III. Приведем в заключение несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям: а) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду. Вот как об этом говорится в одной книге священного Писания: «Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов. 33, 14, 18). б) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимания на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверным и не подпасть опасности согрешить. в) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своей благодатью, т. е. от диавола. (Прот. Г. Дьяченко). Семнадцатый день Поучение 1-е. Преп. Зосима, Соловецкий чудотворец (О том, что иночество должно быть уважаемо) I. Npen. Зосима Соловецкий, память коего Св. Церковь совершает в настоящий день, был родом Новгородской области из села Толвуя, близ Онежского озера. От юности возлюбив иноческое житие, он отказался от супружества и искал уединенного места для жительства. По устроению Божию встретивши инока Германа, жившего (с преп. Савватием) на одном из Соловецких островов, Зосима узнал от него, что этот остров лежит на Белом море, на расстоянии двух дней плавания от берега, совершенно не населенный и только изредка в летнее время посещаемый рыбаками, в прочее же время недоступный по причине бурь и плавающих льдов. На этом острове и вознамерился преп. Зосима начать свое пустынное житие и упросил Германа довести его туда. Прибывши на остров, Зосима и Герман остановились близ одного озера, имеющего пресную воду и, построивши кущу, или шалаш, совершили всенощное бдение и молили Господа, да благословит их новое жительство. Утром. преп. Зосима, вышедши из кущи, был поражен необыкновенным светом, осиявшим место их остановки, и, поднявши взоры кверху, увидел на воздухе изображение великой и прекрасной церкви. Познав в этом видении Божие благоволение к предпринятому ими намерению, одинокие насельники пустынного острова, воодушевляемые примером подвизавшегося здесь прежде преп. Савватия, начали свое иноческое житие, пребывая в непрестанной молитве, в гладе и жажде, зиме и наготе, возделывая землю для своего пропитания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:31-32).    «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… — Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:9-10).    «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов.31:1). Средства борьбы со страстью    Главное средство борьбы со страстью блуда — целомудрие.    1) Воздерживайся от чрезмерного употребления пищи и вина. Прп. Иоанн Лествичник говорит: «Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — виновник чистоты» (Леств.14:5).     Многоядение и многоспание были причиной восстания блудной брани у инока: Брат был борим блудом и пошел к старцу, прося его, чтоб он помолился Богу об освобождении его от брани. Старец сжалился о брате и молился о нем Богу в продолжение семи дней. Когда на восьмой день брат, по данному ему приказанию, пришел к старцу, то старец спросил его: «Брат! Как твоя брань?» Он отвечал: «Отец! Мне нисколько не сделалось легче». Старец, услышав это, удивился. Ночью он начал опять молиться о брате. Тогда предстал ему диавол и сказал: «Поверь мне, старец, в первый день, когда ты стал молиться Богу за него, я тотчас отступил от него, но он имеет собственного беса и собственную брань от гортани и своего чрева; уж в этом я не виноват! Он сам себе причиняет брань тем, что ест, пьет и спит без меры, сколько хочет; по этой причине брань беспокоит его». (Еп. Игнатий. Отечник. С. 452. 33)».    2) Не пребывай в праздности, занимайся физической работой или трудом.    3) Одно из сильнейших способов борьбы с блудными помыслами — исповедь.     Многие подвиги: купанье в снегу, пребывание на холоде — не угасили сильной страсти подвижника, только исповедь перед старцем даровала ему покой: Соловецкий старец Наум рассказывал: «Раз привели ко мне женщину, желавшую поговорить со мной. Недолгой была моя беседа с посетительницей, но страстный помысел напал на меня и не давал мне покоя ни днем ни ночью, и при этом не день или два, а целых три месяца мучился я в борьбе с лютой страстью. Чего только я ни делал! Не помогали и купания снеговые. Однажды после вечернего правила я вышел за ограду полежать в снегу. На беду заперли за мной ворота. Что делать? Я побежал вокруг ограды ко вторым, к третьим монастырским вратам, — везде заперто. Побежал в кожевню, но там никто не жил. Я был в одном подряснике, и холод пронизывал меня до костей. Я едва дождался утра и чуть жив добрался до келии. Но страсть не утихала. Когда настал Филиппов пост, я пошел к духовнику, со слезами исповедал ему свое горе и принял епитимию; тогда только, благодатью Божьей, обрел я желаемый покой». (Соловецкий патерик. С. 163)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

  разделы   рассылка  распечатать Дмитрий Сладков, Саров Соловецкое искушение Или испытание согласием во имя наживы И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. Лк. 4, 3-4 Редакция Правой.ру обратилась ко мне с просьбой прокомментировать официальное заявление г-на М. Лопаткина, директора Соловецкого государственного музея-заповедника, распространенное 20 октября сего года ( www.museum.ru ). Руководство Соловецкой обители не раз приглашало меня быть представителем монастыря на различных встречах, семинарах, симпозиумах. Сегодня я говорю от себя лично – как мирянин, полноправный член Церкви, представитель православной общественности России. Официальное заявление г-на М. Лопаткина – интересный и показательный документ. Завершается оно значительной и весомой фразой: " Глубоко убежден, что будущее Соловков, как и будущее России – в согласии, а не в войне всех против всех " . Согласие, конечно, великая ценность. Но иногда оно означает безвольное подчинение. Иногда – соучастие. Есть в нашей русской традиции и многогласие, и даже несогласие, отнюдь не ведущее к войне всех против всех. Итак, согласие кого и с кем? И во имя чего? В официальном заявлении г-на М. Лопаткина все слова расставлены грамотно, политкорректно и весьма обтекаемо, оставляя широкое поле для дальнейших действий. Но очевидные достоинства этого документа не отменяют сказанного Спасителем: " По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного " (Матф. 7, 20-21). Наблюдая за развитием ситуации на Соловках последние пять лет, могу сказать следующее. Что нужно инокам в монастырских стенах? Спасать свои души, попутно вдыхая жизнь в мертвые здания: в храмах возносить соборное молитвословие ко Господу, в келлиях жить и соблюдать личное монашеское правило (по уставу Соловецкого монастыря каждый монах – в отдельной келлии), в трапезной трапезничать, в ризнице хранить облачения, в квасоварне варить квас, в просфорном корпусе печь просфоры, в монастырских гостиницах принимать паломников, в скитах затворяться для уединенной молитвы.

http://religare.ru/2_22553.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Ипатию (Голубеву), епископу Анадырскому и Чукотскому 21 августа 2018 г. 18:55 21 августа 2018 года, в праздник перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе  Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря . и возглавил хиротонию архимандрита Ипатия (Голубева) во епископа Анадырского и Чукотского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Ипатия на служение. Преосвященный епископ Ипатий! Премудрым действием Промысла Божия, явленного в решении Священного Синода, по молитвам архипастырей и чрез возложение на твою главу святительских рук, ныне ты был сопричтен сонму епископов нашей Церкви. Теперь тебе как апостольскому преемнику предстоит плодоносно трудиться в винограднике Христовом во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Сегодня ты принял особую благодать, потребную для достойного прохождения предстоящего поприща. Великолепие соборного служения Литургии, красота и гармония образов и звуков возносят твое сердце горé, преисполняя его духовной радостью в сей знаменательный для тебя день. Однако памятуй, что нынешнее торжество совершается Церковью не ради твоих заслуг, а потому не они — причина твоего вхождения в сонм архипастырей. Совершается оно ради насущной необходимости «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28), ибо нивы Божии «побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Посему как можно чаще приводи себе на ум слова Христа Спасителя, сказавшего Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16). Тебе немало уже довелось поработать Господеви: многие годы ты нес послушание в клире Новосибирской епархии, где приобрел ценные знания и опыт приходской жизни. Теперь тебе предстоит возделывать ниву Божию на восточном порубежье нашего Отечества, в Анадырской епархии, на пространствах вечной мерзлоты. Потщись же, чтобы огонь твоей веры, вкупе с пламенем ревности о славе Господней, не был остужен суровым климатом земель, лежащих вдоль побережий арктических морей. Дай Бог, чтобы твое молитвенное горение и душевное тепло, сердечная и никогда не угасающая забота о людях были самым убедительным проявлением силы твоей веры, ярким и зримым свидетельством того, что ни лютый холод, «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8:39).

http://patriarchia.ru/db/text/5255292.ht...

Да, они поддерживают, но дело вот в чем: в идеале они должны быть вовсе не нашими удачами. То есть не гордости нашей, не тщеславию нашему служить. Удачу мы должны видеть в том, что нам удалось, а вернее – что нам Бог дал – для других что-то доброе сделать, именно то, в чем люди нуждаются, им дать. А сами мы «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). Мне это понять помогла поэзия, то есть именно писание стихов – как ни странно это для кого-то звучит. Многие ведь привыкли видеть удачу, счастье литературного творчества – именно в успехе внешнем: в известности, «раскрученности», в тиражах, в престижных премиях… Я не лишена отнюдь ни гордости, как уже сказано, ни тщеславия, но всё же Бог помог мне каким-то образом понять, что все эти премии и тиражи можно отдать за счастье в глазах одного человека. Человека, которому ты, сочинитель, смог дать хотя бы и маленький, но – настоящего, чистого хлеба кусочек, хлеба поэзии. Любая работа сродни молитве, если ты несешь ее безропотно, до конца принимая собственную ситуацию Впустую потраченное время… Да, времени всегда жаль. Но ведь мы в любом – вот именно в любом – случае в силах сделать так, чтобы время наше напрасно не пропадало. Совсем ведь не обязательно судить об использовании нами времени по практическим, видимым результатам нашего труда, по тем самым удачам и победам. Наша удача, наше обретение могут оказаться иными, и гораздо более существенными, чем внешний успех. Ведь, как говорили соловецкие (думаю, не только соловецкие) монахи, работа – та же молитва . Полы ли ты моешь, дрова ли колешь, статью ли пишешь умную – работа твоя сродни молитве, если ты несешь ее безропотно, до конца принимая собственную ситуацию, отключив присущее нам нервное напряжение («Мог бы я и лучше это время провести, приятнее») и жалость к себе, если ты делаешь эту работу с радостью. «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Иисусу Христу», – так писал апостол Павел в Послании к Колоссянам (3: 23–24). Время такой работы – разве это потерянное время?

http://pravoslavie.ru/77006.html

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову»... Горе тому народу, у которого нет таких пророков. Впрочем позднее, как в других областях, так и в области этико-общественной личный героизм деятелей сменяется собирательною работою. Ныне в деле общественного благоустройства наука, общество, государство идут впереди народной религии. Так, у нас крепостное право отменено не религией, а литературными и государственными деятелями. Также улучшается дело судебное, тюремное. В исторических исследованиях по этим вопросам мы найдем яркие указания на отношение к ним религии. Как известно, в старину даже тюрьмы были при монастырях. Вот страничка из истории Соловецкой тюрьмы: «... Иноки исполняли свою печальную обязанность тюремщиков не только за страх, но и за совесть, и .... тяжело было положение людей, отданных под их власть: никаких указаний на облегчения и смягчения, всегда возможные со стороны администрации во всякой тюрьме, мы в Соловецкой обители не видим. Не встречается также нигде, хотя бы и самым слабым образом выраженного, желания представителей церкви снять с себя так несвойственную и противоречащую евангельскому учению обязанность»... Равным образом и в область брачной жизни, этой общественной ячейки, наука и разум вводят новые этические начала, которых не может не одобрить и религия. Я разумею те этические начала, которые вытекают из законов наследственности. «Оба пола, – пишет безбожный Дарвин, должны были бы воздерживаться от брака, если они в какой-либо степени страдают физическими или умственными недостатками. Но подобные желания относятся к области утопий и никогда не будут даже отчасти осуществлены в действительности до тех пор, пока законы наследственности не сделаются общеизвестными. Всякий, кто способствует достижению этой цели, оказывает большую пользу человечеству».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

     Продажность чиновников и господство мафии, разгул насилия и невиданное падение нравов - вот плоды нашего равнодушия. Всеобщая апатия и отсутствие идеалов, безответственность, безвластие и попрание всех законов: божеских и человеческих - вот цена наших нынешних " свобод " . Мы словно впали в религиозную и нравственную глухоту, слыша - не слышим. И не разумеем, что это к нам из глубины веков обращены разящие слова апостола Павла: " Говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их " (Еф. 4: 17-18).      Достойны ли мы ныне называться соотечественниками пламенных ревнителей православного благочестия и российского духовного величия - сонмов подвижников Соловецких, Печерских, Троицких; святых благоверных князей Владимира Крестителя, Александра Невского, Димитрия Донского; солнца русской святости - преподобного Сергия Радонежского; стойкого патриота священномученика патриарха Гермогена; ревностного обличителя вредоносных ересей Иосифа Волоцкого и прочих великих единоплеменников наших?      Неужели семьдесят лет сатанинского богоборчества, ужасы резни, учиненной в России изуверами-христопродавцами, превратили нас в безгласных и малодушных себялюбцев, безразличных к собственному спасению, благу народа и судьбе Отечества?      Покаемся же - и теплой, сердечной молитвой испросим у Господа сил для стояния во истине и беззаветного служения ей! Знает Сердцеведец Бог, сколь тяжел русский крест, сколь коварен враг, сколь лют и несносен дух уныния, нашептывающий нам: " Погибла Святая Русь! Умерло былое благочестие в народе русском, померкла державная мощь России! " Не верьте ему, братия и сестры, - он лжет! С Божией помощью - управим маловерные сердца наши, отвечая супротивным силам словами Священного Писания: " Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! " (Ис. 8:10).      С нами Бог - помним ли мы об этом, русские люди? Разумеем ли, что сие не повод для гордыни и возношения, но великий дар, ответ за который держать России в последний день на Страшном суде Христовом?

http://zavet.ru/book/ioanns06.htm

    … Теперь у меня было много вопросов к В-скому. На некоторые из них он ответил. Про другие сказал, что их я должен задать священнику. Но как я мог это сделать, если не знал ни одного священника? Да и сомневался: станет ли кто-то из них разговаривать с незнакомым человеком, вполне способным оказаться доносчиком? С чужаком, да вдобавок ещё и атеистом? И я всю жизнь благодарен покойному В-скому, что он нашёл такого священника. Несколько дней спустя он сказал, что нас ждёт к себе Владыка Пётр. Как я уже упоминал, он знал его ещё по Нижнему Новгороду. В то время тот работал счетоводом на складе ‘и жил при нём вместе с другим заключённым, тоже из архиереев. Туда и приходили к нему все, кто желал его видеть и побеседовать с ним. Сейчас я понимаю, что с его стороны это было очень рискованно, ведь задушевный собеседник и внимательный слушатель мог оказаться доносчиком, а что дальше — предположить нетрудно… Владыка Пётр не мог не знать этого. Но, как я уже говорил, он был и до конца остался пастырем, «полагающим душу за люди своя». :Как сейчас, помню ту полутёмную комнатушку, деревянный стол посредине, жестяные кружки с горячим чаем, даже блюдце с каким-то вареньем. Помимо нас, там было ещё несколько человек, кто с бородой и длинными волосами, кто — бритый. Кто-то уходил, но на смену ушедшим являлись другие. Не знаю, сколько времени прошло, пока, наконец, Владыка Пётр не заговорил со мной. Я задал ему свой самый главный вопрос, без ответа на который всё остальное просто не имело смысла. Как мне жить дальше, когда всё потеряно? Когда рукопись по медицине — труд всей моей жизни — безвозвратно пропала при обыске, а путь в науку мне теперь навсегда заказан? :Когда после ареста родные поспешили отречься от меня? Когда я утратил всё, что имел. Так ради чего мне теперь жить? я не скрыл от него, что я — некрещёный и неверующий. И не надеялся, что он ответит мне. Но он ответил: — Нет, Яков Семёнович, хотя Вы и называете себя атеистом, на самом деле это не так. И Ваша душа ищет веры. А когда Вы её найдёте, то увидите, что не может человек утратить всё, когда с ним Бог — Источник жизни. Он и укажет, ради чего Вам следует жить.

http://pravmir.ru/tajna-vladyki-petra-po...

А ведь вкусить блага Царства Небесного, почувствовать, что такое радость Воскресения, почувствовать, что дает Христос людям, которые ищут Его, может человек только в ту меру, в какой он причастен к страданиям Христа. Поэтому пережившие концлагеря в 20–40е годы говорили, что они каждый день чувствовали присутствие Христа, видели множество святых, лежавших на нарах. Они видели это, потому что благодатью Божией это им было открыто. Например, в книге об отце Арсении об этом пишется, в житии епископа Афанасия (Сахарова) описывается, в житиях Соловецких мучеников. Упование – начало спасения Назвать Бога Отцом можно только во Христе Разделявшие Крест Христов разделяли и необыкновенные плоды и радость Воскресения. Все это взаимосвязано. Вот что говорит пророк Исаия: «И узрит всякая плоть спасение Божье». Слава Господня явится, и она теснейшим образом связана с Крещением Христа в водах Иордана. Как сказано у апостола: «Перед именем Христовым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних». Все признают, что Он есть истинный Бог. Все ему поклонятся. Но для кого-то это будет поклонение подневольное, со скрежетом зубов – вопрос не в том, признает ли человек бытие Бога, ведь сказано же у апостола Иакова: «И бесы веруют и трепещут», но им сознание присутствия Бога радости не приносит; и люди однажды увидят, что Бог есть действительно Спаситель, Он спасает всех людей, – но только для тех, кто возлюбил Христа, явление Его во славе будет радостью. А для тех, кто не возлюбил Христа, а возлюбили тьму, грех, самих себя больше, чем Христа, для них это явление будет мучительным, ведь они не любят Того, Кто станет их Богом, станет Светом, наставляющим всякого человека, они будут от Него закрываться. Спасение Божие будет явлено всякой плоти, но это не означает, что нет вечных мучений. Ключ к вечным мучениям, как и ключ к Царству Небесному, внутри каждого человека. Все зависит от того, как он относится к Христу, Который возлюбил его до смерти крестной. И последний отрывок, который сегодня мне хотелось бы просто прочитать – очень часто, не сумев осилить Книгу пророка Исаии, люди не знают об этом проникновенном пророчестве. Оно утешает, вдохновляет и помогает открыть бездны премудрости Божией в отношении народов и каждого человека. Это глава 63–64, маленький отрывок. Пророк Исаия говорит: «Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? Благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet?fu...

А о том, как и почему следует поклоняться святым иконам и прочим Божественным и освященным вещам, ты найдешь достаточно объяснений в вышеписанном втором слове . Узнай же истину и о том, что следует Единому Богу служить — и как подобает ныне служить Ему Единому: не бессловесными жертвами, как иудеи и эллины, но прежде всего сохранять веру невредимой и чистой, как обещал при крещении во Отца и Сына и Святого Духа, и дела, которые обещал Христу, творить, — и со страхом и любовью соблюдай это. Какие же дела должен ты творить? — Послушай. Прежде всего “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим”(Лк. 10, 27.), и да не отлучит тебя от любви этой “ни смерть, ни жизнь… ни настоящее, ни будущее”(Рим. 8, 38.). Постарайся сделать все обычаи свои и нравы и дела угодными Ему, будь праведным (В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки и далее следует: “правдивым, целомудренным, мужественным”.), мудрым, утешителем скорбящих, питателем нищих, принимай странников, защищай обижаемых, будь благоговейным в общении с Богом и приветливым с людьми, терпеливым в напастях, не досаждай, будь щедр, милостив, в ответах сладок, кроток, не желай славы, не будь лицемерным, но будь чадом Евангелия, сыном воскресения, наследником жизни, не златолюбцем, не осуждающим, а часто молящимся, скорбящим о грехах, веселящимся о Боге, алчущим, жаждущим, смиренным, долу поникшим, умом же к Небу простирающимся. Поступь имей кроткую, голос умеренный, слово благочинное, ешь и пей неспешно. При старших молчи, более мудрых слушай, превосходящим тебя повинуйся, к равным тебе и к меньшим имей любовь нелицемерную, от злого и плотского и от угождения плоти отвращайся. Говори мало, больше думай и не произноси дерзких слов, не излишествуй в беседе, не дерзай смеяться, украшайся стыдливостью. Работай руками, за все благодари, терпи, со всеми будь смиренным, блюди сердце от помышлений лукавых. Не живи как ленивые, но стремись жить как святые. Радуйся вместе с поступающими добродетельно, а не завидуй; плачь о согрешающих, а не осуждай: у них есть свой Судия, Который воздаст каждому по делам его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010