Тот же, взглянув на него и увидев, как он изменился в лице, догадался, (что произошло с ним что-то необыкновенное), ибо был он мудр и опытен (благодаря) многолетним монашеским трудам и праведной жизни. И спросил его: «Что случилось, любезный? Что-нибудь приключилось с тобой или, может быть, какой-нибудь образ или видение возмутили твое сердце и душу?» И Зосима подробно рассказал ему обо всем: как увидел он тот неизреченный свет и предивную церковь . Герман же воспламенился духом и сказал: «Дерзай, любимый, ибо тебя Бог благоволил (избрать) для места этого! О том же и я тебе скажу: о том чуде, о котором и прежде рассказывал тебе, случившемся (здесь) при блаженном Савватии. Ангелы Божии прогнали с этого места рыбака, а жену его наказали прутьями. „Уходите, – сказали, – скорее отсюда, а не то умрете злою смертью ; место это на острове унаследуют иноки!” И вот спустя небольшое время ангельское пророчество должно исполниться. Ведь и сам Владыка Христос сказал: „Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”. Ибо, как в древности показал Бог образ скинии Моисею в пустыне, так и тебе явил здесь предивное это видение; значит, тобой Он хочет место это устроить». Сказанное Германом укрепило блаженного Зосиму на подвиг и исполнило его дерзновения. И устремился он на подвиг, телесный и духовный: телесный – в созидании монастыря непрестанном, духовный же – в вооружении на невидимых врагов постом и молитвой. И укреплялся он от Германа, а более всего – от Бога, дающего помощь рабам своим победить супостатов. И помолились они вместе, говоря следующее: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Слово Безначального Отца, сказавший праведному Аврааму: „Выйди из земли твоей и из дома отца твоего и поселись в земле, которую Я укажу тебе, – и там скажу тебе, что подобает творить», – так и произошло. Ты изведший Иакова от Лавана – с женами и детьми и со многими животными – и давший ему обрести благодать прежде Исава, и сделавший его одним из народов в Египте! Праведного Иосифа Ты поставил царем над страстями и князем над всем Египтом и пшеницедателем для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фото Юлии Маковейчук Скульптура стояла на немецком кладбище в Москве, в Лефортове, на могиле барона А. Л. Кнопа. В послевоенные годы священников было мало — одни сидели в тюрьме, другие были убиты, многие храмы так и не открыли. Но люди не теряли веру и шли к скульптуре Спасителя, которая уже тогда считалась чудотворной. Люди приносили записки, в которых просили вернуть с войны своих мужей и сыновей, которые пропали без вести. Советские власти не оставили без внимания большое скопление верующих и закрыли кладбище в Лефортове, а в 1946 году скульптуру заколотили в ящик и тайно вывезли в Донской монастырь, который в советское время был превращен в филиал научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева. Помимо прочего, там хранились барельефы со взорванного Храма Христа Спасителя и фрагменты разобранной Триумфальной арки. Директор музея В. И. Балдин был верующим человеком и спас скульптуру: он сумел доказать, что она не представляет собой никакой исторической, культурной или материальной ценности для музея и предложил отдать ее Русской Православной Церкви в обмен на макеты Троицкого собора с Никоновским приделом, а также при условии изготовления за счет Патриархии макета Соловецкого монастыря. В 1975 году скульптуру Христа передали Русской Православной Церкви. Часть древа Закхея Святейший Патриарх Кирилл передал ЦАКу 13 экспонатов. Среди них — часть дерева Закхея из города Иерихон (Палестина), которая была подарена Святейшему председателем Императорского Православного Палестинского общества С. В. Степашиным. Фото Юлии Маковейчук С этой реликвией связано событие, о котором рассказывается в Евангелии от Луки: Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу , чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19 :1–10).

http://foma.ru/12-chudes-glavnogo-tserko...

Хотя Апостолы и называются основанием Церкви, однако это говорится о них только по отношению к дальнейшим, не непосредственным ученикам Иисуса Христа. Но краеугольным камнем Церкви всегда был и есть Сам Спаситель, – и другого основания Церкви никто положить не может; скинию нового завета водрузил Господь, а не человек. И сама Церковь носит на себе неизгладимую печать своего божественного происхождения; само существование ее показывает, что виновником ее мог быть только Бог, Сын Божий. В самом деле, кто из людей мог положить прочное основание такому великому, всемирному, несокрушимому ни бурями, ни временем зданию, какова Церковь ? Мог ли бы какой – нибудь человеческий гений, в продолжение краткого периода своей жизни, учредить общество, прожившее целые века и тысячелетия, пережившее многие царства и народы? Утверждаясь на краеугольном камне – Иисусе Христе, святая Церковь и теперь торжествует над врагами своими. Человеческие учения и системы изменяются, падают и забываются. А святая Церковь хранит в первобытной чистоте и свое учение и свое устройство. И в века гонений и во время торжества своего, и среди раскаленных скал Фиваиды, и на хладном острове Соловецком, Церковь православная одна и та же; учение ее находит доступ и приложение во всех широтах, проникает в сердца людей, живущих на противоположных полюсах. Мог ли кто так знать коренные свойства природы человеческой, кроме Самого Творца ее? Итак будем твердо помнить, братья, что православная Церковь, к которой и мы принадлежим, устроена на земле Самим Богом для нашего спасения, и будет стоять до скончания мира. Только в ней и с ней наша сила, наша слава, наше спасение; а без нее мы погибнем, как овцы без пастыря. Не будем смущаться, что у нее много врагов, что у нее много членов недостойных. Победа всегда останется на ее стороне, потому что с нею Сам Господь. Вот Я с вами, говорить Он, во все дни до скончания века. Аминь. 36. О Церкви. Беседа вторая И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Эти странники доставляют обители средство к безбедном существованию. Таким образом сбываются слова преп. Зосимы, который, умирая, сказал братии: «если я обрету благодать пред Богом, то вы узнаете это, когда по моем отшествии обитель распространится, умножится братством, процветет духовно и в телесных потребностях не будет иметь скудости». Все это радует и восхищает нас, как духовных чад сего преп. Отца нашего. Но, братие, совершая торжественно память преподобного Зосимы и усердно преклоняясь пред его священною ракой, что – если мы возуповаем на эту видимую близость к нам преподобного и, довольствуясь одними внешними знаками почитания, вознерадим о душе своей? Не порвется ли тогда наш таинственный духовный союз с ним? И как угодник Божий будет ходатайствовать о нас пред Богом, когда мы отдалимся от него нравами и жизнью своею и не будем уподобляться ему по мере сил своих, в ревности и подвигах духовных для спасения души своей? A если бы он при нашей беспечности о собственном спасении и продолжал молиться за нас, то Сам Всевышний не отвратит ли лице Свое от него, как от недостойных Его милости? Древний Израиль уповал на молитвы и предстательство пред Богом святых праотцев своих, и при всех слабостях и недостатках своих пользовался милостью Божией ради их ходатайства. Когда же, в ложной надежде на заступление святых, оставил веру отцов и жизнь по вере и предался нечестию; тогда не замедлило открыться грозное прещение Божие на весь дом Иудин. «Аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим несть душа моя к людем сим» изрек Господь устами прор. Иеремии ( Иер.15:1 ). Господь однажды сказал Самуилу, когда тот печалился о Сауле: «что ты плачешь о Сауле, которого я отверг чтобы не царствовать ему более над Израилем?» Так Господь отвращается и от помазанных Своих за нечестие их, и не внемлет молитвам Своих святых за отверженных грешников. Итак, братие, главным условием неразрывности союза нашего с преподобными отцами нашими должно быть попечение каждого из нас о спасении души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Это Объявление Святейшего Синода Российской Православной Церкви, обнародованное в начале кампании 1806 года, духовенство обязано было читать в храмах по окончании литургии каждый воскресный и праздничный день. Суворов не был, конечно, богословом, но вполне осознавал святость именно Православной Веры. Так по воспоминанию Е. Фукса, в Праге (Богемия) Суворов разговаривал с раненым австрийским солдатом: « Это (Суворов – Фуксу) – Гусит, или теперь называющийся Богемский Брат. Давно желал я подробнее узнать об этой секте. – Он пересказывал мне словесные предания о сожжении в Костнице, по приговору тамошнего Собора, основателя их учения, Иоанна Гуса, и о многих любопытных обстоятельствах и гонениях, которые они потерпели за свою веру. – Я благодарю теперь Бога, что никогда такая реформаторская горячка не посещала нашего Отечества: всегда Россия была у нас во всей чистоте, и кто не знает, что Сын Божий никогда не повелевал мечем, или огнем, насильственно крестить жидов или язычников?» с. 35-36]. Гражданская религиозная война в Богемии (Чехии), вызванная реформаторами-гуситами, продолжалась более 15 лет. Погибли десятки тысяч людей. Страна лежала в запустении многие десятилетия. Именно поэтому Суворов делает свой такой вывод. В России при старообрядческом расколе в конце XVIII века тоже был захват Соловецкого монастыря старообрядцами (в том числе казаками), были казни отдельных старообрядцев, выступавших против Царя, но масштабных, религиозных войн не было. Апостол Павел пишет « Плод же Духа есть: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5: 22-23). Когда фарисеи обвинили Апостолов, учеников Христа, в то, что они, проходя в субботу через поля будучи голодными срывали колосья и вкушали зерна, тем самым вроде бы нарушая Заповедь о субботе, как дне, должном быть посвященным только Богу, Спаситель привел пример Пророка Давида, который скрываясь долго в пустыне от неправомерных преследований Царя Саула, голодал вместе со своими войнами и вошел в Скинию и, нарушив Закон, ел хлеба предложения: « В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12:1-4).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/07/...

Этот пророческий оптимизм вложил в уста пророка Аввакума песнь хвалы. «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах; но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего!» Эта радостная вера ободрила Иова в дни его великой скорби и помогла ему не хулить Бога за незаслуженные страдания, а воскликнуть: «Господь дал. Господь и взял; да будет имя Господне благословенно». Великий проповедник Константинополя Иоанн Златоуст бесстрашно обличал в храме сильных мира сего, и в том числе императрицу. В результате он подвергся жестокому гонению и в старости умирал в суровом изгнании на Кавказе. Но пророческий оптимизм вложил в уста умиравшего страдальца за правду слова торжествующей веры: «Слава Богу за все!» (Doxa to theo panton heneka). Эта пророческая вера живет и в наши дни. Недавно в Германии обратился к врачам человек, больной раком. Злокачественная язва захватила его язык. Врачи сказали ему, что он должен или умереть, или лишиться языка путем операции. Он выбрал последнее. Когда больной лежал на операционном столе, доктор-хирург говорит ему: «Сейчас ваш язык будет удален. Что бы вы хотели сказать в последний раз?» Больной помолчал и затем громко воскликнул: «Да будет благословенно имя Господа Иисуса Христа!» Его язык замолк. Но свидетельство веры, сказанное с таким самоотречением, будет звучать века… В Америке живет Елена Келлер – глухая, слепая и немая от рождения. Чудом упорной любви и мудрости своей учительницы мисс Соливан она посредством осязания научилась говорить, читать и писать, изучила науки и, в конце концов, стала читать лекции в университете. Одна из ее лекций, появившаяся и в печати, полна жизнерадостной веры. Ее тема: «Об оптимизме». Какой это жгучий упрек всем, кто, имея слух, зрение и дар речи, все же унывает, жалуется, ропщет на жизнь! В дни суровых гонений на религию в СССР одного из моих друзей отправляли из московской тюрьмы (Бутырки) в ссылку на Соловецкие острова, на далекий, холодный север. Ночью на вокзал пришли его друзья. Они могли лишь издали приветствовать его. А он, стоя на площадке вагона, из-за сверкающих штыков крикнул им одно слово: «Радуйтесь!»

http://azbyka.ru/smysl-zhizni-marzinkovi...

Яко исчезает дым, да исчезнут», – и вся вражия сила внезапно исчезла. Святой же, воздев руки к небу, произнес: «Боже вечный, Царь безначальный, Создатель всего мира, молю Тебя, раб Твой: Ты Царь царей и Владыка владык! Ты освободитель душ и избавитель верующих в Тебя! Ты упование труждающихся, наставник рабов и всех, надеющихся на Тебя! Ты утешение плачущих! Ты творец всех созданий и любитель всякого добра! Ты владыка и создатель всех! Ты радость и веселие святых, и жизнь вечная, и свет незаходящий! Ты источник святости и сияние славы Бога и Отца прежде всех веков! Ты спаситель мира и изобилие Святого Духа! Ты сидишь одесную Бога Отца, властвуя над живыми и мертвыми в бесконечные веки! Ты же, Господи, Пресвятой Царь, услышь меня в этот час, недостойного, молящегося Твоей благости! Не отврати лица Твоего от меня, ибо скорблю; избавь меня из уст пагубного змия, разверзающего пасть пожрать меня и живым свести во ад, и спаси от всякого коварства человекоубийцы-дьявола! Да, сохраняемый и наставляемый ополчением святых Твоих ангелов, достигну единства веры и разумения Единосущной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И тотчас, после сих слов, вся вражия сила исчезла без следа. И с тех пор приобрел преподобный Зосима власть над нечистыми духами, и не могли они к нему никак приблизиться: ни в виде призраков, ни другими смутительными видениями своих соблазнов. И так пребывал святой безмятежно, молясь все дни и ночи, воссылая молитвы свои ко Господу. Спустя малое время обнаружился недостаток в пище; и об этом он немного поколебался в помыслах, но потом возложил упование на Господа Бога, повторяя про себя псаломское изречение: «Возложи на Господа печаль твою, и Он тебя напитает во веки». И в скором времени, когда он молился в своей келии, пришли к нему два мужа, светлые образом, тянувшие за собой саночки, полные хлебов, муки и масла. Сотворили они молитву – и, получив, по обычаю, у преподобного благословение, сказали ему: «Возьми, господине отче, у нас хлебы, муку и масло и положи у себя, а мы идем на промысел в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изданы Приходо-расходные книги Соловецкого монастыря 1571–1600 гг. 12.12.2013 В издательстве «Альянс-Архео» увидело свет издание «Приходо-расходные книги Соловецкого монастыря 1571–1600 гг.». Составитель 688-страничного сборника —Е.Б. Французова, научный сотрудник Института российской истории РАН. В издании вводится в научный оборот корпус известных на сегодняшний день приходо-расходных книг Соловецкого монастыря, одного из крупнейших в Русском государстве. Приходо-расходные книги русских монастырей XVI–XVII вв. как исторический источник уже неоднократно исследовались, однако комплекс приходо-расходных книг Соловецкого монастыря до сих пор не был издан, хотя их данные широко использовались исследователями. В сборник включены все известные на сегодняшний день приходо-расходные книги Соловецкого монастыря последней трети XVI в. Первый, наиболее объемный раздел публикации, составили приходо-расходные книги казначеев Соловецкого монастыря 1571–1600 гг. (документы 1–14). Важной частью соловецкого хозяйственного архива были книги приказчиков вологодской службы (документы 15–18). Публикуется и единственная известная пока книга старцев московского Соловецкого подворья (документ 19). Приходо-расходные книги казначеев Соловецкого монастыря существенно расширяют источниковую базу для исследований социально-экономической жизни средневековой России. В частности, имеет важное значение содержащаяся в них информация о размерах налогообложения монастырских крестьян и их повинностях, ссудных операциях монастыря, о крестьянской аренде и др. Не меньшую ценность представляют и данные о повседневной внутренней жизни обители – крупнейшем центре культуры Русского государства XVI–XVII вв. Приходо-расходные книги позволяют уточнить информацию о конкретных лицах, связанных с историей Соловецкого монастыря. В частности, о преп. Феодорите Кольском, книжнике, переводчике Священного Писания, просветителе лопарей и создателе их письменности. Не менее известной личностью был старец Спиридон, бывший священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр, видный политический деятель середины XVI в. Содержание приходо-расходных книг казначеев Соловецкого монастыря расширяет наши представления и о политической истории России.

http://drevo-info.ru/news/16396.html

кк) Сорок девятая глава по Соловецкой рукописи и 53-я по Гродненскому изданию разделена в Поморской рукописи на две главы, 57-ю и 58-ю. лл) Пятьдесят вторая глава по Соловецкой рукописи разделена в Поморской рукописи и в Гродненском издании на четыре главы, 61-ю, 62-ю, 63-ю и 64-ю по Поморской рукописи и 56-ю, 57-ю, 58-ю и 59-ю по Гродненскому изданию. мм) Пятьдесят третья глава по Соловецкой рукописи содержит в себе учение о познании Бога (л. 178) и образе Божии (л. 182). Но по Поморской рукописи в соответствующей главе (65-й), равно как и в Гродненском издании (гл. 60), заключается учение только о познании Бога; статья же о образе Божии отнесена к следующей главе (66-й по Поморск. рук. и 65-й по Гродн. изд.), притом так, что после сей статьи помещена еще другая статья – о образе Божии притча, которой нет в Соловецкой рукописи. нн) Пятьдесят пятая глава по Соловецкой рукописи разделена в Поморской на три главы 67-ю, 68-ю и 69-ю, а в Гродненском издании на пять 62-ю, 63-ю , 64-ю, 65-ю и 66-ю, из которых 62-я, 63-я и 64-я соответствуют 67-й главе Поморской рукописи, 65-я 68-й и 66-я 69-й. оо) Пятьдесят девятая глава по Соловецкой рукописи, а 83-я 121 по Поморской, разделена в Гродненском издании на две главы, 70-ю и 71-ю. пп) Шестьдесят вторая глава по Соловецкой рукописи разделена на две главы в Поморской (85-ю и 86-ю) 122 и в Гродненском издании (73-ю и 74-ю), впрочем так, что вопрос: что знаменует сие речение, крещение, которым начинается 62-я глава в Соловецкой рукописи и 73-я в Гродненском издании, и следующие вопросы и ответы до вопроса: от коего времени имать начало нашего крещения, помещены в Поморской рукописи в конце 84-й (74-й) главы, а 85-я (75-я) начинается уже этим вопросом. б) разности в оглавлениях, показывающих содержание глав. Сии разности трех родов. Слова, находящиеся в Соловецкой рукописи, или опущены, или заменены другими в Поморской рукописи и в Гродненской издании, или в сих последних сделаны прибавления против Соловецкой рукописи. Так Оглавления в Соловецкой рукописи:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приезд В.Я. Генерозова на Соловки//Новые Соловки. 1926. 25 июля. Штильмарк, Ф.Р. Две жизни – две судьбы: (В.Я. Генерозов и П.А. Мантейфель)//Охотничье дело. 1991. Вып. 48. С. 83–89. Организация лагерной жизни Струкгоф, В. Организационная работа в СЛОН//Соловецкие острова. 1925. 1. С. 27–31. Сухов, И. Жизнь политзаключенных на Соловках//Соловецкие острова. 1924. 9/10. С. 26–28. Работа санчасти УСЛОН//Соловецкие острова. 1925. 1. С 58–60. 28-го февраля: [передовая о классификации лагерных проступков и нарушений]//Новые Соловки. 1926. 28 февр. Хозяйственная лагерная жизнь Дыхание времени... Березин, А. Прошлое и настоящее соловецкой промышленности : очерк по истории развития соловецкого хозяйства//Соловецкие острова. 1925. 2. С. 63–70; 3. С. 37–47. -Льдоа, П. Соловецкое хоэяйство и его эначение для Севера//Карело-Мурманский край. 1930. 3. С 5–7. Массалъский, В.И. Соловецкое хоэяйство в цифрах//Соловецкие острова. 1925. С. 40–44. Струкгоф, В. Вопросы по организации труда заключенных//Соловецкие острова. 3. С. 65–67. Лесное хозяйство и лесозаготовки В лесах соловецких/Π. Л.//Соловецкие острова. 1930. 2/3. С. 49–53. Савчук, С. Лесное хозяйство Соловецких островов//Карело-Мурманский край. 1927. 10/11. С. 41–43. Сельхозработы Барановский, А. Научно-опытные элементы в практике соловецкого сельского хозяйства//Соловецкие острова. 1926. 4. С. 135–144. Матвеев.Д.Н. Земледелие на Соловках в прошлом и настоящем. Соловки: Бюро печати УСЛОН, 1927. (Материалы СОК; вып. 14). Матвеев, Д.Н. Опытно-культурные начинания сельхоза УСЛОН//Соловецкие острова. 1926. 7. С. 105–108. Матвеев, Д.Н. Сельское хозяйство на Соловецких островах//Карело-Мурманский край. 1927. 5/6. С. 44–46. Матвеев, Д.Н. Научно-опытные условия в с.-х. Соловецких островов//Карело- Мурманский край. 1927. 7/8. С. 32–34. Рыбные и звериные промыслы Доильницын, В.П. Лов рыбы и зверя на Соловках//Соловецкое море. Архангельск; M., 2005. 4. С. 24–28. Опубл. по: Новые Соловки. 1926. 7 нояб. Захваткин, А. Новые орудия рыболовства на Белом море//Соловецкие острова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010