Но Всемогущий Бог, как создал нас одним словом, разве не мог так же одним словом спасти нас, и не воплощаясь разрешить наш долг? (Не мог ли) простить нам наши грехи? Мог, отвечают Афанасий Великий (в 3-м слове против ариан) и Августин (в 13-й книге о Троице): всеконечно – мог: воли бо Его, как говорит Павел, кто противитися может ( Римл. 9:19 ). Но таким образом мы познали бы Божие крайнее всемогущество и не познали бы Божией крайней благости. Итак, Бог только поэтому стал человеком, свидетельствует Апостол, по великой любви, которою возлюбил нас ( Еф. 2:4 ); вот, как снизшел Бог и как возвысился человек! Когда заболел царь Езекия и стал близок к смерти, пророк Исаия, от имени Божия предрекший ему исцеление, показал ему в уверение такое странное знамение: на солнечных часах тень, указывавшая часы, с того места, куда она опустилась, поднялась на десять ступеней, и солнце вернулось на десять же. Это было прообразом чудного таинства домостроительства о воплощении Сына Божия. Незаходимое Солнце правды преклонило небеса, миновало как девять ступеней, девять чинов ангельских и сошло на десятую ступень человеческой природы, на земли явися и с человеки поживе ( Варух. 3:38 ). Когда же Бог вочеловечился, униженная тень и ничтожная природа человеческая из того состояния, в какое она ниспала, вследствие древнего проклятия, прошла девять ступеней, возвысилась над девятью ангельскими чинами, достигла высшей, десятой ступени – божественной природы, с которою ипостасно и соединилась; и человек (таким образом), обожился. О глубина богатства, премудрости и разума Божия ( Римл. 11:33 )! Боже всемогущий! Боже всемудрий! Боже преблагий! Твоя сила могла бы сотворить другой, отличный от этого, мир несравненно больший; Твоя премудрость сумела бы создать другой, отличный от этого, мир несравненно прекраснее; но Твоя любовь не могла и не сумела совершить дело величественнее и прекраснее, чем дело домостроительства Твоего воплощения! Выше этого она не могла подняться (бл. Августин). Поэтому, видя Тебя новорожденным Младенцем в пещере, в объятиях Девы, мы веруем, что Ты именно – Тот, Который царствуешь во светлостех святых. Неразлучимый от блаженных недр Бога и Отца; удивляемся с пастырями, поклоняемся с волхвами и с ангелами славословим: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ( Лук. 2:14 )....

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Обуздание гнева и языка 1:19—26    Далее святой Апостол говорит об отношении христианина к слову истины (18—27). Поскольку мы все духовно рождены от Бога словом истины, надлежит нам всемерно заботиться о своем нравственном развитии, а для этого прежде всего быть «скорыми на слышание этого слова» и медленными на свои собственные слова, медленными на гнев, даже ради защиты истины, ибо «гнев человека не творит правды Божией» (20). Сущность подлинного благочестия 1:27    Но нужно быть и исполнителями слова, а не только слушателями, чтобы не походить на человека, который рассеянно смотрит на себя в зеркало и не замечает, как он выглядит, как бы себя не видит. Только деятельное проведение в жизнь всех требований нравственного Закона Божьего делает человека истинно благочестивым: иначе, у него «пустое благочестие» (22—27). Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава вторая Увещание к нелицеприятному отношению к ближним 2:1—13    Апостол обличает лицеприятие в отношении к ближним, которое является обычным спутником «пустого благочестия» и доказывает, что одна рассудочная вера, без согласования с ней всей жизни человека, не имеет значения перед Богом. Подобно тому, как одни слова участия не согревают и не насыщают нагих и голодных братий наших, «так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (ст.17). Взаимоотношение между верой и добрыми делами 2:14—26    Что же собственно спасает человека: вера или дела? И нет ли тут противоречия словам Апостола Павла о том, что человек спасается верою независимо от дел закона (Римл. 3:28)? Надо полагать, что эти слова о необходимости для спасения живой деятельной веры и написаны святым Иаковом именно потому, что многие христиане-евреи превратно поняли слова Апостола Павла. Апостол Павел настойчиво проповедовал евреям, что со времени пришествия Христа Спасителя, некоторые уложения обрядового Моисеева закона утратили свое значение, и для спасения нужна в первую очередь вера во Христа Спасителя, а не одни делА закона Моисеева. Многие из евреев поняли эту мысль в смысле безусловного отрицания вообще добрых дел для спасения и достаточности одной только веры в пришедшего Мессию. Святой Апостол Иаков и подчеркивает, что одной холодной рассудочной веры для спасения недостаточно, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (2:19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

Источники искушений — наша греховность 1:12-18 " Блажен человек, который переносит искушение " (12), потому что надлежащим образом переносимое искушение способствует духовному совершенствованию человека и дает ему " венец жизни " . Господь посылает людям испытания не для вовлечения их во грех, а для укрепления их сил противостоять греху. И если человек падает в борьбе с искушением, то вина в этом самого человека, потому что " каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью " (14). А Господь всегда лишь содействует добру и нравственному совершенствованию человека: " всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены " (17). Обуздание гнева и языка 1:19-26 Далее святой Апостол говорит об отношении христианина к слову истины (18-27). Поскольку мы все духовно рождены от Бога словом истины, надлежит нам всемерно заботиться о своем нравственном развитии, а для этого прежде всего быть " скорыми на слышание этого слова " и медленными на свои собственные слова, медленными на гнев, даже ради защиты истины, ибо " гнев человека не творит правды Божией " (20). Сущность подлинного благочестия 1:27 Но нужно быть и исполнителями слова, а не только слушателями, чтобы не походить на человека, который рассеянно смотрит на себя в зеркало и не замечает, как он выглядит, как бы себя не видит. Только деятельное проведение в жизнь всех требований нравственного Закона Божьего делает человека истинно благочестивым: иначе, у него " пустое благочестие " (22-27). Глава вторая Увещание к нелицеприятному отношению к ближним 2:1-13 Апостол обличает лицеприятие в отношении к ближним, которое является обычным спутником " пустого благочестия " и доказывает, что одна рассудочная вера, без согласования с ней всей жизни человека, не имеет значения перед Богом. Подобно тому, как одни слова участия не согревают и не насыщают нагих и голодных братий наших, " так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе " (ст.17). Взаимоотношение между верой и добрыми делами 2:14-26 Что же собственно спасает человека: вера или дела? И нет ли тут противоречия словам Апостола Павла о том, что человек спасается верою независимо от дел закона (Римл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

В настоящее время Петроградская православная паства находится в чрезвычайном волнении, которое в иных местах переходит в открытые выступления, как мне официально сообщено государственной властью и некоторыми представителями духовенства, выступления, явно нарушающие общественный порядок и тишину, навлекающие подозрения в политических побуждениях… Одним из поводов к волнениям и смущениям послужило, между прочим, известное послание митрополита Вениамина от 15 мая, где он объявляет отпавшими от церковного общения протоиерея Александра Введенского и всех присоединившихся к нему. Основанием к этому посланию для Владыки была недостаточная наличность доказательств в том, что протоиерей Александр Введенский участвует в Высшем Церковном Управлении, имея на то благословение Патриарха Тихона. Рассмотрев данные, представленные мне прот. А.И.Введенским, и приняв во внимание новые доказательства, что такое благословение имелось налицо, я нашел возможным как непосредственный и законный преемник Владыки Митрополита Вениамина по управлению Петроградской епархией подвергнуть это дело новому рассмотрению. Протоиерей Введенский представил мне прошение, в коем он свидетельствует, что он желает быть верным сыном Православной Церкви, пребывает в каноническом общении со своим епископом и что сам он никогда не прерывал этого общения и просит разрешить то тягостное недоразумение, которое произошло в настоящее время в связи с его действиями. Владыка Митрополит сам считал достаточным для восстановления общения с прот. Введенским и теми, кто с ним действовал, представления ими исчерпывающих доказательств того, что они имели благословение Святейшего Патриарха. Ввиду исключительных условий, в какие поставлена Промыслом Божиим церковь Петроградская, и, не решаясь подвергнуть в дальнейшем мире церковном какого-либо колебания, я, призвав Господа и Его небесную помощь, имея согласие Высшего Церковного Управления, по преемству всю полноту власти замещаемого мною Владыки Митрополита, принимая во внимание все обстоятельства дела, признаю потерявшим силу постановление Митрополита Вениамина о незакономерных действиях прот. Александра Введенского и прочих упомянутых в послании Владыки Митрополита лиц и общение их с церковью признаю восстановленным. В тяжелую минуту церковных смут соединимся в любви друг к другу, будем молиться, чтобы грядущий православный церковный Собор успокоил все мятущееся и дал новые благодатные силы всем нам служить Господу и миру церковному. " Тем же убо, - по апостолу, - мир возлюбим и яже к созиданию друг ко другу " . (Римл.14,19). Управляющий Петроградской епархией Алексий, епископ Ямбургский».

http://bogoslov.ru/article/1414241

Исправления по большей части суть те же, какие последовательно через весь апостольский текст выдержаны в Толстовском Апостоле XIV в. Императорской Публ. библ., собр. гр. Толстова 5, принятом нами за основной список для второй редакции. – Гор. и Невостр. Опис. Син. б. I, 292–294, 299–314. Срезневский, И. Древн. пам. рус. письм. и яз. 82, и Славяно-рус. палеогр. 236–237. Соболевский, А. Очерки из истории русского языка, I, Киев, 1884, 118–121. Снимок в изд. архиеп. Саввы: Палеогр. снимки с греч. и слав. рукоп. Синод. библ. М. 1863. А10 Апостол Моск. Синод. библ. 15–46, пис. на плохом пергамине, в малый лист, на 129 л. крупным и толстым уставом, в два столбца, в 1309–1312 г. В Пскове, как видно из послесловия на л. 128. Писец – Максим. Заглавия и первая буквы писаны просто, киноварью. Правописание русское. – С пятидесятницы следует одни только субботние и недельные чтения, а так же по месяцеслову. В месяцеслове славянские названия месяцев. Сент. 28: ваеслава (чешского). Ноябр. 5: сщинецрвн въ Ноябр. 26: мка герги. Февр. 14: стою мнку бориса и глба оубнение. – Гор. и Нев. I, 294–298, 299–314. Срезневский, И. Др. пам. р. п. 83, и Слав.-рус. палеогр. 237–238. Соболевский, А. Очерки из ист. рус. яз. 121–124. Снимок у архиеп. Саввы, в Палеогр. снимк. С гр. и слав. рукоп. Син. библ. А11 Апостол Синод. Типографской библ. в Москве, 40–25, пис. на пергамине, в листе, в два столбца, четким полууставом XIV в. Всего сохранилось 56 л. Недостает многих листов в середине и в конце; рукопись прерывается на апост. чтения, положенном на 15 июля. Правописание русское. В первую неделю по пятидесятнице чтения из Апостола пишутся и на будничные дни, а потом лишь субботние, воскресные и по месяцеслову; написано лишь чтение на понедельник 3-й недели. Начальные буквы – узловатые или изображающие разных животных сделаны довольно искусно. В месяцеслове – славянские названия месяцев. Сент. 28: стго мк ваеслава. Ноябр. 4: сщние софыа иже в кневн. Июл. 15: кнз володнмира в крщининаренаго – Афанасий Скиада, ученый грек, в 1727 г. При директоре Феодоре Поликарпове составил каталог славянских рукописей Типогр. библиотеки, вместе с хронологическою их таблицей. На л. 1 нашей рукописи рукою Скиады написано: videtur scriptus seculo 13. Однако, на показания его нельзя полагаться. По начертаниям отдельных букв и вообще по характеру полууставного письма рукопись эта должна быть отнесена к XIV веку. Следующие чтения из посл. к Римл. в этой рукописи читаются согласно со списками второй редакции: 6, 3–11; 8, 14–21; 9, 1–5; 10, 1–10; 12, 1–3, 6–14; 13, 1–10, 10– 14, 4; 14, 6–9, 19–26 и 15, 1–7.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

а) с целию помочь священнослужителям: наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал. 6, 6 ). – Я получил все, избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду ( Филип. 4, 18. 16 ). г) по отнотению к слугам: ( Втор. 15, 12 – 15 ). д) по отношению к бедным: ( Лев. 19, 10; 25, 35 . Втор. 15, 7 – 11 ). У кого две одежды, дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же ( Лук. 3, 11 ). – Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых ( – 14, 13). е) по отношению к вдовицам и сиротам: ( Втор. 14, 29 ; – 24, 19 – 21). ж) по отношению к врагам: если голоден враг твой, накорми его, если жаждет, напой его ( Римл. 12, 20 и Притч. 25, 21 ). – Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас ( Матф. 5, 14 ; Лук. 6, 30 ). з) по отношению ко всем людям: всякому, просящему у тебя, давай ( Лук. 6, 30 ). Будем делать добро всем ( Гал. 6, 10 ). и) от доброхотного сердца: каждый уделяй по расположению сердца, ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор. 9, 7 ). и) без рассчета на уплату и благодарность: благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет нам награда великая ( Лук. 6, 35 ). к) изобильно: сказали Моисею, говоря: народ много приносит добровольных даров, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. Приказал Моисей, я перестал народ приносить ( Исх. 36, 6. 6 ). – Повелел Езекия народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем. Когда обнародовано было это поведение, тогда нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду, и всяких произведений полевых; и десятин из всего нанесли множество. И израильтяне и иудеи, живущие по городам иудейским, также представили десятины из крупного и мелкого скота и десятины из пожертвований, посвященных Господу Богу их; и наложили груды, груды (2 Парал. 31, 4 – 6). Чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая чрез вас производит благодарение Богу ( 2Кор. 9, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Все чисто», говорит по поводу вопроса о пище св. Ап. Павел ( Римл. 14:20 ). «Я знаю и уверен», рассуждает он, именно «уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что–либо нечистым, тому нечисто» (–14) ... А если так, то отсюда ясно, что «пища», в которой самой по себе «нет ничего нечистого», которая – иначе сказать – сама по себе не имеет нравственного значения, – «не приближает нас к Богу», по слову того же св. Апостола, – «ибо», говорит он, «едим ли мы, ничего не приобретаем, – не едим ли, ничего не теряем» (1 Коринф. 8:8). Лишь только «в последние времена», поучает нас св. Ап. Павел, «отступят некоторые от веры, внимая духам–обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением: ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением; потому что освящается словом Божьим и молитвой» ( 1Тимоф. 4:1–5 ) (ср., между проч., Деян. Ап. 10:10–16) ... Ясно, таким образом, что, по Апостольскому учению, согласному с Христовым, не только растительная пища, но и животная дозволительны человеку при указанном условии. Поэтому–то на «Апостольском соборе», происходившем в Иерусалиме, и было решено в отношении к «обращающимся к Богу из язычников», «чтоб они воздерживались» не от мясной пищи вообще, а лишь «от оскверненного идолами... удавленины и крови» (Деян. Ап. 15:19–20), «ибо угодно Святому Духу и нам», говорили члены собора, «не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (– 28), т. е., только что указанного (чит. также и – 29) (сравн. 21:25). Такое постановление, являющееся воспроизведением того, что практиковалось и было освящено самим законом в ветхозаветные времена, и только оно именно и возлагается на рамена христиан из язычников – как «необходимое» бремя, – сверх же этого не прибавлено по вопросу о пище ничего более на авторитетнейшем Апостольском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

он цвел учением греха, но не имел самого плода смерти. Почему? Так как было не время, как это и пояснил евангелист: не имела смоковница плода, «ибо еще не время было» ( Мк. 11:13 ). В самом деле, как могла она плодоносить смерть, когда пришел Иисус и проповедовал миру воскресение? Уже не время было ей плодоносить смерть: «смерть царствовала от Адама до Моисея» ( Римл. 5:14 ), т.е. до закона, – Писание обыкновенно называет Моисеем, как, например, в евангелии: «у них есть Моисей и пророки» ( Лк. 16:29 ). И Господь сказал ей: не дальше, и «да не будет же впредь от тебя плода вовек»,т.е.: до Моего пришествия ты плодоносила смерть; вот Я пришел , это – воскресение. С Моим пришествием «да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». И исполнилось написанное: «поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» ( 1Кор. 15:54–55 ). В словах евангелиста, что смоковница была покрыта листьями, так как в то время была зима, заключается намек, что грех процветал среди той зимы и непогоды, которые навел дьявол на все человечество. До пришествия Умиротворителя род человеческий испытывал всякие бури и непогоды, увлекаемый в идолопоклонство, кровопролитие, распутство и похоти; Господь же наш Иисус Христос , мир мира, пришествием Своим разрушил силы противных ветров, возмущавших горько-соленое море этой жизни, и усмирил пенистые волны удовольствий. Иссушив смоковницу, Он насадил цветущую веру креста, блистающую для всех жизнью; корни этого креста насаждены в земле, а ветви простерты в небеса; его листья не увядают, цвет не отпадает и плод бессмертен; об этом древе вспоминает Давид, говоря: «и будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» ( Пс. 1:3 ). Об этом дереве, прозрев пророческим оком, что оно будет приготовлено иудеями для Христа, с обличением возвещал им Иеремия: " положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых» ( Иер. 11:19 ). Древо – это крест, хлеб – тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А схиархимандрит Иоанн Маслов учит: «Творить правду – значит исполнять все добродетели», «Правда – есть жертва, которую требует от нас Бог». В Священном Писании даются следующие наставления о справедливости и правде. Правда заповедана: так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей (Исайя 56, 1). Правда состоит в том, чтобы делать другим то, чего бы вы желали, чтобы вам делали: и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7, 12 ). Правда должна быть соблюдаема: а) в суде: не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие (говорил Моисей Израилю) ( Втор. 1, 17 ); б) при купле и продаже: не делайте неправды в суде (сказал Господь Израилю через Моисея), в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные… ( Лев. 19, 35, 36 ). Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему ( Притч. 11, 1 ); в) в отношении к бедным: не суди превратно тяжбы бедного твоего ( Исх. 23, 6 ). Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится ( Притч. 29, 14 ); г) в отношении к сиротам и вдовицам; научитесь (говорит Господь) делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Исайя 1, 17); д) в отношении к чужестранным: один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь Бог ваш ( Лев. 24, 22 ); е) в отношении ко всем: отдавайте всякому должное: кому подать – подать, кому оброк – оброк; кому страх – страх; кому честь – честь ( Римл. 13, 7 ). Бог – требует правды: о, человек! Сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих. 6, 8 ); – любить правду: Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника ( Пс. 10, 7 ). Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Притч. 21, 3 );

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospit...

БECEДA III k Римл. 1:18 . Заблуждения многоразличны, истина одна. – Сама природа проповедует Творца. – Против языческих философов. – Обиды бывают полезны переносящему их терпеливо. БECEДA V k Римл. 1:28 . О наказаниях за грехи. – О воскресении тел. – Нужно страшиться будущего суда. – Оскорбить Бога – тяжелее, чем быть наказанным. БECEДA VI k Римл. 2:17–18 . Какое обрезание – нравственное или плотское – действительнее. – Хищничество и лихоимство равносильны идолопоклонству. БECEДA VII k Римл. 3:9–19 . Об оправдании помимо закона. – Промысл Божий простирается на всех. – Любовь – матерь всех благ. – Зависть гибельнее всякой войны. – Важно не изобилие дара, а сопутствующее ему настроение. – Какое наследство следует оставлять детям. – Доброе употребление богатства. БECEДA VIII k Римл. 4:1–2 . Важность и необходимость веры. – Авраам сверх надежды человеческой поверил с надеждою Божией. – Великая сила веры. – Нужно предпочитать любовь всяким знамениям. БECEДA IX k Римл. 4:23–24 . Доказательство воскресения Христова. – Подвиги за Христа доставляют удовольствие. – Дарование Святого Духа – величайшее благо. – Для грешника нет зла быть наказанным. – Нужно переносить скорби, воздавая хвалу Господу.   БECEДA XII k Римл. 6:19 . Совершенство христианской жизни. – То, что естественно, не подлежит отмене. – Порок оканчивается смертию, добродетель жизнию. – Зло любостяжания. – Как искоренять пороки. – От нас зависит не терпеть зла. БECEДA XIII  Римл. 7:14 . Об обновлении благодатию Духа. – Где Дух, там и Христос. – Необходимо умерщвление тела в смысле склонностей к порочным делам. – Кто подвержен грехам, тот не живет. – Против пьянства и пристрастия к деньгам. БECEДA XIV k Римл. 8:12–13 . Побуждения к духовной жизни. – Дух усыновления. – Достоверность воздаяния. – Благодать сопутствует и помогает в трудах и опасностях. – Нужно быть милосердным. – Величие будущей жизни по сравнению с царским великолепием. БECEДA XV k Римл. 8:28 . Обилие благодатных даров. – Избрание есть знамение добродетели. – Не нужно бояться искушений. – Любовь Павла ко Христу. – Приверженность к земным предметам несовместна с любовью ко Христу. – Милостыня  требуется любовью ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010