50 Там же. Л. 8. 51 Там же. Л. 103. 52 Об этой памятнике см.:  Белякова Е. В.  Славянская редакция Скитского устава//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. (11). С. 28–36. Публикация текста:  Белякова Е. В.  Скитский устав по рукоп. РНБ. Погод. 876.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2003. С. 63–95. 53 Иерусалимский устав – устав, определяющий как порядок богослужения, так и дисциплинарные вопросы. В русской традиции распространяется с конца XIV в. На Руси не позднее конца XV в. возникла особая редакция Иерусалимского устава, включившая и главы из Скитского устава. Скитский устав известен только в славянских списках с середины XIV в. Этот устав адресован инокам, живущим в скитах, и определяет их келейные правила. 54   Белякова Е. В.Новые сведения о скитском уставе в рукописной традиции XIV-XIX вв.//Вестник РГНФ, М., 2003. (30). С. 5–14. 55   Палладий, епископ Еленопольский.Лавсаик. Коломна, б. г. С. 197. 56 Там же. С. 90. 57 Там же. С. 91. 58   Кекелидзе К.Грузинский памятник V века//Труды Киевской духовной академии. Киев, 1911. Февраль-март. С. 189–192, 335–336. Перепечатано в старообрядческом журнале: Церковь . 1911 г. С. 350–354. 59 См.:  Смирнов С.  Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913. С. 36. 60 Там же. С. 39. 61 Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 49 (V собор – ошибочно, должно быть – VI). 62 Там же. С. 95. 63 См., напр.: Иосифа Волоцкого Послание к княгине Голениной//Послания Иосифа Волоцкого . М., 1959. С. 179–183.  F. W. H.  Die… (Grad 1958). 64 Классической является работа:  Wasserschleben.  Bussordnungen der abendlandischen Kirche. Halle, 1851. 65   Алмазов А.Тайная исповедь в Православной восточной церкви. Опыт внешней истории. М., 1995 (репринт изд. – Одесса, 1894.) Т. I-III. 66   Смирнов С. П.Древнерусский духовник. М., 1913. 67   Корогодина М. В.Исповедь в России в XIV-XIX вв. СПб., 2006. 68 Мазуринская кормчая – памятник межславянских культурных связей XIV-XVI вв./  Белякова Е. В., Князевская О. А., Старостина И. П, Соколова Е. В., Щапов Я. Н.  М., 2002. С. 480–492.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Иконописный подлинник. С. 358). Акад. В. Д. Фартусов в нач. XX в. в пособии для иконописцев дал следующую характеристику образу И. Ф.: «…типа самарян, но из язычников; 61 года, у него небольшая борода, волосы рассыпаны по плечам; одежда - длинная туника и длинный плащ, закинутый за плечо. В руках хартия с его изречением: «Добре ведый, яко часто народным неразсудным судом неповинные осуждаются, яко повинные, и чистые, аки сквернители, обезславляемы бывают, и праведники аки грешники вменяются». Или: «Есть Существо выше всех существ, непостижимое, Неисповедимое, едино Доброе и Красное, Егоже знания желание благородным душам из начала от Тогожде Самаго есть всаждено: любит бо То от оных познано и видено быти». Или с изречением ему старца: «Ум человеческий, не наставленный от Духа Святаго, и верою непросвещенный, Бога никакоже имать ведати и разумети»» (Там же. С. 299). Единоличный образ И. Ф. известен гл. обр. в связи с его включением в минейные циклы. Самый ранний иконный памятник календарного типа с сохранившимся образом святого - т. н. Синайский гексаптих (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., пинакотека мон-ря вмц. Екатерины на Синае). В лицевых рукописных минологиях святой изображен на миниатюре в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. F. 1. Fol. 42r, 1327-1340 гг., Фессалоника) и в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 116, кон. XV в.) - на обеих миниатюрах в рост. В ряде храмов, декорация к-рых построена на минейном принципе, представлена сцена мученичества И. Ф. В нартексе ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове, Болгария (ок. 1230) изображен сюжет отравления И. Ф. философом Крискентом, основанный на сообщении Евсевия, еп. Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. IV 16. 1): И. - средовек с темными взлохмаченными волосами стоит на коленях, связанный, перед своим мучителем Крискентом, к-рый вливает из сосуда в горло мученику яд. Сцена усекновения главы представлена в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318; вместе с мч.

http://pravenc.ru/text/Иустину ...

Флетчер Д. О государстве Русском. Спб., 1906. С. 32. Текст утешительной грамоты см.: РНБ. Соловецкое собрание, 682/922, Л. 303 (с датой); РНБ, OP. Q. IV. 17. Л. 12 об. - 28; пересказ у Макария. С. 82-83; Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 4. М., 1989. С. 331. ПСРЛ. Спб., 1910. Т. 14. С. 1-22. Текст опубл.: ААЭ. Спб., 1836. Т. 2. 2. 3-13 ААЭ. Спб.,1836. Т. 2. Там же. 4. ААЭ. Спб., 1836. Т. 2. 5. Рукопись РНБ. Соловецкое собрание. 1184/1294. Л. 1-9, указано Р. Г. Скрынниковым (Борис Годунов. М., 1978. С. 188). Выражение из грамоты от 2 июня 1598 г. См.: ААЭ. Спб., 1836. Т. 2. С. 8. Черепнин Л. В. " Смута " и историография XVII в.//Исторические записки. 1945. Т. 14. С. 82-107; Корецкий В. И. " История Иосифа о разорении Русском " — летописный источник В. Н. Татищева//Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1973. Т. 5. С. 251—285; он же. История русского летописания второй половины XVI—haчaлa XVII в. М., 1986. С. 107—175; Назаров В. Д. " Новый летописец " как источник по истории царствования Лжедмитрия I//Летописи и хроники. 1973. М., 1974. С. 300—302; Солодкин Я. Г. По поводу " Истории о разорении Русском " Иова-Иосифа (заметки о летописании)//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 437-440; и др. ДРВ. М., 1788. Ч. VII. ААЭ. Спб., 1836. Т. 2. 7. Цитировано в адаптации по ААЭ. Спб , 1836. Т. 2. 10. Это Иов, Игнатий, Гермоген и Никон. ДАИ. Спб , 1846. Т. 2. 145. Сказание Авраамия Палицына М ;Л., 1955. С. 104. Леонид, архим Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1894. Т. 3. С. 103. В России XV—XVI вв. 26 ноября по старому стилю (в Юрьев день) разрешался переход крестьян от одного феодала к другому. Судебник 1497 г установил срок перехода за неделю до Юрьева дня и неделю после. Юрьев день был отменен указом о заповедных летах в 1580—1590-х гг. Масса И. Краткое известие о Московии М , 1937. С. 61. Семевский М. И. Историко-юридические акты XVI и XVII вв.//ЛЗАК. Вып. IX. Отд. III. С. 56. ПСРЛ. Спб., 1910. Т. XIV. С. 58. Так интерпретировал Н. М. Карамзин (История государства Российского. Спб., 1843. Т. XI. С. 85) текст документа (СГГиД. М., 1819. Т. 2. 81. С. 175).

http://sedmitza.ru/lib/text/439624/

Последование А. В., известное по описанию, данному в Евергетидском Типиконе, и состоящее из канона Иоанна монаха 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, седальна и стихир, в целом не изменилось со времени действия Студийского устава (напр., ГИМ. Син. 166. Л. 33об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 61) и вошло в совр. печатные греч. и рус. Минеи. По греч. рукописям известен еще один канон А. В., Феофана, с акростихом «Τν ανρ στον ν σκητας ακρ ν υδα νω» (греч.- Всенаилучшего в подвижниках блаженного почитаю), не вошедший в печатные богослужебные книги (Ταμεον. Ν 600. Σ. 198). О. В. Венцель Иконография. В визант. и древнерус. искусстве А. В. изображается благообразным старцем с седыми кудрявыми волосами и длинной бородой, разделенной на витые пряди, в монашеском одеянии (рясе и мантии, под к-рой обычно виден аналав), с куколем на плечах, в руке держит крест или свиток. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., описан как «старец кудрявый, с длинною и широкою бородою, говорит: братие, для чего вы вышли (из мира), за то и подвизайтесь, и о спасении вашем не нерадите» (Ч. 3. § 13. 4); в иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., об А. В. сказано: «Сед, брада Сергиева подоле и шире, риза преподобническая, испод вохра с белилом, в руце свиток: Арсение, бегай человек, умолкни, престани, безмолвствуй и спасешися» (С. 96). Прп. Арсений Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46 об.). Фрагмент Прп. Арсений Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46 об.). Фрагмент Ранние изображения А. В. сохранились, напр., в церквах Каппадокии: св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере, между 913-920 гг.; «на цистерне» в Авчиларе, 1-я пол. XI в.; Тимиос-Ставрос в Мустафапаша, X в.; Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. Х в.; св. Евстафия 11) в Гёреме, 1148-1149 гг.; Айвалы-килисе в Гёреме, между 913-920 гг.; также в наосе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в нартексе ц.

http://pravenc.ru/text/76280.html

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 465; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 32-34, 67, 70, 96, 98, 118-119, 121, 123, 151; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 897; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Sauget J. -M. Vittore il Generale//BiblSS. Vol. 12. Col. 1258-1260; Lucchesi G. Vittore e Corona//Ibid. Col. 1290-1292; Keller K. Victor der Sieger: Zur Verehrung von frühchristl. Märtyrern mit Namen Victor//Hermeneia. 1996. N 12. Иконография В памятниках визант. круга представлен юным темноволосым мучеником или средовеком с короткой округлой бородой; облачен в хитон и плащ; в руке держит крест. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). Как юный мученик В. представлен: в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый). Как средовек: в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу, в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами), в К-поле, ок. 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.). Обычно изображался в мучении, или единолично в рост, или в паре с мучениками Викентием и Миной Египетским (см. ст. Викентий , мч.). В западнохрист. искусстве В. представлен, как правило, юным мучеником: напр., деревянная скульптура мастера Франческо ди Вальдамбрино, Сиена, XV в.; миниатюра Сано ди Пьетро (XV в., Сиена, б-ка Пикколомини) - с пальмовой ветвью и знаменем; полиптих работы Пьетро да Монтепульчано (1418, собор в Озимо, Италия) - с пальмовой ветвью и мечом; картина худож. Л. Мемми из Сиенского собора (1333, Нац. музей, Копенгаген) - с мечом и ветвью оливы, и др. Лит.: Jerphanion G. , de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelles province de l " art byzantin. P., 1928. vol. 2. p. 340; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. p. 14, 39, 80, 115; Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor. Recklinghausen, 1967. Bd. 2. Pl. 10. 115-116; Underwood P. The Kariye Djami. L., 1967. vol. 1. P. 153, 156-159. Pl. 164. vol. 2. P. 163; Chatzidakis M. et al. Naxos. Athens, 1989. P. 69-70. Pl. 1; Connor J. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton, 1991. p. 17; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. p. 93. Remarq. 79; P. 116. Remarq. 266, 269; Chadzidakis M. , Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L " Ile de Cythére. Athènes, 1997. p. 61. Pl. 5; Евсеева. Афонская книга. С. 217, 251.

http://pravenc.ru/text/158514.html

– по Симеону Логофету) ) ГИМ Син. 148, л.367 об –428 об (1386 г., из Хиландарского монастыря на Афоне) и не менее 12 других списков Смешанный текст Георгия Монаха и Симеона: Cr – Cryptoferr. Ζ.α.XXXVIII [Β.α.XVII], fol. 17–24 (кон. XI в., нижний слой палимпсеста; 1–7,3, 22,4–35,2) Me – Messan. S.Salvat. [Bibi. Univ.] 85, fol. 1–213 (XI/XII b.) Hh – Holkham. gr. 60 fol. 21 v –143 (1118 г.) Vs – Vindob. suppl. gr. 91, fol. 16 r –58 v (XIII в.; отрывки) Escor, gr. A-I-10 (утрачен). Редакиия B: C – Vatic, gr. 163, fol. 3–61 г (XIII/XIV в.; ot Адама до 962 г.) ) Vatic. Palat. gr. 86, fol. 56 v –98 (1549 г.) U – Paris, suppl. gr. 665, fol. 9 r –155 r (XVI b.) B 1 – Vindob. hist. gr. 40, fol. 304 v –314 v (XI в.) ) V – Vatic, gr. 153, fol. 198 v –221 v (XIII в.) и W – Holkham. gr. 61 (XV b.) Va – Vatic, gr. 167 (XII/XIII в.; 6-я книга т.н. Продолжателя Феофана, 886–948 гг., с продолжением, обрывающемся на 951 г.) Sl 3 (прототип) ) славянский «Временник Георгия» (продолженный с Михаила III по Симеону) ) РНБ Ундольск. 1289, л. 354 б –404 б (XV в.) и еще 14 списков «Амброзианская хроника»: Ab – Ambros. gr. D34 sup. [V424], fol. 1–171 (X/XI b.) () Vatic. Palat. gr. 399; Vatic. Barber, gr. 56; Monac. gr. 181 (XVI в., Андрей Дармарий) и др. списки) Хроника Псевдо-Симеона: О – Paris, gr. 1712, fol. 18 v –272 r (XII/XIII в.; до 962 г.) ) (?) Escor, gr. Y-I-4 (XVI B.) Взаимное отношение списков ω (общий источник «Амброзианской хроники» и хроники Симеона)= а Ab α (пратекст) ) χ 00 τοζ О R Sl χ 00 , (основа редакции В и Псевдо-Симеона) ) χ CUB 1 Sl 3 ( χ ) χ О) χ («извод славянского Симеона») ) F 1 ( ) υΡ ; υ ) vHSl 1 ; ) KN ) τ («извод Феодосия Мелитинского») ) TL о («интерполированный Георгий») ) πμ ( π ) ξΧ ; ξ ) F 2 G ; μ ) ικB 2 Sl 2 ; κ ) ΑΜΖ ; ι ) θ R ; θ ) DS ). ζ (смешанный тип) ) ε Cr ( ε ) δМе; δ ) HhVs ) Автор Анализ рукописной традиции не оставляет сомнения в том, что подлинное имя автора хроники – Симеон, магистр и логофет 43 . По-видимому, это то же самое лицо, что и «Симеон, патрикий и асикрит, ныне же магистр и [логофет] стратиотов», автор помещенной в маргиналиях мадридской рукописи Иоанна Скилицы эпитафии на смерть императора Константина VII Багрянородного (913–959) 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

E 49-50 inf. fol. 318, IX в.) и «Sacra parallela» прп. Иоанна Дамаскина (Paris. gr. 923. fol. 540-544, IX в.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. В. описан следующим образом: «Старец плешивый с широкою бородою, глаголет: паки и многажды припадаем тебе» (Ч. 3. § 8. 4); в иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., об А. В. сказано: «...архиепископ Александрийский, сед, брада мало подоле Григориевы Богослова, сак [саккос], на нем кресты, амфор [омофор] и Евангелие» (С. 94). Изображения А. В. в визант. искусстве многочисленны. Одно из древнейших - в апсиде ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 2-я пол. VIII в. От X-XI вв. сохранились изображения в каппадокийских церквах: Балкан-Дерези 4 (ц. апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре, 1-я пол. X в.; Киличлер-килисе в Гёреме, X в.; в Новой ц. Токалы-килисе, кон. X в.; Сорока мучеников Севастийских в Эрдемли, 2-я пол. XI в. С XI в. образ А. В. часто встречается в росписи апсиды в композиции «служба святых отцов» (напр., в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164). Изображения А. В. имеются в Синаксаре Захария Валашкертского (Кекел. А. 648. fol. 54v (108) 1-я четв. XI в.); в центральной апсиде и в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; в ц. Св. Софии в Охриде , 40-е гг. XI в.; в ц. Богоматери Елеусы (Милостивой) в Велюсе (Македония), ок. 1080 г.; в Служебном Евангелии с Минологием (Vat. gr. 1156. fol. 306v, 3-я четв. XI в.); в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в апсиде ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.; на миниатюре из Литургического свитка (Athen. Bibl. Nat. gr. 2759, XII в.); в ц. свт. Николая в Мелнике (Болгария), 1-я пол. XIII в.; в ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в соборе Сан-Марко в Венеции, XII - нач. XIII в.; в алтаре ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. свт. Николая в Люботене (Македония), ок. 1348; на одном из парусов купола в ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1341 г.; ц. Таксиархов (св. Чиноначальников [Архангелов Михаила и Гавриила]) в Кастории, 1359 г.; на юж. стене ц. св. Афанасия Мусаки в Кастории, 1384-1385; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 112, XV в.). Успение Афанасия Великого. Миниатюра из " Григория Богослова 16 слов " . 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 61. Л. 181 об.) Успение Афанасия Великого. Миниатюра из " Григория Богослова 16 слов " . 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 61. Л. 181 об.) В Минологиях А. В. часто изображен вместе со свт. Кириллом Александрийским, память к-рого приходится также на 18 янв.: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 329, 976-1025 гг.); Синаксаре Захария Валашкертского (fol. 28v (56)); Минее на январь (Paris. gr. 1561. fol. 73r, XIII в.); в греко-груз. рукописи (Л. 96об.).

http://pravenc.ru/text/76946.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «путевого» найдены статьи: ГРАНИ один из типов руководства по путевой нотации ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом ДРОБНОЕ ЗНАМЯ способ фиксации напева в древнерус. крюковой знаменной, путевой и демественной нотациях ИТИНЕРАРИЙ путеводитель по местам паломничества; путевые записки пилигримов " КЛЮЧ ЗНАМЕННОЙ " принятое в совр. музыковедении название группы руководств по знаменной и путевой нотациям из рукописи РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (Л. 1000 об.- 1028 об.), выполненной монахом Кириллова Белозерского мон-ря Христофором Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/путевого.html

Fol. 47 (X в.). Имеющиеся в составе новелл непереведенные лат. слова остались непереведенными и в славянских рукописях. Перевод Собрания в 93 главах содержится в составе Кормчих древнеслав. редакции. В наиболее раннем списке - Ефремовской Кормчей (XII-XIII вв.) - текст собрания обрывается на 88-й гл. В сокращенной редакции, представленной Уваровским списком, пропущены главы 13-26, 34-36, 54-55, 62-69А, 77, 88-89. В Устюжской Кормчей (XIII-XIV вв.) Собрание в 93 главах представлено также в сокращенном виде в составе собрания «О епископах и о монахах». Из Собрания в 93 главах в него вошли главы 36, 37, 39-48, 71, 75, 76, 80, 83, 92, причем глава 39 помещена дважды. Полный состав Собрания в 93 главах имеется в списках древнеслав. редакции: РНБ. Солов. 1056/1165 (кон. XV - нач. XVI в.). Л. 270 об.- 310 (по этому списку воспроизведено в изд. Бенешевича); РГБ. Рогож. 268 (3-я четв. XV в.); РГБ. Троиц. 207 (кон. XV - нач. XVI в.); РНБ. F II. 250 (1-я пол. XVI в.). В Ефремовской Кормчей к заглавию собрания была сделана приписка «Григория Акрагантского», которая перешла в Кормчие русской редакции. Др. перевод Собрания в 87 главах имеется в серб. редакции Кормчей. Он был сделан с использованием перевода Собрания в 93 главах. В греч. оригинале собрание имело 2 схолии, объясняющие значение слов «привата» (πριβτα) и «раздатели» (λαργητινες). Эти схолии имеются в ряде греч. рукописей (ГИМ. Син. греч. 432; Sinait. 1111; Vat. gr. 2060, 1167). Отличается эта редакция и наличием «паратитлов». В начале русской редакции Кормчей (главы 1-61) воспроизведен текст в переводе Древнеславянской Кормчей (т. е. Собрания в 93 главах); оглавление отсутствует, с гл. 62 текст дан по сербской редакции, но с использованием и древнеславянской. Включены и глоссы к последней главе. Дополнительные главы Собрания в 93 главах в русской редакции отделились от собрания и стали самостоятельными произведениями, получив особые названия: Nov. 137 (гл. 87) - «Иустиниана царя 6-го Собора о взаконении», Nov. 133 (гл.

http://pravenc.ru/text/2577789.html

В. проклял это позорное шествие, и тотчас обрушилась зап. часть городских стен, задавив и покалечив многих, остальные нашли прибежище в святилище Аполлона (§ 19). Вариисус, собрав иудеев у городских ворот, воспрепятствовал входу апостолов в город (§ 19). На следующий день апостолы пришли в селение около Амафунта, где их принял Аристоклиан, затем отправились в Амафунт, где совершались языческие торжества. Вариисус возмутил против них живших там иудеев и снова помешал войти в город (§ 20). Наконец, они достигли Кития, где их никто не принял (§ 21), и отплыли оттуда в Саламин (Констанцию) (§ 22). Мученическая кончина В. Год смерти В. (ок. 57) устанавливают, исходя из общей хронологии событий, изложенных в Деяниях святых апостолов. Ранее предпочтение отдавалось др. дате - 61-62 гг. В «Хождении» рассказывается, что по прибытии в Саламин В. стал проповедовать в синагоге (§ 22). Через 2 дня в город приехал Вариисус и поднял против В. иудеев. Они схватили апостола и хотели вести его на суд к правителю Саламина, но, узнав, что на Кипр приехал один благочестивый родственник имп. Нерона, иудеи решили казнить В. тайно. Ночью, надев аркан на шею, апостола повлекли из синагоги к ипподрому и далее за городские стены, где предали сожжению (§ 23). Прах В. собрали в пелену и, запечатав ее свинцом, решили бросить в море (§ 23). Однако Марку вместе с Тимоном и Родоном удалось ночью похитить прах и похоронить его в одной из пещер около города, где прежде поселились иевусеи . Вместе с прахом апостола они положили Евангелие, к-рое тот получил от ап. Матфея (§ 24). Марк, Тимон и Родон 3 дня скрывались в пещере от иудеев, а затем отправились в Лимнит (§ 25). В Житии св. Авксивия говорится, что там Марк рукоположил Авксивия, только что прибывшего из Рима, во епископа г. Солы (§ 8). Оттуда Марк на егип. судне отплыл в Александрию. Согласно Энкомию Александра Кипрского, В. был схвачен в Саламине во время проповеди в синагоге сир. иудеями и после долгих мучений был предан побиению камнями. Иудеи решили сжечь тело апостола, чтобы уничтожить его бесследно, но оно чудесным образом осталось невредимым в огне и было тайно погребено ап. Марком и др. христианами (2. 29). Обретение мощей В. Апостолы Варнава и Варфоломей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ). Фрагмент Апостолы Варнава и Варфоломей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ). Фрагмент Согласно Энкомию Александра Кипрского (4. 40), гробница апостола, его мощи и Евангелие были обретены после явления В. Анфемию, архиеп. Саламина (ок. 488). В. трижды являлся Анфемию во сне и велел искать его мощи в 5 стадиях от города, в месте, называемом Игиас (в переводе с греч. «Место здравия», т. к. там часто совершались чудеса), в пещере под рожковым деревом. На груди апостола было обнаружено Евангелие от Матфея, переписанное рукой В. (4. 40). Доски переплета были сделаны из туевого дерева ( Suda. Θ. 541).

http://pravenc.ru/text/154261.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010