ниже про гравюры киевского издания 1671 г.). Древнейший рус. единоличный образ И. Р. происходит из суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря и датируется 2-й пол. (кон.?) XVI в. (ЦМИАР; см.: Попов. 1994). Неисследованным остается вопрос об изображениях И. Р. на рус. минейных иконах 2-й пол. XVI-XVII в. Икона XVII (?) в., изображающая И. Р. в рост в схимническом облачении, подобно прп. Антонию Печерскому, молящимся Спасителю, с тропарем и кондаком на нижнем поле, а также датами кончины и перенесения мощей из Средеца в Тырново («Трапезон»), стояла у левого клироса московкой ц. Воскресения в Кадашах ( Воскресенский Н. А. Прп. Иоанн Рыльский, чудотворец болгарский: Рыльский монастырь в древнее и новое время. М., 1898. С. 12; Дылевский Н. М. Рыльский мон-рь и Россия в XVI-XVII вв.: София, 19742. С. 117. Примеч. 51). Святой упоминается в Азбучной (1678/79) и в Сводной (XVIII в.) редакциях рус. толковых иконописных подлинников XVIII в. (под 19 окт.): «…сед, брада доле Иларионовы (прп. Илариона Великого.- Ред.), ризы преподобническия, испод вохра с белилом, рука молебна» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 40) с вариантами: «писати с благословенною рукою»; «ризы манатья темнобагрова»; «персты вверх»; «подобен Сергию Радонежскому» ( Иванова К. Български, сръбски и молдо-влахийски кирилски ръкописи в сбирката на М. П. Погодин. София, 1981. С. 448-490, 492-494. 1927-1931, 1942, 2007). Образ И. Р. (не сохр.) имелся в Новоиерусалимском мон-ре (1656). На позднюю (кон. XVII-XIX в.) иконографию И. Р. оказала заметное воздействие укр. (киевская) книжная гравюра. В киевском издании 1671 г. имеются 2 гравюры с образом И. Р., никак не связанные с более ранней (как балканской, так и древнерусской) иконографической традицией изображения этого святого. Первая из них, помещенная перед службой святому, как установил Д. Кенанов, является повторением (с заменой имени) гравюры издания Киево-Печерского патерика 1661 г. работы мастера мон. Илии, изображающей прп. Нестора Летописца (см.: Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Кат. изд., хранящихся в ОР ГБЛ. М., 1981. Вып. 2. Т. 1: Киевские изд. 2-й пол. XVII в. С. 161. 1162). Вторая гравюра (перед Житием), изображающая И. Р. с его племянником Лукой, представляет зеркальный вариант (с заменой ряда второстепенных деталей и имен) гравюры «Прп. авва Дорофей и ученик его Досифей» из киевского издания Поучений аввы Дорофея 1628 г. (Там же. 1976. Вып. 1. С. 235. 516); она послужила оригиналом для болг. храмовой иконы И. Р. кон. XVIII в., хранящейся в музее Рильского мон-ря (Болгарская живопись. 1976. С. 84. 127).

http://pravenc.ru/text/471475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА ЗОГРАФСКИЙ Прп. Косма Зографский. Роспись парекклисиона Рождества св. Иоанна Предтечи мон-ря Зограф. 2-я пол. XVIII в. Прп. Косма Зографский. Роспись парекклисиона Рождества св. Иоанна Предтечи мон-ря Зограф. 2-я пол. XVIII в. [Болг. Козма Зографски] († 22.09.1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных). Род. в Тырнове в семье благочестивых бояр. Получил хорошее образование. Когда родители захотели его женить, ушел на Афон в мон-рь Зограф. Вскоре удостоился видения, как Некая Жена управляет жизнью монахов на Св. Горе. От этого видения он смутился, но афонские старцы ему объяснили, что он видел Пресв. Богородицу. Был рукоположен во диакона, затем во иерея. По Божию указанию поселился в пещере недалеко от монастыря. Прославился дарами молитвы и прозорливости. Когда через 40 дней после его смерти насельники Зографа хотели перезахоронить его останки на территории мон-ря, они обнаружили, что те бесследно исчезли. Время составления Жития К. З. на греч. языке неизвестно, в 1802 г. протоигум. Евфимий перевел его на болг. язык. В мон-ре Зограф есть неск. его настенных изображений и иконы. В 2008 г. во имя К. З. впервые был освящен храм близ г. Стара-Загора (Болгария). Лит.: Служба и жumie прп. отца нашего Космы Зографскаго чудотворца. [Св. гора Атон], 1911. С. 23-44; BHG, N 393-393b; Партений (Стаматов), еп., Атанасий (Бончев), архим. Жития на светиите. София, 1974. С. 463-465; Χρυσοχοδης Κ. Παραδσεις κα πραγματικτητες στο Αγιον Ορος στ τλη το 15ου κα στς ρχς το 16ου ανα//Ο Αθως στος 14ο - 16ο ανες. Αθνα, 1997. Σ. 111-112, 114; Павликянов К. История на българския светогорски манастир Зограф от 980 до 1840 г. София, 2005. С. 110; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 13-21. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.)

http://pravenc.ru/text/2458819.html

Распространению почитания Г. Л. в Сербии с XIV в. способствовало то, что Лесновский мон-рь в 1-й четв. XIV в. вошел в державу Неманичей. Управляющий этой областью вел. воевода (позднее севастократор и деспот) Иоанн Оливер в 1341 г. построил и украсил собор мон-ря. Несмотря на сохранившееся небольшое количество письменных свидетельств, о почитании Г. Л. в серб. землях свидетельствуют его изображения в росписях храмов XIV-XVII вв. В наст. время мощи Г. Л. находятся в Лесновском мон-ре ( Култови лица. С. 33), частицы их были заключены в серебряные чеканные ковчеги-реликварии, изготовленные в XVIII в. и на рубеже XVIII-XIX вв., находящиеся в музее мон-ря ( Поповска-Коробар. Лесновски ман-р. С. 87-88; кат. 23, 24). Посвящения храмов Г. Л. до последнего времени не было. О его почитании в России, кроме упомянутого выше посольства митр. Михаила, до XIX в. ничего неизвестно, память Г. Л. не указана в восточнослав. месяцесловах. Агиография Краткое житие Г. Л. содержится в 2 пергаменных южнослав. списках Пролога редакции Константина , еп. Мокисийского: САНУ. 53, 1330 г. (Лесновский, или Станиславов, Пролог написан в Лесновском мон-ре), среднеболг. извод. Л. 115-115 об.; НБС. Рс 705, 1-я пол. XIV в., серб. извод (Пролог Ковачевича). Л. 87 об. Тексты практически не отличаются. Наиболее вероятное время создания краткого жития - 2-я четв. XIII в. Пространное житие Г. Л. дошло в неск. списках не ранее 1347 г. (напр.: НБКМ. 988. Л. 32-39 об.), переписано в 1868 г. протопопом Иоанном Христевым из Кратова (см.: Стоянов М. , Кодов Хр. Опис на славянските ръкописи в Софийската Народна библиотека. София, 1964. Т. 3. С. 143-144). Его древность подтверждается житийной иконой, датируемой ок. 1626 г. Датировка этого жития, дошедшего в позднем списке, затруднительна, но скорее всего оно написано не ранее рубежа XVI-XVII вв. Типологически принадлежит к группе т. н. народных житий болгаро-македон. св. отшельников ( Иоаким Осоговский , Иоанн Рильский, Прохор Пшинский ), старшее из к-рых (Иоанна) датируется XI-XII вв. Сюжет с убийством Маврагана при содействии Г. Л. («святой убийца», собственноручно вершивший суд над грешниками) имеет ряд аналогий в балканской агиографии XIII-XIV вв. (напр., чудо св. Димитрия Солунского о царе Калояне, св. Саввы Сербского о болгарине Стрезе, св. кор. Стефана Дечанского о чельнике Ивое и воеводе Юнце) и скорее всего навеян 2 первыми образцами, к-рые в отличие от него повествуют о конкретных исторических личностях. Текст памятника изобилует новоболг. (македон.) формами, к-рые трудно отнести только на счет переписчика XIX в. Известие жития, что «патриархъ Болгарски во гратъ Терново убояся сожжение ради, прыиде и взем мощи преподобнаго, принесе и положи и въ Тапезицъ у Святых Апостол», возможно, написано после случившегося незадолго до этого сожжения турками мощей св. Саввы Сербского (1594). Гимнография

http://pravenc.ru/text/161373.html

П. с. как можно реже, раньше запирать ворота и т. д. 29 окт. после литургии было совершено соборное молебствие о защите скита его небесным покровителям - св. Бесплотным силам и св. Иоанну Предтече. Во исполнение декрета СНК от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» мон-рь и И. П. с. были официально закрыты. 25 февр. того же года в И. П. с. явились 4 красногвардейца, осмотрели храмы в поисках золота и серебра, а также колокольню, где ожидали найти пулемет. После составления описи церковного имущества, в т. ч. богослужебных сосудов и икон, они удалились. На следующий день братия И. П. с. отслужила молебен и освятила храмы и святыни. 4 марта, в Прощеное воскресенье, чин прощения был проведен не в мон-ре, а в И. П. с., т. к. нельзя было оставлять его без братии. Схиигум. Павел (Драчев). Фотография. 1970-1981 гг. (Архив Оптиной Пустыни) Схиигум. Павел (Драчев). Фотография. 1970-1981 гг. (Архив Оптиной Пустыни) Община смогла продолжить существование в официально закрытой Оптиной пуст. под видом сельскохозяйственной артели, службы велись преимущественно в Казанском соборе мон-ря. В 1923 г. артель была ликвидирована, а оставшихся монашествующих выселили. Последний скитоначальник прп. Нектарий был арестован в том же году, после выхода из тюрьмы жил в Брянской губ., сначала в с. Плохине (ныне Ульяново Калужской обл.), затем в с. Холмищи (ныне Калужской обл.), где умер в 1928 г. В 1919-1928 гг. на территории мон-ря и И. П. с. действовал музей «Оптина пустынь», находившийся в ведении Главнауки. Директор музея Л. В. Защук (впосл. схим. прмц. Августа) пыталась сохранить здания, церковные ценности, помогала верующим. Нек-рым монахам удалось устроиться сотрудниками музея, работала в нем и духовная дочь прп. Нектария Н. А. Павлович . Весь оптинский архив (в котором объединили б-ки мон-ря и И. П. с.) разместили в здании ц. св. Льва, еп. Катанского, и прп. Иоанна Рильского. После закрытия музея архив был передан в Гос. б-ку им. В. И. Ленина, ныне он размещен в фондах 213 (собственно архив) и 214 (собрание рукописей) ОР РГБ.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никифор (Перич), митр. Рашко-Призренский. Фотография. 10-е гг. XX в. [Серб. (Перич Никола; 4.12.1862, с. Баранда, обл. Банат, Княжество Сербия - 1.02.1918, Рильский мон-рь, Болгария), митр. Рашско-Призренский в 1901-1911 гг. Род. в семье Петра и Олимпиады Перичей. Учился в начальной школе в родном селе, затем в гимназии и семинарии (богословии) в Белграде. 14 сент. 1880 г. принял монашеский постриг в монастыре Врачевшница, в том же году рукоположен во диакона, 1 марта 1881 г.- во иерея. В 1892 г. окончил Богословскую школу на о-ве Халки. Последовательно исполнял обязанности чиновника в канцелярии митр. Сербского Михаила (Йовановича) , старейшины монастыря Раваница , преподавателя вероучения в серб. гимназии и настоятеля ц. Апостолов в Стамбуле, протосинкелла Скопской епархии. Издал перевод с греч. языка документа «Общие положения управления церковными и народными вопросами православных христиан, подданных его величества султана: Под управлением Вселенского престола» (Опште одредбе о управи црквених и народних послова православних поданика Ц. Величанста Султана: Под управом престола 1888 г. Београд, 1900). 21 янв. 1901 г. в Стамбуле в патриаршем храме хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Рашско-Призренским (см. в ст. Рашско-Призренская епархия ). Учредил в епархии регулярный духовный суд, рассмотрение финансовых дел передал смешанным судебным коллегиям, состоящим из священнослужителей и мирян. Для распространения духовного просвещения учредил в Призрене Просветительский комитет, а в небольших городах - подкомитеты. В 1902 г. просил митр. Черногорско-Приморского Митрофана (Бана) разрешить возродить монастырь Доволя , но против этого выступили турецкие власти ( П. Три документа из ucmopuje kpaja//Гласник Зabuчajhor мyзeja: Прилози. 2005. 4. С. 139-150). Н. стал инициатором перевода рус. монахов из афонской келлии свт. Иоанна Златоуста в серб. мон-рь Дечаны , 27 янв. 1903 г. он подписал с иером. Кириллом (Абрамовым) соответствующий акт. Несмотря на возрождение этой древней обители благодаря русским монахам, серб. общественность расценила их появление как «захват русскими сербского монастыря», в прессе эта история получила название «дечанской аферы». В результате общественного давления в 1910 г. рус. монахи были отозваны из обители (см. подробно в ст. Дечаны ). В 1911 г. из-за разногласий с серб. церковными деятелями относительно судьбы мон-ря Дечаны и по вопросам развития образования Н. был вынужден уйти с кафедры. В начале первой мировой войны он арестован болг. оккупационными войсками и интернирован в Болгарию.

http://pravenc.ru/text/2565498.html

1 мая 1897 г. на месте разобранной домовой церкви архиеп. Тверской Димитрий (Самбикин) в сослужении прав. Иоанна Кронштадтского заложил теплый 3-престольный храм, главный придел к-рого был освящен 15 сент. 1901 г. в честь Андрониковой иконы Божией Матери. 17 сент. были освящены левый придел во имя святителей Григория Армянского, Иннокентия Иркутского, прп. Иоанна Рильского и вмч. Димитрия Солунского и правый придел во имя Всех святых. 5-главый Андрониковский собор, построенный по проекту московского архит. Н. П. Маркова, примкнул к полуразвалившемуся больничному корпусу с воротами и звонницей. В соборе находилась святыня В. м.- Андроникова икона Божией Матери , приобретенная для мон-ря Сивохиным и перенесенная 1 мая 1885 г. из С.-Петербурга. Указом Синода с 1 мая 1887 г. в В. м. совершалось ежегодное празднование иконе. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1910–1912 гг. Архит. А. П. Аплаксин. Подворье мон-ря в С.-Петербурге. Фотография. 1913 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1910–1912 гг. Архит. А. П. Аплаксин. Подворье мон-ря в С.-Петербурге. Фотография. 1913 г. К нач. XX в. в обители находились 2-этажный деревянный игуменский корпус, 3-этажный каменный корпус для именитых гостей, соединявшийся с колокольней, больничный корпус с богадельней, 18 двухэтажных корпусов, 2 гостиницы, школа, 11 деревянных домов. За оградой были расположены 4 дома для священников, 2-этажная гостиница, 2 странноприимных дома, хозяйственные дворы, сады и огороды. В. м. был самой крупной жен. обителью Тверской епархии, в нем проживало до 700 сестер, служили 5 священников и диакон, в т. ч. иерей М. В. Беневоленский, отец сщмч. Димитрия Беневоленского . В 1906 г. настоятельницей стала игум. Досифея II, в 1914 г.- игум. Амвросия. Среди подвижниц В. м. известны схим. Пелагея ( 1884), по молитвам к-рой совершались исцеления; ученицы старцев Адриана Югского и Петра Томаницкого монахини Макария (Короткова) и Мария (Анисимова). Действовали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские, приют для девочек, школа грамоты, преобразованная в 1914 г. в церковноприходскую. В годы первой мировой войны мон-рь продал пустошь Стойково и на вырученные деньги устроил лазарет для раненых. В 1914 г. послушницы В. м. трудились в Царскосельской общине сестер милосердия.

http://pravenc.ru/text/161133.html

В. (списки: Хиландар. 405, ок. 1400 г.; Черногория. Мон-рь Николяц. 48. Л. 1-99 об., 2-я четв. XV в.; Болгария. Нац. музей «Рильский мон-рь». 4/14. Л. 1-90 об., 1456 г.; Хорватия. Загреб. Архив ХАЗУ. III a 47. Л. 166-208, 1469 г.; и др.- см.: Trost K. Untersuchungen zur Übersätzungstheorie und - praksis der späteren Kirchenslavischen: Die Abstrakta des Hexameronübersätzung des Zagreber Zbornik von 1469. Münch., 1978; 1985. С. 157-164; 1999. 10). Во 2-й пол. XIV в. болг. книжники перевели (вероятнее всего, в К-поле) в составе т. н. Студийской коллекции (см.: Юфу З. За десеттомната колекция Студион (из архива на румънския изследвач Й. Юфу)//Проучвания по случай II Конгрес по балканистика. София, 1970 (=Studia balcanica; 2). С. 299-344) минейные беседы В. В. на Рождество Христово (беседа 27, «На святое Рождество Христово», нач.: «Христово рождьство своиствъное - убо и пръвое и особное его божьства млъчанием да почитаеться...»), на Богоявление (беседа 13, «Побудительная к принятию св. Крещения», нач.: «Премудрыи убо Соломон, иже в житии вещем времена разделяе...») и на 40 мучеников (беседа 19, «На святых 40 мучеников»; нач.: «О мученичьскые памяти которая убо будет сытость...»), а также надписанную именем В. В., но не принадлежащую ему триодную беседу на Пятидесятницу, при этом 1-я и 3-я из них были переведены заново. Заметное место сочинения В. В. занимают в 1-й трети XVI в. среди переводов прп. Максима Грека - 16 слов с толкованиями на псалмы Давидовы, а также целый ряд поучений и правил ( Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. С. 40, 55-59, 66; Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. Л., 1984. С. 148-149, 182-184). Неисследованным остается происхождение и время перевода небольшого сборника, к-рый представлен рус. списком XVI в.- ГИМ. собр. А. С. Уварова. 357-4°/Царск. 27 (см.: Строев П. М. Рукописи славянские и российские, принадлежащие... И. Н. Царскому. М., 1848. С. 11-12). Сборник надписан именем В. В. и содержит следующие сочинения: минейные гомилии на предпразднства Рождества и Богоявления, мч.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Пас овец и заботился о родителях, после смерти которых по неизвестной причине на него начались гонения со стороны односельчан (жители Скрино до сих пор в болг. фольклоре именуются «святогонцами»). В 25 (или в 20) лет, решив принять монашество, И. Р. раздал имущество бедным и тайно ушел в один из близлежащих мон-рей, где принял постриг. Вскоре он покинул обитель и поселился в хижине на высокой пустынной горе, где часто подвергался бесовским искушениям. Из-за нападений разбойников был вынужден уйти и после скитаний вдоль р. Струмы поселился в Рильских горах в дупле дерева в местности Голец, а затем в пещере на возвышенности Вертеп (Въртоп). Здесь его нашел юноша (согласно Житию, написанному патриархом Тырновским Евфимием , племянник И. Р.) Лука, к-рый хотел тоже стать отшельником. Когда юношу укусила змея, то по молитве И. Р. она превратилась в камень, к-рый впосл. стал целебным. Согласно патриарху Евфимию, прожив здесь 12 лет, И. Р. углубился в горы и 7 лет и 4 месяца жил на скале высотой 40 саженей (ок. 80 м). К этому периоду Георгий Скилица относит начало распространения славы о святом. Когда его нашли пастухи, он совершил неск. исцелений и стал известен болг. царю Петру. Анонимное болг. житие сообщает, что царь и И. Р. писали друг другу письма, патриарх Евфимий даже приводит содержание 2 из них, однако существование этой переписки скорее агиографическая легенда, чем исторический факт. О роли И. Р. в основании Рильского мон-ря источники сообщают по-разному. Согласно древнейшему Анонимному болг. житию, святой подвизался в одиночестве и встречался только с людьми, к-рые просили у него исцеления. Георгий Скилица сообщает о последователях святого, к-рые устроили вокруг его пещеры кельи и мон-рь, но подвижник 12 последних лет жизни провел в уединении. Под влиянием позднего и, по мнению мн. исследователей, малодостоверного «Завета...» в церковной лит-ре наиболее часто И. Р. известен как основатель и игумен обители, к-рый выбрал себе преемником игум. Григория и оставил ученикам духовное завещание.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793, г. Банско, ныне Болгария - 4.01.1881, Рильский мон-рь), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель. Начальное образование получил в Банско у своего отца, свящ. Петра Бенина. С 1811 г. в Рильском монастыре учился живописи у Т. Вишанова , в Болгарско-греческом уч-ще изучал греч. язык. В 1818 г. принял монашество с именем Неофит. В период с 1821 по 1827 г. учился в греч. школе в г. Мелник, где начал работу по составлению греческо-болг. словаря (Словарь греко-славянский. Цариград, 1852). В 1827 г. в г. Самоков открыл Славяно-греческое уч-ще (действовало до 1831) и был секретарем греч. митр. Самоковского Игнатия. В 1831-1833 гг. был секретарем Рильского монастыря, потом ездил по разным городам для сбора милостыни на ремонт обители после пожара. В 1834-1835 гг. в Бухаресте слушал лекции по педагогике. В этот период составил «Болгарскую грамматику» (Болгарска грамматика. Крагуевац, 1835), издал т. н. Взаимно-заучиваемые таблицы (Взаимноучителни таблици. Крагуевац, 1835. Букурещ, 1848) и «Священный краткий катехизис» (Крагуевац, 1835). Затем работал учителем в школе в Габрово, одном из главных центров болгарского возрождения, в обучении отдавал приоритет болг. языку. Занимался подготовкой учителей для работы в др. школах. Сербский кн. Милош Обренович (см. в ст. Обреновичи ) предложил ему принять епископский сан в Сербской Православной Церкви, но М. отказался. После недолгого проживания в мон-ре близ Пловдива и на Афоне он учительствовал в 1837-1839 гг. в г. Копривштице. В 1839-1848 гг. жил в Рильском мон-ре, преподавал в монастырской школе, занимался составлением б-ки, переводами и писательством. По поручению Лондонского библейского об-ва при помощи серба К. Огняновича перевел с церковнослав. языка на болгарский НЗ (Смирна, 1840), но К-польская Патриархия в 1841 г. запретила распространение этого перевода якобы из-за допущенных в нем ошибок.

http://pravenc.ru/text/2564984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД БОЛГАРСКИЙ болг. царь нач. XI в. Под этим именем в Болгарской Православной Церкви как преподобный почитался старший брат болг. царя Самуила . Древнейшее упоминание Д. Б. содержалось в перечне болг. царей в составе Зографского помянника, переписанного в 1502 г. Оригинал памятника не сохранился, текст известен по копии, сделанной в 1852 г. К. Д. Дмитриевым-Петковичем и опубликованной А. Ф. Гильфердингом ( Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 489). В Истории иером. Паисия Хиландарского он стоит 3-м в списке болг. святых. О Д. Б. сообщается, что он добровольно оставил царство брату Самуилу, ушел в мон-рь, жил свято и богоугодно, но недолго, его мощи были извлечены нетленными и перенесены в Охрид ( Паисïя Хилендарского î еромонаха Îсторïа славноболгарска, собрана и нареждена в лто 1762. София, 1914, 2000р). Практически те же сведения сообщает считающаяся независимой от «Истории» Паисия «Icmopia вкратц о Болгарословенском народ» и сопровождающий ее перечень «Святии от Българского народа» в списке 1785 г. (Zogr. 263) ( Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 628-630, 636, 641). По поводу источника этих сведений М. Дринов предположил, что иером. Паисий знал ныне не сохранившееся Житие Д. Б. ( Дринов М. Исторически прглед на Бълг. Църква. Виена, 1869. С. 484). Но В. Златарский пришел к выводу, что источником для иером. Паисия служило изображение «святаго Давида царя болгарского» в «Стематографии» Х. Жефаровича (Виена, 1741), где оно помещено после изображений святых Симеона Немани и Стефана Первовенчанного. Изображения Д. Б. присутствуют в неск. храмах: в ц. св. Георгия мон-ря Зограф работы Митрофана Зографа (1817), в Рильском мон-ре (1845) и в Троянском мон-ре (1847-1848) работы Захария Зографа ( Василев А. Бълг. светци в изобразителното изкуство. София, 1987. С. 66-67). Златарский первым высказал мнение, что Д. Б.- это комитопул Давид, старший брат царя Самуила ( Златарски В.

http://pravenc.ru/text/168544.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010