Только со Христом и во Христе свобода становится творческой, так как она восполняется благодатью. В этом и состоит, по христианскому воззрению, «тайна» свободы — она должна восполняться благодатью Божией; лишь вместе с Богом мы овладеваем даром свободы, а без благодатной помощи Божией наша свобода неустойчива, двусмысленна и хаотична. Сам Господь указал нам условия истинной свободы в нас: «познайте истину, сказал Господь (Иоанн 8:32), и истина сделает вас свободными», — и это значит, что подлинно свободны мы только тогда, когда пребываем в истине. Еще яснее иные слова Господа: «если Сын вас освободит, истинно свободны будете», — т. е. мы овладеваем даром свободы, только соединяясь со Христом. Свобода должна стать «христоцентрической», т. е. быть связанной со Христом, чтобы быть истинной свободой. У Ап. Павла мы находим много указаний на это (особенно в послании к Галатам). «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос... К свободе призваны вы, братья» (Галат. 5:1—13). Отсюда понятны слова Ап. Павла: «во Христе мы не под законом, а под благодатью» (Римл. 6:14). Но тот же Ап. Павел предостерегает нас: «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной» (1 Коринф. 6:12).    Овладение свободой во Христе дается нам через духовную жизнь, через духовный труд, — и с этим связано то, что у каждого из нас есть, по слову Господа, свой крест. Господь сказал: «если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Матф. 16:24; Мрк. 8:34; Лука 9:23). Не следует отождествлять понятие креста со страданиями и скорбями — эти страдания и скорби обычно являются следствием того, что мы не берем (т. е. не принимаем) наш крест. Каждому человеку дает Господь особую задачу, осуществление которой требует духовных усилий, труда. На этом пути перед нами открывается бесконечность, как указал сам Господь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Матф. гл. 5:48),    Высший принцип христианской морали («ищите Царства Божия и правды его») освещается в своей полноте той «новой заповедью», которую завещал Господь своим ученикам; «заповедь новую даю вам, да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн 13:34—35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

5: «у Господа один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день» 390 . И ниже (ст. 10 той же главы послания) Апостол, говоря, что приидет «день Господень как тать ночью», и тогда «небеса с шумом приидут... земля и все дела на ней сгорят », – очевидно памятует и слова Господа нашего Иисуса Христа 391 и псалом 101, ст. 26–27, в котором говорится о земле и небе, созданных Богом: «но они погибнут, а Ты пребудешь и лета Твои не кончатся». Апостол Павел в посланиях своих неоднократно ссылается на Псалтирь, иногда не цитируя буквально, как напр. в Puмл. II, 6 , когда он говорит, что Бог воздаст каждому по делам его, но имея несомненно в мыслях стих 13-й псалма 61-го, который говорит: «Ты, Господи, воздаешь каждому по делам его». Но в большей части случаев Апостол Павел приводит псалмы буквально, очевидно как знающий наизусть весь Псалтирь и находящий в нем постоянное утешение, что он советует и христианам 392 . Апостол Павел часто употребляет псалмы как обличение против нечестивых, напр. в Puмл. III, 4 слова псалма 50, 6: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» и далее III, 11, 14, 18 – он приводит подлинные слова псалмов: 13-го, ст. 1–3; пс. 139, ст. 3; пс. 5, ст. 10; пс. 9, ст. 28 и пс. 35, ст. 2, – говорящих о тех, которые не ищут Бога, не делают добра, у которых нет страха Божия. Puмл. IV, 7–8 Ап. Павел говорит словами псалма 31, ст. 1–2: «Блаженны чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха». В главе VIII, 36 послания к Римлянам, говоря о гонениях, воздвигаемых на него и на других верующих в Господа нашего Иисуса Христа воскресшего, он, словами псалма 43, ст. 23, говорит о себе и верующих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание " … Эту главу Апостол заканчиваем тем торжественным возгласом, который глубоко западает в душу: «Ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем». Римл. Х, 18 . Апостол Павел указывает на пророческое значение слов псалма 18-го ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

6. 3, 3, 7.) и, чрез это, к уподоблению, по силам ограниченного человеческого естества, Богу Отцу, по заповеди: будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный ( Мф. 5, 48 ). – Свет пришел в мир, но только тот освещен, кто идет к этому свету ( Иоан. 3, 19–21 . см. примеч. к 2, 2); умилостивленный Сыном Бог Отец открыл нам жизнь вечную, дал нам новые силы для жизни блаженной и право называться и быть детьми Божиими (3, 1. Феоф.), но – кто делает грех , тот от диавола и не рождён от Бога (3, 8–10) (72). Связь речи такая: дети! пребывайте в Нем, чтобы иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его; только пребывая в Нем, следовательно (см. 6 ст.), уподобляясь Ему – Праведнику, мы можем иметь это дерзновение (см. прим. к ст. сл.): право на отеческую любовь Бога Отца, право быть детьми Божиими и сыновнее право наследия небесного царства, сонаследования Христу ( Римл. 8, 17 ). – «Если вы познали, что Он праведен, то без сомнения знаете и то, что делающий правду рожден от Него; ибо праведный рождает праведных·. А сколь великую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика любовь и благость, которую Он подает вам. Ибо вы знаете, что Он дал вам право быть и почитаться детьми Его» (Феофил.). Глава 3 1 . Смотрите: обратите все внимание ваше на столь важное и особенно замечательное (1). – Какую (Ср. 2Петр. 3, 11 ) любовь дал нам Отец: (Ср. 2 ст. и 4, 9. 10) – в чем открылась великая любовь Божия к нам и из чего мы узнаем, что Бог – небесный Отец наш (2). –Чтобы нам называться и быть детьми Божиими(3) – в том, что дал нам «недостойным и грешным» (A Lapide) власть (ξουσαν) – право (Злат. на Иоан. 1, 12 . Феоф.) не только «почитаться» (Феоф.), но и действительно быть чадами Божиими ( Иоан. 1, 12 ), – быть причастниками Божескою естества ( 2Петр. 1, 4 ). (4). – «Что может сравниться с таким человеколюбием? Единородный Сын Божий не возгнушался сопричислить всех к лику чад Божиих – и мытарей, и волхвов, и рабов, и самых не важных людей, многих еще и со множеством недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   г) есть символ смерти для греха: все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресение, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтоб упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Римл. VI:3, 5 – 8).   9. Изъяснение догмата об искуплении по житиям святых    I. „Добрый друг, пишется в Ч.-Минеях в слове на Рождество Христово, видя своего любимого друга, уязвленного от врага смертоносным ме4ен, прилежно заботится о его исцелении; врачи говорят ему, что язва та неисцельная и что верная смерть грозить его другу, что он может выздороветь тогда, когда кто искупил бы его своею жизнию, т. е. приложивши уста свои к язве, высосал бы яд из раны и потом умер: тогда он решается пожертвовать своею жизнию для своего друга, высасывает яд израны и умирает, а его искупляет своею смертию. Так и Господь Бог наш поступил с нами, уязвленными смертоносным адом греха. Он, носимый на херувимах, совершенный врач душ и телес, приложил уста Свои – Сына Своего Бога – к язве естества нашего и Бог Слово, соединившись с уязвленным естеством нашим, извлек из него на Себя греховный ад; Вземлющий грех мира понес грехи наши и, положивши жизнь Свою за нас, исцелил нас“ (Ч.-Минеи 25 декабря).    II. Св. мученик Акакий так научал св. вере узников, бывших с ним вместе в темнице: „Сын Божий, пришедши в мир, восприял плоть от Пресвятые и Пречистые Девы Марии и, соделавшись человеком, волею претерпел крест, да загладит древом креста грех преслушание Адамова и вольным Своим страданием воздаст за нас удовлетворение и даст отпущение осужденному человеку: ибо, будучи пригвожден на кресте, Он раздрал рукописание, писанное на нас, и отпустил грех, и смертию Своею сокрушил смерть, пленил ад, посрамивши всю силу и власть диавольскую; потом восстал из мертвых в третий день и даровал роду человеческому то, что все воскреснут и будут жить в бесконечные веки“ (Ч.-Минеи мая 7 дня).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   И предрекая, что будут между христианами «разномыслия» (1 Кор. 11:19), Слово Божие абсолютно нигде этих разномыслий не одобряет, а наоборот — сурово их порицает и осуждает, говоря: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»  (Римл. 16:17—18).    И тот же святой Павел прямо и решительно говорит: «Еслибы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»  (Галат. 1:8). «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»  (Галат. 1:9).    И какие могут быть «разногласия» или «разномыслия» у христиан, если только они — истинныехристиане?    Ведь у всех у нас «Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех»  (Ефес. 4:5—6), а потому мы должны стараться хранить « единство духа в союзе мира», ибо у нас «одно тело и один дух, как мы и призваны к одной надежде нашего звания»  (Ефес. 4:3—4).    Вот именно те, которые хотели «служить не Господу Иисусу Христу, а своему чреву», то есть низменным страстям своим, и внесли разномыслие и разногласие между христианами и разсекли нешвенный хитон Христовой Церкви, внесли безчисленные разделения и создали свои собственные организации, которым незаконно присвоили название «церквей».    Добрая, быть может, в начале сама по себе, идея так называемого «экуменизма», как стремление вернуть всех христиан к утраченному единству, вскоре же была совершенно опорочена, как только «экуменисты» перестали искать истинную Церковь Христову на земле, которую, по слову Христа-Спасителя, «врата адова не одолеют», и задались недоброй целью — создать какую-то новую, свою собственную «церковь», которая бы внешне и чисто-искусственно объединила бы всех со всеми их заблуждениями и отступлениями от Христовой Истины. Тем самым они возвели кощунственную клевету на Самого Основателя Истинной Церкви Господа Иисуса Христа, якобы не исполнившего Своего обетования о том, что созданной Им Церкви «врата адова не одолеют». Из их претензии создать свою новую «церковь» совершенно логично следует, что «врата адова» одолели Церковь, созданную Христом-Спасителем, почему они и должны создать какую-то новую «церковь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   СТАВРОФИЛА. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римл.11:33). Иной мог бы подумать, что Господь милостиво поступает с грешниками, когда щадит их и не подвергает никакому наказанию. Но напротив тогда является величайшее Божие милосердие, когда Правосудный Бог не оставляет грешников без наказания, чтобы в последний день не предать их геенне. О как велико наказание оставаться без наказания!    АНГЕЛ. Об этом и в Псалмах сказано: «народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне». Что же последовало за сим? «Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» (Псал.80:12, 13). Если Господь щадит грешных, то они и пребывают во грехах своих, и не обращаются на путь спасения.    СТАВРОФИЛА. О, нет, я не хочу такой пощады: она, заграждая мне пути правды, страшнее для меня всякого гнева. Поистине лучше мне, по совету пророка, принять наказание, «чтобы Он не прогневался, и чтобы … не погибнуть в пути» (Псал.2:12). Лучше я желаю, чтобы прогневался на меня Отец щедрот, но тем гневом, которым Он исправляет заблуждающегося, и наставляет его на путь истины. Плод милостивого гнева Божия есть обращение грешника, а плод ужасного Его долготерпения — отвержение его. Когда вижу сей благий гнев Божий, тогда наиболее надеюсь на милость Его; ибо сказано: «во гневе милость Твою помянеши» (Авв. 3:2). И с праведным Иовом скажу: «О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог! О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня!» (Иов. 6:8, 9). Господи! здесь пожигай, здесь поражай меня, дабы помиловать в вечности! Глава 3. Крест отверзает очи и ум («Научитеся слышати утесняемии» (Ис.28:19))    Случилось Ставрофиле проходить чрез поле, на котором земледельцы пахали плугом землю. Давая некоторую свободу очам своим, Ставрофила внимательно смотрела на волов, тянувших тяжелый плуг, и на пашущих земледельцев.    Желая возвести ее от зрения вещей внешних к духовным и внутренним, Ангел сказал: «или нравится тебе это возделывание земли, что ты так внимательно смотришь на оное?» Она же, познавши свою вину, что дала свободу очам своим, устыдилась и молчала.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   Хочет чего-либо Отец? Такова же воля и Сына и Святого Духа. Хочет чего-либо Сын? Такова же воля Отца и Духа. Хочет чего-либо Дух? Такова же воля Отца и Сына. Отец воскрешает мертвых? Воскрешает и Сын. «Ибо, как Отец, — говорит Спаситель, — воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин.5:21). Вот совместная воля. Где же воля Духа? Слушай. «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11). Едино царство Отца, Сына и Святого Духа. Бог порицает тех, которые пытаются что-либо делать без воли Божией. «Горе, — говорит Он чрез пророка, — непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» (Ис.30:1). Пророк Захария, ясно указывая на святую Тро­ицу, говорил: «да укрепляются руки Зоровавеля, говорит Гос­подь; и да укрепляются руки Иоседека священника, и руки на­рода, ибо Я с вами есмь, говорит Господь, и Слово мое благое, и Дух мой среди вас» (Агг.2:4—6). Затем, братие, наше возрождение свидетельствует об участии Духа Святого в творении. Если бы Дух в творении не имел участия вместе с Отцом и Сыном, то не был бы соучастником и в возрождении. Как мы крещаемся? «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Какое рождение больше: рождение ли через творение, или рождение через таинство? Там — начало жизни в смерть, здесь — начало смерти в жизнь. Как же, поэтому, можно до­пустить участие Духа Святого со Отцом и Сыном в большем деле, а в творении телесном отлучать Его от общей славы? Мы не были бы и созданы, если бы не были образованы Свя­тым Духом. Как в первом творении Дух был сообщни­ком Отца и Сына, так является сообщником и деятелем в крещении. Тоже опять следует сказать о воскресении: мы не можем воскреснуть иначе, как по воле Отца, действием Сына и силою Святого Духа. Слушай, что говорит Господь; хорошо я сказал: «Господь», потому что, хотя говорит и Павел, но это слова Господа, как можно слышать об этом от самого Павла: или «вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» (2Кор. 13:3)? Итак Господь говорит в Павле: «но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Римл.8:9—11). Вне Отца и Сына и Свя­того Духа нет ни первого творения, ни второго рождения, ни последнего воскресения. «Сотворим человека».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Глава 9. Крест соединяет со Христом и делает крестоносца подобным Ему («С ним Я в скорби» (Пс.90:15)).    Услаждаясь благими глаголами Ангела Божия, Ставрофила желала более и более слышать из уст его о благодатных плодах креста. «Прошу тебя, — сказала она, — благоволи изъяснить мне и прочие преимущества креста, дабы, более узнав его пользу, я усерднее могла понести его».    АНГЕЛ. Лучший и высочайший плод креста указал Псалмопевец сими словами: «Близок Господь к сокрушенным сердцем» (Пс.33:19). А в другом месте устами его Сам Бог так говорит: «с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его» (Пс.90:15). Что может быть выше и славнее того, как находится в соприсутствии Божием и от Бога получать укрепление в скорбях? А потому справедливо тот же Царепророк так хвалился, говоря к Богу: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс.22:4). И какого зла бояться тому, с кем всесовершенное Добро? «Если Бог за нас, — говорит Апостол, — кто против нас?» (Римл. 8:31). Не сподобился ли особенной Божией помощи целомудренный Иосиф, которого вечная премудрость «не оставила проданного праведника, но спасла его от греха: она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства» (Прем. 10:13, 14)? Теперь видишь ли, что значит слово: «с ним Я в скорби»? Как бы так Бог сказал: я скорблю вместе с скорбящим; кто Мой, тот и в скорби со Мною, и Я с ним в скорби пребываю неразлучно.    СТАВРОФИЛА. Дозволь мне предложить тебе недоумение, которое пробегает у меня в мыслях. Опасаюсь я, что это учение твое покажется не совсем истинным для обидимых и несчастных, которые часто жалуются, что они оставлены Богом, забыты и совершенно беспомощны. И сам Псалмопевец, который сказал, что «Близок Господь к сокрушенным сердцем»; сколько раз в молитве выражает жалобу, что он как бы оставлен Богом? Не его ли эти слова: «Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Псал. 21:2). «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня» (Псал. 37:22). «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?» (Псал. 12:2). «Для чего скрываешь лице Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?» (Псал.43:25). Кто же поверит, что Бог близ того, кто сетует так о Его удалении?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

За это, конечно, он подлежит суду, суд же будет состоять в том, что «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19). Не все не приняли, а принявшим Его Он дал власть быть чадами Божиими. Нам, всем сердцем возлюбившим Его, Он дал эту власть, сделал нас «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2, 9). Для нас «ночь прошла, а день приблизился». «Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Римл. 13, 12). Ефесянам, обратившимся ко Христу, сказал апостол Павел: «Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе» (Еф. 5, 8). А если так, если нас осиял свет Христов, то должны и мы, как звезды яркие, или хотя бы как самые слабые, светить миру, живущему во тьме, светом души своей, светом правды и любви, светом милосердия и добрых дел. Всем сердцем должны любить Христа, всегда помня, как это познали апостолы, свидетели Преображения Христова, что смерть Его была вольным страданием для спасения мира, не умевшего примириться с Богом, не знавшего, что «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Посмотрим же пристально в сердца свои и узнаем, не относятся ли к нам слова Христовы: «Свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 35). И если увидим хотя бы малую тьму, то разгоним ее светом слезного покаяния, и во свете Христовом узрим истинный свет. Аминь. 1953 г. В день Рождества Пресвятой Богородицы 1969 лет тому назад у престарелых и дотоле бездетных Иоакима и Анны родилась маленькая дочь Мария. Это стало известным разве только соседям, ибо рождение ребенка — самое заурядное явление. В тишине и безвестности совершилось это великое событие в истории мира, ибо родилась та, которая стала благословенной в женах, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Матерью Христа-Мессии, Спасителя нашего. В тишине, без всякой широкой славы началась и жизнь и проповедь Божественного Сына Ее. В тишине и полной безопасности протекала святая жизнь великих отшельников Африканской и Палестинской пустынь и непроходимых лесов дальнего севера России.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

иерей Вячеслав Зыков Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9     «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим.» ( Быm. XV , Uak. II, 23 ) «Неоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.» ( Лyk. XIX, 39–40 ) Введение В трех величайших религиях – иудейской, христианской и магометанской (располагаем их хронологически), – последователи которых составляют около половины населения всего мира, свято чтится имя библейского патриарха Авраама 1 . Иудеи чтут Авраама, как великого родоначальника их народа; считая его своим «отцом», они считают себя на этом основании непременными членами царства Мессии ( Лyk. III, 8 ), пришествия Которого и по сие время чают. Христиане в лице патриарха Авраама чтут праотца по плоти Господа Иисуса Христа (Мтф. 1), великого учителя вреы и покорности воле Божий, удостоившегося высоких наименований – «отца верующих» ( Римл. 4:2 ) и «друга Божия» ( Иак. 2:23 ). Наконец, священная книга магометан – Коран, изобилующая великими восхвалениями Авраама, связывает с именем последнего происхождение магометанства через Измаила, который по Корану и есть сын обетования. Несмотря на почитание патриарха Авраама многими миллионами людей и в продолжение целых тысячелетий, на западе против личности Авраама давно уже ведется дружный поход представителей, так называемой, отрицательной критики. Более скромные из критиков, допуская историческое существование Авраама, как известной личности, подвергают самому строгому разбору историю его жизни, как она изложена в книге Бытия, указывая на каждом шагу противоречия, вымыслы, преувеличения и проч. Другие критики, более решительные, просто отвергают существование Авраама, как исторической личности, считая его за очеловеченное древнее божество, или низводя его в разряд мифических национальных героев, олицетворяющих собой идеалы народного самосознания, видя в его истории олицетвореиие целой эпохи исторической жизни народа и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010