Обратившиеся или уверовавшие во Христа жили вместе, как одно семейство. «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян. 2:42 ). Значит, начатки христианского учения, почерпнутые из проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы, первые верующие постарались подробнее уяснить, постоянно пребывая «в учении апостолов». Τη διδαχη των αποστλων, т. е. чрез усердное и продолжительное назидание проповедью апостолов (всех, а не одного Петра), с полным подчинением их апостольскому авторитету. Отсюда происходила κοινωνα как внутреннее единение верующих друг с другом, которое имело источником своим единую веру, полученную от апостолов. Другими характерными признаками внутреннего единения являются κλσις του ρτου, под чем нужно разуметь христианскую евхаристию (а не вечери любви), – и молитвы. Внутреннее духовное единение (ср. κοινωνα) и гармоническое настроение соответствующим образом выражалось и во внешнем устроении жизни – в общении благ, в самоотверженной помощи людям бедным, нуждающимся. Без всякого принуждения они завели общение имуществ при общей кассе, которая пополнялась людьми богатыми. Об этом дееписатель Лука говорит в двух местах: в первый раз в Деян.2:44–45 , при изображении жизни крестившихся в день Пятидесятницы, а во второй раз в конце Деян. 4:34–37 , рассказывая об увеличении общины верующих до 5000, после исцеления хромого. Эти два описания быта иерусалимской общины относятся не к одному и тому же времени, но к пунктам, разделенным продолжительностью в несколько месяцев. Марксизм (Энгельс, К. Каутский) думает видеть здесь коммунизм не в смысле производства, а потребления благ, придавая общению имуществ в период христианской общины юридически-обязательный, принудительный характер. Но это противоречит действительности: во 1-ых, против принудительного характера слова ап. Петра, обращенные к Анании: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» ( Деян. 5:4 ). Во-вторых, у иерусалимских христиан сохранилась собственность и после рассказанных случаев, казалось, всеобщей принудительной продажи. Так, мать Иоанна Марка, Мария, имела в Иерусалиме собственный дом ( Деян. 12:12 ), также Мнасон – кипрянин ( Деян. 21:16 ), а может быть и Филипп ( Деян. 21:8 ). Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Один лишь этот эпизод из жизни Спасителя может служить достаточным основанием для терпимости по отношению к тем, «кто не ходит с нами», более того – для признания благодатности их действий, совершаемых во Имя Господа Иисуса, с призыванием Его святого Имени. Немало в Новом Завете и отрицательных высказываний, касающихся тех, кто, войдя в Церковь , своими словами или действиями оказываются с ней несовместимыми, внутренне ей чуждыми и подлежащими, следовательно, отлучению: «Кто не любит Господа Иисуса Христа – анафема маран-афа (да будет отлучен до пришествия Господа)» ( 1Кор.16:21 ). Наиболее ярким примером может служить Иуда Искариот, изменивший своему Учителю и предавший Его врагам. Предательство получило свою оценку в речи апостола Петра, обращенной к собранию учеников, где он предложил избрать на место Иуды другого. Об ужасном грехе Иуды апостол сказал очень мягко: «Он был вождем тех, кто взяли Иисуса. Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою и когда низринулся, распалось чрево его и выпали все внутренности его» ( Деян.1:16–18 ). Можно полагать, что Петр, как и другие ученики, как и сам Господь, любил Иуду не меньше, чем других соучеников и скорбел о его гибели. Многие из имеющихся в Новом Завете пророческих высказываний могут быть отнесены к зачинателям инакомыслия и разделения. Таковы предсказания Самого Христа о лжехристах и лжепророках, чье появление будет сопровождаться прельстительными знамениями и чудесами ( Мф. 24:24 ; Мк. 13:22 ; ср. Ин. 10:8–10 ). Прямое указание на уже совершившееся разделение находим у апостола Иоанна: «Теперь появилось много антихристов... они вышли от нас, но не были наши, ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин. 2:18–19 ). Эти, равно как и много более резкие высказывания апостола Иуды (брата Господнего) относятся не к каким-либо уже успевшим сформироваться сообществам, а к отдельным лжебратиям, которые «пиршествуют с братьями», но одновременно отделяют себя от единства веры ( Иуд.1:8–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«Они лились потоками, и Ты, Господи, принял их, как жертву Тебе угодную, – говорит он. – Я взывал к Тебе: доколе, Господи, доколе гнев Твой на меня? Забудь неправды прежней жизни моей! – Я чувствовал, что эти-то неправды гнетут меня, и повторял мысленно: когда же, Господи? Завтра ли? Послезавтра ли? Почему не сейчас будет конец моему поношению? Пока я это повторял, рыдая и проливая горячие слезы, мне вдруг послышался певучий голос, как бы ребенка или молодой девушки, повторяющий несколько раз: «Возьми, читай! Возьми, читай!» – Я изменился в лице и стал припоминать, нет ли какой игры, в которой дети повторяют этот припев; но ничего подобного я не припомнил и пришел к заключению, что мне повелевается открыть Священное Писание и прочесть то, что представится моим глазам. Так Антоний, как мне рассказывали, услышав в церкви слова: пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах ( Мф. 19: 21 ), – принял их, как повеление Божие. Я встал ипошел к тому месту, где я оставил книгу Посланий. Я взял ее, открыл и прочел глазами следующие слова: не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13: 13, 14 )». Далее он не стал читать, да и не нужно было: уже свет озарял мрак его души. Он пошел к матери. Взглянув на него, Моника поняла все: в ответ на ее молитву Господь даровал ей более даже, нежели она дерзала просить – в радости его тихого взгляда она чувствовала, что «сладость любви Божией навсегда вошла в его сердце». Августин написал Амвросию письмо, в котором изложил всю историю своей жизни и просил дозволения готовиться к принятию Святого Крещения. В тишине уединения, в горах Италии, он в продолжение нескольких месяцев готовил свою душу к переходу в обновленную жизнь. «Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти в него; но да будет он расширен Тобой! Он в развалинах, восстанови его. Он сильно оскорбит Твои очи, я знаю это – но кто очистит его, и к кому я воззову, кроме Тебя: очисти меня, о Господи, от тайных моих грехов!» Наконец настало то время, которого он ожидал в трепетном восторге: накануне Пасхи 387 года Августин принял Святое Крещение от руки самого Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Осуждение установленной Самим Богом священной иерархии проистекает от незнания или непонимания природы Церкви и норм христианской жизни в ней. Настоящая антология пытается восполнить этот пробел в образовании нынешних христиан, предлагая канонические и святоотеческие тексты, в которых раскрывается богоустановленность иерархического порядка в Православной Церкви и каноническая ответственность за нарушение этого порядка. Церковь с самого начала своего земного бытия была собранием верующих во Христа, иерархически организованным под водительством апостолов и епископов, получивших преемство от апостолов. Протоиерей Николай Афанасьев так пишет об этом: «Само наименование Церкви, которое мы находим с первых времен ее существования, заключает в себе идею организованного народа, а не сборища [или] толпы, которая исключает из себя порядок и строй...» 3 В первые церковные общины самими апостолами поставлялись епископы и пресвитеры для совершения Евхаристии. Наличие предстоятеля евхаристического собрания было необходимым условием существования церковной общины. Как пишет тот же автор: «Ни одна Церковь не могла существовать ни одного дня без предстоятеля» 4 . Значение церковной иерархии огромно. На протяжении столетий иерархическое служение обеспечивает тождество строя Церкви, преемственность благодатной жизни, неповрежденность веры. Наличие епископства и священства в Церкви обеспечивает ее единство. Поэтому вслед за святым апостолом Павлом обращаемся мы ко всем верным: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор.1:10 ). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Предисловие Евангельская проповедь обращена ко всем народам (см.: Мф.28:19 ). Пребывающие на территории проживания этих народов общины объединены под властью местного епископата и составляют многообразие церковного единства. Единство Вселенской Церкви не нарушается подобным многообразием благодаря общности веры, миссии и иерархического устройства таких местных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Отвлечение же священнослужителей, монашества на мирскую деятельность делает их неспособными к духовной жизни. Об этом Христос предупредил: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6: 24). И, более того, сказал: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5: 13). По этому вопросу апостолы, специально собравшись и созвав множество учеников, постановили: «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах». И на этом первом апостольском Соборе постановили: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию» (Деян. 6: 2–5). Вот прямое указание Духа Святого на задачи апостолов и их преемников: не они должны «пещись о столах». Заниматься этим должны их помощники! Только при условии такого разделения обязанностей Церковь может исполнить своё назначение, стать действительным орудием спасения мира от раздирающих его страстей и тем самым оздоравливать всю мирскую жизнь народа. Один из духовных законов гласит: «Дух творит себе формы», то есть духовное состояние человека определяет характер всей его деятельности. Следовательно, человек, чистый душой, будет честно исполнять порученное ему дело, а порочный и доброе погубит. В духовном воспитании человека и заключается вся уникальность служения Церкви миру. Поэтому прямым противоречием природе Церкви является понимание её как ещё одной общественной организации в решении чисто мирских, земных проблем. Из такого ложного понимания возникло активное участие западных церквей в политической, социальной, экономической и проч. сторонах жизни государства. Отсюда создание церквами разнообразных благотворительных учреждений (детдомов, приютов, больниц, домов престарелых и т. д.), объединений, фондов, клубов. Отсюда организация церквами различных культурных, зрелищных мероприятий, фестивалей, игр, конкурсов, соревнований и тому подобное. Отсюда вовлечение духовенства и даже монашества (отрёкшегося от мира и всех дел его!) во всевозможные чисто мирские организации и проводимые ими чисто мирские мероприятия. Так, подобные церкви, сохраняя внешне религиозную форму (культ), становятся по существу мирскими организациями.

http://bogoslov.ru/article/6173049

Очевидно, что принцип " построения Тела Христова " противоречит православному учению о Церкви, так как Тело Христово не нуждается в построении, им является Святая Православная Церковь : " И вы – – тело Христово, а порознь – – члены " . (1Кор.12:27) Мы не считаем оправдание факта экуменической деятельности возможностью проповеди среди инославных. Это не соответствует действительности и противоречит Священному Писанию: " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся " . (Тит.3:10) " Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию , которое приняли от нас " . (2Фесс.3:6) " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей " . (Пс.1:1) " Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду " . (Пс.25:5) Об этом же писал Свт. Серафим (Соболев): " Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют " Всецерковной конференцией " , " собранием всех христианских церквей " и " единою святою Христовой церковью " , православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой " единой святой церкви Христовой " со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители-экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви " . Мы выражаем свое несогласие с тем, что от имени Русской Православной Церкви, членами которой мы являемся, а, следовательно, и от нашего имени, проводится экуменическая деятельность, приводящая к попранию святоотеческого духа и канонического учения Святой Православной Церкви. В результате экуменической деятельности происходит великий соблазн среди верующих, понимающих и чувствующих всю ложь экуменизма. Одновременно в сознании " малых сих " размываются границы между Православием и ересью, что приводит к гибели бессмертной души и вносится разделение в Тело Христово которое есть Церковь.

http://religare.ru/2_42695.html

Очевидцы страданий святого мученика, описав в письме все, нами рассказанное, кончают так послание свое: «Язычники не знают, что мы не можем отступить от Христа, пострадавшего за спасение всех, и поклониться кому-либо другому. Ему мы покланяемся как Сыну Божию; а мучеников достойно любим как учеников и подражателей Господа; любим за их неизменную приверженность к своему Царю и Учителю. Да сподобимся и мы быть их общни-ками и соучениками!» IV. Падение Иерусалима Придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк. 19: 43, 44 ). Как точно и буквально сбылись эти слова Иисуса Христа над преступным народом! Еще живы были слышавшие Христа Спасителя, в последний раз восклицавшего в храме: Се, оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23: 38 ), как уже предсказанные Им бедствия пришли и разразились. Первым и самым тяжким бедствием для иудеев были правители их, достойные наместники императоров Калигулы, Клавдия, Нерона. Они сменяли один другого, усиливая жестокости и грабительства предшественника, пока, наконец, в лице Гессия Флора, последнего прокуратора Иудеи, не соединились все низкие страсти. Побуждаемый корыстолюбием, он безнаказанно грабил и убивал граждан, и, наконец, коснулся и до сокровищ храма Иерусалимского. Тогда народ, подстрекаемый зилотами (ревнителями), в безумном ослеплении решился сам вступиться за себя и отрекся от повиновения кесарю: возмущение охватило всю Палестину. Это было в 67 г. Начались бедствия, предсказанные Иисусом Христом, и Промысл предвозвестил их страшными знамениями на небе и на земле. Еще прежде восстания Иудеи, страшные землетрясения, разрушившие целые города в Италии и Вифинии, ужасный голод, предсказанный пророком Аггеем и опустошивший Рим, Грецию и Палестину, язва и междоусобия, казалось, предвозвещали приближение Великого Суда Божия. Комета, целый год виденная над Иерусалимом в образе меча, свет, около часа виденный ночью во храме вокруг жертвенника, видение колесниц и войска на облаках, наконец, в день Пятидесятницы, при входе священников в храм, шум и голос: пойдем отсюда, вызывавший христиан из погибающего Иерусалима за Иордан, в Пеллу, давали знать, что исполнение суда Божия имеет быть вскоре ( Лк. 21: 11 ). Первые действия римского войска против осажденного города не имели успеха и только ободрили мятежный народ. Но Нерон послал в Палестину лучшего своего полководца Веспасиана, и страшные римские легионы вызваны были отовсюду на Иерусалим. Между тем, по смерти Нерона, Веспасиан сам стал императором, а покорение Палестины довершено было сыном его Титом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

По истине непонятно, каким образом папы могли ссылаться на это место святого Луки для возведения своей системы. Надобно заметить, что приведенные слова были обращены Иисусом Христом к святому Петру в тот самый день, когда он должен был отречься от него, и содержат лишь предсказание о его падении. Святой Петр именно так понял их, ибо тот час же ответил Иисусу Христу: «Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти». Но Иисус присовокупил: «Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Евангельский текст святого Луки говорит скорее против твердости веры святого Петра, чем в пользу этой твердости; тем более нельзя делать из текста никакого вывода в пользу верховенства Петра относительно учения или управления. И отцы церкви, и наиболее ученые толкователи Священного Писания никогда не думали давать тексту подобного толкования. За исключением последующих пап и их приверженцев, желавших во чтобы то ни стало добыть из него доказательства, хорошие или дурные, – никто не видел в приведенных выше словах ничего другого, кроме требования, обращенного к Петру, о заглаждении его верою соблазна падения и укрепления остальных апостолов, коих это падение могло поколебать 5 . Обязанность укрепления других вытекала из этого соблазна; слова утверди братьев суть только следствие слова обратившись. Если первым словам хотят дать общий смысл, то почему не дают этого же смысла второму слову? Из этого следовало бы, что если преемники Петра наследовали преимущество укреплять в вере своих братьев, то они унаследовали также надобность обращаться к Иисусу Христу после отречения от Него. Мы не видим, что могла бы выиграть первосвященническая власть отсюда. Папы, нашедшие такое исключительное доказательство в стихе 31 и 32 главы XII святого Луки в подтверждение своих притязаний, благоразумно поостереглись однако же приводить предшествующие стихи. Евангелист повествует в них, что среди апостолов возник спор с целью узнать, кто из среды их должен быть признаваем самым большим. Знаменитые слова: Ты еси Петр уже были произнесены, а это доказывает, что апостолы не поняли их так, как понимают последующие папы. Даже накануне смерти Иисуса Христа, они не знают, что Петр избран первым среди них и основным камнем Церкви. Иисус Христос обращает внимание на спор. Вот представляется Ему превосходный случай заявить о власти Петра; наступило время, когда Он должен был это сделать, потому что идет на смерть. Сделал ли Он это? Спаситель не только не утверждает верховенства, будто бы обещанного Петру, но преподает своим ученикам урок, совершенно противоположный, говоря: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

По сектантскому же пониманию выходит, что слова о храме, который будет домом молитвы для всех народов, прешли, оказались пустыми. Что касается слов, сказанных Господом о том, что, люди должны молиться втайне, то этим нисколько не отвергаются храмы, как место общественных молитв. Св. Православная Церковь признает и требует такую молитву, но вместе с тем она учит на основании слова Божия, что нужна и общественная молитва , исходящая от всего сердца. Мытарь молился в храме ( Лук. 18:13 ) и был оправдан Господом. Храм нужен нам и потому, что в нем совершается бескровная жертва, которую совершил Сам Христос в новозаветном храме, в сионской горнице ( Мф. 26:18–28 ). Молитва частная и молитва общественная одна другую не исключают. Апостолы так и поняли слова Господа нашего Иисуса Христа, молясь наедине и в храме: «и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лук. 24:53 ). Если бы Христос признавал только молитвы «втайне», в комнатах, то Сам бы не подавал Пример Своими молитвами в храме ( Иоан. 18:20 ; Иоан. 10:22–23 ) и не благословлял бы пожертвований на храмы ( Мк. 12:41–42 ). Св. апостол Павел называет общество верных христиан домом Божиим, Церковью ( 1Тим. 3:15 ), но отсюда еще не следует, что апостол отрицал значение вещественных храмов, церквей. Когда христиане первых веков позволили себе неуважительно отнестись к «храмам», «церквам», то апостол Павел строго осуждал из за это: «Когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю... разве у вас нет домов на то чтобы есть и пить? или пренебрегаете церковь Божию?..» ( 1Кор. 11:18,22 ); «жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит ( Быт. 3:16 ). Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34–35 ). Таким образом, что св. апостол разрешает дома, того он не разрешает в церкви: церковь он почитает особым местом, куда собираются люди на молитву и к которому он повелевает относиться с уважением, как именно к дому молитвы, к храму Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Применительно к историческим условиям единая вселенская Церковь существует в форме отдельных частных Церквей, единых по духу, разделенных по месту. Вселенский собор, по смыслу сказанного, есть средоточие вселенской Церкви. Поместный собор – временно ли то созываемый или постоянный (каковы суть Синоды) – средоточие частной Церкви. Будучи непосредственными преемниками апостолов, пастыри Церкви „относительно употребления или применения к жизни членов Церкви богодарованных средств спасения наделены особыми полномочиями, сущность которых состоит в праве вязать и решить, или в том, что они по усмотрению могут сообщать средства спасения людям и отказывать в них, допускать к ним и запрещать пользование ими» (Архиеп. Амвросий Харьковский). Основанием такому праву и руководством в проведении его в жизнь служат известные слова Божественного Основателя Церкви. „Если, говорил Он, согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15–17). Истинный смысл приведенных слов Христовых таков: „если твой единоверец, ближний твой, твой брат по духу, согрешает против вашего единоверия умом, мыслью, словом и соблазнительным примером, – осторожно обличи его по-братски наедине. Если тебя одного не послушает, обличи его кротко и благоразумно при двух или трех свидетелях-единоверцах, ближних братьях. Если не послушает и всех вас, – поведай Церкви, пусть предстоятели Церкви обличат его кротко и отечески. Если же, наконец, преслушает и Церковь , то на земле больше суда для него нет. Предоставь дальнейший суд над ним, над его упорством суду Божию. А для вас он пусть будет чужд, отделен, отлучен от вас” (Никанор, Архиепископ Херсонский и Одесский). Руководствуясь данным ей Божественным Основателем правом, Церковь в духе его и поступала с первых дней своих со всеми, отрицавшими основы её жизни, лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010