В 1356 году император Карл IV в своей Золотой булле, оглашенной на рейхстаге в Метце, конституционно признал федералистское переустройство Германо-римской империи. Карл понял, что его империя не что иное, как союз самостоятельных княжеств и епископств. В соответствии с Золотой буллой 1356 года были определены князья, наделенные правом избрания короля, - семь так называемых курфюрстов (три церковных князя: архиепископы Майнцский, Трирский и Кельнский; далее - четыре светских князя: чешский король, рейнский пфальцграф, саксонский герцог и бранденбургский маркграф), которые в пределах своих земель осуществляют всю полноту государственной власти. Император отказался от фактического правления в их странах. Ему лишь осталась должность председателя имперского собрания. Второй важной особенностью Золотой буллы было то, что в ней нет никакого упоминания в связи с избранием германского короля о папе, равно как и о праве последнего утверждать избрание. Правда, и впредь лишь папа мог короновать германского короля в императоры, но это потеряло практическое значение, ибо никого другого, кроме как германского короля, и нельзя было короновать императором. Карл IV окончательно ликвидировал власть императоров в Италии. «Два универсальных учреждения средневековья, империя и папство, которые вошли в противоречие между собой именно из-за их неразделимой слитности, тем самым отделились друг от друга». (Маккаи Л. История средних веков. Будапешт, 1968, с. 135.) Первым попытавшимся возвратиться в Рим авиньонским папой был Урбан V (1362-1370), аскетического образа жизни монах-бенедиктинец, родившийся неподалеку от Авиньона. Могущество французского королевства, терпевшего неудачу за неудачей в Столетней войне, пошатнулось, и Франция уже не могла помещать Урбану V выполнить решительное требование Германской империи и Италии, которые настаивали на скорейшем возвращении пап в Рим. Помимо военных обстоятельств, связанных с войной во Франции, в пользу возвращения говорило также и то, что в Италии в определенной степени вновь возник политический вакуум в связи с ослаблениием французского влияния, а вместо него не появилась другая великая держава.

http://sedmitza.ru/lib/text/441635/

Византием назывался городок, стоявший на месте великой столицы, построенной св. Константином. Но это старое название столицы вовсе не распространялось на государство и на его население у византийских писателей. Только западные писатели и западные политики, которые отрицали державные права Византии, как при ее историческом существовании, так и после турецкого завоевания, отказывали ей и в имени, какое она сама избрала, и какое она, как можно признать, вполне законно носила. Отказывали же ей в имени Римской державы только потому, что на него претендовала очень поздно возникшая так называемая «Священная Римская империя германской нации». Она возникла в 800 г., когда франкский король Карл Великий был коронован как император. Таким образом, эта западная империя, имевшая довольно слабые связи с Древним Римом, возникла после большого исторического перерыва. Если ее в какой-то степени и можно считать преемницей древней Римской империи, то с гораздо большим правом можно является ею Византия, чья преемственная связь с Римом не прерывалась на миг. Поскольку само имя Византии есть спорное имя, очень многое в ее истории тоже оспаривается. Оспариваются самые хронологические рамки этого исторического явления, т. е. историки не единодушны во мнении, когда закончилась собственно Римская империя, и когда началась Византия. На самом деле, как многие соглашаются, граница здесь весьма условна, так как не было никакого резкого обвали и обрыва. Происходила постепенная эволюция, которая превратила Римскую империю в греко-римскую державу, так называемую Византию. Выше мы вспоминали св. Юстиниана. Конечно, это виднейшая фигура, и многие считают, что его время можно принять как отправной момент для начальной датировки византийской истории. Сам Юстиниан был историческим оптимистом — как христианский государь, как хозяин государственного наследия Рима и как преемник культурного наследия Греции, а именно таковы три основные компонента явления, называемого нами византинизмом: христианская вера, римская государственность и греческая культура.

http://sedmitza.ru/lib/text/434187/

Выход документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) Гибель империи: Византийский урок не только произвел настоящий переворот в сознании думающей части русского народа и стимулировал внезапный подъем интереса к истории Византийской империи, но и породил в обществе ряд вопросов относящихся к Византии. Вопросов, которые задают как те, кому история Византии небезразлична, так и «клеветники Византии», ненавидящие это государство за то, что оно дало России особый, нелиберальный путь исторического развития. Ответ на некоторые из этих вопросы назрел хотя бы потому, что никто, даже из наиболее либеральных кругов не отрицает влияния византийского государства и византийской культуры на государство и культуру русского народа. А потому, ответ на «византийский вопросы», будет в какой-то мере означать и ответ на «русские вопросы». Вопрос первый – почему византийское государство столь сильно выделяется в ряду других европейских государств. Ответ на этот вопрос в истории Византии. На самом деле имя «Византия» было дано Восточной империи в Европе с вполне очевидной политической целью – скрыть тот факт, что Византия являлась не просто неким обширным государством, простиравшимся от Босфора до Испании, но было Римской империей просуществовавшей до XVbeka. Обычно считается, что Римская империя прекратила сове существование в Vbeke, после того, как вождь германских наемников на римской службе Одоакр, сверг римского императора Ромула II и провозгласил себя королем Италии. При этом, однако «забывают», что в это время Римская империя была официально разделена на две части: восточную и западную, управлялась двумя равноправными императорами, но юридически оставалась единым государством. Так вот, свои действия Одоакр оправдывал желанием восстановления единства государства и после свержения Ромула II он не забрал императорские регалии себе и не присвоил титул императора, а отправил регалии в Константинополь с признанием верховенства императора Римской империи вассальную зависимость перед которым, признавало свежепровозглашенное королевство Италия. При этом Римский Сенат принял решение об объединении империи и ликвидации системы тетрархии, позволявшей двум императорам править Восточным и Западным Римом.

http://pravoslavie.ru/36419.html

Замечание относительно понятия Запада, возникшего и сформировавшегося в рамках европейской социокультурной традиции, позволяет отметить, что уже в своём генезисе он оппонирует византийской традиции (Западная Римская Империя – Восточная/Византийская Римская Империя), а уже через неё и русской традиции (Священная Римская Империя – Русь княжеская/Русское Царство). При этом О. Шпенглер, фиксируя закат Запада, указывает на будущий мировой цивилизационный центр в России, тем самым также отмечая это глубинное культурно-цивилизационное оппонирование. Отсюда следует очень важный вывод: оппонирование Запада России (во всех её исторических формах, начиная с Ладожской Руси) приводит к тому, что Россия рассматривается Западом как объект культурно-цивилизационной агрессии, а все кто ассоциирует себя с Западом (государства, этнические сообщества, социальные группы или персоны) становятся, скрытыми или открытыми, врагами России и русоненавистниками. Пример Владимира Печерина, с его « как сладостно отчизну ненавидеть», здесь достаточно наглядный. Прежде чем начать разговор о Рапалльском договоре, следует показать в каком контексте мировой и европейской истории он состоялся, что ему непосредственно предшествовало и каким образом повлияло на его подписание. 28 июня  1919 года во Франции  в Версале был под писан Версальский мирный договор между Германией и антигерманской коалицией, который подвёл итоги Первой Мировой войны . По этому договору Германия объявлялась ответственной за развязывание войны, теряла ряд своих территорий, выплачивала значительные репарации государствам-победительницам (главным образом Британии и Франции, хотя вместе с ними договор был подписан Италией и Японией), вообще лишалась возможности какой-либо внешнеполитической инициативы и, по сути, была демилитаризирована. Россия, которая вынесла основную тяжесть войны с блоком Центральных держав (Германской, Австро-Венгерской, Турецкой Империями и Болгарским Царством) не была приглашена на Парижскую конференцию, в рамках которой и был подписан Версальский договор. Британия и Франция, при поддержке США и содействии других государств – Италии и Японии, – воспользовались тем, что в России произошла Октябрьская большевистская революция, страна погрузилась в социальный хаос Гражданской войны и по произволу, а по сути – подло, лишили нашу страну заслуженной возможности использовать права государства-победителя. (Кстати, те же подлые приёмы применяются и в современных условиях, когда Запад, возглавляемый теперь США, пытается принизить, а то и нивелировать роль СССР в победе над нацистской Германией, фашистской Италией и шовинистической Японией).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/26/ra...

Совр. типология М. разделяет их на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Абсолютная М. предполагает безраздельную полноту власти монарха, исключительную принадлежность ему законодательной, исполнительной (административной) и судебной власти. Классический пример подобной М.- абсолютистская Франция в эпоху от Людовика XIV до революции 1789 г. В наст. время монархи с неограниченной властью правят в Саудовской Аравии, Брунее и Свазиленде. Предметом полемики является вопрос, представляла ли собой разновидность абсолютной М. самодержавная власть российских монархов. Ограниченные М. в свою очередь могут быть 3 видов: представительная (также используется наименование сословно-представительная), дуалистическая (двойственная) и конституционная. Представительная М. являлась преобладающим видом правления в средневек. Европе. Власть монарха в гос-вах такого типа ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительных органов, состоявших из аристократии, представителей рядового дворянства, духовенства, с участием или неучастием в таковых учреждениях депутатов от подданных третьего сословия (Земский собор и Боярская дума в России, сейм и сенат в Речи Посполитой, рейхстаг в Свящ. Римской империи герм. нации, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, парламент из 2 палат - палаты лордов и палаты общин - в Великобритании, где в известной мере палата лордов до наст. времени сохранила сословный характер). При этом в отличие от совр. конституционных М. подобные представительные органы созывались, как правило, в сроки по усмотрению монарха, а их полномочия носили скорее законосовещательный, чем законодательный, характер, хотя, разумеется, объем этих полномочий в разных гос-вах и в разные эпохи не был одинаковым, приближаясь в отдельные периоды к законодательным. Дуалистическая М.- это гос-во, в к-ром власть разделена между монархом, формирующим правительство, и парламентом, обладающим законодательными полномочиями; правительство несет ответственность лишь перед монархом, при этом за монархом закрепляется право налагать вето на законы, принятые парламентом. Российская империя после издания Октябрьского манифеста 1905 г. и избрания Гос. думы представляла собой (с известными ограничениями, вытекавшими из права монарха распускать Думу по своему усмотрению и издавать своей единоличной властью акты, по силе равные законам, в период от роспуска Думы до избрания ее в новом составе) дуалистическую М. Таковой являлась также Германская империя Гогенцоллернов - Второй рейх, Австро-Венгерская империя, Япония с 1889 по 1945 г. В наст. время дуалистическая М. существует в Иордании.

http://pravenc.ru/text/2564100.html

Соблазн царства принимает самые разнообразные формы в истории, он трансформируется и вводит людей в заблуждение. Этот соблазн великого царства не оставляет человека на протяжении всей его истории: империи древнего Востока, Римская империя, папская теократия, священная византийская империя, московское царство – третий Рим, петровская империя, коммунистическое царство, третье германское царство. Вся тревожная и запутанная проблема царства связана с тем, что человек призван к царствованию. И человек ищет своего царства, одержим мечтой о царстве. Он ищет своего царства, отдает свои силы на его создание, но царство это делает его рабом. Это не всегда замечает человек, и сладкое рабство не кажется ему рабством. В искание царства человек вкладывает свою жажду универсальности. Своё вожделенное царство он отождествляет с мировым единством, с окончательным объединением человечества Соблазн царства есть один из соблазнов, отвергнутых Христом в пустыне. Дьявол показал Христу с высокой горы «все царства мира и славу их» и предложил поклониться им. Вероятно, среди этих царств духовному взору Христа предстали и все те царства мира, которые будут именовать себя христианскими, все трансформации царства до конца времен. Христос отверг этот соблазн и отверг навеки и для всех царств мира. Христиане не последовали за Христом и поклонились царствам, кощунственно смешивая и соединяя царство Христово с царством мира. Христос призывал искать прежде всего царства Божьего и правды Его. Христиане же искали все, что приложится, они испугались, пришли в ужас, что искание царства Божьего окажется разрушительным для царства мира. В этом они исправили дело Христа, как говорит Великий Инквизитор у Достоевского. В «Легенде о Великом Инквизиторе» раскрывается гениальная экзистенциальная диалектика вековечного соблазна царством, это есть самое сильное обоснование христианского анархизма, хотя сам Достоевский не был свободен от соблазна царства (православной теократии). Воздайте кесарево Кесарю, а божье Богу – это обыкновенно истолковывается в смысле примирения царства кесаря и царства Божия, в смысле снятия конфликта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Падение Бари знаменовало собой конец византийской власти в Южной Италии. В завоеванном городе Роберт приобретал в Апулии наиважнейший опорный пункт для быстрого и окончательного подчинения уже небольших остатков византийского владычества внутри страны. Подчинение Южной Италии развязало Роберту руки для завоевания Сицилии у мусульман. Завоевание Южной Италии не имело своим последствием уничтожение в стране всяких византийских влияний. Преклонение перед Восточной империей, ее традициями и блеском ощущалось весьма сильно на всем Западе. Западная империя, будь то империя Карла Великого или Оттона Германского, являлась во многих отношениях отражением устоев, идей и внешних жизненных условий освященной многими веками Восточной империи. Норманнские завоеватели Южной Италии в лице Роберта Гуискара должны были еще в большей степени подчиниться обаянию Византии. Роберт, герцог Апулии, рассматривая себя законным наследником византийских василевсов, сохранил в покоренной стране византийскую администрацию. В норманнских документах встречается название фемы Калабрии, во главе городов стоят стратиги или экзархи; норманны гордятся византийскими титулами. Греческий язык в богослужении также сохранился; в некоторых местах греческий язык при норманнах считался даже языком официальным. Вообще говоря, завоеватели и покоренные жили рядом друг с другом, не сливаясь, сохраняя свой язык, свои обычаи и нравы. Честолюбивые планы Роберта Гуискара шли гораздо дальше скромных пределов Южной Италии. Учитывая внутреннюю слабость Византии и ее внешние затруднения, норманнский завоеватель стал мечтать об императорской короне восточного василевса. Падение Бари весной 1071 года и фатальная битва при Манцикерте в августе того же года показывают, что 1071 год является одним из самых важных на всем протяжении византийской истории. В этом году Византия потеряла Южную Италию на Западе и подписала смертный приговор своему владычеству в Малой Азии на Востоке. Уменьшенная в своих размерах, лишенная источника своих главных жизненных сил в Малой Азии, Восточная империя значительно ослабла со второй половины XI века. Несмотря на некоторый подъем при Комнинах, она стала постепенно уступать как в политическом, так и в экономическом значении государствам Западной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Иллюстрий – vir illustris, ранневизантийское почетное звание (дословно с лат. «сиятельный»). Так обычно величали синклитика или кого-либо из высших официалов гражданской и военной администрации. Ср.: магнифик, глориос, спектабиль. Илопол – стеклодув. Иматий – гиматий (в рейхлиновом произношении). Имврос – остров в Эгейском море, близ северо-западного побережья Малой Азии. Имилохит – командир византийского «полулоха» (имилоха). См.: лох, лохаг. Император (лат) – титул главы государства у древних римлян, заимствованный государем Византии (см.: август, автократор, василевс, симвасилевс, деспот, монархия, корона, кампагии, порфира, трон, консистория, синклит, проскипсис, проскинисис), а также некоторыми европейскими правителями эпохи средневековья. Так, Карл Великий (768814 гг), король франков, завоевавший северную и среднюю Италию, северо-восток Пиренейского полуострова и заселенные германскими племенами саксов земли к востоку от реки Рейн, в 800 г. принял титул И. Его держава, как и Византия, стала именоваться империей (см.: Каролингская империя). Нестойкое государственное образование, оно распалось в 843 г Императорский титул тем не менее сохранялся за династией Каролингов и переходил к различным ее представителям до конца столетия. В 962 г титул И. принял Оттон I (936–973 гг.), германский король Саксонской династии, добившийся также короны Италии (951 г.). Его государство получило название Священная Римская империя (с конца XIII в., после отделения Италии, – Священная Римская империя германской нации). Титул И., как и название полиэтничного, территориально раздробленного государства, сохранялись до 1806 г. Императорская Археологическая комиссия – официальный научный и организационный центр археологии в России с 1859 по 1919 гг. Вела работу по охране памятников и обладала исключительным правом выдавать разрешения на раскопки археологических памятников (кроме расположенных на помещичьих землях). Импост – см.: капитель. Инвентарь (погребальный) – предметы, положенные в могилу с телом усопшего. В христианской традиции от погребального инвентаря отказались не сразу. Обычай класть в могилы личные вещи сохранялся долгое время, в некоторых районах – на всем протяжении Средних веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, наверное, самым смертельным врагом Империи была ее восточная соседка, Персидская империя Сасанидов со столицей в Селевкии-Ктесифоне. Это была высокоцивилизованная многонациональная империя с единой государственной религией — зороастризмом и со всемирными амбициями, поэтому война между двумя империями, двумя цивилизациями, двумя мироощущениями, двумя религиями велась не на жизнь, а на смерть. Итак, как мы видим, Империя практически со всех сторон была окружена врагами и лишь огромным напряжением сил ей удавалось сдерживать внешнюю угрозу. Это было возможно лишь при наличии внутреннего единства, а именно его Империи нехватало. Готы к этому времени уже были обращены в христианство (арианство) Вульфилой (или Ульфилой , 310–81 или 83). Он был каппадокийцем по происхождению, чьи дед и бабка были угнаны в плен готами. Сам он считал себя готом по языку и “по гражданству”, и его имя было германское и означало “волчонок”. Юность он провел заложником в Константинополе и около 341 г. был поставлен Евсевием Никомидийским в епископы готские. Миссия Вульфилы удалась блестяще: он обратил готов в христианство, создал им алфавит (заменивший руны), перевел на готский язык Евангелие и богослужебные книги. Обращение готов создало прецедент, и к 400-му году большая часть германских племен уже была арианами. 5. После Адрианопольской битвы положение Империи было весьма печальным. Граница была прорвана, варвары беспрепятственно кочевали по имперским территориям, жители отсиживались в городах. Чтобы спасти положение, западный император Грациан (сын Валентиниана) призвал на Восток талантливого генерала из Испании Феодосия и даже назначил его своим соправителем-августом. Два года (379–80) Феодосий жил в Салониках, копил силы и кнутом и пряником вел с готами дипломатическую игру. В конце концов они стали сознавать, что при всей обширности своих завоеваний не смогут создать свое государство на имперских территориях. Феодосий уступил им места поселения в пограничных районах Империи, даровал широкое самоуправление, а вождям — придворные титулы. Он признал за ними статус “федератов”, то есть союзников, и возложил на них некоторые военные и гражданские обязанности.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

Если германский элемент, несомненно, играл выдающуюся роль в судьбах Восточной империи с конца IV в., то ближайшее рассмотрение военных и гражданских условий, в которых находились германцы, может представлять собой достойный изучения предмет. Несмотря на скудость данных, почерпаемых в известиях греко-римских писателей, мы не лишены до некоторой степени возможности выяснить значение перемен, вызванных германской иммиграцией в империю. В свою очередь, изучение этих перемен может доставить несколько любопытных данных к характеристике тех особенностей, которыми новые народы поражали современных им греков и римлян. Участие готов в судьбах империи наиболее выразилось в военном деле, т. к., в свою очередь, и готский народ характеризуется по преимуществу военными чертами. Тенденциозная точка зрения, нашедшая применение в сочинении Иорнанда, выставляет дело таким образом, что политические судьбы империи, ее военное могущество и слабость вполне зависели от тех отношений, в которых империя находилась к готам. Если империя соблюдала договоры с готами, то она обеспечена была на счет своих границ, ибо готы честно защищали ее интересы; если же нарушались договоры, империя везде испытывала поражения и терпела потери. Иорнанд 11 категорически выражается об этом: «Без помощи готов римское войско не имело успеха ни против кого из врагов своих; так они помогали Константину в войне его с Лицинием, и благодаря их помощи последний был заперт в Фессалонике и убит; готы же оказали Константину содействие при основании знаменитого города его имени; заключив с ним союз (foedus inito cum imperatore), они доставили ему дружину из сорока тысяч против враждебных племен; готский корпус и его военная служба доныне сохраняются в империи в имени федератов». Имя федераты известно было в Римской империи и ранее появления готов. С основания римского государства существовал обычай поручать защиту границ сопредельным с Римом независимым народам, с которыми для этого заключаем был foedus, обязывавший иноземный народ доставлять вспомогательный отряд для защиты империи. Так республика охраняла свои африканские владения чрез союз с царем Нумидии; так Август оберегал границы на Евфрате чрез царей кап-падокийских. В основании всех подобных отношений лежит foedus, т. е. договор братства по оружию 12 ; в политическом отношении все варвары, вступившие с Римом в подобный союз, обязывались к военной службе в форме доставки вспомогательного отряда, оставаясь или вполне независимым во внутреннем управлении своим народом, или подвергаясь некоторым ограничениям, которые зависели от форм наделения их римскими титулами 13 или денежными выдачами.

http://sedmitza.ru/lib/text/442745/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010