Так что претензии многих авторов касательно того, что Царь воспринимал свою власть чисто морально (что, по их мнению, не соответствовало интересам «реальной политики»), в силу чего он, как правитель, был «слаб», можно ведь и перевернуть, рассмотрев ситуацию не «снизу», в чисто прагматическом, так сказать, «реалистическом» аспекте, а «сверху», в аспекте религиозном. Можно рассуждать о «слабости» Царя, проигравшего достаточно простую ситуацию, а можно видеть духовное падение «общества» и элит, воспринимавших саму субстанцию власти не в духе (Рим. 13: 1-6), а, в конечном счете, - в терминах секулярной теории власти как права сильного (наиболее выразительно, как известно, сформулированной Гегелем). Царь хотел угодить Богу, а окружавшие его элитарии страстно жаждали «порулить», потеряв веру и верность . Это и было, так сказать, метафизическим предательством Бога и Царя, к которому «общество» шло на протяжении многих десятилетий, предательством, сокрушившим великую страну в преддверии ее решающего взлета. Сегодня мы видим, с одной стороны, повторение той февральской ситуации с поправкой на то, что у нас сейчас нет той великой России, а есть страна, что мучительно пытается восстановить свое историческое бытие после долгих лет исторического беспамятства и упадка. Как удачно http://amin.su/content/kolonka-redaktora/4706/ выразился современный православный публицист, характеризуя сегодняшнее состояние страны в сравнении с тем Февралем: « Непрерывно, все сильнее и сильнее наглеющая либеральная свора с претензией на роль лидеров нации; мутные деньги на революцию, притекающие из-за рубежа; привычный общественный стыд и возмущение " общества " из-за слабеющего и почти что уже бессильного " насилия царских опричников " ; обвинения в измене главы государства; участие в заговоре самых высоких лиц из самой же " элиты " ; либеральный вой в прессе с прямым требованием отдать власть " правительству, ответственному перед народом " (то есть самим же либералам); искусственное разжигание волнений на социальной почве; оправдание революционного террора " обществом " и столь же упорное осуждение любых действий законных властей, направленных на его обуздание.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/201...

Однако Россия делает отчаянные попытки разместиться сразу в двух этих креслах, признавая Православие в качестве культуро- и государствообразующей конфессии и в то же время декларируя свой принципиально светский характер, заявляя о стремлении к идеалам либерализма и демократических приоритетах. Но именно Россия, может быть, как никакая иная страна в мире, испытала на себе всю лицемерную двусмысленность, которую влечет за собой этот принцип. С особенно остротой это выявилось, когда ее гражданам было запрещено в административном порядке факультативное преподавание в школах «Основ православной культуры», то есть по сути было запрещено изучение — по желанию учеников и их родителей — светского предмета, описывающего особенности национальной культуры и религии. Главный аргумент в пользу такой цензуры, который выдвигали госчиновники, либеральная общественность и западные комментаторы, сводился к тому, что введение в России этого школьного предмета, даже в качестве необязательного, может якобы оскорбить религиозные и национальные чувства проживающих в стране мусульман, иудеев и буддистов и спровоцировать нежелательные конфликты. Той же логикой — как бы не обидеть мусульман, иудеев, атеистов и т.д. — руководствовались и власти США, запретившие развешивать в государственных школах детские рисунки с изображением Рождества Христова, а власти Франции, хоть и оставили название праздника — Le Noël («Рождество»), наложили запрет на то, чтобы в учебных заведениях детям объясняли, чье именно рождение вспоминается в этот день, доводя свою секулярную корректность до полного абсурда. В этих случаях политическая корректность явно играла роль жестоковыйного цензора, знакомого нашим соотечественникам по сталинским временам, и беззастенчиво попирала основные демократические свободы. И ведь очевидно, что все это вместе взятое — и преподавание «основ» в русских школах, и детские рисунки, и полное наименование христианского праздника «Рождеством Христовым» — никогда не смогло бы нанести никому и миллионной доли той обиды, какую испытали сегодня мусульмане от глумления над их святынями и ценностями датских поборников свободы самовыражения, а теперь уже и их многочисленных вольнолюбивых евро-американских сторонников. По сути сейчас мы можем констатировать, что разделительная черта проходит и между культурой и бескультурьем, прямым выражением которого является попрание чужой святыни. Попирающие ее уподоблены в Евангелии псам: «Не давайте святыни псам» (Мф. 7; 6).

http://patriarchia.ru/db/text/81577.html

Дополнительным фактором, влияющим на духовное состояние Православной молодёжи, который мы иногда сильно недооцениваем, является сильное и даже пугающее влияние подростковой среды. В жизни каждого человека влияние подростковой среды особенно сильно ощущается в определённый критический период становления личности, который обычно выпадает на возраст от 12 до 20 лет. Для того, чтобы быть принятыми в желаемый круг общения, многие молодые люди, даже против своей воли, склоняются к участию в поведении и к поступкам, о которых в последствии сожалеют. Посему очень важно, чтобы характер, суть социальных групп или товариществ, которые складываются в это время были позитивными. Вызывает сожаление, тот печальный факт, что наши церковные общины часто не предоставляют никакой социально-групповой поддержки молодым людям с тем, чтобы нейтрализовать воздействие на них потенциально вредных социальных групп. Стоит упомянуть и ещё один фактор в силу его заметного влияния на молодых людей, происходящих из традиционных русских Православных семей; это – ассимиляция. С каждым поколением в Австралии, Соединённых Штатах, Канаде или любой другой стране Разсеяния, происходит утеря или разбавление части нашего культурного и духовного наследия. Доказать, что это действительно так, довольно просто – каждое поколение русской эмиграции без колебаний утверждает, что оно более русское, чем последующие поколения. Вряд ли есть нужда повторять ту простую мысль, что ассимиляция это естественный и неизбежный процесс и суть проблемы не в ассимиляции, как таковой, а в том, чтобы она не происходила в ущерб нашему культурному и духовному богатству. Иными словами, многое из того, что страна-хозяйка предлагает нам, мы можем осмотрительно принять, при этом отнюдь не обезценивая сокровищницу наших собственных культурных и исторических традиций. Последний фактор, вызывающий особое безпокойство, это то, что в современном крайне секулярном и крайне анти-Христианском обществе действуют силы и происходят процессы активно пытающиеся закабалить души молодых и слабых членов Церкви. Устрашающее распространение злоупотребления наркотиками, алкоголем и подобными веществами, отвержение традиционных семейных ценностей, пропаганда аморальных развлечений и всего образа жизни, богохульная непочтительность по отношению к святыне – все эти пороки стали оружием, которое безбожный м i р использует в смертельной борьбе за преданность нашей молодёжи.

http://religare.ru/2_29357.html

Что же происходит в современной Европе? – Все мы наблюдаем, как здесь стремительно происходит размывание христианской идентичности Европы. Европа лишается тех черт, которые ей придало христианство – хочу вновь подчеркнуть: как западное, так и восточное христианство! Если взять слова из названия нашей встречи, то Европа лишается своей души. Христианская душа Европы на протяжении столетий давала ей жизнь, делала ее удивительно притягательной для самых отдаленных стран и народов, придавала ее культуре универсальный характер. Сейчас же европейские ценности становятся все более и более секулярными. Я бы не стал говорить, что эти ценности совершенно утрачивают всякую связь с христианством. Многие из них никогда не могли бы появиться, не будь в Европе христианства. Они являются обмирщенной формой традиционных европейских христианских ценностей и в таком выхолощенном виде зачастую обращаются против христианства, их породившего, ставят под сомнение христианскую идентичность Европы. Порывая с духовными основами европейской цивилизации, эти ценности рискуют растерять то благо, которое было заложено в них христианством. Наше опасение заключается в том, что Европа, утратив связь с христианством, может в конечном итоге прийти к таким формам давления или даже насилия над личностью, которые всегда были для нее чуждыми. Россия как мало какая другая страна испытала на себе, насколько тяжелыми бывают для цивилизации последствия отрыва от своих духовных корней – это грозит не только потерей цивилизацией своего облика, но и эскалацией насилия по отношению к личности, вопиющими нарушениями ее свободы и подавлением ее духовных запросов. История России в двадцатом веке должна быть предостережением для современной Европы – отказ от духовных и культурных основ, на которых зиждется та или иная цивилизация, может представлять серьезную угрозу для самой цивилизации. Действительно, те формы общественных отношений, которые выстраивались в России в XX веке, в значительной мере представляли собой секуляризированный вариант ценностей, характерных для русской духовной традиции: коллективизм стал обмирщенным вариантом соборности и общинности, единая государственная идеология подменила собой духовный авторитет Церкви и так далее. К чему эта подмена привела – всем нам хорошо известно… Таким образом, секуляризм, разрыв с духовными традициями, представляет из себя большую опасность для существования европейской цивилизации.

http://pravoslavie.ru/17237.html

Секулярная идеология современного общества, претендующая сегодня на господство и универсальность, стремится сделать мораль и этику уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественное измерение. Но даже теоретики этой идеологии начинают с ужасом взирать на чрезвычайно низкий уровень нравственности в обществе. Особенно нас беспокоит распад института семьи. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, вообще развращенность и распущенность, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм в общественном сознании постепенно получают некое одобрение или, по крайней мере, право на существование. Педагогика ограничивается передачей нашим детям определенных знаний, тогда как воспитательные функции школы выхолащиваются. Молодое поколение вырастает неподготовленным к столкновению с темными сторонами взрослой жизни. Вот почему большинство родителей ратует за введение в школы Основ православной культуры. Наша страна за века своего существования накопила глубокий разносторонний опыт. Достижения российской культуры и мировоззрения изучаются во всем мире, зачем же лишать этого опыта наших детей? Другая проблема, вытекающая из первой, это демографический кризис. Демографическая проблема состоит из разных аспектов, но помимо экономических задач, за решения которых сейчас взялось государство, перед нами стоит задача духовная — помочь разрушить культ наслаждения и наживы, самодостаточности и самодовольства, вернуть в сознание людей стремление к добру и любви, жертвенности и правде, сделать так, чтобы само общество поощряло целомудрие, честность, скромность, терпение, благонамеренность, великодушие. Но в то же время нельзя не заметить, что последние полтора-два десятилетия стали для многих наших соотечественников временем обретения духовных ориентиров. Отрадно, что и сегодня в душах людей вновь просыпается вера, возрождаются моральные устои и стремление к вечным ценностям, к идеальной полноте бытия. И все глубже мы осознаем, что это бытие неотделимо от религии, от живой связи с Творцом.

http://patriarchia.ru/db/text/184826.htm...

Один методистский пастор из Южной Кореи сказал мне: " Если бы вы пришли сюда раньше американцев, пришли мощно, с хорами, иконами и обрядами, то вся Корея была бы ваша " . Нельзя не прислушаться: среди многих азиатских народов христианство без чувства и ритуала прижилось только под сильнейшим американским давлением, да и то лишь потому, что азиаты переплавили его рационалистический дух теми же чувствами и ритуалами. Дай Бог, чтобы это было нам уроком на будущее. Как знать: может быть, и окажется прав митрополит Гонконгский Никита, который говорит: " Будущее Православия – в Азии " . Западная культура христианских собраний все больше основывается на методиках секулярной, " технологической " психологии. Участники непременно разбиваются на " малые группы " , знакомятся, в обязательном порядке расказывают о себе. В итоге – не просто трата времени, но и отход от заданной цели, ложная исповедальность, потворство эгоистическому " самовыражению " . У каждого участника культивируется иллюзия сопричастности, даже если он не сказал ничего путного, а в итоговом документе из его мыслей не появилось ни одной. Я, конечно, не призываю вернуться к советским временам, когда все слушали два-три доклада и дружно голосовали " за " . Но неужели нельзя придумать ничего более правильного, чем игры в дружбу, чем лицемерное внимание всякой чуши? Да вот хоть такая схема: перед собранием от каждого требуется изложить свои идеи на одной странице. Предварительно все получают возможность с ними ознакомиться. Затем участники представляют написанное – по три минуты каждый. Остальные в это время дают понять: нравится – не нравится. Нажимают, например, на кнопки, или разноцветные карточки показывают. По итогам этого редакционная группа готовит резюме, которое потом всеми обсуждается. И демократично, и эффективно, и главное – без волокиты. Иногда, приглашая на разные конференции и дискуссии иных наших интеллигентов, даже церковных, Запад в итоге слушает себя. Причем в худшем варианте – некоторые такие ораторы озвучивают самые темные предрассудки Европы и Америки относительно России. Помню, выступал в Германии один священник, известный " православный либерал " . Говорил, что страна у нас находится на грани пропасти, кругом одни националисты, обскуранты, шовинисты. Только его карликовая околоцерковная структура – это " луч света в темном царстве " . Только он – за демократию, плюрализм и реформы. Вывод напрашивался один: дайте денег. Именно ему, а не другим.

http://religare.ru/2_31349.html

Любая социальная нагрузка на приход (дом престарелых, тюрьма, порядок в парке, etc,) есть гражданское общество, явившее себя не через секулярные механизмы, а через евхаристическую общину. Таким образом, задача такова: простое хождение в храм «свечки лепить» нужно превратить в реальное евхаристическое, молитвенное братство. Появление очередного такого братства означает появление очередной дееспособной гражданско-общественной единицы. Это – община людей, способных к коллективному труду на общую пользу. Прилегающая территория и ее чистота – наше дело. Полезный досуг нашей молодежи – наше дело. Братская взаимопомощь, поддержание многодетных – тоже наше дело. И так далее. Ждать «доброго царя» это занятие Ассоль, для которой аналог царя – алые паруса на морском горизонте. Хотите ждать – ждите. Но тогда не брюзжите. Хотите не брюзжать – действуйте, исходя из возможностей приходской жизни, если вы, конечно, прихожанин (- ка) и христианин. Пробуждение народа бывает бунтарское и неистовое. Только такие пробуждения у нас до сих пор и случались. Но пробуждение может быть творческим и внимательным к мелочам. Не так, чтоб сразу весь мир перестроить, а так, чтобы забор для начала покрасить и научиться «здрасьте» говорить. Покрасить забор, это ведь тоже христианское воздействие на мир. Это воздействие с целью умножения красоты и порядка. А значит, рано или поздно – правды и истины. Русские, сказали мы в начале, многим недовольны. Государством – в частности. «Как-то не так все. Косо, медленно, неправильно и брехливо». Правда? Но ведь собой самим я тоже не доволен. Брехливо живу, косо живу и неправильно. Надо меняться. Это – аскетический момент в нашем мировоззрении. Мы на него съезжаем всякий раз и им оканчиваем. Мол, займись собой. Читай – «заткнись». Заниматься собою, не спорю, надо. Всю жизнь надо. Но если все, кто способен к благой активности, будут только заниматься собой, то внешние рубежи будут неизбежно отданы негодяям, не имеющим понятия о внутренних усилиях и о муках совести. Согласитесь – страна аскетов, «занимающихся собой», оккупированная при этом бандой бессовестных деятелей, устраивающих жизнь по своим безбожным чертежам – это наш портрет. Ладно – портрет прошлого. Это больно, но с этим можно жить. Но портрет будущего – увольте. Опять – бегом по кельям, а жизнью пусть правят Чичиков, Ноздрев и Собакевич? Я не согласен. Я за то, чтобы гражданское общество уравновешивало государственную тяжелую машину. Но это еще не все. Я за то еще, чтобы изрядную долю (лучше – львиную) гражданского общества составляла именно активность живых православных приходов; активность, от избытка выплеснувшаяся наружу.

http://pravoslavie.ru/65304.html

" На Украине сейчас идет борьба за власть, политические интриги, возмущают людей, а люди хотят стабильности, тишины. Идет война между дьяволом и Богом, а люди, к сожалению, не к Богу обращаются, а пытаются что-то изменить путем политических реформ, изменить что-то невозможно, власть не уступит. Это потому что нет смирения в людях, поэтому и происходит такое. Революция никогда не изменит что-то в лучшую сторону. Может быть гражданская война, кровопролитие, люди думают, что есть лучшая власть, но это самообман, людей используют, посылают на верную смерть. Ничего хорошего вступление в Евросоюз не принесет " . Протоиерей Андрей НОВИКОВ Член Синодальной Библейско-Богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, секретарь Одесской епархии УПЦ МП " То, что происходит на Украине – беснование, бунт в Рождественский пост. Творится то, что любому нормальному человеку в голову прийти не может, любая революция от лукавого, мы знаем, что первым революционером был дьявол, революцию делают силы адовы. То, к чему призывают сегодня Европа – это то, что православные называют евросодом. Европа навязывает нам стандарты попрания христианских ценностей, внедрения обязательных однополых браков с запретом на критику этого явления, извращенного воспитания детей в школе, а главное нам предлагают уйти из православной цивилизации и стать окраиной протестантско – католической цивилизация, а сегодня агрессивно-секулярной антихристианской цивилизации, в которой важной силой является агрессивный ислам. Я считаю, что подлинная Европа, христианская Европа сохранилась только в России, на Святой Руси и только вместе Россия, Беларусь, Украина, Молдова могут стать ядром православной цивилизации, которое остановит то беззаконие, которое творится в мире. Где была Европа, когда убивали христиан в Сирии, где была Европа, когда бомбили Белград. Что будет, если не будет православной цивилизации, если мы православные народы будем разделенными?! Растерзают, порвут и заставят принять то, что нужно им. Когда были бомбардировки Сербии, Болгария была вынуждена предоставлять воздушное пространство. И это православная страна, вот до чего было доведено. Вот что такое Евросоюз! Нам от Бога дано быть Православной цивилизацией, именно православие есть вселенская истина и нашему государству, Святой Руси, от Бога дано стоять на страже этой истины и оберегать православные народы от покушений секулярного и безбожного мира и в том числе говорить миру о Православии. Но как может быть светом тот, кто отказался от первородства, ушел от служения, которое ему дал Господь? Святые свидетельствуют, что нам от Бога дано быть единой православной державой и утверждать истину Православия, быть свидетельством того, что можно быть успешным государственным проектом, основанным на устоях Православия " .

http://religare.ru/2_103200.html

Однако, реагируя в связи с этой темой на указанную статью, хотел бы обратить внимание на следующее. Если христианин относится к святыне по-язычески, то это, прежде всего, измена самому христианству в том смысле, что личное отношение к Спасителю Иисусу Христу, воплощенному Сыну Божию, подменяется магическим отношением к некоему безличному религиозному «артефакту», пользуясь выражением автора статьи. Но при этом тот же автор предлагает нам другую идею как более правильную идею неких анонимных обязанностей человека, которые не связаны с его религиозной верой: «добросовестного труда, уплаты налогов…» И далее читаем весьма странное утверждение: «Личная анонимная ответственность краеугольный камень современного государства и общества». Получается, что вместо анонимного религиозного магизма автор предлагает анонимный секулярный магизм. С такой «светской идеей» автора трудно согласиться не только с религиозной, но и просто с человеческой точки зрения. Человеческая личность уникальна потому, что сотворена по образу и подобию Бога. Именно христианству европейская культура обязана таким представлением о личности. На протяжении двух тысячелетий христианство и восточное, и западное побуждает человека к подвигу веры, к личному духовному усилию, вопреки всем искушениям языческого магизма. Таким всегда было православное богословие, русское в том числе. Если общественные отношения, в которые вовлечен человек, утрачивают это личностное измерение, мы имеем дело с таким обществом, которое является механизмом политическим, экономическим, культурным и бытовым. Это означает отказ от того понимания человека, которое отстаивает христианство. Православные христиане не могут согласиться с тем, что Россия как европейская христианская страна, хотя бы и «окраинная», должна следовать той версии европеизма, которую предлагает автор статьи. Автор пишет о том, что Россия смогла сделать свой вклад в общеевропейскую и мировую культуру. Но она смогла это сделать именно потому, что ее общественный идеал далек от «анонимности» и «механистичности». Важно отметить, что этот вклад был сделан уже в эпоху европейской секуляризации, но его движущими силами были особая религиозная интуиция и особый религиозный опыт.

http://patriarchia.ru/db/text/2930043.ht...

За долгое время своего существования индуизм обрел своеобразную терпимость по отношению к самым различным точкам зрения и формам выражения религиозной веры и практики. Это привело к возникновению в недрах индуизма различных сект, каждая из которых сегодня претендует на то, чтобы называться частью традиционного индуизма, или, по крайней мере, частью одного из его основных направлений, таких как Шиваизм и Вишнуизм. Изучая историю возникновения в индуизме такого направления, как кришнаизм, рассматривая внутренние изменения и пути распространения кришнаизма, нельзя не заметить, что любая из древних религий (даже столь универсальная, как индуизм), выходя за пределы своего привычного обитания и начиная распространяться в иной религиозной и культурной среде, становится для этой среды новой и необычной. Никто не станет отрицать, что традиционная культура – прежде всего культура, основанная на Священном тексте: вне этой своей основы она не только непонятна, но, если так можно выразиться, вообще не существует. Если это так, то справедливо и то, что священный текст может быть понят лишь внутри традиционной культуры. В атеистическом государстве, каким более семидесяти лет являлась наша страна, древние тексты индуизма, в их числе и “Бхагавадгита” (основной священный текст кришнаитов), если и изучались, то так, как будто они появились не в результате развития соответствующих традиций, а внутри нашей (в лучшем случае современной европейской) культуры, или внезапно возникли неизвестно откуда. В СССР, где на протяжении более чем семидесяти лет велась активная антирелигиозная пропаганда, официально заявившее о себе в Москве в середине 80-х годов Общество Сознания Кришны стало едва ли не единственным источником информации об индуизме. В современном секулярном сознании произошла определенная подмена понятий: ОбществоСознания Кришны, столь активно пропагандирующее себя и принципы своей религиозной практики, стало для безрелигиозного общества своеобразной визитной карточкой кришнаизма, а нередко и всего индуизма в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krishnai...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010