Многие из толкователей считают, что это Иерусалим, хотя не один только Иерусалим может считаться распинавшим Христа, но и другие города, распинавшие Христа в лице Его Церкви – «Тела Христова». Только современному поколению людей могут быть понятны слова Откровения о том, что «многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их» ( Откр.11:9 ): телевидение с космическими отражателями электромагнитных волн позволяет теперь смотреть какое-либо событие сразу всему населению Земного шара. Как известно из истории Церкви, тела двух праведников Ветхого Завета (Илии и Еноха) не увидели тления. В Новом Завете тела Богоматери и апостола Иоанна Богослова получили бессмертие по истечении трех дней после их ухода из земной жизни. Такая же участь тел будет (по Откровению) и у двух пророков, которые будут убиты антихристом 20 . Как видно из текста Откровения, последнее событие будет сопровождаться особыми знамениями: землетрясением и разрушением многих городов и гибелью при этом людей. Все эти знамения и беды явятся только началом тех, которые должны затем постигнуть мир при полноте власти над миром антихриста («идет скоро третье горе»). 18. «Жена, облеченная в солнце» и «Большой дракон» Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. ( Мф. 16:18 ) И явилось на небе великое знамение:  жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее  венец из двенадцати звезд. ( Откр. 12:1 ) Перед Господом горят семь светильников семи вселенских церквей, различающихся как по времени возникновения, так и по своему характеру – духовной сущности в истории. Так было предопределено, и такова была воля Господня, чтобы не один светильник зажегся от того огня, который был низведен на землю Сыном Божиим («Огонь пришел Я низвести на землю» – Лк.12:49 ). Но вместе с видимостью разделения земной Церкви на семь светильников Откровение дает нам образ и Единой Вселенской Церкви – жены, облеченной в солнце. Этот образ дается Откровением в момент, когда совершилась «тайна Божия», Господь «приял силу великую и воцарился» ( Откр.10:7, 11:17 ) и когда в торжествующую Церковь войдет полное число избранных – то есть непосредственно перед Вторым пришествием Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Многократно бывало в истории, что Господь посылал тяжелые испытания для очищения церквей. «Кого Я люблю, тех и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» ( Откр.3:19 ). Не раз омрачалась жизнь Церкви внутренними раздорами и разделениями настолько, что нужно было, по выражению отцов Церкви, «восстанавливать единение». Бывало, что отдельные поместные церкви сдвигались надолго со своего основания. В Откровении св. Иоанна Господь повелевает предупредить ангела Ефесской церкви, той церкви, в которой так недавно ап. Павел «три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго» ( Деян.20:31 ), всенародно и по домам, – предупредить, чтобы он покаялся в том, что оставил прежнюю любовь, и творил бы прежние дела: «если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места, если не покаешься» ( Откр.2:5 ); повелевает также написать ангелу Лаодикийской церкви: «как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слаб и наг» ( Откр.3:16–17 ). На все времена оставил тайнозритель в этих словах предупреждение каждой поместной церкви 46 . К скорби Церкви, многие области, теряя чистоту исповедания, совсем порвали связь со вселенской Церковью и увлекли с собою других. Так образовался, рядом с Православной Церковью, широкий мир, по вере христианский, но от нее отделяющийся, нередко с ней враждующий, мир различных исповеданий христианских «не православных». Православная Церковь признает за ним общее для себя и для него имя «христианства». Древняя Церковь не отказывала в этом общем имени тем, кто принимал и исповедывал все учение Церкви, но, как часто бывало в то время, продолжал еще оставаться не крещенным; многие из таких лиц стали мучениками за Христа, крестившись собственной кровью. В наше время принято оставлять его также и за теми, кто крещены и исповедуют веру христианскую, хотя и не чисто и хотя они не принадлежат к Церкви Православной. Второй Вселенский собор в постановлении о способах принятия в Церковь еретиков, говорит, в частности, следующее о монтанистах, не имевших вообще у себя водного крещения: «принимаем их как язычников. В первый день делаем их христианами , во второй оглашенными, потом в третий – заклинаем их с троекратным дуновением в лицо и уши их и заставляем их долгое время пребывать в церкви и слушать Писания; и потом уже крестим их» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Мы получили от возлюбленного диакона Рогациона, посланного вами к нам, письмо, которое вы, возлюбленный брат, написали нам; и мы вознесли Богу величайшую благодарность за то, что вы, будучи далеко от нас телом, соединены с нами духом, как если бы мы обитали вместе не только в одной стране, но и в одном доме. Вот прекрасный случай сказать, что духовный дом Божий есть единый. В последние времена, говорит пророк, гора Господня и дом Божий, устроенный на вершине гор, будут явны. Соединенные в этом доме, мы наслаждаемся в нем счастием единства. Именно этого просил Псалмопевец у Господа, чтобы жить в дому Божием во все дни жизни своей. Тот же Псалмопевец в другом месте говорит, что великое счастие святых состоит в пребывании в единстве: сколь приятно и сколь отрадно жить братьям вместе! В самом деле, единение и мир доставляют весьма большую приятность не только верным людям, знающим истину, но и самым ангелам небесным, которые, по свидетельству Слова Божия, испытывают радость, когда грешник раскаивается и возвращается к союзу единства. Этого он не сказал бы об ангелах, живущих на небе, если бы и они не были соединены с нами. Но если ангелы радуются нашему единству, то бывают и печальны, когда видят души и сердца некоторых в разделении, не потому что эти некоторые не призывают единого и того же Бога, но потому что не могут ни согласиться, ни понимать друг друга. Итак, мы не можем быть признательны Стефану за то, что он, по своей жестокости, представил нам случай иметь свидетельство вашей веры и вашей мудрости; ибо хотя мы утешились этой приятностью из-за Стефана, но мы обязаны не ему в этом отношении. В самом деле. Иуда своим вероломством и своей изменой, преступно направленными им против Спасителя, не должен быть признаваем причиною великих благ, приобретенных страданиями Господа, освободившего мир и всех людей. Но удалимся на минуту от того, что сделал Стефан, опасаясь, чтобы чрез воспоминание о его дерзости и о его высокомерии не почувствовать слишком большой печали от его дурных действий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

На таких же условиях изливался Святой Дух и на христианские церкви следующих нескольких поколений — это была затравка процесса. Когда число христиан достигло определённой критической величины, внешняя стимуляция прекратилась и включился в действие внутренний механизм их расширенного воспроизводства. Люди, которые входили в общину случайно или «за компанию», попадали в атмосферу любви и взаимопомощи, открывали для себя неведомый дотоле мир, где все «носили тяготы друг друга», оставаясь при этом бодрыми и жизнерадостными, а возвращаться из него в мир злобы, вражды и всякого зверства им уже не хотелось. Их оглашали, вводя в учение Христа, водили на исповедь к священникам, где они получали мудрые советы, возлагали на них различные послушания, всегда по их силам и способностям, а потом над ними совершалось волнующее Таинство крещения, производящее их в «аристократы духа», и пустая суетная до этого жизнь наполнялась для них смыслом, а ожидание погружения во тьму сменялось упованием перехода в царство ещё большей любви, чем в общине, притом уже вечной. Христианские приходы возникали в разных частях Империи, как в Европе, так и в Малой Азии, превращаясь в поместные церкви. Разъединённые большими расстояниями, они испытывали потребность в налаживании взаимодействия. С этих давних времён в великой ектении сохранилась молитва «О благостоянии святых Божьих церквей и соединении всех». Этому соединению способствовали инспекционные путешествия апостола Павла и его послания, в которых он подчёркивал необходимость создания единой христианской Церкви как органической целостности. Вот как он описывает эту единую Церковь, тогда ещё только начавшую формироваться: «…Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами во-вторых пророками втретьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор.

http://azbyka.ru/fiction/imeya-zhizn-ver...

На этой вечери совершил Господь первое Таинство Святого Причащения, удостоив учеников Своих быть первыми его причастниками. Перед тем Он с любовью сослужил им омовением их ног. А затем, «когда они ели, Господь, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» ( Мк. 14:22-24 ). И прибавил, как повествует Евангелист Лука: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). И в Церкви Христовой с тех пор в воспоминание Крестных страданий Спасителя и его смерти за грешный род людской совершается сия великая тайна. Тайная Вечеря обозначала конец Ветхого и установление Нового благодатного Завета Бога с человеком. Долго беседуя со Своими учениками, Господь предсказал Свои вольные страдания, укрепил их в вере, утвердил в любви. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» ( Ин. 13:34-35 ). Ибо приблизилось то предреченное Господом время, когда поражен будет Пастырь и разыдутся овцы, но любовь Божественная не прейдет, став связующим спасительным знамением всех верующих, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). На протяжении сотен лет строили на месте последней Тайной Вечери Любви памятники, желая увековечить драгоценную Евангельскую святыню. В древности на развалинах дома, в котором она совершилась, была построена церковь , получившая название «Первой Церкви и Матери всех церквей». Внутри ее, в числе прочих, была колонна, у которой бичевали привязанного Спасителя, а также сохранилась чаша, в которой, по вознесении Его Апостолы совершали бескровную жертву. Под кровом этой церкви обитала после вознесения Сына Своего Пресвятая Богоматерь. Много раз Сионский храм разрушался, переходил из рук в руки. Сейчас здание, расположенное на месте прежней церкви, разделено на две части (по две комнаты в каждой): первую комнату нижней части называют местом Умовения ног, вторую — местом Явления Господа Своим ученикам. Первую комнату верхней части называют горницей Тайной Вечери. Другую — местом сошествия Святого Духа на Апостолов. Своды комнат поддерживаются мраморными колоннами.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Например, к сожалению, нередко можно увидеть некое пренебрежительное, высокомерное отношение некоторых православных христиан к неверующим или к представителям других христианских конфессий. Для нас это должно быть по меньшей мере нелогично! Я могу считать себя православным человеком, а в беседе с кем-то, дабы убедить собеседника в моей сопричастности к истине, даже привожу слова Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Но если я одновременно с этим превозношусь над неверующими, снисходительно поглядываю на них сверху вниз или, например, набрасываюсь с «гневом праведным» на «коснеющих в ереси отступников от истинной веры» — католиков или еще кого-нибудь, то я на самом деле не следую за Христом, и нет тогда во мне никакой правды. Согласиться кивком головы на важнейшие вероучительные принципы Символа веры, даже когда я их знаю наизусть и произношу каждый раз во время литургии, — это одно. А вот искреннее исповедание этих же правил — совсем другое! Какая во мне правда, если я не исполняю главную заповедь христианства — заповедь любви? Апостол Павел еще задолго до разделения церквей писал пророческое предостережение: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов“; я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Разве разделился Христос?» ( 1 Кор. 1:10–13 ). Чем больше я говорю о том, что я — православный христианин, тем большую ответственность беру на себя! Поэтому, может быть, мне лучше жить такой церковной жизнью, чтобы другим людям, глядя на меня, тоже захотелось прийти в православную церковь? Смотреть сначала на свое поведение и не обличать яростно других в искажении чистоты веры или оголтелом атеизме? Иначе это будет откровенной профанацией православных принципов. Что по сути ничем не отличается от проблемы выхолащивания истинного смысла Десяти Заповедей Божиих, которая возникла практически с момента появления Закона у израильтян, то есть еще за 13 веков до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Напротив индивидуальные различия в верованиях, при согласии в существенном, предполагаются понятием об истинной вере, как уверенности и начале живого знания: эта вера обусловлена общим духовно-нравственным состоянием и развитием личности. Какова личность, таковы и её верования, и чем сам человек лучше, тем лучше вера его, и тем больше в нём этой веры 189 . Разногласие в малейшем, даже в словах, ныне считается и служит часто основанием для взаимных пререканий и разделения „верующих“ лиц и церквей... Не к этому призывает нас Ап. Павел и собственным своим примером, и своими посланиями, – учением в них о любви, как о принципе единства христианской веры и знания ( 1Кор.3:3 и дал.; 8, 9, 10; Рим.14 и др.)! Учение это забыто нами, им не руководствуются в жизни и, в частности, в решении „церковного вопроса“, сколь ни ясно раскрыто оно для имеющих очи видеть. Ап. Павел удостоился таких откровений от Бога, какие только может вместить здесь, на земле, человек ( 2Кор.12:4 ), и однако он был „всем вся“. „Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести. Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных. Для чуждых закона, как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобрести чуждых закона. Для —188— немощных был, как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его“ ( 1Кор.9:19–23 ). Как во всей своей жизни и поступках, так и в оценке веры людей апостол руководится любовью и выказывает трогательную заботливость о „немощном в вере“, повелевая принимать его „без споров о мнениях“ ( Рим.14:1 ). Ошибочное, но искреннее убеждение немощной совести несовершенных в вере объявляется имеющим ценность в очах Божиих и право на признание со стороны совершенной совести зрелых в вере; обратное отношение называется подлежащим суду злоупотреблением свободой христианской совести, гордостью, недостатком христианской любви к ближнему и истинного христианского знания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нечто подобное происходило и происходит с протестантскими сообществами. Отделившись от Церкви, они погрязли в сектантстве и расколах, им же несть числа. Лишенные руководства Христа как Главы Церкви, они не смогли достичь правильного понимания Библии и развалились на разнотолки. Один хорошо мне знакомый баптист рассказал мне такой «баптистский» анекдот: «Где соберутся два русских баптиста, будет основано три новых “Баптистских союза”». И это – реальность… «Адвентисты седьмого дня» разделились то ли на три, то ли на четыре толка, и это только в России. Это и «адвентисты-щелоковцы», и «адвентисты реформисты германского направления» и т.д. В таком же, если не большем разделении находятся баптисты и пятидесятники, а количество так называемых «харизматических церквей» едва ли смогут назвать и сами харизматики. Даже «свидетели Иеговы», которые любят кичиться своим единством, разделены на разные секты, наиболее известные из которых – это «Епифания», «Ассоциация по изучению Библии» и другие. Церковь без Главы, – а о Христе сказано: «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» ( Еф.5:23 ), – это мертвая « церковь », «праздно стоящая». Слова: «потому что муж есть глава жены, как и Христос», – в связи с уходом Христа из Храма означают разрыв Жениха (Христа) с Невестой (Ветхозаветной Церковью), не сохранившей своей чистоты и достоинства. Отныне над Иерусалимом не распростерта брачная хупа (свадебный балдахин, Шехина – свидетельствующая о присутствии Бога), и покровительство Бога отнято от него. Сказано: «И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров (хупа)» ( Ис.4:5 ). Подобная слава ожидает Новый Иерусалим, о котором сказано: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» ( Откр.21:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ничто человеческое не чуждо Иисусу. Он радуется, как и мы. Он нуждается в отдыхе и стремится к спокойствию. Он плачет, как и все. Он трудится и борется, как и мы. Он жил и страдал, как и все мы. Но с другой стороны, в ночь рождения Иисуса явился ангел Господень пастырям вифлеемским и возвестил: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). 12-тилетний Отрок Иисус называет Иерусалимский Храм принадлежащим Его Отцу (Лк. 2.49) или «домом Отца Моего» (Ин. 2.16). Обращаясь к людям, Иисус говорил: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28—29). Или «Все Мне предано Отцом Моим» (27 ст.). О метафизическом богосыновстве здесь речи нет, и, однако, те слова в устах человека, как мы, были бы просто невыносимы. Ни пророки, никто другой ни делал такого обращения к людям и таких заявлений о своем могуществе. Все величие этих слов заключается в том, что люди могут в Нем, во Христе, иметь то, что может дать только один Бог… Иисус в других случаях прощает грехи, что свойственно лишь Богу. Он усвояет Себе дела Отца и желает Себе того же поклонения, как и Отцу. Он, наконец, уравнивает Себя с Отцом по существу, потому иудеи и обвиняли Его в богохульстве (ср. Ин. 5:18).    Иисус Христос наперед знал о Своих страданиях и смерти и приписывал им искупительное для людей значение. Кто же был Иисус? Некогда Иисус Христос спрашивал исцеленного Им слепорожденного: «Веруешь ли ты в Сына Божия?». Он ответил, вопрошая: «Кто Он, Господи, чтобы уверовать в Него?» Иисус же сказал ему: «ты видел Его, говорящий с тобою - Он есть». Он же воскликнул: «Верую, Господи, и поклонился Ему».    Вот в нескольких словах сущность евангельского учения об Иисусе Христе, как воплотившемся Сыне Божием, или Богочеловеке, как Спасителе людей. Дело Иисуса Христа.     «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).     «Не так ли надлежало пострадать Христу?» (Лк. 24:26).     «И отдать душу Свою для искупление многих» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Обольщенные появлением нового лже-мессии, они опять подняли знамя бунта против римлян, и опять полились реки крови. Император Адриан решился окончательно уничтожить еврейский народ. Иерусалим снова взят был римлянами; 580 тысяч иудеев погибло, город разрушен совершенно, а по развалинам храма, по повелению императора, прошел плуг. Здесь окончательное исполнение слов Спасителя о храме Иерусалимском: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено ( Мф. 24: 2 ). Новый город с новыми жителями, с новым именем и богами возник на развалинах Иерусалима, а иудеи навсегда изгнаны из него; им запрещено даже приближаться к нему, а позволено только в один известный день, издали, с Елеонской горы посмотреть на город отцов своих. «В этот день, – говорит блаженный Иероним , – толпы старцев, покрытых рубищем, женщин, одетых в траур, с большими усилиями взбирались на Елеонскую гору, и когда устремляли оттуда взоры свои на великолепный город Адриана, слезы потоками лились из глаз их; только одни рыдания и стоны слышны были на этой священной горе, и за это позволение плакать в виду Иерусалима они должны были расплачиваться золотом с солдатами и трибунами! Таким образом те, которые некогда купили у Пилата кровь Иисуса Христа, должны были теперь, по закону ужасного возмездия, покупать у римлян позволение проливать слезы!» Так исполнились древние пророчества о народе еврейском. Вот что писано о нем было еще в ветхозаветных книгах пророка Моисея: За то, что ты не служил Господу Богу твоему.., будешь служить врагу твоему... в голоде и жажде и наготе и во всяком недостатке ( Втор. 28: 47, 48 ). Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши ( Втор. 28: 49, 50 ). И рассеет тебя Господь Бог твой по всем народам от края и до края земли... но и между народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей ( Втор. 28: 64, 65 ). V. Борьба с язычеством Апологеты Сбывались слова Спасителя: наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу ( Ин. 16: 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010