Евграф Иванович Смирнов Период третий. От окончательного разделения Церквей до падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала реформации на Западе (1517 г.). § 1. Характер этого периода После окончательного разделения Церквей Церкви Восточная и Западная живут и действуют отдельно и независимо одна от другой. И та и другая Церковь направляют свою деятельность к достижению своих собственных интересов и целей; взаимных религиозных интересов не существует более. Восточная Церковь – всегда так ревностно заботившаяся об уяснении и определении христианского вероучения и всего церковного благоустройства и вполне достигшая этого в период Вселенских соборов – после разделения Церквей поставила для себя задачей твердое и неизменное сохранение и охранение этого учения и благоустройства во всей целости и чистоте так, как и то и другое утверждено было на Вселенских соборах. К этой задаче сводится вся ее деятельность в настоящий период. Несмотря на все притеснения от внешних врагов и на разнообразные происки латинян, она всегда оставалась и остается строго православной. Западная Церковь , напротив, по отделении от Церкви Восточной в своей жизни и деятельности преследует другие цели. Там на первом плане стоят стремления усилить власть главы Западной Церкви, папы, поставить его в независимое положение от власти светской и, наконец, подчинить ему весь христианский мир как в духовных, так и светских делах. В преследовании этих целей Западная Церковь забывает все остальное и нисколько не заботится о сохранении в целости древнего православного вероучения и церковного благоустройства. Допустив у себя еще до разделения Церквей несколько нововведений и отступлений от православного учения и церковного благоустройства, она и после разделения Церквей идет тем же путем отступлений: вводит новые догматы, обряды, изменяет церковное устройство и тому подобное. Вот характеристические черты исторической жизни Церквей Восточной и Западной в третий период. А. История Церкви Православно-Кафолической (1054–1453 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть первая. Очерк истории разделения церквей, и отношения западной церкви к восточным церквам после разделения Отделение первое. Очерк истории разделения церквей I. Характеристические особенности и взаимные отношения восточной и западной церкви впервые века христианства С самых первых веков христианской истории, мир христианский, по общим понятиям, разделялся на две главные части: на Восточную и Западную. К последней причислялись Церкви, находящиеся в западной Европе и северо-западной Африке: римская, испанская, галликанская, британская, карфагенская; к первой – Церкви в странах около восточных берегов Средиземного моря, – в северо-восточной Африке, юго-западной Азии и юго-восточной Европе, Церкви египетские, мало-азийские, собственно греческие. Восточная половина христианского мира, по преобладающему составу населения, языку, нравам и характеру цивилизации, называлась преимущественно Греческою, Западная – Латинскою. Между Восточными и Западными Церквами, при всем единстве их верований и основных начал церковного устройства, при всей братской любви, одушевлявшей древний христианский мир, не было такой близости, такой общности интересов, задач и стремлений, таких частых сношений, какие можно было заметить между Восточными Церквами – отдельно и Западными – отдельно. Самая географическая разобщенность, – дальность расстояния, – препятствовала Восточным и Западным Церквам иметь частые сношения между собою. Оттого и на самые Вселенские Соборы, которые были главным выражением церковного единства, и на которых решались важнейшие, касавшиеся всего христианства вопросы и дела, представители Западной Церкви, по дальности расстояния, могли являться только десятками, а иногда единицами; между тем как Восточных епископов здесь бывали сотни. Для решения же более частных дел и вопросов, Восточная Церковь имела свои поместные Соборы, Западная – свои и на Востоке всегда были более известны определения поместных Соборов Восточных – антиохийских, лаодикийских, неокесарийских, константинопольских, на Западе же определения западных – римских, равеннских, арелатских, ахенских, ельвирских, толедских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Грузинская Православная Церковь в 1997 году и Болгарская Православная Церковь в 1998 году прекратили официальное членство во Всемирном Совете Церквей, самом представительном мировом экуменическом форуме, ставшем дискуссионной площадкой для более чем трехсот церквей мира, исповедующих веру в Святую Троицу и в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Выход Болгарской Церкви из ВСЦ произошел в канун не только пятидесятилетия основания Совета на учредительной конференции в Амстердаме в августе 1948 года, но и пятидесятилетия Совещания глав и представителей Православных Церквей мира, состоявшегося в коммунистической Москве несколькими месяцами ранее. В послевоенные годы многим казалось, что в Амстердаме может исполниться мечта многих христиан мира о единстве, мечта, об исполнении которой Православные Церкви постоянно молятся, прося Господа «...о мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех». Отрицательное отношение к контактам с инославными христианами имело и имеет место в православной среде, но, наряду с этим, многие православные иерархи, святые и подвижники высказывали мысли о насущной необходимости общения разделенных Церквей, что стало называться позднее экуменизмом, вселенским церковным мышлением. Священник Павел Флоренский рассказывал о старце Исидоре Гефсиманского скита: «Всю жизнь лелеял о. Исидор эту мысль о необходимости соединить Церкви, и церковное разделение было для него личною болью и личною обидою. " Все мы дети Матери одной, не можем видеть страданий Матери родной " , — скорбно приводил он на память какие-то стихи, и делал это очень, очень часто, — видно, мысль о разделении Церквей сильно беспокоила его» . Преподобный Макарий Глухарев мечтал о постройке в Москве общего храма с тремя отделами для православных, католиков и протестантов как одном из шагов на пути к единству. Местоблюститель Патриаршего престола Константинополя митрополит Дорофей в январе 1920 года в энциклике под названием «К Христовым Церквам всего мира» предложил взаимное сближение и общение различных «Христианских Церквей», несмотря на различия между ними. Эти Церкви названы в энциклике Константинопольского Патриархата даже «сонаследниками, составляющими одно тело». Он предложил основать «Общество Церквей» и в качестве первого шага для сближения принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников». Подобных примеров множество.

http://bogoslov.ru/article/571168

Что такое филиокве? Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св.Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. 1 июня, 2005 Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св.Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. Что такое филиокве? Это учение Римо-католической Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. Филиокве В качестве богословского мнения учение о filioque возникло задолго до разделения Церквей. Оно исходит из своеобразного толкования ряда евангельских отрывков, в которых можно усмотреть указания на такое исхождение. Например, в Евангелии от Иоанна (15:26) Спаситель говорит: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины. Который от Отца исходит», и в Его словах усматривается прямое доказательство исхождения от Него Св.Духа, Которого Иисус обещает послать от Себя. Очень часто используются стих из Ин.20:22, когда Иисус «сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго» и слова ап. Павла в Послании к Галатам «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4:6), а также ряд других отрывков. Следует учитывать, что евангельское представление о Третьем Лице Св. Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все, известное нам о Третьем Лице Св.Троицы, содержится в прощальной беседе Господа с учениками на Тайной Вечери в изложении Евангелия от Иоанна. Парадоксальным образом мы больше знаем о благодатном участии Св.Духа в жизни мира, чем о его Троическом бытии. Принципиальная ограниченность земных представлений в описании троических отношений, о которой писал св. Григорий Богослов: «Объясни … мне нерожденность Отца, тогда и я отважусь естествословить о рождении Сына и об исхождении Духа» более всего коснулась образа исхождения Св.Духа. Достаточно рано односторонние воззрения на Второе Лицо Св.Троицы проявились в савеллианской и македонианской ересях.

http://pravmir.ru/uchenie-rimo-katoliche...

Когда говорят о соединении Церквей, то всегда разумеют Церкви Восточную - Православную и Западную - Римскую. Печальное разделение этих Церквей гнетет души истинных ревнителей Церкви Христовой. На общих ко Господу молениях мы слышим: " Рассеянные собери, заблуждшия на путь правый настави " ... И трепетно душа истинного христианина желает, чтобы, наконец, кончилось разделение Церквей Востока и Запада и все едиными устами и единым сердцем исповедывали бы веру Христову. На протяжении многих столетий раздавался с Востока и Запада призыв к единению, но разделение не только оставалось, но еще больше углублялось. Где же причина такого скорбного явления и кто виновник разделения?.. Наконец, каким путем возможно разделение превратить в единение?.. На эти вопросы мы и постараемся дать обоснованный и неопровержимый ответ. На чем истинная Церковь Христова должна обосновывать свою веру и свой строй и что служит критерием правильности церковной веры и строя? Отвечаем: всеобщее и вечное значение в Христовой Церкви имеют божественные, евангельские и апостольские священные писания и священное предание, а также основоположения святых семи Вселенских Соборов по вопросам веры и церковного строя. Так учили и по этому пути следовали обе Церкви - Восточная и Западная - на протяжении первых девяти веков христианства и потому пребывали в единении и полном молитвенном общении. Но вот произошел разрыв единения, который с течением времени все осложнялся и углублялся. Римская церковь стала на путь введения новшеств в деле веры и церковного строя. " Если, - говорит великий святитель Фотий, - отступления не касаются веры или какого-нибудь общего соборного определения, например, когда одни держатся таких порядков и обычаев, другие - иных, то, правильно рассуждая, должно признать, что и те, которые хранят известный обычай, не делают ничего несправедливого, и те, которые не имеют его, не погрешают " (Посл. Фотия 3, 6). Так ли, однако, " непогрешимы " новшества, в большем числе накопившиеся в Римской Церкви, или эти новшества касаются самой веры и общих соборных определений?.. Рассмотрим внимательно и документально.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/152/...

Разделение церквей Христианская церковь , в идее своей единая и вселенская, в течение своей исторической жизни подвергалась многократным разделениям; некоторые из них миновали, другие дожили до наших дней. Св. Василий Великий видит общую причину всех этих разделений в слабости у некоторых христиан чувства взаимной братской любви и уважения; в случаях разномыслия они ставят мнение свое или своей партии выше мнения всякого другого лица, не соглашаются подчинить его даже голосу целых церквей и всей Вселенской Церкви, всех хотят учить, а сами ни у кого не считают возможным учиться. Разногласия, подававшие повод к образованию в Церкви партий, прекращавших друг с другом церковное общение, были двоякого рода: одни касались вопросов догматических, другие – вопросов церковного управления. Первым с конца II в. усвоено преимущественно название ересей; за вторыми остался термин «схизма» (раскол), в I–II вв. означавший всякие церковные разделения. Реформация создала для возникших в ее время систем вероучения новый термин «исповедание», примененный митрополитом Петром Могилою (XVII в.) к православному вероучению; с прошлого века он применяется у нас в светской литературе ко всем религиозным обществам христианским, а с последних десятилетий XIX в. – и нехристианским (так, говорят о иудейском вероисповедании). С богословской точки зрения, этот термин приложим только к системам, которые, расходясь с православием в известных пунктах, не подвергались, однако, нарочитому суду и осуждению Вселенской Церкви. Из всех церковных разделений безмерно важнейшее во всемирно-историческом отношении есть существующее уже 1000 лет разделение Вселенской Церкви на восточно-православную и римско-католическую. Это разделение представляется, с восточно-православной точки зрения, последствием властолюбия и умственной гордости пап и неправославных мнений и новшеств, допущенных ими в западный патриархат («латинская ересь»); с римско-католической, оно рассматривается как раскол, возникший вследствие отказа Востока признавать своего законного верховного главу в лице папы Старого Рима («греческая схизма»).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Общее Историческое обозрение древних новгородских церквей Время построения первоначальных церквей в Новгороде. Основатели древних новгородских церквей. Материалы, из которых строены древние церкви. Внешнее и внутреннее устройство древних церковных зданий. Различие древних новгородских церквей. 1. Первоначальное построение новгородских церквей должно быть современным первоначальному введению христианства в России вообще и в Великом Новгороде. Впрочем, начальное построение их нельзя с точностью относить ко временам равноапостольные княгини Ольги. У Нестора в летописи хотя и сказано 1 , что «в лето 6455 (947), иде Вольга (Ольга) Новугорооду и устави по Мсте повосты (погосты) и дани, и по Лузе оброки и дани»; но из самой связи речи видно, что сии установления великой княгини касались разделения сел и деревень на округи по земским их повинностям, а не на приходы поселян по церквам, как ныне употребляется слово: погост. Да и разделение сие было еще до воспринятия Ольгою христианской веры за 10 лет 2 . О ней же в Степенной книге повествуется 3 , что по просвещении верою «сия новая Елена обходящи грады и веси во всей Рустей земли, всем людем благочестие проповедая, учаше их вере Христове, яко истинная ученица Христова, единоревнительница Апостолом, дани и оброки легки уставляющи и кумиры сокрушающи, и на кумирских местах кресты Христовы поставляющи, и от крестов многи знамения и чудеса содевахуся и до сего дне». Основываясь на столь ясном свидетельстве, можно бы допустить, что с просвещением княгини Ольги просветился и Новгород, и начали воздвигаться церкви в самом городе и его окрестностях; но прямых свидетельств о сем в летописях не сохранилось. Первое просвещение верою и первое построение церквей в Новгороде, по ясному свидетельству летописей, относится ко времени святого и равноапостольного князя Владимира (988), просветившего всю русскую землю св. крещением. По возвращении из Корсуня и по крещении Киевлян, он немедля начал распространять просвещение святою верою и в прочих своих областях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Д.К. Робертсон (протестант) Книга пятая. От смерти Карла Великого до разделения церквей (814–1054 гг.) Глава 32. Людовик Благочестивый (814–840 гг.) – Конец спора об иконопочитании (813–842 гг.) – Ложные декреталии Смерть Карла Великого – Людовик Благочестивый – Переговоры со Львом 3-м и Стефаном 4-м – Церковная и монастырская реформа – Сообщество Лотаря в управлении империи – Заговор и смерть Бернарда – Брак Людовика и Юдифью – Покаяние Людовика – Лотарь из Рима – Рим и империя – Интриги против Людовика – Григорий 4-й во Франции – «Поле лжи» – Пленение и низложение Людовика – Восстановление Людовика – Эббо Реймский – Смерть Людовика – Вопрос об иконопочитании на Востоке и Лев Армянин – Феодор Студит – Собеседование об иконопочитании – Низложение Никифора – Меры против иконопочитания – Михаил Заика (косноязычный) – Умерщвление Льва 5-го – Греческое посольство к Людовику – Император Феофил – Смерть Феофила – Императрица Феодора – Окончательное восстановление иконопочитания – Вопрос об иконопочитании на Западе – Иконы во франкской церкви – Мнение Агобарда об иконах – Клавдий Туринский – Теодемир – Дунгал – Ложные декреталии и их происхождение В системе Карла Великого был тот великий недостаток, что она требовала для своего продолжения таких же лиц, каким был он сам. Его действительные преемники между тем оказались до прискорбия неспособными выдерживать на себе могущественное бремя империи. Чувствуя приближение кончины (813 г.), Карл Великий, созвав народное собрание, призвал своего единственно оставшегося в живых законного сына Людовика из Аквитании в Э-ля-Шапелль (Аахен), и в присутствии громадного собрания народных представителей объявил его своим сотоварищем и преемником. Он преподал принцу наставление касательно обязанностей государя, и получил от него обещание повиноваться его наставлениям. Затем он пожелал, чтобы Людовик подошел к высокому жертвеннику, на котором лежала императорская корона, взял эту корону и своими руками возложил ее себе на голову, – каковым актом император хотел показать, что он и его потомство получают свою власть ни от коронации со стороны папы, ни от тех восторженных восклицаний, которыми эта церемония в храме ап. Петра была приветствуема римлянами, а непосредственно от Бога 2937 . После этого провозглашения, Людовик возвратился к управлению Аквитанией, но скоро опять вызван был в Аахен вследствие смерти своего отца, последовавшей в январе 814 года 2938 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Камень преткновения «Камень преткновения, или изложение начала и причин отпадения церкви западной от восточной и предметов несогласия между ними». Книга посвящена причинам разделения западной и восточной церквей. Святитель Илия Минятий выделяет пять причин: власть Папы, исхождение Св. Духа, опресноки, блаженство святых и чистилищный огонь. Разбор этих причин он предваряет историческими обстоятельствами разделения Востока и Запада Церкви (заканчивая так: «Таким образом, Церкви остаются разделенными доныне. Да соединит их когда-нибудь неразрывными узами благодать Всесвятого Духа! Аминь.») Камень преткновения КНИГА ПЕРВАЯ О СОБЫТИЯХ ВО ВРЕМЕНА ИГНАТИЯ И ФОТИЯ, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ ПАТРИАРХОВ Знаменитейший и благочестивейший Властитель! (Под именем этого Властителя надобно разуметь господаря Валахии, князя Константина Бранкована, который был весьма благорасположен к Илие Минятию, долгое время держал его при своем дворе и давал ему многие важные поручения. Примечание переводчика.) Ты желал обстоятельно узнать от меня, что именно разделяет две Церкви, Восточную и Западную, то есть узнать причину сего разделения и разность их догматов. С совершенным удовольствием желая сделать угодное тебе, постараюсь по возможности удовлетворить твоему любопытству. Чтобы узнать начало сего несчастного разделения, нужно обстоятельно изложить, что происходило между Игнатием и Фотием, Константинопольскими Патриархами, что произвело тогда в Церкви Божией великое смятение, причинило им и преемникам их немалые огорчения и подало повод ко многим разногласиям, которые продолжаются и доныне. Но как в то время весь клир и народ были разделены на две части, из коих одна держала сторону Игнатия, а другая - сторону Фотия, и все вообще дела производились более или менее пристрастно, так и дееписатели тогдашних происшествий, руководясь собственными страстями, по большей части оправдывали ту сторону, к которой принадлежали сами, а последующие за ними писатели, страдая тем же недугом и веря то тому, то другому историку, изображают эту картину каждый своими красками, представляя дела не в таком виде, как они действительно происходили, но как кому хотелось. Посему узнать от них действительную истину нелегко, между тем она сама собою представляется и открывается мысленным взорам каждого, кто не ослеплен пристрастием, смотрит прямо и судит здраво. Итак, прими от меня то, что я мог избрать достовернейшего из повествований о сем предмете, составленных различными историками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

IX. Век десятый. – Взаимные отношения Византийской и Римской церквей при Константинопольском патриарх Николае Мистике (906–925 гг.) Повод ко вмешательству римского папы в дела Византийской церкви, – император Лев VI VI (Мудрый), его четвертый брак, – борьба против этого брака со стороны патриарха Николая, – прибытие папских легатов и утверждение ими антиканонического брака императора Льва (ссылка в изгнание Николая и восстановление его на патриаршей кафедре). – Обширное послание патриарха Николая к папе Анастасию III «о четвертом браке, неправильно принятом в римской церкви»: защита в нем иерархических прав Константинопольской церкви и укоризны папам за их незаконное властительство в других церквах; – строгие правила восточной церкви по вопросу о числе дозволительных браков для одного лица, – обличение римской церкви в том же послании в потворстве её нравственной распущенности. – Два послания патриарха к папе Иоанну Х-му; патриарх Николай и папские легаты в совокупности произносят осуждение в Константинополе (по смерти Льва) против смуты, произведенной незаконным браком указанного императора. – Имеет ли важность в истории разделения церквей рассказанное пререкание между Византией и Римом по вопросу о четвертом браке? Вторжения пап с их первосвященническим абсолютизмом в дела церкви Константинопольской при достопамятном патриархе Фотие в IX веке было отражено с замечательною силою этим ревностным борцом за самостоятельность и неприкосновенность прав, принадлежащих церкви восточной. Это было великим уроком для пап на будущее время! Но прошли десятки лет и папы снова возвратились к своей политике вмешательства в дела церкви восточной, в целях господствовала над нею. Это случилось в патриаршество в Константинополе Николая, известного с именем Мистика (имя это указывает на одну из высших государственных должностей, которую проходил он прежде своего посвящения в патриархи); но это вмешательство было также отражено без всякого вреда для достоинства и самобытности церкви Константинопольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010