1Кор. 15:16 . Аще мертвии не востают, суетна вера ваша, говорит Апостол; она так несомненна, что от понятия о ней, как о действительном факте, священные писатели переходят к смыслу переносному; – обстоятельство весьма важное; потому что метафора только и может быть заимствована – от предмета действительно существующего. Так Апостол Павел говорит: и вас мертвых сущих в прегрешениих сооживил, есть со Христом (Колосс. 2:13. Ефес. 2:1 и след.); Заметим здесь, что νεκρς не употреблялось у язычников в смысле метафорическом, а имело только буквальный смысл, означало умершего человека, труп; между тем в Новом Завете оно имеет новое значение и не редко употребляется в смысле переносном, также как и ποϑνσκω). Римл. 6:11 . Ефес. 2:15 .–5:14. Евр. 9:14 . Римл. 6:2. 7:10 . Гал. 2:19 . Ст. 20–21. Κα καϑσας ν δεξι ατο ν τος πουρανοις περνω πσης ρχς κα ξουσας κα δυνμεως κα κυριτητος –. и посадив одесную себе на небесных, превыше всякого начальства и власти и силы и господства. Последние четыре слова не отвлеченные понятия, как принимались они в мире языческом, но существа, лично существующие, действительно живущие. Заметим, впрочем, что первые два слова: ρχ κα ξουσα, кроме того, что выражали собою отвлеченные понятия, употреблялись в мире языческом еще в значении представителей высшей государственной власти, в смысле сановников государства, напр., у Платона (Alcib. 1, 135.): «не такое же ли бедствие постигает в городе и все начальства и власти, ρχις κα ξουσαις, чуждые добродетели?» и у Ксенофонта (Cyr. 1, 2, 14.): ο γερατεροι τς ρχς πσας αρονται – «старейшие избирают всех начальников». В этом же смысле употребляются оба слова и в Новом Завете, напр., Лук. 12:11 . ταν προςφρωσιν μς ες τς συναγωγς κα τς ρχς κα τας ξουσας, μ μεριμντε, егда приведут вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся Тит. 3:1 . πομμνησκε ατος ρχας κα ξουσαις ποτσσεςϑαι, напоминай, чтобы они были покорны начальствам и властям. Это власти и начальства земныя – даже власти языческие, которым, по заповеди Апостола, должны были покоряться христиане, как поставленным от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

196 (Ст. 14). «В сердце твое; т. е. все последующие язвы до последней десятой, будут тебе мучением, ты не в состоянии будешь так легко относиться к ним, как к предыдущим язвам. 197 (Ст. 14). Ты до сих пор думаешь (говорит Господь), что ты подпал гневу одного из твоих ложных божеств, ты осмеливаешься думать, что ты стоишь пред лицем тех изваяний или натуральных феноменов и сил, которых ты признаешь божествами. Узнай, что нет подобного Мне, ибо Я один Властелин неба и земли. 198 (Ст. 15). Т. е. «так как ты подвергся уже Моему гневу, то тебе следовало быть истребленным с лица земли»... Следующий стих объясняет, почему справедливый приговор, уже произнесенный над нечестивым Фараоном, не приводится еще в исполнение. 199 (Ст. 16). Апостол Павел в гл. IX, ст. 17, послан, к Римл., приводит это место кн. Исхода, в доказательство того, что ожесточение входило в план Божественной мудрости, дабы имя Господне прославлено было по всей земле. (Ст. 16). Апостол Павел в гл. IX, ст. 17, послан, к Римл., приводит это место кн. Исхода, в доказательство того, что ожесточение входило в план Божественной мудрости, дабы имя Господне прославлено было по всей земле. Седьмая казнь 200 (Ст. 18). «Град весьма сильный». Опять град не есть явление, необыкновенное в Египте в зимние месяцы. По ходу библейского сказания он должен был разразиться над Египтом в феврале, месяца за два до исхода. Но чудесность этого явления заключалось в его небывалой силе: «подобнаго ему не бывало в Египте», что и указывает Священное Писание , и в том, что он разражается по слову Моисея. 201 (Ст. 19). Буквально: «пошли собрать бегом, скорее, так передает это выражение Англ. Комм. Библия. Нельзя не подивиться милосердию Божию, которое приказывает Моисею предупредить об опасности Египтян, и сим делает разделение между людьми, «боящимися слова Божия» (смот. ст. 20), и теми, которые, по ожесточению или небрежению, не внемлют словам Моисея. В народе, вероятно, уже начинает распространяться благоговение к Иегове, и почтительность к народу Израильскому, которая в последствии и высказалась подарками при их выходе из Египта (XI, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться» ( Рим. 11:18–19 ). Соглашаюсь: твои слова справедливы, объяснение правильное. Хорошо. «Не гордись», однако. «Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя». Тот, на чьей стороне благородство происхождения, отвергнут за неверие; а тебя, превозносящегося, он отвергает за эту твою неблагодарность. Смотри, как притязательность уничтожает он страхом. «Видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен» ( Рим. 11:22 ). Видишь, как страхом он посекает притязательность и побуждает верного не к превозношению, а к соревнованию. Какое тебе дело до чьего бы то ни было происхождения? Позаботься о своей жизни, постарайся угодить Благодетелю, чтобы твои нравы не повредили твоему происхождению, – вот куда направь свою ревность. Затем обращается к пришельцам из язычников. Уверовавшие язычники говорили: Павел послан к нам; не для вас, иудеев, он проповедует, я для язычников. И на это находит Павел спасительное лекарство благочестия и говорит: вы хвалитесь мною? Конечно, я – ваш учитель, а не иудеев. Но твердо помните вот что. Я не хочу оставлять вас, братья, в неведении, что «как Апостол язычников, я прославляю служение мое» ( Римл. 11:13 ). Как это – «прославляю»? Отстаивая (достоинство христиан из) язычников, я отстаиваю свое собственное служение, свое апостольство. И с какою целью? «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них» ( Рим. 11:14 ). Я восхваляю вас, чтобы возбудить ревность у тех. Такими-то доводами рассеивает Павел возгоревшиеся препирательства и восстановляет истину во всем ее блеске, – уничтожает притязательность и водворяет согласие. Но возвратимся к тому, о чем речь. 3. «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» ( Римл. 9:14–15 ). Эти слова Павел говорит не от собственного лица: они являются как противоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Старцы оптинские по большей части обличали прикровенно (под видом какого-нибудь рассказа или события из их личной жизни). Таинственное вразумление — самое острое, " рассекающее " человека. Слово Божие только то рассекает нас, которое наиболее непосредственно, т. е. не принудительно и остро входить в нашу душу. Мы ищем убеждения, не насилующего нашей свободы, а всякое слово человеческое тащит нас; лишь одно Слово Божие (хотя бы и в слове человеческом) — зовет нас, являя свою любовь. Слово же человеческое уговаривает и принуждает. Бог Живой есть величайшая свобода и милование. Этого милования исполнены мы должны быть, и тогда слово наше будет учить и освобождать. Явное учительство есть свидетельство ; или, иначе сказать, — мученичество . Мученик по-гречески означает " свидетель " , и свидетель (истины Божией в мире) есть всегда мученик. Ибо преодолевать ему надо терние собственного сердца и шипы диавола, и всего мира. Свидетельство есть явное учительство в мире. Истина должна проникнуть до последней сферы мира, на самые дальние его волны, объять слух и голос, воздух, дыхание и язык. Когда мы свидетельствуем (явно говорим истину Божию в мире и о мире), мы говорим не только тому человеку, которому говорим в данную минуту, но и всему миру: ангелам и человекам, солнцу, воздуху, Земле и небу… Ибо истина, высказанная звуком голоса человеческого, проходит все небеса (Рим. 10, 18) и, увеселяя ангелов, ложится у Престола Божия, как некое семя, долженствующее воскреснуть в Последний день. Безмерно ценно это исповедание слова, свидетельство Истины, чрез грешного человека в мире грешном! Истинно, кто не постыдится Христа, Сына Божия (Его правды, Его чистоты), того и Сын Человеческий не постыдится, когда придет по славе Своей, — " со святыми ангелами " (Лк. 9. 26), добавляет Евангелие. Ибо ангелы — свидетели наших слов. Истину можно говорить лишь " от избытка сердца " . И нельзя слышать об Истине " без проповедующего " (Римл. 10, 14). Но, " как проповедовать, если не посланы ? " (Римл. 10. 15)… Слышать мир должен истину Божию — от себя же, от своих уст, от уст людей грешных… " Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб " (Лк. 19, 22). Оттого ангелы на земле молчат, а человеки посылаются . Их сердцу дается " избыток " , и этот избыток дает им силу свидетельства. Свидетельствовать же можно лишь о том, что " видели очи " , что " осязали руки " (1 Ин. 11). " О Слове Жизни " . Сердце должно осязать, сердце должно видеть Христа. Только такое свидетельство принимается на судах Божьих и человеческих. О смехе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Исаия явился с грозною речью о вавилонском пленении и вызвал смирение и покаяние Езекии и молитву: «да будет мир во дни мои» ( 4Цар.20:14–19 ). С указанными «пополнениями», очевидно, хорошо известными и писателю Паралипоменон и его читателям, понятно цитируемое повествование Паралипоменон. Надеемся, другого вывода и не может быть. Таких примеров можно бы привести и еще не мало. Поэтому, справедливо принятое у 70 наименование книг «Паралипоменон», т.е. дополнений опущенного в книгах Царств и других исторических ветхозаветных книгах. Этими «дополнениями» писатель Паралипоменон выразил и свое полное доверие к книгам Царств. Кроме того, между книгами Царств и Паралипоменон, много сходства в повествованиях о Сауле, Давиде, Соломоне и всех последующих иудейских царях. Эти сходные повествования являются «двумя свидетелями» историчности книг Царств. Содержание книги Царств подтверждается также свидетельствами пророков, которые нередко описывают современные события вполне сходно с книгами Царств. Так, пророки Исаия и Иеремия описывают события из истории иудейского царства, начиная с царствования Ахаза, сходно с описанием их в 4 книге Царств (ср. Ис.7:1–5 = 4Цар.16:5–9 ; Ис.36 –39гл.= 4Цар.18:13–20:21 ; Иер.39:1–10 = 4Цар.25:1–12 ; Иер.52 = 4Цар.25:17–30 ). Пророки Иезекиль и Даниил упоминают о разрушении Иерусалима и переселении в плен Иудеев при царях: Иоакиме, Иехонии и Седекии ( Иез.1:1–2;24:1–14 ; Дан.1:1–3 ). Пророки упоминают о нечестии многих иудейских и израильских царей согласно свидетельствам 3 и 4 книг Царств, например, о преступлениях Ахаава и Амврия ( Мих.6:16 ), Иоакима, Иехонии и Седекии (Иер.22гл.; Иез.19гл.); пр. Амос упоминает о сирийских царях Азаиле и Венададе ( Ам.1:4 ), описываемых в 4Цар.8гл. О поступках Ииуя с домом Ахаава ( 3Цар.21 ; 4Цар.9:24 ) упоминает пр. Осия (1:4). О царях Асе и Ваасе и их войне ( 3Цар.15:15–22 ) упоминает пр. Иеремия (31:9). Иисус, сын Сирахов, упоминает о деятельности царей Соломона, Ровоама, Иеровоама, Езекии, Иосии и пророков: Исаии, Илии, Елисея и описывает их подвиги вполне согласно с книгами Царств (Прем. Сир.47:14–49:9 ). Он упоминает о многих чудесах и пророчествах, излагаемых в 3 и 4 книгах Царств. Таковы: чудесные события, сопровождавшие деятельность пр. Илии ( Сир.48:2–9 ), Елисея (48:12–15), Исаии (48:24–28). В Новом Завете также существует очень много указаний на повествования обозреваемых книг и подтверждается достоверность последних. Так, говорится о Соломоне, его храме ( Деян.7:47–49 ), его славе ( Матф.6:29 ), о посещении его царицею Савскою ( Матф.12:42 = 3Цар.9 –10гл.). о пророках: Илии и Елисее ( Лук.4:24–27 ; Иак.5:17–18 ; Римл.11:3–4 = 3Цар.17–19 ; Цар.5:8–14), о смерти Давида ( Деян.2:29;13:36 = 3Цар.2:10 ). Все описываемые в книгах Царств, иудейские цари в таком же хронологическом порядке и преемственности поименовываются, с Давида до Иехонии, в родословной Иисуса Христа у евангелиста Матфея (1:6–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Никто из православных христиан не думает изображать невидимое Божеское существо, а на св. иконах пишутся только те образы, в которых Бог открывался людям, чтобы благоволение Божие, выразившееся в этих образах, не осталось в пренебрежении (если явления не будут изображены). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ; сн. 14:8,9; 1Тим. 3:16 ; Лк. 3:22 и др.). 4) Всякие изображения запрещены ( Втор. 4, 12–19 ). Нужно отличать священное от не священного, истинное изображение от ложного ( Лев. 10:10 ), св. иконы от идолов. В указанном месте запрещены только идольские изображены («дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира» – стих. 16). Истинные изображения имеют некоторые внешние черты сходства с ложными, идольскими изображениями. Так, по повелению Божию, сделаны были и поставлены на крышке ковчега два херувима с крыльями ( Исх. 25:20 ), подобно «птице крылатой» ( Втор. 4:17 ); медный змей ( Чис. 21:9 ) был изображением «гада, ползающего на земле» ( Втор. 4:18 ); прор. Иезекиилю были показаны Богом для второго храма изображения херувимов с лицами человеческими и львиными ( Иез. 41:17,19 ), т. е. «скотов, которые на земле» ( Втор. 4:17 ). 5) Православные, почитая иконы, славу истинного Бога изменили в образ человека (сн. Римл. 1:23 ). Здесь апостол говорит не о христианах, а о язычниках, которые «изменили» (λλαβαν от λλσσω – менять, переменять, променивать), т. е. заменили Бога всесовершенного, вечно живого Духа истуканами, («поклонялись и служили твари вместо Творца» – стих. 25; сн. Иер. 2:11 ; Ис. 42:8 ; Пс. 105:19–21 ). Чествуя св. иконы, мы славы Божией не умаляем, так как икон не почитаем за Бога; божескую славу воздаем не веществу, а Единому Богу. «Тленный человек» – человек-грешник, с порочными наклонностями (сн. 2Петр. 2:19 ; сн. 10–12,18). «О Боге надлежало думать», замечает св. И. Златоуст, «что Он Господь всего, что Он сотворил несущее, что Он обо всем промышляет и печется. В этом состоит слава Божия. К кому же приложили ее язычники? Не к людям, но к образу, подобному тленному человеку. Даже на этом не остановились, но снизошли до животных, а лучше сказать, до изображений их... В язычестве можно было видеть изображения животных и пресмыкающихся, а также Аполлона и Диониса, почитаемых вместе с пресмыкающимися... Слово – «предал» здесь означает – попустил... Бог предложил людям, вместо учения, мир, дал им разум и рассудок, способный понимать то, что должно. Но они ничем из этого не воспользовались для своего спасения и даже извратили то, что получили... Оставалось предоставить их самим себе, что Бог и сделал, чтобы люди, посредством личного опыта, узнавши все то, к чему они так сильно стремились, сами наконец бежали от позора» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

См. Лук. 1:26 сл. 83 См. Ис. 7:13–14. 84 Т.е. без пророчеств. Благовещения и т. д. 85 См. Лук. 2:1 ел.; Матф. 2:1–12. 86 См. Матф. 2:17–18; Иер. 31:15. 87 См. Лук. 2:25 сл. 88 Анна. См. Лук. 2:36 сл 89 См. Марк. 1 1; IV 4; Прескр. 30. 90 В трактате «О прескрипции…». 91 См. Быт. 18:4; 19:15 ел.; 32:22 сл. 92 Т. e. нечто призрачное и нереальное. 93 См. Быт. 18:1 сл. 94 См. Марк. IV 19. 95 Неверно. См. Лук. 2:19:51; Иоан. 19:25. 96 Видимо, доска для игры в кости. 97 См. Душ. 23; Воскр. 5. 98 Утрачена. См. прим. 13 к трактату «О прескрипции…». 99 Рассказ о творении человека из глины впервые встречается, видимо, в шумерской мифологии. Но сомнительно, чтобы Тертуллиан был с ней знаком. Скорее всего, он имеет в виду миф о Прометее, который вылепил первых людей из земли и воды (см. Аполлодор. Библиотека 1 7:1; Овидий. Метаморфозы 1 81 сл.). 100  Ср. Идол. 18.  Эти суждения о некрасивом облике Христа, вероятно, подразумевают Его мученический облик во время Страстей. Между тем многие отцы церкви считали Его облик красивым, полагая, что иначе Он не мог бы иметь такой личной притягательной силы для простых людей. Так, Иероним (Письма, 65:8; PL 22:627) замечает: «Если бы в Его облике и взоре не было чего–то небесного, никогда апостолы тут же не последовали бы за Ним, а те, которые пришли схватить Его, не поразились бы». 101  Эти последние слова, отсутствующие в ряде рукописей и Ed. princ., не помещает и Oehi. 102  Ср. Герм. 35.  Аутентичное стоическое положение: бестелесное (пространство, время, пустота и смысловые предметности существует в несобственном смысле, «как бы» существует (см. SVF II 329; Секст Эмпирик. Против ученых VIII 263; Х 218; Сенека. Письма 58:15 и др.). 103  См. прим. 3 к трактату «О свидетельстве души». 104  См. прим. 9 к трактату «О свидетельстве души». 105  Ср. Ориген. Против Цельса V 14; Лактанций. Божественные установления IV 22. 106  Александр — видимо, гностик школы Валентина; известен только из данного упоминания. 107  Тертуллиан неверно переводит Римл. 8:3; греческий текст и перевод Иеронима дают: «осудил грех во плоти». 108

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

123 Бл. Феодорит изъясняет покорение твари суете в том смысле, что она и сотворена была тленною: «научает же он (Апостол), что вся видимая тварь получила в удел естество смертное, потому что Творец всяческих предвидел преступление Адама и тот смертный приговор, который будет на него произнесен». Толков. на посл, к Рим.8:19, 22 ; твор., ч. 6-я, стр. 89–90. 127 Глаголев: Рим.8:19 ... «говорит скорее, пожалуй, об изменении отношений человека к твари, чем об изменении твари. В плане Провидения было, чтобы первозданный человек содействовал благополучию и, если можно так выразиться, усовершению тварей, а теперь человек только усугубляет бедственное положение последних». О первобытном состоянии рода человеческого. Чт. Об. Люб. дух. просв. 1893 г., янв., стр. 56. (В отдельном изд. выпущено). 129 Св. Иоанн Златоуст . Беседа на псалом 143; бес. на псалмы, т. II (1860 г.), стр. 100. Подобным образом и св. Амвросий Медиоланский : omnia enim quae nascuntur in mundo, infirma, caduca et corruptibilia, ac per hoc vana sunt. Vana sunt enim, quia statum suum tenere non possunt (все, что родится в мире, непостоянно, непрочно и подвержено тлению, и вследствие сего суетно. Суетно потому, что не может сохранить своего состояния). Comment, in h. 1.; Migne, s. 1., t. XVII, pars 2, col. 124. 132 «Сие сказал Апостол, не то утверждая, что видимая тварь разумна, но употребив олицетворение». Бл. Феодорит, толк. на данное место; тв. ч. VI, стр. 90. 134 ποκαραδοκαст. 19-го от ποκαραδοκω – значит ожидать с поднятой головой, напряженно ожидать. «Чаяние (ποκαραδοκα) есть самое заботливое ожидание». Св. Иоанн Злат. На посл. к Римл. бес. 14 (1844 г.), стр. 342. – Также Икумений в комментарии на данное место: «γρ ποκαραδοκα τς κτσεως». Οον πιτεταμνη κα σφδρα προςδοκα. δ λγει τοιοτν στιν, κα ατ, φησιν, κτσις σφδρα προσδοκ τν μλλουσαν μν δξαν (Чаяние твари – это напряженное и нетерпеливое ожидание. А что он этим выражает, это вот что: и сама, говорит, тварь с нетерпением ожидает нашей будущей славы). Comm. in h. 1. Migne, s. g., t. CXVIII, col. 481.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

258. Карфаг. Сб. Пр. 24 (33) (=Иппон. Сб. 393 г. Пр. 36.). 259. Gelasius, Decret, (Migne, Patrol. s. 1. t. 59. 260. Августин. De gestis cum Emerito. Bingham, Orig. XIV, 90. 261. Апостольские Постановления II, 57. VIII, 5. 262. См. выше, стр. 88–89 и 161–163. 263. Иоанн Златоуст. На 2 Сол. бес. 3. 264. Иоанн Златоуст. Бес. 3 О непостижимом. 265. Карф. Соб. 399 г. Пр. 24. 266. Caesar, Arel. Hom. 12. (Migne, Patrol. s. 1. 67), Cyprianus Cassinens, De vita Caesar. 267. Созомен. Церк. ист. VII, 17. 268. Васил. В. Бес. на шестодн. 2. ср. 7 и 9. 269. Сократ. Церк. ист. V, 22. 270. Иоанн Златоуст. На Быт. бес. 4. 271. Августин. На пс. 88, сл. 2. 272. Апостольские Постановления II, 57, см. ниже «Проповедовавшие лица». 273. См. выше, стр. 54, 63 и 86. 274. Амвросий. Об обяз. свящ. I. 275. Иоанн Златоуст. На Тим. бес. 57. 276. Апостольские Постановления II, 57. 277. Паломн. § 25. 278. Иоанн Златоуст. О словах Исаии бес. 2 и 3. Палладий еп. Еленопол. (V b.) Разговор о жизни Златоуста § 5. 279. Possidius (V b.). Vita August. Август. На пс. 94 и 95. 280. Иероним. Пис. 2 к Непот.; ср. пис. 61 к Памм. 281. Кипр. Письм. 2 к Март. и испов. 282. Gregorii M. Praefatio ad XL hom. in evang. Joannis diac. Vita Greg. M. II. 18. 283. См. выше стр. 173. 284. Евсевий. Церк ист. IV, 19. В «Жизни Константина» Евсевий говорит, что этот император часто говорит речи по религиозным вопросам пред множеством народа (IV, 29–34). 285. Лев I п. Пис. 70 (72) и 71 (73). 286. Карф. Соб. 399 г., пр. 98. 287. 1 Кор. 14. 34–35. 1 Тим. 2. 11, 1. 12. 288. Карф. Соб. 399 г., пр. 99. 289. Иероним. На Римл. 14, 1. 290. Епифаний Кипр. Якорь 49. Августин. Против ерес. 27. 291. Епифаний Кипр. Якорь 78, 79. Firmilianus Ep. 75 ad. Cyprian. 292. Иоанн Златоуст. На Деян. Бес. 19. 293. Августин. О науке христ. IV, 15. Иоанн Златоуст. О непостижим. бес. 3. 294. Оптат Милев. Прот. донатистов 3 (7). 295. Иоанн Златоуст. На Колос. бес. 2, на 1 Кор. 36 и др. 296. Апостольские Постановления VIII, 5. 297. Иоанн Златоуст. Бес. к Ант нар 4, 11. 12, 13. 20. Бес. по возвращ.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

«Меня пригласили с другими священниками, пишет один пресвитер, соборовать трудно больного, знаменитого и богатого врача доктора В... а. Маститый наперстник медицины, выразумев скудость пособий, предлагаемых наукой, к удивлению всей ученой братии, вдруг решился призвать нас на помощь, по увещанию св. ап. Иакова: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя ( Иак. 5:14–15 )... В пышном, но безмолвном и печальном, доме собралось нас семь человек. Домашние по узорчатым коврам ходили на цыпочках. Супруга и дети больного с видом немого отчаяния встретили нас, как вестников неизбежной кончины любимого мужа и отца. Из спальной слышались вздохи больного. Дверь отворилась, и мы вошли с миром. Священнодействие началось. Больной, сложив руки на груди, шепотом и движением бледных уст молился во услышание единому Сердцеведцу, как древле благочестивая Анна, мать Самуила. При каждом чтении Евангелия над недужным, померкшие глаза его светлели и орошались слезами. Высокое чело старца, умащенное Елеем целебным, сияло подобно зеркалу, в котором отражались помыслы душевного умиления. Молитва веры , видимо, хотя и медленно, переставляла горы ( 1Кор. 13:2 ), удручавшие грудь болящего, и тяжкое дыхание его становилось, все, легче и легче. Тайнодействие кончилось. Врачи вбежали в комнату нашу, щупали пульсъ, дивились мгновенному утолению воспалительной лихорадки, предлагали новые лекарства, но больной отказался от них и просил покоя, примолвив едва внятным голосом: аще живем, аще умираем, Господни есмы ( Римл. 14:8 ). На следующий день, утром, я зашел в дом плача, чтобы узнать, каково – больному? Он выздоравливал: сила благодати, низведенная теплой его верой, осенила силы природы. В его болезни, по уверениям ученых друзей, сделался перелом, так называемый кризис , по значению слова – суд , разделение между светом и тьмою, между угасавшей жизнью и зиявшим на грешника разрушением. В восторге сердца моего, я невольно восвликнул: Благословен Господь наш Иисус Христос, сый вчера и днесь, Тойже и во веки ( Евр. 13:19 ). Поистине, отпущение грехов и недугов исцеление в воле и руке Его, приявшаго толикое множество даяний в человецех ( Пс. 67:19 ). Что, после должного славословия, остается сказать помилованному? Се, здрав еси, ктому не согрешай ( Ин. 5:14 ), и отныне предай себя Господу, в жизни и смерти. Оставив больного, зашел я в гостиную к госпоже дома, застал с ней сына и дочерей, упоенных общей радостью, и сердечно поздравил их. Пример живой веры, поданный доктором В..., уповательно, послужит к вразумлению многих и в доказательство, что десница Божия не сократилась» 745 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010