rikolor.ru Понятно, что в этой ситуации владыка Лавр и большинство других " зарубежных " архиереев без особых колебаний согласились на объединение с РПЦ на условия внутреннего самоуправления своей церкви, считая, что это спасет РПЦЗ от медленного, но неизбежного угасания. В то же время для почившего митрополита и его соратников не меньшую роль играла и еще одна важная причина. Православному человеку мучительно трудно воспринимать себя " раскольником " , жить вне общения с вселенским православием, которого до последнего времени " зарубежная " церковь была лишена – как римскому католику тяжело оказаться схизматиком, вышедшим из повиновения Папе (такова судьба сторонников покойного архиепископа Марселя Лефевра, лидера интегристов, отказавшихся признавать решения либерального Второго Ватиканского собора). Если в протестантизме каждая отделившаяся группа может без особых моральных проблем создать свою церковь, апеллируя к праву каждого верующего исследовать Писания, то в православии и католицизме дело обстоит иначе. Отсюда и стремление групп, находящихся вне привычных канонических, признаваемых спасительными рамок, вернуться в них на основе системы компромиссов. Такие примеры нередки – так, украинские автокефалисты в Канаде и США перешли под омофор Константинопольского Патриархата. А греческие старостильные приходы в Португалии, находящиеся в консервативной оппозиции к Элладской православной церкви, присоединились к Польской православной церкви. В католицизме " лефервристская " епархия в Бразилии несколько лет назад вернулась в юрисдикцию Ватикана. Требуется мощная историческая традиция вроде русского старообрядчества, чтобы избавиться от этого щемящего чувства дискомфорта. Митрополит Лавр родился в то время, когда РПЦЗ еще имела общение с другими православными церквами. Его юность прошла в Словакии, где находился известный монастырь Иова Почаевского, основанного покинувшими родину иноками Почаевской лавры – в этой обители он был послушником. После распространения на Восточную Европу советской системы монахи были вынуждены покинуть и это обжитое место, перебравшись в американский Джорданвилль, где ими был создан Свято-Троицкий монастырь, в котором юный карпаторосс Василий Шкурла (так владыку Лавра звали в миру) принял монашество и священство, спустя много лет он стал его настоятелем. В этом же монастыре располагается Свято-Троицкая семинария, которую он заканчивал и позднее возглавлял. И хотя канонические связи РПЦЗ с другими православными церквями оказались прерваны (по причине их молитвенного единства с РПЦ), но можно представить себе, какой сильный дискомфорт испытывали в связи с этим многие ее пастыри и чада. Поэтому когда появился шанс на воссоединение на почетных условиях, " зарубежные " архиереи в 2001 году отстранили от должности первоиерарха-ригориста митрополита Виталия и избрали на его место Лавра, мечтавшего о том, чтобы вновь получить возможность ощущать как свою церковь, так и себя самого частью вселенского православия.

http://religare.ru/2_51785.html

— Вы проповедуете? — Конечно. — А как это реально делать в Америке, где православие — одна из десятков конфессий? — В каком смысле вы имеете в виду? — Я имею в виду проповедь Слова Божия в миру? — Я проповедую в Церкви. Я много лет вел программу на «Голосе Америки». Читаю лекции для чиновников — и уверяю вас, я делаю это потому, что я свидетельствую о православии. Эти люди, которые собираются из министерства сельского хозяйства, торговли, энергетики, имеют дело с Россией. Я пытаюсь показать им лучшее, что на сегодняшний день есть в России. Кроме того, это люди, которые уже как-то заинтересовались Россией, многие из них знают русский язык, и я приглашаю их в Церковь, они видят, как все происходит — и некоторые остаются. Вообще очень многих американцев привлекает православие. Они видят здесь устойчивую традицию, твердость, святоотеческое предание. Многие разочарованы в протестантских обычаях, в модернистском подходе, которого у нас нет. Так что по моим возможностям, проповедую. — В России есть еще одно достаточно укорененное мнение, что РПЦЗ объединяет представителей высоких элит, что это чрезвычайно консервативное религиозное объединение выходцев из влиятельных в США кланов. И поэтому сама РПЦЗ является весьма влиятельной организацией. Это так? — Полная чепуха. Православные не богатые люди в Америке. Многие ученые, приехавшие сюда, милостыню просили первое время. Потом, у нас не только русские. Вот наш казначей — еврей, есть китайцы, венгры, японцы, негры, литовцы, украинцы. В наших восточных американских епархиях американских священников больше, чем русских. Во многих храмах служба идет только на английском языке, потому что вся паства — англо-говорящая. И это не только дети и внуки эмигрантов из России. Очень много новых маленьких миссий — и там русские в меньшинстве. И большинство составляют не интеллектуальная элита, а люди, которые не попадают в средний класс. Так что РПЦЗ не является в мирском смысле ни влиятельной Церковью, ни влиятельной общиной. У нас самые разные люди, которые после воскресной службы остаются на братские трапезы, общаются друг с другом, помогают друг другу. Есть профессора, есть потомки знатных российских семей, есть совсем простые люди.

http://pravmir.ru/slishkom-dolgim-byl-pl...

Я снимаю шляпу перед всеми, кто смог сохранить веру и жить своей православной верой в нашего общего Господа, независимо от того, каковы были их политические взгляды. И мне было очень приятно увидеть, что РПЦЗ восстановила евхаристическое общение с остальными православными. Мне кажется, было бы хорошо, если бы в конце концов в Америке была одна Православная Церковь. Я имею в виду, что все эти разделения, все эти национальные группы – это не лучшее решение для американского православия. Но это не мое дело, и мне не следует судить других. Однако я думаю, что каждая Церковь в православной «семье» вносит свой вклад. Один из вкладов РПЦЗ – то, что они оставались верными типикону, уставу, литургической традиции. Мне кажется, что вклад ПЦА состоит в том, что они старались создать православную традицию, которая была бы истинно православной и истинно американской. Они делают это довольно успешно; я имею в виду, что большинство их клира – это обратившиеся в православие из других конфессий. К сожалению, у них в последнее время были проблемы со своими иерархами, но они разберутся и с этим, если у них будет достаточно храбрости быть самими собой – т.е. православными американцами. Это одна из прекраснейших сторон в православии. Я думаю, что каждый драгоценный камень в этой короне привносит что-то свое. А мой вклад состоит в том, чтобы устанавливать контакты с этими людьми, с этими культурами и изучать их честно, не ввязываясь в конфессиональную пропаганду, как я ее называю. А.П.: Что ж, это честно. Р.Т.: Я старался быть частью решения проблемы, а не частью проблемы. Мой ближайший доклад, который я готовлю для конгресса Североамериканской Академии литургии, будет такой экуменической попыткой примирить католический и православный взгляды на освящение Даров в Евхаристии. Я хочу показать, что оба эти взгляда представляют собой лишь различные проявления системы и вполне примиримы между собой, и я готов представить свидетельства этому. Я строю мосты. А.П.: Вы упомянули свою верность Второму Ватиканскому Собору. В то же время, как я понимаю, Вы не видите необходимости для Православной Церкви провести подобный Собор, который пересмотрел бы весь византийский устав богослужения. Какова Ваша точка зрения на этот счет?

http://bogoslov.ru/article/3590491

Ксения Кривошеина, Париж 14 сентября 2009г. 22:42 Уважаемый господин Казин. На Вашу фразу " 2. Личная драма участников власовского движения (и самого генерала Власова) бесспорна. Однако волей-неволей они сражались на стороне злейшего врага России и русского народа, и в этом заключается их столь же бесспорная вина " . Я отвечаю, что действительно фигуру ген.Власова и " власовского движения " нужно рассматривать как трагическую. Он ( они)воевали не против России и русского народа, а против Сталина и большевиков! В его армии служили дети раскулаченных и сами раскулаченные,у них были определённые " счета " к Советам. Это были люди не просто обиженные, а потерявшие своих родных, свои хозяйства, сосланные в Сибирь. О власовцах очень хорошо пишет А.И. Солженицын, он с ними сидел . И мой супруг Н.И. Кривошеин встречался с ними в лагерях. У Солженицына выведен яркий образ власовской армии " коней мемущихся в горящей степи " . Иллюзии, что Гитлер будет освободителем России от Советов у них довольно быстро испарилась, но такие иллюзии были не только у Власова. Эти мысли посещали и не малую часть русской эмиграции. Об этом есть много свидетельств ( не все были в Сопротивлении на стороне ген.Де Голля)Да и в самом Сопротивлении были про-коммунистические группы и наборот крайне правые... Вот почему пора, ох пора нам избавляться от громких заявлений и припечатывания ярлыков, которые унаследовались от периода " холодной войны " . Ни одна страна мира не пережила столь сложной и трагической истории в ХХ веке как Россия, а потому и её герои и её " предатели " требуют более внимательного изучения Виталий Койсин, Энсхеде 15 сентября 2009г. 01:08 Для Наталии из Москвы: Вы приписываете мне мысли, которых у меня нет :-) Вообще-то я дал оценку не решению Собора, а тому, как это решение интерпретирует Александр Архангельский (если это в самом деле его слова, а не переврано журналистом). Он говорит, что, т.к. заявление Синода РПЦЗ не политическое, а церковно-нравственное, то РПЦ не обязана разделять его точку зрения. Я же считаю, что при таком посыле вывод должен быть обратным. Впрочем, сам я считаю заявление Синода (точнее, как оно названо на сайте РПЦЗ: " Отзыв... на книгу прот. Георгия Митрофанова... " ) в основном общественно-политическим. Об этом говорят и его формулировки. Например, " ...мы позволим себе коснуться лишь одной из затронутых автором тем, а именно – историософской и собственно исторической оценки личности и деяний ген. А.А.Власова " . Хотя, конечно же, общественная жизнь иногда так тесно связана с церковной...

http://bogoslov.ru/article/462438

Протоиерей Виктор Потапов: «Обрести единство Церкви нам помог Господь» К 15-летию IV Всезарубежного Собора В жизни Русской Зарубежной Церкви в 2021-м году случилось немало знаменательных дат. Одна из них – 15-летие IV Всезарубежного Собора, который стал ключевым моментом в процессе восстановления единства Русской Церкви, утраченного в 1920-е годы. О том, как проходило обсуждение вопроса о предстоящем объединении, как неожиданно возникли резкие противоречия внутри самой РПЦЗ и каким образом удалось их устранить, рассказал участник тех событий, настоятель собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов. IV Всезарубежный Собор Перед Всезарубежным Собором я думал, что вся работа уже сделана Безусловно, восстановление единства Русской Церкви, прерванное после того, как митрополит Сергий (Страгородский) в 1927-м году подписал декларацию о лояльности Советской власти, стало важнейшей вехой в нашей истории. Епископы, священники и миряне, жившие на Западе, не могли принять эту декларацию и были вынуждены прекратить всякие отношения с Московским Патриархатом. Эта, так сказать, «временная мера» продолжалась фактически до начала 2000-х годов, когда между обеими Церквами начались первые движения в поисках пути сближения. В 2005-м году в РПЦЗ была создана комиссия по проведению Собора, в состав которой вошли протоиереи Петр Перекрестов из Сан-Франциско, Серафим Ган из Нью-Йорка, чтец Владимир Красовский и я. Мы составили все предварительные документы, и по решению архиереев нашей Церкви Собор был назначен через год в Сан-Франциско – городе, освященном трудами Патриарха-исповедника Тихона, служившего в начале ХХ века епископом Аляскинским и Алеутским. Кроме того, там находятся мощи нашего святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Работа в Предсоборной комиссии вселила в меня оптимизм: мне казалось, что вся предварительная работа уже завершена, Московская Патриархия готова к диалогу и объединению, и это самое главное. В общем, на сам Собор в Сан-Франциско я поехал в позитивном расположении духа.

http://pravoslavie.ru/143525.html

Похожая ситуация и в других западных странах – очень мало людей обращаются в Православие. Западным людям тяжело поставить Православие выше западной культуры с ее рационализмом и гуманизмом. В любом случае, самый главный вопрос, который мы задаем – это не как много жителей западных стран переходят в Православие, а сколько из них остаются в лоне Церкви и не отпадают от Нее. Некоторые юрисдикции принимают в Православие множество англичан, но большинство из них потом уходят из Православия. Мы в Русской Церкви Заграницей всегда стараемся сначала получше узнать, кого собираемся принять в Церковь, и серьезно их к этому готовим. Качество – не количество. Храм свт. Иоанна Шанхайского в Колчестере. Фото: Кейт Беккет      – В чем отличие приходов РПЦЗ от зарубежных приходов Московского Патриархата? – Порой отличия совсем незначительны, а порой – велики. В целом, многие приходы Сурожской епархии Московского Патриархата очень молодые и включают в себя главным образом эмигрантов из бывшего СССР, переехавших в Великобританию за последние годы. Приходы РПЦЗ гораздо старше, они чаще всего смешанные и двуязычные (используют два языка в качестве главных – русский и английский), лучше адаптировавшиеся к жизни за рубежом и более опытные в миссионерской деятельности. Мы понимаем местную культуру лучше, чем недавно приехавшие. Поэтому многие вопросы, являющиеся новыми для местных патриарших приходов, для нас являются уже старыми. Например, мы пришли к окончательному выводу по поводу экуменизма еще 40 лет назад на Третьем Всезарубежном Архиерейском Соборе в Джорданвилле в 1974 году. С тех пор такой вопрос, как «имеет ли экуменизм будущее» для Русской Зарубежной Церкви не представляет никакой важности. Для нас экуменизм, конечно, не имеет будущего, а имеет только прошлое. Мы совершенно не поддерживаем такую идею, что Православие – это всего лишь одна из «церквей», равных между собой. Есть только одна Церковь Христова – это Православная Церковь. Но мы также считаем важным поддержание дружеских, хороших, добрососедских отношений, основанных на любви, с другими (неправославными) христианами. Поэтому многие из наших прихожан имеют смешанные браки. Добрые отношения с другими являются нормой. Как гласит английская пословица: «Медом больше мух наловишь, чем уксусом».

http://pravoslavie.ru/77174.html

- Что случилась с этим проблемным контингентом после воссоединения, когда в 2007 году Зарубежная Церковь подписала акт о каноническом общении? - Не приняли объединение многие из них, но я бы не стал их обобщать, это очень разные люди. Из-за разнообразия мотивов и ситуаций мне сложно говорить об отколовшихся прихожанах, но что касается духовенства, у всех оставшихся в расколе священников есть одна общая черта: отсутствие богословского образования. Даже начального, что затрудняет всякую переговорную деятельность по объединению. - До недавнего времени, Вы управляли всеми приходами РПЦЗ в России, принявшими воссоединение. Это был переходный период. 17 мая он истек, что будет с вашими приходами теперь? - Большинство из них уже вошли в юрисдикцию тех епархий Русской Церкви, на территории которых они находятся, кроме двух барнаульских, которые до сих пор не договорились с местным владыкой. - Как эти приходы переживали объединение? - Все по-разному. Тут подходит поговорка: «Какой поп такой и приход». На моем приходе мы всегда общались с прихожанами храмов Московского Патриархата. В городе Омске архиерей дал нашему священнику храм, туда перешли и все его прихожане. У нас в в Тобольско-Тюменской епархии с владыкой Димитрием традиционно имелись добрые взаимоотношения. Конечно, тем приходам, которые постоянно оскорбляли в своих выступлениях священноначалие РПЦ, пришлось немного сложнее. - В начале девяностых в РПЦЗ многие уходили по идеологическим убеждениям, их не устраивала система управления, какие-то негативные явления, нестроения в церковной жизни в Московской Патриархии. Сегодня это в прошлом? - Жизнь быстро меняется, Русская Церковь сейчас переживает особенное время, бурный рост деятельности, я назвал бы это переходным возрастом, как у людей. Открываются новые возможности, безусловно, что Церковь не застрахована и от негативных их последствий. Я бы, например, предложил быть поосторожнее с некоторыми вещами. Сейчас у нас слишком много внимания уделяется тому, что происходит вовне церковной ограды, и этот отрыв от церковной жизни таит в себе некоторые опасности. Мы говорим о социальных программах, направленных на все общество, но не развиваем формы взаимопомощи внутри прихода. Как можно помогать дальнему, когда без помощи остается твой ближний? Мы сегодня приглашаем в каждый храм миссионеров на ставку, но часто ими оказываются люди, сами еще недостаточно церковные. Какое Православие будет транслировать такая миссия? Сегодня зарубежная традиция может предложить свой пастырский опыт, тот дух церковной доступности и близости не только для священников, но и для мирян, который вынесли старые архиереи из России и который сегодня может быть востребован в нашей стране.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

– Мы с нетерпением, как и все в России, ждем решений Всезарубежного и Архиерейского Соборов. Если все сложится благополучно, как будет протекать в новых условиях жизнь епархий и приходов РПЦЗ? – Русская Зарубежная Церковь будет продолжать жить так, как она жила до сих пор. Наш Архиерейский Собор будет продолжать руководить жизнью Церкви, назначать архиереев на кафедры, а наши правящие архиереи будут определять настоятелей приходов. Правовое положение структур Русской Зарубежной Церкви обусловлено законодательством стран пребывания нашей Церкви. Церковное имущество тоже регулируется законодательством тех стран, где несет свое служение Русская Зарубежная Церковь. Посему мы не ожидаем никаких особых перемен в этих областях. Даст Бог, если на предстоящих Церковных Соборах решатся все вопросы, препятствующие полноте общения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, то мы признаем друг друга как единую Поместную Русскую Православную Церковь. При этом Русская Зарубежная Церковь сохранит свой автономный, то есть самоуправляемый статус. Словом, формой нашего общения с Московским Патриархатом станет: одна чаша, но два церковно-административных управления. Наша Церковь – это плоть от плоти русского народа. Она объединяет русских православных верующих, оказавшихся за пределами России. Она сохраняет их в отеческой вере, приводит их ко Христу, оказывает им духовную поддержку, помогает им воспитывать своих детей и внуков в святорусском духе. В церковной жизни, в домашней жизни русских церковных семейств и в наших прицерковных школах за границей мы стараемся прививать любовь к вере, Русской Церкви и нашей исторической Родине, а при возможности не только передать, но и приумножить. Слава Богу, нам удалось и посеять семена среди окружающего нас инославного мира, которые возросли, принося плоды, являясь свидетельством истины Православия. Мы намерены, с Божией помощью, продолжать в том же духе. – В России часто бывают с паломническими поездками епископы, клирики и миряне РПЦЗ. С очень многими из них у православных верующих России сложились самые теплые, братские и дружеские отношения. Конечно, очень больно и для них, и для нас, когда на Божественной литургии ваши епископы и священники не причащаются с нами от одной чаши. Надеемся, что это печальное явление скоро будет в прошлом. Что же касается мирян, то кого-то ваши священники благословляют причащаться, кого-то нет. Есть ли разрешение Синода причащаться в храмах Московской Патриархии для мирян? Об этом спрашивают очень многие.

http://pravoslavie.ru/4671.html

Да, с Божией помощью, мы строим новые церкви. Одна из них должна появиться в Уругвае. В столице этой страны Монтевидео раньше был храм РПЦЗ, но сейчас он в руках раскольников. А новый храм будет построен в курортном городе Пунта-дель-Эсте, на земельном участке, принадлежащем одному благочестивому прихожанину. Пунта-дель-Эсте курортное место, куда летом съезжаются многие аргентинцы и уругвайцы. Скорее всего, храм, который решено освятить в честь праздника Святого Богоявления, будет деревянный, в русском стиле. Автор проекта, который нам понравился, архитектор Андрей Оболенский. По всей видимости, храм привезут из России «по бревнышкам» и будут собирать на месте. В возведении этой церкви нам помогает Фонд святителя Григория Богослова. Еще мы строим храм во имя преподобного Силуана Афонского в чилийском Консепсьоне именно там был эпицентр недавнего разрушительного землетрясения. В октябре я освятил закладку первого камня. Один благочестивый православный араб пожертвовал на строительство десять тысяч кирпичей. Я не специалист по строительным вопросам, но говорят, этого достаточно для возведения небольшого храма. Так что, можно сказать, мы созидаем епархию по кирпичику. Возможно, будет еще один храм в Каракасе. Во всяком случае, президент Венесуэлы Уго Чавес обещал это Святейшему Патриарху Кириллу. Владыка, после кончины епископа Ирийского Даниила (Александрова) Вы возглавили единоверческие приходы в составе РПЦЗ. Откуда у Вас интерес и любовь к старому обряду? Есть ли последователи старого обряда в Вашей епархии? Любовь к старому обряду для меня естественна, органична. Я вообще считаю, что быть ревнителем Богослужебного устава (а я люблю устав) это значит сочувствовать старому обряду. Когда к Русской Зарубежной Церкви присоединилась поморская община в американском городе Ири, я познакомился с этими ревнителями старого обряда. Не последнюю роль сыграли и мои корни. Ведь Латвия была одним из центров старообрядчества. До революции старообрядцы составляли больше половины русского населения губерний, вошедших затем в состав Латвийской Республики. И когда я смог ездить на родину предков, я общался не только с православными, но и старообрядцами-поморцами. Интересно, что о. Иоанна Миролюбова я знаю с 1992 года. А сегодня, в праздник Сретения Господня, я возглавил Литургию в храме Покрова в Рубцове, где служит о. Иоанн, где он возрождает древнерусскую богослужебную практику.

http://patriarchia.ru/db/text/1429121.ht...

Заранее узнав об этой акции, в собор к началу Литургии прибыли в знак солидарности два архипастыря Русской Православной Церкви Заграницей: управляющий Сан-Францисской и Западно-Американской епархией РПЦЗ архиепископ Кирилл и викарий Западно-Американской епархии РПЦЗ Епископ Сиэтлийсий Феодосий. Для утешения и поддержки верующих архиереи принесли для поклонения ковчег с частицей святых мощей святителя Иоанна Шанхайского из кафедрального собора в Сан-Франциско. Архиепископ Кирилл и епископ Феодосий вместе с прихожанами и духовенством храма помолились и причастились Святых Христовых Таин. Ближе или дальше от Москвы? Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно Русская Православная Церковь, от которой столь решительно отмежевался отец архимандрит, даровала Американской Церкви автокефалию в 1970 г., которую не признают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Румынская, Кипрская, Элладская и Албанская Церкви. Для них Orthodox Church of America – как раз самоуправляемая часть Русской Православной Церкви. В Православной Церкви в Америке есть различные течения. Одна часть священнослужителей тяготеет к более тесным отношениям с Москвой, другая напротив дистанцируется от связей с Россией и подчеркивает особость американского Православия. В качестве примера можно вспомнить эпизод октября 2008 года. Тогда епископ Венский Иларион (ныне митрополит Волоколамский, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) рассматривался как возможный кандидат на вдовствовавшую кафедру предстоятеля Православной Церкви в Америке. В одном из обращений, например, говорилось: «Епископ Иларион был бы прекрасным кандидатом… Если Москва отпустит его, чтобы руководить нами, что может быть лучшего для укрепления связей между различными русскими церквами и даже различными юрисдикциями в Америке?». Одним из подписывавших петиции в поддержку кандидатуры епископа Илариона был недавно рукоположенный епископ Иона (Паффхаузен) , в итоге сам ставший митрополитом всея Америки и Канады.

http://pravoslavie.ru/63842.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010