Я хотел бы, чтобы он знал, что торжество без умеренности не имеет в себе живучести, и борьба против истины есть безумие. Кто знает, не обрушится ли с высоты без человеческих рук камень, который разрушит ноги этого колосса». Под колоссом разумелась, конечно, Германская империя: камень, который, по убеждению папы, мог обрушиться на империю без человеческих рук и разрушить глиняные ноги железного колосса, взят, конечно, из видения пророка Даниила. Тем не менее многие иезуиты и причисленные к ним по духовному родству редемптористы, лазаристы, священники Св. Духа и члены Общества св. Сердца Иисусова поспешили удалиться за границу – в Бельгию, Голландию, Францию, Турцию и Америку, чтобы выждать наступления более благоприятного для них времени. Когда враждебность римской партии окончательно обнаружилась против немецкого государства, католический департамент в министерстве культов, состоявший из крайних папистов, был уничтожен. С января 1872 года Фальк внес в палату представителей четыре законопроекта, которые, по его убеждению, необходимы были для внутреннего умиротворения государства. Правда, они не совсем согласовались с 15 параграфом основных законов, предоставляющим самоуправление всем церквам, но этот параграф, в виду запутанных отношений между церковью и государством, требовал более точного определения, которое, по его предложению, должно состоять в следующем: 1) «Евангелическая и римско-католическая церковь , как и всякое другое религиозное общество, самостоятельно устанавливает и управляет своими делами, но остается в подчинении государ. законам и подлежит законно установленному надзору государства; 2) Законом руководится государство в своих распоряжениях касательно образования, назначения и увольнения духовенства и вообще служителей религии, и твердо устанавливает границы церковной дисциплинарной власти». После продолжительных дебатов эти законы были приняты и в народе получили название майских законов (11–14 мая 1873 года). Главные пункты их следующие. Только немцы, получившие свидетельство от немецкой гимназии и пробывшие в течение трех лет в каком-нибудь немецком университете, или в утвержденном государством богословском учебном заведении, после научного государственного испытания по предметам общечеловеческого образования (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Итак, Хлодвиг объединил земли Галлии до Бордо и Тулузы, оставалось объединить их морально. Главное препятствие к этому – язычество, было устранено. Так Хлодвиг подготовил Галлию к средневековой культуре и способствовал распространению христианства. От Хлодвига до Карла Великого Союз франков с Церковью За три века, которые прошли от смерти Хлодвига (511) до смерти Карла Великого (814), произошли события, изменившие облик мира. Восточная империя, под властью императора Юстиниана (527−565) попыталась снова завоевать Запад. Магомет (570−632) основал арабскую империю и ислам , который стал распространяться с невиданной быстротой. Папство увеличивало свое влияние, в понтификат Григория Великого (590−604) была снова христианизирована Британия, что положило начало духовному завоеванию германских земель. Все это способствовало сближению папства с франкской монархией. Во времена первых Каролингов (Карла Мартелла, Пипина Короткого) оно усилилось, а завершилось оно событием величайшего значения: в 800 г. папа Лев III (795−816) короновал Карла Великого. Развитие христианства в Галлии Епископы и короли-Меровинги Франки никогда не были арианами, они прямо приняли правую веру и потому отношения их с галло-романским духовенством были очень мирными. Более того, галльская Церковь оказалась теснее связанной с франкской монархией, чем с Империей. Короли-Меровинги постепенно начинают принимать участие в постановлении епископов. Внешне может показаться, что они влияют на епископов. На самом же деле, конечно, это не так. В отличие от Востока, епископы здесь остаются единственными судьями в делах веры. Короли подчиняются им и никогда не пытаются влиять на вероучение. а). Избрание епископов. Порядок избрания епископов был регламентирован указами или канонами Соборов (каноническим правом). В эпоху Меровингов Соборы собирались часто. По их решению, дело шло так: епископа выбирали клир и народ с согласия первого епископа метрополии (который позже стал называться архиепископом). На избрание же первого епископа метрополии давали согласие все епископы его провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-Германская империя АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.) ВИКТОР II (ок. 1020 - 28.07.1057; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055) ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 936), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии ГРАССО Иоанн (кон. XII - после сер. XIII в.), имперский нотарий в Отранто, затем (1236-1250) нотарий имп. Фридриха II Штауфена, грекоязычный поэт и писатель-полемист КАРЛ V (1500-1558), герц. Бургундский, кор. Кастилии и Арагона, кор. Неаполя и Сицилии, имп. Свящ. Римской империи ЛЮДОВИК IV БАВАРСКИЙ [Людвиг] (кон.1281 или нач. 1282 - 1347), германский король (с 1314) и император Свящ. Римской империи (с 1328) из династии Виттельсбахов ОТТОН I (912-973), герм. король (с 936), итал. король (с 951), император Свящ. Римской империи (с 962); из Саксонской династии (др. названия: династия Людольфингов, династия Оттонов) ОТТОН II (кон. 955 - 983), герм. король (с 961 как соправитель отца, Оттона I, с 973 самостоятельно), император Свящ. Римской империи (с 967 как соправитель отца, с 973 самостоятельно); из Саксонской династии (династии Людольфингов)

http://pravenc.ru/rubrics/123000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДЕЛЬГЕЙДА Имп. Оттон I и св. Адельгейда с сыном Оттоном II, припадающие к стопам Христа. Слоновая кость. Х в. Имп. Оттон I и св. Адельгейда с сыном Оттоном II, припадающие к стопам Христа. Слоновая кость. Х в. [Аделаида; древневерхненем. Adelheid - благородная] (ок. 931-999), св. (пам. зап. 16 дек.). Дочь бургундского кор. Рудольфа II и Берты, дочери герц. Бурхарда Швабского. С 947 г. жена Лотаря, кор. Италийского († 950); после его смерти оказалась в заточении у нового кор. Беренгара I Иврейского, к-рый хотел обвенчать ее со своим сыном и соправителем Адальбертом. Однако А. удалось бежать и скрыться в замке Каносса; по ее призыву в Италию вступил герм. кор. Оттон I , к-рый победил Беренгара и женился на А. (окт./нояб. 951), получив тем самым права на власть над Италией. 2 февр. 962 г. папа Иоанн XII венчал чету в Риме имп. короной (см. Римско-Германская империя ). Императрица А. фактически правила гос-вом при сыне Оттоне II и внуке Оттоне III (до 994). А. являлась основательницей многих мон-рей, содействовала клюнийской реформе . Умерла в основанном ею мон-ре Зельц (Сев.-Вост. Эльзас) в подвигах милосердия и благочестия. Лит.: B ä umer G. Otto I. und Adelheid. Tüb., 1951; Wienbruch A. Adelheid, Königin und Kaiserin. Lahr, 1978. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый ВИКТОР II (ок. 1020 - 28.07.1057; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055) ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля)

http://pravenc.ru/text/63508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬТМАНН [нем. Altmann] (между 1010 и 1020, Падерборн - 8.08.1091, Цайзельмауэр под Гёттвайгом, Н. Австрия), св. католич. Церкви (пам. зап. 8 авг.), еп. Пассау с 1065 г., активный сторонник григорианской реформы в Германии. Происходил из знатной семьи, преподавал в соборной школе Падерборна; до 1056 г.- пропст ц. св. Марии в Ахене и одновременно капеллан герм. имп. Генриха III , затем императрицы Агнессы. В 1064-1065 гг. принимал участие в паломничестве в Св. землю. Его рвение к реформе Церкви выразилось прежде всего в организации регулярной жизни клира (см. Регулярные каноники ) и отстаивании целибата . Бескомпромиссный сторонник папы Григория VII , А. боролся с имп. Генрихом IV на стороне его политического противника антикор. Рудольфа Райнфельденского († 1080) (см. Римско-Германская империя ), из-за чего потерял свое еп-ство, фактически с 1078 г., а официально с 1085 г. В 1080 г. был назначен папским легатом в Германии, но о его деятельности в этом качестве практически ничего неизвестно. Почитание А. как святого лишь в XIX в. было официально санкционировано в Пассау, Линце, Санкт-Пёльтене и Вене. Лит.: Oswald J. Beiträge zur Geschichte des Bischofs Altmann von Passau//Ostbayrische Grenzmarken. 1960. Bd. 4. S. 212-226. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/114176.html

Рассматривая эсхатологические места в писаниях Нового Завета, в которых говорится о самообожествлении государственной власти, нельзя пройти мимо Второго послания к Фессалоникийцам. В этом послании, в согласии с апокалиптической традицией, кратко перечисляются признаки надвигающегося конца. К таковым признакам относится и откровение зловещей фигуры Антихриста. Правда, в послании эта фигура изображена скорее как Антибог: «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 1Сол.2:3–4 ). В настоящее время эти притязания неких безбожных сил на обожествление могут быть неприметными, но мы должны помнить, что «тайна беззакония уже в действии». Однако откровению этой «тайны» препятствует другая, удерживающая сила: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время» (2,6). Далее эта сила «удержания» представлена как личность «удерживающего»: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник» (2,7–8). К сожалению, Синодальный перевод текста, оставляя желать лучшего, скорее вводит читателя в заблуждение и порождает всяческие странные толкования. Феномен «удерживающего» или «удерживающей силы» в течение веков представлял собою мучительную загадку для экзегезы. В частности, начиная со II века появились «государственные» толкования «удерживающего». Первым в этом ряду толкований можно назвать св. Ипполита Римского . В своём Комментарии на пророка Даниила (IV,21,3) (примерно 203–204 г.) св. Ипполит, цитируя 2 Фесс, отождествил «удерживающего» с «четвёртым зверем» пророка Даниила ( Дан.2:7 ), каковым, по его мнению, была Римская империя. Такое «политическое» понимание «удерживающего» позже появляется в самых разных модификациях: языческая Римская империя, христианская Римская империя, Римская Церковь , Священная Римская империя германской нации, христианское государство, демократическое государство, государство как таковое, Российская империя и т.д. и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Автора полностью поддерживаю. Александр 10 мая 2013, 02:49 Прекрасная статья.Все по-делу написано. Василий 10 мая 2013, 02:13 Мне кажется, во всех подобных разговорах, следовало бы четко разделять христианское и атеистическое (либо же светское) государство. Древнерусские княжества, средневековое Московское государство и Российская империя были государствами христианскими, что открыто и официально подчеркивалось ими. Советский Союз, Германский Рейх, Российская Федерация и большинство стран современного Западного мира (за исключением Ватикана, Греции и пр.) являлись/являются либо светскими, либо атеистическими, т.е. богоборческими по сути, как Советский Союз, например. То что необходимо защищать христианское Отечество, на мой взгляд, и думаю многие согласятся, не вызывает сомнения, а вот со светскими и тем более, атеистическими странами намного сложнее обстоят дела. Так что я бы сначала с этим вопросом определился, а то как то в одну кучу попали и красноармейцы и Дмитрий Донской с Ушаковым хотя последние, к слову, сражались против иноверцев, что само по себе делало их борьбу делом богоугодным и праведным. Aleksey 10 мая 2013, 01:35 Сергей пишет:///Апостол Павел сказал: " Если же кто о сво­их и особен­но о домашних не печет­ся, тот отрекся от веры и хуже неверного. " Мне кажется этого достаточно чтобы понять, как относится не только к своим близким, но к своей родине./// 1. Сергей! Читайте ТОЛКОВАНИЕ святых Отцов на это место. Это лишь ваше личное мнение, что данный стих нужно применять к некой абстрактной земной родине, а не только к реальным, конкретным близким. вот вам толкование на вами приведенный стих (1Тим.5:8): ваше понимание расходиться с мнением святых. а согласно 19 правилу 6-7 Вселенского Собора мы все должны понимать Библию согласно Святым. 2. Апостол Павел много что говорил. вот например: “совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос”. (Кол.3:9-11)

http://pravoslavie.ru/61403.html

Настоящая империя всегда многоэтнична. И в этом смысле я не признаю империей Третий Рейх. Гитлер провозгласил, что Третий Рейх только для немцев, все остальные – люди второго сорта. А как империя может быть мононациональна? Российская империя была настоящей империей, так же как Австро-Венгерская империя и, конечно, Римская империя, где доминировало римское право. В империи главное не этнос, а гражданство. Вспомним историю с апостолом Павлом. Его схватили как христианина и обращались с ним весьма грубо. Но он заявил: «Я римский гражданин». Тогда они извинились и дальше поступали с ним строго по закону. Для империи главное – гражданство, и в этом смысле не была долгое время империей Великобритания: она была колониальным государством, в котором жители колоний не имели британского гражданства. То же самое с Рейхами. Первый Рейх, Оттоновский, так и назывался «Священная Римская империя Германской нации». Звучит, конечно, замечательно, но какая же это империя, если только для одной нации? И Второй Рейх – Вильгельмовская империя – также был националистическим. Это же касается и Третьего Рейха, о котором мы упомянули. – Но если настоящая империя всегда многонациональна, значит, неправ был император Александр III, говоривший, что «Россия для русских»? – Он имел в виду не нацию, а гражданство. Ему тогда и в голову не могло прийти, что это потом могут понять шовинистически. Сейчас, когда говорят «Россия для русских», могут под этим подразумевать этнос, но это ведь абсурд. Никто доподлинно не знает, какая кровь течет в нем самом. У меня есть один знакомый художник из старообрядцев, по фамилии Яблоков. Он как-то стал копаться в документах, и оказалось, что он потомок Оттона III. Во мне тоже половина немецкой крови: моя мать была обрусевшей немкой из колонистов XVIII века, но она по-немецки даже не умела говорить. Подобное может быть и с каждым из «коренных» русских. Поэтому очень странный критерий – определять «русскость» по национальному признаку. А вот принадлежность к православной цивилизации с ее системой ценностей по-настоящему сближает всех русских.

http://pravoslavie.ru/33369.html

Анатолий Степанов: Российская империя возникла, несомненно, в 1721 году. Исторические процессы носят длительный характер. Конечно, признаки империи появились раньше, но процесс завершился в 1721 году. Тогда появились два важных признака. 1. Великодержавие, которое появилось после победы над Швецией. 2. Претензия на статус Римского наследия. Тогда была законная в умах европейцев империя Священная Римская Империя Германской нации (империя Габсбургов), империей себя считала и Британия. Они, а также Турция не сразу признали Россию империей, только во времена Елизаветы Петровны. Думаю, не стоит размывать понятия. Константин Новиков: 1. Какой признак отсутствовал у России как Империи до Петра? Если говорить о признаках, а не о личных симпатиях? 2. А до победы над Швецией у России, что не было великодержавия? При Иване Грозном и после? 2. И почему это " законной " наследницей Римской империи была Св. Римская (Габсбургов)? Это странный даже по западническим меркам взгляд, так как на Западе Византии не отказывают в праве быть Римом. Просто мы наследовали Восточному Риму, а на Западе Европы пытались наследовать Западной части Римской империи, хотя она была менее легитимна, центр Римской Империи после Константина Великого переместился в Константинополь, как и все регалии и легитимность, вплоть до Карла Великого не оспаривавшаяся как основная, да и после как римское преемство тоже. Я не знаю, можно ли считать Каролингскую империю и империю Габсбургов симулякрами Римской империи, вопрос непростой, но уж точно нельзя говорить, что Габсбурги были «законными» наследниками Рима, а московские цари нет. 3. То, что кто-то там признавал Россию империей или нет, сути дела не меняет – Турция, что носитель права признания империями и раздатель соответствующих ярлыков? И Британия тут ни с какого бока. 4. Думаю, вопрос очень важный – когда появилась Русская Империя, это вопрос о смыслах, их надо прояснять. 5. Так же как важно понять, что произошло при Петре I – была ли это перезагрузка Империи? Или попытка перехватить смысл и содержание Империи? И что для Петра было источником и образцом имперскости – византийское наследие или, действительно, западноримское, Габсбурги те же?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/ko...

В первой трети фильма показана уникальная роль Восточной Римской империи в мировой истории. Своим расцветом, длившемся несколько сот лет, являла империя пример культуры и цивилизации, служила колыбелью современной Европы. После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году империя ромеев превратилась в источник материального благоденствия Запада. Неисчислимые ее богатства способствовали переходу Европы от варварства к цивилизации, дали толчок европейскому капитализму и Ренессансу, породили множество явлений, существующих в мире по сей день. В фильме названы три оплота силы Ромейской империи: Бог и православие как главная святыня народа; сильное государство и державная идеология, дающие смысл существования народонаселению империи; богатейшее культурно-цивилизационное наследие, превратившее империю во " вместилище смыслов " , как Силу удерживающую посреди хаоса и варварства. Остальная часть фильма посвящена поискам ответа на мучительный вопрос: что же стало причиной упадка и гибели столь великого государства? Ведь самая долгая, по утверждению авторов фильма, империя в мировой истории столетиями справлялась с кризисами и катастрофами, с нашествиями и мятежами. Кто или что явилось тем метафизическим Злом, которое " на генетическом уровне " всегда желало гибели столь славной империи и в конце концов добилось своего? Архимандрит Тихон неумолимо расставляет акценты: главным внешним врагом Ромейской империи — не только военным или экономическим, но религиозно-метафизическим — был католический Запад. Его " дух капиталистической наживы являлся генетическим продолжением азарта грабежа " , свойственного " варварам из Брюсселя, Лондона и Парижа " . В фильме " Гибель империи " Запад и Константинополь представлены как два противоборствующих проекта в рамках единой европейской цивилизации; империя вызывала ненависть к себе Запада не столько как богатейшая держава, сколько как " альтернативная " , " инаковая " Европа, обладающая к тому же гораздо более весомыми аргументами в споре считаться прямой и единственной наследницей великой Римской империи, " первого Рима " как в политическом, так и в религиозном смысле. Никакой цивилизационный западноевропейский проект не мог быть полномасштабно реализован до тех пор, пока продолжала существовать Восточная Римская империя — это понимали и в Ватикане, и в Венеции, этом " средневековом Нью-Йорке " , и в Священной Римской империи Германской нации, и при дворах ведущих королевских домов Европы.

http://pravoslavie.ru/36420.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010