Из сего научаемся, что хотя бы и весьма был известен или чрезмерно славен препятствующий исполнять заповеданное Господом, или советующий делать запрещенное им, всякий любящий Господа должен такового бегать и гнушаться им. Вопрос 115. Как должны мы оказывать послушание друг другу? Ответ. Как рабы владыкам, по заповеданному Господом, «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Марк. 10, 43. 9, 35), к чему Господь присовокупляет еще более убедительные слова: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить « (Марк. 10, 45); и по сказанному Апостолом; «любовью служите друг другу» (Галат. 5, 13). Вопрос 116. До чего должно оказывать послушание по правилу благоугождения Богу? Ответ. Апостол показал сие, представив в пример послушание Господа, Который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филипп. 2, 8), и сказав предварительно: «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»(5). Вопрос 118. Кто ревнует об исполнении заповеди, и делает не то, что приказывают, но чего сам хочет, тот какую получает награду? Ответ. Какая следует за самоугодие. Поелику же Апостол говорит: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Римл. 15, 2), и сильнее в том убеждает, присовокупив: «Ибо и Христос не Себе угождал» (3); то угождающий себе должен знать свою опасность. Но поступающий таким образом обличает себя и в том, что он непокорен. Вопрос 119. Всякому ли позволительно отказываться от порученного ему дела и просить себе другого? Ответ. Поскольку, по сказанному выше, такова мера послушания, что оно должно простираться до смерти: то отказывающийся от порученного дела и домогающийся другого, во–первых, нарушает послушание и явно показывает, что не отвергся себя самого; а потом делается и для себя, и для прочих виновником других многих зол; при чем многим отверзает дверь к прекословию, и себя приучает к тому же. И поелику не всякий способен дознать, что полезно, то часто избирает вредное для себя дело, а в братьях производит худое подозрение, что он более привержен к делу, которого домогается, нежели к тем, с которыми необходимо ему трудиться. Посему непослушание вообще есть корень многих и великих зол. Если же думает, что есть у него некоторое основание отказываться от дела, то пусть откроет сие настоятелям и предоставит их усмотрению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Кресте – очистит людей от греха, избавит от проклятия, диавола и смерти. Очевидно, кровь невинного ягненка напоминала людям о невинной крови Спасителя, а жертвенник напоминал собою Св. Крест! Св. Апостол Павел называет Христа жертвою: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву , чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его, во спасение» ( Евр. 9, 27–28 ). Или: «Как закон, ослабленный плотию, был безсилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех , и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» ( Римл. 8, 8–4 ). Жертву Свою Господь принес на кресте. Следовательно, Крест и есть христианский жертвенник . Для уяснения, что Крест Христов мы справедливо называем жертвенником, прочтем 22-ю главу книги Бытия, где повествуется о жертвоприношении Авраамом. Это, а не другое место Св. Писания избираем мы потому, что принесение Исаака в жертву прообразовало жертву Голгофскую. Как на горе Мориа отец приносит в жертву единственного сына своего, так и на горе Голгофе Бог Отец приносит в жертву Единородного Сына Своего. «И пришли Авраам и Исаак на место, о котором сказал Аврааму Бог , и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров, и простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (9–10 стихи). Вникая в историю жертвоприношения Исаака, мы видим, что здесь жертва – Исаак и устроенный Авраамом – деревянный жертвенник. Исаак прообразовал собою принесенного на Голгофе в жертву Агнца Божия – Иисуса Христа, о Котором в Евангелии от Иоанна пишется: «На другой день видит идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Ссбя грехи мира» ( Иоан. 1, 29 ). Без жертвенника же никогда жертва не приносилась, поэтому и Агнец Христос не мог быть принесен без жертвенника. В слове Божием, как мы видели уже выше, ясно различаются два предмета при всяком жертвоприношении: жертва – закалываемое животное и притом лучшее из животных своего рода, и жертвенник – предмет неодушевленный, рукотворенный. Например: в книге Бытия 8, 20 (о Ное), Исх. 40, 10 и мн. друг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

Но, как замечаю я, вы простираете слово и далее этого: если же вы – нуждницы ( Матф. 11:12 ); а царство принадлежит именно употребляющим усилие, то я прибавлю нечто к сказанному. Кто-либо из иудеев скажет: „зачем вы, христиане, объявляете новое и хвалитесь вешами недоказанными? Виден ли был когда-либо Бог на земле? никогда – только при Моисее». Но и при Моисее Он не был виден: свидетель этому – сам Моисей, который говорит: „вонми себе, и снабди душу твою зело, и не забуди всех словес, яже видеста очи твои, и да не отступят от сердца твоего вся дни живота твоего; и да, наставиши сыны твоя и сыны сынов твоих, в день, в он же стоясте пред Господем Богом вашим в Хориве в день собрания, егда рече Господь ко мне: собери ко Мне люди, и да слышат словеса Моя,.. и сыны своя да научат. И приидосте, и стасте под горою: и гора горяше огнем даже до небесе. И глагола Господь к вам на горе: глас словес Его слышасте, и образа не видесте» (Второзак. 4:9–12). Зачем же ты говоришь что видел то, чего не видел? „А зачем, продолжает иудей, ты высказываешь мне, что жена может родить Бога“? На это я скажу тебе: я говорю не то, что жена может родить Бога, а то, что Бог воплотившийся мог родиться от жены, ибо у Него вся возможна ( Марк. 9:8 ). Впрочем, если ты не веришь моим словам, то постыдись книг пророческих: вникни в них, и исследуй все богословствуемое таинство; рассмотри девственное чудо, описанное под сенью. Пророк говорит: „в день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искреннего своего под виноград, и под смоковницу. И обратися ангел глаголяй во мне, и возведе мя, якоже егда востанет человек от сна своего, и рече ко мне: что ты видиши? и рех: видех, и се свещник злат весь, и светильце верху его, и седмь светильник верху его, и седмь чашиц светильником верхним его; и две маслины верху его.... И вопросих, и рех ко ангелу глаголющему во мне, глаголя: что суть сия, Господи? И отвеща ангел глаголяй во мне, и рече ко мне, глаголя: не разумееши ли, что суть сия? и рех: ни, Господи. И отвеща, и рече ко мне, глаголя: сие слово Господне“ ( Захар. 3:10; 4:1–6 ). О, глубина богатства, премудрости и разума Божия ( Римл. 11:33 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Об этом предмете не было ни упорного спора, ни враждебных пререканий». Однако, для того, чтобы вполне убедить их, я говорю: «Писано: не от Себя говорить будет » (Иоан. 16:13). Скажи македонианцу: «написано это и о Сыне»; лучше же сказать: «Он Сам говорит о Себе: Я… говорю не от Себя » (Иоанн. 14:10). Прошу, обрати внимание: я привожу свидетельство из источника, признаваемого и тобой. С арианином потребно спорить по поводу изречения: « Я говорю не от Себя », подобным образом и по вопросу о Духе. С тобой же, объявившим о себе, что ты благочестиво мыслишь, нет нужды вступать в состязание. Ведя речь о Христе, ты говоришь, что Он равен Богу, подобен Отцу во всем. Я ввел вопрос, имея в виду тебя, как исповедующего славу Сына. Ты говоришь о Духе: « не от Себя говорить будет ». Спаситель говорит о Себе: « Я говорю не от Себя , но говорю то, что услышал от Моего Отца». Вот и Сын «от Себя» не говорит. Между тем, и Отцу, и Сыну честь — равная. Это говорю тебе, потому что арианин сомневается и в том, и в этом. Что испытывают претерпевающие кораблекрушение, это же терпят и неверующие, как говорит Павел: «Те, которые в вопросах веры потерпели кораблекрушение» (сравн. 1 Тим. 1:19). Ариане, потерпев кораблекрушение, потеряли и славу Христа, и силу Святого Духа. Македониане, конечно, ревностно стараются о том, чтоб подняться из глубины наверх, но половину своего груза потеряли и они, как об этом говорит Павел: « Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его » (Римл. 8:9). Поэтому обрати свое внимание, чтобы не показалось, что мы нападаем по примеру борцов и с заносчивостью предлагаем обоснование положений. « Я говорю не от Себя ». Растолкуй мне, что значит выражение « говорю не от Себя », употребленное Спасителем? Ведь какое решение придумает македонианец относительно Сына, это же найдет подходящим и по отношению к Духу Святому. Два равновесных выражения: ни Дух от Себя, ни Сын от Себя не говорят ничего. Но Сын имеет нужду в Отце; в Отце же нуждается и Дух. Доселе — равная честь принадлежит обоим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Они, подобно Ему, нередко направляют свое слово против еврейской национальной самомпительности и еврейского национального эгоизма, но не только словом, а и самым делом свидетельствуют о принадлежности христианству надлежащего патриотизма. Св. апостол Павел высказывает, между прочим, следующие знаменательные слова: кто о своих не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тимоф. 5, 8). Под своими здесь разумеются, конечно, и соотечественники, ибо апостол о домашних родственниках упоминает особо. Все величие любви к своему народу он высказал в следующих словах: истину говорю во Христе, не лгу, свидетельтвует мне совесть моя во Духе Святом, что велика для меня печаль и непрестатое мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным за братьев моих, родных мне по плоти, т. е. израильтян (Римл. 9:1 — 4). Достаточно знать одни эти слова апостола, чтобы оставить всякую речь о том, будто бы христианство и патриотизм — несовместимые понятия. Нужны, с одной стороны, превратное поникание христианства, а, с другой, необычайная гордость и дерзость, чтобы вообразить себя лучшим христианином, чем каким был напр. св. апостол Павел... г) Обращаясь к наиболее авторитетным церковным писателям первых веков христианства , мы не найдем и у них какого-либо порицания и отвержения того, что есть в патриотизме естественного и прекрасного. Любовь к родине и к своему народу, напротив, признается и одобряется у них, поскольку им приходилось касаться ее в своих творениях. Так, например, св. Климент, епископ римский, говорит одобрительно о любви к родине и в родному народу, указывая в особенности на наиболее доблестные примеры проявления ее. „Многие цари и вожди, замечает он, предавали себя во время моровой язвы на смерть, чтобы своей кровью спасти граждан. Многие удалялись из своих городов, чтобы прекратилось возмущение в них. Блаженная Иудифь, во время осады города, испросила позволение у старейшим пойти в стан иноплеменников. И пошла она, подвергая себя опасности из любви к своему отечеству и осажденному народу, и Господь предал Олоферна в руки женщины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Потому про­рок и говорит: возвещай , – не сомневайся проповедовать пове­ленное: оно придает храбрости для плавающих по волнам, чтобы они пустились в более глубокое море. Не бойся, гово­рить, хотя бы и противились слышанным словам. Не остав­ляй твоего постоянства, возвещай , взывай, так как в тех сло­вах, которые ты будешь говорить, заключается великая сила. Хотя бы их никто не принимал, однако ты веруй в силу по­веления: ничто не может уничтожить этого определения, потому что оно есть повеление Божие. Не говори: все противятся, все противостоят; твои слова утверждены на истине, а потому взы­вай свободно: всякая плоть – трава . Каким же это образом? Ужели это вина Творца? Да не будет. Он не так образовал чело­века, но тотчас даровал бессмертие. Но ты, который ввел грех, ты сделал человека бесславным. Не думай, что дело рук Божиих – тела из сена; Бог прежде говорит: не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:17). Почему же ты говоришь о сене? Разве тела царей, прекрасных женщин и славных витязей сделаны также из сена? Конечно, го­ворит; если ты сомневаешься в этом, то обрати внимание на общий для всех конец. Обращал ли ты со вниманием глаза на гробницы? Разве чернь ниже, а богачи превосходнее? Никак; вообще все – пепел, все – прах, потому что все обратятся в прах и пепел. И здесь пророк не только говорит: плоть , но: всякая плоть . Так же говорит и другой пророк: суетен всякий человек (Пс.38:12). Смотри же, почему он не говорит: всяк человек, но: всякая плоть , т.е., тела, которые ходят по плоти. Пророк воспользовался худшим выражением, потому что иудеи делали неправые дела, подобно тому, как и Бог го­ворит: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт.6:3). Но мы и сено; вы, говорится, вы не по плоти живете (Римл.8:9). Смотри же теперь, говорит, на милосердие Божие: тебе, осужденному и низведенному до жал­кого состояния, Он вновь дарует силу избавиться от осужде­ния; ты был сеном, но если желаешь, не будешь сеном; го­ворится: строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы (1Кор.3:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Потому пророк и говорит: возвещай , – не сомневайся проповедовать повеленное: оно придает храбрости для плавающих по волнам, чтобы они пустились в более глубокое море. Не бойся, говорить, хотя бы и противились слышанным словам. Не оставляй твоего постоянства, возвещай , взывай, так как в тех словах, которые ты будешь говорить, заключается великая сила. Хотя бы их никто не принимал, однако ты веруй в силу повеления: ничто не может уничтожить этого определения, потому что оно есть повеление Божие. Не говори: все противятся, все противостоят; твои слова утверждены на истине, а потому взывай свободно: всякая плоть – трава . Каким же это образом? Ужели это вина Творца? Да не будет. Он не так образовал человека, но тотчас даровал бессмертие. Но ты, который ввел грех, ты сделал человека бесславным. Не думай, что дело рук Божиих – тела из сена; Бог прежде говорит: не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:17). Почему же ты говоришь о сене? Разве тела царей, прекрасных женщин и славных витязей сделаны также из сена? Конечно, говорит; если ты сомневаешься в этом, то обрати внимание на общий для всех конец. Обращал ли ты со вниманием глаза на гробницы? Разве чернь ниже, а богачи превосходнее? Никак; вообще все – пепел, все – прах, потому что все обратятся в прах и пепел. И здесь пророк не только говорит: плоть , но: всякая плоть . Так же говорит и другой пророк: суетен всякий человек (Пс.38:12). Смотри же, почему он не говорит: всяк человек, но: всякая плоть , т.е., тела, которые ходят по плоти. Пророк воспользовался худшим выражением, потому что иудеи делали неправые дела, подобно тому, как и Бог говорит: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт.6:3). Но мы и сено; вы, говорится, вы не по плоти живете (Римл.8:9). Смотри же теперь, говорит, на милосердие Божие: тебе, осужденному и низведенному до жалкого состояния, Он вновь дарует силу избавиться от осуждения; ты был сеном, но если желаешь, не будешь сеном; говорится: строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы (1Кор.3:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Привыкни вопреки надежде веровать Господу и Господь по воле своей отымет болезнь (неверия) от души твоей и все устроит во благо (Ср. Исаии 53:1). Уповающие с Божьей помощью зло обращают в добро. Пятое вознаграждение : истинным упованием на Бога сообщается нам как бы полное всемогущество - мы кажемся как бы всесильными. Святой Апостол Павел свободно возглашает: " все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе " (Филип. 4:13). Также всякий уповающий на Бога смело скажет с Иовом ко Господу: " заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня? " (Иов. 17:3); и со Святым Павлом: " если Бог за нас, кто против нас " ? (Римл. 8:31). Но зачем привожу я слова праведников, когда сам Христос Господь сказал: " Если сколько-нибудь можешь веровать, то все возможно верующему " (Марк. 9:23). На эти слова Христовы один из учителей справедливо заметил: что же, неужели действительно все возможно человеку, уповающему на всемогущего? - да, ничто не открывает так ясно всемогущества Божьего, как то, что Он творит всемогущими всех тех, которые уповают на Него. Неужели не является Всемогущим Тот, для которого все возможно? Определеннее всех выразился об этом учитель святой Иоанн Златоуст, говоря: " Божественная благодать никогда не удаляется от уповающих на Бога. " Это есть самое благонадежное воздаяние (награда) человеку, который возложил надежду на Того, который мог спасти, и действительно спасает все человечество. " На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде " (Пс. 21:5-6). Уповайте на Господа собрание всего народа, ибо " всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше... Никто не устоит против вас " (Втор. 11:24-25). Упование ваше, куда бы оно не обратилось - исполнится; если только оно утвердилось крепко в Боге, то всегда будет крепким и непоколебимым. Когда Апостолы спрашивали Иисуса Христа наедине почему они не могли исцелить беснующегося по новолуниям, Иисус Христос отвечал им: " по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас " (Матф. 17:19-20). Здесь приписывается всемогущая сила не только христианскому верованию, но и упованию на Бога, которое облечено Всемогущей Божьей силой так тесно, что совершает чудные и удивительные дела (чудеса). Итак Христос не сказал: " творите чудеса " ; но сказал: " имейте веру Божью " (упование).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Святые иконы даны нам для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, для благоговейного возношения мыслей наших к Богу и Его святым. Через это воспламеняется наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. Святые иконы являются для нас теми же священными книгами, только написанными, вместо букв, лицами и вещами. Еще в Ветхом Завете Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в Скинии (т. е. подвижном еврейском храме) золотые священные изображения херувимов на крышке Ковчега Завета. Господь сказал Моисею: " сделай их на обоих концах крышки ... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым " (Исх. 25, 18, 22). Господь повелел Моисею также выткать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святилище от Святое Святых, и на внутренней стороне виссонных (из дорогой шерстяной материи) покрывал, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии (Исх. 26, 1-37). В храме Соломона были также скульптурные и вышитые изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе (3 Цар. 6, 27-29; 2 Парал. 3, 7-14). И обновлены были херувимы на крышке Ковчега Завета (2 Парал. 3, 10). Когда храм был готов " слава Господня (ввиде облака) наполнила храм " (3 Цар. 8, 11). Изображения херувимов были благоугодны Господу, и народ, взирая на них, молился и преклонялся. Изображений Господа Бога в Скинии и в храме Соломона не было потому, что в течении большей половины ветхозаветной жизни люди не удостоены были видеть Господа. Не было изображений ветхозаветных праведников, потому что тогда люди не были еще искуплены и оправданы (Римл. 3, 9, 25; Матф. 11, 11). Сам Господь Иисус Христос послал чудесное изображение Своего Лика Эдесскому князю Авгарю: так называемый, нерукотворный образ. Помолившись перед нерукотворным образом Христовым, Авгарь исцелился от неизлечимой болезни. Св. евангелист Лука, врач и живописец, писал и оставил, по преданию, после себя иконы Божией Матери. Некоторые из них находятся в нашем отечестве - России.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Сознавая истину слышанных слов, я решил употребить все усилия сделаться достойным перваго отделения, не знающаго ни печали, ни воздыхания, напротив, исполненнаго таких благ, знанием которых я обладаю теперь только отчасти, так как я духовно еще несовершеннолетен и могу видеть эти блага как бы сквозь тусклое стекло, гадательно; впоследствии, когда настанет совершенное, тогда познаю лицем к лицу. Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Римл. 7, 25; 8, 2). Этот же закон открыл мне глаза, дал мне возможность ясно видеть, что помышления плотския суть смерть, а помышления духовныя—жизнь и мир. Как я окончательно познал суету здешней жизни и совершенно возненавидел ее, так я и тебе советую сделать: чуждаться всего мирскаго и скоропроходящаго. Оставь теперь все это; думай о том, чтобы в том нетленном жилище наслаждаться вечными, истинными и неисчерпаемыми благами; но приготовляйся удостоиться этого, немедля старайся скопить те сокровища, чтобы явиться туда не нищим, но богачем с неистощимым богатством " . Тогда Иоасаф вопрошает старца: " Как я могу отправить туда сокровища и богатства, как наслаждения ими могут сделаться непрестанными и неисчерпаемыми? Как мне выказать ненависть ко всему временному, мирскому и прилепиться к вечному? Объясни мне это " . Варлаам же ему отвечает: " Отправление этих сокровищ в вечное царствие производится руками нищих. Ибо премудрый пророк Даниил говорит Вавилонскому царю: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным, вот, чем может продлится мир твой (Дан. 4, 24). Сам Спаситель сказал: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечныя обители (Лук. 16, 9). И во многих местах Св. Евангелия мы читаем, что Господь предписывает милосердие к бедным. Руками бедных ты вернее всего отправишь сокровища на небеса. Милостынею ты расположишь к себе Господа, и Он за это воздаст тебе несравненно большим, ибо в воздаянии даров Он всегда побеждает любящих Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010