К этой небесной хвале Иоцера человек, по-видимому, остается непричастным, хотя в Амиде Свят, Свят, Свят повторялось собранием. Слава в вышних Богу, которое заканчивает и дополняет Пс. 148–150 , конкретизирует эту христианскую хвалу, которую представляла молитва Многие более поздние рукописи, как мы увидим позднее, присоединяют к Слава в вышних молитву следующую за Славой, ввиду исчезновения молитв [XII, XIII. XIV], и начала молитвы, похожей на Славу. Но дальше мы увидим, насколько безосновательно такое присоединение. 12-ая молитва Утрени Молитва «отпуста» после конечной ектении Славянский Служебник: 1. Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя, Боже отцев наших, 2 . яко превел еси сень нощную и показал еси нам свет дневный. 3 . Но молим Твою благость: очисти грехи нашя 4 . и приими моление наше, великим Твоим благоутробием, 5 . яко к Тебе прибегаем милостивому и всесильному Богу. 6 . Возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоея ­ ср. 2Кор. 4, 6 , 7 . просвети ум наш и чувства вся соблюди, 8 . да яко во дни благообразно ходяще= Римл. 13,13 , 9 .  путем заповедий Твоих, достигнем в жизнь вечную: 10 . яко у Тебе есть источник жизни= Пс. 35,10 , 11 . ив наслаждение быти сподобимсянеприступного Твоего света. В. Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу... Мы сопоставили молитву Вечерни с молитвой ектении Вечерни Апостольских Постановлений (гл. II, с. 20–21). Мы полагаем возможным сделать то же самое с молитвой Утрени и ее соответствием в тех же Апостольских Постановлениях. Вот текст последней : 1-ая молитва Утрени из VIII-oй книги Апостольских Постановлений 181 Молитва после ектении A.N.VIII, Утр. I: 1 – Боже духов и всякий плоти, 2– несравнимый и вседовольный, 3 – Иже давый солнце во область дне, луну же и звезды во область нощи. 4 – Сам и ныне призри на ны милостивыми очесы, 5 – и приими утренняя наша благодарения, 6 – и помилуй ны; 7 – не бо прострохом и руки наша к Богу чуждему, 8-не бо есть в нас бог нов (ср. Пс. 80,10 ), 9 – но Ты вечный и бесконечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

33. Не обычно, да и невозможно, дружиться со змием и носить его в недрах своих; невозможно и тело всячески ласкать, любить его и угождать ему, кроме доставления необходимо потребнаго, — и вместе с тем пещись о добродетели небесной. Ибо тот (змий) по естеству своему не удержится, чтобы не уязвить пригревшаго, а это (тело), — чтобы не осквернить угождающаго ему движениями похотной сласти. Когда тело в чем–либо погрешит, бичами бить его надобно нещадно до ран, как беглаго раба, исполненнаго вином, да ведает, что есть над ним господин (ум), готовый наказать его, и да не ищет упивства похотно, будто вином в корчемнице, да не неведает и госпожи своей (души) нетленной эта раба нощная, — прах тленный. До самаго исхода своего не доверяй плоти своей. Хотение плоти, говорит Апостол, вражда на Бога; закону бо Божию не покаряется (Римл. 8, 7), — и: плоть бо похотствует на духа (Гал. 5, 17), — еще: сущии во плоти, Богу угодити не могут. Вы же несте во плоти, но в дусе (Рим, 8, 8—9). 34. Дело благоразумия есть — всегда подвигать раздражительную силу нашу к схваткам во внутренней брани и к самоукорению; дело мудрости, — мысленную силу нашу напрягать к трезвению строгому и непрерывному, и к духовному созерцанию; дело справедливости — желательную силу направлять к добродетели и к Богу; дело мужества — управлять пятью чувствами и удерживать их, чтобы они не оскверняли ни внутренняго нашего человека или сердца, ни внешняго или тела. 35. На Израили велелепота Его, — на уме, зрящем красоту славы Самого Бога, сколько это возможно, и сила Его на облацех (Пс. 67, 35), — на душах светозрачных, во утрии вперяющих взор свой в Седящаго одесную Отца, Который, осиявая их, подобно тому, как солнце озаряет лучами своими чистыя облака, являет достолюбезнейшими. 36. Согрешаяй един погубит благостыню многу, — говорит Божественное Писание (Екл. 9. 18); и ум, согрешая, погубляет то, о чем написано в предыдущей главе, — эти небесныя пития и брашна. 37. Не сильнее мы Сампсона, не премудрее Соломона, не разумнее Давида блаженнаго, не паче Петра верховнаго любим мы Бога. Да не надеемся же на самих себя; ибо Писание говорит, что надеющийся на себя самого падет падением ужасным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Если не разуметь здесь целения от болезней, и глагола γερι в значении восстановления от них; то, что будут значить слова, ниже в связи речи следующие πως αϑτε, яко да исцелеете? (ст.16). У Римлян и здесь перевод опять ведет их к мысли несогласной с подлинником: у них переведено: ut saluemini, да спасетесь. Как много значит язык подлинный Ιαμαι целю, врачую (откуда ατρυς, врач), хотя и может значить спасать, но только тогда, когда говорится о врачевании, т.е. спасать от болезни, от смерти. И по-латински, впрочем, salus значит как спасение, так и здравие. Приветствие – salutem dico – здравия желаю 359 . В том же разуме можно, думаем, должно переводить речение: alleviabit Dominus, т.е. облегчит Господь больного, даст ему здравие. Надобно знать при сем, что подлинное слово γερε, по переводу латинскому alleviabit, встречается в Новом Завете не менее 126 раз, и ни в одном месте не означает только душевного ободрения, но, где говорится в особенности о больных, везде значит восставание, исцеление от болезни (напр.Мат.8:15. 9, 5. 6. Map.2:9. 11, Деян.3:6 ). Собственно для облегчения души в злостраданиях св.Апостол предлагает (в предыдущем 13-м стихе той же 5-й гл.) другое средство, – собственную молитву: злостраждет ли кто (ααοπαϑε τς 360 ) в вас, да молитву деет. Присовокупите к сему, что слово γερει весьма часто употребляется в Писании для выражения восстания или воскресения из мертвых, а не приготовления к смерти 361 Матф.10:8 . Мертвыя воскрешайте, νεκρος εγερετε. – Римл.4:2 . Xpucmoc воста (γρθη) за оправдание наше Кор.1:15, 13. 14. 15. 16. 17. Аще Христос не восста (γγερται), стих.35. Πς εγερονται οι νεχρο? Κаκо востанут мертвии? – Ст.42. Σπερεται εν φθορ, εγερεται εν αφθαρσα; 43. Σπερεται εν ατιμα, εγερεται ν οςη; σπερεται ν σθενεα (в немощи), εγερεται ν δυνμει, и проч. и проч. Что же притом будут значить Евангельские слова: Болящия исцеляйте ( Мф.10:8 ), или: на недужныя руки возложат и здрави будут, – слова, кои обыкновенно считаются соотносительными с заповедью, упоминаемой у Ап.Иакова о Елеосвящении, и п.д., когда самое Тайнодействие, в пользу больных совершаемое, будет только уготовлеием на смерть? – «Некоторые говорят», пишет известный священно-археолог Симеон Фессалонитский (гл.285), некоторые говорят, что «Таинства сего (Елеосвящения) не следует преподавать болящим, а должно умирающим; дабы, получив отпущение грехов, опять не стал кто грешить, по выздоровлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

4), то есть нерадящие о том, чтобы жить по закону, и, пожалуй, ни к чему другому не стремящиеся, как только к тому, чтобы погубить праведника, дерзновенно обратить в ничто вполне ясное определение заповедей Божиих и безостановочно истощать кого захотят из слабейших: не они ли и говорили: когда прейдет месяц (ст. 5) и прочее? Что книжники и Фарисеи были весьма любостяжательны и корыстолюбивы, это мы можем узнать многими снособами, устремляя ум к евангельским писаниям. Так, Христос советовал любителям Божественного благочестия ставить себя выше постыдных прибытков и старательно удаляться от всякого любостяжания; повелевал также стремиться и к еще высшему: пособлять нуждающимся и раздавать имущество. Но что говорит Евангелист? — Слышаху же сия книжницы и фарисее сребролюбцы суще, и ругахуся ему (Луки 16, 14). Поэтому и о них справедливо сказать: кленется Господь на презорливых Иакова, аще забудет в конец дела ваша (ст. 7). Поистине — превозношение в том, что пренебрегли самыми законами Божиими и, что еще того тяжелее, надругались наконец и над самим Христом. Поэтому-то уже прегрешения их не приходят в забвение, но нашло на них как бы скончание (ст. 8) и как разлившаяся река Римская война. А когда они предали на пропятие Владыку всяческих, то зашло для них солнце и помрачился свет (ст. 9), ибо была тьма от шестого часа до часа девятого (Матф. 27:45). И это для Иудеев было знамением умственного омрачения душ распинателей, ибо ослепление от части Израилеви бысть (Римл. 11:25) и, как пишет божественный Павел, до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит (2 Коринф. 3:15); клял их и Давид, говоря так по боголюбию: да помрачатся очи их еже не видети, и хребет их выну сляцы (Псал. 68:24). А что они плакали, как бы сменяя праздники на сетование, — ясно будет из того, что сам Христос говорил плакавшим о Нем женщинам, когда Его вели уже на распятие: дщери Иерусалимски, не плачитеся о мне, плачите же себе и чад ваших (Луки 23, 28): плакали они, погибая вместе с городом и самим храмом Божиим, когда все сожигали Римляне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3518...

   Израильтяне, всегда высоко поднимающие чело, постоянно то так, то иначе ссылаясь на благородство отцов и широко раскрывая уста, говорили: мы имеем отцом Авраама; однако они услышали обращенные к ним слова Христа: аще чада Авраамля были, дела Авраамля бысте творили (Иоанна 8, 39); не все бо сущии от Израиля, сии Израиль: ни зане сут семя Авраамле, вси чада (Римл. 9:6-7); но светлость дел по справедливости дает возможность хвалиться славными деяниями отцов. Кроме того, они презирали все прочие народы, говоря и то, что Бог их сделал избранными из всех народов, избавил из земли Египетской и перевел в землю обетованную. Все это верно; но те, которые преимущественно обязаны были соответственною взаимностию радовать Почтившего, во многих отношениях оказались жестоко оскорблявшими Его полными отступлениями и уклонениями к пороку; наконец, жалкие, дошли до такого повреждения ума, что стали думать, что им для благосостояния и славы достаточно происхождения от корня Авраамова и изведения из земли Египетской в землю обетованную. Поэтому, чтобы они знали, насколько недействительны в отношении к пользе такие похвальбы для них, обратившихся к нерадению и не желающих быть благочестивыми, по необходимости говорит: не буду ли Я смотреть на вас, — хотя вы и имеете благородство по отцам, — точно так же, как на сынов Ефиопских, которые не имеют корнем Авраама? Ибо божество неуклонно и совершенно нелицеприятно и не знает плотского благородства, лишенного добрых дел, но удостаивает всякого уважения благородство духовное и то, за которым обыкновенно следует блистание славными подвигами. Но вам кажется чем-то великим и изрядным то, что из Египетской земли перешли в другую. Что же из того, говорит, или какую это вам доставить пользу? — Это получили от Меня и другие. Именно: Я вывел иноплеменников, то есть Филистимлян (как передавали Евреи), из Каппадокии, а Сирийцев, то есть всех, которые были тогда подвластны Дамасскому царству, вывел из рова. Нужно заметить, что вместо из рова Иудеи поставляют: из Кирены. Таким образом Филистимляне были выходцами Каппадокийскими, а Сирийцы — Киренскими. А рвом называли Кирену, хотя она весьма возвышенна и расположена высоко, потому, что она лежит как бы в глубокой впадине, ибо, можно сказать, вся земля Ливийская состоит из открытых приморских долин. Поэтому, говорит, у Меня, на всех смотрящего одинаково, есть намерение стереть с лица земли всякое царство грешников. Следовательно никакой пользы не приносит плотская знаменитость обладающим ею: благородством у Бога считается добрый нрав, весьма наклонный к достижению добродетели и пекущийся о соревновании в благочестивых деяниях предков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3518...

Не мало побуждений к терпению для истинного христианина, помимо любви к Богу, делающей для него все легким. 101 Прежде всего, крест и страдания – по милостивой воле и совету Божию предопределены всем истинным членам Христовым. «Как Бог предопределил и предназначил к кресту и страданию возлюбленного Сына Своего, чтобы чрез то прославить Его, так предназначил Он ко кресту и всех истинных членов Христовых, потому что без этого они не могли бы быть Его духовным телом. Он предназначил им и предварительно измерил крест их и рассчитал, сколько они должны пострадать. Предопределения этого никто не может избежать, тем менее отклонить от себя нетерпением. Но послушанием и терпением можно смягчить и чрез Христа преодолеть. 102 2) Бог посылает нам крест по отеческой любви, а не из гнева и немилости. 103 3) Мы вполне заслужили скорбный крест своими грехами. Лучше, чтобы Бог наказывал здесь своевременно, чем там вечно. 104 4) Как не терпеть тебе Господа Бога твоего и не ожидать Его, когда Он так много терпит от грехов твоих, что св. Павел ( Римл. 2, 4 ) называет богатством благости Его, кротости и долготерпения, чрез который Он ведет тебя к покаянию. 105 5) Высокие благодеяния Божии должны побуждать к терпению. Чрез Христа ты примирен с Богом. Следовательно, никто, никакой враг не может отнять у тебя милости и благодати Божией, хотя бы весь мир свирепствовал против тебя. Христос искупил тебя к вечной жизни, чего также никто не в силах отнять у тебя. А так как никакая тварь не может отнять у тебя любви Божией и вечного блага, то ты можешь презирать всех мирских врагов, тиранов и гонителей, со всею их радостью и веселием и посмеваться им, как это делали с радостью святые мученики. 106 6) Сердечное милосердие Божие должно укреплять нас в терпении. Бог не может в конец забыть нас, как мать не может забыть свое дитя. Он наказывает нас не для погубления нашего, а для спасения. 107 7) Терпение наше должно укрепляться обетованиями божественными и вечной истиной Божией. Сколько у нас обетований о том, что Бог хочет избавить нас, сколько примеров чудесного избавления, какое бесчисленное множество средств к этому у Бога! 108 8) Терпение наше должно укрепляться надеждою вечного блаженства за временные страдания. Как земледелец с терпением ждет жатвы, надеясь получить вознаграждение за все труды свои, так, и христианин должен верить, что великая жатва последнего дня возвратит все здесь потерянное, или, вернее сказать, посеянное 109 ). «Что значат нынешние временные страдания в сравнении с вечной славой?.. Потому велико то милосердие, что Бог наказывает нас в здешней жизни, которая, конечно, есть краткое время в сравнении с вечностью, взамен чего Он дает нам радость вечную. Человеку надлежало бы желать и просить, чтобы Бог посылал ему скорби здесь, чтобы вечно пощадить его там». 110 ) 9) Наконец, терпение наше должно укрепляться многочисленными примерами святых 111 и, что всего важнее, примером страданий и терпения самого Иисуса Христа. 112

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Притом название урим и тумим весьма прилично драгоценным камням по причине удивительной их чистоты и блеску. Исх.38:8 . Сей сотвори умывальницу медяну и стояло ее медяно из зерцал постниц цавсот. Догадываются, что 70 вместо цавсот читали цамат. Некоторые из новейших хотят перевесть цова, собствен но служением и думают, что женщины сии были служительницы. Но нигде в Писании не видно, чтобы женщины служили при скинии. Место же, 4Цар. 23:7 , не сильно к подтверждению их мнения; ибо говорить не о законном, но о беззаконном служении женщин. Да и самые певницы ( Неем.7:61 ) не были необходимые священные лица, и так достоверно то, что женщины, упоминаемые здесь, названы цавсот, потому что кучею, на подобие многочисленного войска, собирались около скинии. Подлинно цова означает толпу, множество и глагол цава в кучу собираться и как бы облегать 14:12. И сие будет поражение им же иссчет Господь всех людей, которые вместе собрались совет против Иерусалима. Таким образом и правильным делается течение речи. Женщины, т. е. не уступая благочестивой ревности своим мужьям, поспешно, толкая одна другую и как бы облегая скинию, приходили, и даже зеркала свои приносили на украшение оной. 70, говоря о постницах иже постишася, не дают нам никакого правильного понятия. Глава III. О книге Левит I. Название. Третья книга Моисеева обыкновенно называется Левитекою, хотя о левитах не столько в сей книге как Числ. 3:6 , seq. 1Пар. 25 , а здесь более описывается служение священническое (почему и раввины называют оную тора коганим); однако поскольку те и другое называются общим именем своего колена, Втор. 31:9 , то и наше наименование сей книги не неприличествует ее содержанию. Писатель ее. Что действительно написал оную Моисей, в том вся иудейская и христианская древность столько была уверена, что обидно было бы опровергать ее мнение. Ап. Павел, приводя из Левитской книги слова Римл. 10:5 : Моисей бо пишет правду, Юже от закона: яко сотворивый та человек, жив будет в них, приписывает их Моисею. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

29. Бог чрез Святых Своих возвещает, какая в будущем ожидает нас слава. Св. Павел взывает: «недостойны страсти к хотящей славе явиться нам» ( Римл. 8, 18 ); Св. Давид поет: «лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ» ( Псал. 83, 11 ), – и: «насыщуся внегда явитимися славе Твоей» ( Пс. 16, 15 ); и из других Пророков некто вопиет, что оттуда «отбеже болезнь, печаль и воздыхание» ( Ис. 35, 10 ). И сколько еще желающий может найти в Писании подобных свидетельств, которые показывают нам недомыслимое наслаждение, предела не имеющее веселье и неописанность благ обетованных Богом тем, кои благоугождают Ему. Будем же стоять в этом, утверждаться, созидаться и совершенствоваться во Христе Боге нашем. 8. 1) Не ослабевайте: труд мал; воздаяние безмерно. – 2) Не поблажай телу, воображая, будто уж проходишь путь смерти. – 3) Всякую жертву – за заповедь... ничего не боясь. 9] 30. Не останавливайтесь и не предавайтесь лености в служении Богу, и, смотря на притрудность в настоящее время, не лишите себя наслаждения, которое в веке будущем. Но все, – и слова и дела, – благодушно переносите, и так располагайте свою жизнь, чтоб принимать друг друга в любви Божией, и вспомоществовать взаимно друг другу в трудных делах. Проживите вы целое столетие в подвиге, – и это не может идти в сравнение с одним часом безмерной полноты вековечного бессмертия. К тому же и блаженно и, скажем по человечески, очень выгодно – малое толико, как бы в сновидении, позлострадать, а в воздаяние получить бесконечно блаженную жизнь. 31. Не будем поблажать телу, которое Святые почитали врагом и смиряли его всячески воздержанием, так как угождение ему противно духовной жизни. Еще немного, и отойдем из сей жизни. Примеры тому видим на братиях наших, которые один за другим сходят во гроб. – А мы разве останемся здесь? Конечно нет. – Но о! о, братие! Коль страшно дело смерти! Почему следует нам, как бы свыше вдохновляясь, постоянно держать себя в состоянии созерцания, помышляя, что мы как бы уже умираем, – что вот – вот совершится отделение души от тела, придут Ангелы (не буди же мне сказать: набегут и бесы; потому что это бывает с теми, кои порабощены страстям), и услышится: время, душа, выходи! Какой труд и какая болезнь расторжения союза будет тогда! – Тогда доброделание и неосуждение совести будут великой помощью, утешением и ходатайством за отходящих. Тогда послушание примет дерзновение, смирение привлечет благоволение, слеза преклонит на милость, обилие дел возьмет силу над бесами, терпите за всякое дело заступится, – и враги вспять возвратятся ни с чем, а душа с Ангелами в великой радости пойдет к Спасителю. Тогда – страх, если как-нибудь душа, в страстном навыке состоящая, найдется обладаемой грехом: ибо тогда возьмут верх бесы, и низринут ее бедную вместе с собою в бездну ада, во тьму и тартар мучительный. Вот и польза душе той (от поблажки страстям)!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Послание к Титу    Обращение обычного типа отличается необычной пространностью и торжественностью (1:1—4). За ним следует главная часть послания (1:5—3:11), в которой Апостол определяет поручение, возлагаемое им на Тита. Он оставил его на острове Крите для доведения до конца начатого им дела и для поставления по всем городам пресвитеров (ст. 5).    В стт. 6—9 Апостол перечисляет те условия, которым должны удовлетворять поставляемые на служение пресвитерское. Но термин «пресвитер», который ап. Павел употребляет в ст. 5, заменяется в ст. 7 термином «епископ». Отсюда и вытекает, что Павел употреблял эти два термина, как синонимы. Перечисленные им условия пресвитерского служения относятся, в первую очередь, к области христианской нравственности и исповедания правой веры. Особо отмечаются необходимые в пастырском служении «социальные» добродетели. Пресвитер должен быть способен учить других (ст. 9). Что же касается добродетели «страннолюбия (ст. 8), то о ее значении в древнем христианстве было сказано выше. Требование, чтобы пресвитер был «мужем одной жены» (ст. 6, ср. еще 1 Тим. 3:2-12), нельзя понимать, как это делают некоторые современные ученые, в смысле возбранения многоженства. Многоженство не было разрешено и рядовым христианам, и выдвигание этого требования для пресвитеров не вызывалось бы необходимостью. Можно сказать с уверенностью, что правильное толкование этого требования получило свое выражение в канонах Православной Церкви, которые допускают к священному служению только первобрачных и не разрешают вступать во второй брак овдовевшим. Подобное же требование ап. Павел ставит в 1 Тим. 5:9, в связи с распоряжениями, которые он дает относительно служения вдов. Это требование отвечает его учению о союзе супружеском в Ефес. 5. Отображая союз Христа и Церкви, идеальный христианский брак может быть только единый брак.    В стт. 10—16 Павел показывает, почему необходимо тщательно соблюдать те условия, которые он только что перечислил Титу, и, в частности, почему пресвитер должен быть способен «обличать противящихся» (ст. 9б). Критским пресвитерам придется работать в атмосфере, отравленной лжеучениями. А искажение учения ведет и к искажению жизни (ср. особенно ст. 15—16). Обличение лжеучителей ап. Павел возлагает и на Тита (стт. 13, 14, ср. ст. 11). Не давая исчерпывающей характеристики лжеучений, он, во-первых, отмечает в них элементы иудейские (ст. 10, ср. ст. 14), и, во-вторых, признает влияние местных, критских, условий (стт. 12—13), с которыми Титу необходимо считаться. Стих Эпименида, который ап. Павел приводит в ст. 12, был хорошо известен в древности. Лживость критян тоже вошла в пословицу. Но замечательно, что, цитируя Эпименида, Апостол называет его «пророком» (по-русски, неправильно: стихотворец): он, несомненно, думает о дохристианском откровении, которое было доступно и язычникам. Мы знаем, что эта мысль была ему дорога (ср. Деян. 14:17; 17:22—28, Римл. 1:20-21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

XXXIII:17). И все ветхозаветные праведники, претерпевая на земле ради Бога подвиги и страдания, как странники и пришельцы , угодили Богу и получили вечное блаженство. б) Дальше указывают протестанты на слова ап. Павла к Римлянам (III, 28): мыслим верою оправдитися человеку без дел закона . Но здесь же выясняется, что апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа дела обрядового Моисеева закона. Об обрядовом законе он говорит: „вменися Аврааму вера в правду: како убо вменися ему? во обрезании ли сущу или в необрезании? Не во обрезании, но в необрезании (Римл. IV:9, 10). Об исполнении евангельского закона говорит (VII, 6): ныне упразднихомся от закона, умерше, им же держими бехом, яко работати нам Богови во обновлении духа, а не в ветхости письмене. Почему дальше и учит исполнению сего евангельского закоиа (XII, 1): „молю вас представити тела ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови; – (стих. 9): ненавидяще злого, прилепляйтеся к благому; (стих 11) тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе» и так далее. в) Указывают протестанты на слова ап. Павла к Галатам (II, 16): не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою. Но и здесь св. апостол не то говорит, чтобы подвиги евангельских добрых дел не нужны были к оправданию и спасению человека, а, во 1-х, то говорит, что никто, без благодати Св. Духа и веры во Христа не может оправдаться перед Богом одними личными своими усилиями и трудами в добродетели, а во 2-х – то, что верующему во Христа бесполезно исполнение обрядового Моисеева закона, потому оно и не нужно, а что необходимо ему исполнение дел евангельского закона (V, 6); о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема, (стих. 18): аще Духом водими есте, несте под законом обрядовым, (стих. 24); иже Христовы суть. плоть свою распяша с страстьни и похотьми, (VI, 2); друг друга теготы носите, и тако исполните закон Христов. г) Указывают еще лютеране на слова апостола к Римлянам (гл. III – 24): „оправдаеми туне благодатию Его, избавлениек еже о Христе Иисусе, и к Ефесеям (II, 8, 9): благодатию есте спасени чрез веру; и сие не от вас, Божий дар; не от дел, да никто же похвалится».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010