Ист.: Минея (МП). Апр. Ч. 1. С. 233 [тропарь Е. и Х.]; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-рь и их обитатели/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 234-244, 263-264, 299-311; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2007. С. 121-134; см. также: С. 5-24. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 96; Строев. Списки иерархов. Стб. 758; СИСПРЦ. С. 95, 240; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 35-36; Верюжский И., свящ. Ист. сказания о святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 359-362; Зверинский. Т. 2. 1159. С. 325-326; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 191-192; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 80-81; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 60-62; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 104-105; Голубинский. Канонизация святых. С. 150, 152-153; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1985. С. 179, 198, 213; Семячко С. А. Проблема изучения региональных агиогр. традиций (на примере вологодской агиографии)//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 123, 133-135; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1401-1402. В. И. Галко Иконография История создания первых образов Е. и Х. и их единоличные иконы неизвестны. Иконописные подлинники XVII-XIX вв. (4 авг. для обоих святых, 19 янв. для Е. и 11 апр. для Х.) уподобляют внешний облик Е. изображениям свт. Василия Великого, сщмч. Власия Севастийского или прп. Иоанна Кассиана Римлянина, а Х. сравнивают с прп. Сергием Радонежским или прп. Кириллом Белозерским. Е. «сед, брада доле Власиевы, на концы вдвоем повилась, аки Касьяна Римлянина»; Х. «рус, брада Сергиева кругла, власы просты» (посл. треть XVII в.; РНБ. Погод. 1930. Л. 130, в перечне Вологодских чудотворцев без указания дня памяти Е. назван Евмением?). Е. «подобием надсед, брада аки Власиева, на конец раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах»; Х. «подобием надсед исчерна, брада шире и доле Сергиевы, ризы преподобническия и схима на плечах» (XVIII в.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 66; аналогичные описания в ркп. 30-х гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 201 об.). В подлиннике кон. XVIII в. к описанию Е. добавлено: «...а инде рус аки Василий Кесарийский», а про Х. сказано: «...на плечах схима» (БАН. Строг. 66. Л. 134). В рукописи 20-х гг. XIX в. Е. «рус, брада аки у Василия Кесарийского, риза преподобническая»; Х. «в черне сед, брада шире и доле Кириловой Белозерскаго, ризы преподобническия» (РНБ. Погод. 1931. Л. 98 об., 137 об.).

http://pravenc.ru/text/187778.html

VII/1999. Cambridge (Mass.). С. 343–348).  24. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Изд. 2. М., 2005. С. 529. 25. Там же. С. 568–569. 26. Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. 3. СПб., 1860. С. 797 об.–801; Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Кн. 7. Изд. 3. М., 1996. С. 106–107, 406–407. 27. Белокуров C. A. Арсений Суханов. Ч. 1. М., 1891. С. 407–408. 28. Агеева Е. А. Требник 1658 г.: История издания//Патриарх Никон и его время. М., 2004, С. 174–188. 29. ДАИ. Т 5. СПб., 1853, С. 499. Каптерев Н. Ф. Царь и церковные московские Соборы XVI и XVII столетий//Богословский вестник. 1906. 3. С. 326–360, 467–502, 631–682; он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996; Макарий (Булгаков), митр. Патриарх Никон в деле исправления книг и обрядов, М., 1881; Субботин Н. И. Деяние Московского Собора 1666–1667 гг. М., 1893; Шаров П. Большой Московский Собор 1666–1667 гг. Киев, 1895; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в XVII в.//Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России. М., 2003. С. 275–322. 30. ДАИ. Т 5. С. 499. 31. Предложение вписано чернилами другого цвета. 32. Слово вписано над строкой. 33. Исправлено, в рукописи: и. 34. В Бел. здесь начало рукописи. 35. Блаженнеишии Бел, Рогож. 36. Господине Бел, Погод. 37. Патриархе Бел, нет Погод. 38. Града Москвы Бел, Погод. 39. Великия Бел, Рогож. 40. Малыя Бел., Рогож. 41. Белыя Бел, Рогож. 42. Росии Бел, Рогож, Погод. 43. Вседушне Бел. 44. Благих Погод. 45. Достигахом Погод. 46. Вопрошание Бел, Ваше вопрошение Рогож. 47. Хотящим Бел, хотящых Погод. 48. Нет Бел, Рогож. 49. И котории Бел, и которых Рогож. 50. Покрещевати Погод. 51. Люторех Бел. 52. Еретицы Бел, Рогож, Погод. 53. Священства Рогож. 54. Прияти Бел, Рогож. 55. Но и Бел, Рогож, Погод. 56. Отврещаются Погод. 57. Смотрят Бел, сматряют Бел, Погод. 58. Время Бел, Погод. 59. Нет Рогож. 60. Вся Погод. 61. Древняго Бел, Рогож, Погод.

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

Арсений новоторжский чудотворец. Филим. один. (Не Аркадий ли 11 июня?) Артемий см. Григорий. Афанасий в Муромском (Мурманском) в каргопольском уезде. Мощи под спудом. Тропарь и кондак есть. Погод. один. Афанасий , пат. цареградский в Лубнах. 209. КСоф. и др. ( Филим. 17 мая). Афанасий юродивый ростовский погребен в палатке у Вознесения Господня, где Исидор блаженный. Погод. (По КСоф. в палатке Богоявленского монастыря, в коем погребен и Пимен. См. сии имена). Богородицы образа перенесение из Старой Русы к Москве 21 июня 201. Богородицы знамение от иконы Ея в Новгороде на Рядитине улице в церкви Св. Троицы. Св. икона стояла на воздухе и источала слезы в лето 6845 (1337) при архиеп. Василие, учредившем посему крестный ход 8 июля. См. Археологич. Опис. церковн. древн. Макария. I. 168. В святцах 17 века 1621. 201. 382. 878 праздник показан 6 июля. Крестный ход прекращен впоследствии. Боголеп новый чудотворец града Чернояра от рода болярска † 7200 и положен бысть в соборной церкви. 209. (Погод. 7140 КСоф. 7146. Филим. от Астрахани 300 поприщь 29 июля). Боголеп см. Лонгин. Борис Даниилович. 209. (Назван нижегородским, поставлен во владимирских святых, – вероятно, сын Даниила московского). Варлаам пр. начальник Владычного монастыря Введения Пресв. Богороднцы в Серпухове, ученик св. Алексия митрополита в лето 6800. 209. (КСоф. в лето 6900. Филим. преставление его 5 мая. Истор. Р. Иерарх. † 6883 (1375). Варлаам пресвитер керецкой (корецкой, по другим керенской) веси чудотворец Кольского острогу у моря окиана. 209. КСоф. (Погод. и Филим. память его 6 ноября). Варлаам игумен махрищский, ученик св. Стефана махрищского, † 6900. 209. Погод. КСоф. Варфоломей ученик пр. Сергия радонежского в Лавре его. 209 и др. Варфоломей блаженный келарь, Иоанн златый и Игнатий иконник быша в лето 6950 (Погод. 6908 И вместо Н.). Чти об них в житии св. Ионы митрополита и Иосифа высоцкого и положены в Симонове монастыре на Москве. КСоф. Погод. Василий пр. новгородец, ученик св. Зосимы, соловецкий. 209. КСоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Во всех рукописях присутствует композиция с крестом и «первоучителями церковными», среди к-рых в самых нижних медальонах помещены ап. Иаков Алфеев (или Иаков, брат Господень) и свт. Сильвестр, папа Римский,- РНБ. Соф. 1197. Л. 5; Редин. 1916. С. 12. Рис. 7; Гордиенко. 2001. Табл. XXIII). Из К. Б. м. происходят 2 рукописи этого текста, имеющие иллюстрации, восходящие еще к ранневизант. образцам,- бывшая позднее в б-ке новгородского Софийского собора (РНБ. Соф. 1197) (часть ее композиций была опубл. еще в нач. XX в. Е. К. Рединым как рукопись из собрания СПбДА) и неопубликованная и неисследованная рукопись РНБ. Кир.-Бел. 64/1141 (именно к этой рукописи комментаторы описи 1601 г. относят упоминание единственной «Книги Козма Индикоплов в полдесть» - Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 132, 310; см. также: Гордиенко. 2001 С. 171. Примеч. 370). Как показал Редин, миниатюры из русских топографий довольно точно воспроизводят ранние протографы, во многом правильно следуя их композициям, будь то изображение устройства мироздания, напр., образ мира по Божественному Писанию - 2 тверди, земная и небесная: прямоугольник с арочным завершением (РНБ. Соф. 1197. Л. 92 об.; Редин. 1916. С. 134. Рис. 110; Гордиенко. 2001. С. 173-174. Рис. 59; см. также: РНБ. Кир.-Бел. 64/1141. Л. 98), или движение солнца (РНБ. Соф. 1197. Л. 95; Редин. 1916. С. 159. Рис. 152), или «Царство Небесное» в виде «комнаты» с образом Христа Еммануила, все с той же горой, вокруг которой совершает движение солнце, с условными обозначениями залива и земной поверхности (РНБ. Соф. 1197. Л. 97 об.; Редин. 1916. С. 149. Рис. 129; Гордиенко. 2001. С. 175. Табл. XII), или атрибуты и сюжеты из библейской истории: покровы скинии (РНБ. Соф. 1197. Л. 116; Редин. 1916. С. 275. Рис. 291), портрет прор. Аарона в образе первосвященника с кадилом (РНБ. Соф. 1197. Л. 128 об.; Редин. 1916. С. 300. Рис. 332), поставление на царство Иисуса Навина прор. Моисеем (РНБ. Соф. 1197. Л. 140; Редин. 1916. С. 321. Рис. 369), переход через Иордан (РНБ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Подлинник иконописный. С. 81). Но обычно М. сравнивали с рус. преподобными: с Димитрием Прилуцким («сед, брада аки у Димитрия Прилуцкого, власы просты…» - РНБ. Погод. 1931. Л. 126, под 17 марта) и особенно часто - с Сергием Радонежским, с ним же сопоставляли и прп. Макария Желтоводского ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 158): «Сед, брада Сергия Радонежскаго, лоб прост, в схиме» (РНБ. O.XIII.1. Л. 123; БАН. Строг. 66. Л. 89; ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 88 об.); «Сед, брада аки Сергиева, власы просты…» (РНБ. Погод. 1931. Л. 161 об., под 26 мая); «образом и брадою аки Сергий» (ИРЛИ (ПД). Оп. 23. 294. Л. 106, под 17 марта); «Макарий пишется якоже Сергий Радонежский» (Там же. Л. 161, под 26 мая) (об уподоблении прп. Сергию см. также: Гадалова. 2015. С. 194-200). Этим описаниям соответствуют фронтальное изображение под 17 марта в Строгановском иконописном лицевом подлиннике (кон. XVI и нач. XVII в.) (М., 1869), а также большинство древних образов святого, на которых он представлен в монашеских одеждах и с опущенным на плечи куколем. Изредка М. изображали с покрытой куколем головой (на отдельных поздних памятниках и на прорисях с икон XVI-XVII вв., ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 157, 255). В некоторых произведениях, как правило из старообрядческой среды, М. написан с длинной бородой, очевидно в соответствии с обликом сщмч. Власия Севастийского (этот вариант мог быть продиктован желанием устранить сходство М. с прп. Макарием Желтоводским, хорошо известным у старообрядцев и широко почитавшимся в Поволжье). В ряде подлинников помещено описание сцены обретения мощей М., редко встречающееся в памятниках: «А обретение мощей его пишется: несут гроб в церковь, за ним идут попы и диакони, иноки и народ всяким подобием» (РНБ. Погод. 1931. Л. 161 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 165; Большаков. Иконописный подлинник. С. 102). Иногда этот сюжет лишь упоминается (место подвига указано ошибочно): «В той же день обретение честнаго телеси преподобнаго отца нашего Макариа Колязиньскаго, новаго чюдотворца, составившаго великую обитель во имя Живоначальныя Троицы на Вологде» ( Филимонов.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Лука , еп. владимирский. 209. КСоф. Лука , еп. ростовский, прежде в печерском монастыре. 201. (Известен один епископ Лука владимирский из игуменов киев. спасского берестовского монастыря; хиротонисан 1185 г. † 1189 или 1190 ноября 12 и там погребен в соборной успенской церкви. Истор. Росс. Иерарх.). Маргарита Алексеевна благоверная царевна и вел. княжна, дщерь царя и в. князя Алексея Михайловича в монашестве в успенском монастыре, что слобода Адександрова, погребена под больничною церковию. Погод. один. Макарий игумен черниговского (?) монастыря Грузинской Богородицы на Двине реке новый чудотворец Колмы горы (Холмогоры). КСоф. (Филим. черногорского монастыря 22 авг.). Макарий пустынник на Мья реке от Новгорода 40 поприщь. КСоф. Погод. Макарий , митроп. московский, † 1564 дек. 31.209. КСоф. Макарий , ученик пр. Сергия радонежского. 209 и др. Мария св. праведная сестра Иоанна начальника устюжского. КСоф. ( Филим. 25 мая см. Иоанн). Мария княгння. См. Агафия. Марк строитель богоявлен. монастыря вологодских чудотворцев. Филим. 8 окт. (пустынник в вологод. уезде на богоявленском озере, † 7000. 209. КСоф. Марфа св. праведная юродивая, преставился 1 марта, погребена в соборной церкви в Ивановском московском монастыре. Погод. один. Митрофан , архиеп. владимирский, сожженный татарами в в 1238 году при взятии Владимира. КСоф. Погод. 3 февр. 201 февр. 2, Филим. 12 февр. дело было 7 февр. Михаил Феодорович, кн. ярославский, по КСоф. † 6756. Св. благов. княгини Ксения и Анастасия положени быша в древлепетровском монастыре. 209. КСоф. Погод. (В 1692 году было дело об открытии мощей сего князя и княгинь, но не состоялось. Дело в моск. синод. библиотеке). Михаил верижник успенского монастыря на Клязьме реце вязниковский чудотворец. Филим. 9 нояб. (Погод. в монастыре Пресв. Богородицы и Николая чудотворца от Вязников 10 попприщь в матерской волости. Подобием старообразен, возрастом велик, чином был белец. Преставися в лето 6930. На гробе его положен камень и крест вырезан на диске и летопись и образ штилистовой).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Феодор стародубский, благоверный князь, убит в Орде Узбеком в 1339 году 21 июня. Мощи его в Троицкой отчине в с. Олексине. 201. 209. и др. Карамз. IV примеч. 308 ( Филим. 23 июня). Феодор муч., убитый в Болгарех, иже на Каме и на Волге, за веру, иерусалимский гость и философ, в 1323 году 21 апр. 201 51 авг. 11 см. Карамз. IV примеч. 280). Феодосий трудник монзенского монастыря, † 7100. 209. КСоф. (в Костромских предедах). Феодосий архиеп. астраханский новый чудотворец преставися в дето 7115 месяца... в 18 день. 209. КСоф. ( Филим. 1 окт. Хиротонисан 1602 г. из игуменов троицкого астрах. монастыря, 1607 дек. 18 скончался в Царицыне. И. Росс. Иерарх.). Феодосия благов. княгиня, во иноцех Евфросиния , чудной мати св. Александра Невского, † 6770 мая в 4 день. 209. КСОФ. (Погребена по 209 и КСоф. во Вдадимире, по Погод. и Карамз. в Новгороде в юрьевском монастыре в 1244 году IV. 28. примеч. 39). Фома юродивый в Введенском монастыре в Соли-вычегодской. 209. КСоф. ( Филим. 3 июля). Ненаименованные святые 2 свв. брата сокольницких тех же (т. е. Алфановых), их же имена Бог весть в Новограде у церкви священномуч. Ипатия на Рогатице улице в часовне. Погод. (КСоф. Мощи их у церкви св. Клинента папы римского на Иверской улице на Посаде). 4 брата пр. отцы у Соли-Галицкой в воскресенском монастыре. Егда начаша здати церковь каменную, рвы копали и обрели мощи их св. целы и нетленны в лето 7169. КСОФ. Погод. ( Филим. 26 марта). 7 пр. отец зодчих каменосечцев печерских. КСоф. Погод. Мироточивыя главы 22-ве. КСоф. Погод. Мироточивой главы 30-ть. КСоф. Погод. События Принесение образа Димитрия селунского в град Владимир 51. (Принесение дщицы гробной Димитрия селунского в град Владимир. Св. 1621. Сия икона находится в Успен. соборе подле раки святителя Филиппа). В 1198 году янв. 10 привезли вел. князю из Фессалоники гробовую дску св. Димитрия. Карамз. примеч. 153. т. е. в. кн. владимирскому Димитрию Юрьевичу, как видно из надписи на самой иконе; из Владимира сия икона поренесена в Москву в 1380 году (в лето 6888).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Игнатий иконник см. Варфоломей. Иларион начальник обители Пресв. Богородицы (Успения) дорофеевской пустыни на реке Моче Юрьевца повоигского. 209. ( Филим. 5 июня. Погод. града Луха на Икче реце). Илия архим. соиовецкой обители чудотворец, † 1642. (Погод. КСоф. 1632 г.). Илия юродивый в Даниииове слободе в монастыре в лето 7100 30 Поприщь от Ярославля. 209. КСоф. (Св. 1621 февр. 6). Иннокентий пр. печерский. КСоф. Погод. Ирина , благов. княгиня, супруга князя св. Константина муромского. 209. КСоф. (Константин 21 мая, † 1205 года). Иринарх пономарь в житии пр. Сергия. 201. Иродион юродивый сольвычегодский. 209. КСоф. Исаакий безмоивник, ученик св. Сергия радонежского. 209. КСоф. и др. Исаакий пр., иже бысть за Ломем в Вологод. уезде. 209. КСоф. и др. Исаия и Никанор , иже на ручьях моря Окиана архангельские. 209. КСоф. (Филим. начальники пустыни на мори Окиане на устье реки, глаголемой Ручьи, 30 мая. Никанор корелский у Филар, в Указателе 17 апр.). Исихий пр. печерский 11 дек. Погод. один (может быть Никон Сухий, ибо он убит 11 дек.). Иаков игумен Живоначальные Троицы на Стромыни 21 апр. Св. 493. 516. (Был монастырь Успенский или Дубенский на Стромыни, основанный пр. Сергием в 1378 г. в 30 верстах от Лавры подле нынешнего села Стромыни или Коровицына. Чтен. в Общ. Истории 1860 г. I стр. 45. см. пр. Савва Стромынский). Иаков игумен болгарский, а мощи принесены быша во град Владимир 24 апр. 201. (не смешение ли с Авраамием болгарским 1 апр.). Иаков галичский новый чудотворец, иже на Посаде на Сторожии, поножен под церковию Бориса и Глеба под алтарем. Подобием, аки Зосима соловецкий, схима на плечах, а на гробе изображен образ. КСоф. Погод. ( Филим. 4 апр.) Иаков , ученик пр. Сергия радонежского. 209 и др. Иаков блаженный трудник в новодевичьем москов. монастыре под церковию. Погод. один. Иисус анзерский, настоятель скита, † мар. 1720 г. Житие в рукопис. казан. акад. Прав. Собесед. 1859 г. ч.1. стр. 218. см. Русские подвижники графам. Толстого. 1868 г. Соловецкий Патерик.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Южнославянские переводы Диатаксиса В южнославянской рукописной традиции XIV–XV вв. списки Диатаксиса не представляют единства. Две рукописи, атрибутированные Евфимию Тырновскому, достаточно схожи по тексту, тогда, как списки Афонской редакции имеют существенные отличия и демонстрируют вариантность богослужебных традиций у южных славян в конце XIV в. Вариантность проявляется в количестве просфор, разных молитвах на чтение Евангелия, а также в описании Великого входа и причащения. Мы можем выделить два вида Афонской редакции: ранние варианты, сохраняющие некоторые архаичные особенности и окончательный вариант, близкий тексту Диатаксиса Филофея по рукописи из библиотеки Ватопедского монастыря 133 XIV в. В русских служебниках представлены списки окончательного варианта – это служебники РНБ, Соф. 975 нач. XV в., РНБ, Соф. 538 1-й пол. – сер. XV в. и служебники кон. XV в. РНБ, Соф. 534 и Соф. 535 . Только в служебнике Никона Радонежского (РГБ, ТСЛ III. 8/М 8670) кон. XIV в. содержится ранний вариант Афонской редакции литургии, сохраняющий некоторые особенности последования, непосредственно предшествующие появлению Диатаксиса. В нем имеются две молитвы на чтение Евангелия: ги бже нашь преклони срдца наша въ послоушание бжииуъ твоихъ повелнии и восии въ срдцих нашихъ, перед причастием сохраняется молитва вроую ги ко ты еси снъ бга живаго в архаичном варианте, распространенном в южнославянских списках XIII–XIV вв. ГИМ, Хлуд. 117, ГИМ, Увар. 46 и РНБ, Q.n.I.48. В южнославянских источниках имеются три служебника, содержащие ранние варианты Афонской редакции, не связанные с Диатаксисом: сербские служебники РНБ, Погод. 37 третьей четв. XIV в. и РНБ, Q.I.1178 70-х гг. XIV в. 1 , а также болгарский список РНБ, Соф. 566 сер. XV в. В служебнике Погод. 37, происходящем из Карейской келии Хиландарского монастыря на Афоне (Иванова 1981:199), устав литургии записан отдельно от последования, как и в редакции Евфимия Тырновского. Сам устав имеет ряд интереснейших особенностей в описании облачения священника, приготовлении просфор, целования трапезы перед анафорой и причащения (подробнее об этом см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В канон псковской бденной службы О. включен тот же богородичен светильна («Почитают прижитие Твое…»), что и в службе прп. Кириллу Белозерскому (пам. 9 июня) (ГИМ. Син. 885. Л. 351 об.). Служба подробно повествует о крещении княгини в Царьграде (К-поле) патриархом Фотием при имп. Иоанне Цимисхии. В этом прослеживается сходство с Пространным псковским Житием О. в списке РГАДА. Ф. 187. 41. Л. 467-474, атрибутируемым псковскому книжнику XVI в. Василию (Варлааму) ( Карпов А. Ю. Житие кнг. Ольги в редакции псковского книжника Василия (в иночестве Варлаама)//ОФР. 2003. Вып. 7. С. 66-88), где многократно упомянуты имена этих исторических деятелей, и с Житием О. в «Степенной книге». Создание гимнографических и агиографических текстов в честь Псковских святых и праздников с многочисленными заимствованиями из разных источников было характерно для творческой манеры Василия (Варлаама). Возможно, именно он является редактором-составителем псковской всенощной княгине. Еще одна редакция бденной службы дошла в дефектном списке 2-й пол. XVII в. (РНБ. Погод. 589б). Текст последования в ней имеет несомненное сходство с текстом псковской службы всенощного бдения по спискам РНБ. F.I.176; РГБ. Егор. 247 и, видимо, представляет собой его более позднюю переработку. Прослеживается сознательная редакторская правка: в службе О. по рукописи РНБ. Погод. 589б находится др. комплект славников и богородичнов, 2 тропаря (добавлен тропарь 8-го гласа), частично изменен текст песнопений и их место в богослужебном последовании. В рукописи кон. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Погод. 589а) содержится полиелейная служба на память О., представляющая собой компиляцию последований «преподобной жене единей» из печатной Минеи общей того же времени и простой службы О. Средневековые праздничные последования в честь О.- тексты бденных и полиелейной служб - не получили широкого распространения в рукописной традиции. Поскольку по крайней мере с XVI в. текст службы О. копировался как отдельно, так и вместе со службой мц. Евфимии, и в уставах XVI в. обычно приводились указания, как служить обеим святым в день их памяти 11 июля, это привело к смешению текстов и указаний, посвященных мц. Евфимии и О. В частности, предписания «на Литургии», изначально посвященные мц. Евфимии, стали восприниматься как исконные компоненты последования О. В ряд списков службы О. попали богородичны и крестобогородичны (РНБ. Кир.-Бел. 354/611), надписание 8-го гласа канона (вместо 5-го) (РГБ. Вол. 372; РБН. Соф. 414), а также указания на литургии, мученические по содержанию, из последования мц. Евфимии (РГБ. Троиц. 625). Ошибка попала и в печатную традицию: в издания Минеи, общей c праздничной, с 1637 по 1687 г. (11 изданий), в Трефологион 1638 г. и в июльскую Минею 1646 г., в к-рых служба О. индивидуальная, без соединения с памятью мц. Евфимии, но указания на литургии - мученические.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010