И если будет у тебя недостаток в пище, то ты ешь эти хлебы, муку и масло; а мы, если Бог повелит, вернемся к тебе через некоторое время». Старец же, терпя голод долгое время, ожидал тех мужей, но они не пришли. И понял он милосердие Божие, что это было послано ему Богом, и прославил Человеколюбца Господа за всю милость Его, ибо не презрел раба своего, уповающего на Него. Спустя некоторое время пришла весна, и приплыл с побережья старец Герман, а с ним – человек по имени Марк, был он искусен в рыбной ловле, и привез с собой много рыбных запасов и иные припасы для нужд монастыря; ибо был он весьма опытен в этом деле. Через небольшое время пристали к острову люди, и с ними был инок по имени Феодосий. Пришел он к преподобному Зосиме и хотел жить вместе с ним на острове, имел же он священнический сан. Святой принял его с усердием – и прославил Бога в великой радости, что удостоил его жить вместе с братией. И, по повелению преподобного, постриг (Феодосий) вышеназванного Марка в иноческий образ и нарек имя ему – Макарий. Потом и многие иноки стали приходить к нему на остров, желая жить вместе с ним для Господа. Святой же принимал их с радостною душою и молился: «Владыко Господи, призри с неба, увидь и посети место это, которое создала десница Твоя!» И начали рубить деревья и строить келии. Потом построил он небольшую церковку, и пристроил к ней малую трапезную, – на том месте, где видел лучи неизъяснимого света и церковь на воздухе. И назвал церковь во имя святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Потом посоветовался с братией и послал одного из старцев в Великий Новгород к преосвященному архиепископу Ионе, чтобы получил у него благословение и испросил антиминс и святыни церковные для освящения храма, да попросил им игумена, чтобы освятил церковь и опекал братию. Один же из братии быстро собрался по благословению святого и отправился в путь; и благополучным было его путешествие по морю, по рекам и по озерам, молитвами преподобного Зосимы. И вскоре приходит он в преславный Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И обратился к нему Герман, тот старец, что пришел вместе с ним на остров Соловецкий: «Отче, не прогневайся на меня за то, о чем я тебя спрошу». Отвечал же Зосима: «Спрашивай о полезном». И сказал ему Герман: «Отче, почему ты во время обеда, посмотрев на сидящих, сразу взором поник и, взглянув на них снова, вновь глаза опустил и в третий раз то же сделал – и, покачав головой и вздохнув, прослезился и к еде не притронулся больше, хотя многое тебе предлагали?» Ответил ему блаженный: «Чадо, «трудного просишь», но если дал тебе Бог дерзновение об этом спросить, то и я от тебя не скрою непостижимых судеб Его, которые сбудутся во время свое. Но никому не говори об этом, пока не исполнится Божия воля. Видел я шестерых мужей, сидевших во главе этой трапезы, без голов. Видел это и сильно был изумлен и не мог ни пить, ни есть от такого ужасного зрелища. Никому же не говори о том, что я тебе рассказал!» ...Слышал я это от учеников святого. Но, желая узнать обо всем достоверно, расспросил еще старца Пахомия. И рассказал он все так же, как и ученики говорили, а я все точно записал. Вернулись же Зосима с братией в свой монастырь на Соловки. А через несколько лет пристали купцы к острову и рассказали блаженному, как пришел к Новгороду благоверный великий князь Иван Васильевич 318 , самодержец всея Руси, со всею своею братиею и служащими ему царями и князьями татарскими и со всею силою. Собрал он на Великий Новгород войско неисчислимое и стал с ним в Руссе. И послал, по совету братии, двух воевод на Шелонь. Встретили их новгородцы со многою силою и дали сражение воеводам великого князя. И разбили те новгородцев, и взяли шестерых их старших бояр, а множество иных привели к великому князю. Он же одних в Москву отослал, а других покарал, чтобы и все прочие его страшились. А шестерым боярам: Дмитрию Исакову, Губе-Селезневу, Киприану Арзубьеву и иным трем – великий князь повелел отрубить головы. И возвратился в Москву. А через несколько лет снова пришел в Новгород «для осмотра». И забрал все, что с давних пор было вложено в великую церковь Святой Софии еще великим князем Ярославом Владимировичем и даже прежде его правления. И взял сокровища из всех городских церквей и казны из боярских домов. Владыку Феофила и всех знатных новгородцев с их женами и детьми в Москву свел, а боярыню Марфу и сына Феодора, с дочерьми и внуками, отослал в Нижний Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И погибли все семь вместе, быв умерщвлены в первые дни жатвы ячменя. Тогда Рицпа сделала себе шатер на той горе и сидела от начала жатвы до того времени, когда полились дожди, и не допускала касаться тел повешенных ни птицам небесным днем, ни зверям полевым ночью. Когда донесли Давиду о таком поступке Рицпы, тогда он пошел к жителям Иависа Галаадского и взял y них кости Саула и кости Ионафана, сына его, тайно взятые ими с того места, где были повешены Филистимлянами, когда Филистимляне убили Саула в Гелвуе. И перенес Давид оттуда кости Саула и кости Ионафана, сына его, а также были собраны и кости повешенных (на солнце), и погребены все в земле Вениаминовой во гробе Киса, отца Саулова. После того Бог умилостивился над страною ( 2Цар.21 ). Такой пример женщины, вразумившей царя Давида почтить смертные останки близких ему людей, доказывает ту истину, что такое почитание коренится в духовной природе человека и есть дело общечеловеческое. Оно есть выражение любви к памяти близких сердцу умерших родственников и друзей, и изъявление благодарности и уважения к отжившим благодетелям – предкам, достойным вечной памяти потомства. Оно существовало и существует почти y всех народов, только выражается y каждого народа своеобразно. К этим естественным причинам присоединяются еще религиозные верования как y христиан, так и y язычников, и, наконец сверхъестественные действия благодати Божией, сообщающей тленному человеческому естеству нетленность, и дарующей нетленным мощам силу подавать исцеления тем, кто с глубокою верою прикасается к ним. Такие нетленные останки святых, – мощи, – обыкновенно признаются святыми и служат предметом всеобщего поклонения. Мы не будем распространяться о естественных побуждениях к почитанию человеческих останков, что всякому довольно известно из собственного опыта, умолчим и о верованиях язычества, как о предмете излишнем для церковного собеседования; скажем несколько слов о нашем христианском вероучении, на основании которого воздается нами должная почесть телам усопших отцов и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

И, скрежеща зубами, пришли нечистые духи к Зосиме. Одни из них в змей обратились, другие – в различных зверей, ящериц и скорпионов и прочих гадов, ползающих по земле. И все вместе на него устремились. Раб же божий Зосима нисколько их не испугался и не устрашился наглости их и коварства, но сказал им: «О злая вражья немощь, если имеете на меня власть от Бога, делайте что хотите! Если же нет, то напрасно трудитесь, ибо ничем от любви Христовой меня отлучить не сможете!» И, осенив себя непобедимым оружием – знамением животворящего креста, начал читать: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его и да бежат от лица Его все ненавидящие Его! Так, как исчезает дым, да исчезнут!» 308 – и вся вражия сила исчезла. Святой же, воздев к небу руки, возгласил: «Боже вечный, Царь безначальный, Создатель всего мира! Молю Тебя, раб Твой, избавь меня из уст пагубного змея, алчущего пожрать меня и заживо в ад свести, и сохрани от всякого коварства человекоубийцы-дьявола! И заступлением святых Твоих направь меня по пути, которым достигну единения веры и разумения Единосущной Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков! Аминь». И с тех пор преподобный Зосима получил власть над нечистыми духами. Прошло немного времени, и стал он испытывать нужду в пище. Это его немного заботило, но потом возложил он упование на Господа Бога, говоря в сердце своем: «Возложи на Господа печаль твою, и Он тебя напитает во веки» 309 . И в скором времени, когда молился он в келье своей, пришли к нему два мужа, светлые образом, и влачили за собой сани, полные хлеба, муки и масла. И сотворив молитву, и получив у преподобного благословение, сказали ему: «Возьми у нас, господине отче, хлеб, и муку, и масло и оставь у себя. А мы, если Бог повелит, через некоторое время вернемся к тебе». Старец же голодал в течение долгого времени, ожидая мужей тех. Но они так и не пришли. И тогда понял он милосердие Божие, пославшего ему пропитание. И прославил он Человеколюбца Бога за всю милость Его, что не презрел раба своего, на Него уповающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, братие, не со злорадством, не с осуждением, не с пренебрежением, не с укорением и не с ненавистью мы должны относиться к грешникам погибающим, а с состраданием, любовью и кротостью и должны возливать бальзам милосердия на их раны греховные. Мы привели вам пример из жизни святого Апостола. Вникните же в отношение последнего к погибавшему. Иоанн жертвует собою и входит в вертеп разбойников, чтобы спасти грешника; он обращается к нему, как самая сердобольная любящая мать к своему милому, дорогому дитяти; он плачет с ним. И что же? И видим, что доброе отношение к грешнику приносит и добрые плоды. Грешник побеждён любовью Апостола и снова возвращён в стадо Христово. Ввиду этого, как поступил Иоанн по отношению к погибавшему, так должны поступать и все мы. Должны поступать с одной стороны и по любви христианской, которая должна быть всеобъемлюща, а с другой, пожалуй, для пользы нам же самим. Знайте, братие, что как велико несчастие человека, который грешит; так же и велика добродетель того, кто отвратит его от греха. Слушайте, что говорит Апостол Иаков. «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Аминь. 27-й день 28. На пиршествах не должно забываться (Из жизни преподобного Зосимы Соловецкого, чудотворца. Чет. Мин. сент. 27) Многие из христиан, когда бывают на пирах или на званых обедах и ужинах, тогда совершенно забываются. Разгорячённые вином и заражённые общим весельем, они предаются или безумному смеху, или непристойным разговорам, или греховному ухаживанию за женщинами или заводят, наконец, друг с другом ссоры и распри. Это, братие, недостойно христиан. Хотя бы ты присутствовал на пиру, но никогда не забывайся; напротив же, постоянно помни, что, во-первых, ты христианин; во-вторых, что есть над тобою Бог всевидящий и правосудный, Который спросит у тебя отчёт не только в словах и делах, но и в мыслях твоих; а наконец, в-третьих, на пиру не забывай и того, что и у тебя, как и у каждого другого человека, смерть не за горами, а за плечами.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Как же тогда узнаем и тем более поверим,а наипаче осуществим Небесное Православие по Животворящему Духу Любви Моисеева Закона Божия?!. Это же Подвиг Веры Православного Сердца за гранью всего мыслимого и немыслимого на земле,но прекрасно видимого и понимаемого даже без веры на всё Открывающих Небесах! Это воистину Совершенная,Животворящая,Истинная,Православная Вера на уровне Чуда Божия!Святая Вера способная творить любые Чудеса Божии!Вера,рождающая Истинных,Православных Чудотворцев Божиих! Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский: " Россия вновь восстанет,когда в ней разгорится вера. " Ведь " без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно,чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть,и ищущим Его воздаёт. " (Евр.11:6) Таким образом,единственно истинный ключ к Воскресению Погребённой во Втором,Соловецком Гробе Распятой России Успенской Богородицы-это Истинная,Огненная,Православная Вера,основанная на Истинном,Небесном,Открытом,Ясном,Православном Знании или Понимании самой себя!То есть имеющую высшую цель,смысл и предназначение на земле,выражающуюся в стяжании Святого Духа по Закону Божию,домостроительствующего Новый,Истинный Православный Храм Спасения!Аллилуиа!Аминь! Райская Рыбка 2017/08/20, 23:15:29 +++Господи,отвали Камень со Гроба Соловецкого+++ " Ибо кто возвышает себя,тот унижен будет; а кто унижает себя,тот возвысится. Горе вам,книжники и фарисеи,лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.(...) Вожди слепые,оцеживающие комара,а верблюда поглащающие! " (Матф.23:12-13,24 и до конца чудной главы!) ...здесь говорится не о том,что нам,Слава Богу,итак давно известно,как бы не меркнуще устаревшем,а о том,что восходяще обновляющем,неизвестно!.. Ибо Распятая Святая Русь потрясающе пророчески повторяет Христов Путь всё исполнившего и открывшего,для единственно подлинного просвещения и спасения всего человечества греха и смерти,Святого Израиля! И как было при Всеучителе Христе,исполнившим на Кресте и с Чашей,Моисеев Закон Божий,так будет и с Распятой Всепросветительной Святой Русью,исполняющей всё тот же досточудный Моисеев Закон Божий в Таинственном Священнике Мелхиседековом,Иисусе Отчем,только уже в общецерковно-государственном масштабе!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=38&iid=257...

Когда будет образовано одно государство с единым правителем, наступит конец света. Это совершится внезапно. «Ибо он [последний день], как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» ( Лк.21:35 ). «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» ( 1Кор.15:51-52 ). Сейчас очень распространено убеждение, что Бог один, а веры разные. С этим можно согласиться. Однако это утверждение подразумевает идею тождественности по существу всех религий. Есть серьезные опасения, о которых писал православный подвижник в Америке иеромонах Серафим Роуз (†1982), что религии объединятся механически и в этом объединении исчезнет сотериологическая суть православия. Важным признаком конца света станет приход антихриста. Это будет «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… беззаконник… которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Фес.2:3-4, 8-10 ). «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Откр.13:5 ). Самый простой и очевидный признак явления антихриста дает преподобный Зосима Соловецкий: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это – антихрист» ; «…всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его… иудеи» . Святитель Игнатий Брянчанинов, говоря о причине принятия антихриста многими христианами, пишет: «Человеки… потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному… Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» . А. И. Осипов, опираясь на Священное Писание и святоотеческое Предание, делает следующий вывод: «При нем [антихристе] произойдет объединение всех государств мира в одно, во главе с ним как царем вселенной. Без сомнения, он будет торжественно помазан на царство главами всех Церквей и религий. Это «помазание», наряду с «чудесами», станет для язычествующих христиан одним из самых убедительных аргументов того, что этот царь мира и есть пришедший Христос» . Как-то на лекции профессор А. И. Осипов добавил по поводу «чудес», что в эти 3,5 года правления антихриста даже люди не будут умирать. Умирающие, например, смогут под аппаратами вести практически «растительный» образ жизни, но факт останется фактом – гробов не будет!

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Когда преподобный Савватий Соловецкий, живший на пустынном острове Белого моря, почувствовал приближение смерти, то прежде всего стал помышлять о том, чтобы ему причаститься Св. Таин, и усердно о том молил Господа. Затем на малой ладье переплыл на другой берег моря и тут, заметим, по особому смотрению Божию встретил игумена Нафанаила, шедшего с Пречистыми Тайнами в одно дальнее селение причастить больного. Савватий исповедался у него и затем сказал: «Поскольку приближается конец жизни моей, умоляю святыню твою сподобить меня Божественного Причащения». Нафанаил просил преподобного подождать до утра, но Савватий сказал еще: «Не отлагай, отче, до утра, ибо никто из нас не может сказать, что мы доживем до оного». Тогда игумен причастил преподобного, и сей после того в ту же ночь скончался. Верно ли же говорят беспоповцы, что св. отцы, жившие в пустынях, считали излишним Св. Причащение и умирали без него? Нет, несомненно, что и тут они также лгут. Итак, как видите, относительно Таинства Св. Причащения лгут раскольники-беспоповцы во всем. Лгут, уверяя, что теперь нет его под видом хлеба и вина, лгут, рассуждая, что Причащение можно заменить принесением Богу духа сокрушенного; лгут, наконец, и говоря, что святые, жившие в пустынях, считали излишним Св. Причащение и умирали без него. Что из этого теперь следует для вас, братие? То, что если вы теперь знаете, что Св. Причащение под видом хлеба и вина и теперь есть, и пребудет до скончания мира; если вы знаете, что его ничем заменить нельзя, и если, наконец, знаете и то, что и святые, жившие в пустынях, считали его необходимым для себя; то и должны вы отселе бредней раскольнических об этом Таинстве, да и ни о чем другом, не слушать и приступать к Св. Причащению неопустительно. Почему? Потому что без него спастись нельзя, как и говорит Спаситель: «...Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Поэтому и поступайте так, как учит нас Спаситель, а не как рассуждают ваши учители непризванные, и сами погибающие без Причащения, и ведущие за собою в погибель и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Кто из вас не жалуется на разруху и экономическую, и финансовую, и в путях сообщения. Всё минуется. Дружными усилиями народа — всё можно поправить. Но кто исправит нравственную разруху человеческих душ и, главное, кто даст силы исцелить её, кроме Христа? Ведь недостаточно только обличать. Нельзя же всё бить, и бить, и бить. Надо протянуть руку и поднять утопающего. Это сделать может один Христос. К Иоанну Крестителю в пустыню стекалось множество народа со всей Иудеи. Он учил их и готовил путь ко Христу. И ныне невидимой рукой своею собирает он нас в храм. Наши лица обращены к Христу: " паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца " … Но как некогда, так и ныне, чтобы достойно встретить Христа, надо исполнить слова пророка: " У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же " . Не клевещите… Никого не обижайте… Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… " Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния " . Аминь.     21 января 1922 г. Произнесено в храме Преображения во Спасском за всенощной (на день мученической кончины св. Филиппа, митрополита Московского) Всенощная была совершена по чину Успенского собора Святейшим Патриархом Тихоном и митрополитом Крутицким Евсевием. Сослужили: протопресвитер Н. А. Любимов, протоиереи Пшеничников, Вишняков, Пятикрестовский, Заозерский, Благовещенский, Орлов, Ермонский, игумен Иоанникий, священники Берёзкин, Покровский, Свенцицкий, Мерцалов, Ярошевский, Светинский, великий архидиакон Розов, протодиаконы: Ризоположенский, Тулузаков, Солнцев, Румянцев.   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Более трёхсот лет тому назад царский опричник Малюта Скуратов задушил святого митрополита Филиппа, заключённого в монастырской тюрьме. Ныне, совершая молитвенную память мученической его кончины, мы будем вспоминать великое дерзновение его архипастырского служения. Но, вспоминая подвиги его, можем ли мы не вспомнить и о той непроглядной тьме царствования Иоанна, среди которой Господь судил возжечься на Руси этому великому светочу Православной Церкви! " Никтоже может двема господинома работаты " (Мф. 6, 24) — никто не может служить двум господам — вот евангельские слова, решившие судьбу молодого царедворца, перед которым открывалась широкая дорога людской славы и земных почестей. Долгие годы колебалась его душа и в шумной придворной жизни тосковала о молитвенном уединении — служила " двум господам " . Здесь, в храме, благодатная сила Божественных слов осияла его разум, укрепила его волю — и он избрал себе Господина навсегда. Он вышел из храма и тайно, ни с кем не прощаясь, оставил Москву. Его влекло туда, на дальний Север, в Соловецкий монастырь, где и суждено было начать подвижническую жизнь смиренному иноку Филиппу…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Лежал он у гроба святого с третьего часа ночи до шести утра. Один же из братии, имея к нему сострадание, пришел в гробницу навестить больного. Дети же его сидели над ним. И сказал им инок: «Оставьте его и пойдите отдохните, не следует вам сидеть здесь». Сам же остался с больным и попытался завязать с ним разговор. Но тот только глаза приоткрыл и посмотрел по сторонам. Инок же показал ему на гроб преподобного, но тот только мычал в ответ, и речь его была непонятна. И ушел инок в келию, а его оставил одного. Немного спустя пришел он снова к гробнице. И, подойдя к двери, произнес молитву; больной же, сидевший внутри, ответил ему радостным голосом: «Аминь». Инок же поспешил войти – и увидел, что Никон сидит в ногах у гроба святого, в добром уме и полном здравии. И стал он расспрашивать Никона, как тот получил исцеление. Больной же ответил: «Чудотворец Зосима меня исцелил». И спросил его инок: как и каким образом? Он же рассказал: «Пришло множество бесов, и учинили страшный шум в том месте, где я лежал. И стали поднимать стену гробницы, желая меня отсюда похитить. И кричали страшными голосами. Другие же тащили меня, поддевая крючьями. И каждый хотел поглотить меня, скрежеща зубами. И услышал я голос из гроба преподобного, подзывавшего меня к себе; и сказал мне: „Приблизься ко мне и не страшись их угроз!” Я же ответил: „Не могу, господин мой, приподняться!” А он сказал: „Опирайся руками и ногами – и Бог поможет тебе”. И я с трудом встал и приполз ко гробу святого. Он же обнял меня, и посадил здесь, и сказал: „Бог помиловал тебя – за то, что ты к нам обратился; впредь не бойся их угроз и больше их не увидишь”». Пересказал Никон иноку и бесовские речи: «Когда отнял меня у них преподобный, тогда стали они винить того беса, который меня мучил и от которого избавил меня Господь по молитвам чудотворца Зосимы. „Зачем, – говорили они, – окаянный, пустил ты его сюда к противнику нашему? Разве не знаешь, сколько зла нам творит! Почему не поразил его там, и тогда не ушел бы из рук наших? Ведь был он отдан отцу нашему сатане!” Он же отвечал им: „Уж измучил я его изрядно, но не знаю, как он ускользнул от меня!”»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010