Митрополит Иларион: Когда мы говорим «церковь» применительно к Америке, сразу надо уточнять, о какой церкви идет речь. В США, когда встает вопрос о нравственной проблематике, все церкви делятся на две большие группы – на тех, кто придерживается традиционного направления, и тех, кто придерживается либеральных взглядов. На традиционном крыле находится Православная Церковь, Католическая Церковь, очень крупные баптистские общины, общины так называемых евангеликов, которые защищают традиционный семейный уклад, выступают против нравственного либерализма в обществе, считают, что верующие имеют право воспитывать своих детей в религиозном духе. Таких людей в Америке очень много. Наверное, не всем нашим телезрителям известно, что Америка – очень религиозная страна. Американцы не просто отождествляют себя с той или иной конфессией – около 50 процентов населения США регулярно посещают храмы. Это так называемые практикующие христиане. Н.В. Злобин: Недавно я ознакомился с результатами одного социологического опроса: атеистами считают себя лишь около 6 процентов американцев, то есть это микроскопическое меньшинство. Многие американцы не отождествляют себя с какой-то конкретной церковью, а верят в Бога вообще. Вы совершенно правы, что это очень религиозная, традиционная страна. В России по голливудским фильмам это не очень понятно. Митрополит Иларион: Способность американцев жить, с одной стороны, в очень секулярном и либеральном обществе, но, с другой стороны, хранить традиционный семейный уклад, производит большое впечатление. Идешь по улице и видишь явно религиозную семью – причем семью не мусульманскую, а христианскую: отец, мать, двое детей в коляске, еще троих ведут за руку. Это обычная картина для Америки. У нас это сейчас не часто увидишь. Я думаю, что один из важнейших показателей внутреннего здоровья нации – это демографическая ситуация: увеличивается или сокращается население. Так вот, в Америке население увеличивается. Конечно, оно увеличивается, прежде всего, за счет притока иммигрантов, в том числе из стран Латинской Америки, из исламских государств, но большую роль играет и рождаемость, в том числе тот факт, что в религиозных семьях – в частности, католических и баптистских – рождается много детей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pat...

2 сентября 1982 года отошел ко Господу иеромонах Серафим (Роуз), подвижник, основатель монастыря преподобного Германа Аляскинского в Платине, духовный писатель, автор многочисленных книг, оказавших большое влияние на православную жизнь в Америке. О том, какую роль в его жизни сыграли труды отца Серафима, об уроках отца Серафима мы попросили рассказать журналиста Джесси Доминика , православного американца, сотрудника английской версии портала Православие.Ru . О. Серафим (Роуз) в монастыре Прп. Германа. 1979 г. Фото Гари Тодорова Первый американский святой Для православных американцев отец Серафим (Роуз) – первый настоящий американский святой. Именно святой. Конечно, кто-то, может быть, с этим утверждением и не согласится, станет указывать на какие-то его ошибки и заблуждения. Но это не суть важно, важнее то, что он открыл для американцев дверь к Богу, показал, что мы можем найти путь к Богу в православной вере. Мы ведь неправославная страна, и не надо забывать, что американцам жить по-православному намного труднее, чем тем, кто уверовал, живя в традиционно православной стране. Потому что американцы – очень мирские, светские люди, а Америка – страна секулярная. По пути к Церкви Да, в Америке немало верующих, но это в основном протестанты. В такой традиционно протестантской семье вырос и я сам. Многие поколения моих предков были горячо верующими людьми. Мы шли за Христом, старались удерживаться от греха... Всё так. Но... У нас не было священников, святых Таинств. Были крещение и причастие, но как символы, не как Таинства. С Православием я познакомился, когда учился в университете в Пенсильвании. Возле университета на улице проповедовал православный проповедник. Я узнал, что он тоже был протестантом, а в 50 лет стал православными и решил проповедовать на улице. Сейчас он довольно известен. Я спросил его тогда, почему он оставил протестантизм и принял Православие. Он объяснил, в чем суть Крещения и Причастия, и я почувствовал, как будто лампа зажглась и всё осветила: всё стало таким ясным и понятным, всё обрело смысл. Конечно, Причастие не просто символ Тайной вечери. Конечно, Крещение не просто символический акт. Конечно, мы должны почитать святых и святыни.

http://pravoslavie.ru/96671.html

Митрополит Иларион: Те люди, которые митинговали против строительства храма в Екатеринбурге, в основном, к Церкви никакого отношения не имели. Эта ситуация, в конце концов, разрешилась, место для храма было найдено. Я надеюсь, что протестные настроения в этом городе успокоятся. Если брать ситуацию в целом по стране, то мы видим, что количество храмов постоянно растет, и растет не потому, что кто-то дал разнарядку, что надо такое-то количество храмов построить, а потому что все время возникают новые и новые очаги православной веры — люди обращаются к местному архиерею или к Патриарху и просят о том, чтобы был создан храм. И меня не удивляет, что в каких-то местах, где людям не удается сразу же построить храм по тем или иным причинам — или средств не хватает, или место не выделено — они строят теплицу и начинают молиться в ней. Е. Грачева: В Соединенных Штатах Америки был громкий скандал после решения суда, в результате чего бывший муж — его зовут Джефри Янгер — не смог спасти своего 7-летнего сына от смены пола по инициативе бывшей жены. Три адвоката защищали ее интересы. Она начала наряжать мальчика в девичью одежду, записала в детский сад под девичьим именем и хочет завершить эту процедуру с помощью химической кастрации. И суд ее в этом поддержал. У меня в этой связи вопрос: почему никаким образом в это дело не вмешалась Церковь в США? Общественность пишет петиции, а почему молчит Церковь? Митрополит Иларион: Я в прошлой передаче делился с Вами некоторыми впечатлениями от посещения Америки. Я впервые посетил Америку четверть века назад, и хотел бы Вам сказать, что сегодня это совершенно другая страна. Та страна, которую я сейчас увидел, очень разделена и поляризована. Огромное количество людей в этой стране выступают против действующего президента. Накал страстей очень высок. Борьба там действительно ведется не на шутку. К этому приплетается антироссийская истерия, которая искусственно подогревается различными способами. К этому также приплетается борьба идеологического характера, в том числе борьба против религии. Мы, с одной стороны, видим, что Америка по-прежнему остается очень религиозной страной. Например, процент людей, которые посещают Церковь по воскресеньям, в Америке гораздо выше, чем в России. Но в тоже время мы видим, что все большее и большее пространство завоевывает так называемая секулярная либеральная идеология, во многом антицерковная и антихристианская.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5530945...

В Новосибирске состоялись VII Парламентские встречи в рамках XXV Новосибирских Рождественских образовательных чтений 23 декабря 2021 г. 09:58 17 декабря 2021 года в большом зале Законодательного собрания Новосибирской области в рамках регионального этапа Международных Рождественских чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» состоялись VII Парламентские встречи. «Мы должны помнить, что наше современное государство восходит истоками именно к тем преобразованиям, которые были совершены Петром Первым, когда фактически было изменено направление жизнеустройства нашей страны, и наша страна стала мощнейшим европейским государством, — подчеркнул в своем выступлении митрополит Новосибирский и Бердский Никодим . — Обсуждать эти вопросы с депутатами необходимо, чтобы формировать правильную оценку исторических событий нашей Отчизны». Первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области А.Б. Панфёров также указал на важность изучения истории родной страны. В своем слове он отметил актуальность выбранной темы: «Вопросы, которые мы будем рассматривать, касаются Петра Первого и соприкасаются с теми проблемами, с которыми сейчас сталкивается наша страна. Мы поговорим об этом и проведем параллели, и благодаря таким обсуждениям депутатский корпус сможет принимать взвешенные решения». С приветственным словом к собравшимся обратился мэр Новосибирска А.Е. Локоть. От имени губернатора Новосибирской области собравшихся приветствовал заместитель председателя правительства, министр региональной политики И.Н. Яковлев. В заседании приняли участие представители Новосибирской митрополии , депутаты Законодательного собрания Новосибирской области и Совета депутатов города Новосибирска, общественные деятели. Митрополит Никодим прочитал доклад о святынях Санкт-Петербурга, о значении личности святого благоверного князя Александра Невского в истории города, о почитании святых Петровской эпохи. С докладом, посвященным наследию Петра Великого, выступил А.Б. Панфёрнов. Новосибирская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

6) Полное нежелание принести, по примеру Католической церкви, покаяние даже за самые явные свои преступления – хотя бы за лютые преследования старообрядцев. Если взглянуть шире, мы увидим, что традиционно православные страны – Греция, Македония, Румыния, Молдавия, Украина, Россия, Грузия – никак не превосходят, по крайней мере явным образом, католические и протестантские страны праведностью или привлекательностью жизни – и к тому же постоянно враждуют между собой. А первое место в мире по практическому христианству – заботе сильных о слабых – давно и прочно держит секулярная и гуманистическая Скандинавия. Такие вот плоды... Вопрос – в США, где я живу уже 20 лет, популярны наклейки для бамперов автомобилей. Одна из наклеек на моем бампере такая: " Америка – христианская страна. Вот почему у нас нет бездомных... " (на самом деле бездомных в США около 1 миллиона). Подарить Вам наклейку – " Россия – православная страна. Вот почему у нас нет детских домов... " ? Просьба – попытайтесь вообразить, что сказал бы Иисус про нынешнюю РПЦ. Итоговые соображения Еще 25 лет назад такого рода текст был бы неуместен – нехорошо критиковать гонимых. Но теперь по крайней мере некоторые, " традиционные " , религии в России более не преследуются. Поэтому спрос с РПЦ по полной программе стал и возможен и полезен. Я согласен с главным тезисом игумена Петра. Мое отрицательное отношение к РПЦ вызвано не неприятием идеи Бога или образа и учения Иисуса, а тем, что я не воспринимаю РПЦ как сообщество христиан. Но мне странно, что игумен Петр не видит лежащих на поверхности причин такого отношения к его деноминации, все более распространяющегося в обществе – и вовсе не только среди либералов и интеллектуалов. Говоря попросту – православные, вы что – с дуба упали? Вы будете нам навязывать произвольные и зачастую аморальные представление о Боге, мешать преподаванию в школе общепринятых фактов, распространять заведомое вранье, превозносить палачей, лезть в чужие спальни со своими ЦУ – а мы вам будем хором говорить спасибо?

http://religare.ru/2_84896.html

Российская версия светскости Смысл американской " светскости " состоит в том, что религия не является обязательной для граждан. Этот подход уравнивает в правах религию и остальные идеологии и ничего общего с российским атеистическим толкованием светскости, конечно, не имеет. У поборников российского варианта " светскости " антиклерикализм в крови. Они, например, никак не могут взять в толк, что страна может считаться светской даже в том случае, если в ней есть государственная религия (государственная не значит обязательная), а церковь получает бюджетное финансирование, как в англиканской Англии. В сознании российского антиклерикала такое просто не вмещается. Он не понимает, почему рост протестантского фундаментализма в США не вызывает трепета у людей нерелигиозных. Это он предпочитает не обсуждать. Политики и чиновники, подобные Михаилу Прохорову, Сергею Митрохину или тому же Владимиру Лукину, нередко ссылаются на то, что в России, мол, не те традиции, что в США и Европе, Россия – страна в принципе нерелигиозная. Такие, мол, у нас коллективные исторические ценности. Но если Россия всегда была нерелигиозной страной, зачем понадобился ленинский декрет, вдогонку добивающий церковь в уже вполне светской стране? Если же, по чьему-то мнению, Россия перестала верить после ленинского декрета (хотя это и неверно), то 100 лет – слишком малый срок, чтобы называть это традицией. Так, ссылаясь на традицию, нас де факто хотят вернуть к состоянию разрыва с ней – к ленинскому декрету. Другой достаточно расхожий смысловой перевертыш: упирая на " равноправие " , Церкви отказывают в праве на общественно-политическую позицию, которым обладают все общественные организации. Та же история с " клерикализацией " , – этим словом, как правило, именуют рост влияния православных идей в обществе. Вопрос – как в этом случае относиться к миссионерству – вообще не ставится. Обывателю подбрасывается и такая обманка: у нас был коммунистический диктат, теперь будет религиозный. Что религия пострадала от прежнего режима, в расчет не принимается. Как в том анекдоте: " То ли он украл, то ли у него украли, точно не помню, но, в общем – подозрительный человек " . Даже простое упоминание о храме шаговой доступности вызывает отторжение у поборников " исторического прогресса " , понимаемого ими как сброс какого-нибудь балласта с корабля современности. Они любят рассуждать о " секулярном обществе " , отставая от мировой науки чуть ли не на полстолетия. Ведь теория неизбежной секуляризации, возникшая на Западе в 1960-е, была полностью отвергнута уже к концу ХХ века.

http://religare.ru/2_99457_1_21.html

- Что за иностранцы становятся прихожанами русского храма? - Когда я только прилетел в Данию, меня вместе со священником встречал один местный человек, датчанин. Он сам предложил свою помощь. Погрузил в машину наши вещи, взял благословение и уехал. И провожать вызвался. Точно так же - помог, довёз багаж до стойки регистрации, попрощался, взял благословение. Всего лишь несколькими фразами мы обменялись. Но ощутимы были его искренность, чистота души, желание что-то бескорыстно сделать для другого. Он даже ещё не наш прихожанин, а только стремящийся стать православным. Но видно, как много это для него значит. Когда совершается богослужение в нашей общине в Копенгагене, он всегда приходит на час раньше - приготовить всё к службе. Немало в разных странах таких людей, которые стремятся в общины Русской Православной Церкви. Их жизни и усердию можно только радоваться. Потому что это стремление человека всецело предать себя Богу. Духовное хобби или другая жизнь? - Но что же влечёт европейца именно в русский православный храм? Может быть, человека не устраивает, что на Западе религию всё больше хотят сделать комфортной, приспособить к стандартам современной жизни, превратить в некое духовное хобби, а в православной традиции гораздо больше максимализма? - Согласен. На Западе в целом религия идёт по пути обслуживания потребностей человека. Помните, ещё в советское время у нас было такое выражение - «удовлетворение религиозных потребностей человека». А теперь я бы даже сказал резче: религия пошла по пути удовлетворения прихотей человека. Вот что происходит в той же Дании. С одной стороны, это страна, в которой есть государственная религия - лютеранство, протестантизм. С другой стороны, это очень секулярная страна. Там существует, например, государственный закон, согласно которому Церковь обязана благословить в храме людей одного пола, если они желают вступить в брак и получить церковное благословение. Правда, есть оговорка, что если священник не желает этого делать, то тогда епископ должен найти другого священника, который благословил бы их. Вот так и оказывается религия служанкой прихотей человека, его страстей. А ведь православие, наоборот, побуждает человека становиться лучше и искоренять в себе всё греховное. Это вера, которая меняет человека, открывает ему другую жизнь. Готовит его к этой другой жизни, а не приспосабливается к земной. И конечно, везде есть немало людей, которые стремятся именно к этому.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Я думаю, что за этими центрами будущее. Ведь мы спасаем детей и подростков от влияния улицы, криминальной среды, от наркотиков, от растления. Божией милостью, создано уже более 60 таких центров. Полагаю, что через определенное время эта работа принесет достойные плоды в деле воспитания подрастающего поколения. Духовенство Самарской и Сызранской епархии провожает ковчег с десницей Иоанна Крестителя. 2006 г. Фото: Фонд Андрея Первозванного - Ваше выступление на минувших Рождественских чтениях было посвящено проблемам современной семьи. Очевидно, что институт семьи в современном секулярном обществе находится в глубоком кризисе. Владыка, на Ваш взгляд, можно ли что-то сделать не только на уровне изображения идеала семейного союза, но и на уровне практического привнесения в жизнь наших современников тех начал, которые в минувшие века позволяли семье быть крепкой и надежной? - Мы должны вернуть нашему народу христианскую семью. Богом предусмотрено, чтобы в браке рождались дети. Разделяя брачное ложе, супруги должны желать детей, а не употреблять разные ухищрения, чтобы избежать зачатия ребенка. Желая детей, родители готовятся к подвигу рождения и воспитания ребенка, готовятся отдать ему свою заботу и любовь, свои силы и жизнь. Эта жертвенная любовь скрепляет семью. В многодетных семьях развод - редкое явление. Поэтому Церковь призывает всех чад сохранять верность закону Божию о человеке, радоваться каждому новому ребенку как дару Божию, залогу любви и семейного счастья. Необходимо воссоздавать семью как домашнюю Церковь, которая является оплотом нравственной, духовной, христианской народной жизни. Должное семейное воспитание, как ничто другое, закладывает в человеке основы веры, нравственности, а значит, дает ему возможность мирной, благополучной жизни. В современных условиях важность христианского воспитания подрастающего поколения, которое уже через несколько лет начнет реально участвовать в созидании нашей истории, переоценить невозможно. Церковь всегда обращала особое внимание на проповедь, обращенную к детям, души которых столь восприимчивы к добру и правде. Поэтому забота о детях в приходе не может ограничиваться только воскресной школой. Приходская жизнь должна охватывать все стороны жизни ребенка. Люди должны знать свою историю - это укрепляет их духовно, и мы должны учить истории тех, кто приходит к нам - и детей, и взрослых. Страна наша имеет тысячелетнюю историю, которая может нас многому научить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

– Конечно, все это влияет на духовную жизнь, – говорит Галина, – тяжело без причастия столько времени. А в Копенгаген ездить дорого. Означает ли это, что жизнь в приходе едва теплится и сам он находится под угрозой исчезновения? – О нет, жизнь в приходе изменилась колоссально за последние несколько лет, – утверждает Галина. – Например, в 2001 году на богослужения приходило 5–6 человек. На Пасху и Рождество – 20–25. Сейчас на службы ходит постоянно 30–35 человек, а в праздничные дни бывает более сотни… У нас идет настоящая приходская жизнь. Мы вместе делим беды и радости. Мы молимся вместе, сопереживаем, помогаем друг другу. В том числе материально. Конечно, в Орхусе и его окрестностях живет намного больше православных (по крещению) христиан, чем число тех, кто посещает церковь (в основном русские и украинцы). Приход ведет миссионерскую работу через Русское общество, заявляет о себе через языковые школы. Люди иногда откликаются, приходят на службы. Но для большинства, как и в России, путь в Церковь лежит через проблемы и тяжелые жизненные обстоятельства. – Атмосфера у нас очень теплая. К нам приезжают из других городов, за 200 километров. Датские мужья принимают Православие, – подчеркивает Галина Нильсен. С другой стороны, Дания – страна крайне секулярная. Для многих датчан религия – это «пережиток прошлого». Мне, конечно, сложно судить о том, насколько искренни стремления датчан, женившихся на русских девушках, стать православными. Но ведь есть, наверное, люди другого склада, на которых любое упоминание о вере действует, как красная тряпка на быка. – Да, проблемы возникают, – соглашается со мной Галина. – Есть и непонимание. Одну женщину, к примеру, муж с пасхального богослужения чуть ли не за шкирку забрал. Моя знакомая рассталась со своим другом, так как он сказал, что таким религиозным людям не стоит строить семейную жизнь. Дело порой доходит до разводов. – Вообще мы и датчане – очень разные люди. Но чему-то хорошему надо и у датчан учиться, например, их доброте. Хотя по-настоящему интегрироваться в датское общество непросто. Но я обрела здесь душевную гармонию в жизни нашего прихода. А это редкость даже для России, – подчеркнула Галина.

http://pravoslavie.ru/1396.html

Что она может дать итальянскому читателю? Я думаю, что издание книги Патриарха Кирилла именно на итальянском языке является значимым событием. Италия — это страна с глубочайшей христианской традицией, глубочайшими христианскими корнями. В каждом городе этой страны, в каждом селе и в каждой деревне мы видим знаки присутствия христианской Церкви. Для многих неитальянцев Италия является местом паломничества; мы приезжаем сюда так же, как и на Святую Землю и в другие места, имеющие ключевое значение для христиан всего мира. Здесь очень сильна и очень влиятельна Католическая Церковь. И в то же время мы наблюдаем именно в Италии, как и целом ряде других западноевропейских стран, открытую атаку секулярной идеологии на христианскую Церковь. По сути дела, речь идет о противостоянии, если хотите, о войне между секулярным и религиозным мировоззрением. Мы являемся свидетелями мощной атаки на Католическую Церковь и лично на Папу Римского. Не идеализируя ситуацию в Католической Церкви, я должен сказать, что очень часто звучащие обвинения являются несправедливыми или преувеличенными. Я хотел бы, чтобы с этой книгой ознакомились не только верующие люди, но и те, кто до сих пор живет иллюзиями и мифологемами, те, кто до сих пор, игнорируя весь трагический опыт человечества в XX веке, думает, будто человек может прожить без абсолютных нравственных ценностей, что нравственность — это относительное понятие и что каждый человек может сам для себя определить шкалу нравственных ценностей. Книга Патриарха Кирилла интересна тем, что она написана человеком, прошедшим через опыт гонимой Церкви, который знает, что такое Церковь, находящаяся в гетто, и который, основываясь на этом опыте, имеет право предупреждать западных христиан и западные страны, чтобы они не повторяли ошибки, которые были допущены в прошлом, чтобы никто сегодня не поднимал руку и не посягал на то, что является основополагающими христианскими ценностями, — на религию, веру и Церковь». Перевод и издание книги Святейшего Патриарха Кирилла были осуществлены усилиями Издательства Ватикана и международным обществом «София: русская идея — идея Европы». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1161546.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010