КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность КОАДЪЮТОР епископ в Римско-католической Церкви, епископ в Римско-католической Церкви, к-рый помогает правящему епископу (ординарию) в управлении диоцезом (архиеп-ством или еп-ством) и имеет право занять данную кафедру после того, как она станет вакантной КОММЕНДА в католической Церкви разновидность церковного бенефиция , временная передача на определенных условиях доходов от вакантной должности (аббата, епископа и др.) духовному или светскому лицу КОНВЕНТУАЛЫ в католич. Церкви общее наименование членов католич. орденов и конгрегаций, которые проживают совместно в одной общине КОНВЕРСЫ в широком смысле слова все христиане, принявшие крещение в сознательном возрасте; в IV-VII вв. К. называли мирян, решивших вести более строгую духовную жизнь, оставаясь в миру КОНКЛАВ особая закрытая консистория Коллегии кардиналов католич. Церкви, члены к-рой собираются для избрания нового папы Римского КОНКОРДАТ договор между Римско-католической Церковью (формально - Папским престолом как субъектом международного права) и к.-л. гос-вом, регламентирующий положение католич. Церкви в этом гос-ве НЕОСХОЛАСТИКА консервативное движение в католическом богословии, развивавшееся с 20-х гг. XIX в. до публикации энциклики «Aeterni Patris» (1879), когда решением папы Римского Льва XIII официальной программой католической интеллектуальной культуры стал томизм НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ РИМСКОГО догмат Римско-католической Церкви о безошибочной и непреложной учительной власти ее верховного понтифика НЕПОТИЗМ [от лат. nepos - внук, племянник], злоупотребление, связанное с предоставлением церковными иерархами привилегий, должностей, земельных владений, высших званий и титулов ближайшим родственникам НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни НУНЦИЙ постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола

http://pravenc.ru/rubrics/122080.html

Тогда сирское православное духовенство чрез посредство константинопольского патриарха обратилось с жалобой к Порте, и выставляло на вид, что римско-католики и в особенности иезуиты наносят вред их религии. Порта вняла голосу просящих – и вот появляется фирман, которым воспрещается римско-католикам миссионерствовать в Турции. Содержание этого фирмана очень интересно. Здесь читаем: «некоторые дьяволы (Teufel) из французских монахов с целями худыми и с намерениями неправыми обходят страну, внушают греческой райе свое пустое французское учение: при посредстве глупых речей они отклоняют райю от древней веры и внедряют веру французскую: таковые французские монахи не имеют права пребывать нигде, кроме тех мест, где находятся их консулы; не должны они предпринимать путешествия и миссионерствовать». Вслед за этим начались гонения со стороны местной турецкой администрации против иезуитов и домиканцев в Сирии, их заключали в тюрьму, налагали на них пени. 1797 – Встретив неудачу среди Греков, в Константинополе и в Сирии, иезуиты обратили все свое усердие на Армян. Чтобы приобрести возможно больший успех, они сообщили своей пропаганде, политическую окраску и к религиозной проповеди присоединили планы о восстановлении политической независимости Армян и улучшении их материального быта. Расчеты иезуитов удались было. Но здесь на помощь ортодоксальной партии, т.е. не принимавшей римско-католицизма – пришла Порта. Против Армян, увлекавшихся римско-католицизмом, Порта не раз поднимала гонения, и эти гонения возобновлялись не только в прошлых веках, но даже и в нынешнем веке. Разумеется, такая ревность Порты об охранении Армянской церкви прямой пользы Грекам не приносила, но во всяком случае Греки из этих —368— примеров ясно могли уразумевать, что турецкое правительство не долюбливает римско-католиков, а это позволяло им возлагать благие надежды на Порту и в их собственных столкновениях с римско-католиками. Из истории этой борьбы Турецкого правительства с римско-католическим элементом среди армянской народности в оттоманской империи расскажем лишь один случай, но чрезвычайно характеристический с точки зрения того вопроса, который нас интересует: случай этот относится к XIX-мy столетию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

172 Тогдашний униатский митрополит Ростоцкий, пользуясь случаем, вошел в сенат с представлением о даровании униатам права иметь своих заседателей в коллегии по выбору его, митрополита; но сенат, основываясь на прежнем узаконении Павла I, постановил, что епархиям униатским, «надлежит быть управляемыми по положению о правительстве духовном и церковном римско-католического закона, состоя под духовною коллегией, в которой члены из униатов не полагаются». Государь утвердил мнение сената. 173 Такой порядок дел был крайне вреден для униатской церкви; католики делали, что хотели, силою и хитростью обращали униатов в католичество, угнетали их, отнимали церкви; суда и расправы не было над притеснителями. Напрасно униаты обращались с жалобами в католическую коллегию: они там тонули безвозвратно. Напрасно и сенат предписывал коллегии не угнетать униатов: указы сенатские принимались к сведению и оставались без исполнения. Промежуток времени от Екатерины II до 1804 года был самый тяжелый и гибельный для униатов. Дела того времени показывают, что совращения их в католичество были весьма часты. 174 Наконец, насилия и притеснения, делаемые униатам, обратили на себя внимание правительства. 12-го июля 1804 года последовал указ следующего содержания: «При устройстве духовной римско-католической коллегии, в докладе правительствующего сената, в 13-й день ноября 1801 года конфирмованном, между прочим постановлено: епархиям униатским состоять в управлении коллегии, по общим правилам римско-католического закона, членов же из униатского духовенства в составе сей коллегии не положено. Неудобства в местном управлении униатских дел, от сего происшедшие, и жалобы, Нам принесенные, убедили Нас, в отвращение сих неудобств, положение, в 1801 году сделанное о устройстве духовной римско-католической коллегии, дополнить следующими статьями: 1) к числу членов, в докладе 13-го ноября 1801 г. в римско-католической коллегии положенных, присоединить со стороны униатского исповедания одного епископа и трех заседателей из духовенства трех униатских епархий, по выбору их епископов; 2) епископу униатскому в коллегии получать жалование против епископов римско-католического исповедания, а заседателям от духовенства униатского – против каноников, или прелатов, в той же коллегии присутствующих; 3) по делам, до униатского исповедания относящимся, епископу и трем заседателям сего исповедания иметь каждому по два голоса, дабы сохранить тем равенство их против членов католического духовенства; 4) присутствующие от униатского исповедания, если бы впоследствии и в сем положении их управления открылись какие-либо по делам их неудобства, могут особенно от себя сделать в правительствующий сенат представление, с изъяснением сих неудобств и способов исправления, по рассмотрении коих правительствующий сенат не оставит поднести Нам доклад на дальнейшее усмотрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ст. 681 п. 62). Примечание. 2) Министр Внутренних дел, находя, что установленный Высочайше утв. 11 Мая 1891 г. положением комитета Министров порядок совершения браков между лицами Православного вероисповедания и римско-католического исповедания не совсем устраняет препятствия к заключению таковых браков, так как лица римско-католического исповедания должны представлять исповедные свидетельства от Ксендзов, которые отказывают в выдаче таковых свидетельств, просил Г. Синодального Обер-Прокурора принять меры к устранению такого существующего препятствия к заключению браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий. Святейший Синод, рассмотрев предложение о сем Г. Синодального Обер-Прокурора, определил: в устранение встречаемых препятствий, при заключении браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий дать знать для исполнения и руководства по духовному ведомству циркулярными указами, чтобы священно-церковно-служители при совершении браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий не требовали от последних представления исповедных свидетельств от ксендзов (Ук. Дек. 18 дня 1891 года 16). 18… года … дня. По указу Его Императорского Величества , токого-то города или села, такой-то церкви священнослужители и церковные причетники производили обыск о желающих вступать в брак, и оказалось следующее: 1) жених (здесь показывается звание, или чин, место служения, имя, отчество, фамилия, православного или латинского исповедания и проч.), жительствует такого-то города или такого-то уезда и села приходе сей церкви. 2) Невеста (здесь написать звание, имя, отчество и фамилию, православного или лютеранского исповедания и проч.) жительствовала доныне города или уезда и сила такого-то, в приходе церкви такой-то. 3) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених стольких-то лет, а невеста стольких-то лет, (§§ 23, 27) и оба находятся в здравом уме (§20). 4) Родства между ними духовного или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

5) Дела распорядительные и исполнительные. Консистория рассылает указы и циркуляры, ведет списки духовным лицам в епархии, принимает и хранит метрические книги, собирает статистические сведения и пр. Что касается до порядка производства дел в консистории, то он такой же, как и в губернских присутственных местах. Ответственность за правильность ведения дел несет епархиальный архиерей. Семинария По постановлению Тридентского собора каждый епископ должен учредить в своем диоцезе коллегию или семинарию, в которой воспитанники получили бы и общее образование, и специальную подготовку к служению в церкви. В настоящее время в германских государствах место семинарий занимают богословские факультеты при университетах или соответствующие им учебные заведения, куда принимаются лица, получившие среднее образование в гимназиях. В России и до настоящего времени сохранились семинарии; по праву Римско-Католической церкви личный состав начальников, преподавателей и воспитателей, равно объем, направления и распорядок преподавания в этих учебных заведениях находится в полной и исключительной зависимости от местного епископа: не допускается никакого вмешательства со стороны государственной власти. В последнее время наше правительство, в виду несоответствия такого положения дел государственным интересам, распространяет постепенно право своего надзора и на эти учебные заведения, несмотря на оппозицию со стороны Римско-Католической иерархии. Каждый диоцез Римско-Католической церкви разделяется на округи, которые называются деканатами. В каждом округе состоит особое должностное лицо, называемое деканом, которое назначается епархиальным начальством из лиц, заслуживающих особого доверия и способных к администрации и производству следствия. Декан имеет право и обязанность ближайшим образом наблюдать за духовными лицами и за состоянием приходов. V. Назначение на должности и размещения бенефиций Форма назначения на должность по Римско-Католическому праву бывает обыкновенная и чрезвычайная. Самая форма назначения обозначается технически: provisio, collation или donation beneficia. Обыкновенная форма назначения (ordinaria provisio) бывает libera и non libera, сверх того еще есть форма по jus devolutionis.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

То же мы находим и у наших русских беспоповцев. Когда у толкователя какая либо точка зрения выступает резко и занимает явно господствующее положение, тогда легко отнести его к той или иной группе. Но у толкователей, менее решительных и последовательных, иногда две или даже три точки зрения соединены так, что трудно решить, какая из них у него первенствует. В таком случае толкователя с одинаковым правом можно причислить либо к той, либо к другой группе. Вот почему при распределении толкований по этим группам нелегко соблюсти точность. Мы применим это распределение по этим группам при изложении протестантских толкований; потому что именно у протестантов эти направления в толковании, за исключением догматического, выразились с наибольшей определённостью, и каждое из них у них имеет много представителей. Напротив, у древне-церковных, у средневековых, у восточно-православных и у римско-католических богословов в толкованиях рассматриваемого места господствует догматическое направление, за немногими и редкими исключениями. Поэтому при изложении всех вообще толкований нужно держаться какого-нибудь другого распорядка. По нашему мнению, все толкования удобно распределить в хронологическом порядке и по вероисповеданиям, а когда очередь дойдёт до протестантских толкователей, то мы их распределим по вышеупомянутым группам. Хронологический порядок есть самый естественный, потому что раннейшие толкования, несомненно, оказывали влияние на позднейшие, а позднейшие не могли влиять на раннейшие. При хронологическом распорядке сама собой развёртывается картина постепенного раскрытия мнений. Но, держась хронологического порядка, можно в то же время распределить толкователей по исповеданиям, к которым они принадлежат. Достаточное основание для распределения толкований по вероисповеданиям заключается в том, что в каждом вероисповедании как богословие вообще, так экзегетика и догматика в частности, так и толкование рассматриваемого учения Апостола в особенности, шли и досоле идут своими путями, развивались своеобразно. Протестантские толкования этого учения, как с догматической, так и с экзегетической стороны, не похожи ни на древне-отеческие, ни на римско-католические, ни на православные. Толкования римско-католических и восточных богословов в существенном сходны с древне-отеческими; но в них шире, полнее и подробнее раскрывается и обосновывается то, о чём у отцов и учителей Церкви сказано было кратко. Существенных различий между толкованиями римско-католических и восточных богословов нет, если не принимать в расчёт трёх-четырёх римско-католических богословов, которые в способе толкования рассматриваемого места близко стали к протестантам и дали изъяснения его, совершенно отличные от толкований, как отцов и учителей Церкви, так и восточных и остальных римско-католических богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

С самого начала своего понтификата Папа Бенедикт XVI заявил о стремлении развивать сотрудничество между Римско-Католической и Православной Церквами. Так, данная тема была затронута во время выступления Папы Бенедикта XVI на XXIV Евхаристическом конгрессе Италии в г.Бари 29 мая 2005 года. Тем не менее, несмотря на обнадеживающие заявления Папы Бенедикта XVI, напряженность в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами сохраняется. На встрече председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, состоявшейся 22 июня 2005 года в Москве, католической стороной вновь было озвучено намерение перенести кафедру главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, утвердить его титулование по этому городу. Православная сторона заявила о неприемлемости с канонической, экклезиологической и пастырской точки зрения идеи упоминания Киева в титуле главы Украинской Греко-Католической Церкви и перенесения его кафедры в этот город. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Считать полезным участие Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в торжествах по случаю начала понтификата Папы Римского Бенедикта XVI. 3. Одобрить позицию Преосвященного митрополита Кирилла, выраженную в ходе встреч с Папой Римским Бенедиктом XVI, председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером и другими высокопоставленными представителями Римско-Католической Церкви. 4. Выразить надежду на урегулирование существующих проблем и развитие добрых отношений с Римско-Католической Церковью ради совместного христианского свидетельства в мире, переживающим наступление агрессивного секуляризма. ЖУРНАЛ ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о некоторых аспектах информационной деятельности Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Отмечая значительные достижения последних 15 лет в сфере информирования широкой общественности о жизни Церкви и взаимодействия со светскими СМИ, считать полезным развитие системы официальных печатных и электронных изданий, излагающих позицию Церкви для широкого круга читателей.

http://sedmitza.ru/lib/text/429889/

Известно, что основной чертой американской науки является дух индивидуальной свободы и потому также право на личное убеждение, как в гражданской, так и в церковной областях. Эту основную черту американской науки, Геккер перенёс в сферу своих богословских религиозных убеждений, создав своеобразную богословскую систему. Стоя, таким образом, на почве религиозного субъективизма, Геккер, само собою понятно, отмечает немало дефектов в жизни римско-католической церкви. Главным недостатком этой последней жизни Геккер считает то, что она убивает в верующих внутреннюю энергию духа. Особенно это направление в римско-католической церкви, по его мнению, началось со времени появления реформации, родоначальники, которой всю сферу религиозно-церковной жизни свели к внутреннему субъективному я человека. Вступив в решительную борьбу с этими основоначалами протестантизма, римско-католицизм, по Геккеру, вдался в противоположную крайность, свёл всю сферу религиозно-церковной жизни к внешней – сухой форме. Спасши чрез это откровенную истину, римско-католицизм вместе с тем убил внутренне-религиозную жизнь. Задачей церкви в настоящем её состоянии по мнению Геккера, должно быть то, чтобы содействовать пробуждению и развитию внутренне-религиозной жизни под непосредственным руководством каждой отдельной души от Св. Духа. В своих богословских воззрениях Геккер, таким образом, очень близко примыкает к Ньюману, поскольку подобно последнему допускает возможность догматического развития. И вместе с тем он отличается от этого последнего, поскольку делает выводы из теории развития догматов. Исходя из этой теории, он именно в противоположность Ньюману относится напр., отрицательно к некоторым высшим формам добродетельной жизни римско-католической церкви. Все высшие добродетели, составляющие в римском католицизме содержание так называемых евангельских советов-безбрачия, бедности, послушания и проч., с его точки зрения не имеют религиозно-моральной ценности, ибо для лиц с сильным характером все эти добродетели не могут представлять подвига; таковое значение имеют эти добродетели лишь для лиц со слабым характером, возбуждая энергию в них, но являясь таковыми, указанные добродетели и для подобного рода лиц не могут иметь и не имеют особенной ценности, ибо не редко являются бременем для самих этих лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Такое положение, по нашему мнению, отнюдь не исключает создания уже теперь межправославной комиссии богословов, в задачу которой может войти предварительное изучение богословских проблем, связанных с отношением Православной и Римско-Католической Церквей, и выработка предложений об общеправославных взглядах на эти проблемы. Предложения этой комиссии, по-видимому, могли бы передаваться ею Высшей Церковной Власти каждой Поместной Православной Церкви. Эта комиссия, если она будет создана, не должна иметь полномочий осуществлять от имени православной Полноты контакты с представителями Римско-Католической Церкви. Поместные Православные Церкви сами сейчас вправе избирать формы своих отношений с Римско- Католической Церковью или не иметь с ней этих отношений. Обобщая вышеизложенное, мы вносим предложение о принятии нашим Совещанием следующего решения по вопросу о богословском диалоге между Православной и Римско-Католической Церквами: 1. Официальное сообщение Главе Римско-Католической Церкви о решении II Всеправославного Совещания на о. Родос относительно православно-католического диалога последует по завершении работ II Ватиканского Собора. 2. Всеправославное Совещание, созванное по окончании II Ватиканского Собора, создаст межправославную богословскую комиссию с паритетным участием в ней представителей Поместных Православных Церквей, в задачу которой войдет разработка вопросов подготовки и проведения диалога. 3. После того, как священноначалие каждой Поместной Православной Церкви одобрит предложения этой межправославной богословской комиссии, специальное Всеправославное Совещание создаст делегацию богословов Поместных Православных Церквей для непосредственного ведения означенного диалога. Это же Всеправославное Совещание должно будет принять программу диалога и предложения о времени и месте его проведения, а также общеправославную позицию по всем принципиальным вопросам диалога. Только после этого может быть осуществлено практически начало самого диалога. Мы считаем, что диалог между Православной Церковью и Церковью Римско-Католической должен быть серьезным и хорошо подготовленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдел третий. Внешний и внутренний рост Римского католицизма XI. Состав населения Северной Америки. Европейская эмиграция и католическая часть её. Народности, входящие в состав римско-католической церкви и их сравнительное значение для нее. Процесс численного роста римско-католического населения. – XII. Основание епископии и рост церковной организации. Соборная форма церковного управления. Антикатолические движения. Юридическое положение римско-католической церкви в Соединенных Штатах. – XIII. Второй полный собор Балтиморский. Его историческое и каноническое значение для римско-католической церкви страны. Акты и декреты. – XIV. Монашеские ордена и их значение для созидания Римского католицизма в Америке. Иезуиты и сульпициане. Эмиграция мужских и женских орденов в Америку вслед за народной эмиграцией. Их важные услуги делу Римского католицизма. XI Население Северной Америки по своему составу почти исключительно пришлое. Туземное население, состоявшее из мелких индейских племен и до открытия материка занимавшее все его пространство, не имело сил сохранить свою самобытность и удержать за собой материк. В лице белых людей для него явился смертный приговор, как неизбежный результат враждебного столкновения сильного со слабым. С белыми людьми явилась высшая культура, пред которой должна была уступить первобытная культура туземного населения, и оно действительно по мере наступления белых людей начало отступать в дикие недра материка, пока наконец не сократилось до теперешнего ничтожного числа, которое собранное вместе едва ли составило бы один город средней величины среди множества городов пришлого населения. В настоящее время индейское население в пределах Соединенных Штатов не восходит до 300,000 человек, 308 между тем как все население по последнему цензу определяется в пятьдесят миллионов, 309 так что первое составляет ничтожную каплю в море пришлого населения. Если же все население страны своим умножением обязано почти исключительно внешнему наплыву переселенцев и естественному их приращению, то и роста каждой части этого населения надо искать в тех же причинах. Римско-католическое население, как составная часть всей массы населения, поэтому своим умножением должно быть обязано прежде всего и главным образом тем же общим причинам роста американского народа. Но чтобы составить ясное представление о процессе возрастания собственно римско-католического населения, необходимо сделать общий обзор возрастания всего американского населения, органическую часть которого оно составляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010