Действия К. как члена Ливонского ордена определялись тем сложным положением, в котором орден оказался в XVI в. Высшие представители ордена, ставшие к этому времени из рыцарей землевладельцами, контролировали значительную часть территории совр. Латвии и Эстонии, в т. ч. ряд важных торговых путей и портов на побережье Балтийского м., получить контроль над которыми стремились сопредельные ордену гос-ва: Королевство Польское, Великое княжество Литовское, Великое княжество Московское, Швеция, Дания. Хотя формально Ливонский орден находился в вассальной зависимости от императора Свящ. Римской империи (см. ст. Римско-Германская империя ), имперское правительство мало интересовалось положением дел в Ливонии и никакой поддержки ордену не оказывало. Многочисленные военные конфликты XV-XVI вв. ослабили Ливонский орден; в сер. XVI в. он уже не имел внутренних ресурсов для сохранения своей независимости. Хотя Ливонский орден был наиболее могущественной политической силой в Ливонии, его руководители вынуждены были считаться с 4 др. крупными землевладельцами Ливонии, входившими вместе с орденом в созданную в XV в. Ливонскую конфедерацию: архиепископом Рижским и епископами Курляндским, Дерптским и Эзель-Викским (карту земельных владений в Ливонии см.: The Military Orders and the Reformation. 2006. P. 44). К 50-м гг. XVI в. среди знати Ливонии сформировалось неск. партий: одни настаивали на том, что орден должен сохранять независимость и искать поддержки со стороны германских князей; другие призывали к заключению военного союза или унии с Польшей; третьи выступали за союз со Швецией. Общим для всех партий было враждебное отношение к России, со времени царствования Иоанна III Васильевича (1462-1505) стремившейся получить путем переговоров и войн с орденом надежный выход к торговым путям Балтийского моря. Осознавая невозможность противостоять России самостоятельно, духовные и светские правители Ливонии были готовы подчиниться той политической силе, которая гарантировала бы сохранение их земельных прав и защиту от русских войск.

http://pravenc.ru/text/1684285.html

Виктор II, папа Римский. Раскрашенная гравюра (Shedel H. Liber chronicarum. 1493) (РГБ) (ок. 1020, Германия - 28.07.1057, Ареццо, Италия; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055). Сын гр. Хартвига Швабского, родственник римско-герм. имп. Генриха III . Учился в соборной школе в Регенсбурге. В 1042 г., несмотря на юный возраст В., Генрих III назначил его епископом Айхштетта (Германия). В период 1042-1054 гг. был ближайшим советником императора. Противник норманнской политики папы Льва IX , под влиянием В. Генрих III отказался помочь папе в борьбе с норманнами (1053). После смерти папы Льва IX, по прямому указанию императора Гебхард был избран папой (сент. 1054), что укрепляло позиции Генриха III в Италии, где к этому времени возросла власть его противника Готфрида Лотарингского (вслед. династического брака с маркграфиней Матильдой Тосканской). Однако В. согласился вступить на папский престол лишь в марте 1055 г. Торжества интронизации В. проходили в Риме с 13 по 16 апр. 1055 г. В. занимал активную позицию по реформированию Римской Церкви в духе клюнийской реформы , с этой целью на Пятидесятницу 1055 г. созвал во Флоренции Собор (4 июня 1055), на к-ром были повторены осуждения симонии и требование обязательного целибата для духовенства. Также на Соборе за нарушение канонических требований были лишены сана ряд епископов. Подобную политику В. проводил в Юж. Франции (Соборы в Лионе (1055) и Тулузе (1056)). В 1055 г. Генрих III даровал В. герцогство Сполето и графство Фермо. При посредничестве В. состоялось примирение императора и Готфрида Лотарингского, договор между к-рыми был подписан в присутствии папы. После смерти Генриха III (5 окт. 1056) Готфрид оказывал В. помощь в отражении набегов норманнов из Юж. Италии. Для укрепления союза с Готфридом В. сделал его брата Фридриха (буд. папу Стефана X ) аббатом мон-ря Монте-Кассино и возвел в достоинство кардинала-пресвитера. В. активно участвовал в прекращении борьбы за трон в Германии, поддерживая несовершеннолетнего Генриха IV и регентство имп. Агнессы. После коронации Генриха IV в Ахене папа вернулся в Италию, где созвал Собор в Латеране (18 апр. 1057). В. скоропостижно скончался во время одной из поездок по Италии. Согласно его завещанию, останки должны были быть перевезены в Айхштетт, однако он был похоронен в Равенне в ц. Санта-Мария делла Ротонда. После смерти В. прервалась череда т. н. нем. пап; вместе с тем Римско-Германская империя потеряла ведущую роль в проведении церковных реформ.

http://pravenc.ru/text/158556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ [лат. pax Wormatiensis; нем. Wormser Konkordat], договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой. В. к. касался вопроса инвеституры епископов и аббатов на территории Римско-Германской империи . Подтвержден Латеранским I Собором в 1123 г. Договор состоял из 2 документов, к-рые представляли собой взаимные обязательства сторон: имп. экземпляра «Heinricianum», оригинал к-рого находится в Ватиканском секретном архиве (Vat. A. A., Arm. I-XVIII, 62), и папского варианта «Calixtinum», сохранившегося в копии. Хотя формально срок договора был ограничен жизнью Генриха V, В. к. приобрел впосл. значение одного из главных документов, определявших положение католич. Церкви в Римско-Германской империи. В. к. знаменовал собой завершение многолетнего противостояния рим. понтификов и герм. императоров, получившего в историографии название «борьба за инвеституру». Он был призван разрешить противоречие между требованиями канонического права о свободном, независимом от светских властей замещении епископских кафедр и нормами вассально-ленных отношений. В. к. разделил духовную и светскую инвеституры: духовная инвеститура «кольцом и посохом», знаменовавшая собой назначение на церковную должность и посвящение в сан, должна была осуществляться впредь только папой, а светская инвеститура посредством скипетра, означавшая введение во владение имперскими ленами, пожалованными епископской кафедре или аббатству, проводилась герм. императором. Компромисс, к к-рому империя и папство пришли при заключении В. к., носил временный характер, поскольку противостояние церковной и светской властей (sacerdotium et regnum) в лат. Церкви не прекратилось. Согласно В. к., герм. имп. Генрих V должен был вернуть рим. Церкви захваченные у нее земельные владения и права, отказывался от инвеституры «кольцом и посохом» и сохранял за собой только светскую инвеституру скипетром. Император обязался не препятствовать свободному проведению церковных выборов и рукоположений, не допускать симонии и насилия. Папе пришлось пойти на уступки, что способствовало сохранению светского влияния на Церковь: на территории Германского королевства (regnum Teutonicum) имперские епископы и аббаты избирались в присутствии императора или его представителей, в случае спорных выборов император имел право решающего голоса и должен был по совету прелатов избрать из 2 претендентов наиболее достойного. Папой было признано, что имперские прелаты находились в вассальной зависимости от императора и должны были нести соответствующие вассальные службы.

http://pravenc.ru/text/155242.html

ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТА ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ ВСЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ АНАТОЛИЕМ ФИЛИППОВИЧЕМ СМИРНОВЫМ Профессор, доктор исторических наук Анатолий Филиппович Смирнов в интервью Православию.Ru поделился своими размышлениями о значении Великой Отечественной войны в истории России. - Анатолий Филиппович, скажите, пожалуйста, была ли Великая Отечественная война натиском на Восток, и можем ли мы говорить о столкновении двух цивилизаций? - Не только можем, но и должны. Великая Отечественная война может быть правильно понята только в контексте всей нашей более чем тысячелетней истории. И через всю эту историю, с момента возникновения нашей русской православной цивилизации, русской державы, то есть примерно с IX-X века, красной нитью проходит борьба с агрессией латинян, римско-католической агрессией. И нападение гитлеровцев в 1941 году воспринималось ими, как продолжение и, может быть, как завершение всех этих усилий, которые на протяжении многих веков предпринимали латиняне для покорения славян, для сокрушения православия, для установления своего господства. Гитлеровцы называли свое государство третьей империей, рассматривая себя как наследников двух предыдущих империй германской нации: первая империя была основана Карлом Великим и называлась Священной римской империей германской нации; вторая была создана кайзерами и Бисмарком, она и была разрушена во время первой мировой войны. Гитлеровцы думали, что они возрождают вот эту империю и завоюют славян, а завоевание России рассматривали как шаг к установлению мирового господства. Для них характерно было рассматривать наш народ как людей второго сорта, низшую расу. И в этом смысле такая позиция была продолжением традиции, присущей римской западной цивилизации, которая всех, кто не жил в пределах римской империи, называли варварами. Считалось закономерным обращать их в рабов. Вот эту традицию гитлеровцы восприняли, развили и пытались использовать ее в борьбе против Советского Союза, в борьбе против нашего народа. И естественно, что этому натиску на Восток мы дали должный отпор, как и наши предки. Великая Отечественная война с первых дней, я бы сказал, с первых часов возникновения рассматривалась нашим народом, всеми советскими людьми, как Священная народная Отечественная война.

http://pravoslavie.ru/guest/smirnov.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРЬ один из самых высоких титулов в Византийской империи. Происходит от прозвища (лат. cognomen) Гая Юлия Цезаря (Caesar), которое впосл. стало частью имп. титулатуры. При имп. Диоклетиане (284-305) титул К. присваивался т. н. младшим императорам, в системе тетрархии (четверовластия) являвшимся заместителями более высоких по положению августов. После распада тетрархии (1-я четв. IV в.) К. до XI в. оставался одним из высших титулов, который носили сыновья-наследники императора. В качестве исключения он использовался как знак высшего отличия, присваивался близким родственникам императора: напр., К. были Варда, дядя имп. Михаила III (842-867), Варда Фока, отец имп. Никифора II (963-969). Возведение в ранг К. описано имп. Константином VII Багрянородным (912-959) в его труде «De Ceremoniis Aulae Byzantinae» (О церемониях Византийского двора) ( Const. Porphyr. De cerem. I 43). Отличительным знаком К. была корона без изображения креста. Имп. Алексей I Комнин (1081-1118) понизил ранг К., поместив его после титула «севастократор». В более позднее время К. в придворной титулатуре занимал место между севастократором и великим доместиком. С XIV в. титул «кесарь» относится преимущественно к иностранным правителям: напр., его носили правители Валахии, Фессалии, Сербии. На Руси К. называли императоров Свящ. Римской империи (см. ст. Римско-Германская империя ). Слав. слово «царь», хотя и является однокоренным с К., по мнению венг. исследователя Д. Моравчика, заимствовано в VI-VII вв. не от визант. титула, а от лат. обозначения императора (цезарь). Лит.: Bury J. B. Тне Imperial Administrative System in the 9th Century. L., 1911. P. 36; Morav ik G. Zur Geschichte des Herrchertitles «caesar > царь»//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 229-236; Guilland R. Recherches sur les institutions byzantines. B.; Amst., 1967. Vol. 2. P. 25-43; Б. Севастократори и кесари у српском царству//ЗбФФУ. 1970. 11. C. 255-269; Kazhdan A. Caesar//ODB. 1991. Vol. 1. P. 363. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/1684281.html

В петровских реформах они видели роковую ошибку. Смыкаясь с западниками в критическом отношении к современности, славянофилы расходились с ними в объяснении причин негативных явлений. Либералы-западники утверждали, что России не хватает политических свобод и что ее несвобода – это продолжение исконного русского деспотизма, унаследованного Московским государством от Византии и Золотой Орды. А славянофилы убеждены были в том, что бюрократическая казенщина николаевской эпохи порождена петровскими реформами, которые исказили русскую православную и народную государственность, привив византийско-московскому самодержавию чуждые ему черты западноевропейского абсолютизма. Допетровская старина, которую одни славянофилы, вроде К.С. Аксакова, видели в радужном свете, другие же расценивали гораздо более трезво, без особой идеализации, для всех них была мерилом в оценке исторического процесса и понесенных при Петре I утрат. Самую серьезную причину отпадения Западной Церкви от Православия Хомяков видел в ее рационализме и усвоенном ею римском юридизме. На первый, приблизительный, взгляд такое объяснение генезиса католичества может показаться убедительным: высокоразвитая юридическая культура античного Рима, который, в отличие от греческого мира, не имел вкуса ни к физике, ни тем более к метафизике, а также чрезвычайно тщательно разработанное каноническое право Римско-Католической Церкви с интенсивным вторжением правовых конструкций в область нравственного богословия представляются солидными аргументами, подтверждающими хомяковскую этиологию католицизма. Но если посмотреть на событие 1054 года и его исторический фон более пристально, то окажется, что славянофильская концепция отпадения Рима построена на зыбком основании. Любая попытка вывести Filioque из явлений, внешних по отношению к имманентной богословской логике, оказывается натянутой и искусственной; что же касается гипертрофии примата епископа Рима, развившейся в папский абсолютизм, то римский юридизм тут совсем не при чем. Римской империей, построенной на филигранно разработанном римском праве, в эпоху, когда притязания пап на Вселенскую юрисдикцию осложняли взаимоотношения между кафедрами ветхого и нового Рима (что в конце концов и вылилось в разрыв общения между ними), была империя со столицей не на Тибре, а на Босфоре, в новом Риме – Константинополе, в то время как древний Рим оставался островком римской цивилизации, сущностно идентичным с новым Римом (даже несмотря на некоторую эллинизацию империи при Ираклии), окруженным стихией германского варварства.

http://pravoslavie.ru/32195.html

Столь же очевидным образом тот же, практически расчетливый, пренебрегающий требованиями веры, дух Римско-католической политики проявился в учреждении и деятельности ордена иезуитов, как бы в посмеяние над простотой и чистотой веры, наименованной обществом Иисуса. Изучение классической древности возбудило также энтузиазм и на почве германской: сильное и глубокое движение произошло здесь прежде всего в области религиозной. Римский практицизм был отвергнут, восстановлено попранное начало веры (вера оправдывает, а не дела; не практика, хотя бы вероисповедная, важна, а важно настроение души в духе веры и водительство в жизни этим духом). Впрочем, это оживление веры в области религиозной было столь же непродолжительным, как и в Италии. В области искусства начало веры в Германии так же было плодотворным и важным для успехов просвещения, как и в Италии, особенно важно было это новое движение духовных сил в науке немецкой. Тем не менее, все же, такое сильное возбуждение верующего духа может быть названо эпизодическим. Еще Римская империя заложила в Западной Европе прочное основание практицизма. Известно, как велико было значение Римского права в истории Западной Европы. Французы обладают острым и гибким рассудком, так что рассудочность, расчетливость надо признать важнейшею чертою их духа. Но с этим вместе французскому духу в высокой степени свойственны: энтузиазм, увлечение, страстное, беззаветное стремление к идеалу – черты, характерные для начала веры. Но рассудочность, как свойство практического духа, и начало веры направляет на решение вопросов практических, именно политических и социальных. Дух веры, энтузиазм, стремление к идеалу в этой области выражается созданием утопических теорий о переустройстве жизни государственной и общественной и, затем, в попытках к практическому осуществлению социальных идей. Интересно проследить (а для нашей цели, и необходимо) за различными проявлениями начала веры на почве практической. Теоретический созерцательный дух Греков в мире христианском проявил начало веры в разработке и в приведении в систематический вид основных истин христианства, так называемых догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Linickij/...

Визант. имп. Василий II атиакует г. Плиску в Болгарии. Миниатюра из Хроники Константина Манасси. 1344-1345 гг. (Vat. slav. 2. Fol. 178v) Визант. имп. Василий II атиакует г. Плиску в Болгарии. Миниатюра из Хроники Константина Манасси. 1344-1345 гг. (Vat. slav. 2. Fol. 178v) на рубеже X-XI вв. во многом была направлена на развитие и закрепление успехов в Крещении слав. народов, а также на поддержку визант. правления в завоеванной Болгарии. После завоевания все болг. земли (большая часть внутренних районов Балкан) были включены в автокефальную Охридскую архиепископию, предстоятели к-рой назначались непосредственно императором, т. е. были фактически выведены из юрисдикции К-польского Патриарха. При В. Б. архиепископом был болгарин, но затем империя пошла по пути грецизации болг. церковной иерархии. Установился симбиоз греч. и рус. духовенства в Киевской Руси: большинство высших иерархов, назначавшихся в К-поле, были греками, но в то же время клир постепенно русифицировался. На правление В. Б. приходятся т. н. неопределенные десятилетия во взаимоотношениях К-польской и Римской Церквей. Стремясь противодействовать влиянию в Риме со стороны Римско-Германской империи Оттонов, Византия вела борьбу за утверждение на Папском престоле своих ставленников - при поддержке значительной части итал. знати, особенно могущественного клана Кресценциев. В период правления В. Б. таков был антипапа Иоанн XVI (Иоанн Филагат из Россано в Юж. Италии; 997-998). О прямых контактах К-поля и Рима в тот период очень мало достоверных сведений. Возможно, что К-польский Патриарх Сисиний II (996-998) вновь издал энциклику Патриарха Фотия, о чем свидетельствует Московский список его «Окружного послания» с требованием отменить Filioque, однако ни о причинах этого, ни о реакции Рима ничего не известно. Также возможно, Патриарх Сергий II (1001-1019) требовал от Рима унификации Символа веры. В то же время, по свидетельству Патриарха Петра III Антиохийского, по крайней мере в 1009 г., в к-польских храмах на литургии поминалось имя папы (PG. 120. Col. 800). В хронике Радульфа Глабра (сер. XI в.) содержится информация о том, что в 1024 г. по просьбе В. Б. Патриарх Евстафий отправлял послание к папе с предложением признать примат Римского престола над всей Церковью в обмен на утверждение права К-польского Патриархата иметь титул «Вселенский» и его первенства над Церквами Востока. Об ответе папы также ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/150781.html

Если Карл Великий еще сам коронует своего сына и наследника, то при последующих Каролингах право коронования рим. И. закрепляется за папами, к-рые как бы «передают» И. власть; папы же выступают в роли арбитров в спорах между Каролингами. Но в кон. IX-XI в. положение меняется: значение Римских пап в империи резко снижается в это время, что объясняется как упадком института папства, так и целенаправленной политикой И. на освобождение от папского влияния. В то же время основания единоличной власти христ. И., его статуса в обществе усиливаются введением помазания его на царство, которое воспринимается как поставление его Самим Богом (уже во 2-й пол. IX в. процедура помазания стала осмысляться по-другому: И. должен быть подотчетен тому, кто совершает над ним этот обряд), а также введением со времен Карла Великого в титулатуру формулы «милостью Божией». Возникает представление, что И. является господином всего мира (это представление актуализируется во время великой схизмы в католич. Церкви (1378-1417): И. созывают Соборы для решения церковных дел и председательствуют на них). Оттон I Великий войском провозглашается И. (отцом отечества и государем) на поле выигранной им битвы. В 962 г. он коронуется, приобретая титул И., который сохранялся в титулатуре герм. государей до 1806 г. (см. ст. Римско-Германская империя ). В 1508 г. Максимилиан I был провозглашен И. без коронации в Риме. Впосл. герм. короли принимали титул И. после коронования в Ахене или во Франкфурте ( Бойцов. 2003. С. 187). В 1804 г. последний И. Священной Римской империи германской нации Франц II Габсбург провозгласил себя и первым Австрийским И. в ответ на провозглашение И. Наполеона I Бонапарта , принявшего корону из рук папы Пия VII ; став И., Наполеон заявил о возрождении Франции как древней Франкской империи, тем самым выдвинув претензию на гегемонию в Европе. В 1806 г. в ходе наполеоновских войн Священная Римская империя, главой которой традиционно являлся правитель Австрии, была упразднена. Император австрийский Франц Иосиф I управлял возникшей в 1867 г.

http://pravenc.ru/text/389511.html

Личные связи епископов и аббатов с государем, сосредоточение в руках духовенства политической и экономической власти на значительных территориях, включенность епископов и аббатов в состав правящей элиты, а также соответствующие представления о месте Церкви в обществе и о ее взаимоотношениях с королевской властью были характерны для мн. европ. гос-в в средние века и Новое время и восходили к религиозно-политической традиции поздней Римской империи начиная с имп. Константина I Великого . В раннее средневековье тесная связь церковных и гос. институтов существовала в Византийской империи (см. разд. «Империя и Церковь»), в Вестготском королевстве (см. ст. Готы ), но понятие «Имперская Церковь» традиционно используется для характеристики церковной организации в Каролингской империи, в королевствах, образовавшихся после ее распада, и в Римско-Германской империи эпохи правления Саксонской (919-1024) и Салической (1024-1125) династий. Считается, что Вормсский конкордат (1122) положил конец системе И. Ц., однако и в XIII-XIV вв. в Германии характерные для И. Ц. отношения католич. Церкви и королевской власти оказали влияние на формирование имперских церковных территориальных княжеств, способствовали оформлению особого «сословия» имперских епископов (Fürstbischöfe) и прелатов (Reichsprälaten, Reichsklöster, Reichsabteien, Reichsstifte), просуществовавшего до нач. XIX в. Соединение высокой церковной должности со светским княжеским или графским титулом в средние века и Новое время было характерно и для Англии (архиепископ Даремский в XI-XIX вв. носил титул Даремского графа-палатина (prince-bishop)), Франции (с нач. XIII в. архиепископ Реймсский имел титул герцога Реймсского, епископ Лангрский - герцога Лангрского, епископ Бове - графа Бове, епископ Шалонский - графа Шалонского, епископ Нуайонский - графа Нуайонского, и наоборот, герцог Ланский с нач. XIII в. был одновременно епископом Ланским; все они являлись пэрами Франции), Польши (в XIV-XVIII вв. епископ Варминский (Эрмландский) носил титул князя Варминского, в 1443-1770 епископ Краковский - титул герцога Севежского), Испании (епископ Уржельский с 1278 до наст. времени имеет титул соправителя (coprincipe) князя Андоррского).

http://pravenc.ru/text/389517.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010