Ист.: ПСРЛ. Т. 37; Описание о российских святых. С. 148. Лит.: Попов А. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря//Вологодские ЕВ. 1865. С. 15; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 258; Верюжский. Вологодские святые. С. 47-52; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 561; Голубинский. Канонизация святых. С. 142; Власов А. Н. Устюжская литература XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995. С. 34-38. А. Н. Власов Иконография Подлинники так описывают облик И. и М. под 15 или под 25 мая: «Иоанн сед, брада Богослова, не плешив, ризы прос[ты] Иоакимовы» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 165; см. также: РНБ. СПбДА. A.II.546. Л. 28 об.), к тому же тексту может быть добавлено: «...киноварь, испод голубец. А инде аки Иоаким Богоотец, брадою надсед, в рубашке, а Мария аки Иулита» (БАН. Строг. 66. Л. 110). О М. говорится: «...риза празелень, испод бакан, в правой руке крест, другая молебна» (РНБ. Погод. 1931. Л. 161). В 1683 г. в ц. Вознесения Господня в Вел. Устюге находилось 2 иконы И. и М.: одна «на гробнице святых, праведных Иоанна и Марии, писаны на краске», другая была выполнена на листовом золоте, «в облаце писан Спасов образ, а на Спасителеве образе и на Иоаннове и Марии венцы серебряные, басмяные золочены» ( Верюжский. Вологодские святые. С. 51-52). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 128. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/471227.html

Однако и жизнь этих святых имела сходные черты, оба избрали уединенное подвижничество: один - на острове, другой - в лесной пустыни, окруженной непроходимыми болотами. Образ прп. Нила Столобенского был не единственной отправной точкой в создании иконографии Н. В поздних иконописных подлинниках под 7 или 8 мая подчеркивается «подобие» Н. прп. Кириллу Белозерскому: «Сед, брада аки Кирила Белозерскаго, но у сего курчевата, ризы преподобническия, в руках свиток» (РНБ. СПбДА. A.II.54. Л. 27; сер. XIX в.), «Сед, брада Кирилы Белозерскаго, курчевата, ризы преподобническия» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 157 об.; 30-е гг. XIX в.). В Атласе изображений святых, изданном Г. В. Маркеловым, находится прорись кон. XVIII - нач. XIX в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 381. 189), сделанная, по мнению исследователя, с иконы Н. XVI в. Однако в каталоге прорисей, составленном М. В. Федосеевой, этот образ значится как «неизвестный преподобный - с иконы XVIII в.» (Там же. С. 632. 58). В правом верхнем углу листа карандашом надписано: «Препод. [Нил Сорский?]». Атрибуция принадлежит известному собирателю, знатоку и реставратору древнерус. живописи Ф. А. Каликину ( Басова. 2010. С. 15). На рисунке у Н. слегка раздвоенная борода с «курчеватыми» прядями на конце; образ поясной, прямоличный, куколь преподобного лежит на плечах, видны шнуры от аналава, крестообразно стягивающие подрясник. В руках преподобный держит развернутый свиток. Изображений Н., в к-рых узнаются черты прп. Кирилла Белозерского, известно немного. Напр., на миниатюре из сборника 90-х гг. XVII в. (из собрания А. С. Уварова, ГИМ. Увар. 107-1°. Л. 63 об.) святой представлен в монашеской мантии и схиме, с непокрытой головой. У него округлая борода, волнистые волосы, высокий лоб с характерными залысинами, как у прп. Кирилла Белозерского. В одном из иконописных подлинников под 2 авг. подчеркнуто сходство Н. со сщмч. Власием Севастийским: «Сед, власы густы, брада до пояса, доле Власиевы, раздвоилась, риза преподобническая, в руке свиток, в нем писано: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни»» (РНБ. Погод. 1931. Л. 198 об., 20-е гг. XIX в.), но подобные изображения святого с длинной бородой не обнаружены.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), иерей (?), Шенкурский. Подвизался в Шенкурске на р. Ваге. В «Описании о российских святых» о З. говорится: «Святый блаженный Захарий, Христа ради юродивый, в Шенкурском граде на Ваге реце, преставися в лето 7000 сентября 5 дня» (РНБ. Q.I.603. Л. 64; Мих. Q.351. Л. 37 об.; Q.532. Л. 214, все списки XVIII в.; ср.: Описание о российских святых. С. 146). Год кончины, очевидно, недописан; память З., вероятно, приурочена к дню памяти прор. Захарии . Память З. под 5 сент. отмечена также в старообрядческой рукописи нач. XIX в.- «Бабушкинских святцах» (БАН. Дружин. 131(164). Л. 7 об.), в «Алфавите российских чудотворцев» Ионы Керженского (ЯИАМЗ. Инв., 155544, 1807-1811 гг.), в иконописных подлинниках, в частности в рукописи 20-х гг. XIX в. под 5 сент., где облик З. уподоблен облику прор. Захарии: «на главе шапка» (РНБ. Погод. 1931. Л. 28 об., см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 110-111). Встречающаяся в литературе дата кончины З. (1325) не имеет оснований в источниках. Исследователи пытались определить время, когда жил святой (XV в.- Н. П. Барсуков , архиеп. Сергий (Спасский) , XVI в.- архим. Леонид (Кавелин) ), но их гипотезы неубедительны. Сщмч. Никодим (Кононов) в «Архангельском патерике» назвал прав. свящ. Захарию, сообщение о почтании к-рого в окрестностях Шенкурска было зафиксировано в XIX в. По преданию, в XVII в. в Слободско-Благовещенском приходе (центр - в с. Благовещенском, в 90 верстах от Шенкурска) новгородцы устроили ц. во имя прав. Захарии, бывшего приходского священника, мощи которого находились в этом храме, но впоследствии были утрачены во время пожара, поскольку один прихожанин не дал их вынести на том основании, что св. мощи сгореть не могут. Однако в описи Слободско-Благовещенского прихода 1781 г. приводятся сведения об освящении в приходе ряда храмов, в т. ч. в 1683 г. Преображенской ц. с приделом во имя прор. Захарии (Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 96-97). Т. о., в кон. XVII-XVIII в. следов почитания здесь свящ. Захарии не было.

http://pravenc.ru/text/182687.html

забрать, гробницу его разобрать и молебнов ему не служить. При Тверском архиеп. Григории (Постникове; 1831-1848) икону Н. и список с грамоты царя Феодора Алексеевича от 12 апр. 1676 г. передали в тверской кафедральный Преображенский собор. Вероятно, в связи с этим решением на иконах с изображением Собора Тверских святых Н. нет. Известно, что его изображения находились в близлежащих селах, напр. в с. Тутань. В с. Нектарьеве в пасхальные дни священники продолжали ходить по домам прихожан с малым образом Н., перед к-рым служили молебны прп. Нектарию Киево-Печерскому. Не исключено, что именно Н. (надпись в нимбе: «П Hekmapiu тверс»; погрудный образ в куколе, борода с проседью средней величины) изображен в правой группе преподобных в верхнем ряду на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Кроме того, преподобный с именем Нектарий (скорее всего тверской или бежецкий подвижник; средовек в черном клобуке с воскрилиями) показан в составе Собора российских чудотворцев на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). С 2001 г. по инициативе настоятеля тверского храма во имя блж. Ксении Петербургской свящ. Сергия Дмитриева в течение 5 дней, следующих за 1-м воскресеньем после 12 июня, по берегам р. Тьмы проходит крестный ход. На местах бывш. мон-рей его участниками поставлены поклонные кресты. В бывшей Нектариевой пуст. поклонный крест установили в 2008 г. Память Н. совершалась 3 апр., в день тезоименитства Нектария Киево-Печерского. В иконописных подлинниках XIX в. на этот день встречаются следующие указания на его внешность: «Сед аки Власий» (РНБ. Погод. 1931. Л. 135, 20-е гг. XIX в.); «Подобнем аки Савватий Соловецкий надсед» (РНБ. СПбДА. А II. 54. Л. 24, сер. XIX в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 175). В Месяцеслове архиеп. Димитрия (Самбикина) и др. агиографических справочниках память Н. записана под 7 апр. Святой канонизирован в составе Собора Тверских святых, празднование к-рому было установлено в 1979 г.

http://pravenc.ru/text/2564868.html

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д. Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

http://pravenc.ru/text/116056.html

Ист.: ПСРЛ. М., 2001р. Т. 1. Стб. 191-198; Т. 2. Стб. 182-189; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991р. С. 185-189; Описание о российских святых. С. 26; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 77-80. Лит.: СИСПРЦ. С. 24; Описание Киево-Печерской лавры. С. 105; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 226; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 18-19; Зверинский. Ч. 3. С. 188, 2135; yevskyj D. Studien zur russischen Hagiographie//Wiener Slavist. Jb. 1952. Bd. 2. S. 22-49; Müller L. Die Isakij-Erzählung der Nestor-Chronik//Orbis scriptus: FS f. D. Tschiewskij zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 560-571; он же (Мюллер Л.). Рассказ об Исакии и сказание «что ради зовется Печерский монастырь»//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 66-69; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962. С. 91, 278, 350; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 5-81; Козак Н. С. Лimonucha onobiдь про прп. Icakiя Печерника в kohmekcmi становлення «жumiя общого» в Kuebo-Neчepcьkiй oбumeлi//Moruляhcьki читання, 2000 року: Зб. наук. праць. К., 2001. С. 161-169; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах//Разыскания о рус. летописях. М., 2001. С. 319-321; Чернин С. Б. Повествовательная структура Слова о черноризце Исакии в составе ПВЛ//Вестн. Удмуртского ун-та. 2005. 7. С. 82-95. Ю. А. Артамонов Иконография Послушание прп. Исаакия Киево-Печерского в монастырской поварне. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 113) Послушание прп. Исаакия Киево-Печерского в монастырской поварне. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 113) Иконописные подлинники по-разному описывают облик И. Так, согласно Строгановскому подлиннику кон. XVIII в., он «сед или надсед, в схиме или клабуке черном, брада Сергиева, разсохата, ризы преподобническия, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 319 об., «левыя страны» 61-й). Выговский иконописный подлинник 3-й четв. XVIII в. дает краткую характеристику: «Сед, брада Зосимы Соловецкого» (РНБ. O.XIII.I. Л. 59 об., под 14 февр.); в подлиннике 20-х гг. XIX в. сказано: «Надсед, брада на конце поострее Никоновы, на плечах клобук, риза преподобническая, руки присовокупил к сердцу, и с лестовкой» (РНБ. Погод. 1931. Л. 111 об., под 14 февр.). В руководстве для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. внешность И. описана следующим образом: «...типа рускаго, телом очень худ от поста, волосы просты, борода средней величины, с большой проседью, во власянице, в убогой обуви и грубой убогой свите» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 185).

http://pravenc.ru/text/674768.html

А. В. Кузьмин Иконография Среди миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. в Голицынском томе встречается композиция с преставлением Е., к-рый облачен в фелонь и омофор, имеет средней величины бороду (РНБ. F. IV. 225. Л. 855). Очевидно, Е. изображен на иконах «Собор Ростовских чудотворцев» 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, см.: Вахрина В. И. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223), где представлены наряду с известными Ростовскими святыми и некоторые местночтимые святители. В более раннем произведении, где святые предстоят Владимирской иконе Божией Матери, святитель с именем Ефрем написан 3-м справа во 2-м ряду, за спиной свт. Григория Ростовского, вполоборота к центру, в синем подризнике, красной фелони с золотыми крестами, розовом омофоре и золотой митре. У Е. тонкие черты лица, волнистые волосы и немного сужающаяся борода средней величины, тронутая сединой, надпись на нимбе: «ст. Ефремъ еп(с)кп. рост.». На др. иконе образ Е. с небольшой волнистой бородой и седыми вьющимися волосами на прямой пробор помещен 2-м слева в 3-м ряду. Святой представлен в темной фелони с золотым орнаментом, в светло-розовом омофоре, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке, голова не покрыта. Не исключено, что здесь показан живший ранее Ефрем , еп. Суздальский (Ростовский), чей сан более соответствует надписи: «св. Ефремъ еписк.». Под 7 марта в иконописных подлинниках, в частности в рукописи 20-х гг. XIX в., встречается описание Е.: «Сед, брада немного подоле Сергиевы, на конце уже, риза святительска, амфор [омофор] и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 120 об., см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 110). Образ Е. включен в композицию русских подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/182081.html

четв. XVII-XIX в. предписывали изображать К. под 1 июля и 18 марта таким образом: «…подобием власы на главе кратки и русы, в полсед, тако же и брада проста до персей, на два косма, не вилась, в мантии, схима на плечах, рука благословящая» (БАН. Дружин. 975. Л. 29; см. также: ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 155 об.; РНБ. O.XIII.1. Л. 123 об.); «…подобием надсед, власы не с ушей, брада доле Сергиевы, мантия краткая, ряса зеленая» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; аналогичные описания: БАН. Строг. 66. Л. 120; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 179); «...подобием рус, власы на главе кратки и в полсед, такожде и брада проста на два косма, не вилась, в мантии. В житии его пишет сице: Образом аки Макарий Желтоводский, надсед, брада подоле его, на два косма распростреся, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 126 об.). Иконописные образы К. встречаются редко, происходят в основном из Каргополья. Известно, что в Челмогорской пуст. имелось несколько образов святого. В описи обители 1687 г. указано, что в ц. Богоявления «над гробницею икона пядница Кирила Чудотворца… да на гробнице икона Кирила Чудотворца» ( Докучаев-Басков. 1889. 7/8 С. 246). Согласно описи церковного имущества мон-ря 1888 г., в иконостасе этой церкви в местном ряду стояла икона преподобного «с венцом безпробнаго серебра весом двадцать золотников», а в приделе во имя К.- его местный образ в одном киоте с иконами Рождества Пресв. Богородицы и Воскресения Христова. Рака К. была из «красного дерева, с клеймами с трех сторон медными посеребренными. Икона на ней преподобного во весь рост, над нею Живоначальной Троицы, изображена красками на клее, венцы серебренные 84 пробы, на Живоначальной Троице 33 золотника и на преподобном 1 фунт. Сень над ракою преподобнаго столярной работы с резьбой, позолоченная червонным золотом. Подвесок зеленого цвета шерстяной материи, обшит бахромою апплике» (ГААО. Ф. 1514. Оп. 1. Д. 213. Л. 53, 55, 56 об. Опись церк. и ризничного имущества Ошевенского монастыря и приписных к нему пуст. 1888 г.; НАРК.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

90-х гг. XV в.//Междунар. связи России до XVII в. М., 1961. С. 310, 313, 320; Соколова Л. В. Житие Исидора Юрьевского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 284-285 [Библиогр.]; Турилов А. А. Псковские предшественники макариевских канонизационных Соборов//Церк. археология: Мат-лы 1-й Всерос. конф. Псков, 20-24 нояб. 1995 г. СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 24-27; Алексий (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 79-81; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Правосл. храмы С.-Петербурга, 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 51-53; Selart A. Der Dorpater Priestermartyrer Isidor u die Geschichte Alt-Livlands im 15. Jh.//Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1999. Bd. 48. S. 144-164; Берташ А. В. Церковь во имя сщмч. Исидора Юрьевского: Памятники истории и культуры С.-Петербурга: Исслед. и мат-лы. СПб., 2002. Вып. 6. С. 195-205; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исследов. и тексты. СПб., 2007. Т. 2. С. 353; Соколов Л. Знак богопризнания: Награды Эст. Правосл. Церкви МП//Мир Православия. Таллин, 2007. 11(116); Гладкова О. В. О славяно-русской агиографии: Очерки. М., 2008. С. 122-130; Костромин К. А., свящ. Свято-Исидоровская церковь сегодня и столетие назад//Коломенские чтения - 2008. Альманах. СПб., 2009. 3. С. 51-67. А. В. Кузьмин Иконография Под 7 янв. облик И. описывается в иконописных подлинниках следующим образом: «Сед, брада Власиева, на конце повилась, ризы поповские, бакан, оплечие вохра, испод лазорь, а прочих стоит толпа стары и русы и млади» (БАН. Строг. 66. Л. 71, кон. XVIII в.). Подобные описания с незначительными вариациями приводятся в др. подлинниках: в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 43), 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 93 об., с добавлением: «... власы с ушей…»), 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 109). В лицевом иконописном подлиннике посл. трети XIX в., воспроизводящем протограф XVII в. (РНБ. Вяз. Q. 154. Л. 95), помещен ростовой рисунок И. в виде старца в облачении священника (подризник, фелонь, епитрахиль), к-рый обеими руками придерживает у груди книгу.

http://pravenc.ru/text/674906.html

Литература Использованные материалы   Минея. Май, ч. 2, с. 455, .   Ключевский. Древнерус. жития. С. 91- 92   см.: Прохоров. 1988. С. 211   Клосс. 1998. Т. 1. С. 98   Наиболее ранний список - РНБ. Собр. Вяземского. 10, 1480 г.   РНБ. Солов. 1474/15. Л. 130-132   Конявская. 2007. С. 164.   Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 113-114   цит. по автографу Пахомия - РНБ. Соф. 1248. Л. 374   Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 116-117; Он же. О времени написания. 2003. С. 407-419   Клосс. Т. 1. С. 148   Шибаев. 2006. С. 53-58   РГБ. Ф. 304/1. 22   Лифшиц А. Л. О датировке Стихираря из б-ки Троице-Сергиевой лавры//Хризограф. М., 2003. Вып. 1. С. 96-101   Ныне разделен на 2 части - РГБ. Ф. 304/1. 33 и БАН. 17.11.4   РГБ. Ф. 304/1. 34   Клосс. Т. 1. С. 92-96   Критику атрибуции данного текста Епифания Премудрого см.: Антонова М. Ф. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго»: (Вопросы атрибуции и жанра)//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 140-154   Критику атрибуции данных текстов Епифания Премудрого см.: Конявская. 2007. С. 150-168, 299-300   Клосс. Т. 1. C. 91-128; Т. 2. C. 63-90; см. критику гипотезы: Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 117-127   Трофимова Н. В. Об использовании агиограф. стиля «плетения словес» в воинских повестях XV в.//Мир житий. М., 2002. С. 170-174; см. критику гипотезы: Конявская. 2007. С. 230, 246-248   Прохоров. Памятники переводной и русской литературы. XIV-XV вв. Л., 1987. С. 120   Клосс. 1998. Т. 1. С. 108-110   см., напр.: Прохоров. 1988. С. 218   РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 2-10   БАН. П I. А 38   Белоброва. 2005. С. 249   БАН. Строг. 66. Л. 155 об.   РНБ. Погод. 1931. Л. 117, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 107-108; см. также: Белоброва. 2005. С. 61   СПГИАХМЗ, см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18 Редакция текста от: 14.11.2021 11:30:41 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680742.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010