Сербский патриарх Гавриил (Раич) приехал в русскую столицу «на вечное житье» 28 мая 1654 г. (АЮЗР 8, 383 44); Белокуров 1882а, 32 – 33) и остался в Москве, несмотря на начавшуюся эпидемию. Патриарх Никон благословил его рукополагать священников и диаконов (Николаевский 1882, 752). Сербский патриарх скончался в 1659 г. (Успенский 1998, 643). В Чюдове монастыре... – Чудов-Алексеевский-Архангело-Михайловский монастырь в Москве, в Кремле. На месте монастыря в XIV в. находился конюшенный двор, подаренный ханом Джанибеком митрополиту Алексию, исцелившему от болезни ханшу Тайболу. В ознаменование этого события святитель Алексий в 1365 г. на месте двора построил монастырь с церковью во имя Чуда архистратига Михаила – Зверинский 2, 407 а На обороте первого столбца (л. 1 об.) запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексию Михайловичу всея Великия и Малыя Росии самодержцу. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. 5.Письмо патриарха Никона с просьбой о помиловании Романа Боборыкина (сентябрь 1656 г.) РГАДА , ф. 142, он. 1, д. 387. Автограф. Бумага с филигранью «Голова шуга» типа: Дианова 1997, (1656). Письмо изд. дважды: Письма 1848, 304 387); Аполлос 1859, 149 – 150. 1646 , а Милостивый великий государь царь и великий князь Алексей Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии! буди Роману и нам. Изволь ево, великий государь, на поруки выкинуть. Богомолец ваш, государев, смиреный Никон патриарх в Чашникове селе Ивана Алексеевича обретаюсь за 2 часа. Здрав буди, святый царю, и благочестен со всеми своими! Примечания Милостив буди Роману Бабарыкину... – Роман Федорович Боборыкин упоминается в боярских книгах как стольник в 1627 – 1658 гг., как дворянин московский в 1668 г., как дворянин, сопровождающий в походах царицу Наталию Кирилловну, в 1676 г. и 1677 г.; скончался около 1682 г. – Указатель 1853, 34. С 1642 г. до 28 октября 1644 г. возглавлял Холопий приказ – Богоявленский 1946, 205. В 1631 г. Р.Ф. Боборыкин был воеводой в Шацке, в 1636 – 1638 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Ι. Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1. Св. Савва I 1219 -1233, 1236 2. Св. Арсений I 1233 -1263 3. Св. Савва II 1263-1271 4. Даниил I. 1271 -1272 5. Св. Иоанникий I 1272 -1276,1279 6. Св. Евстафий I 1279 -1286 7. Св. Иаков 1286 -1292 8.Св. Евстафий II 1292 -1309 9. Св. Савва III 1309 -1316 10. Св. Никодим I 1317 -1324 11. Св. Даниил II 1324 -1337 12. Св. Иоанникий II 1338 -1346 Патриархи 1. Св. Иоанникий II. (1338) -1346 -1354 2. Св. Савва IV 1354 -1375 3. Св. Ефрем 1375 -1379 4. Св. Спиридон 1379 -1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 -1392, 1399 5. Даниил III 1392 -1398 6. Савва V 1398 -1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 -1419 9. Св. Никон 1420 -1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 -1453 12. Арсений II 1455 -1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557-1571, 1574 14. Антоний 1571 -1575 15. Герасим 1575 -1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 -1591 19. Филипп 1591 -1592 20. Иоанн 1592 -1614 21. Паисий I 1614 -1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648-1655, 1659 23. Максим 1655 -1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 -1690, 1706 25. Каллиник I 1691 -1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 -1712 27. Моисей (Райович) 1712-1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 -1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739-1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 -1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 -1763 37. Василий (Бркич) 1763 -1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 -1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 -1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 -1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 -1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 -1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889-1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 -1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 -1920 II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

В 1641 году митрополит Скопийский Симеон получил разрешение в Москве на сбор пожертвований в пользу страдающего сербского народа. С этого времени иерархи Сербской Церкви неоднократно приезжали в Россию и увозили отсюда доброхотные дары русских людей. А Патриарх Гавриил I (Раич) в течение двух лет жил в Москве. (После возвращения в Сербию он был обвинен в государственной измене и в 1659 году повешен турками.) Нашел приют в России и бежавший от гнева турок Патриарх Василий Бркич. В 1772 году он скончался в Петербурге, где в Лавре и был похоронен. В XVIII столетии в пределах нынешней Украины нашли приют тысячи православных сербов. Когда-то они покинули родину из-за турецкого гнета и переехали в Австро-Венгрию, но и там встретили унижение и несправедливость. Братское отношение юго-западных славян к единоверным и единокровным русским людям выразилось в ответе Митрополита Черногорского Петра I французам, предложившим по указанию Ватикана отказаться от сношений с Россией взамен на предоставление ему титула Патриарха всех сербов и 200 тысяч франков. «Русские нам не враги, — говорил Митрополит, а братья по вере и племени, любят нас, как и мы любим их... Славяне лишь от союза с могущественной и родной Россией ждут себе спасения и славы... Без русских — пропасть и всем другим славянам!» . О том, что черногорцы получали поддержку от братского православного русского народа, В.В.Макушев (XIX в.) свидетельствует так: «При посещении мною Черногории в 1865 году в ней было 12 школ — главная четырехклассная в Цетине (Цетинье) и 11 меньших с 2 классами в более населенных местностях. Тогда предполагалось открыть еще три школы; ныне же насчитывается до 30 школ с 2000 учеников. Школы содержатся из монастырских доходов и на суммы, получаемые из России» . Когда в 1836 году в Белграде было открыто духовное учебное заведение «Богословие», были присланы сюда два преподавателя из окончивших Московскую Духовную Академию. С 1840 года был введен обычай посылать лучших выпускников «Богословия» в Духовные Академии Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

По преданию, когда враги задумали напасть на город, явилось необычайное знамение: святитель Николай стоял на воздухе над собором; а одной руке он держал меч, в другой – изображение обнесённого стеной храма. Со временем храм и меч в руках святителя Николая приобрели символический смысл: храм – это вселенская Церковь (ведь Никола угодник – вселенский учитель и защитник от арианской ереси), а меч выражал идею заступничества и покровительства всем угнетённым и обиженным. Св. Никола Можайский воспринимался как образ защитника Церкви и православия. Перед образом святителя молились великие князья и цари московские. С начала XV в. известны и копии с Николы Можайского: одна из них помещена в Москве на Никольских воротах Кремля. Сегодня резной деревянный образ Николы Можайского из Николаевского собора города Можайска сохранился и находится в коллекции Третьяковской галереи – Воинов 1872, 408–412; Петров 1902, 137–145; Ерёмина 1997, 391–395. Примечания Л. 2 ...и потлачены... – утоптаны, от польск. potluc; по Ф. Буслаеву , должно быть «ни потлачены» – Буслаев 1861, 1118. ...во святую соборную апостольскую церковь – Успенский собор Московского Кремля. Л. 3 Антиохийский патриархъ оживися и Сербский... – Антиохийский патриарх Макарий прибыл в Москву 2 февраля 1655 г. Каптерев 1, 151. Макарий выехал из Москвы 25 марта 1656 г. (Николаевский 1882, 761, 768), однако 9 апреля из-за ссоры патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем в связи с решением патриарха совершать лишь одно освящение воды в праздник Богоявления – накануне (П. Алеппский 4, 166–167, 169; Николаевский 1882, 761), Макарий был возвращён в Москву, где пробыл ещё до конца мая, когда окончательно покинул столицу (П. Алеппский 4, 182). Сербский патриарх Гавриил (Раич) приехал в русскую столицу «на вечное житье» 28 мая 1654 г. (АЮЗР 8, 383 44); Белокуров 1882а, 32–33) и остался в Москве, несмотря на начавшуюся эпидемию. Патриарх Никон благословил его рукополагать священников и диаконов (Николаевский 1882, 752). Сербский патриарх скончался в 1659 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

4 . Митрополия Преспанско-Битольская. Кафедра – Битола 5 . Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1 . Св. Савва I 1219 –1233, 1236 2 . Св. Арсений I 1233 –1263 3 . Св. Савва II 1263–1271 4 . Даниил I. 1271 –1272 5 . Св. Иоанникий I 1272 –1276,1279 6 . Св. Евстафий I 1279 –1286 7 . Св. Иаков 1286 –1292 8 . Св. Евстафий II 1292 –1309 9 . Св. Савва III 1309 –1316 10 . Св. Никодим I 1317 –1324 11 . Св. Даниил II 1324 –1337 12 . Св. Иоанникий II 1338 –1346 Патриархи 1 . Св. Иоанникий II. (1338) –1346 –1354 2 . Св. Савва IV 1354 –1375 3 . Св. Ефрем 1375 –1379 4 . Св. Спиридон 1379 –1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 –1392, 1399 5 . Даниил III 1392 –1398 6 . Савва V 1398 –1406 7 . Даниил IV 1406 8 . Св. Кирилл I 1406 –1419 9 . Св. Никон 1420 –1435 10 . Феофан 1446 11 . Никодим II 1446 –1453 12 . Арсений II 1455 –1463 13 . Св. Макарий (Соколович) 1557–1571, 1574 14 . Антоний 1571 –1575 15 . Герасим 1575 –1586 16 . Савватий. 1587 17 . Никанор 18 . Иерофей 1589 –1591 19 . Филипп 1591 –1592 20 . Иоанн 1592 –1614 21 . Паисий I 1614 –1648 22 . Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648–1655, 1659 23 . Максим 1655 –1674, 1680 24 . Арсений III Чарноевич 1674 –1690, 1706 25 . Каллиник I 1691 –1710 26 . Афанасий I (Райович) 1711 –1712 27 . Моисей (Райович) 1712–1726 28 . Арсений IV (Шакабенда) 1726 –1737, 1748 29 . Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739–1746 30 . Афанасий II (Гаврилович) 1746 –1752 31 . Гавриил II 1752 32 . Гавриил III 1752 33 . Викентий I 34 . Паисий II (Грек) 35 . Гавриил IV (Грек) 36 . Кирилл II 1758 –1763 37 . Василий (Бркич) 1763 –1765, 1772 38 . Каллиник II (Грек) 1765 –1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1 . Мелетий (Павлович) 1830 –1833 2 . Петр (Иоаннович) 1833 –1859 3 . Михаил (Иоаннович) 1859 –1879 4 . Феодосии (Мраович) 1883 –1889 5 . Михаил (Иоаннович), вторично 1889–1898 6 . Иннокентий (Павлович) 1898 –1905

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Василий диакон муч. † 362 г., 28 ноября. Василий, пр. Печерский, † 1098 г., 11 августа. Василла муч., 24 дек. Василько Ростовский (см. Василий), 4 марта. Васса, преп. Палестинская V в., 20 января. Васса, преп. Псковская (с Ионой и Марком) XV в., 29 марта. Васса муч., 21 августа. Вассиан Лавдийский † 409 года, 10 июня. Вассиан Соловецкий † 1561 года, 12 июня. Вассиан Тотемский † 1624 г., 12 сентября. Васс муч. † 368 г., 18 июля (с Емелианом). Венедикт Нурсийский † 543 г., 14 марта. Вениамин, муч. в Персии, † 421 г., 31 марта. Вениамин Печерский XII в., 13 окт. 28 августа. Венуст муч. † III в., 29 мая. Ветран, еп. Томский, IV в., 20 апр. Викентий муч. † 305 г., 11 ноября. Викторин муч. † 284 г., 31 янв. Викторин епископ † около 303 г., ноября. Викторин муч. † 287 г., 18 дек. Виктор муч. † 284 г., 31 января. Виктор, муч. в Дамаске II в., 11 ноября. Виссарион преп. V в., 6 июня. Виталий муч. † около 164 г., 25 янв. Виталий монах VII в., 22 апреля. Виталий мучен. † около 65 года, 14 октября. Вит мученик † 289 г., 15 июня. Владимир кн. Новгородск., † 1051 г., 4 октября. Владимир Сербский † 1015 г., 22 мая. Владимир Равноапост. † 1015 г., 15 июля. Владислав князь † 1238 г., 24 сент. Власий Севастийский † 320 г., 11 февраля. Вонифатий муч. IV в., 19 декабря. Вриенна препод. † 318 г., 9 апреля (с Платонидой). Всеволод-Гавриил князь † 1138 г., 11 февраля. Вукол епископ 1105 г., 6 февраля. Вера, муч. Римская, † около 137 года, 17 сентября. Вячеслав, князь Чешский, † 935 г., 16 сентября. Г авиний пресвитер † 296 г., 11 авг. Гавриил Архангел, 26 марта и 13 июня. Гавриил, пр. Лесновский, † X в., 15 января. Гавриил преподобномуч. † 1676 г., 2 февраля. Гавриил младенец пострадал 1690 г., 20 апреля. Гавриил Раич пострадал 1659 г., 30 августа. Гаддун муч. (с Фидием) 15 сент. Гаий, Апостол из LXX, 4 января и 5 ноября. Гаий муч. (с Ириной), 5 мая. Гаий папа † 296 г., 11 августа. Галактион пр., Юродивый, † 1506 г., 12 января. Галактион Вологодский † 1612 г., 24 сентября. Галактион муч. III в., 5 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Руварац произнес живое и прочувствованное слово о жизни и трудах ученого подвижника и страдальца-юбиляра. 11 декабря в самый день столетней годовщины богословское литературное общество «Слога» в Карловцах держало в 11 час. парастос архимандриту Раичу в Введенской церкви, в которой Иоанн Раич был крещен 13 ноября 1726 г. Служили епископы Мирон Пакрачский и Митрофан Бачский, в присутствии патриарха Георгия, членов комитета конгресса, депутаций из Белграда и Нового Сада и массы народа. После полудня, в присутствии тех же лиц, состоялось торжественное заседание в зале Карловицкой гимназии. Выставлены были для обозрения печатные и рукописные сочинения Раича, как красноречивые свидетели его феноменального трудолюбия и настойчивости в труде. Были речи воспитанников богословского училища, декламация, пение. Прочитаны приветственные телеграммы из Призрена, Белграда и Ковыльского монастыря 1633 . Предлагаем краткие сведения о жизни и трудах юбиляра. Иоанн Раич родился в Карловцах в 1726 г. от честных, но простых и бедных родителей. Первыми учителями его были русские: Еммануил Козачинский, Иван Минацкий и трое других, приглашенных в царствование императрицы Анны Иоанновны в Карловцы тогдашним Белградским и Карловицким митрополитом Викентием Иоанновичем для занятия учительских мест в новооткрытых славяно-латинских школах. Русские учители имели сильное влияние на молодого Раича, о чем свидетельствует вся его последующая жизнь. Гимназию он проходил сначала в Коморане, но когда здешние учителя-иезуиты хотели насильно совратить Раича в католицизм, он оставил Коморан и ушел в Шопров, где в евангелической гимназии и окончил свое среднее образование. В 1753 году Раич отправился пешком в Киев, где поступил в духовную академию и оставался в ней три года, а затем год пробыл в Москве. Возвратившись из Москвы на родину в Карловцы, Раич был весьма холодно принят, и, не получив никакого места, опять вернулся в Россию. Оттуда он отправился чрез Константинополь на Афонскую гору, где в монастырях собирал материал для своего будущего сочинения: «История разных славянских народов». С Афонской горы Раич направился в сербские монастыри: Жича, Студеница и др. и в 1758 г. прибыл в Карловцы, где получил место учителя. Затем он был два года учителем клирикальной школы в Темишваре. Отсюда Бачский епископ Моисей Путник пригласил его в Новый Сад в качестве учителя богословия. Раич своими познаниями и трудами сделал то, что Бачская епископия стала первой и образцовой между остальными епископиями, и так продолжалось до тех пор, пока богословское училище не было перенесено в Карловцы. Как ученый, Иоанн Раич имел много недругов между монахами, хотя сам Раич издавна питал склонность к уединенной монашеской жизни и 12 мая 1772 года принял монашество в монастыре Ковыле. В том же году епископ Моисей возвел его в сан архимандрита и настоятеля Ковыльского монастыря. Из-за этого епископу Моисею пришлось войти в столкновение с митрополитом Георгие-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все это перечислено, заметим, за четверть века до охотничьих книг С.Т. Аксакова, за десять лет до кулачных боев купца Калашникова, за полвека до романов о раскольниках Мельникова-Печерского или же «На краю света» Николая Лескова... С 1828 году Семен Раич стал издавать журнал «Галатея», среди основных авторов которого, как и «Северной Лиры», – его ученики. А самый значительный отдел – поэтический. Иван Аксаков позднее отметит тютчевские публикации: «...В плохом журнале «Раича» «Галатея», в 1820 и 1830 г., Тютчев, верный своему наставнику, помещает тринадцать стихотворений, из которых снова пять переводных; но в числе оригинальных есть несколько пиес первостепенного достоинства, которые впоследствии перепечатанные, признаны всеми критиками за его лучшие произведения, но в то время прошли совершенно незамеченными (например: «Гроза», «Видение» и проч.)». В этом «плохом журнале», кстати говоря, впервые появились театральные обзоры С.Т. Аксакова, но Иван Аксаков тоже не случайно обронил это слово. «Галатея» Семема Раича приняла активное участие в «журнальных побранках» того времени, в том числе с «Литературной газетой» Дельвига, оказавшись «плохой» из-за своего противостояния уже сложившемуся «журнальному триумвирату». Раич пытался быть независимым, за что, собственно, и поплатился. Среди собственных произведений Семена Раича, как оригинальных, так и переводных, центральное место занимает перевод «Освобожденного Иерусалима» Тассо, вышедший в 1828 году почти одновременно с полным стихотворным переводом Алексея Мерзлякова. И дело здесь не в соперничестве двух преподавателей и поэтов-переводчиков, которым действительно нелегко было ужиться в одной «берлоге». Раич и Мерзляков обратились к «Освобожденному Иерусалиму» и крестовым походам как наиболее актуальной теме. В это время два их ученика Андрей Муравьев и Алексей Хомяков уже сражались с турками, да и Пушкин, будучи человеком сугубо гражданским, оказался в районе боевых действий при взятии Арзрума. В дальнейшем Раич войдет в историю русской литературы главным образом как переводчик, его собственные стихи останутся в тени, хотя они довольно часто появлялись на страницах журналов как в 20–30-е, так и в 40–50-е годы. Сам он не собрал, не опубликовал их отдельной книгой, никто из учеников тоже не удосужился. Все его издательские проекты материально поддерживал, по всей вероятности, старший брат. Сам же Раич был, как вспоминал о нем Михаил Дмитриев, «совершенно доволен... в своей бедности», оставался, по свидетельству Михаила Погодина, «поэтом-младенцем в душе до глубокой старости». Семь лет он отдал переводу «Освобожденного Иерусалима», закончив стихами:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

—561— вичем, который, питая личное нерасположение к Раичу, настойчиво – чрез Австрийское правительство – требовал, чтобы Раич лишен был сана архимандрита, и чтобы взят был у него золотой наперстный крест. Но, впрочем, Георгиевич скоро умер, и Раич весь отдался книжному делу в Ковыльском монастыре, в котором и скончался 11 декабря 1801 года, «совершив 75 лет и 1 месяц честного и бесприкладного своего жития», как писал его бывший ученик, а тогда уже митрополит Карловицкий Стефан Стратимирович. В монастыре Ковыльском Раич день и ночь трудился в течение тридцати лет по 15 часов ежедневно, редко когда выходя из своей келии. Написал много исторических, богословских и других сочинений. Научная деятельность его была разносторонней, что объясняется, отчасти, влиянием его русских учителей. Особенно влияли на Раича профессора Киевской академии, между которыми были в то время – богословы, историки, философы и даже поэты, как: Манассия Максимович, Константин Крыжановский, Георгий Конисский и другие. На сочинениях Раича отразилось также влияние архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича , почти все труды которого переведены им на сербский язык. Из многочисленных сочинений Раича самое важное: «Историа разных славенских народов, наипаче же Болгар, Хорватов и Сербов», в 4 частях, которую Раич написал в 1768 году, но которая была напечатана только в 1793 году, благодаря материальной поддержке тогдашнего просвещенного митрополита Карловицкого Стефана Стратимировича 1634 . Побуждением к этому труду, как говорит —562— сам Раич, было то, что сербский народ не имеет своей истории, а то, что иностранцы писали о сербах, лишено объективности и исторической правды. Взгляд Раича на историю – широкий и научный. Наряду с современными историками, он считал историю наукой в строгом смысле, что видно из его слов: «Она (история) есть и будущих провозвестительница за то, понеже учит разуму и премудрости, которая в том состояти от разумных быти почитается, еже поминати древние примеры времен, и с настоящими обстоятельстви вещей вежлво сносити и из обоих о будущих провидети».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

777 Сербскии споменници 24. Этот уговор возобновлен был спустя 5 лет другою грамотою, 1281 г. 31. По житию, Милютин «владяше аки краль и самодержец уже от 1275 лета». 778 См. октября 10 числа. Родослов Даниила, повторяя слова грамоты, называет имп. Михаила мужем кровей, человеком лукавой веры (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). 779 Даниил не многое прибавляет к известиям грамоты (см.: Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Пахимер (Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Кн. 2) и Никифор Грегорас (Никифор Григора. Римская история//Под ред. Шалфеева. СПб., 1862) только в общих чертах указывают на эти войны Сербии: так они приятны были на вкус греческий (Stritteri. Serbica. § 81, 85). 780 Грек замечает, что преемник Михаила дозволил наемному войску вступить в Сербию всего более из опасения, что иначе беспокойные толпы могли пускаться на грабежи в империи. Житие Милютина: «устремишася на сербскую землю, плена ради, – обаче разсыпани Быша поспешествующу Господу». Даниил: «противу толи- каго множества и силы не сотвориша толики пакостя отечествию благочестиваго» (Афонский патерик. Ч. 1). Михаил Палеолог «скоропостижно умер в конце 1283 г.» (Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Кн. 6, гл. 36). 781 Житие Милютина: «вниде с силами своими до Хвостна, недалече от печьския патриархии, которую опленити хотяше» (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Ждрело – жерло, узкая долина между параллельными горами, по которой протекает река, в Пожеравичском округе (Гласник. Кн. 4). Догадка Раича о времени войны против Куделина и Дремана (2, 454) неверна; надобно отнести войну эту к 1291 г.; притом более чем вероятно, что эти разжившиеся аристократы Драгутина действовали по внушениям Шишмана, завидовавшего, как говорит Даниил, Милютину и после уничтожения их хотевшего завладеть их уделом. 784 Раич. История разных славенских народов. Ч. 2. О Новаке Гребостреке из рода Комненов, см: Гласник. Кн. XII. 785 Грамота напечатана у Григоровича (Григорович В. Очерк путешествия). Она дошла без конца и потому без года. Но так как в ней говорится о войне с Персиею 1303 г. и король называет императора тестем своим, то надобно положить, что писана она не прежде 1304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010