прежде прихода к власти Феодосия Великого. Однако можно предположить, что еще до своей смерти он просил своего друга принять возможное предложение о замещении столичной кафедры и таким образом «увел» святителя от аскетической жизни. 18 Речь идет о придерживавшихся никейского исповедания духовенстве и мирянах, которые после смерти императора Валента в битве при Адрианополе в августе 378 г. и восшествия на трон императора Феодосия (19 января 379 года) получили надежду на восстановление Православия и прекращение гонений. 19 Каппадокия была оплотом Православия благодаря трудам свт. Василия Великого. Следует отметить, что Григорий утверждает: «по-кинув землю Каппадокии», а не Селевкии, как следовало ожидать. Это показывает, что Григорий пришел в столицу не сразу же после «призвания» его Василием, но спустя какое-то время. 20 Этими словами свт. Григорий желает отвести от себя обвинения в оставлении сасимской кафедры, на которую он был поставлен: из-за козней ариан ему ни разу не удалось побывать в этом городе. 21 Четкое хронологическое указание: 381 год, если считать от 379 года. 22 Бедные приносят в дар Богу свое тело. Григорий также не может дать ничего другого, кроме своего тела, изнуренного трудами и болезнями. 23 Т.е. с телом, изнуренным болезнями. 24 Большая часть «слов» Григория приходится именно на константинопольский период его жизни. 25 Т.е. Константинополь, новый и второй Рим. 26 Немногим после своего входа в Константинополь (24 ноября 380 года) Феодосии отдал в распоряжение свт. Григория церковь свв. Апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3052...

Апостол Павел в Ефесе, главном городе Малой Азии, в течение трех лет, день и ночь, всенародно и по домам, в синагогах и наедине проповедовал и удостоверял о царствии Божии ( Деян. 20:20, 25, 31; 19:8 ). Тот же апостол, находясь уже под арестом в Риме в течении двух лет, по словам спутника его Луки, со всяким дерзновением излагал приходившим к нему иудеям учение о царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков ( Деян. 28:23, 30, 31 ). В оставленных им посланиях он также нередко говорит о царствии Божием ( Рим. 14:17 ; 1Кор. 4:20; 6:9; 15:24, 50 ; Гал. 5:21 ; Еф. 5:5 ; Кол. 1:13; 4:11 ; 2Сол. 2:12 ; 2Тим. 4:1, 18 ; Евр. 1:8; 12:28 ). Говорят об этом и другие апостолы – Иаков ( Иак 2:5 ), Петр ( 2Пет. 1:11 ), особенно евангелист Иоанн в Апокалипсисе, где Царство Божие противополагается враждебным ему царствам мира сего ( Откр. 1:9; 12:10; 1:5; 17:14, 18; 19:16; 21:24 ). Вообще в священных книгах Нового Завета выражения: царство Божие, царство Христово, царство Небесное – все эти речения в существе дела однозначущи – повторяется до ста пятидесяти раз. Но как ни часто говорится в священных книгах Нового Завета, особенно же в первых трех Евангелиях, о Царстве Божием, мы нигде не встречаем здесь точного, полного и всеобъемлющего понятия об этом Царстве, – такого понятия, под которое легко и с удобностью могли бы быть подведены все изречения священных книг о Царстве Божием. Из приведенных нами текстов ясно пока лишь одно, именно, что идея Царства Божия занимает существенно важное, можно сказать, центральное место в составе новозаветного учения: это главная тема евангельской и апостольской проповеди . Но что такое Царство Божие в существе своем, – уяснить это нелегко, особенно в виду взаимно противоречащих и по-видимому исключающих друг друга изречениях о нём. По одним из этих изречений Царство Божие существовало ещё в Ветхом Завете, в среде иудейского народа, который поэтому называется уделом Божиим, царством священников и народом святым ( Исх. 19:5–6 ), а члены его называются сынами царствия ( Мф. 8:12 ; Лк. 13:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

" " Аще кто не имеет Духа Христова, тот и не Его» ( Рим. 8, 9 ). Подумай глубже об этих словах, и соблюди их в сердце твоем, и осуществи их жизнию твоею». Это увещание великого старца в конце дневника, обращенное ко всем нам, напоминает о главной цели нашей земной жизни. Игумен Петр (Пиголь) «Благодарю Тебя, Господи... по Твоей милости встречаю 80-й год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и 40-й год жизни, а тут – 80-й год. О, щедроты неисчетные Господа моего! Что я принесу или что воздам Тебе, Творче мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи, и не посрами меня!» Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Из дневника за 1908 год) 3аписи на обложке в начале дневниковой тетради Новгородской губернии Череповецкого уезда село Конечное. Священник Николай Старопольский. 19 Послано 360 р. 10 сентября 1908. Станция Сопоцкин Сувалкская губерния. 20 Тягуновым 21 послано 250 р. СПб., Гороховая, дом 62, кв. 31. 6 ноября 1908. Воронцовская женская обитель. Псковская губерния. Холмский уезд. Станция Тяполово. Евдоким Фиделин; 22 дети: Иван, Нина, Юрий, Серафима, Ксения. 27 августа. 27 августа. Упраздни, Господи, митрополита Антония. СПб. Сергий Петрович Цервицкий – вечная память. Кроме Святых Даров ничего не употреблять в пищу ради Даров. Монастырь Теолин (станция Сопоцкин) поел. 11 сентября (ранее недели две – тоже) 200 р. Алекс. Петр. Черненко?, моек, купец, порекомендовать Зайцева Михаила Андреевича. 1 октября 1908. Спросить у Веры ризы? дорожные – Таисии, Стахеевой и пр. Послать Патриарху Антиохийскому Григорию 500 р. на Патриархию. Аполлонии, 23 игумений – 300 р. Священнику Петру Алекс. Миртову 24 – 300 р. Тульской игумений Магдалине 25 – 200 р. «Далее в рукописи следуют два слова, не поддающиеся прочтению. Игумений Великолуцкой Людмиле поел. 200 р. Сувалкской губ. Ст. Сопоцкин. Игумений Людмиле. Монастырь Теолин. Не послано Седлецкой губ. Ст. Соколов. Вировской игумений 26 – 200. Не послано гор. Белы Седлецкой губ. Леснинский монастырь. Игумений 27 – 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Видел ясно покойника, полагавшегося в гроб, и кто же этот покойник оказался? Дядя мой Василий Михайлович, еще цветущий здоровьем и умерший как будто от вина, как казалось, и даже как будто не умерший, а заживо положенный во гроб. Сначала в корзину положили его, а потом корзину во гроб. А как бойко и живо, скоро убирал покойника во гроб гробовщик! А фартук его, или покров, коим он подпоясывался и коим, как мешком, накрывал ноги покойника... О имени Господни обратиться к Павлу Петровичу Синебрюхову с просьбою пожертвовать в пользу попечительства две тысячи рублей на постройку Дома трудолюбия. Дай Боже, Тебе всё возможно. Твоя есть земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней [ Пс.23:1 ]. Благодарю Господа за доброе совершение второй ранней литургии в соборе, при чистом, громком голосе и при теплом чувстве. (Обедня Агафоновой по ее муже Антонии.) Благодарю за помощь и избавление при служении всех молебнов и особенно панихиды в театре по жене Тишкова. Благодарю за избавление от поползновения нечистого в сердце моем при чтении Евангелия у Захарии Сидорова в доме Голубева и в других случаях. 9 июля Напрасно я поел вчера дома вечером студени из телятины и селедки, после того как закусил в гостях у Кожевнина, Захарии Сидорова: сегодня утром тягость и боль в спине. Вечер. Господи! Воспомнаю милости Твои превеликие, которые Ты удивил на мне в день сей во время утрени, ранней обедни в Думской Успенской церкви и дома, после обедни, избавив меня от мучительства демонского и от озлобления на диакона Владимира и чтеца Димитрия; благодарю за помощь при служении литургии и при чтении седальнов и канона на утрени и за оживление чтением, за действие благодати во мне при чтении и пении, за мир, свободу, дерзновение. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве моей долгой и усердной от злого мечтания, диаволом во мне действуемого, после вечерни и в начале венчания брака в соборе и даровавшего мне благодать [побеждать] благим злое [ Рим.12:21 ], терпением, кротостью и укрощением сердца моего действительную или мнимую злобу Каменоградского и Полетаева диакона относительно меня. По благодати Христа Бога, я совершенно избавился от злого мечтания во время брака и весьма свободно, мирно, весело, торжественно венчал брак, радуясь о спасении Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вильманс считал, что автором агиографического сочинения был Антоний - ученик Н. и приор монастыря Ильбенштадт (диоцез Майнц), его имя упоминается в «Житии B», а в «Житии А» не встречается (MGH. SS. Т. 12. Р. 664). Однако Антоний скончался, вероятно, в 1149 г., тогда как автору «Жития А» было, по-видимому, известно о смерти Варфоломея, еп. Лана († 1158) (с последним утверждением согласны не все исследователи - см., напр.: Niemeyer. 1971. S. 135). Г. Нимайер допускал, что Антоний мог сообщить много сведений о Н., но составителем «Жития А» был др. человек. По мнению Г. Хертеля, «Житие А» состоит из 2 частей: главы 1-17 написаны Антонием, а главы 18-23 - Виггером, приором мон-ря Пресв. Девы Марии в Магдебурге (епископ Бранденбурга в 1138-1161) ( Hertel. 1880). Однако Граувен указал на стилистическое единство памятника и поставил т. о. под сомнение гипотезу о 2 авторах ( Grauwen. 1984). Выдвигалось предположение о том, что автором «Жития А» мог быть Эвермод, др. ученик Н., т. к. его имя упоминается в тексте без явных хвалебных отзывов в отличие от мн. др. последователей Н. ( Petit. 1981). Однако использование автором выражения «fratres ordinis illius» (лат.- братия его ордена), а не «ordinis nostri» (лат.- нашего ордена) свидетельствует скорее о том, что составитель «Жития А» не был учеником Н. и членом ордена премонстрантов. Поскольку в тексте встречается всего 4 точные датировки (начало проповеди Н.; магдебургский период; восстание в Магдебурге; кончина Н.), можно предположить, что автор был связан с архиепископской канцелярией Магдебурга. При этом наличие в «Житии А» (гл. 21) детального описания путешествия Н. в Рим в 1132-1133 гг. указывает на то, что автор агиографического произведения был свидетелем событий. Из спутников Н. упомянуты только Ансельм , еп. Хафельбергский (1129-1155; архиепископ и экзарх Равенны в 1155-1158), и некий диакон (не назван по имени). Из-за повышенного внимания в житийном тексте к рассказам о чудесах и сообщениям о кознях диавола исследователи отказываются считать автором этого произведения Ансельма, католич.

http://pravenc.ru/text/2577955.html

Всё вместе представляет собой кашу, которая называется плотским мудрованием (Рим 8, 6) и лжеименным разумом (1 Тим 6, 20). Масштаб проблемы на самом деле больше, а способы решения - духовно выше, чем видят авторы и большинство читателей. Вопрос - что делать? - остаётся открытым. Недавно почивший старец Паисий Святогорец, канонизация которого готовится на Афоне, на него отвечает так: " Просите и дастся вам. Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу " . " Для того, чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном случае помогать они не будут. " Хочешь ли цел быти? " - спросил расслабленного Христос (см. Ин 5, 6). Если человек не хочет, то Бог это чтит " . Чтит, но для нашего же спасения попускает по грехам и неверию нашему правителей, инородцев, беды, войны, катаклизмы. Задача у Бога такая - Он не страны и режимы спасает, а души. Россия погибает, но не от плохой демократии, как написано в " Проекте " или от нашествия азиатов. Это - бич Божий, видимая часть нашей жизни, следствие событий, происходящих в духовном плане. Россия погибает от несоблюдения поста среды и пятницы, - слова, которые приписывают прп. Серафиму Саровскому. Зайдите Великим постом в любой гастроном. Кто продает и покупает колбасу? Таджики? Нет, наши как бы русские соотечественники. Мелочь? За нарушение поста Адам был изгнан из Рая. Ещё пример. Св. Иоанн Власатый говорил, что за пьянство и разврат Бог попустит нашествие инородцев в Россию. Очевидно, что лучшей миграционной политикой будет возвращение общества к нравственным нормам, а началом возрождения Руси будет жизнь народа по заповедям и церковному уставу. Это верующему очевидно, а чтобы маловеру понять, ему нужен духовный труд: пост, постоянное изучение Писания, св. Отцов, опыт терпения вольных или данных от Бога скорбей (см. Лк 21, 19) вкупе с церковной жизнью - службы, исповедь, причастие. Так стяжается дух, обретается истинная духовность; так происходит нормальное постижение себя, Православия и окружающей реальности. Так постепенно человек сможет различать добро и зло, важное и второстепенное, давать советы другим - если спросят. Евангелие учит: сначала вытащи бревно из своего глаза, очисти себя (см. Мф 23, 26). Тогда, когда это полезно будет подвизающемуся, Бог откроет ему Свои истины - по мере заставления (выражение И.Ильина), принуждения человеком самого себя жизни по духу, по заповедям. Духовное делание без такого принуждения и терпения немного стоит.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/03/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010