иудеев. Все ведь они бесстыдные псы, не могущие лаять ( Ис. 56:10 ). Бесстыдно это племя, – бесстыдно не по природе, а по нраву, потому что бесстыдство коренится не в низости происхождения, а в характере. Итак, обвиняет эту сторону, или лучше сказать – их первых вразумляет, как более бесстыдных, – их, которых Исайя находил столь бесстыдными, что сказал о доме Израилевом: «в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный» ( Ис. 48:4 ). Осуждает божественный апостол прежде всего сторону бесстыдную, т.е. иудеев, и так как они ссылались на древность своего происхождения – от Авраама, Исаака и Иакова, то он и показывает им, что ценится не происхождение, но нрав. Начиная свою речь об этом, он говорил: «не все те Израильтяне, которые от Израиля» ( Римл. 9:6 ). Ты, указывая на происхождение, не обращаешь внимания на нравы: «не все те Израильтяне, которые от Израиля, – это прямо против иудеев, – ...не все дети Авраама, которые от семени его», потому что написано: «в Исааке наречется тебе семя» ( Рим. 9:6–7 ). Если благочестие ставить в зависимость от происхождения, то ничто не препятствует Измаила предпочитать Исааку, потому что он был сын Авраама и притом сын старший. Итак, «ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя». И в объяснение прибавляет, что «не плотские дети считаются по вере, но дети обетования признаются за семя» ( Рим. 9:8 ). Но так как он ожидает, что иудей восстанет против этих слов и – в довершение своего бесстыдства по отношению к божественной проповеди скажет, что Измаил отвергнут потому, что он был сыном рабыни, а Исааку оказано предпочтение в силу его происхождения от свободной, то он оставляет наконец пример Измаила и продолжает: и не только Исаак предпочтен был Измаилу, " но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего» ( Рим. 9:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А схиархимандрит Иоанн Маслов учит: «Творить правду – значит исполнять все добродетели», «Правда – есть жертва, которую требует от нас Бог». В Священном Писании даются следующие наставления о справедливости и правде. Правда заповедана: так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей (Исайя 56, 1). Правда состоит в том, чтобы делать другим то, чего бы вы желали, чтобы вам делали: и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7, 12 ). Правда должна быть соблюдаема: а) в суде: не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие (говорил Моисей Израилю) ( Втор. 1, 17 ); б) при купле и продаже: не делайте неправды в суде (сказал Господь Израилю через Моисея), в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные… ( Лев. 19, 35, 36 ). Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему ( Притч. 11, 1 ); в) в отношении к бедным: не суди превратно тяжбы бедного твоего ( Исх. 23, 6 ). Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится ( Притч. 29, 14 ); г) в отношении к сиротам и вдовицам; научитесь (говорит Господь) делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Исайя 1, 17); д) в отношении к чужестранным: один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь Бог ваш ( Лев. 24, 22 ); е) в отношении ко всем: отдавайте всякому должное: кому подать – подать, кому оброк – оброк; кому страх – страх; кому честь – честь ( Римл. 13, 7 ). Бог – требует правды: о, человек! Сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих. 6, 8 ); – любить правду: Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника ( Пс. 10, 7 ). Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Притч. 21, 3 );

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospit...

Бог почтил тебя не для того, чтобы ты оскорблял Его, но, чтобы прославлял. Бог поступил с нами подобно человеку, который берёт к себе сироту, уведённого варварами в их землю, дабы не только освободить его от плена, но заместить ему собой попечительного отца и вывести его в люди. Так, говорю, и Бог поступил с нами; не только освободил нас от прежних зол, но ввёл в ангельскую жизнь и уравнял нам путь к совершеннейшей добродетели, отдав нас под защиту праведности, убив прежнее зло, умертвив ветхого человека и руководствуя нас к бессмертной жизни. Итак, будем ожидать этой жизни, как действительно живые, потому что многие, хотя, по-видимому, и дышат, и ходят, однако-же находятся в состоянии более жалком, чем мёртвые. Будем же избегать умерщвления, по которому вживе умираем; для христианина нет никакой выгоды, имея веру и дар крещения, покорствовать всем страстям (Бесед. на посл. к Римл., стр. 243). Учение св. отца заинтересовывало моих собеседников: они перечитывали его не раз. Понятно теперь, говорила я, к какой свободе должен стремиться истинный христианин: он должен стараться, чтобы грех не царствовал в его смертном теле ( Рим.6:12 ); но эти стремления истинного христианина освободиться от господства греху ( Рим.6:14 ) не только не исключают его зависимости от гражданских законов общества и подчинения установленной власти, но прямо предполагают даже эту зависимость, потому что гражданская власть со всеми её установлениями является ничем иным, как стимулом, ограничивающим греховную волю человека и сдерживающим его похотливые и злые страсти. Поэтому всякий честный член общества, устраивающий свою жизнь по Закону Божию, найдёт в гражданской власти могущественного для себя союзника. „Начальствующие, – говорит апостол, – страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти! Делай добро и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ( Рим.13:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– «Если запрещено воздавать злом за зло ( Римл. 12, 17 .), то как объяснить настоящую угрозу Апостола? Отвечаем: заповедь говорит о не воздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и Вере, то совершающего оный должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних ( Деян. 13, 8–11 ).» (Феофилакт). – Понося нас злыми словами: по подлиннику (40), – речь о сплетне и клевете. – И не довольствуясь тем и проч.: мало того, что он унижает и поносит нас, – он и сам не дает пристанища странствующим проповедникам Евангелия и других отклоняет от этого (κωλειν значит, «мешать, препятствовать, удерживать, отклонять»): не пускает даже в дом свой для молитвы во время богослужения (см. в примеч. к 9 ст.) благодетельствующих (41) братьям – странникам (ср. примеч. к 5 ст. ). – (Lange). аі. Возлюбленне, не уподоблйс но блгом. блготворй, Бга есть: а не вид Бга. ( 1Петр. 3, 11. 13. 1 Іоан. 3, 6–10 и дал.). 11. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога: a делающий зло не видел Бога. 11 . Не подражай (μ μιμυ) злу, но добру: (42). Кто делает добро (43), тот от Бога – (κ το Θεο στν): см. примеч. к 1Иоан. 3, 9. 10. 4, 1 . – А делающий зло не видел Бога (οχ ρακε τν Θεν): см. примеч. к 1Иоан. 3, 6. 8. 12. 20. 2, 3 . ві. Димитрїеви свидтельствовас всхъ, и самы истины: и мы же свидтельствемъ, и всте, к свидтельство наше истинно есть. (Дян. 19, 24. 1. Тим. 3, 7. Іоан. 21, 14 19. 35). 12 . О Димитрие: лучшие из толковников согласны в том, что с Димитрием прислано было настоящее письмо Иоанна Богослова Гайю и что Димитрий быль странствующим проповедником Евангелия, или евангелистом (примеч. к 7 ст.) (44). – По всей вероятности с ним были и другие евангелисты, так как до сего места Апостол говорит не об одном лице, а о братьях-странниках (6–8 ст.); – упоминает Апостол одного Димитрия, очевидно потому, что он известен был Иоанну, как мудрый и опытный проповедник и как человек строгой жизни и особенно ревностный к служению своему; так что другие путешествовавшие с ним евангелисты находились под его руководством и были только сотрудниками его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Сам Господь указал нам условия истинной свободы в нас: «познайте истину, сказал Господь (Иоанн 8:32), и истина сделает вас свободными», — и это значит, что подлинно свободны мы только тогда, когда пребываем в истине . Еще яснее иные слова Господа: «если Сын вас освободит, истинно свободны будете», — т. е. мы овладеваем даром свободы, только соединяясь со Христом. Свобода должна стать «христоцентрической», т. е. быть связанной со Христом, чтобы быть истинной свободой. У Ап. Павла мы находим много указаний на это (особенно в послании к Галатам). «Стойте в свободе , которую даровал нам Христос... К свободе призваны вы, братья» (Галат. 5:1-13). Отсюда понятны слова Ап. Павла: «во Христе мы не под законом, а под благодатью» (Римл. 6:14). Но тот же Ап. Павел предостерегает нас: «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной» (1 Коринф. 6:12). Овладение свободой во Христе дается нам через духовную жизнь, через духовный труд, — и с этим связано то, что у каждого из нас есть, по слову Господа, свой крест . Господь сказал: «если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Матф. 16:24; Мрк. 8:34; Лука 9:23). Не следует отождествлять понятие креста со страданиями и скорбями — эти страдания и скорби обычно являются следствием того, что мы не берем (т. е. не принимаем) наш крест. Каждому человеку дает Господь особую задачу, осуществление которой требует духовных усилий, труда. На этом пути перед нами открывается бесконечность, как указал сам Господь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Матф. гл. 5:48), Высший принцип христианской морали («ищите Царства Божия и правды его») освещается в своей полноте той «новой заповедью», которую завещал Господь своим ученикам; «заповедь новую даю вам, да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн 13:34-35). Царства Божия и нельзя искать иначе, как идя в жизни путем любви. Это путь нелегкий, требующий труда , на что указал и сам Господь: лишь «употребляющие усилия восхищают Царство Божие» (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Впрочем, говорит апостол, она не останется такой, но « сама тварь освобождена будет от рабства тлению » (Римл. 8:21); потом, желая показать, когда это будет и через кого, присовокупил: « в свободу славы детей Божьих ». Когда, говорит, мы воскреснем и получим тела нетленные, тогда и тело неба и земли и всей твари будет нетленным и неразрушимым. Посему, когда увидишь солнце восходящим, подивись Создателю; когда же увидишь его скрывающимся и исчезающим, познай несовершенство природы его, и не покланяйся ему, как Богу. Для этого–то Бог не только положил на природе стихий знак их несовершенства, но и соизволил рабам своим — человекам повелевать ими, чтобы, если по виду их не узнаешь их рабства, то от повелевающих ими ты научился, что все они подобные тебе рабы. И вот Иисус Навин говорит: « стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою » (Иис. Нав. 10:12). Еще и пророк Исаия, при царе Езекии, заставил его идти назад (Ис. 38:8); и Моисей повелевал воздуху, и морю, и земле, и камням; Елисей переменил естество воды (4 Цар. 2:22); три отрока одолели огонь. Видишь, как и в том и другом Бог показал Свое о нас попечение: красотой стихий ведя нас к познанию Его божества, а несовершенством удерживая от поклонения им? 6. За все это прославим Его — Промыслителя нашего, не словами только, но и делами; будем вести себя сколько возможно лучше — как во всем прочем, так и в воздержании от клятв. Не всякий грех несет одинаковое наказание, но, от чего легче воздержаться, за то и наказываемся больше. На это указывает и Соломон, когда говорит: « не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден. Кто же прелюбодействует, тот губит душу свою » (Притч. Солом. 6:30, 32), т. е. тяжко грешит вор, но не так тяжко, как прелюбодей. Тот в защиту свою может привести хоть и неосновательную причину — нужду от бедности; а этот, не влекомый никакой нуждой, от одного безумия, впадает в бездну греха. То же надобно сказать и о клянущихся: и они не могут представить никакого извинения, кроме своей небрежности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2. Итак, не будем более прилепляться к житейскому, — ни к роскошной трапезе, ни к драгоценным одеждам; ты имеешь одежду важнейшую, имеешь трапезу духовную, имеешь славу высшую, и Христос для тебя все — и трапеза, и одежда, и дом, и глава, и корень. « Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись » (Гал. 3:27), — вот, как Он стал одеждой для тебя. Хочешь ли знать, как Он делается для тебя и трапезой? « Ядущий Меня », говорит Он, « как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, жить будет Мной » (Иоан. 6:57). Он делается и домом для тебя: « ядущий Мою Плоть пребывает во Мне, и Я в нем » (Иоан. 6:56). Также и корнем: « Я есть лоза », говорит Он, « а вы ветви » (Иоан. 15:5). Он же и брат твой, и друг, и жених: « Я уже не называю вас рабами: вы друзья Мои » (Иоан. 15:14–15). И Павел говорит: « я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистой девой » (2 Кор. 11:2). И еще: « дабы Он был первородным между многими братьями » (Римл. 8:29). И не только мы — братья Его, но и дети: « вот », говорит, « я и дети, которых дал мне Господь » (Ис. 8:18). И не только дети, но и « члены » Его и « тело » Его (1 Кор. 12:27). Но, находя все вышесказанное как бы недостаточным для выражения любви и благоволения, которые Он являет к нам, Он предложил и другое, большее и ближайшее доказательство, назвав Себя нашей « главой » (Ефес. 1:22). Зная все это, возлюбленный, воздавай своему Благодетелю лучшим образом жизни, и, представляя себе величие жертвы, украшай члены своего тела. Подумай, что принимаешь ты рукой — и никогда не допускай ей ударить кого–нибудь, чтобы не посрамить руки, удостоившейся такого дара, грехом биения; подумай, что принимаешь ты рукой, и соблюдай ее чистой от любостяжания и всякого хищения. Помышляй, что не только рукой ты принимаешь, но и к устам приближаешь жертву, и соблюдай язык чистым от срамных и обидных слов, от богохульства, клятвопреступления и всего другого подобного, так как гибельно — тот язык, который служит столь страшным таинствам, обагрен такой кровью и сделался золотым мечом, обращать в орудие злословия, оскорблений и посмеяния; устыдись чести, которой удостоил его Бог, и не унижай его бесчестием греха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Собеседование 41 на псалом 93 1. Говорится о благополучии мимолетном. Пророк сказал это, как бы негодуя и скорбя о том, что продолжается время долготерпения Божия к грешникам, вслед­ствие чего они и хвалятся тем, чего должны были бы страшиться и стыдиться. Чем же они хвалятся? «Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие?» ( Пс.93:4 ). Те, кто не воз­держивается от злых дел, как воздержатся от злых речей? Потому они и будут всегда говорить их и других склонять к по­гибели. То они говорят: «не делать ли нам зло, чтобы вышло добро» ( Римл.3:8 ), то: «станем есть и пить, ибо завтра умрем» ( 1Кор.15:32 ), то: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию» ( Иез.8:12 ), и другие подобные нечестивые слова, порицаемые пророками. «Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели» ( Пс.93:5 ). То и другое грешники делают и делом и сло­вом, потому что уничижает народ Божий и угнетает его наследие, т.е. вообще человека, не только тот, кто грабит, причиняет побои, злословит и неправедно судит, но и тот, кто внушает дурные мы­сли и представляет беззакония, как дело полезное, о чем сказал апостол: «худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Не привели ли к уничижению, например, народ Божий соглядатаи, посланные из пустыни, когда они советовали возвратиться в Египет? «Вдову и сироту умертвили и пришельца убили» ( Пс.93:6 ). Это говорится не в том смысле, что они употребляют против последних меч и другие военные оружия; убивает пришельца и вдовицу тот, кто отнимает у них последнее поле, которым они владеют, кто лишает их дневного пропитания, расхищает последний дом, в котором они укрываются, обижает их на суде; много подобного этому делают многие и теперь. Как велико их преступление, узнай из дальнейшего. " И сказали : не увидит Господь и не узнает Бог Иакова» ( Пс.93:7 ). Хотя грабители и беззаконники устами этого и не говорят, но гово­рят это в мыслях, потому что они не осмелились бы грабить и убивать ни сирот, которых отцом является Бог, ни вдовиц, для которых Он сам является судиею, ни пришельцев, которых Он любит, как сказал законодатель Моисей ( Втор.10:18 ), если бы они не дошли до такой безумной мысли, будто могут укрыться от Творца будто Бог оставил мир без своего попечения, будто Судия не над­зирает дел человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Поэтому возмущенные проповедью апостолов и говорили: «эти всесветные возмутители пришли и сюда» (Деян. 17:6). Вот колесница Божия, вот кони, взнузданные благочестием. Не противься же слову истины, не подражай прыжкам неразумных, отталкивая от себя божественный закон, чтобы и тебя не остановил божественный голос: «что ты гонишь Меня?.. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:4—5). Обуздаем себя благочестием, обратим свои взоры к целомудренному зрелищу; будем смотреть возничих благочестия — пророков и апостолов. Пророки — возничие истины, руководители доброго бега. Таков был Илия, к которому Елисей взывал: «отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его» (4 Цар. 2:12)! Всему должно предпочитать благочестие. Не отставай от учения, как только слышишь божественное слово; а что слышишь помимо его — для того будь наравне с бессловесными. Не только душой, но и очами твоими пусть управляет любовь к Богу; пусть не двоятся твои взоры между бесстыдными зрелищами и святою ревностью. Приучи глаз твой не видеть ничего кроме небесных красот, так чтобы ты мог говорить: «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1)! Слух твой приучи не к шуму, не к крику, но к божественному закону, говоря: «приклоню ухо мое к притче»(Пс. 48:5) и «и услышу его» (Пс. 90:15). Не лестью и угодливостью внушены мои слова, но сознанием долга: мой долг — учить и вразумлять вас. Угодливость не приносит никакой пользы, а вразумление весьма полезно. Не пленяйтесь беспорядочными зрелищами, не оскверняйте своих мыслей чуждыми песнями. Ты можешь обуздать свои мысли, хотя бы привычка и увлекала тебя в ту сторону. Ты не раб, а свободный, и не насильно берут тебя в плен и порабощают, но ты сам по своей воле продаешь себя греху. Не оправдывайся словами апостола; когда укор истины дойдет до твоего сердца и обличит его тайны, не вздумай сказать в ответ: разве я выше Павла, говорящего: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»(Рим.7:15)? Не извращай божественных слов, что тебе так привычно делать; не клевещи на славу апостола, в угоду своей страсти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

II. Из жития св. священномученика Вавилы мы видели, братия, высокий образещ почитания духовных пастырей: св. братья отроки: Урван, Прилидиан и Епполоний отвечали, как вы припомните, мучителю, что они любят своего духовного наставника – св. епископа Вавилу более матери, потому что он заботится о спасении их душ! Да научит пример этих св. отроков-мучеников и всех нас почитать наших духовных пастырей, ибо они пекутся о спасении душ наших. И слово Божие, и учение отцев церкви, и жизнь святых научает нас этой истине. а) Слово Божие подробно определяет, в чем должно выражаться почитание духовных наставников. Верующие должны принимать их, как посланников Божиих. «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Коринф. 4–1), учит ап. Павел. Христиане должны внимать и следовать их наставлениям: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно», учит тот же великий апостол ( Евр. 13–17 ); христиане должны следовать их примеру: «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Коринф. 4–16), говорит св. ап. Павел; они обязаны подражать их вере: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13–7 ); они должны почитать и уважать их: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5–17 ); их долг молиться за них: «умоляю вас, братия, Господом нашим I. Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Римл. 15–30 ). Молитесь за нас», учит св. ап. Павел ( Евр. 13–18 ); истинные христиане всегда ясно и определенно сознают свою обязанность обеспечивать содержание своих духовных пастырей: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». ( Галат. 6–6 ). – Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящийся достоин награды своей ( 1Тим. 1–18 ). – Отправляя 12 апостолов на проповедь, I. Христос сказал им: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Матф. 10–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010