Силуэтную выразительность фасаду придает фигурный фронтон с обелисками по краям и 4 хгранной главкой с крестом наверху. Завитки волют у постаментов обелисков созвучны маленьким круглым окнам в поле фронтона и овальному медальону на его оси, в котором прежде было изображение рязанского князя Олега Ивановича, что и закрепило в народной памяти его имя в названии здания. В примыкающем с юга выходе на архиерейский переход профилированная рамка в виде лежачего овала, заполняет большое прямоугольное поле над аркой входа. Рамка имеет характерные для «нарышкинского» декора перевязки сверху, снизу и с боков. В протяжённых южном и северном фасадах ещё отчётливее проявилось членение на три яруса с постепенным усложнением декора. Первые два яруса с мелкими арочными окнами в скромных наличниках с лучковыми, треугольными и килевидными завершениями выдержаны в духе узорочья. По горизонтали два первых яруса расчленены лопатками. В первом ярусе выделяются своеобразные двойные наличники, объединяющие оконные проёмы первого этажа и подклета. Наличники второго яруса характерны усложнённой профилировкой, а также наборными боковыми стойками и подоконными консольками. Некоторые наличники завершены корунами. Наиболее нарядный 3-й ярус, подчиненный мерному ритму крупных прямоугольных окон в наличниках с коринфскими колонками и разорванными фронтонами выдержан в духе «нарышкинской» архитектуры. В отдельных местах этот ярус членят полуколонки, однако они не всегда совпадают с членениями нижних ярусов. Пластическое богатство северного фасада архиерейского дома оттеняется тремя вертикальными выступами ретирад. Фасады восточной пристройки 18 века повторяют трёхъярусное членение более древней части здания. Нижний ярус с небольшими окнами в рамочных наличниках с ушами отделён карнизом. Между стройными окнами 2-ого и 3-его ярусов – лежачие накладные «бриллиантовые» доски. Показательно, что во время переделок, когда древнерусский декор заменяли новомодным и при этом даже смещали окна с прежних осей, восточный торец возводимой пристройки был сделан под несомненным влиянием древнего западного фасада. Окна здесь расположены по четырём осям (впрочем не очень равномерно), фигурный разорванный фронтон с овальными окнами в тимпане, хотя и несколько упрощённо, вторит прототипу.

http://sobory.ru/article/?object=20392

терминологии ударение на " о " ), эксплуатационное перемещение строительной конструкции от нагрузки и других причин: температуры, влажности, ползучести; для человека пороговая чувствительность П. составляет 0,1мм, при её превышении он чувствует зыбкость под ногами, хотя конструкция может оставаться совершенно надежной; в архитектуре П. нормальное явление; зрительный дискомфорт от П. наступает значительно позднее, в зависимости от расстояния рассматривания и возможности сравнить линии поверхностей может составлять значительно большие значения Продух небольшое отверстие в кладке, сплошная подкарнизная щель для свободной вентиляции закрытых пространств внутри, например, кровель постройки Прозор в плотницком деле щель, небольшой открытый промежуток между бревнами Пропуски (в деревянном зодчестве) - см. Выпуски Просадка аварийная Осадка сооружения, чаще всего локальная с появлением трещин и других строительных дефектов; результат неграмотного проектирования, строительства, техногенных факторов и природных аномалий в различных сочетаниях Проступь верхняя горизонтальная поверхность лестничной ступени Просфорня специальное помещение или отдельно стоящее здание для приготовления особых изделий из теста - просфор, необходимых для совершения обрядов Прясло часть стены между пилястрами или выступами лопаток; ограниченная башнями часть крепостной стены Путти (итал. младенец) - скульптурное или живописное изображение младенцев, часто крылатых; излюбленный декоративный мотив в искусстве эпохи Возрождения. Разорванный фронтон декоративный фронтон над окном, обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах; см. Гребешок Раскреповка небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза (участок над колонной); применяется для членения или пластического обогащения фасада Распалубка дополнительные небольшие сводики, врезанные в основной свод, часто устраивался над проёмами при расположении верхней точки проёма выше пяты основного свода Растяжки необходимый элемент для тяжелых металлических крестов больших размеров, удерживающий их от раскачивания ветром; на легких деревянных крестах растяжки не применяются, так как неэффективны и могут сломать поперечную планку креста; Р.

http://sobory.ru/lib/slovar.html

Александр Рыбаков в своей книге " Череповец, Устюжна, Вытегра " так описывает оригинальную архитектуру и декор Казанской церкви: " Белокаменные наличники окон выполнены в виде приставных колонок с коринфскими капителями и массивного сандрика наподобие разорванного фронтона с фигурным аттиком и плоскими волютами. В обрамлении некоторых окон использованы витые колонки, украшенные причудливой рельефной резьбой с изображением мотива виноградной лозы. Фасады главного четверика с раскрепованными углами декорированы полуколонками с резными капителями. Богатой и разнообразной белокаменной резьбой заполнены венчающие фасады фигурные фронтоны, в композицию которых включены и витые колонки, и сложно профилированные карнизы, и разные по размерам и рисунку волюты. Столь же богато и интересно был декорирован белокаменный резьбой западный вход, обрамлённый резными колонками с мотивом виноградной лозы и увенчанный барочным разорванным фронтоном. Над входом в резной белокаменной раме с венчающей пальметтой помещено изображение Казанской иконы Божией Матери, ранее, вероятно, написанной на доске, а позднее выполненное в технике фрески " . Пять глав Казанского храма опираются на двухъярусные восьмигранные барабаны, которые добавляют образу храма прочности, устойчивости. Здесь проявляется характерный как для строгановского, так и для нарышкинского барокко двойственный масштаб: гигантские, устремлённые вверх черты сочетаются с мельчайшими узорными деталями. Окна обрамляют узорные витые колонны. Это наборная колонна, получившая особенное распространение в XVII веке. Она вполне характерна для эпохи барокко с его многочисленными, порой избыточными декорирующими деталями. На колоннах Казанского храма мы видим многократно повторенный мотив виноградной лозы. В линиях оконного наличника угадываются черты классического фронтона, напоминающего нам об античности. Это так называемый прерванный, или разорванный, фронтон, карниз которого не смыкается полностью. Интересно, что над вполне западным фронтоном возвышается характерная главка-луковка. С двух сторон окно обрамлено колонками, выполненными по образцу коринфского ордера.

http://sobory.ru/article/?object=00239

Центральный пролет триконха фланкируют 2 высокие колонны. Все 3 апсиды оформлены изящной и подчеркнуто выделенной композицией из 2 ярусов полуколонок. Они опираются на акцентированные скромными профилями пьедесталы и поддерживают антаблементы (чистый фриз без украшений и простой карниз). Помещенные между ними ниши оформляются традиционными для рим. и раннехрист. архитектуры Египта разорванными фронтонами и полуфронтонами (последний термин подразумевает фронтон без горизонтального карниза, опирающийся на колонки). Среди них можно выделить 2 основных типа: с дополнительными изломами скатов и ломанный с треугольным завершением. Их сочетание с колонками разного размера создает 2-ярусный декор всех 3 апсид триконха. В нижней части более крупные и широкие ниши оформлены полуфронтонами и заключены между полуколонками большого ордера; в верхней части более скромные по размерам ниши оформлены фронтонами и заключены между пилястрами малого ордера. В случае, когда верх увенчивается фронтоном, ниша внутри более низкая и фланкируется дополнительными пилястрами. Оформление дверных проемов, которые связывают пастофории с боковыми нефами и триконхом, идентично. Малые ниши вместе с полукружиями апсид, полукуполами над ними и куполом в центре образуют красивый ритмический строй арочных и сферических форм. Аналогичные ниши с фронтонами и полуфронтонами встречаются в оформлении основного наоса базилики. Их конхи украшены не живописным, а рельефным декором (флоральные, геометрические мотивы) и по сравнению с интерьером Белого мон-ря более малочисленны. По замечаниям исследователей, их конструкция и декор более развиты и отражают по сравнению с Белым мон-рем позднюю стадию возведения храма. Их хаотично-живописное расположение дополняют более строгие ряды окон по 1-му, 2-му и в отдельных частях по 3-му ярусам. Нижние ряды окон имеют полукруглую форму, с сужающимися ко внешней стороне простенками, которые впосл. были заложены до узких проемов прямоугольной формы. В верхних частях здания окна небольшие, прямоугольные и напоминают машикули.

http://pravenc.ru/text/2458977.html

Изразцовое панно на переходах в Крутицком Теремке. Фотография. 2011 г. Изразцовое панно на переходах в Крутицком Теремке. Фотография. 2011 г. Обрамление окон Теремка неразрывно связано с облицовкой его стен, на к-рых продолжаются одни и те же ленты фризов и карнизов. Окна можно назвать сдвоенными, поскольку фасад членится по вертикали сплошными длинными пристенными колоннами. Каждое окно обрамлено композицией из фланкирующих проем колонок, к-рые имеют очень развитую опорную и венчающую части. Антаблемент несет разорванный лучковый фронтон с 2 четвертными арками. Край окна дополнительно обрамлен простым прямоугольным изразцовым наличником с несложными обломами. Колонки декорированы обвивающей их, ажурно выполненной виноградной лозой. Их венчают круглые капители, к-рые имеют по 2 «угловые» многоуровневые волюты. Среди изображений в изразцовом декоре встречаются типичные для 2-й пол. XVII в. растительные мотивы: репейчатые листья, плоды и плодовые букеты. Одним из самых распространенных изображений является виноградная лоза с кистями в виде крупной зернистой ягоды, растущей из широкого зонтичного листа; этот мотив повторяется на витых колонках. Виноград в виде декоративного элемента обработки стен и изделий применялся в придворном быту XVI-XVII вв. и был особенно распространен на витых колоннах деревянных иконостасов, почти точно повторенных на изразцовых колоннах Теремка. Также на панно, декорирующих переходы, встречаются изображения стилизованного маскарона. В центре лицевой пластины - раскрытый цветок, справа и слева от к-рого изображены разомкнутые картуши с круглыми «глазами» под дугами «бровей». Над цветком - пышная корона («грива») из лепестков с нависающим по центру «гребнем». Нижняя часть изображения создана расходящимися лепестками, между которыми серией скобок-морщин обозначена линия «носа». Маскароны нередки на средневек. западноевроп. изразцах, но в рус. церковном искусстве этого времени антропоморфные маскароны не были распространены. Широкие возможности использования таких изображений давала книжная графика, прежде всего украинская и польско-литовская.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

К типу гробниц с 2 карнизами относится Гробница с урной (1-я четв. I в. по Р. Х.). Революционным для архитектуры Петры стало строительство гробницы Эль-Хазне (1-я четв. I в. по Р. Х.), одного из блестящих произведений как эллинистической, так и мировой архитектуры. Согласно исследованиям Дж. Мак-Кензи ( McKenzie. 1990; Eadem. 2007), архитектурные элементы гробницы (разорванный фронтон, изогнутые карнизы, толос, ордерные детали, профили, тип коринфских капителей) позволяют отнести ее к творению мастеров из Александрии; ближайшие параллели - архитектура т. н. Палаццо-делле-Колонне в Птолемаиде в Киренаике, Ливия (1-я пол. I в. по Р. Х.?) и архитектурные пейзажи II стиля Помпейской живописи, напр. на вилле Поппеи Сабины в Оплонтисе близ Помпей (ок. 62-65). Под влиянием гробницы Эль-Хазне, очевидно, уже местными мастерами был создан ряд гробниц, где часто усложнялись композиции (умножение количества ордерных элементов в ширину и в высоту, их перестановка и изменение пропорций), но упрощались детали: Коринфская гробница (сер. I в.), Дворцовая гробница (2-я пол. I в.), а также т. н. Эд-Дейр (2-я пол. I в.), по-видимому храм обожествленного набатейского царя Оводы (Авдата) I. В отдельный «римский тип» выделена Гробница римского солдата (1-я пол. I в.), т. к. ее фасад оформлен ложным портиком (в антах, с 2 колоннами). К римскому времени относится Гробница Секстия Флорентина (ок. 129), а также, вероятно, Ренессансная гробница (1-я пол. II в.). Эд-Дейр в Петре. 2-я пол. I в. Эд-Дейр в Петре. 2-я пол. I в. Разнообразием отличается дошедшая до нас набатейская скульптура. Ее наиболее традиц. вид представлен идолами-бэтилами (байтилами, вефилями) - грубо обработанными камеями пирамидальной, конической или закругленной яйцевидной формы, плитой с условно обозначенными чертами лица или без них (несколько хранится в Археологическом музее Аммана). Др. вид - привозная эллинистическая скульптура, в т. ч. выполненные скорее всего мастерами из Александрии рельефы гробницы Эль-Хазне в Петре.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Храм перекрыт четырёхлотковым сомкнутым сводом с круглым отверстием для барабана в шелыге. В апсиде - коробовый свод с конхой, в бесстолпной трапезной - лотковый свод с распалубками над проёмами. Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом. На второй ярус ведёт внутристенная лестница с северной стороны. Хорошо сохранилась система стенописи в интерьере. Клеевая живопись 1-й половины 19 века позднее прописана маслом. В Алтаре свод занимает композиция «Тайная вечеря». В храме,на своде,размещены четыре композиции(по одной в каждом лотке) сложного абриса: «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Несение креста», панорама Иерусалима, которая воспринимается как фон для завершающего Иконостас Распятие с предстоящими. На южной и северной стенах четверика в простенках окон изображены в полный рост четыре евангелиста (на уровне второго света) и Пётр и Павел, на уровне первого света, между окнами первого и второго света расположены по три композиции богородичного (на севере) и христологического (на юге) циклов. На западной стене в трёх арочных обрамлениях изображены «Воскресение» (в центре) и два архангела по сторонам. Все композиции на своде и стенах храма обрамлены пышными барочно-рокайльными картушами и растительным орнаментом, выполненным в технике гризайль. В трапезной на своде помещены композиции христологического цикла, также «Коронование Богоматери» и «Успение». В первом ярусе колокольни сохранились чугунные плиты пола с рельефным орнаментом. В интерьере сохранились три деревянных Иконостаса, окрашенных в серый цвет с позолоченными деталями. Главный Иконостас с шестью рядами икон сочетает черты барокко и классицизма. Его динамичная трёхлизалитная композиция, а также пышные резные картуши и обрамления икон характерны для барокко. Коринфские колонны, расположенные в два яруса, и антаблементы отвечают классицизму. Два одинаковых придельных Иконостаса в трапезной, выполненных, очевидно, около середины 19 века, выдержаны в стиле позднего классицизма. Их композиция решена в виде триумфальной арки, средняя часть которой выделена коринфскими колоннами и аттиком с треугольным фронтоном. Царские врата и фриз антаблемента украшены сочной резьбой растительного орнамента. Глухая ограда делится квадратными в сечении столбами на прясла, обработанные прямоугольными нишами. Круглые в сечении башни с конусообразным завершением расчленены нишами ложных окон. Однопролётные арочные ворота с внешней стороны выделены портиком: две пары тосканских колонн несут пологий треугольный фронтон с разорванным антаблементом. Над фронтоном возвышается ступенчатый аттик с постаментом для главы. По сторонам к воротам примыкают калитки с прямоугольными проёмами и круглыми треугольными фронтонами. Стены калиток, как и пилоны ворот, с внешней стороны обработаны ленточным рустом. В воротах сохранилась двустворчатая кованая решётка с красивым орнаментальным рисунком.

http://sobory.ru/article/?object=13358

По плану 1760 г., имеющему линейный масштаб, храм представлял собой прямоугольный объём размером 18×21,5 м, с востока примыкал массивный слаборасчлененный алтарь общей длиной около 9 м. По центру каждого из фасадов располагались три притвора-крыльца разного размера, что предполагает их различное архитектурное оформление. То же самое схематически показано на плане Харькова И. Радзевусова 1742 г. Поскольку других крестовокупольных храмов на территории слобожанских полков в 1724 г. не существовало и к центральному башенному объёму собора с четырёх сторон примыкали пониженные пристройки, храм в описи вполне могли назвать «кресчатым», вкладывая в это понятие совсем другой смысл, чем в имеющийся сейчас архитектурный термин. Изображения же шатровой колокольни, хоть и плохого качества, сохранились. Они относятся к периоду между 1787 и 1803 годами и позволяют представить её во всех деталях. Колокольня имела размер в плане 15,2×13 м и высоту более 50 м до основания завершения. Она стояла на подклете высотой примерно 1,5 м, в котором располагались обширные подвалы и 3 выхода в подземные помещения и хода. Один из ходов вел за реку Лопань и заканчивался в районе деревянной Благовещенской церкви. Первый ярус колокольни был окружен глухой аркадой с глубиной арок около одного метра. Его окна украшали наличники полностью аналогичные по рисунку восточному алтарному окну Покровского храма – фронтон завершался четырьмя арочками, разорванными посередине обелиском на постаменте. Открытая каменная галерея с широкими приземистыми арками обходила второй ярус башни. В её декоре мы видим многорядный фриз из зубчатки и поребрика и пояс квадратных ширинок. Реконструируемая ширина обхода галереи около 90 см. Все эти детали через два года будут повторены в Харьковском Покровском храме. Из-за того, что размер западной и восточной граней восьмигранного верха был больше остальных, в звоновом ярусе в них было по два проёма-арки – а всего десять. Северо-западный угол восьмигранного верха был прямоугольным на значительную высоту. Скорее всего, этот выступ предназначался для механизма башенных часов с двумя циферблатами (упоминаний о часах архивы не сохранили).

http://sobory.ru/article/?object=03885

Высотно раскрытый пятью куполами интерьер дополняется витражными окнами, настенной масляной живописью (худож. Ермаков). Памятник — произведение волынской архитектурной школы, сочетающее традиции древнерусских конструктивных приемов с элементами готико-ренессансной архитектуры XV—XVI вв. 2) Кельи, 1606—1610 гг. Сооружение состоит из двух идентичных корпусов, симметрично примыкающих с юга и севера к Троицкой церкви. Каждый корпус — кирпичное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание с двумя круглыми трехъярусными башнями на углах его торца. Ренессансный декор. Прямо-большие на первом этаже и втором, эффектно обрамлены белокаменными наличниками с чередующимися резными треугольными и сегментными сандриками, на первом этаже — сандрики на резных каменных консолях. Арочные входы южного и северного крыльев оформлены порталами, которые состоят из каннелированных пилястр, несущих антаблемент. Фриз антаблемента декорирован триглифами, розетками и маскаронами. Завершает композицию разорванный фронтон с картушем. Базы пилястр и участки стены над аркой входа украшены резьбой. На первых этажах, по сторонам сеней с лестницами на второй этаж, находятся по два больших зала, перекрытых сложной системой звездчатых сводов с нервюрами и резными розетками в центре. Второй этаж перекрыт крестовыми сводами, имеет коридорную планировку. Башни соединялись с кельями, были оборонными, снабжены ключевидными бойницами. 3) Юго-восточный корпус, 1606—1610 гг. Полуразрушен, кирпичный, прямоугольный а плане, одноэтажный с подвалом, увенчан глухой аркадой. Углы здания, оконные и дверные проемы подчеркнуты белокаменным рустом. 4) Колокольня, 1606—1610 гг. Представляет собой перестроенную мадвратную башню. Первый ярус соединяется с Троицкой церковью голепеей. Сооружение трехъярусное, нижние деления составляют единый прямоугольный в плане объем, имеют три членения, лерекрытые по первому ярусу полуциркульными сводами. Верхний ярус квадратный в плане, с шатровой крышей со сложным заломом. Сооружение имеет архитектурные черты позднего барокко, проявляющиеся в тяжелом антаблементе со сложнопрофилированным карнизом нижнего объема и пилястрах, усиливающих вертикальный ритм композиции памятника.

http://sobory.ru/article/?object=26587

Клуатр иезуитского коллегиума в Саламанке. 1687–1733 гг. Клуатр иезуитского коллегиума в Саламанке. 1687–1733 гг. Архит. Киньонес, участвовавший в создании Пласа-Майор в Саламанке, также руководил работами по завершению строительства грандиозного комплекса иезуитского коллегиума в том же городе. По его проекту был закончен зап. фасад церкви (1750-1755), получивший сложное навершие башен и причудливый декоративный фронтон, украшенный скульптурами. Также с его именем связывают создание декорации внутреннего двора коллегиума (1713-1733, в соавторстве с А. Чурригерой; нач. в 1687-1703 Хуаном Сетьеном Гуэмесом), где между полуколоннами гигантского композитного ордера были помещены прямоугольные и овальные окна с обильным скульптурным обрамлением. Над волнообразным раскрепованным карнизом, опирающимся на сложнопрофилированные импосты над колоннами, помещен мощный аттик. Его композиция образована укороченными лизенами и прямоугольными окнами, обрамленными волютами в нижней части. Несмотря на, казалось бы, ясный ордерный рисунок фасадов двора коллегии, навеянный, возможно, мотивами рим. архитектуры, излишне сильная акцентированность декора и обилие скульптурных деталей и архитектурных профилей придало ансамблю утяжеленный и атектонический характер. Эль-Транспаренте в соборе в Толедо. 1732 г. Эль-Транспаренте в соборе в Толедо. 1732 г. В нач. XVIII в. чурригереско приобрел популярность в архитектуре испан. севера и юга, чему способствовала деятельность учеников и соратников семейства Чурригера, среди них выделялся мадридский мастер Педро де Рибера. Он построил церкви, дворцы, театры, фонтаны, многие из к-рых сохранились лишь фрагментарно или в сильно измененном виде. Лучшим произведением Риберы является фасад королевского приюта Сан-Фернандо (1721-1726) в Мадриде. Главная его часть - огромная 2-ярусная композиция типа ретабло, обрамляющая вход и контрастирующая со спокойной гладью стены здания. Причудливый декор ее выглядит необыкновенно подвижным. Стволы пилястр, образующих основу рисунка композиции, сужены книзу и покрыты сложным растительным узором. Края портала задрапированы стилизованными складками тканей, переданных в каменном рельефе. Рибера также вводит в архитектурную композицию круглые, овальные и 3-лепестковые отверстия, усложняя связки между отдельными элементами. Высокая подвижность, характеризующая решение буквально каждой детали фасада, получает завершение в виде эффектного 3-частного разорванного фронтона, к-рый как бы взрывает горизонтальный карниз, венчающий здание.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010