Объяснение подобного подхода аналогично с вышеприведенным осмыслением допущения смертной казни: в предоставлении человеку свободы воли и выбора. Если рабство следствие неприятия Бога и поклонения иным божествам и идолам, то представители соседних народов сделали свой выбор рабства безотносительно их реального статуса в обществе. И тем не менее, положение раба не считается уничижительным, и ветхозаветные законы обязывают относиться к ним как к свободным. Если римское право, например, императивно требует возвращения беглых рабов их хозяевам и за невыполнение этого требования усматривает строгие санкции 24 , то в библейском праве провозглашается: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет, среди вас (пусть он живет) на месте, которое он изберет в какомнибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его» ( Втор. 23:1516 ). Одно из важнейших требований, предъявляемых в Библии, это человеческое отношение к рабу: «Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего» ( Лев. 25:43 ); «Не обижай раба» ( Сир. 7:23 ); «Разумного раба да любит душа твоя, не откажи ему в свободе» ( Сир. 7:24 ); «Если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом» ( Сир. 33:32 ). Это требование переходит и в Новый Завет: «Рабы, повинуйтесь господам своим[...] в простоте сердца вашего, как Христу, [...] как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам» ( Еф. 6:56 ). И сразу же за этим следует обращение к господам: «И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость» ( Еф. 6:9 ). Тем самым «человеческое отношение» приводится в соответствие с отношением Бога к «рабам Божьим». Как уже было отмечено, Бог в Своих деяниях не выходит за рамки норм, предъявляемых Им человеку, и более того, демонстрирует им образец поведения. «Раб Божий» эквивалентен свободному еще и потому, что господство Свое Бог реализует именно так: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» ( Матф.11:30 ). Новый Завет вообще подчеркивает важность достоинства, с которым следует всем людям нести свое бремя, в том числе рабу («Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

В саду Гефсиманском враги Иисуса, подведенные ночью Иудой-предателем, взяли Его под стражу. В пятницу утром в собрании Синедриона они обвинили Его в том, что он богохульствует, называя Себя Сыном Божиим, затем наклеветали на Него перед Правителем Иудеи Пилатом, будто Он возмущает народ против властей и запрещает платить подать Кесарю, и осудили Его на смерть. В это время вошел в сад Иуда-предатель с архиерейскими слугами и отрядом Римских воинов. Подойдя к Иисусу, он сказал: «радуйся, Равви», и поцеловал Его. Этим лобзанием Иуда дал указание слугам, Кого они должны схватить. Слуги начали связывать Иисуса; а ученики разбежались. Иисуса Христа привели в дом первосвященника Каиафы. Там составилось собрание Синедриона. Много лжесвидетелей явилось против Иисуса, но они не могли сказать ничего такого, за что можно было бы осудить Его на смерть. Тогда Каиафа спросил Его: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты-ли Христос, Сын Божий?» Иисус на это ответил: «да Я, и даже говорю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных». Каиафа разорвал свои одежды и воскликнул: «на что нам еще свидетели? Вы слышали Его богохульство; как вам кажется?» – «Он повинен смерти», ответили члены Синедриона. Тогда слуги Синедриона вывели осужденного Иисуса из дома Каиафы на двор, начали насмехаться над Ним, мало того, – били Его по ланитам, плевали Ему в лицо; Иисус Христос терпел и молчал. Когда Иуда узнал, что Иисус осужден на смерть, почувствовал угрызение совести. Пришел он в Храм к первосвященникам, сказал: «согрешил я, предав кровь невинную», бросил полученные от них сребренники, вышел вон и с отчаяния удавился. Так как Иудеи в это время были под властью Римлян, то не имели права никого казнить смертью без разрешения Римского Правителя Понтия Пилата. Посему в пятницу утром члены Синедриона привели осужденнаго ими Иисуса к Пилату. На вопрос Правителя: «в чем вы обвиняете этого Человека?» они ответили «Он развращает народ и запрещает давать подать Кесарю, называя Себя Христом Царем». Пилат допросил Иисуса наедине и, вйдя к народу, сказал: «я никакой вины не нахожу в этом Человеке». Тогда члены Синедриона начали возводить на Иисуса множество обвинений. И в этих обвинениях Пилат не усматриал ничего важного. Но прямым отказом Он не хотел раздражать членов Синедриона. У Иудеев был тогда обычай отпускать на праздник Пасхи одного из узников по выбору народа. И вот Пилат спросил у народа: «кого хотите, чтобы я отпустил вам на Пасху: Варавву или Иисуса, называемого Христом; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» Народ закричал: «не Его, но Варавву». Варавва же был разбойник. Пилат спросил: «что же сделаю Иисусу, называемому Христом?» В народе раздался крик: «распни Его». Пилат сказал: «ничего достойного смерти я не нашел в Нем. И так, наказав Его, отпущу».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана († 34; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями ( Деян. 8:3 ). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа ( Деян. 26:11 ) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными ( Деян. 9:1–2 ). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твой; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» ( Деян. 26:13–18 ). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вторичное, на рассвете заседание синедриона До самого утра Христос пробыл на дворе Каиафы, все время подвергаясь оскорблениям и побоям. С наступлением же утра первосвященники, старейшины и книжники опять собрались для окончательного суда, но уже не в доме Каиафы, а в помещении синедриона, куда повели и Иисуса. Когда все судьи собрались, ввели Иисуса. Председатель Каиафа начал разбор дела с того, на чем окончил в ночном заседании, то есть с выслушания собственного признания Обвиняемого, и, обращаясь к Нему, спросил: Ты ли Христос? Что было отвечать на такой вопрос? Если сказать - да, Я Христос, — как было сказано при первом допросе, то это будет бесполезно, так как пристрастные судьи, давно решившие убить Иисуса, не уверуют в Него из-за такого ответа; если же спросить их самих о том, что препятствует им признать в Нем Мессию, то они, конечно, и отвечать не станут; и если бы вздумали отвечать и вступить, таким образом, в исследование вопроса, действительно ли Он Мессия, и если бы Он наглядно доказал им, что Он Христос, то и в таком случае они не отпустят Его. Поэтому на вопрос — Ты ли Христос? Иисус отвечал: « Если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня (Лк. 22, 67). Но знайте, что после всего того, чему подобает свершиться, вы увидите Меня не иначе, как в славе Отца Моего. Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией  (Лк. 22, 69)». Желая добиться более точного, прямого ответа на предложенный вопрос, все члены синедриона, как бы в один голос, спросили: итак, Ты Сын Божий ? Вы сами говорите, что Я Сын Божий , — сказал Иисус; и этот ответ был принят как утвердительный на предложенный вопрос (Лк. 22, 70). И сказали тогда все члены синедриона: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его . Признав Иисуса виновным в том, что он выдает Себя за Мессию, синедрион приговорил Его к смертной казни, по закону смертный приговор Моисея. Но лжемессия мог быть опасен и для римской власти, мог произвести возмущение в народе и восстать против кесаря; поэтому, по мнению синедриона, Иисус подлежал смерти и по римским законам. Как бы то ни было, но синедрион, сохранив еще за собой право судить виновных в религиозных преступлениях, лишен уже был права приводить в исполнение смертные приговоры без разрешения или утверждения римской власти. Вот почему синедрион, признав Иисуса повинным смерти, должен был представить свой приговор на утверждение римского правителя, Пилата. Откладывать это дело до окончания праздника пасхи, наступавшего с вечера того дня, синедрион находил опасным, и потому решил немедленно, в полном составе своем, идти к Пилату и требовать утверждения и немедленного исполнения приговора. И поднялось все множество их, чтобы идти к Пилату.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Ссылки и примечания Программу КПСС 1961 года, приведшую, в конце концов, к самоуничтожению Советского Союза, некоторые публицисты справедливо называли «чумой ХХ века». Что можно сказать о России сегодня? Чем всё ещё больно народное тело нашего Государства? По Священному Преданию под Лобным Местом находилась (и находится сейчас) пещера с останками Адама - первого земного Царя и Отца всех народов. Это Предание многократно отображено в иконографии Животворящего Креста Господня с изображение Адамова черепа и перекрещенных локтевых костей. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994 Христос не был осужден на казнь по законам Римского права: «я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (Лк.23:14-15), и: «невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мтф.27:24), но Он так же был удержан римской Властью и от осуждения в рамках Ветхого закона: «Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого» (Ин.18:31). Воистину, в убийстве Христа-Помазанника свершилась тайна беззакония, основанная на клевете, зависти, сребролюбии и непомерном властолюбии первосвященников, заразивших корпоративным смертоносным вирусом весь Израиль: Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. ... И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мтф. 27:20, 25). Подосинов А . В . Ex oriente lux. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. 1999. С. 496-499. Цит. по: Борисовская Н.А . Старинные гравированные карты и планы. М. 1992. С. 160. Филарет, митр. Московский. Христианское учение о Царской власти. М. 1901. С. 5. Таинство Воскресения России многие православные верующие вполне справедливо и обоснованно связывают с предреченным восстановлением Всероссийского Самодержавного Царского Престола и дорасследованием цареубийства 4/17 Июля 1918 года.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/4/g...

Спасителя вывели во двор. И здесь стерегшие Его как преступника люди начали издеваться над ним: одни плевали на Него; другие, закрыв Ему глаза, били по лицу и спрашивали: «Угадай, кто ударил Тебя?» Божественный Страдалец кротко, молча сносил все это. А между тем, по Его Собственным словам, Он мог бы умолить Отца, и Отец послал бы полки ангелов, чтобы защитить Его. Но тогда не совершилось бы спасение рода человеческого. Апостол Петр, как мы сказали, пошел издали за Христом, когда Его повели к первосвященникам, и вошел во двор их дома. Здесь одна служанка сказала, что он ученик Христов. Петр отрекся и пошел за ворота, где другая тоже признала в нем постоянного спутника Господня. Он отрекся второй раз. Немного спустя подошли к нему еще люди и сказали: «Точно, и ты из них», то есть из учеников Христовых, и он отрекся в третий раз. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слова Христа, что он трижды отречется от Него, прежде чем пропоет петух, и вышел, горько заплакав. 41. Христос перед Понтием Пилатом (Мф. 27:1–31; Мк. 15:1–20; Лк. 23:1–25; Ин. 18:28–40, 19:1–16) Рано утром в пятницу вновь собрался суд еврейский и уже окончательно приговорил Христа к смерти. Но евреи сами никого казнить не имели права и должны были просить разрешения распять Христа у римского правителя Понтия Пилата. В то же утро они отвели к Пилату Спасителя связанным, чтобы тот утвердил приговор над Ним. А между тем Иуда-предатель, пришедши к первосвященникам и старейшинам, сказал: «Согрешил я, предав кровь неповинную». Но они ответили ему: «Что нам до того, смотри сам!» И бросив в храме сребреники, которые он взял за предательство, Иуда пошел и удавился. Пилат вышел к приведшим Христа и спросил: «В чем вы обвиняете этого Человека?» Те отвечали: «Если бы Он не был злодей, мы не привели бы Его к тебе. Он развращает народ наш, запрещает платить подати кесарю 10 и называет Себя Христом и Царем». Пилат спросил Христа: «Ты Царь Иудейский?» Христос ответил: «Да», и объяснил, что царство Его не земное, или мирское («не от мира сего»); если бы оно было мирское, то Его слуги сражались бы за Него и Он не был бы предан иудеям; Он родился и пришел в мир, чтобы проповедовать истину. После этого Пилат сказал обвинившим Христа: «Не нахожу в Нем никакой вины», но те настаивали, говоря: «Он возмущает народ от Галилеи до Иерусалима». Узнав, что Христос – галилеянин, Пилат отослал Его назад к правителю Галилеи Ироду Антиппе, приехавшему на Пасху в Иерусалим. Ирод со своими слугами насмеялся и надругался над Христом, но не нашел на Нем вины и, надев на Него в знак невинности белую одежду, отослал обратно к Пилату.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (ст. 19–22). Эти слова становятся в особенности понятны, если мы вспомним, как относились к этому древние. Кто были свои, так сказать, родственники Богу? Те, которые были с Ним одной плоти — ибо Господь по плоти был евреем — те, которые произошли из чресл праведного Авраама и были богоизбранным народом. Апостол Павел говорит то, что сейчас для нас представляется уже неважным, но для людей того времени было чрезвычайно актуальным: «Вы уже не чужие Богу. Не думайте, что если вы не произошли от Авраама, значит, вы чужие Богу в любом случае. Нет, вы стали родными Ему так же, как и те, кто является родственным Ему по плоти». Сейчас то же можно сказать христианам не из язычников, а из евреев. Евреи когда-то отпали от Христа, но теперь если некоторые из них обращаются к Нему, то, соединяясь с древом Церкви, они вновь соединяются с тем народом, от которого отделились, отпав от Христа. Таким образом, утерянное ими единство восстанавливается. «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (ст. 19). Слова «сограждане святым» в особенности были ясны для эллинов, потому что они придавали большое значение понятию «гражданин». Собственно, «гражданин» понималось в узком смысле слова — «житель города». Тогда не говорили «граждане Римской империи», как мы сейчас говорим «граждане России», но говорили «граждане Рима» или «граждане Афин». Кто был гражданином города, тот имел в нем определенные права, пользовался защитой закона, покровительством знатных граждан. А кто был чужой, тот вынужден был искать каких-то покровителей, иначе было опасно даже путешествовать или останавливаться где-либо. Он был беззащитным, если не имел покровителя или, как выражались римляне, патрона. Поэтому апостол Павел успокаивает христиан из числа эллинов: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (ст. 19).

http://bible.predanie.ru/nedelya-24-aya-...

(4) Логос не желает, чтобы верующий в него оставался бездеятельным. «Ищите, – говорит он, – и найдете» ( Мф. 7:7 ), налагая однако ограничения на поиски, не ведущие к обретению, изгоняя пустую болтовню и одобряя созерцание, которым наша вера и утверждается.(5) «Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами» ( Кол. 2:4 ), – сказано у апостола. Ясно, что он внушает внимательно вдумываться в речи таких людей и к предлагаемому ими учению относиться с недоверием. (52, 1) «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в нем, будучи укоренены и утверждены в нем и укреплены в вере» ( Кол. 2:6–7 ). Твердым основанием веры служит убеждение. «Смотрите, чтобы кто не увлек вас» от веры во Христа «философией и пустым обольщением», отрицающим провидение «по преданию человеческому» ( Кол. 2:8 ). (2) Философия, согласная с божественным преданием, признает и утверждает Провидение. Но попробуйте отказаться от Провидения, и весь божественный план и пришествие Спасителя покажется вам всего лишь басней, и будете вы носиться скорее «по стихиям мира сего», нежели «по Христу». (3) Ибо учение, следующее Христу, признает Бога творцом и работу Промысла его видит даже в мелочах, стихии же считая вещами по своей природе тварными и изменчивыми 49 . Оно учит нас, насколько возможно, вести жизнь, подобную Богу 50 , по божественному плану строя все наше образование. (4) Некоторые же чтят стихии, поклоняясь, как Диоген, воздуху, как Фалес, воде или, как Гиппас, огню. Другие называют первоэлементы атомами. Но все они лишь прикрываются именем философии, будучи на самом деле людьми безбожными и любострастными. (53, 1) «Посему о том молюсь, – говорит апостол, – чтобы любовь ваша все более и более возрастала в познании и всяком чувстве, дабы познавать вам большее» ( Флп. 1:9–10 ). «Так как мы, доколе были в детстве, – говорит тот же апостол, – были порабощены вещественным началам мира. Младенец, хотя и наследник есть, ничем не отличается от раба, до срока, отцом назначенного» ( Гал. 4:3 ). (Эта несколько вольно перифразированная цитата из Послания к Галатам отражает норму римского права. – Прим. переводчика.) (2) Философы – это те же дети до тех пор, пока не стали мужами во Христе. Ибо, хотя и «сын рабыни не будет наследником с сыном свободной» ( Быт. 21:10 ; Гал. 4:30 ), он все же останется истинным семенем Авраама, получающим в отличие от сына по обетованию свой особый дар. (3) «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла, ибо всякий, питаемый молоком, еще не сведущ в слове правды, потому что он младенец» ( Евр. 5:13 ) и еще не знает учения, в которое уверовал и по которому действует, будучи не в состоянии дать отчет в нем. (4) «Все испытывайте, – говорит апостол, – хорошего держитесь» ( 1Фес. 5:21 ), обращаясь к духовным, которые все предлагаемое им под видом истинного учения исследуют, истинно ли оно на самом деле. ( 1Кор. 2:14 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Иудеи, как Самаритяне, так и язычники должны были призваться к царствию Божию, и никто уже более не исключался. Вознесение Господне Последняя беседа эта, была близь Вифании, на горе Елеонской, куда Иисус вывел Апостолов, 273 Он же поднял руки Свои, благословил их и благословляя их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Облако взяло Его из вида их. Когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда Апостолы поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. 274 17 Действие естественного зачатия есть тайна, отчего же отвергать творческое действие Св. Духа, потому что это также таинство? 19 Мат. 1, 18 –25. исследователи полагали, что Мария вступила в супружество с Иосифом вскоре после того, как зачала Иисуса действием Св. Духа и что Иосиф намеривался развестись с нею. 20 Священный писатель справедливо замечает что слово Эммануил значит по-еврейски: с нами Бог. Должно заметить, с нашей тщательностью свидетельствуют Евангелисты, с самого начала писаний своих о естестве божественном и естестве человеческом, соединенных в одном божественном лице Иисуса. Святые Иоанн и Лука, как мы выше видели, утвердили этот догмат, который в свою очередь, утверждает и Матфей. Приведенный же им Пророк есть Исаия (VІІ, 14). 22 В Империи Римской, в царствование Августа, был обычай каждые пять лет, то есть каждую люстру производить переписи в империи и странах, ей подвласных. Дион Кассий, в истории своей царствования Августа, упоминает о многих из этих переписей. Веллеий Патеркул, Тацит и Светоний также говорят о том. Последний упоминает о трех главных переписях, к которым приступал Август, к первой и третьей с коллегией в консульстве, а ко второй, один . (Cbem.in Octav, § 27) О которой же переписи говорит св. Лука? Он приписывает Квиринею две переписи: αωτη η απογραφη πρωτη εγενετο, эта перепись была первая Слово πρωτη ( первая ) будь оно пред словом εγενετο (была), как в тексте обыкновенном или после, как то в некоторых манускриптах, особенно в Синайском, смысл, кажется нам одинаковым и варианту этому не следует придавать большого значения. Все признают, что Квириний производил перепись, когда потерял права свои Архелай, сын Ирода, и десять лет после смерти царя Ирода. Производил ли он первую при жизни Ирода, как утверждает то св. Лука? Критики это отрицали и упрекали Евангелиста в анахронизме десяти лет. Критики эти не достаточно изучили вопрос, который так властно решают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010