Для изучения рус. архитектуры важное значение имели публикации кн. Г. Г. Гагарина «Происхождение пятиглавых церквей» (1881. Вып. 12), Н. В. Султанова «Образцы древне-русского зодчества в миниатюрных изображениях» (Там же. 1881. Вып. 17) и др. В ПДПИ публиковались важные документы из монастырских архивов, в частности подготовленные архим. Леонидом (Кавелиным) «Вкладная книга Московского Новоспасского монастыря» (1883. Вып. 39) и «Проскинитарий святых мест святого града Иерусалима» (1883. Вып. 46). В 1914-1917 гг. ОЛДП издавало «Библиографическую летопись» (3 вып.). Среди отдельных изданий ОЛДП, выпущенных в разное время,- «Счетная мудрость» (1879), «Костромские церковные древности» (1885), «Можайские акты 1506-1775» архим. Дионисия (Виноградова) (1892), «Зооморфные инициалы греческих и глаголических рукописей X-XI ст. в библиотеке Синайского монастыря» (1903), «Устав Нила Сорского» М. С. Боровковой-Майковой (1909), «Житие Ефросина Псковского» Н. И. Серебрянского (1909), «Древнейшие церковные обряды на русских богослужебных книгах» П. К. Симони (1909), «Зографский трифологий» (1911), «Сборник в память равноап. кн. Владимира» (1917). Дворец графов Шереметевых на Фонтанке (Фонтанный дом) в С.-Петербурге. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Дворец графов Шереметевых на Фонтанке (Фонтанный дом) в С.-Петербурге. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев С 1896 г. ОЛДП вручало ежегодную премию им. А. М. Кожевникова (утверждена министром народного просвещения И. Д. Деляновым 18 мая 1895) за «ученую разработку и издание небольших, но замечательных по древности и характеристичности, редких памятников славяно-русской письменности», учрежденную на проценты с капитала в 10 750 р., завещанного ОЛДП потомственным почетным гражданином Кожевниковым. В 1917-1923 гг. в музее ОЛДП проводились классификация коллекций и реставрация памятников древнерус. живописи; продолжалась работа по описанию и каталогизации рукописей. С 1917-1918 гг. об-во носило название «Общество древней письменности и искусства» (ОДПИ). В это же время в связи с национализацией всех средств фактически прекратилась его издательская деятельность, чаще стали проводиться научные заседания. ОДПИ предоставляло свои рукописные собрания и б-ку для практических занятий слушателей высших учебных заведений. Главнаука поддерживала существование об-ва небольшой субсидией. В 20-х гг. XX в. об-во установило научные связи с Гос. публичной б-кой (ныне РНБ), Ленинградским об-вом исследователей культуры финно-угорских народностей, Объединением исследователей Псковской земли при Ленинградском областном бюро краеведения и др.

http://pravenc.ru/text/2578103.html

На почитание К. в XVII-XIX вв. указывает включение его имени под 14 окт. (представленная в поздних источниках дата явления образа Пресв. Богородицы К.) и 18 февр. (дата преставления К., содержащаяся в его Житии) в святцы, описания святых и иконописные подлинники этого времени (см., напр.: РНБ. Тит. 94. Л. 17; 3116. Л. 19 об.; 3117. Л. 40; 4765. Л. 142; ОЛДП. О. 21. Л. 58; Q. 862. Л. 118; Вяз. О. 87. Л. 81; Мих. Q. 532. Л. 229 об.; Тиханов. 279. Л. 20; ОСРК. O.I.504. Л. 63). В ряде случаев (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 118; Мих. Q. 532. Л. 229 об. и др.). К. упоминается в перечне святых «града Юрьева Польского», также в числе Вологодских (РНБ. ОЛДП. О. 21. Л. 58) и Ярославских (РНБ. Вяз. О. 87. Л. 81) святых. 16 авг. 1865 г. в обители был освящен придельный храм во имя К. (Житие. 1883. С. 259). Согласно описи 1906 г., в мон-ре хранилась икона с изображениями К. и свт. Митрофана (последний был канонизирован в 1832), шитый шелком образ К., который, по описи, находился в Древлехранилище Братства св. Александра Невского во Владимире (Монастыри. 1906. С. 111; Щенникова. 2000. С. 169-170). В рукописном тексте XIX в. (не позднее 1886) «О мощах угодников, почивающих в киевских пещерах, и о святых угодниках Российских, которых имена не помещены в месяцеслове» «Козьма преподобный» упомянут в числе тех «угодников святых, коих время памяти неизвестно» (РНБ. Тит. 2727. Л. 71 об.). В 80-х гг. XIX в. по просьбе жителей с. Зернева (Зерзнева) Суздальского у., считавших К. «своим уроженцем», епархиальное начальство учредило в 9-ю пятницу по Пасхе крестный ход с чудотворной иконой Успения Божией Матери из мон-ря в село для освящения домов местных жителей. В 1923 г. мон-рь был закрыт, возобновлен по постановлению Синода от 27 дек. 1996 г. В 2008 г. над трапезной Никольского храма архиеп. Владимирский и Суздальский Евлогий освятил придел во имя К. и свт. Митрофана. В наст. время мощи святого находятся «под спудом» в Успенском соборе Яхренского мон-ря. Ист.: Житие прп. отца нашего Космы, что на р. Яхрени, новаго чудотворца/Сост.: Ф. Павлинский//Владимирские ЕВ. 1883. 9. С. 249-260; Козьмина мон-ря синодик, вкладная книга и его описи XVII в./Подгот.: Н. С. Стромилов//Владимирские ГВ. 1884. Ч. неофиц. 5. С. 1; 7. С. 3; 8. С. 3-4; Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения с прил. описей сохраняющихся в них древних предметов. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 110-113; Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского//ДРВМ. 2011. 1(43). С. 89-106.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Известно около 30 лицевых списков Жития Е. (26 указаны В. А. Колобановым, 4 - Ю. А. Грибовым; 10 из них датируются XVII в. и 20 - XVIII-XIX вв.). Среди них: РНБ. ОЛДП. F. 233, XVII в. (56 миниатюр); собрания Н. М. Михайловского. F. 228, кон. XVII в. (54 миниатюры); собрания Ф. И. Буслаева. F. I. 728, нач. XVIII в. (55 миниатюр); Тит. 3112, XVIII в. (56 миниатюр); ОСРК. F. I. 146, кон. XVIII в. (56 миниатюр); Вяз. F. 25, кон. XVIII в. (57 миниатюр); РГБ. Больш. 7, XVIII в.; ИРЛИ (ПД). Оп. 23. 205, сер. XVIII в. (64 миниатюры); ГИМ. Щук. 416, 70-е гг. XVII в. (56 миниатюр); Син. 869, XVII в. (1 миниатюра), и др. Ю. А. Грибов на основе сравнительного анализа 10 иллюминированных рукописей XVII в. выделил 5 разновидностей цикла иллюстраций, различающихся количеством миниатюр в тексте, составом сюжетов, иконографией отдельных сцен, стилем их исполнения (см.: Грибов. 1993, 1995, 1998). Прп. Евфросиния Суздальская молитвой изгоняет бесов. Миниатюра из Сборника житий. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 233. Л. 35 об. Прп. Евфросиния Суздальская молитвой изгоняет бесов. Миниатюра из Сборника житий. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 233. Л. 35 об. Большинство композиций идентичны по иконографии (хотя отдельные сюжеты имеют своеобразные детали), различия между миниатюрами преимущественно стилистические. Иллюстрации отличаются по уровню профессионализма художников. Так, правильным и четким рисунком, ясностью композиционного строя, аккуратностью исполнения, тщательной отделкой деталей, богатством и продуманностью цветового решения с колористическими нюансами выделяются рукописи из собрания кн. П. П. Вяземского и Основного собрания рукописных книг в РНБ (на миниатюрах последней рукописи нимбы золотые, а не охристые). Кроме того, в нек-рых списках нарушен порядок сюжетов, увеличено число иллюстраций. Комплекс миниатюр (расширенного состава) в рукописи из древлехранилища ИРЛИ (ПД) исполнен в изысканной графической манере (см.: Белоброва. 2005. С. 81-82). Все рукописи начинаются с традиц. композиции с фигурой Е., предстоящей Пресв. Богородице с Младенцем в небесном сегменте (в списке из собрания Михайловского лист с этим изображением, вероятно, не сохр.). Как правило, преподобная представлена в правой части миниатюры в рост, вполоборота к центру, в монашеском облачении. В 3 списках (Тит. 3112. Л. 1 об. (часть листа утрачена); ОСРК. F. I. 146. Л. 9 об.; Муз. 3437. Л. 1 об.- Клосс. 2001. С. 350) рядом с фигурой Е. изображен Ризоположенский мон-рь. В основе иконографии ряда миниатюр лежат давно сложившиеся композиционные схемы. Так, извод сюжета «Рождество кнж. Феодулии» аналогичен иконографии «Рождество Пресв. Богородицы», «Крещение кнж. Феодулии» - «Сретению Господню», «Преставление великой черноризицы» - «Успению Пресв. Богородицы». Композиции «Обучение грамоте кнж. Феодулии», «Пострижение кнж. Феодулии в монашество с именем Евфросиния», «Преставление прп. Евфросинии», «Погребение прп. Евфросинии» являются типовыми для житийных икон преподобных.

http://pravenc.ru/text/187882.html

Благодаря изысканиям ряда ученых (М. Ришара, Е. Э. Гранстрем , М. Хадзиакумиса, Е. В. Герцмана ) в собрании рукописей еп. Порфирия (Успенского) обнаружены фрагменты, некогда составлявшие одно целое с ватопедскими манускриптами: РНБ. Греч. 364 (1292) с Cod. 1499, РНБ. Греч. 365 с Cod. 1489, РНБ. Греч. 368 (1292 или 1299) с Cod. 1486, РНБ. Греч. 442 (1434) с Cod. 1527, РНБ. Греч. 443 (1575) с Cod. 1425, РНБ. Греч. 444 (1780) с Cod. 1277, РНБ. Греч. 499 (1679) с Cod. 1278. Таблица знаков нотации в сборнике, содержащем аниксандарии иером. Иоанникия Ватопедского. XVIII в. (Va-top. 1511. Fol. 4v) Таблица знаков нотации в сборнике, содержащем аниксандарии иером. Иоанникия Ватопедского. XVIII в. (Va-top. 1511. Fol. 4v) О существовании собственной певч. традиции в мон-ре свидетельствует наличие соответствующих определений в надписаниях певч. циклов и отд. песнопений: «ватопедское», «ватопедская» (Βατοπαιδινν, Βατοπαιδιν) для кекрагариев (стихов «Господи, воззвах» ) и для «Бог Господь»; «ватопедская цыганская» (Βατοπαιδιν κατζιβλα) для «Достойно есть» 2-го плагального гласа (Iver. 1151. Fol. 266v); «песненное, к-рое поется в священном Ватопедском мон-ре» для «Святый Боже» ( Velimirovic. P. 9). Из ватопедских мелургов визант. периода известны иером. Лонгин (XV в.), чья версия песнопения «Ныне силы небесныя» именуется в традиции просто «святогорское», и Иоасаф (1-я пол. XV в.), названный в рукописи монахом и доместиком В. (Iver. 974. Fol. 456, 1-я пол. XV в.). В поствизант. период наиболее значительными мелургами в В. были мон. Иоасаф Новый Кукузель , записавший местный вариант ирмологического мелоса (см. список его Ирмология - Iver. 1248), иером. Арсений Малый , автор мелоса калофонических ирмосов, иером. и кафигумен Дамиан , учитель Панайотиса Халацоглу (XVII в.); иером. Каллист, иером. Иоанникий и его ученик - «экзегет» и мелург Матфей Эфесец, Спиридон Фессалоникиец, Григорий, Иосиф, Стефан, архим. Симеон, Феотокис (XVIII-XIX вв.); Роман (XX в.). В рос. собраниях мелос песнопений, принадлежащий ватопедским мелургам - доместику Иоасафу, иером. Арсению Малому, мон. Иоасафу Новому Кукузелю, иером. Дамиану,- содержится в рукописях: БАН. РАИК. 154 (1430), 37 (нач. XVIII в.), 35 (1-я треть XVIII в.), 42, 43, 52 (сер. XVIII в.), 33 (1765), 44 (1796), 57 (1797); ГЭ. Ω 1163 (1-я пол. XVII в.); СПбГУ. MSE II 80 (2-я четв. XVIII в.); РНБ. Греч. 136, (1-я пол. XVII в.), 237 (посл. четв. XVII в.), 499 (1679), 135 (1698), 130, 203, 564 (нач. XVIII в.), 188 (сер. XVIII в.), 501 (1757), 132 (посл. треть XVIII в.), 711 (кон. XVIII в.), ОЛДП. О.117 (1729-1731).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Прп. Максим Грек. Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. 1694–1695 гг. Прп. Максим Грек. Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. 1694–1695 гг. Ростовой образ М. Г., держащего перед собой обеими руками раскрытую книгу, помещен на сев-зап. столбе в росписи 1684 г. Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Без книги, с четками - в росписи 1736 г. артели под рук. ярославского иконописца А. И. Соплякова в алтаре ц. Вознесения Христова в Ярославле, где М. Г. представлен в рост, в красной мантии, в синем подряснике с желтой разделкой, на голове - высокая красная камилавка; правая ладонь развернута перед грудью вовне, левая, с четками, полуопущена. Так же М. Г. был представлен на фреске в сев. паперти Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (роспись 1689 г., под записью 1837 г. ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 214); образ М. Г. не сохранился, см. о нем: Тромонин К. Я. Очерки с лучших произведений живописи, гравирования и зодчества с кратким описанием и биографиями художников. М., 1839. Т. 1. С. 71-73. Прп. Максим Грек в молении Иисусу Христу. Миниатюра из сборника сочинений Максима Грека. 1726 г. (РНБ. ОЛДП. О. 15. Л. 5 об.) Прп. Максим Грек в молении Иисусу Христу. Миниатюра из сборника сочинений Максима Грека. 1726 г. (РНБ. ОЛДП. О. 15. Л. 5 об.) Еще один иконографический тип М. Г. в молении известен по миниатюрам рукописей. Напр., на миниатюре из рукописи ок. 1726 г. (РНБ. ОЛДП. О.15. Л. 5 об.) фигура М. Г. показана в 3/4-ном развороте влево, правая рука поднята ко лбу для совершения крестного знамения, левая в молении, с лестовкой. На святом охристый подрясник и красная мантия, на голове черная камилавка с коричневой оторочкой. Изображение обрамлено растительным орнаментом, фоном служат архитектурные кулисы с портиком и одиночными колоннами; в левом верхнем углу в облачном сегменте - образ благословляющего Иисуса Христа. На вставной миниатюре XVIII в. из сборника сочинений кон. XVI в. (РГБ. Ф. 98. 869. Л. 7 об.) М. Г. изображен так же, но на фоне пейзажа с деревом и мон-рем вдали. Правая рука поднята, демонстрируя двоеперстие, в левой полуопущенной руке - лестовка. От лика М. Г. к образу благословляющего Иисуса Христа в левом верхнем углу в облаках - надпись в одну линию: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже!» Изображение помещено в барочную раму с растительной орнаментикой, центр которой вверху отмечен 8-конечным крестом на Голгофе.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

Баженов И.Костромской Богоявленский Анастасьинский девичий монастырь. Изд. 5. Кострома, 1913. С. 4– 5. О Богоявленском монастыре см.: Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома, 2004; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 100–141; Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 342–346. РНБ. ОЛДП. О.125. Краткая характеристика этого источника содержится в статье: Алексеев А. И. Вкладная книга Костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей Российской национальной библиотеки//Шестнадцатые Загребинские чтения. Сборник статей по итогам ежегодной научной конференции (Санкт-Петербург, 6–7 октября 2021 г.). СПб., 2022. С. 143–150. Арсений занимал пост игумена Богоявленского монастыря в 1603—1618 гг. ( Строев П. М.Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 854). Иов занимал пост игумена Богоявленского монастыря в 1722—1739 гг. (Там же. Стб. 855). РНБ. ОЛДП. О.125. Л. 69. Там же. Л. 69. Там же. Л. 92 об. Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. — ревнители благочестия//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) . T. 43. Л., 1990. C. 64; Морохин А. В.К вопросу о времени обновления Макарьевского Желтоводского монастыря//Творцы и герои. Источники и исследования по нижегородской истории. Н. Новгород, 2012. С. 64—66. Алексеев А. И. Древнейший синодик Макариева Унженского Троицкого монастыря//Вестник церковной истории. 2007. 4(8). С. 19—34. Антонов А. В. К начальной истории нижегородского ополчения// Антонов А. В.Историко-археографические исследования: Россия XV — начала XVII века. М., 2013. С. 84—286. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 93 об. Там же. Л. 143. О землевладении Салтыковых см.: Павлов А. П. Думные и комнатные люди царя Михаила Романова: Просопографическое исследование. Т. 2. СПб., 2018. С. 266—276. Михаил Михайлович КривойСалтыков, в иночестве Мисаил († 1608 г.), окольничий в 1598—1608 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Борис Михайлович Салтыков († 1646 г.), боярин в 1613—1625/26 гг., в 1624—1633 гг. в опале, боярин в 1633—1646 гг. Михаил Михайлович Салтыков († 1671 г.), окольничий в 1623—1625/26 гг., в 1624—1633 гг. в опале, окольничий в 1633—1641 гг., боярин в 1641—1671 гг. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 1—1 об. Там же. Л. 2 об. Там же. Л. 3 об. Там же. Л. 4. Юрий Яншеевич Сулешев († 1643 г.), князь, боярин в 1615—1643 гг. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 106. Там же. Л. 8—8 об. Там же. Л. 12 об. Там же. Л. 12. Там же. Л. 169—183 об. Там же. Л. 172 об. — 173. Петр Михайлович Салтыков († 5 июля 1690 г.), кравчий с 1647 г., боярин в 1658—1690 гг. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 17. Там же. Л. 19—19 об. Салтыковы: Алексей Петрович († после 1724 г.), боярин с 1682 г.; Петр Петрович († 1699 г.), боярин с 1688 г. Иван Никитич Хованский, князь († 1656 г.); см.: Эскин Ю. М.Иван Никитич Хованский. М., 2019. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 180 об. Хованские, князья: Петр Иванович († 1709 г.), стольник в 1668–1676 гг., боярин с 1677 г.; Иван Иванович (около 1645–1701 гг.), стольник. Там же. Л. 167. Там же. Л. 82–82 об. Василий Леонтьевич Кафтырев, московский дворянин в 1618/19–1624/25 гг. Вероятно, принял монашеский постриг с именем Варсонофий. Там же. Л. 111 об. Дементий (Диомид) Васильевич Кафтырев († 1647 г.), московский дворянин в 1627/28—1645 гг. Его сыновья: Михаил († 1689), стольник; Константин, стольник в 1686—1692 гг. Там же. Л. 83. Семен Васильев Сыдавной Зиновьев, дьяк, думный дьяк в 1605–1619 гг. Там же. Л. 63–63 об. Филипп Федорович Голенищев, дьяк в 1597/98–1611 гг. Там же. Л. 60–60 об. Емельянов Никифор, дьяк Большого дворца в 1612 г. Там же. Л. 122 об. Гавриил Семенович Порошин, подьячий Стрелецкого приказа в 1646 г. Там же. Л. 47. Пимен Львов Панов, дьяк Патриаршего дворцового приказа в 1666–1675 гг. Там же. Л. 66 об., 69–69 об. Арсений Елассонский († 29 апреля 1630 г.), архиепископ при московском Архангельском соборе в 1607–1613 гг., в 1613–1615 гг. архиепископ Тверской, а с 1616 г. –Суздальский. Там же. Л. 6 об. Мария (Евфимия) Ивановна Салтыкова († 1639 г.), супруга боярина Б. М. Салтыкова, записана в книге под своим крестильным именем.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

2008. Σ. 208-210), а также богородичны «Свыше пророцы» на 2-й плагальный глас νεναν (Lesb. Ypselou. 48. Fol. 176v - 180, 1-я пол. XVI в.,- с указанием «двухорное» (δχορον); Lesb. Leim. 459. Fol. 387v - 388v, ок. 1700 г.; 238. Fol. 403v - 405, ок. 1700 г.; 8. Fol. 240v - 241, кон. XVIII в.; РНБ. Греч. 711. Л. 303; 130. Л. 502) и на глас βαρς (Lesb. Leim. 245. Fol. 212-214v; 459. Fol. 390-391v; 238. Fol. 407-409; 8. Fol. 241v - 242; РНБ. Греч. 126. Л. 556; 237. Л. 215, посл. четв. XVII в.; 203. Л. 187, нач. XVIII в.- с указанием «матима весьма искусная и прекрасная»; 711. Л. 307; РНБ. ОЛДП. О. 117. Л. 173, 1729-1731 гг.), «Весь похвальный, Всенепорочная, закон» (Απας γκωμων Πναγνε νμος) на 1-й плагальный (5-й) глас (Lesb. Leim. 459. Fol. 375v - 376; 238. Fol. 391v - 392v; 8. Fol. 231v - 232; РНБ. Греч. 130. Л. 486 об.; 711. Л. 294 об.), «Моление приими, Всенепорочная Мати» (Δησιν δξαι, πναγνε μτηρ) на 2-й плагальный глас (с указанием «богородичен, глаголемый святогорский, украшен же лампадарием кир Иоанном» - РНБ. Греч. 126. Л. 565), «Потрясошася языцы» (Εσεσθησαν λαο) на 4-й глас (богородичен) (Lesb. Leim. 459. Fol. 361v - 361; 238. Fol. 375-376; 8. Fol. 226-226v; РНБ. Греч. 130. Л. 469; 711. Л. 284), «Всечистая, яко виде Тебе» (Η πναγνος εδε σε) на 2-й плагальный глас (крестобогородичен на стиховне на утрене пятницы 3-й седмицы Великого поста) (Lesb. Leim. 259. Fol. 160v -162, 1572 г.), «Исаие, ликуй» (Ησαα χρευε) на 1-й плагальный глас (Lesb. Leim. 258. Fol. 113v - 116, 325v - 328v; 287. Fol. 113-115, ок. 1600 г.; 285. Fol. 209-211, 1600-1630 гг.; 257. Fol. 196-198, нач. XVII в.; 245. Fol. 206-207v; CPolit. Bibl. Patr. Coll. K. Ananiadou. 6. Fol. 125v - 126, 1680 г.; РНБ. Греч. 711. Л. 292 об.) и на 3-й глас (Lesb. Leim. 459. Fol. 373-373v; 238. Fol. 415v - 416v; 8. Fol. 246), «Богородице, надежда наша» (Θεοτκε λπς μν) на 2-й плагальный глас νεναν (РНБ. Греч. 126. Л. 538 об.), «Храм Твой, Богородице» (Ο νας σου, Θεοτκε) на 4-й плагальный глас (РНБ.

http://pravenc.ru/text/471305.html

Миниатюра из певч. рукописи из мон-ря Кутлумуш (РНБ. Греч. Папка I. 2, 2-я пол. XV в.) Иоанн Глика в окружении Иоанна Кукузеля и Ксена Корониса. Миниатюра из певч. рукописи из мон-ря Кутлумуш (РНБ. Греч. Папка I. 2, 2-я пол. XV в.) Не так часто в источниках встречаются двухорное «большое» «Достойно есть» (Η τιμιωτρα μεγλη) на 2-й плагальный глас с энихимами и калофонический стих (τιμιωτρα καλοφωνικ) «Сущую Богородицу» на 2-й глас (Ath. Cutl. 399. Fol. 117-117v, 119; 457. Fol. 88-89, 92; Ath. Iver. 985. Fol. 53-53v; 974. Fol. 85v - 86; Ath. Konstamon. 86. Fol. 141v - 142; Ath. Dionys. 570. Fol. 142-142v, кон. XV в.), воскресный причастен «Хвалите» на 1-й глас (Ath. Cutl. 456. Fol. 87v) и херувимская на литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» на 4-й глас (РНБ. Греч. 203. Л. 144) и на 1-й плагальный глас (Там же. Л. 144 об.). См. также песнопения литургии И. Г. в Анфологиях Ath. Xen. 171 (нач. XVII в.) и Ath. Greg. 52 (Fol. 17-32, XVII в.). Песнопения анафоры литургии св. Василия Великого в версиях И. Г. содержатся в списках XV-XIX вв.: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», «Аминь» (2), «Тебе поем» на 2-й глас (Ath. Iver. 973. Fol. 186-187v; 951. Fol. 102-102v; БАН. РАИК. 154. Л. 202 об.; Ath. Cutl. 456. Fol. 85v; Lesb. Leim. 289. Fol. 41v - 42; 273. Fol. 87-87v; 259. Fol. 110-112v; Ath. Doch. 315. Fol. 137; 369. Fol. 86-86v; Ath. Greg. 32. Fol. 47-49v; Ath. Pantel. 1008. Fol. 211v - 212; Ath. Philoth. 134. Fol. 240v - 241, кон. XVII в.; Ath. Karakal. 218. Fol. 50v, кон. XVII в.; 234. Fol. 181v - 182; РНБ. Греч. 135. Л. 174 об.- 176; 711. Л. 211 об.; 132. Л. 354; Lesb. Leim. 281. Fol. 184-186v, 1728 г.; РНБ. ОЛДП. О. 117. Л. 139; в транскрипции Хурмузия - S. Sepulcri. 705. Fol. 75-76), то же на глас βαρς (7-й) Δι (БАН. РАИК. 41. Л. 289-289 об., 30-40-е гг. XIX в.), задостойник «И чрево Твое» на 1-й глас τετρφωνος κ το Κε (РНБ. Греч. 742. Л. 344, ок. 1820 г.), песнопения анафоры Василия Великого на 2-й глас и «И чрево Твое» (БАН. РАИК. 65. Л. 293 об.- 294 об., 1820 г.; «распето (μελουρϒθησαν) Иоанном Гликой согласно древнему [преданию] (κατ παλαιν), сокращено (συνετμθησαν) же Иоанном протопсалтом» - РНБ.

http://pravenc.ru/text/471114.html

V в. до Р. Х.: добавление Книги прор. Авдия; 6) позднеперсид. редакция: присоединение Книг пророков Ионы и Малахии; 7) редакция времени Александра Македонского. По мнению Боссхарда-Непустиля, корпус М. п. подвергался редактированию и в эллинистическую эпоху. Мч. Осия. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 120) Мч. Осия. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 120) Основываясь в значительной степени на трудах Ногалски, А. Шарт ( Schart. 1998) изучил различные редакционные формулы в текстах М. п. Он выделил 6 основных этапов формирования корпуса М. п.: 1) объединение текстов пророков Северного (Израильского) царства Осии и Амоса в один свиток (Ос 1. 2 - 14. 1; Ам 1. 1; 1. 3 - 9. 4) - после 722 г.; 2) девтерономическая редакция - присоединение к текстам пророков Осии и Амоса сочинений пророков Южного (Иудейского) царства Михея и Софонии (Ос; Ам; Мих 1. 1 - 3. 12; 6. 1-16; Соф 1. 1 - 3. 8 и, возможно, 3. 11-13); 3) добавление к последним 4 книгам Книг пророков Наума и Аввакума (Ос; Ам; Мих 1-3; 6. 1 - 7. 6; Наум; Авв; Соф 1. 1 - 3. 13); 4) присоединение к корпусу М. п. Книг пророков Аггея и Захарии (Ос; Ам; Мих 1-7; Наум; Авв; Соф; Агг; Зах 1-8 и, возможно, Зах 9-13); 5) эсхатологическая редакция и добавление к корпусу М. п. Книг пророков Иоиля и Авдия - формирование Книги десяти пророков (Ос; Иоиль; Ам; Авд; Мих; Наум; Авв; Соф; Агг; Зах 1-14); 6) присоединение к корпусу Книг пророков Ионы и Малахии и превращение его в Книгу Двенадцати. На каждом этапе, кроме того, происходило редактирование текстов отдельных книг корпуса. Последние слова Книги прор. Малахии (Мал 4. 4-6) являются заключением ко всему разделу пророческих книг. В наст. время подавляющее большинство библеистов считают, что корпус М. п. окончательно сформировался не позднее нач. II в. до Р. Х., наиболее вероятно, в III в. до Р. Х. М. п. в Кумране Самое большое число цитат из М. п. в кумран. лит-ре содержат толкования (пешарим) на книги М. п. (рус. перевод: Амусин.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010