Предметы ведения Римско-Католической духовной коллегии касаются управления всеми делами Римско-Католической церкви, – ее имуществами и сношениями. В частности: 1) В Коллегии собираются и хранятся полные сведения о состоянии церквей, находящихся в пределах России. 2) Она имеет право общего надзора за правильным и успешным ведением дел в консисториях. 3) Она имеет и судебную власть: производить пересмотр решений консистории, рассматривает дела, поступающие по отзывам, апелляциям и протестам; является второй инстанцией по всем делам за исключением брачных и чисто церковных. Последние рассматриваются в 1-й инстанции, а 2-ая инстанция для них – консистория митрополита. 4) Она рассматривает и представляет Министру Внутренних Дел всякого рода предположения епархиальных начальств, требующие или нового закона, или какой-нибудь общей меры. Она же дает заключения по делам, касающимся Римско-Католической церкви. 5) Рассматривает все дела, по которым членам католической церкви необходимо войти в сношения с папой. 6) Заведывает общими капиталами и хозяйством Римско-Католической церкви; производит ревизии отчетов о денежных суммах, отпускаемых из государственного казначейства на содержание. 7) Производит дела о поступлении в монашество, о желающих принять веру Римско-Католической церкви. Все эти дела производятся в Коллегии на основании установленных законов. При Коллегии состоит прокурор, который назначается и увольняется Высочайшим приказом по представлению Министра Внутренних Дел. Прокурор имеет право при совещаниях и постановлениях Римско-Католической Духовной Коллегии давать заключения, указывать законы, которые могут быть применены к данному делу, делать предложения и, в случае непринятия их, входить с протестом. Прокурор представляет Министру Внутренних Дел ведомость о решенных делах. Таким образом Коллегия находится в известных отношениях к Министру Внутренних Дел. В составе Министерства Внутренних Дел есть Департамент Иностранных Исповеданий и в нем особое отделение для дел Римско-Католического исповедания. Все Высочайшие повеления, относящиеся до Римско-Католической церкви, поступают в Коллегию из Министерства Внутренних Дел, но по судебным делам Коллегия имеет отношение к Сенату.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Глава IV II. Устройство церквей римскокатолической, евангелическо-лютеранской, армяно-грегорианской, по их уставам, внесённым в Свод Законов Российской Империи §46. Краткий исторический очерк положения римско- католической церкви в России Хотя к католикам русское общество и правительство относилось строите, чем к другим иноверцам , как вследствие постоянного стремления их к прозелетизму, т. е. к пропаганде римско-католического учения среди русских, так и вследствие бедствий и гонений, которые терпели от католиков православные, подпавшие под власть Польши 63 , однако и католики-иностранцы, пребывавшие в России, не подвергались стеснениям в вере; правительство русское и им дозволяло частное отправление богослужения, но не дозволяло только до конца XVII в. иметь постоянное духовенство и особые церковные здания. Не разрешал в начале своего царствования католикам строить костёлы и иметь постоянных священников и Петр Великий. Вообще, никакой правильной организации римско-католической церкви в России до царствования имп. Екатерины II не было, так как и самое пребывание иноверцев в России было лить временным. Твёрдое основание устройства и управления римско-католической церкви в России положено было только в царствование имп. Екатерины II изданным ею, по просьбе самих католиков, входивших теперь в состав постоянных подданных Российской Империи, регламентом 1769 г. Дозволяя этим регламентом полную свободу католического богослужения, но без прозелетизма, т. е. без права пропаганды католической веры, 64 Екатерина II предоставила высшее заведывание церковными делами римско-католического вероисповедания Юстиц-коллегии лифляндских, эстлянских и финляндских дел, с тем, чтобы коллегия ни под каким видом не вмешивалась в самые догматы римской веры. В дальнейшей истории римско-католической церкви должно отметить учреждение в 1797 г. для духовных дел католиков при Юстиц-коллегии лифляндских, зстляндских и финляндских дел особого департамента, который в следующем 1798 г. отделен был от коллегии и подчинён архиепископу римских церквей, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Богословскому осмыслению унии были посвящены заседания Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу. Русской Православной Церкви и представлявшему ее интересы митрополиту Кириллу удалось сплотить все Православные Поместные Церкви и выработать единую позицию по отношению к униатской агрессии. По докладу владыки Кирилла в декабре 1990 г. в Стамбуле Межправославная комиссия по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами приняла заявление, что «единственной темой... диалога сегодня должна стать тема униатства», что решение этого вопроса — условие продолжения богословского диалога. Было предложено «ежегодно давать оценку в рамках Межправославной комиссии по диалогу с Римско-Католической Церковью отношениям между православными и римо-католиками, включая положение в регионах, вовлеченных в конфликт». Эта тема стала главной и в переговорах митрополита Кирилла с Папой Римским Иоанном Павлом II в марте 1991 г. 23 июня 1993 г. на заседании в Баламанде (Ливан) было подписано соглашение, в котором католическая сторона признала ошибочность унии как метода достижения церковного единства, но эти договоренности далеко не всегда реализовывались на практике Римско-Католической Церкви. Эта ситуация обсуждалась на встрече 12-13 января 1996 г. митрополита Кирилла в Риме с председателем папского Совета по содействию христианскому единству кардиналом Э.И. Кассиди. В совместном заявлении было подтверждено, что в документах Римско-Католической Церкви, а также в документах, принятых обеими Церквами, «говорится об исключении любых прозелитических действий», но было отмечено, что «практика не всегда отражает эти установки, порождая, таким образом, напряженность в отношениях между обеими Церквами». В мае 1997 г. на встрече в Бари ситуация на Западной Украине была признана сложной и требующей незамедлительных действий по ее преодолению. Движение к нормализации отношений было трудным: в 1997 г. на заседании в Константинопольском Патриархате представители всех Православных Церквей постановили продлить мораторий на темы для обсуждения с Римско-Католической Церковью, ограничив консультации вопросами преодоления унии и прозелитизма. Эти же проблемы были названы Священным Синодом Русской Православной Церкви главными препятствиями для возможной встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси. Обсуждение продолжилось в 1998-1999 гг. Надежды на разрешение этих вопросов на 8-й пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между православной и Римско-Католической Церквами (2000 г., Балтимор, США) также не оправдались: римо-католики не только не были готовы продолжать диалог, но фактически отказались даже от достигнутых договоренностей (в частности, было заявлено, что католическая сторона считает униатство нормальным явлением, поскольку униаты находятся в общении с Римом). После недели безрезультатных прений диалог был остановлен без планов его продолжения в будущем.

http://patriarch.patriarchia.ru/rimsko-k...

Прежде всего мы должны сказать несколько слов о канонических основах, на которых утверждается законность англиканской иерархии. Нечего и говорить о том, что эта иерархия незаконна с точки зрения римско-католической каноники, потому что ни избрание (electio), ни утверждение (corifirmatio), ни посвящение (consecratio), ни введение в пастырство (inthronizatio) тех лиц, от которых англиканская иерархия ведет свое начало, не были совершены по римско-католическим канонам. Не будем перечислять всех памятников, к которым необходимо обратиться для решения этого вопроса, а назовем только, говорит проф. Булгаков, архиепископский регистр Кентерберийского архива и любую систему римско-католического церковного права. Сравнение хода избрания, утверждения и рукоположения Паркера, как они описаны в названном регистре с главами, относящимися к избранию, утверждению и посвящению епископов по римско-католическим церковным правилам, показывает, что для римо-католиков М. Паркер, первый Кентерберийский Архиепископ, после окончательного разрыва Англии с Римом не может быть (по смыслу римских канонов) признан законным: он не был архиепископом Apostolicae sedis gratia, т. е. милостию апостольского престола, что безусловно необходимо с римско-католической точки зрения. Но защитники англиканства говорят, что современная англиканская иерархия не должна считаться происходящею только от М. Паркера, потому что она связана с Ирландским и Далматским епископатом. Проф. Булгаков отвечает, что можно сделать им уступку и согласиться с ними. Но в то же время мы имеем право сказать, что с римско-католической точки зрения эта связь набрасывает тень на тех представителей Ирландского и Далматского епископата, которые вступили в общение с англиканами в XVII в., и не проливает света на англиканскую иерархию. В таком именно духе выразился и Высокопреосвященный Филарет, Митрополит Московский, о лицах, рукополагавших Паркера. Хотя мы раньше говорили, что римско-католическая точка зрения для нас необязательна, тем не менее мы должны ее иметь в виду потому, что римско-католическое духовенство мы признаем действительным, и при воссоединении с Церковью принимаем его «в сущем сане» т. е. не повторяя над ним рукоположении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для устранения этих неудобств, учреждено было в 1810 г. главное управление духовными делами иностранных исповеданий. В 1817 г. это управление было слито с Министерством Народного Просвещения, а в 1832 г. (указ. 2 февраля) отделено от этого Министерства и присоединено к Министерству Внутренних Дел. В ведомстве Министерства Внутренних Дел главное управление духовных дел иностранных исповеданий остается и до настоящего времени. § 48. Современное устройство римско-католической церкви в России 94 В Российской Империи двенадцать епархий римско-католического исповедания: 1) архиепархия Могилевская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губернии Могилевской и в Великом Княжестве Финляндском, а также все те церкви, которые не входят в состав прочих епархиальных округов в Империи; подведомственные ей епархии: 2) Виленская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губерниях Виленской и Гродненской; 3) Луцко-Житомирская – в губерниях Киевской, Волынской и Подольской; 4) Тельшевская – в губерниях Ковенской и Курляндской; 5) Тираспольская – в губерниях Херсонской, Екатеринославской, Таврической, Саратовской, Астраханской и Бессарабской, а также в Кавказском крае; 6) архиепархия Варшавская и подведомственные ей епархии: 7) Августовская (Свинская); 8) Калишская; 9) Келецкая; 10) Люблинская; 11) Плоцкая: 12) Сандомирская 95 . Высшим центрально-правительственным учреждением для римско-католической церкви является учрежденная в конце прошлого столетия римско-католическая Духовная Коллегия в С.-Петербурге. Учреждение это, соответствующее нашему Св. Правительствующему Синоду, состоит из председателя – архиепископа-митрополита могилевского, двух членов, которые назначаются один из епископов, а другой – из прелатов, и заседателей, по одному от каждой епархии 96 . В Духовной Коллегии сосредоточивается главное управление всеми делами римско-католической церкви и ее имуществом 97 . Заседания римско-католической Духовной Коллегии назначаются ее председательствующим по мере надобности 98 . При Коллегии состоит прокурор и канцелярия 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Примечание. За безуспешностью сделанных отступившему от православия в иудейство духовным начальством увещаний, дело об отступлении поступает к рассмотрению светского уголовного суда. (Реш. Сенат. по делу Розенбера. Опред. Синод. 17 – 29 Ноября 1878 г. 1936. Ц. В. 50.) Всякое малейшее помешательство церкви православной в правилах ее и в священнослужении, оскорбление чем-либо ее служителей и всякое отвлечение от нее строжайше воспрещаются. (Ст. 85 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Запрещается римско-католическому белому и монашествующему духовенству в губерниях западных иметь в домах, церквах и монастырях своих для служения людей православного исповедания. (Ст. 86 там.) Запрещается римско-католическому духовенству детей православного исповедания, находящихся в уездных училищах, посылать в римско-католические церкви к слушанию службы вместе с католиками. Все то, что касается до веры, равно катихизис, духовное католическое начальство обязано преподавать этим детям через священников православного исповедания. (Ст. 87 там.) Запрещается духовенству римско-католического исповедания преподавать православным духовные требы, или делать внушение, до религии касающиеся, и тем еще более запрещается ему входить в какое-либо посредство, сношение, представление и ходатайство о желающих отступить от православия. (Ст. 88 там.) За нарушение постановленного в предыдущей статье для духовенства римско-католического правила, когда данное нарушение надлежащим исследованием гражданского начальства будет обнаружено, полагаются взыскания и наказания на основании правил, постановленных в Уложении о наказаниях. Монахи, изобличенные в делании ученикам других вер внушение правил веры римско-католической, не допускаются к исправлению духовных треб для мирян, кроме случаев крайней необходимости. Члены римско-католических Духовных Консисторий, которые будут уличены в потворстве и в принятии посредничества относительно желающих отступить от православия, удалятся от присутствия. Примечание. Духовные лица римско-католического исповедания, виновные в учинении хотя бы и в первый раз поступков в предыдущей статье поименованных, подвергаются суду общих судебных мест на законном основании. (Ст. 95 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

– Чтó мешает, с точки зрения римско-католиков, дать мысли совершенно обратное течение, т.е. существо и законы царствия Божия полностью и без каких-либо посредств перенести на мирские (и ближайшим образом на христианские) царства? Помимо многих других причин, сделать это мешает более всего одна, главная причина, это – косность человеческой природы и рабство ее пред стихийно-материальными силами. Ведь несравненно легче омирщить духовное, нежели одухотворить мирское! Не напрасно поэтому называют папство «колоссальным образом и знамением падшего человечества» 192 . И все-таки последний случай (т.е. одухотворение материального мира) естественнее, нежели римско-католическое омирщение Церкви 193 , ибо мы молимся не о том, чтобы воля Божия и на небе была, как на земле, а наоборот, о том, чтобы она и на земле была, как на небе Лк. 11, 2 . 8 . Ослепление римско-католиков приводит их далее к ложному взгляду и на Главу Церкви, – Христа Спасителя, ибо в основу римско-католического учения о церковном главенстве папы положено, – если говорить по существу, – скрытое убеждение о ненахождении в земной части Церкви Главы всей Церкви. И, однако, не Господь ли всевидящий, вездесущий и всемогущий есть эта Глава? По какому же праву римско-католики применяют к Божественной Главе Церкви понятия, отвлеченные от мирских правителей? Если Господь обещает верующим пребывать с ними «во вся дни до скончания века» Мф. 28, 20 , то странно после этого рассуждать об отсутствии в земной части Церкви ее Главы. Чего не видим мы своими плотскими очами – еще не значит, чтобы этого не было и в действительности. 9 . Принять за истину римско-католические доводы в пользу видимого главенства в Церкви не позволяют еще следующие соображения. Римско-католики согласно с православными учат о том, что совершитель церковных таинств есть Сам Господь И. Христос; в особенности в таинстве евхаристии Он есть и «приносяй и приносимый» 194 ; – что «хотя хлеб и вино в таинстве евхаристии претворяются собственно в тело и кровь Господа, однако Он присутствует в сем таинстве не одним телом Своим и кровию, но всем существом Своим, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Франциска в городе Варшаве; 2) вместе с сим учредить при штабе каждого из трех расположенных в названном округе армейских корпусов по одной должности евангелическо-аугсбургского проповедника, с присвоением каждому содержания в год: жалованья 294 руб., столовых 99 руб., добавочных 393 руб., квартирного довольствия – по положению и разъездных денег по 500 руб. в год каждому, взамен прогонных денег, и по одной должности причетника из нижних чинов, с определением каждому в год жалованья 2 руб. 70 коп. и порционных денег на время разъездов по 7 р. 15 коп. в месяц 169 . В 1888-м году апреля 14-го Министру Внутр. Дел было предоставлено право разрешать совершение актов гражданского состояния и ведение книг для оных при филиальных римско-католических церквах и викарными священниками 170 . Наконец, в 1889 г. августа 28-го законодательство коснулось капиталов римско-католического духовенства, хранящихся в Варшавской Конторе Государственного Банка. Капиталы сии хранились до 1885 г. в Польском Банке, причем большая часть их заключалась в наличных деньгах, на которые Банком уплачивалось от 3-х до 4-х сложных процентов. С 1885-го года, после переобразования Польского Банка, по переходе вкладов означенных капиталов в ведение Государств. Банка – по Варшавской его Конторе, – последним, по существующим правилам, уплачиваются по бессрочным вкладам лишь 2% простые. С целью увеличить доходность сих капиталов и усилить авторитет Римско-Католической Духовной коллегии в С.-Петербурге, как учреждения правительственного, в коем сосредоточены все суммы римско-католических церквей Империи, были приняты следующие меры: 1) так называемые постоянные капиталы (от которых подлежат расходованию только проценты), принадлежащие приходским, филиальным и другим церквам и часовням в губерниях Цар. Польского, а также институтам Римско-Католического духовенства, равно как и строительные капиталы по-монастырских церквей, обратить чрез посредство Госуд. Банка, в государственные процентные бумаги и хранить в соответствующих Отделениях этого Банка – по месту нахождения учреждений, коим капиталы принадлежат; 2) временные капиталы (подлежащие расходованию вместе с получаемыми на них процентами), принадлежащие учреждениям, перечисленные в пункте 1-м, также сдать вкладами на хранение, в наличных деньгах, в соответствующие провинциальные учреждения Банка; 3) как временные, так и постоянные капиталы упраздненных: приходских, филиальных и других церквей и монастырей, по обращении их в государственные процентные бумаги, препроводить в Римско-Католическую Духовную коллегию для образования неприкосновенного вспомогательного капитала на нужды Римско-Католических церквей Царства Польского, от какового капитала на будущее время расходовать лишь проценты и не иначе, как с разрешения Министерства Внутр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

16 . Тот же самый опыт наконец говорит о том, что каждый наместник царя поставляется в своей должности непосредственно или посредственно самим же царем; в противном же случае наместник будет просто похитителем (узурпатором) царской власти. Но предполагать непосредственное призвание папы чрез Самого Господа к своему служению решительно нет никаких оснований, и этого не предполагают даже и сами римско-католики. Невозможно допустить и второе предположение – о посредственном законном поставлении какого-либо римско-католического епископа на папскую иерархическую степень. Не говорим неопределенно: на должность , потому что с именем должности соединяются более церковно-канонические права и преимущества папства, между тем как оно само, по понятию о нем римско-католической Церкви, есть четвертая церковно-иерархическая степень , ибо непогрешимость папы есть «отличие существенное и таинственное, т.е. имеющее свойство таинства» 205 . Но в таком случае требуется доказать установление таинства для папской степени священства, – чего доказать римско-католики не могут 206 . Известно, что «всякий первосвященник, из человеков избираемый, …сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон», «без всякого же прекословия меньший благословляется бóльшим» Евр. 5, 1. 4. 7, 7 207 . Поэтому «когда римско-католические епископы посвящают папу, они действуют столь же незаконно, как незаконно поступили бы священники, когда бы стали посвящать епископа». «Низшие благословляют высшего; – порядок церковный извращен и протестанты вполне оправданы» 208 . 17 . Справедливо говорят, что в учении о главенстве папы римско-католики смешали догматическую сторону предмета с церковно-каноническою, усвоив догматический смысл этой последней 209 . Но мало и этого: православный епископ (предположим такой случай) также может при известных обстоятельствах, подобно римскому, смешать указанные две стороны своего сана – и все-таки, в какой бы крайней степени ни происходило такое смешение, папство решительно и никогда не может произрасти на православной ниве, потому что в церковно-каноническом отношении первенство всегда принадлежало епископу старого Рима, хотя это первенство искони понималось Церковью только как первенство чести, а не власти 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Священный Синод одобрил позицию делегации Русской Православной Церкви на XII пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью 6 октября 2010 г. 18:52 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 6 октября 2010 года в Чистом переулке заслушал доклад митрополита Волоколамского Илариона , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, об очередной пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической XII пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными и Римско-Католической Церквами проходила  с 22 по 27 сентября 2010 г. в Вене. В заседании приняли участие представители всех Поместных Православных Церквей за исключением Болгарской Православной Церкви . От Русской Православной Церкви в заседании участвовали председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион и профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Валентин Асмус. В качестве консультанта присутствовал первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун) . XII пленарная сессия продолжила начатое на XI пленарной сессии в Пафосе в октябре 2009 г. рассмотрение подготовительного документа о роли епископа Рима в церковном общении первого тысячелетия. По предложению православных участников диалога было решено не придавать официального статуса этому документу, в котором вопрос о первенстве Римского епископа рассматривается с точки зрения отдельных исторических свидетельств и прецедентов. Было признано целесообразным после доработки использовать этот документ в качестве материала для подготовки нового документа, который был бы ориентирован на решение насущных богословских вопросов во взаимоотношениях между Православной и Римско-Католической Церквами. Среди этих проблем — соотношение первенства и соборности в жизни Церкви. Для подготовки нового документа был сформирован специальный комитет, в состав которого вошел митрополит Волоколамский Иларион. Заслушав доклад владыки Илариона, Священный Синод одобрил позицию делегации Русской Православной Церкви на XII пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью ( журнал 100 ). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1292062.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010