Одно из первых изображений И. В. находится в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 158, 1-я четв. XI в.) под 3 нояб., где преподобный показан рядом с горой, жен. фигура неподалеку - персонификация горы Олимп. В зап. части наоса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.), он представлен в медальоне над входом в сев.-зап. капеллу, рядом с прп. Сисоем Великим: с крестом в правой руке, левая рука - перед грудью; небольшая, чуть заостренная борода разделена на 3 завитка. Изображение в рост представлено на миниатюре в Лондонской (т. н. Феодоровской) Псалтири (Lond. Add. 19.352. Fol. 179v, 1066 г.) и на одной из минейных икон гексаптиха из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (кон. XI - нач. XII в.). Образ И. В. присутствует в росписях: парекклисиона Пресв. Богородицы мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (ок. 1200); ц. Вознесения в Милешеве, Сербия (до 1228), со свитком в руке; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318). В ц. вмч. Димитрия Солунского в Пече, Косово (ок. 1345), И. В. изображен дважды: коленопреклоненным перед образом Богоматери, молящимся за своего соименника во Христе архиеп. Иоанникия, по инициативе которого церковь была украшена фресками; рядом с портретами серб. кор. Стефана Душана, его сына Уроша и свт. Саввы Сербского. В поствизант. искусстве иконография И. В. не претерпела существенных изменений: он изображен в рост, со свитком в руке в т. н. Афонской книге образцов (РНБ. 0. I. 58. Л. 92, XV в.); в трапезной Великой Лавры на Афоне (1512); в капелле св. Архангелов кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса, Греция) (1634). В древнерус. искусстве изображение И. В. сохранилось: в ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.); в приделе святых Гурия, Самона и Авива ц. прор. Илии в Ярославле (посл. четв. XVII в.); на фресках галереи ц. Воскресения Господня в Ростове (70-80-е гг. XVII в.) - рядом с преподобными Евфимием и Иларионом; в алтаре ц. ап. Иоанна Богослова (1683) Архиерейского дома в Ростове - рядом с прп. Сисоем Великим; а также среди избранных святых на нек-рых заказных иконах.

http://pravenc.ru/text/578008.html

Белый плат на голове открывает короткие волосы и закрывает шею. Его взгляд устремлен вверх, правая рука с пальцами, сложенными в именословном жесте, поднята, левой он придерживает перевязь круглого, богато орнаментированного щита. На Л. С. богатые одежды: короткая туника с длинными рукавами украшена шитьем на зарукавьях и подоле; плащ с тавлионом. Короткий доспех открывает руки и нижнюю часть тела; на левом боку - богато украшенный меч. На ногах Л. С. могут быть поножи, защищающие ноги накладки, иногда украшенные куфическим орнаментом, к-рые также указывают на вост. происхождение святого (напр., на миниатюре греч. минология, Vinob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 1056 г.). В распространенной версии сцены рёбра Спасителя пронзает уже др. воин или слуга, а не сам Л. С., к-рый отошел от креста. С увеличением числа фигур в композиции образ Л. С. получает пространную подпись, как на фресках Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.), или в ц. свт. Николая Чудотворца в Прилепе (80-90-е гг. XIII в.). Возможно, выделение фигуры Л. С. в росписях каппадокийских пещерных храмов X-XI вв., напр. в Саклы-килисе (Гёреме, XI в.), объясняется традицией его почитания как местного святого и покровителя. Его поза может быть спокойной или выражать крайнюю степень возбуждения, духовного движения, как, напр., в сцене «Распятие Господне» на шитой пелене 1-й трети XII в. из новгородского Юрьева мон-ря (ГИМ), в росписях ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (вост. стена юж. рукава нефа, 1321-1322), на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в.- РНБ. O. I. 58. Л. 82). Образ Л. С. как воина в вост. одеждах при распятии Христа был характерен для визант. искусства XII-XIV вв., будь то монументальная живопись (фрески церквей Ливана, Сербии (Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница; 1208-1209), Болгарии (Боянская, 1259, сев. стена)) или искусство малых форм, как фрагмент иконы из стеатита (XII в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), книжная миниатюра (в Евангелии Малатии, украшенном Т.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Лит.: Иларий, Арсений. Описание слав. рукописей б-ки ТСЛ. М., 1878. 658. С. 236; 764. С. 174-175; Ключевский. Древнерусские жития. С. 189-192, 194; Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Т. 1: Нил Сорский//ПДПИ. 1881. Т. 25. С. 15-18; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 38-42; Никольский Н. К. Речь тонкословия греческого: Рус.-греч. разговоры XV-XVI вв.//ПДП. 1896. Т. 114. С. X-XII; Лурье Я. С. Идеолог. борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960. С. 25, 55, 58, 307-308; он же. Рус. современники Возрождения: Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын. Л., 1988. С. 116, 119; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI вв.). М., 1977. С. 58-60, 115, 251, 267; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст. М., 1982. С. 88-89, 204-205; Прохоров Г. М. Паисий Ярославов//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 156-160 [Библиогр.]; он же. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР. [Вып.]: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 143-152; он же. Исихасты на Спасо-Каменном//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 29-33; Лурье Я. С. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Моск. гос-ва. СПб., 1994. С. 6, 7, 21, 175, 183, 200; Охотина-Линд Н. А. Древнерус. сказания о мон-рях XV-XVII вв. как явление культуры//Scando-Slavica. 1994. Vol. 40. S. 138-152; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1 (по указ.); Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки рус. религиозности кон. XIV - нач. XVI вв. СПб., 2002. С. 200-201, 203, 204, 260-261; он же. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480-1510-х гг. СПб., 2010. С. 102, 137, 140-141; Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. С. 10, 18, 27, 29, 33-34, 36-38, 86, 158; Макарий (Веретенников), архим. Старец Паисий Ярославов//ДРВМ. 2004. 2(16). С. 24-34; Баранов К. В. Заметка о происхождении Паисия Ярославова//Исследования по истории средневек. Руси. К 80-летию Ю. Г. Алексеева: Сб. ст. М.; СПб., 2006. С. 268-272; Новикова О. Л. Летописные заметки в кирилло-белозерской рукописи 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//ОФР. 2008. Вып. 12. С. 38-90; Изотов А. Б. Рукописное наследие прот. М. Я. Диева в РНБ//Отеч. арх. 2010. 4. С. 22-27; Кистерёв С. Н. Лабиринты Ефросина Белозерского. М.; СПб., 2012 (по указ.); Смулов А. М. Преемственность духовной связи основателей Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, Соловецкого и Иосифо-Волоцкого мон-рей//ЕжБК. 2012. 22. Т. 2. С. 45-47; он же. Духовные связи начальников Св.-Троицкой Сергиевой лавры, Спасо-Преображенского Соловецкого и Иосифо-Волоцкого мон-рей (XIV-XVIII вв.)//Вестн. ЕкатДС. 2014. 1(7). С. 61.

http://pravenc.ru/text/2578675.html

четв. XIII в.; Ath. Iver. 5. Fol. 136v, сер. XIII в. В XI в. получает распространение иконография М., пишущего под диктовку или по благословению ап. Петра. Самый ранний пример, однако, находится в рукописи X в. (Baltim. gr. 524. Fol. 89v). В XI-XIII вв. такая композиция встречается в неск. визант. рукописях (Ath. Cutl. 61. Fol. 122v, ок. 1070 г. (полуфигура ап. Петра появляется в небесном сегменте и благословляет); Hieros. Patr. 56, XII в.; РНБ. Греч. 98, XII в.; Paris. gr. 81, XIII в.). Иконография сцены восходит к античной модели, представляющей автора и музу (см. Россанский кодекс). В средневизант. и поздневизант. время иконография сидящего за столом М. дополняется многочисленными мелкими нюансами, к-рые отражают разные этапы работы евангелиста: он размышляет (отдельный лист из Четвероевангелия (ГИМ. Син. греч. 41) с изображением М. находится в собр. Loud. V & A Mus. Ms 1420, 8980E, кон. XI - нач. XII в.); сопоставляет тексты (Christ Снигсн Library. Oxford. gr. 25. Fol. 86v, XIII в.; Patm. 81. Fol. 98v, 1334-1335 гг.; вставная миниатюра 2-й пол. XIV - нач. XV в. в рукописи XII в. Hieros. Patr. 41. Fol. 84v); открывает ящик стола (Vat. gr. 1156. Fol. 141v, посл. четв. XI в.); очинивает перо (Ath. Pantokr. 47. Fol. 114v, 1300-1301 гг.; Paul Getty Museum, Los-Angeles. gr. 70. Отд. лист, 1300-1310 гг.); опускает перо в чернильницу (Marc. qr. Z. 27. Fol. 108v, посл. четв. XI в.; Paris. Coislin. 224. Fol. 218v, ок. 1050 г.; Ath. Iver. 1395. Fol. 44v, 1-я пол. XII в.); выводит инициал (Patm. 80. Fol. 92v, нач. XIII в.; Ath. Iver. NS 507. Fol. 76v, XIV в.); пишет (ГИМ. Син. греч. 518. Л. 103 об., 1070-1080 гг.; Vat. gr. 1229. Fol. 81v, кон. XI в.; Hieros. Patr. 49, 1-я пол. XII в.; Patm. 82. Fol. 96v, нач. XIV в.); поправляет или переворачивает страницы кодекса на пюпитре (Ath. Iver. 56. Fol. 58-59, XI в.; Vat. Barber. gr. 461. Fol. 91v, кон. XI в.) и др. Достаточно редко в визант. рукописях встречаются примеры совмещения на одном листе фигуры евангелиста и его символа. Такая особенность характерна для средневек. зап. манускриптов, а также для древнерус. книжной миниатюры. Считалось, что появление символов относится к позднепалеологовским новшествам (Ath. Iver. 548. Fol. 97v, XV в.). Однако некоторые рукописи (из мон-ря Св. лавра близ г. Калаврита - Cod. 1. Fol. 147v, 1125-1150 гг.; Harv. TYP 215H. Fol. 75v, 2-я пол. XII в.; Athen. Bibl. Nat. Cod. 163, 3-я четв. XII в.) указывают на обратное. Изображение символа евангелиста помещено в этих рукописях на пюпитре, он держит в лапах кодекс. Помимо символа на одном листе с фигурой М. может быть помещена сцена «Крещение Господне» - наверху в отдельной раме, в навершии арки, в заставке (Patm. 274. Fol. 93v, 1-я пол. XII в.; Ath. Vatop. 975. Fol. 70v, XIII в.; Ath. Iver. NS 507. Fol. 76r, XIV в.).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Художественная жизнь в этой части Греции возродилась в 80-х гг. XV в. в отдельных артелях художников, не связанных друг с другом единым центром. Они расписывали храмы, строго придерживаясь визант. художественной традиции, нек-рые из них прибегали к готическим заимствованиям, не посягая на изменение древней иконографии. Эти артели, как и на Кипре, нередко восстанавливали и дополняли пострадавшие фрески палеологовского времени: росписи 1307 г. в ц. св. Никиты в Чучере получили новые композиции в 1483-1484 гг.; фрески 1334-1344 гг. в ц. Успения в мон-ре Трескавец - в посл. десятилетие XV в. Наиболее значительные и цельные монументальные живописные ансамбли этого периода были созданы в Кремиковском (Болгария) в 1493 г. и Погановском (Македония) в 1499 г. мон-рях. Исполнялись также иконы для храмовых темплонов, близкие по стилю позднему палеологовскому искусству (напр., «Свт. Николай Чудотворец с клеймами жития», на обороте «Успение свт. Николая», ок. 1485, Археологическая коллекция в Кастории). К кон. XV в. палеологовский стиль в отдельных произведениях был заметно упрощен («Св. Харалампий», коллекция П. Каннелопуллоса в Афинах; «Христос Пантократор, архангелы, апостолы и мученики», на обороте «Распятие», мон-рь Влатадон в Фессалонике). Книжная миниатюра в это время исполнялась редко. Известен греч. мастер высокого класса, возможно, ученик художника, пришедшего на Афон из Фессалоники, трудившийся в Иверском мон-ре над серией миниатюр греко-груз. рукописи, являвшейся книгой образцов для художников (РНБ. О. I. 58). Благовещение. Царские врата. Македония. XVI в. (ГМИИ) Благовещение. Царские врата. Македония. XVI в. (ГМИИ) К XVI в., когда из жизни ушло поколение художников, воспитанников мастерских Фессалоники, развитие искусства приостановилось. Художники копировали палеологовские иконы, но при этом живопись огрубляется, появляется графическая жесткость, палитра темнеет («Свт. Николай», 1-я пол.- сер. XVI в., ГТГ; Царские врата, 1-я пол.- сер. XVI в., ГМИИ; «св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни», 2-я пол. XVI в., ГМИИ).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Самое раннее изображение К. и Д. (предположительно) находится в мозаиках 1-й пол. V в. в Ротонде вмч. Георгия в Фессалонике. Та же типология образов (К. седобородый, Д.- средовек с темными бородой и усами) использована художниками на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 120, 1-я четв. XI в.,- сцена мучения) и в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 261r, кон. XI в.). В греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 82, кон. XV в.) К. и Д. изображены вместе с прор. Осией, оба целителя юные, с каштановыми волосами; Д. в лиловом хитоне и в коричневом гиматии, на К. голубой хитон и зеленый гиматий. Изображения К. и Д. сохранились в настенных минологиях ряда балканских храмов: ц. арх. Михаила в с. Варош (пригород Прилепа, Республика Македония; 80-е гг. XIV в.) - полуфигуры; ц. Христа Пантократора монастыря Дечаны (Косово и Метохия; 1335-1348) - в рост, средовеки, с инструментами в руках, на головах - вост. головные уборы (тюрбаны); в нартексе в Печской Патриархии (1561; под 16 окт.) - сцена усекновения глав, вместе с др. 3 Аравийскими мученикам, в тюрбанах (аналогичная по иконографии сцена помещена в Минологии деспота Димитрия Палеолога - Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 13v, 1322-1340 гг.). К. и Д. Асийские Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1338–1348 гг. Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1338–1348 гг. (пам. 1 нояб.). В греч. иконописном подлиннике (Ерминии), составленном иером. Дионисием Фурноаграфиотом ок. 1730-1733 гг., К. и Д. «из Азии» описаны как «юные, с бородами, едва показавшимися» (Ерминия ДФ. С. 169). В русских иконописных подлинниках XVIII в. облик святых описан более подробно, напр. в сводном иконописном подлиннике С. Т. Большакова: «У Козьмы риза киноварь, средняя санкирь, испод лазорь, у Дамиана риза лазорь, средняя вохра с белилом, испод киноварь, брадами оба среднии равно, в правых руках держать перье, в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохряны» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 44). В месяцеслове рус. иконописного подлинника по списку Г. Д. Филимонова: «Козьма образом и брадою средний, рус, брада аки Тихона, епископа Амафусийского, риза киноварь, средняя санкир с белил, испод лазорь. Дамиан аки Косма, риза лазорь, средняя вохра с белил, испод киноварь; брадами оба средние, равно в правых руках держат перье, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохряны» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 183). В «Руководстве к писанию икон» акад. Фартусова (1910) о К. и Д. сказано: «Типа греческого, жители Азии, средних лет, волосы коротки, борода средней величины. Как братья по плоти, похожи друг на друга, но Косма немного постарше. Одежда: туники ниже колен и ризы по колена средней ширины. В руках ящички с лекарством, причем у Космы - ложечка, а у Дамиана - остриженное перо» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 63).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Лакония, Греция (кон. XIII в.); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); на сев. стене ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320). В иконописи изображения Е. В. встречаются нечасто, в основном на минейных иконах. Среди наиболее ранних памятников - гексаптих (2-я пол. XI в.) и диптих (кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Вместе с вмц. Мариной Е. В. представлена на синайской иконе XIII в. В манускриптах изображение Е. В. помещают на день памяти святой и на 11 июля - день воспоминания ее чуда на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. В рост под 16 сент. Е. В. изображена в Синаксаре 1030 г. (Кекел. А 648. Fol. 5r), в Служебном Евангелии с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 252v, 3-я четв. XI в.). Под 11 июля - в рукописи Житий святых и Бесед на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 88r, XII в.); в рост под 16 сент. и 11 июля - в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O.I.58. Л. 59, 78, 121, XV в.). В Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163v, 1066 г.) она изображена между зверями, к-рых, как описывается в Житии, выпустили для растерзания святой. Сцена мучения Е. В. представлена в Минологии из Лондона (Lond. Brit. Mus. 11870. Fol. 121v, кон. XI в.) и в росписи нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Иногда под 11 июля в минологиях изображали эпизод IV Вселенского Собора (когда св. отцы открыли гробницу Е. В., то увидели еретический свиток у ее ног, а истинный - в руке святой): на миниатюрах из Минология (Bodl. F. 1. Fol. 15r, 1327-1340 гг.); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1547-1550). В поздневизант. и поствизант. периоды эта сцена включалась в композиции Вселенских Соборов. Уникальный житийный цикл Е. В. был выполнен в 80-90-х гг. XIII в. в ц. вмц. Евфимии «на ипподроме» в К-поле (сохр. во фрагментах). В храмовых декорациях поствизант. времени образ Е.

http://pravenc.ru/text/187812.html

E 49-50 inf. Pag. 346-347, нач. IX в.) К. и И. представлены на развороте листов; в рукописи из Парижской национальной б-ки (Paris. Coislin. 239. Fol. 50, XI-XII вв.) фронтально в рост с мученическим крестом в руках изображена И., рядом слева - фигура седобородого человека, указывающего на святую, идентифицируется как образ свт. Григория Назианзина (жест святителя можно истолковать как проповеднический), 2 муж. фигуры рядом с ним символизируют слушающий народ. Сщмч. Киприан и мц. Иустина. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 80) Сщмч. Киприан и мц. Иустина. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 80) Образы К. и И. вместе встречаются, как правило, в минейных циклах (в настенной живописи, в миниатюрах, на иконах и позже в гравированных святцах). На миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 80, 1-я четв. XI в.) и в Минологии с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского Димитрия Палеолога (Bodl. f.1. Fol. 320, 1322-1340 гг.) - в сцене мучения показано усекновение главы К.; И., взирая на казнь, стоит рядом в молитвенной позе; в греч. минологии из ГИМ (Син. греч. 175. Л. 19, посл. четв. XI в.) - И. усекают голову, К. стоит и благословляет ее (в той же рукописи. Л. 4); а также в греч. минологии (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.), в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 80, кон. XV в.) - в рост. В настенных минологиях в росписи храмов: Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния), ок. 1386 г., и кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547 гг.,- в мучении. На иконах: на Синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - оба в мучении, на рус. минеях нач. XVII в. (ЦАК МДА) - оба в рост. На гравированных святцах: Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на октябрь - парное изображение, К. преклонных лет, с недлинной бородой, в фелони, с митрой на голове, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, И.- с непокрытой головой, в опущенной правой руке держит пальмовую ветвь; на листе святцев на март работы И.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

В перечне 1494 г. названы 24 манускрипта: к перечню 1493 г. добавлены 3 книги из уже посланных на Соловки и 4 рукописи, заказанные, но еще не отосланные в мон-рь. Почти все они имеют экслибрис Д.: Минея «новым чудотворцам», 1494 г. (РНБ. Солов. 518/537); Устав, 1494 г. 1128/1238); Житие свт. Иоанна Златоуста, не позднее 1494 г. 199/199); Житие блж. Андрея Юродивого с прибавлениями, не позднее 1494 г. 216/216); сочинения и Житие свт. Афанасия Александрийского, не позднее 1494 г. (РГБ. Овчин. Ф. 209. 791); Минейный сборник на сент., не позднее 1494 г. (РГБ. Гранков. Ф. 711. 63); Минея-Четья на окт., не позднее 1494 г. (РНБ. Солов. 503/522; отождествление предположительное). В перечне 1514 г. помимо 24 книг, названных в перечнях 1493 и 1494 гг., перечислены 19 рукописей (итого 43 книги), но в конце утверждается, что «всех книг Дософеева данья пятдесят без четырех», т. е. 46 рукописей. 8 из 19 книг, поступивших в мон-рь от Д. в 1495-1514 гг., могут быть предположительно отождествлены. Экслибрис Д. помещен в Торжественнике праздничном, кон. XV в. (РНБ. Солов. Анз. 83/1448), и в Псалтири с толкованиями свт. Афанасия Александрийского, кон. XV в. (РНБ. Солов. 1044/1153). Остальные 6 книг отождествлены следующим образом: Минея служебная за дек., пергамен, XV в. (РНБ. Солов. 519/538, отождествление М. В. Кукушкиной); Синаксарь триодный, кон. XV в. 800/910, отождествление Кукушкиной); Пятикнижие Моисеево, кон. XV в. 74/74); Измарагд, кон. XV в. 270/270); Скитский патерик, XV в. 635/643 либо 647/705); Псалтирь, кон. XV в. 708/816). Не отождествлены названные в перечне 1514 г. рукописи: 6 томов Октоихов, 2 толковых Евангелия, «Ефрем Сирин в десть», «Онтиох Семен Новый» и Патерик египетский. Помимо книг, упомянутых в перечнях 1493, 1494 и 1514 гг., в составе Соловецкого собрания сохранились 7 рукописей, имеющих экслибрис Д., к-рые, по-видимому, входили в его келейную б-ку: Апостол, кон. XIV в. 27/27); библейские книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Есфирь, кон. XV в. 75/75); «Златая чепь», кон. XV в. 258/258); Псалтирь, кон. XV в. 754/864); «Книга Геръман», 2-я пол. XV в. 802/912); Служебник, XV в. 1024/1133); Номоканон в XIV титулах, 2-я пол. XV в. 1056/1165).

http://pravenc.ru/text/180327.html

С XV в. южнослав. списки полного корпуса Поучений Д. Г. практически отсутствуют, исключение - рукопись НБКМ. 1204 (нач. XVI в.). Отдельные Поучения содержатся во множестве монашеских и четьих сборников XIV-XVIII вв. (неполный список таких сборников, включая рус. списки, см.: Христова. 2001. С. 45-46. Примеч. 66). На Русь списки среднеболг. перевода сочинений Д. Г. приходят, вероятно, во 2-й пол. XIV в. через болг. посредство в эпоху «второго южнославянского влияния». XIV в. датируются по крайней мере 5 рус. списков: ГИМ. Чуд. 14; РГБ. Троиц. 163, 164; ГИМ. Увар. 373, 374. Начиная с XV в. корпус Поучений Д. Г. постоянно переписывался в виде отдельных сборников или вместе с «Лествицей», сочинениями преподобных Симеона Нового Богослова , Исаака Сирина , Петра Дамаскина и др. в таких книжных центрах, как Троице-Сергиева лавра (списки XV в.), Соловецкий мон-рь (списки XVI-XVII вв.), Кириллов Белозерский мон-рь (списки XV-XVII вв.), Чудов мон-рь (списки XV в.) и др. В XVI в. Поучения Д. Г. были включены митр. Макарием в состав ВМЧ под 5 июня (РНБ. Соф. 1322: Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 116-117; ГИМ. Син. 995: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 211-214 паг.]). И. Христова приводит перечень из 57 болгарских, сербских и русских списков полного корпуса Поучений Д. Г. ( Христова. 2001. С. 38-44): 14 принадлежат XIV в., 18 - XV в., 12 - XVI в., 11 - XVII в. и 2 рукописи - соответственно XVIII и XIX вв. Этот перечень может быть значительно дополнен, напр., следующими списками: ГИМ. Увар. 373, 374 (серб. XIV в.), 61 (рус. XV в.), 375, 881, 760 (рус. XVI в.) (описание см.: Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Т. 1. С. 156-162); РНБ. F. п. I. 42 (рус. кон. XIV - нач. XV в.; Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в б-ке графа Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 65), РНБ. Q. I. 210 (рус. XVI в.; Там же. С. 424-425); РГАДА. Мазур. Ф. 196. 780 (рус. сер. XV в.; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА/Сост.: И. Л. Жучкова, Л. В. Мошкова, А. А. Турилов. М., 2000. С. 177); рус. список Виленской публичной б-ки (ныне б-ка АН Литвы). 61 (XV в.); болг. список Нижегородской научной б-ки. 17531 (кон. XIV в.), включающий Поучения Д. Г. (Л. 1-176) и Житие прп. Василия Нового 2-й южнослав. редакции (рукопись попала на Русь в XV в., в XVII в. находилась на Украине, в частности, согласно одной из помет 1661 г., в киевском Пустынно-Николаевском мон-ре; см.: Кучкин. 1972); списки ВМЧ; рукописи Кирилло-Белозерского собрания (см.: Прохоров. 1999): 7 рус. списков полного корпуса Поучений XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 38/163, 24/1101, 101/1178, 22/1099, 11/2088, 387/503 (2-я пол.)); 5 - кон. XV - нач. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 23/1100, 45/170, 46/171, 89/214, 122/247); 1 - XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 121/246); 1 - кон. XVI - нач. XVII в. (РНБ. Кир.-Бел. 109/234); 1 - 1645 г. (РНБ. Кир.-Бел. 129/254).

http://pravenc.ru/text/180299.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010