Л. 130; посл. треть XVII в.); «Григорий подобием изчерна надсед, брада аки Димитрия Прилуцкаго, ризы монашеския; Кассиан подобием надсед, брада подоле Николины, проста, власы на главе с ушей, кудряв, ризы монашеския» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 59); «Григорий надсед, брада проста Николина, власы толсты, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 107); «Григорий сед и мало плешив, брада аки у Димитрия чудотворца, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 213 об., 20-е гг. XIX в.). Изображения Г. и К. обычно рядом встречаются на неск. иконах Спаса Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих Вологодских святых XVIII-XIX вв., напр. на образе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (ВГИАХМЗ). 2 подписных произведения этого извода - икона 1778 г. из кафедрального Троицкого собора Архангельска (АМИИ), к-рую исполнил «Лазарь Климов Ершов со товарищи», и образ 1779 г. работы вологодских мастеров Димитрия Сумарокова и его сына Ивана из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ) - созданы по единому иконографическому образцу, близки по стилистике, что выразилось не только в подборе и типах святых, но и в элементах декора и пейзажа (возможно, Сумароковы работали в артели Л. К. Ершова). Г. изображен справа в 3-м ряду сверху, рядом с К., облачен в вишневую мантию, охристый подризник, куколь опущен на плечи; правой рукой он придерживает параман, левая - в молении перед грудью. У преподобного окладистая борода до середины груди с разделкой на пряди и короткие волнистые волосы шапкой, обрамляющие широкий лоб. К.- в мантии холодного оттенка, с русыми волосами и средней величины бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. На аналогичных иконах 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде и нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ) Г. имеет широкую прямую бороду и короткие волосы, руки подняты в молении, у К. борода короче, руки - в молитве или скрещены на груди.

http://pravenc.ru/text/166842.html

На иконах Радонежских святых (учеников прп. Сергия Радонежского) изображения И. не обнаружены. В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 9 окт. облик И. соотносится с внешностью прп. Никона Радонежского: «Сед, брада проста, поуже и покороче Никоновы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 45 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 135). В росписях нек-рых храмов Троице-Сергиевой лавры образ И., трактованный в живописной светотеневой манере, помещен в ряду изображений Радонежских святых. Так, его полуфигура в небольшом повороте влево, в монашеской мантии и зеленой с розовым епитрахили (правая рука на груди, на левой, раскрытой ладонью - четки) находится в верхнем регистре стенописи алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?), поновления - 1871, 1947). И. представлен старцем с высоким лбом с залысинами, со впалыми щеками, с длинными волнистыми волосами до плеч и с окладистой, разделенной на пряди седой бородой; подпись: «Св. преп. Ucaakiй молчальникъ». Человеком средних лет (небольшая борода с проседью, волосы на прямой пробор) И. изображен вместе с прп. Василием Сухим на одном из оконных откосов сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления XX в.). Святой облачен в рясу и мантию, правая рука на груди, левая, с четками на запястье, отведена в сторону. И. был написан среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в монументальной композиции «Построение Троице-Сергиевой лавры» на юж. стене в сев.-зап. части храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996П. С. 83). В иконописи XX в. изображения И. встречаются в произведениях, созданных мон. Иулианией (Соколовой) в древнерус. стилистике, напр. на одной из икон нач. 50-х гг. XX в., размещенных на столбиках сени над ракой св. мощей прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора ТСЛ ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 138). И. написан в рост, в розовой рясе, коричневой мантии и синей схиме, голова не покрыта и склонена влево, борода прямая, с легкой проседью; перстом десницы он указывает на развернутый вверх свиток в левой руке (надпись: «Благоразмное мoлчahie есть матерь молитвы» - цитата из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника).

http://pravenc.ru/text/674764.html

Ист.: Патерик Киевского Печерского монастыря. К., 1661; Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911; Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 373; Описание Киево-Печерской лавры. С. 289; Минея (МП). Февраль. С. 761; Октябрь. С. 24; Сентябрь. С. 716-730. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 55-56; Филарет (Гумилевский). РСв. Октябрь. С. 251-252; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 329; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. С. 47-50. Е. А. Лопухина Иконография. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. З. сказано: «Надсед, брада доле Николиной, проста, на главе клабук черной, риза преподобническая, испод лазорь, обе руки сложил, держит у сердца, правою ногою стоит впрям» (БАН. Строг. 66. Л. 312, «правая страна», 30-й); в подлиннике 20-х гг. XIX в.: «Надсед, брада подоле немного Козмины, риза преподобническая, на плечах схима» (РНБ. Погод. 1931. Л. 53об.; 24 окт.). Одним из ранних сохранившихся изображений А. З. является гравюра мастера Илии с сюжетом «Видение прп. Арефы в болезни его» в цикле иллюстраций 1655-1660 гг., выполненных для издания Киево-Печерского Патерика 1661 г.: преподобный, одетый в подрясник, с повязкой на голове, возлежит на ложе, за к-рым сонм ангелов противостоит демонам, держащим развернутую хартию. Этот сюжет повторен Л. Тарасевичем в гравюре к изданию Патерика 1702 г. Имеется ряд единоличных изображений А. З.: на иконе XIX в. у раки преподобного в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ) - с характерными чертами лица и окладистой бородой, в монашеском одеянии, с куколем на голове, правой рукой опирается на посох, левую прижал к груди; иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) - в схиме и куколе, с седой бородой, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке (надпись: «Молю вы…»). В композиции «Древо Киево-Печерских святых», напр., на гравюре 1663-1676 гг. с подписью автора «Аким» (Нац. музей книги и книгопечатания Украины), А. З. представлен в лике преподобных в правой части композиции. Образ А. З. в монашеских одеждах с куколем на голове, без выраженных индивидуальных особенностей, помещен на иконах и эстампах «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в левой группе иноков, мощи к-рых почивают в Ближних (Антониевых) пещерах: на гравюрах кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, РГБ) - в 10-м ряду 1-м справа; на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры,- изображен средовеком, с надписью на нимбе: «Пр Арефа Чудотв»; на литографиях изд. А. Абрамова 1859 г. (ЦАК МДА) и 1862 г. (РГБ) - в 7-м ряду 3-м слева; на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ); на хромолитографии 1898 г. изд. Киево-Печерской лавры (РГБ) - прямолично, в 8-м ряду 2-м слева. Оплечное изображение А. З. без куколя, с длинными седыми волосами, в правой группе (за прп. Феодосием Киево-Печерским), во 2-м ряду, 2-м слева, имеется на литографиях изд. И. А. Голышева 1868 г. (ЦАК МДА) и 1874 г. (РГБ).

http://pravenc.ru/text/75914.html

Иконописные подлинники XVIII-XIX вв. под 24 февр. предписывают изображать Е. т. о.: «Подобием сед, брада аки Николина, попростее или покороче Сергиевой и поуже, ризы преподобническия, на главе схима, в руках четки, то есть лестовка» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 279; кр. вариант - ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 126 об., 30-е гг. XIX в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 75). Встречается описание внешнего облика Е. в клобуке, без схимы, «руце простерты» (РНБ. Погод. 1931. Л. 115 об., 20-е гг. XIX в.). Др. вариант отражает иконографию Е. в составе Собора Киево-Печерских святых: «Рус, брада Козмина, на главе клабук черн, риза преподобническая дичь, испод празелень, правая рука молебна, левою взял за край ризы левой страны» (БАН. Строг. 66. Л. 313 об., «правая страна», 42-й, кон. XVIII в.). В руководстве для иконописцев 1910 г. Е. «типом русский, стар, сед, с небольшою продолговатою бородой; одежды монашеския, на голове куколь. Ему можно писать хартию с надписью: Пойму тя чиста к себе, возлюбившаго благолепие дому Моего» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 192). Сохранилась икона XIX в. с ростовыми изображениями Е. и вмч. Георгия Победоносца (НКПИКЗ). Преподобный в клобуке, коричневой рясе и мантии, левая рука с четками прижата к груди, в правой руке книга. Большая композиция явления болящему Е. Божией Матери с Младенцем (в окружении ангельских сил и монахов) и преподобных Антония и Феодосия встречается в росписи братской трапезной Оптиной пуст. (кон. 50-х - нач. 70-х гг. XIX в., худож. В. П. Петров). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XII в. (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя образ Е. находился в юго-зап. части возле композиции «Крещение киевлян равноап. вел. кн. Владимиром» (худож. Д. Н. Мартынов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85).

http://pravenc.ru/text/190115.html

В 1921 г. Туруханский мон-рь был закрыт, незадолго до этого В. М. явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел сокрыть свои мощи в тайге. (Это предание было записано автором данной статьи в 1977 в Туруханске от горожанки, помнившей время, когда мощи В. М. почивали в Туруханском мон-ре; от мощей мученика некогда получил исцеление ее сын-младенец; саму же женщину в свое время оперировал живший в Туруханске в ссылке свт. Лука (Войно-Ясенецкий) ). В 1997 г. возобновилась иноческая жизнь в туруханском Свято-Троицком мон-ре (ранее, в 1990, начали совершаться богослужения в Троицком храме, действовавшем как приходской). По благословению Красноярского и Енисейского архиеп. Антония (Черемисова) в 1997 г. было проведено освидетельствование места в Троицкой ц., где прежде хранились мощи В. М., и были найдены фрагменты св. останков. Для обретенной святыни сделали раку, к-рая в наст. время находится в монастырском храме. Св. прав. Василий Мангазейский (крайний справа). Икона «Собор Сибирских святых» Ок. 1918 г. (ц. во имя Всех святых, на земле Российской просиявших. Новосибирск) Св. прав. Василий Мангазейский (крайний справа). Икона «Собор Сибирских святых» Ок. 1918 г. (ц. во имя Всех святых, на земле Российской просиявших. Новосибирск) Имя В. М. входит в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) , и в Собор Сибирских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по инициативе Омского и Тюменского еп. Максима (Крохи) . Иконография В XIX в. в Сибири были распространены иконы В. М., где он представлен юношей лет 19, в белой рубашке, на полях изображены сцены его мученической кончины (Пестов. С. 221-222). В Филимоновском иконописном подлиннике (XVIII в.) святой назван Сибирским чудотворцем, его память и описание облика даны под 16 марта: «Подобием млад, в рубашке; нецыи пишут в двух ризах, верхняя киноварная, исподняя голубая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 48). Также под 16 марта отмечен юный возраст В. М., его написания в мученических ризах или в рубашке в др. иконописных подлинниках (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 135 об., 30-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 126, 20-е гг. XIX в.). Иногда представлен молящимся на горе, над Туруханским мон-рем. Известны изображения святого в киевском Князь-Владимирском соборе, в храмах Вел. Новгорода, Москвы, Красноярска. В московском храме Воскресения Словущего хранится Абалакская икона Божией Матери с предстоящими прав. Симеоном Верхотурским, свт. Николаем Мирликийским, прп. Марией Египетской и В. М. Праведный отрок изображен также на иконе Собора Сибирских святых, написанной к первому празднованию Собора в 1984 г.

http://pravenc.ru/text/150815.html

Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Несмотря на то что местное почитание началось до XVIII в., изображений М. ранее XIX в. не обнаружено. В иконописном подлиннике содержится описание облика святого: «Сед, брада меньше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об., под 13 мая; 20-е гг. XIX в.). В ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого мон-ря в дер. Покровское Вологодской обл. справа от царских врат находится икона «Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие» (XIX в.) с гробницы этих святых. Преподобные изображены традиционно для надгробного портрета - в рост, с закрытыми глазами; М.- в центре. В отличие от святых Тарасия и Феодосия, руки к-рых сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, М. правой рукой благословляет, на приложенной к сердцу левой руке - лествица. Он изображен средовеком с темными вьющимися волосами, лежащими на плечах, и с короткой округлой бородой также без проседи, облачен в мантию, темную рясу, епитрахиль вишневого цвета. Образ М. не был включен в композицию икон Собора Вологодских святых до XIX в. Так, на иконе «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» (ВГИАХМЗ), написанной в 1778 г. московским иконописцем Лазарем Климовым Ершовым и мастерской, образ М. отсутствует. Тогда как на иконе кон. XIX в. «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми» (ц. св. Лазаря Четверодневного в Вологде) М. изображен крайним во 2-м ряду левой группы святых как седовласый старец, в коричневой мантии, в схиме, куколь опущен на плечи ( Рыбаков. 2014. Ил. 64). Образ М. входит в состав Собора Глушицких святых. Так, на изображении «Святые преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие» (опубл. в кн.: Филарет (Гумилевский). Жития святых. Окт. СПб., 1892. С. 133) М. изображен фронтально, с поднятой правой рукой и раскрытой ладонью, в опущенной левой - лествица, его голова не покрыта, борода короткая, щеки впалые; М. в мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ М. представлен в галерее русских святых работы художников иеродиаконов Паисия и Анатолия в ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., роспись поновлена в 70-х гг. ХХ в., ок. 2010), в группе с преподобными Тарасием Глушицким и Александром, игум. Куштским. М. первый в ряду изображен в профиль с чуть склоненной головой, с седой бородой клиновидной формы, на нем зеленые мантия и епитрахиль, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ И АНАСТАСИЯ ВАСИЛЕВСКИЕ (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в.?), прав. (пам. 26 мая). Место и время подвигов святых установить затруднительно из-за скудости сохранившихся сведений. В «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.) сказано: «Святый и праведный Гавриил и святая и праведная Анастасия, сестра бысть по плоти святому Гавриилу, Василевские чудотворцы» (С. 205). В нек-рых списках «Описания» время жизни святых обозначено условно под 7000 (1492) г. Со ссылкой на «древлеписменные месяцесловы» Г. и А. В. упоминаются как князь и княгиня «града Василева» в «Месяцеслове» и в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского (1807-1811; ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 13 об., 349-349 об.). Архиеп. Димитрий (Самбикин) предположительно отождествлял «град Василев» с г. Васильсурском (Василем, в 170 км от Н. Новгорода), основанным 1 сент. 1523 г., во время похода вел. кн. московского Василия III Иоанновича на Казань. Если это предположение верно, то время жизни святых можно отнести приблизительно ко 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. Судя по упоминаниям святых в «Описании о российских святых» и в «Иконописном подлиннике», к рубежу XVII-XVIII вв. существовало их местное почитание. Описания внешнего облика Г. и А. В. (изображения не сохр.) приводятся под 26 мая в неск. иконописных подлинниках XVIII-XIX вв., напр. в принадлежавшем С. Т. Большакову : «И память преподобнаго отца нашего князя Гавриила и сестры его Анастасии, Василевских чудотворцев, Гавриил сед, в схиме, брада Богословля, ризы преподобническия, Анастасия же аки Пятница» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 102). С нек-рыми вариантами текст повторяется в рукописях из собраний С. Г. Строганова , Г. Д. Филимонова , В. Н. Перетца ; в подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 162) добавлено: «Анастасия: на главе плат бел, риза киноварь, испод лазорь, руце молебны». Погрудное изображение А. В. в монашеском одеянии и куколе, с надписью на нимбе: «П[реподобная] Анастасия Василевска[я]» - помещено в группе преподобных и праведных жен (между прп. Анной Кашинской и прав. Иулианией Муромской) на прориси с иконы Собора рус. святых 1814 г., хранившейся в музее СПбДА ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463. 231; Т. 2. С. 79-80).

http://pravenc.ru/text/161359.html

Е. В. Крушельницкая Иконография Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого. 2012 г. Копия раки 1857 г. Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого. 2012 г. Копия раки 1857 г. Первые изображения М., очевидно, появились вскоре после его кончины, однако ни древних икон преподобного, ни сведений о них не сохранилось. В иконописном подлиннике внешность святого описывается скупо: «Надсед, брадою аки Савва Звенигородский, в схиме, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 54 (25 окт.)); он назван «иже на Тихвине реце Тверской чудотворец» (см: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165). Текст на свитке по др. подлиннику: «Се убо братия моя, по благодати Божии отходя света сего, предаю вас в руце Господни. Имейте во всем упование на Его и на Пресвятую Богородицу. Аз бо убо молитвами ея, еже желах от Господа да и восприях. Еще ныне телом хотя и отхожду от вас, но духом присно с вами. Кто из вас, живущих во обители сей, сего света отидет, аз имам Господа молитвами о упокоении души его [пропуск текста] предаде святую душу свою в руцех всех Бога. В лето от сотворения мира 7111, от Рождества Христова 1603 месяца марта в 1 день» (БАН. Плюшк. 11. Л. 9 (в особом разделе вне основного состава подлинника) (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165-166). Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Г. В. Гашев (Мартириев Зеленецкий мон-рь) Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Г. В. Гашев (Мартириев Зеленецкий мон-рь) Фигура преподобного, по сведениям источников XIX в., была помещена на лопатке малого проема св. ворот тихвинского Успенского мон-ря, расписанных иконописцем Родионом Сергиевым «с товарищи» (1662). Вероятно, изображение М. имелось в росписях Троицкого собора Зеленецкого мон-ря, исполненных новгородскими и тихвинскими иконниками (ок. 1684). Имп. Елизавета Петровна, посетив Зеленецкий мон-рь в 1747 г., приложилась к образу у гробницы чудотворца. Возможно, имеется в виду образ М. (хотя у гроба преподобного стояли 2 чтимых образа, называемые его келейными: икона Св.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († XVII в., Вильно), мч., Виленский (пам. 3 мая). Происхождение, время и место рождения П. неизвестны. Краткие биографические сведения о П. сохранились в иконописном подлиннике XVIII в.: «...святый новый мученик Павел, пострадавший за Христа от польскаго короля в Вильне» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53). Основываясь на этом тексте, еп. Димитрий (Самбикин ; впосл. архиепископ) предположил, что П. «был не простого, а княжеского или боярского рода» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 66). Не исключено, что кончина П. была связана с событиями русско-польск. войны 1654-1667 гг. Е. Е. Голубинский включил П. в число «усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 364). По данным кон. XIX - нач. XX в., П. не был канонизирован (РБС. Т. 18. С. 1). В оглавлении к изданию служебной Минеи РПЦ П. упоминается как мученик под 3 мая (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 486). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. С. 67; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 416; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 204; Макар. Симон. Синаксарь. М., 2011. Т. 4. С. 54. А. В. Кузьмин Иконография Изображения П. в наст. время неизвестны, однако он неоднократно упоминается под 3 мая в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. Его облик уподобляется внешности св. князя-страстотерпца Бориса, представленного на иконах средовеком: «…подобием рус, брадою, аки князь Борис, и ризами такожде» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53); «Рус, брадою аки князь Борис и ризами» (БАН. Строг. 66. Л. 108, кон. XVIII в.; см. также: РНБ. Погод. 1931. Л. 212 об., 20-е гг. XIX в.); «Рус, аки Борис князь» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 154 об., 30-е гг. XIX в.). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 189. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2581897.html

На заглавной иллюстрации, выполненной пером, в списке службы А. В. нач. XIX в. (СГИХМ. КП 1691/СТ 11. Л. 4об.) преподобный представлен старцем с бородой средней длины, в рост, в мантии и схиме, с поднятой для крестного знамения правой рукой, в левой - свиток с текстом: «              »,- на фоне Высоцкого мон-ря с Зачатьевским собором и колокольней; вверху, в сегменте неба,- образ Св. Троицы, слева - Зачатия Богородицы, справа - Покрова Божией Матери. В этой же рукописи имеется образ А. В. на заставке, вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, Афанасием Высоцким Старшим и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым) (л. 22об.); также цикл рисунков с изображением посмертных чудес А. В.: чудо на его погребении, посмертные явления преподобного со свечами, помощь святого Серпухову при нашествии «зловерных татар крымских». Рака с мощами прп. Афанасия Высоукого Младшего. Ц. Покрова Божией Матери в Высоцком Серпуховском мон-ре. Фотография 2002 г. Рака с мощами прп. Афанасия Высоукого Младшего. Ц. Покрова Божией Матери в Высоцком Серпуховском мон-ре. Фотография 2002 г. С юж. стороны надгробия А. В. в монастырской ц. во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (1878) было представлено чудо святого во время набега татар, сюжет повторен худож. В. Артемьевым в 90-х гг. XX в.: А. В. в схиме, восседая на коне, устремился на бегущих в страхе татар, в его правой руке крест, в левой - узда и посох; лик преподобного смуглый, обрамлен черной густой бородой. Очевидно, именно об облике А. В. в подлиннике 20-х гг. XIX в. сказано: «Лицем смугл, брада черна, велика и густа, аки у Василья Кесарийскаго, в схиме, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 36об.; 21 сент.). В 90-х гг. XX в., при восстановлении Высоцкого мон-ря, было создано неск. икон А. В., в основном в виде схимника-средовека со смуглым ликом и темной бородой, напр., образ с частицей мощей над ракой А. В. в Покровском храме обители - поясное изображение, в куколе, с посохом в левой руке; икона на крышке раки - в рост, со скрещенными на груди руками, закрытыми очами; настенное погрудное изображение святого работы худож. В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисусном чине иконостаса ц. во имя прп. Сергия Радонежского; ростовой образ А. В. в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора; икона святого с игуменским жезлом пред Ангельскими Силами, на фоне совр. вида мон-ря, с надписью из Акафиста: «Радуйся, пением неземным от святых небожителей сретенный».

http://pravenc.ru/text/76984.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010