Ярославль, 2004. С. 16-17; он же. Надгробные комплексы Ростовских святых в XVII - нач. ХХ в.//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 443-475; он же. «Ростовские патерики» кон. XV-XVI вв.//ДРВМ. 2007. 3(29). С. 70-71; он же. Социальные функции Ростовских святых в XII-XVII вв.//ИЗ. 2008. Вып. 11(129). С. 75-93; он же. О почитании избранных рус. святых в Троице-Сергиевом мон-ре в посл. трети. XV - 1-й пол. XVI в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 6-й междунар. конф. Серг. П., 2010. С. 19-20; Карбасова Т. Б. Литературные источники Жития Кирилла Новоезерского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 332-365; Руди Т. Р. О топике житий юродивых//Там же. С. 443-484. О. В. Гладкова Иконография Свт. Иаков, прп. Авраамий и блж. Исидор Ростовские. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ЯИАМЗ) Свт. Иаков, прп. Авраамий и блж. Исидор Ростовские. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ЯИАМЗ) Изображения И. встречаются в иконописи, в книжной миниатюре и графике, в монументальных росписях храмов, на окладах Евангелия, в произведениях лицевого шитья, резьбы по дереву, ростовской финифти (живопись по эмали). Особенности иконографии И.- короткая борода, волосы длинные или короткие, одежда состоит из куска ткани, переброшенного через плечо так, что др. плечо и половина груди обнажены, ноги до колен и выше неприкрыты. Как правило, он представлен в молении, иногда в руке кочерга, реже крест. В иконописных подлинниках XVII-XIX вв. под 14 мая облик И. уподобляется внешности Спасителя, свт. Николая Чудотворца, вмч. Никиты или др. святых: «Рус, власы велики, брада Христова, плече правое наго, риза санкир» (2-я четв. XVII в.; РНБ. Соф. 1523. Л. 157); «Рус, брада аки Николы, власы велики, правое плечо наго, ризы санкирь, родом немчин» (посл. четв. XVII в.; ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 110); «Рус, брада Никиты, власы велики, правое плечо наго, в руце крест, ноги голы, риза санкирь едина, а в киевских листах Исидор млад, мученик» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 106 об.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 160 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 98; рис. на с. 151); «Рус, брада аки Козмина, власы с ушей, как у Фрола, в рубашке, бос» (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 59; под 4 нояб., назван юрьево-повольским юродивым); «Рус, брада аки Николина, власы велики, правое плечо наго, в руце крест, ноги голы» (40-е гг. XIX в.; ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 153). В рукописи XVIII в., принадлежавшей Г. Д. Филимонову , сказано: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика подоле, риза на нем едина раздранная серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 344-345).

http://pravenc.ru/text/674886.html

284. 305) он облачен в охристую рясу и близкую по тону светло-коричневую мантию ниже колен, синяя схима с крестами сдвинута набок, голова не покрыта. У преподобного средней величины борода, немного волнистая и сужающаяся книзу, и светло-русые волосы, вероятно с гуменцом, пальцы правой руки сложены в двуперстном благословении, в покровенной мантией левой руке - вертикально расположенный свиток. В наст. время из-за отсутствия точной даты не представляется возможным отождествить этот покров, приобретенный музеем в 1960 г., с одним из вкладов в Новоезерский мон-рь. Др. покров был создан в 1652 г. в мастерской царицы Марии Ильиничны Милославской и вложен в обитель ее отцом боярином И. Д. Милославским в память о родителях (ЧерМО). Тип лика К. близок к более ранним изображениям, фигура коренастая и немного сутулая, короткая коричневая мантия контрастирует с более светлым тоном рясы, благословение двуперстное, в левой руке - серый свиток, небольшие ступни ног широко расставлены. Над головой святого, как и на пелене, вышит образ Спаса Нерукотворного. Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. 1-я четв. XIX в. (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. 1-я четв. XIX в. (ВГИАХМЗ) В иконописных подлинниках под 4 февр. облик К. сравнивали с внешним видом святителей Василия Великого, Николая Чудотворца и прп. Александра Ошевенского. Так, в рукописи посл. четв. XVII в. сказано: «Образ аки Николая, брада поострее, надсед, в схиме, мантия коротка, ряска празелень, бос, в руках свиток, а в нем писано: «Божественным духом подвизаем»» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 74 об.; аналогичное описание с добавлением: «…брада менши Александра Ошевенскаго» - в ркп. 3-й четв. XVIII в., РНБ. O.XIII.1. Л. 56). В подлинниках кон. XVIII - 40-х гг. XIX в.: «…надсед, брада менши Василия Кесарийскаго, на плечах схима, в мантии малой, ряска празелень, бос, в руках свиток…» (РНБ. Погод. 1931. Л. 106; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 78 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 119 об.; Филимонов. Иконописный подлинник.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Феодосию Печерскому. Н. везде изображен как святитель - в клобуке и мантии с источниками. Отдельная миниатюра (Л. 110) иллюстрирует исполнившуюся молитву Н.: он припадает к ногам прп. Феодосия, и тут же они заключают друг друга в объятия, при этом Н., как и прп. Феодосий, показан с опущенным на плечи клобуком. От начальника обители Н. отличает лишь более короткая борода. На этой же миниатюре, за пределами церкви Киево-Печерского мон-ря, Н. показан уже как усопший: он лежит на одре в клобуке и мантии, над ним склоняются клирики и княжеские посланники. В сцене погребения (Л. 110 об.) Н. лежит в саркофаге в епископском облачении, фелони и омофоре, голова не покрыта (без нимба). Как чтимый святой, но в монашеских одеждах (в мантии, клобук - на плечах), с нимбом он представлен на миниатюре (Л. 111), иллюстрирующей посмертные наветы на Н., о к-ром «некии новгородцы» говорили, что он «истощил имение Святой Софии». Как апофеоз Н. выполнены миниатюры, где он в черном клобуке, с нимбом, в мантии с источниками, подняв руку, указывает на прекрасный храм - собор Св. Софии в Новгороде, на свинцовое покрытие к-рого он потратил средства кафедры (Л. 111 об.), или, сидя на престоле, раздает указания строителям и своим работникам кормить нищих (Л. 112). Согласно текстам иконописных подлинников, Н. изображали как старца, похожим по форме бороды на ап. Иоанна Богослова, в святительских ризах и шапке, с Евангелием; хотя отмечался высокий лоб, по плечам следовало писать спадающие волосы (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 144 об.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 315; Большаков. Подлинник иконописный. С. 87); растрепанную бороду (РНБ. О. XIII. 11. Л. 250 (в особом перечне святых без указания дня памяти); вместо шапки - митру (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 96 об.). В то же время можно было писать святого как преподобного (РНБ. Погод. 1931. Л. 136 об.). В Строгановском иконописном подлиннике в описании многофигурной композиции Собора Киево-Печерских святых указано изображать его в святительских одеждах, формой бороды он должен напоминать основателя Киево-Печерского мон-ря - прп.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

«Ростовские патерики» кон. XV-XVI в.//ДРВМ, 2007. 3(29). С. 70-71; он же. История интерьера Троицкого (Зачатьевского) собора Ростовского Яковлевского мон-ря//СРМ. Ростов, 2008. Вып. 17. С. 57-98; он же. Социальные функции ростовских святых в XII-XVII вв.//ИЗ. 2008. Вып. 11(129). С. 75-93; Стрельников С. В. Житие Иакова Ростовского//СККДР. Ч. 4. Доп. С. 384-385; Филарет (Гумилевский). РСв. М., 2008. С. 672-674. В. И. Вахрина, Э. П. Р. Иконография В иконописных подлинниках XVII-XIX вв. под 27 нояб. указаны особенности образа И.: «Сед, власы кудреват, на главе шапка» (2-я четв. XVII в.; РНБ. Соф. 1523. Л. 55 об.- описание дополнено оплечным рисунком пером); «сед, брада Богословля, в митре, риза святительска» (посл. четв. XVII в.; ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 38 об.); «в шапке, брада Богословля, седа, ризы святительские, амфор [омофор], Евангелие» (30-е гг. XIX в.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 92 об.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 202; Большаков. Подлинник иконописный. С. 53 - см. под 28 нояб.). Встречаются и др. варианты: «Сед, брада аки у Андрея Стратилата, в шапке, ризы святительския» (под 6 янв.); «сед, брада поменши Иоанна Богослова, на главе клобук бел, ризы святительския, амфор и Евангелие» (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 70 об., 107). Основной особенностью иконографии И. является головной убор - архиерейская шапка (митра), украшенная шитьем и иконами, отороченная мехом, похожая на княжеские шапки; она встречается гораздо реже, чем клобук в изображениях архиереев. В позднее время существовали изображения святого и в шапке, и в белом клобуке (так были представлены Ростовские святители Леонтий, Игнатий и Исаия), и в высокой митре, характерной для XVIII-XIX вв. В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. описан внешний вид И.: «...типа русскаго, лицо худощавое с большой седой бородой, волосы просты, в фелони и омофоре» (Руководство к писанию икон. С. 87). Святители Иаков и Димитрий Ростовские. Эмалевая икона. 80-е гг. XIX в. (ГМЗРК) Святители Иаков и Димитрий Ростовские.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Бобк. 4. Л. 104 об.); «…подобием стар и сед, брада поменше Богословли, разсохата, ризы преподобническия, и в святую схиму облечен… Нецыи пишут свиток, а в нем написано: «Ты царица создала ты и промыслила о полезном дому своем во имя собравшихся, во святем месте сем, подобно угодити Сыну Твоему и Богу нашему чистою любовию и мирным устроением»» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 333-334; кр. вариант: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 153; Большаков. Подлинник иконописный. С. 93); «…образом мало сед, и брада плотска, 7 космов, в левой руке ук[р]ух хлеба, нищелюбив бяше во исходе своем к Богу души, укрух хлеба оста в руце, бос, в сандалиях» (РНБ. O.XIII.1. Л. 124); «…сед, власы просты аки у Василия Блаженнаго, брада поменше Богословли, разсохата, риза преподобническая, ряска дичь з белилом» (РНБ. Погод. 1931. Л. 148). Почти во всех случаях наиболее характерной чертой внешности святого является борода - «разсохатая», разделенная на «космы». Эта особенность облика преподобного присутствует в большинстве его изображений, создававшихся с нач. XVI в. до наст. времени. Прп. Пафнутий Боровский. Икона. XVII в., с поновлениями (собрание Ф. Р. Комарова) Прп. Пафнутий Боровский. Икона. XVII в., с поновлениями (собрание Ф. Р. Комарова) В нач. XX в. акад. В. Д. Фартусов составил рекомендации для иконописцев на основе агиографических сведений; П. описан как «глубокий старец 80 лет, типа татарского; ростом низок, сгорблен; с большою, седою, на конце раздвоенною и широкою бородою; одежды монашеские, убогие; в епитрахили; на голове схима»; приводятся 2 варианта надписи на «хартии» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 266). Наиболее ранний покров на гробницу П. выполнен в нач. XVI в. (через неск. десятилетий после смерти старца) в мастерской Соломонии Сабуровой (ГРМ; шитье положено на новый фон, надписи утрачены). П. представлен в традиц. монашеских одеждах (охристая ряса, коричневая мантия, синяя схима), куколь лежит на плечах, правая рука с двуперстным благословением возле груди, в левой - свиток.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 567; СИСПРЦ. С. 161; Строев. Списки иерархов. 1887. Стб. 683; Описание о российских святых. С. 214; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 174; Зверинский. Т. 2. 877. С. 184-185; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 175-176; Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская лит-ра XIV-XVI вв. Владимир, 1975. Вып. 1. С. 119-121, 123; 1976. Вып. 2. С. 64-68; он же. Владимиро-Суздальские лит. памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 132-138; Дмитриева Р. П. Григорий//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 169-172; Ключевский. Древнерусские жития. 1989. С. 284, 286; Щенникова Л. А. «Богоматерь Яхромская»: Визант. прототип и рус. иконы XIV-XVI вв.//РиХВ. 1997. Вып. 1. С. 49-62; она же. Святыни и древности Яхромского Козьмина мон-ря//Макариевские чт. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 165-199; она же. Свято-Успенский Яхренский Козьмин мон-рь - первая обитель игум. Митрофана (св. еп. Воронежского)//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 276-283; она же. Свято-Успенский Космин мон-рь на р. Яхрени//ЖМП. 2002. 7. С. 54-63; Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 151, 441-445; Ефимова А. И. Успенский Козьмин мон-рь на р. Яхрени в документах XV-XVIII ст.//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 247-254; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 111-112; Усачев А. С. О дате смерти Козьмы Яхромского//Ключевские чт.-2010: Мат-лы всерос. науч. конф. М., 2010. С. 402-404; он же. Списки и источники Жития Козьмы Яхренского//ДРВМ. 2011. 2(44). С. 25-36; Настоятели Космина Яхренского Свято-Успенского мужского мон-ря XIV - нач. XX в. М., 2013. С. 41-44. А. С. Усачёв Иконография Согласно Житию, «бе же видение блаженнаго благообразно: имея велию главу, лице бледо, велика брада, власы русы, черьвлению украшен, добрыма очима, чело имея высоко…» ( Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского//ДРВМ. 2011. 1(43). С. 101). Это описание повторялось иногда в иконописных подлинниках, где с посл. четв. XVII в. известна традиция уподобления внешности К. под 14 окт. облику прп. Сергия Радонежского, а под 18 февр.- облику прп. Варлаама Хутынского: «...брада Сергиева в прожелть, брада доле пояса» (БАН. Арханг. 205. Л. 85; см. также: РНБ. Тит. 3116. Л. 19 об.; БАН. Строг. 66. Л. 43 об., 82 об.); «...подобием рус изжелта и мало надсед, брада до пояса аки Варлаама Хутынскаго, подоле, на конец подвоилась, ризы преподобническия, ряска вохряная, руки молебны» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 46-47); «...аки Варлаам Хутынский надсед изжелта, ризы преподобническия, брада до пояса, на конец раздвоилась, ряска» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 124 об.; см. также: РНБ. Тит. 4765. Л. 142; Погод. 1931. Л. 113; Большаков. Подлинник иконописный. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

М. А. Федотова, Л. Б. Сукина Иконография Описание облика Н. содержится в иконописных подлинниках (под 24 мая), к-рые предписывают изображать преподобного, уподобляя его 2 святым: прп. Симеону Столпнику и сщмч. Власию Севастийскому. Видимо, уподобление прп. Симеону Столпнику, память к-рого празднуется в один день с Н., является более ранним. Так, в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции о Н. сказано: «…надсед, брада доле Симеоновы, около главы власки легонки. Столп празелень, другаа половина празелень бела с вохрою» (РНБ. Соф. 1523. Л. 164; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 106). В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. уподобление то же, но описание носит более пространный характер и имеет дополнение об особенном виде бороды святого, впервые встречающемся в подлинниках в XVIII в. (при уподоблении Н. сщмч. Власию Севастийскому): «…надсед, на главе схима, ис под схимы власи легонки, брада подоле Симеоновы Столпника, на концы раздвоилась, и от руки левыя косм долг, мало не до пояса, а от правые покороче, риза преподобническая, столп невелик, не покрыт, празелень, он же стоит на нем» (РНБ. Погод. 1931. Л. 160). В происходящем из Палеха списке подлинника сводной редакции XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, представлен расширенный вариант описания Н. с уподоблением сщмч. Власию Севастийскому: «…подобием стар и сед, брада подоле Власиевой, вельми бела, на конец узка и раздвоилась, от брады с левой строны косм долг, мало не до пояса, на главе клобук лазоревой со кресты, ризы преподобническия, стоит на столпе. Сей возложи на ся вериги железныя и труждашася…» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 353); в рукописи 30-х гг. XIX в. дан краткий вариант описания: «Сед, клобук на главе, брада подоле Власиевой, на конец брады на левой стране косм долг, ризы преподобническия» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 164 об.). В ряде иконописных подлинников наблюдаются черты компиляции текстов обеих линий описания Н.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Г. упоминается в 6-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер (по мнению Е. П. Кабанца, службы преподобным отцам Ближних пещер были написаны в посл. четв. XVII в.). Память Г. празднуется особой службой с полиелеем (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 295-307). Совр. память Г. под 8 янв. появляется в позднейших рукописных святцах, по-видимому в результате совмещения с памятью прп. Григория , Киево-Печерского чудотворца, жившего в XIV в. В лит-ре, особенно дореволюционной, нередко приводятся ошибочные сведения о Г.: в качестве даты его преставления указывается 1074 год (это дата кончины учителя Г.- прп. Феодосия), Г. иногда отождествляется с совр. ему печерским мон. Григорием, творцом канонов. Ист.: Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 1, 37; Описание Киево-Печерской лавры. С. 105, 125; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931. С. 126, 134-138; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. М., 1999. С. 38, 42-46; ПСРЛ. Т. 40. СПб., 2003. С. 64. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Янв. С. 12-17; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 139-140; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 16; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 88-90; Дуйчев И. Эпизод из Киево-Печерского патерика//ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 89-92; Кабанец Е. П. Тайна софийского граффито: (Упоминание лаврской истории в софийской эпиграфике)//Вопр. исслед. и реставрации памятников архитектуры. К., 1992. С. 93; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 48, 54, 89, 90, 91, 125; Ольшевская Л. А. «Прелесть простоты и вымысла...»//Древнерус. патерики. С. 234-235, 246, 248, 249, 251. Е. В. Лопухина Иконография В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 8 янв. об облике Г. сказано: «Сед, брада поуже немного Сергиевы, в клобуке черном, риза преподобническая, в левой руке книга, другая простерта, бос» (РНБ. Погод. 1931. Л. 93 об.).

http://pravenc.ru/text/166587.html

В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. облик И. уподобляется внешности прп. Зосимы Соловецкого: «Аки Зосима, риза испод вохра, брада аки у Богослова, в руце свиток»; об облике Н. сказано: «Брада доле Исаиной, уже, не толь струевата, риза поповская бакан, исподняя лазорь, в руце Евангелие, а другая благословляет» (РНБ. Погод. 1931. Л. 212 об.). Преподобные упомянуты под 30 мая в подлинниках XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 56), 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 167). Предположительно И. изображен молящимся вместе с прп. Антонием Сийским на прориси с фрагмента иконы XVII в. (СПбФИРИ РАН. Ф. 238 (Колл. Н. П. Лихачева). Оп. 2. 327/14. Л. 56; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 122-123). В 2008 г. в Антониевом Сийском монастыре в подклете алтаря Благовещенской ц. начали обустраивать храм во имя Сийских чудотворцев. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин выполнил прорись для иконы «Собор Сийских святых» (икона пока не написана). В центре - фронтальное изображение прп. Антония Сийского, над ним - образ Св. Троицы. По сторонам - 8 фигур преподобных, как правило вполоборота к центру. И. и Н. представлены справа в верхнем ряду (обращены друг к другу), в мантиях, куколи на плечах, у обоих густые, немного волнистые волосы и длинные, окладистые, более узкие на конце бороды. В 2010 г. для Сийского мон-ря Лапин написал «Собор Сийских святых» др. иконографии: в среднике - поясной образ прп. Антония Сийского, вокруг в 8 клеймах - полуфигуры др. местных преподобных. И. и Н. изображены почти прямолично в левом и среднем клеймах нижнего ряда - седовласые старцы с длинными окладистыми бородами, одеты в мантии и схимы, куколи на плечах. Ростовые изображения И. и Н., предстоящих в молении благословляющей деснице Спасителя в небесном сегменте, встречаются в совр. книжной иллюстрации (Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. [Архангельск], 2009. С. 14). Н. представлен первым, в соответствии с описанием подлинника,- в священнической фелони, с Евангелием на покровенной левой руке, с большой окладистой бородой; И.- за ним, в схиме, с куколем на плечах, борода клиновидная, меньше по величине. В 2011 г. образы Ручьёвских преподобных написаны Лапиным на столбах Успенской ц. Архангельска.

http://pravenc.ru/text/674852.html

По сведениям архиеп. Димитрия (Самбикина), одна из икон К. Ю. находилась в иконостасе Николо-Малицкого мон-ря (Тверский патерик. 1908. С. 20). Настенные росписи с образом блгв. княгини украшали храмы Твери: Преображенский собор, ц. свт. Николая «на площади», ц. Двенадцати апостолов в архиерейском доме и др. В ц. вмч. Димитрия Солунского в с. Едимонове хранилась «древняя» икона-пядница с образами блгв. княгинь К. Ю. и Анны Кашинской. Изображение К. Ю., выполненное в академической стилистике, было включено в программу стенописи придела блгв. кн. Александра Невского в московском храме Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. Л. П. Пигулевский; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 80; в кон. 90-х гг. XX в. роспись реконструирована, худож. А. А. Живаев). Собор святых Покровского храма в Твери. Икона. 2004 г. Мастер Т. Я. Козлова Собор святых Покровского храма в Твери. Икона. 2004 г. Мастер Т. Я. Козлова Иногда К. Ю. отождествляли с почитаемой кнг. Ксенией Ярославской (см. о ней: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 319-320; Голубинский. Канонизация святых. С. 333, 463-474). В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 24 янв. о внешности, по-видимому, К. Ю. сказано: «Подобна аки Варвара мученица» (РНБ. Погод. 1931. Л. 100 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 151). Неясно, какая именно блгв. кнг. Ксения изображена и на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» кон. XIX - нач. XX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (возможно, происходит из Леушинской обители; см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85). 25 апр. С. 1-2). В 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской ученой архивной комиссии на средства кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина инокинями кашинского Сретенского мон-ря была создана икона «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. Кашина; см.: Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине/Ред.: И. А. Виноградов. Тверь, б. г. С. 23-27; Тверской патерик. 1908. С. 3, 8). Разработка новой композиции осуществлялась под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина). К. Ю. изображена на иконе в монашеском одеянии 2-й слева во 2-м ряду, за блгв. кнг. Анной Кашинской и блгв. кн. Михаилом Тверским.

http://pravenc.ru/text/2462131.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010