Но с тех пор, как лонгобарды, а потом франки, появились в этих странах, и как славянские князья, признававшие власть их над собою, начали принимать св. крещение в Баварии, разумеется по обрядам римско-католической церкви, миссионеры сей последней получили свободный вход в Каринтию и Панонию. Князь Караш, сын Боруты, и Хотимир, двоюродный брат его, крещены римско-католическими прелатами в первой половине III века. Во второй половине того же столетия княживший в этих странах Владух был ревностным христианином. Но и прежде Аманд, утрехтский епископ, а также Емерам, при содействии священника Виталиса, искусного в славянском языке, обращали здешних жителей в христианство по обрядам римско-католической церкви. Потом Рудберт, вормский епископ, в 694–718 годах, основывал монастыри в Каринтии, однако не без сопротивления туземных славян, которые успели уже прозреть и почувствовать ненависть к римско-католическому вероисповеданию, по тем самым причинам, по каким позднее панонские князья и поэльбские славяне восстали против римской церкви. С большим успехом распространял здесь христианство Виргилий, зальцбургский епископ; но с преемником его Арноном, получившим от Карла Великого архиепископский сан, осмелился начать спор о взаимных границах епархии аквилейский патриарх, бывший вероятно в милости у западного императора, как выше сказано. Он представил Карлу Великому законные доказательства в подтверждение своих требований; но властитель франков не вполне согласился на его просьбу. Спор их был разрешен тем, что Каринтия и Паиония вошли в состав зальцбургского архиепископства, а остальная часть этих земель подчинена аквилейскому патриарху. 62 Рассмотрев все описанные обстоятельства, мы должны сознаться, что римско-католическое духовенство употребило большие усилия к распространению владычества римской церкви в сих странах, в которых греческое духовенство издавна имело епархиальную власть; 63 но мы не повторим слов г. Копитара, утверждающего, будто бы первый луч христианской веры зажгло в этих землях римско-католическое духовенство и что оно же изобрело глаголитскую азбуку (древнейшую нежели кирилловская), которая потом много содействовала к усовершенствованию славяно-церковной азбуки. 64

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 Подробнее об этом можно читать в Отечественных Записках за 1848 год. Т. LXI, в статье: «Очерк Истории Малороссии» – Соловьева; стр. 152. 11 В грамоте (сохранившейся до сих пор в виленском капитуле) на имя виленского епископа объявлено было следующее: «желая распространить римско-католическую веру в землях наших русских и литовских, мы, по воле и с согласия братьев наших светлейших князей и всех дворян (omnium nobilium) земли литовской, положили, установили, обещали и клятвою подтвердили всех природных литовцев обоего пола, всякого звания, состояния и достоинства во владениях наших литовских и русских к вере римско-католической и к покорности св. римской церкви привлечь, призвать и даже принудить (imo compellere), к какой бы секте (т. е. вере) они ни принадлежали. А дабы новообращенные в римское католичество литовцы каким-либо образом не отделились от послушания и обрядов римской церкви, мы, желая уничтожить все вообще и в частности каждое препятствие римско-католической вере, строго запрещаем литовцам обоего пола соединяться браком с русинами также обоего пола, пока наперед русин или русинка не признают самым делом покорности римской церкви. А если, против сего нашего запрещения, кто-либо из русинов обоего пола соединится браком с римско-католиком или католичкою; то сочетавшиеся не разлучаются, но тот из супругов, который принадлежит к другой секте, должен принять веру римско-католическую и действительно признать покорность римской церкви, к чему следуем принуждать их даже телесным наказанием» (ad quod etiam poenis corporalibus compellendi). Wilno. Kraszew. T. II. стр. 496 и 514. 12 Летописец, повествуя о возвращении Ягайла в Вильну после женитьбы его на Ядвиге (1386 г.), высказывает, между прочим, следующее: «и окрести Литву в немецкую же веру, половину своего города Вильны. И два литвина у него большки его, а тие крестишась в христианскую (т.е. православную) веру; он же хоть их крестити в свою же веру латинскую, они же не послушаша; король же Ягайло казни их многими муками и смерти повеле предати» (Времен. СОФ. Ч. I. стр. 381).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Он подчеркнул, что весьма важно добиться взаимодействия с Римско-Католической Церковью в тех сферах деятельности, которые относятся к жизни и благосостоянию людей: " Перед традиционно настроенными христианами, а таковыми являются сегодня в первую очередь православные и католики, стоит задача защиты христианской нравственности, общего ответа тем вызовам, которые ставит перед нашими Церквами современная эпоха. Здесь очень большое пространство для взаимодействия " . В качестве примера Владыка Иларион привел ситуацию с принятием Европейским судом по правам человека решения о недопустимости присутствия Распятия в школах Италии. " Мы совершенно солидарны с Римско-Католической Церковью и с Правительством Италии, которое уже высказало свою озабоченность в связи с этим решением, – заявил архиепископ Иларион. – Мы считаем, что деятельность Европейского суда по правам человека не должна превращаться в фарс; мы не думаем, что такой крайне либеральный настрой, который выразился в этом решении, может быть доминирующим в Европе " . Председатель ОВЦС напомнил, что Европа имеет христианские корни, а Распятие является одним из универсальных символов, и выразил убеждение, что совершенно недопустимо в угоду либеральным или атеистическим стандартам лишать Европу и ее социальные институты тех символов, которые на протяжении веков служили именно консолидации людей. " Никогда Распятие не было символом насилия, оно всегда было символом примирения. И я думаю, что во всех таких областях мы можем очень тесно взаимодействовать с Католической Церковью – защищая традиционное христианство перед лицом воинствующего секуляризма и агрессивного либерализма " , – подчеркнул Владыка Иларион. Отвечая на вопрос одного из журналистов об актуальности проблемы прозелитизма в двухсторонних отношениях Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, Владыка Иларион, в частности, сказал: " Тема прозелитизма должна быть исключена во взаимоотношениях между православными и католиками, потому что мы не должны переманивать верующих друг у друга, мы должны развивать механизмы совместного свидетельства о Христе, и понимать, что перед нами стоят одни и те же стратегические задачи " .

http://religare.ru/2_70150.html

" Такой механизм вполне можно создать, он уже один раз был создан – в начале 90-х годов, но греко-католики из него в одностороннем порядке вышли, – сказал Владыка Иларион. – Поэтому мы ожидаем конструктивных шагов " . Он также отметил, что этот вопрос обсуждался в ходе его встреч с Папой Римским Бенедиктом XVI и с главой Конгрегации Восточных Церквей кардиналом Сандри, который несет ответственность за взаимодействие с греко-католиками. " Я надеюсь, что наша неоднократно высказанная озабоченность встретит понимание, и мы найдем какой-то алгоритм совместных действий, который позволит внести долгожданный мир в этот регион " , – подчеркнул председатель ОВЦС. Отвечая на вопрос одного из журналистов о том, имеет ли наблюдающееся сближение с Римско-Католической Церковью отношение к личности Святейшего Патриарха Кирилла, архиепископ Волоколамский Иларион отметил, что положительные изменения во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью начались после того, как Папой Римским стал Бенедикт XVI. " Это очень сдержанный, традиционный человек, он не нацелен на экспансию Римско-Католической Церкви в традиционно православные регионы " , – подчеркнул Владыка Иларион и рассказал, что Бенедикт XVI сразу после избрания на Папский престол встретился с председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, и в ходе этой встречи был снят вопрос о посещении Папой России, поскольку такое посещение сейчас представляется невозможным. " Сформировался механизм более доверительных отношений, который позволяет надеяться на их дальнейшее улучшение " , – добавил председатель ОВЦС. " После того, как митрополит Кирилл стал Патриархом Кириллом, можно надеяться на дальнейшие шаги в этом направлении, поскольку он будет продолжать ту же линию взаимодействия с христианами иных конфессий, которую он проводил, будучи председателем ОВЦС, – сказал далее архиепископ Иларион. – Но надо понимать, что мы не ожидаем сближения с католиками в области богословия. Мы участвуем в богословском диалоге, но, как мне кажется, он будет непростым, долгим, там есть много сложностей и подводных камней " .

http://religare.ru/2_70150.html

I. Каково учение Св. Писания о браке вообще и о браке священников в частности; как в первые времена Церкви учили о браке различные сектанты, что говорят церковные писатели, и каково было учение о втором браке. II. Какие, начиная с IV века, изданы были государствен­ными и церковными властями постановления о браке священных лиц; когда и по каким причинам канонически запрещено было жениться после рукоположения, и с какими препятствиями встретилось осуществление этого запрещения. III. Возможно ли, по учению канонического права право­славной церкви, уничтожить или изменить это запрещение и IV. в случае утвердительного ответа каким способом возможно было бы все это осуществить. Вопрос, который мы решаем в этом исследовании, не новый в православной Церкви. Им занимались в русской Церкви в последние года XVIII века; в греческой церкви – в первой половине XIX века; в сербской церкви – еще с первых годов XIX века. Но он еще не решен потому, что прежний энкратизм в измененной форме более или менее является авторитетным в этом и по сию пору. Задар (Zara). Окт. 1906 г. Е. Н. С давних пор в христианской церкви существует правило, что никто из рукоположенных в священный сан не может более жениться и, вследствие этого, рукоположение является законным препятствием к браку. Правило это имеет значение и в настоящее время в православной церкви и в церкви римско-католической с некоторым различением. Как обстоит это дело, в ча­стности, в православной церкви, скажем после. В римско-католической церкви законом установлено, что 1) в священный сан принимаются, собственно говоря, неженатые или вдовые после первого брака 2); могут быть и женатые, но с условием, если жена согласится дать обещание быть всегда девственной, и 3) брак после рукоположения иподиаконского запрещен, и кто это преступит, подлежит каноническому запрещению. Целибат, значит, в полном смысле 1 . У протестантов после того, как они отделились от римско-католической церкви, этот вопрос решается иначе. У них рукоположение имеет свое особое значение, которое в своей основе отлично от рукоположения православной церкви и церкви римско-католической, и законы о браке протестантских священников во всем одинаковы с брач­ными установлениями мирян 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Они совершенно свободны от церковных властей, обыкновенно чужды узкого конфессионализма и свободны от прозелитских тенденций. С распространением школьной системы по всей стране, краткие и простые религиозные упражнения, о которых ведется речь, продолжали совершаться. Но когда католическая эмиграция начала мириадами прибывать к нашим берегам и получила вес в политических делах, народная школа подверглась нападению в качестве протестантского агентства, по духу враждебного католической церкви». 755 Таким образом народной школе, построенной на шатком компромиссе государства с религией и разными вероисповеданиями, пришлось со временем встретиться с таким противником, который, явившись с крепкими традиционными началами, повел сильную агитацию против самого принципа шатко построенной школы. История этой агитации со стороны Римского католицизма против американской школы представляет интересную страницу в истории римско-католической церкви в Америке и её отношений к американской республике. XVIII Оппозиция Римского католицизма принятой системе народного образования есть естественное и логическое следствие общей системы римско-католической церкви, преследуемой ею во всех сферах жизни. В её отношении к разнообразным народам, входящим в её состав, издавна замечалась тенденция подчинить их своему авторитету не только в области религиозной, но и политической жизни. С этою целью она постоянно стремилась к захвату народного образования в свои руки, чтобы с детства внушать народам святость своего авторитета и воспитывать их в духе своих начал. С особенною ясностью эта тенденция в последнее время обнаружилась в Германии и во Франции, где она получила такое практическое значение, что государство оказалось бессильным пред нею в области принципа и прибегло к грубым насильственным мерам для подавления дальнейшего влияния римско-католического воспитания. Немецкая культурная борьба и французское гонение на иезуитов суть две вариации на одну тему – сознания государством своего бессилия противостоять римско-католическим принципам, вводимым в сознание народа посредством захваченного римско-католическою церковью в свои руки народного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Как глава церкви папа имеет следующие виды primatus juirisdictionis: 1) Jus supremae legislationis – папа принадлежит верховная законодательная власть. По воззрению Римско-католической церкви, он один имеет право издавать общие законы для всей церкви, папа утверждает постановления вселенских соборов, учреждает новые монашеские ордена, диоцезы, миссии, допускает диспенсации, т. е. исключения из постановлений для отдельных случаев, раздаёт привилегии, т. е., жалует в пользу определённых лиц и учреждений такие права, которые по общему устройству не должны принадлежать этим учреждениям. Папские привилегии даются или на определённые сроки, или на неопределённое время – donec revocavero. Законодательные постановления папы в России имеют значение лишь по утверждении их русской верховной властью. 2) Папа имеет высшую законодательную власть – jus supremae inspectionis и jus supremae administrationis – право высшего надзора и управления. По праву высшего надзора в церкви папа может требовать для себя беспрепятственных сношений с епископами всех стран, отправлять во все государства особых уполномоченных от себя лиц, рассылать послания даже в страны не католические. Епископы обязаны по требованию папы представить отчёт или явиться лично в Рим (visitatis liminium urbis S.Petri). По праву высшего управления папа назначает епископов, кардиналов, митрополитов, генералов орденов; в некоторых же странах папа лишь утверждает этих лиц; на этом же основании папа имеет право входить во все дела подведомственные епископам и своими распоряжениями отменять всякое постановление епископа или всякое дело взять в непосредственное своё управление. Папа созывает вселенские соборы, председательствует на них и обнародует их постановления. Римско-католические епископы в России сносятся с папой в порядке, установленном законом, через митрополита всех Римско-католической церквей в России. 3) Папа есть верховный судья в Римско-католической церкви. Он единственный и непосредственный судья над кардиналами, митрополитами и епископами. К нему поступают апелляционные жалобы на решения епархиальных судов всех инстанций. Он имеет право привлечь к своему разбирательству все важнейшие дела (majores res). В источниках, впрочем, не определено в точности, что следует разуметь под majores res, которые папа может изъять из рассмотрения обыкновенных судебных инстанций и подчинить своему личному рассмотрению. 4) Затем, папа есть верховный учитель во всей Римско-католической церкви и обладает с 1869 г. свойством непогрешимости в определении учений и истин веры и нравственности. Это свойство понимается не в том смысле, что папа безгрешен во всех своих действиях; это свойство такое, каким обладали вселенские соборы. Восточной церковью этот догмат не признаётся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Итак, нет, кажется, надобности в сторонних миссионерах, среди воссоединённого народа, для утверждения его в Православии. Уповаю, что Господь, совершивший дело воссоединения, поддержит и утвердит оное навсегда своею благодатью. Если останутся в здешней стране какие разности, то они не имеют существенного религиозного значения и подобны различиям, существующим в разных других странах Церкви Православной. Хотеть искоренить все эти разности есть трудиться не для церковного единения, но для раскола, не на пользу Церкви Православной, но на пользу врагов её. Массы народные преобразуются и сливаются только временем. Но если нет особенной надобности во внешних миссионерских средствах для утверждения воссоединённого народа, то весьма сильная есть нужда во внешнем охранении сего народа от могущественной в западных губерниях латино-польской партии. В пределах Литовской епархии Православного народа едва третья часть противу Римско-католического: но важнее то, что все почти помещики и более трёх четвертей чиновников принадлежат к сему последнему исповеданию, а следовательно, Православный здешний народ зависит от Римско-католических помещиков по крепостному праву, а от Римско-католических чиновников по управлению. Естественно, Римско-католическое духовенство имеет полные средства: действовать на Православных, покушаться на их совращение, поддерживать совращённых, избегать ответственности по делам с Православными или изворотливыми решениями, или бесконечными проволочками. Независимо от сильнейшего местного преобладания, Римско-католическое духовенство имеет в столице самостоятельное управление и, пользуясь влиянием и связями своей партии, приобретает час от часу более силы и самонадеянности пред воссоединённым духовенством. Неудивительно, что эта самонадеянность разрешилась наконец дерзким совращением воссоединённых прихожан Диорновицких в Витебской и Порозовских в Гродненской губерниях. Достойно замечания, что эти совращения совершились в епархиях, управляемых непосредственно митрополитом Жилинским, пользующимся особенною доверенностью правительства, и совратители ссылались на его авторитет, как гласили слухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Обязанности вне университета: Член Общества Герреса. Член правления «Общества по изданию Corpus Catholicorum». Член совета «Комиссии немецко-говорящих догматистов и специалистов по Основному богословию» (1992-1998). Член Интернациональной богословской комиссии. Консультант Папского совета по содействию христианскому единству, Ватикан. Член комиссии «Вера и церковное устройство» ВСЦ (Всемирного совета церквей), одновременно член «Standing Commission» этой комиссии. Наблюдатель Конференции епископов Европы при комиссии «Церкви в диалоге» КЕЦ (Конференции европейских церквей). Сопредседатель православно-римско-католической комиссии по диалогу епископской конференции Швейцарии. Член-учредитель «Общества по изучению христианского Востока». Участница пересмотра и нового издания немецкого перевода служебника.   Католический взгляд на главную проблему в организации Всеправославного собора представляет Барбара Халленслебен, член Международной богословской комиссии Римско-католической церкви и Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и Православной Церковью. Интервью взято на международной научной конференции " Понимание задач следующего Собора Православной Церкви " (18-20 октября 2012 года). Католический взгляд на богословское содержание термина «церкви-сёстры» представляет Барбара Халленслебен, член Международной богословской комиссии Римско-католической церкви и Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и Православной Церковью. Доклад был прочитан на международной научной конференции " Понимание задач следующего Собора Православной Церкви " (18-20 октября 2012 года). Публикуется с сокращениями. Портал Богослов.Ru публикует перевод интервью профессора догматического и экуменического богословия теологического факультета Фрибургского университета Барбары Халленслебен, вышедшего в газете Neuer Zürcher Zeitung 17 февраля 2012 года. Материал содержит рассуждения о будущем Католической Церкви после ухода Папы Бенедикта XVI с римской кафедры.

http://bogoslov.ru/person/285722

Архив Пн Выступление митрополита Волоколамского Илариона на втором заседании рабочей группы Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ 29 мая 2018 г. 12:32 28 мая 2018 года в Риме состоялась вторая встреча Рабочей группы Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ. Выступая на открытии заседания, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла хотел бы поприветствовать делегацию Итальянской епископской конференции. Также хотел бы поблагодарить за оказанный представителям Русской Церкви братский прием. Это уже вторая встреча Рабочей группы Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ. Первая наша встреча состоялась в феврале 2017 года, когда Москву посетила делегация Итальянской епископской конференции во главе с ее председателем кардиналом Анджело Баньяско. Встреча в Москве была посвящена теме «Духовное и светское искусство как инструмент укрепления согласия». В ходе собеседования мы могли убедиться, что культурные связи между нашими народами имеют давнюю историю. Не могу не отметить, что помимо культуры нас объединяют и общие христианские традиции, приверженность евангельским нравственным идеалам. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, принявший участников первой встречи в феврале прошлого года, «Италия и Россия являются странами, в которых хранится христианская традиция. Эта традиция влияет на жизнь людей». Мы согласились с тем, что культура и искусство обладают мощным консолидирующим потенциалом для народов наших стран, а также пришли к убеждению, что совместные встречи помогут нам наводить мосты для знакомства русских и итальянцев с духовными традициями друг друга. Поэтому было принято решение провести ближайшую встречу уже на итальянской земле и посвятить ее теме паломничества.

http://patriarchia.ru/db/text/5212224.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010