Паломн. Этерии – К источнику воды живой: Письма паломницы IV века/Пер. с лат. и комм. Н. С. Марковой-Помазанской//Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. М., 1994. (Страницы указываются по этому – не всегда точному переводу. См.: Etheria. Journal de Voyage. Texte Latin, introduction et traduction de Helene Petre. Paris, 1971 (SC, 21). Полибий. Ист. – Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Т. П. СПб., 1995. Пост. Апостольские – Постановления Апостольские. (В русском переводе). Казань, 1864. Прокошев. Didascalia – Прокошев А. П. Didascalia Apostolorum и первые шесть книг Апостольских Постановлений. Историко-критическийкое исследование в области источников церковного права. II. Приложение: Didascalia Apostolorum (текст памятника в русском переводе). Томск, 1913. Роберсон. ВХЦ – Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви: Церковно-исторический справочник. СПб., 1999. Рубан. КМ, 2002 – Рубан Ю. Как молились в Святой Софии Новгородской? Λитургия и Панихида XIII столетия. СПб., 2002. Рубан. Проблемы – Рубан Ю. Проблемы и задачи российской литургики//Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2009 с. 333–341. Рубан. С берегов – Рубан Ю. С берегов Энареса на берегах Невы//Studio: Журнал для изучающих иностранные языки. СПб.: СПбГУ, 2001, 1, с. 30–33; с. 27–32; 3, 27–34. Рубан. СВХ – Рубан Ю. Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ, Син. 604/343, конец XII – начало XIIIb.): (Описание, тексты, комментарии)//УЗ РПУ. М., 1996. Вып. 2, с. 99–129. Рубан. Сретение – Рубан Ю. Сретение Господне/Отв. ред. О. П. Лихачева. СПб., 1994. Руфин. Жизнь – Руфин. Жизнь пустынных отцев. С-ТСЛ, 1898. Санчурский – Санчурский Н. В. Римские древности. М., 1995. Скабалл. I, II, III – Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910, 1913, 1915. Вып. I-III (Репринт: М.: Паломник, 1995). CK XI-XIII – Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. М., 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

I. S. E piphanïus : Opera omnia, Gr. et Lat., Dionysius Petavius ex veteribus libris recensuit, Latine vertit et animadversionibus illustravit. Paris, 1622, 2 vols. fol. To же самое издание перепечатано с добавлениями в Кельне (или, скорее, Лейпциге), 1682, также J. P. Migne, Petit-Montrouge, 1858, 3 vols. (tom. xli-xliii в Migne, Patrologia Graeca). Πανριον или Panaria Епифания, вместе с его Anacephalaeosis, с латинским переводом обоих трудов Петавием, также издавались отдельно: Fr. Oehler, как tom, ii-iii, в его Corpus haereseologicum, Berol., 1859 – " 61. (Вторая часть tom. iii содержит Animadversiones Петавия, а также Α. Jahn, Symbolae ad emendanda et illustranda S. Epiphanii Panaria.) II. Hieronymus : De viris illustr., c. 114, и в нескольких его посланиях по поводу оригеновских споров, Ерр., 66 sqq. ed. Vallarsi. Socrates : Hist. Eccl., 1. vi, с. 10–14. Sozomen : Η. E., viii, 11–15. Древние биографии, полные вымысла, см. в Migne, tom. i, и в Petav., ii, 318 sqq. Vita Epiph. в Acta Sanctorum for May, tom. iii, die 12, pp. 36–49 (также перепечатано в Migne ed., tom. i). Tillemont : Mémoires, tom. x, pp. 484–521, и примечания, pp. 802–809. Fr. Arm. Gervaise : Uhistoire et la vie de saint Epiphane. Par., 1738. Fabricius : Biblioth. Graeca, ed. Harless, tom. viii, p. 255 sqq. (также репринт в Migne, i, 1 sqq.). W. Cave : Lives of the Fathers, iii, 207–236 (новое оксфордское издание). Schröckh : Th. x, 3 ff. R. Adelb . Lipsius : Zur Quellenkritik des Epiphanies. Wien, 1865. (Критический анализ более древней истории ересей, Епифаний, Haer. 13–57, с особым вниманием к гностическим системам). Епифаний 1995 , прославившийся в основном благодаря своей учености и нетерпимой ортодоксии, родился близ Элевтерополя в Палестине между 310 и 320 г. и погиб в море, в престарелом возрасте, по пути из Константинополя на Кипр в 403 г. Согласно преданию, истинность которого не доказана, но вполне вероятна, он был сыном бедных иудеев и воспитывался в семье богатого иудейского законника, пока на шестнадцатом году жизни не принял христианскую веру 1996 , – первый пример, не считая апостола Павла, образованного иудейского обращенного и единственный – среди древних отцов церкви, ибо все остальные отцы церкви либо рождались от христианских родителей, либо обращались из язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

– URL: http://parusa.narod.ru/bib/books/ws_loc/ (дата обращения: 22.12.2015). 16. Еремин И.П. Житие Епифания. Легенды о Никоне./История русской литературы: в 10 т./АН СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. II. Ч. 2. Литература 1590-х – 1690-х гг. 1948, с.322-329 (Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [Электронный ресурс]. – URL: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/i22/i22-3222.htm (дата обращения: 22.12.2015). 17. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В 2-х томах/Сост. Г.М. Прохоров. Под общ. ред. В.В. Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. 688 с. 18. Карманова О.Я. Автобиографическая записка Соловецкого инока Епифания (к проблеме мотивации текста)./Старообрядчество в России (XVII – XX вв.): Сб. науч. трудов./Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: «Языки русской культуры», 1999. С. 247-255. 19. Карманова О.Я. Об одном из источников выговского Жития инока Епифания./Труды Отдела древнерусской литературы/Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Гл. ред. серии Д.С. Лихачев, Ред.: А.А. Алексеев, М.А. Салмина. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. Т.49, с. 410-415. 20. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси (репринт). М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 230 с. 21. Малышев В.Н. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума»/Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Л., 1985. С.277-322. 22. Пашков А.М. Троицкая Сунорецкая пустынь в истории России./Кондопожский край в истории Карелии и России (материалы III краеведческих чтений, посвященных памяти С.В. Шежемского (7-8 апреля 2000г.). Петрозаводск-Кондопога, 2000г./Жемчужина Карелии город Кондопога [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kondopoga.ru/_history/?H12.php (дата обращения: 24.11.2015). 23. Понырко Н.В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в выговской старообрядческой культуре./Труды Отдела древнерусской литературы/Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв.

http://bogoslov.ru/article/5098303

Творения, оригинальный текст Migne,PG. – Т. 80–84. A. Mohle. Theodoret von Kyros, Komnentar zu Jezaia.//Mutteilungen des Septuaginta-Unternehmens der Wissenschaften zu Gottingen. – Bd. V. – Berlin, 1932. L. Parmentier. Theodoret. Kirchengeschicte.//Die griechischen christlichen Schriftsteller. – T. 19. – Leipzig, 1911. SChr.: Theodoret de Cyr. Commentaire sur Isaie. – T. 276, 295, 315. – Paris, 1980–1984. – Correspondance,lettres I-LII. – T. 40. – Paris, 1982. – Correspondance, lettres 1–95. – T. 98. – Paris, 1964. Correspondance, Iettres 96–147. – Till. – Paris, 1965. – Correspondance. – T. 429. – Paris, 1998. – Histoire des moines de Syrie. – T. 234, 257. Paris, 1977 – 1979. – Therapeutique des maladieshelleniques, v. 1 –2. – T. 57. – Paris, 1958. Творения , русский перевод Блаженный Феодорит. Толкование на Песнь Песней (на слав. яз. ). – М., 1840. Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского. – Ч. 1–7. – М., 1855–1861. Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. Письма (ч. 1 – 2). – Ч. 7–8. – Сергиев Посад, 1907–1908. История боголюбцев, или Повествование о святых подвижниках, блаженного Феодорита . – СПб., 1853. – То же. – Репринт. – М., 1996. Церковная история Феодорита , епископа Киррского. – СПб., 1852. Литература Глубоковский Н. Блаженный Феодорит . – Т. 1–2. – М., 1890. Глубоковский Н. Историческое положение и значение личности бл. Феодорита , епископа Киррского.//Прибавления к творениям святых отцов. – М., 1891. – Ч. 47. – С. 309–396. Горский А., протоиерей. Жизнь блаженного Феодорита , епископа Кирского.//Прибавления к творениям святых отцов. – М., 1855. – Ч. 14. – С. 309–396. Малушкович В. Блаженный Феодорит Кирский как толкователь Ветхого Завета. – Л., 1959. Artzer J. J. The Imagery in the De providentia and the Graecorum affectionum curatio of Theodoret of Cyr. – The Catholic University of America, 1970. Ashby G. W. Theodoret of Cyras as Exegete of the Old Testament. – Grahamstown, 1972. Asmus J. R. Theodorets Therapeutik und ihr Verhaltnis zu Julian.//Byzantinische Zeitschrift. – Leipzig, 1894. – T. 3. – S. 116–145.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

611 . Камелов Н. Усадьбы Вологодской губернии//Столица и усадьба. – 1917. – 81/82. – С. 9–19. Об усадьбе Покровское – с. 9:612. Евдокимов И. В. Север в истории русского искусства. – Вологда: изд. Союза сев. кооп. союзов, 1921. – 231 с.: ил. Об усадьбе Покровское – с. 65–66, 120–121, 128, 136–137, 144:613. Ланцов А. Покровское – это чудо//Крас. Север. – Вологда, 1974. – 9 авг. 614 . Аринин В. Прелестное Покровское и другие//Крас. Север. – Вологда, 1985. – 13 авг.: ил. 615 . Белова H. H. Книги из Покровского//Крас. Север. – Вологда, 1985. – 22 сент. Из истории книжного собрания Брянчаниновых. 616 . Александров Ю. Не отрекаются, любя…//Крас. Север. – Вологда, 1991. – 11 сент. О судьбе усадьбы и парка в Покровском. 617 . Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. – Репринт. изд. 1914 г. – СПб.: Компьютер. информ. служба, – 364 с.: ил. – Из содерж.: «Покровское»: Усадьба Брянчаниновых. – С. 303–310: ил. 618 . Балакшин Р. Драгоценный автограф//Крас. Север. – Вологда, 1992. – 31 июля; Благовестник. – Вологда, 1992. – Июль–авг. – С. 4. О книге В. Измайлова «Путешествие в полуденную Россию» из фондов Вологодской областной библиотеки с автографом, принадлежащим, по мнению автора, отцу свт. Игнатия. 619 . Пребывание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Вологодской области: «Остались самые добрые впечатления»/Записал Н. Гусев//Сел. правда. – Грязовец, 1992. – 18 авг. О впечатлении Его Святейшества от посещения родины свт. Игнатия. 620 . Пудожгорский В. 100 литературных мест Вологодской области. – Вологда: Б. и., 1992. – 59 с. Об усадьбе Покровское – с. 30:621. Балакшин Р. В Покровском//Крас. Север. – Вологда, 1995. – 13 мая. 622 . Тарасов А. П. Гений места/Записала Н. Серова//Крас. Север. – Вологда, 1996. – 1 февр. – С. 3. Беседа с гл. врачом туберкулезного санатория «Покровское», в т. ч. о восстановлении усадьбы. 623 . Аринин В. Гибель усадьбы//Рус. Север. – Вологда, 1997. – 7 окт. – С. 11: ил. – (Дворянские гнезда). Об усадьбе Юрово (Грязовецкий район). 624 . Аринин В. «Прелестное Покровское»: История и легенды знаменитой усадьбы от А. Брянчанинова до В. Позгалева//Рус. Север. – Вологда, 1997. – 26 сент. – С. 4: ил.; 30 окт. – С. 14: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

In XL Martyres Ia, изд. О. Lendle, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 135–142. In XL Martyres Ib, изд. О. Lendle, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 143–156. In XL Martyres II, изд. О. Lendle, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 157–169. In sanctum Pascha (vulgo In Christi resurrectionem oratio III), изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 245–270. In sanctum et salutare Pascha (vulgo In Christi resurrectionem oratio IV), изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 309–311. In sanctum Stephanum I, изд. О. Lendle, GNO X/1, Leiden 1990, стр. 73– 94. In sanctum Stephanum II, изд. О. Lendle, GNO X/1, Leiden 1990, стр. 95–105. In sextum Psalmum, изд. J. McDonough, GNO V, Leiden 1962, стр. 187– 193. Oratio catechetica magna, изд. E. Mühlenberg, GNO III/4, Leiden 1996. Oratio funebris in Flacillam imperatricem, изд. A. Spira, GNO IX, Leiden 1967, стр. 475–490. Oratio funebris in Meletium episcopum, изд. A. Spira, GNO IX, Leiden 1967, стр. 441–457. Refutatio confessionis Eunomii (vulgo C. Eun. liber II), изд. W. Jaeger, GNO II, Leiden 1960, стр. 312–410. Vita s. Macrinae, изд. V. Woods Callahan, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 370–414; изд. P. Maraval, SC 178, Paris 1971. Прочие источники Августин Иппонский, Confessionum libri XIII, изд. L. Verheijen, CChr. SL 27, Turnhout 1981. Августин Иппонский, De musica libri VI, Bibliothèque augustinienne 7 (texte de l " édition bénédictine), Paris 1947. Аристотель, Opera, I-II, изд. I. Bekker, Berlin 1831 (репринт 1960). Афанасий Александрийский , Contra gentes, изд. R.W.Thomson, Oxford 1971. Аэтий, Syntagmation, изд. L.R. Wickham, The Syntagmation of Aetius the Anomoean, in: Journal of Theological Studies, 19, 1968, стр. 532–569 (издание 540–544). Василий Кесарийский, Ad Petrum fratrem de differentia essentiae et hypostaseos (О различии между οσα и πστασις)=Василий, Ер. 38, PG 32, 325–340. Василий Кесарийский, Adversus Eunomium (Anatreptikos), изд. В. Sesboüé – G.M. Durand – L. Doutreleau, SC 299 a 305, Paris 1982– 1983. (Пс.?)Василий Кесарийский, De spiritu, PG 29, 768–774.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Душин О.Э. Истина и бытие в высокой схоластике: (Фома Аквинский и Дунс Скотт). Автореферат. канд. философ. наук. – СПб., 1992. Душин О.Э. Предмет и статус физики в средневековой схоластике (Фома Аквинский и Уильям Оккам)//Философия Уильяма Оккама: традиции и современность. – СПб., 2001. (VERBUM – Вып. 4). Еврейская энциклопедия. М., 1996. (Репринт).  Ефремова Н.В. О рецепции аверроистской поэтики Фомой Аквинским//Сравнительная философия. – М., 2000. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 1999.   Жильсон Э. Избранное: Христианская философия/Пер. с фран. – М.: РОССПЭН, 2004. Жильсон Э. Избранное: Христианская философия/Пер. с фран. – М.: РОССПЭН, 2004.   Жильсон Э. Работы Э.Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. – М., 1987. Вып. 1. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века//Богословие в культуре Средневековья. – Киев: Путь к истине, 1992. С.33–40. Жильсон Э. Философ и теология/Пер. с фран. – М.: Гнозис, 1995. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М.: Наука, 1994.   Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. С.191–197. История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.   История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение/Отв. редактор В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1986,  с.90–96. История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. – Т. 1. С.367–371. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962. История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века/Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995.   Йетс Ф.А. Искусство памяти. – СПб., 1997. С.91–100, 107–112. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

http://bogoslov.ru/person/3176926

Он постоянно напоминал нам: – От послушания рождается молитва, а от молитвы – богословие. Чему он сам научился от старца Иосифа, когда был молодым, тому учил и молодых монахов, у которых непрестанно рождались вопросы о молитве: как молиться вначале, что такое немногословная молитва 62 , что – сердечная молитва, разрешается ли во время молитвы содержать в уме образы? На все это он отвечал просто и ясно и, сам того не желая, открывал им свою меру постижения преестественных таинств Божественной благодати. Таинств этих достигли лишь те, «кто принял Его», Живодавца Христа, и кому Он «дал власть быть чадами Божиими» (ср. Ин. 1, 12 ), которые «от Бога родились» ( Ин. 1, 13 ). Немногословная молитва – это молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Чем меньше слов мы налагаем на ум, тем легче он их выучивает и содержит. Но образов молитвы множество. Каждый придумывает 63 свой образ молитвы в соответствии со своими чувствами и нуждами. Человек в умилостивительной, в благодарственной, в славословной молитве обращается к «Могущему спасти» (ср. Евр. 5, 7 ) Богу, дабы обрести искомую помощь и утешение. Тот, кто в мольбе, просьбе, славословии, благодарении и часто с похвальным бесстыдством просит Его настойчиво и с бездонным смирением, приклоняет безмерное человеколюбие и всеблагость Божию. Молитва все же является самым тяжким и утомительным занятием 64 , составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым) . Избранные изречения отцов… Авва Агафон. § 21. М, 1996 [репринт. изд.]. С. 48)., и потому Павел побуждает «быть постоянными в молитве» (ср. Кол. 4, 2 ). Это деятельность ума. Скитающемуся и получившему дурной навык в рассеянии и любопытстве уму не нравится ограничение и заключение в «темницу». Это бывает до тех пор, пока благодать не откроет дверь «чувства в Боге». Когда это произойдет, ум уже никогда не захочет отрезать себя от сладости единения с Богом, той сладости, в которой заключены наслаждение и пища Ангелов, слава и радость праведных и вкушение вечной жизни. Когда душа находится в безразличии и дреме и ум, стало быть, не движется на молитву, тогда мы изобретаем способы ее пробуждения, чтобы у потерявшей аппетит души пробудить чувство голода. У тех, чье «помышление... прилежит на злое» (см. Быт. 8, 21 ), у подпадающих под различные внешние воздействия усердие к молитве отсутствует в силу естественных причин. Тогда мы подвигаем сами себя разнообразными помышлениями и представлениями 65 , обращаем свой ум к страданиям Христа, составляя внутри себя картину 66 Его Распятия; размышляем о разнообразных муках миллионов исповедников нашей веры, о смысле нашего Божественного предназначения как богообразных существ, созданных по образу своего Творца. Все это пробуждает в нашем дремлющем уме чувство долга, если подвигнем еще и самоукорение, которым наш одурманенный внутренний человек приводится в чувство умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Многие сочинения написаны в форме сократического диалога, в котором перемешаны комедийные и морализаторские мотивы. Для истории Северного Причерноморья особый интерес представляет его диалог «Токсарис, или дружба», в котором вымышленные персонажи – грек и скиф – рассуждают о понятии дружбы в представлении греков и скифов. Примеры верной дружбы, приводимые скифом, расцвечены скифско-боспорскими «реалиями», многие из которых, несомненно, выдуманы автором и сближают его повествование с греческим романом. Тем не менее историки видят во многих именах и подробностях скифского быта детали, которые были почерпнуты Лукианом из неизвестных нам литературных источников, в частности, из так называемого «романа о Каллигоне» первых веков н. э., дошедшего в папирусных фрагментах. Издания: Luciani Samosatensis opera/Ex rec. С. Jacobitz. Bd. 1–3. Lipsiae, 1867–1872 (репринт: Hildesheim 1966); Luciani Opera/Ed. N. Nilén. 1–2. Lipsiae, 1906–1923; Lucian/Ed. by A. M. Harmon, K. Kilbum and M. D. MacLeod. Vol. I–VIII. Harvard, 1913–1967; Lucian/Ed. by M. D. MacLeod. 4 vols. Oxford, 1972–1987. Переводы: Лукиан. Собрание сочинений в двух томах/Под ред. Б. Л. Богаевского. Т. 1–2. М.; Л., 1935; Лукиан из Самосаты. Избранное. М., 1962; Лукиан. Избранное. Перевод с греческого. Проза и поэзия. М., 1996. Литература: Богаевский 1915. С. VIII–XLIV; Лосев 1979. С. 191–280; Нахов 1991. С. 5–22; Ростовцев 1925. С. 106–107; Allington 1927; Bompaire 1958; Householder 1941; Jones 1986; Schmeja 1972; Schwartz 1965. Скиф, или гость 1. Анахарсис 589 не первый прибыл из Скифии в Афины, руководимый желанием познакомиться с эллинской образованностью: рань­ше его прибыл Токсарис 590 , муж мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим знаниям, но происходивший не из царского рода и не из «колпаконосцев» 591 , а из толпы простых скифов, каковы у них так называемые «восьминогие», т. е. владельцы пары быков и одной повозки. Этот Токсарис даже не возвратился в Скифию, а умер в Афинах и немного спустя даже был признан героем; афиняне приносят ему жертвы как иноземному Врачу 592 : это имя получил он, будучи признан героем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

601. Рукопись является копией описанного выше манускрипта 5, датируемой 1932 и хранящейся в коллекции сирийских рукописей колледжей Selly Oak в Бирмингеме (коллекция А. Минганы). 8) Birmingham, Selly Oak Colleges Library, Minghana syr. 86. Антология монашеских текстов, написанная около XIII в., содержит фрагменты Бесед 14 и 20, а также Беседы 25 и 26 из 2–го тома. Рукопись хранится в коллекции сирийских рукописей колледжей Selly Oak в Бирмингеме (коллекция А. Минганы). 9) Tehran, Issayi Collection, ms. 5. Эта рукопись, законченная около 1900 года, содержит 133 страницы, написанных восточно–сирийским шрифтом. Заглавие текста и надпись в конце книги свидетельствует о том, что рукопись содержит «третий том (palguta da–tlat) мар Исаака». Из семнадцати входящих в него Бесед, надписанных именем Исаака, известны только Беседы 14—15 (соответствующие Словам 22 и 40 из 1–го тома) и 17 (соответствующая Беседе 26 из 2–го тома). Таким образом, это единственная известная науке рукопись, содержащая «третий том» творений Исаака Сирина. До недавнего времени рукопись хранилась в коллекции халдейского архиепископа Тегерана мар Юханнана Иссайи, однако после его смерти местонахождение ее неизвестно. В нашем распоряжении имеется ксерокопия рукописи. 120 J. — B. Assemani. Bibliotheca Orientalis. T. I. P. 160; Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 3. М., 1859 [репринт М., 1996]. С. 175. 121 См. [Священник И. Н. Четверухин]. Сведения о преподобном Исааке Сирине и его писаниях. — Иже во святых отца нашего Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. VIII. 122 Произведения, включенные в 1–й том Исаака, мы называем «Словами», а включенные во 2–й том — «Беседами». Делается это для того, чтобы удобнее было различать между обоими томами. В сирийском оригинале литературный жанр произведений Симеона вообще никак не определен. 123 Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 3. С. 175. 124 Окончательные выводы относительно соответствия сирийской и арабской версий сочинений Исаака можно будет сделать только после публикации арабской версии, до настоящего времени остающейся под спудом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010