О Сергиевом ученике Андронике уточнено, что он скончался «месяца июля в 13 день, в лето 6982 году» (л. 38). При известии о кончине Сергия Радонежского добавлено, что Преподобный «бысть во игуменстве 40 лет» (л. 54). В главе «О проявлении мощеи» Сергия указано, что событие произошло «в лето 6933 году» (л. 55 об.). 19) РНБ, Соловецкое собр., 499/518 (л. 360–424) – начата 19 мая 1645 г., окончена в 1646/47 г. (Соловецкий монастырь, писец – Родион Казанец). 20) РНБ, Q.I.1153 (л. 100–102 об.) – первая половина XVII в. Сохранился лишь начальный фрагмент, текст обрывается на словах: «молим честную ти святыню, да молиши Бога, яко да вразумит мя святыми ти молитвами, о нем же вдан бых; известно бо знаю, яко приятны Богом» (дальнейшие листы отсутствуют). Филигрань: Двуглавый орел под короной – в опубликованных справочниках отсутствует. 21) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 579 (л. 235 об. – 252) – кон. XVII в. Выписки из Пятой Пахомиевской редакции. Филигрань: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка NPO – Дианова и Костюхина, 399 (1691 г.). 1) Российский государственный исторический архив, ф. 834 (Собр. Синода), оп. 1, 794 (л. 156 об. – 207 об.) – первая четверть XVI в. Текст значительно переработан. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной – Брике, 12614 (1516 г.); Звезда с извивающимися лучами – Брике, 13940 (1502–1521 гг.). 2) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19–75 (л. 200–244 об.) – конец 20-х-начало 30-х годов XVI в. Филигрань: Голова быка под крестом, обвитым змеей – Брике, 15381 (1530 г.). 3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 926 (4°) (л. 159–173 об.) – вторая четверть XVI в. Кончается главой «О произведеньи источника». По нижнему полю первых листов вкладная запись 1559 г. 4) БАН, 33.2.9 (л. 10 об. – 32) – сер. XVI в. Кончается главой о видении Сергию Богородицы. 5) Санкт-Петербургское отделение Института российской истории Российской Академии наук, ф. 238 (колл. Н. П. Лихачева), оп. 1, 398 (л. 1–43 об.) – сер. XVI в. Текст обрывается на рассказе о чуде с Семеном Антоновым на словах: «помяни, чюдотворче, егда бе в жизни сеи еси» (дальнейшие листы отсутствуют)..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ниже приводим список использованных в исследовании рукописных служебников в хронологическом порядке и указываем, какие евхаристические литургии есть в этих служебниках: ЛИЗ (литургия Иоанна Златоуста ) и ЛВВ (литургия Василия Великого ). XI в. РНБ, Санкт-Петербург Глаг. 2 – 8°, 2 л., старославянский, глаголица, пергамен [СК 1984: 35]. Окончание литургии Иоанна Златоуста и начало литургии Василия Великого [Афанасьева 2005: 17–35]. БАН, Санкт-Петербург 24 .4.8 (Срезневского собр. 5) – 8°, 1 л., старославянский, глаголица, пергамен. Молитвы входа в храм и целования креста перед литургией Иоанна Златоуста [СК 1984: 34]. Далее 24.4.8. Библиотека монастыря св. Екатерины, Синай Sin. slav 5/N – 8°, 80 л., старославянский, глаголица, пергамен. Фрагмент ЛВВ (молитва перед анафорой и Prefacio анафоры) 3 [Tarnanidis 1988: 103–108]. Первая половина XIII в. ГИМ, Москва Синодальное собр. (ф. 80370) 604 – «Служебник Варлаама Хутынского», 4°, 30 л., к. XII – н. XIII в. [СК 1984: 167], древнерусский, пергамен, устав нескольких почерков; на л. 1 об. запись скорописью XVII в. о том, что эта книга принадлежала «чудотворцу» Варлааму. По мнению А. И. Соболевского, служебник написан в Галицко-Волынском княжестве [Соболевский 1884: 29–32]. ЛВВ, ЛИЗ. [СК 1984: 167, датировка концом XII в.]. Передатировка на 1220–1225 гг. принадлежит О. С. Поповой [Попова 2003: 107–122]. Далее Син. 604. РНБ, Санкт-Петербург Софийское собр. (ф. 728) 519 – 4°, 54 л., древнерусский, пергамен, устав. Фрагмент ЛВВ. [СК 1984: 313]. Далее Соф. 519 . Вторая половина XIII в. РНБ, Санкт-Петербург ОСРК, Q.n.I.68 – «Служебник Милгоста грамматика», 4°, 70 л., сербский, пергамен, устав рашской школы письма. На л. 32 об. и 46 об. упоминается Михаил Милгост «граматик» как писец этой рукописи. ЛВВ. [СК 1984: 397]. Далее Q.n.I.68. Соловецкое собр. 1017/1126 – 4°, 24 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛВВ, ЛИЗ (с лакунами). [СК 1984: 311]. Далее Сол. 1017. Софийское собр. 518 – 4°, 46 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ. [СК 1984: 312]. Далее Соф. 518 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

От жития преподобного отца Саввы, который жил над Вишерою-рекою и там общежительный монастырь создал. Сочинено священноиноком Пахомием Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой Житие Саввы Вишерского было создано, как пишет сам агиограф (Пахомий Логофет), по повелению архиепископа Ионы, который посетил монастырь в 1461 г., но некоторые списки Жития свидетельствуют о том, что первоначально записки о жизни Саввы были собраны и написаны игуменом Савво-Вишерского монастыря Геласием (имеется приписка: «Нискано же бысть изобртено блаженаго Савы житие священноиноком Галасием, бывшаго тогда игуменом тоя обители в лто 1464, индикта 12 день»; см., например, рукопись: РНБ, собр. Погодина, 850, л. 731). Затем (после 1464 г.) Пахомий Серб оформил их в Житие. Верхняя граница создания Жития – 1472 г. – год создания Жития Ионы Новгородского, в котором упоминается Житие Саввы Вишерского. Древнейшие списки Жития датируются XV в. (РНБ, Соловецкое собр., 518/537; Основное собр., (3. 1. 999). Позднее в XVI в. Житие пополнилось пятью чудесами («О настоятеле обители», «Об архиепископе Ионе», «О том же Андрее», «Об Иоанне, одержимом лихорадкою и исцелившемся от гроба святого», «Об Устиане и о видении святого»). (См.: Янковска Л. А. Житие Саввы Вишерского. Типологический и текстологический анализ//Zeszyty naukowe widziau humanistycznego Universytetu Gdaskiego. Filologia Rosyjska. Gdask, 1979. N 8. S. 41–58). Список XVII в. из РНБ (ОСРК, Р. I. 729) представляет особую редакцию, в которую добавлены и сведения из Родословной книги о роде Бороздиных, к этому роду принадлежал Савва Вишерский. Пахомий Логофет, вероятно, был почти не знаком с жизнью Саввы, хотя они и были современниками. Многие факты биографии Саввы Вишерского до сих пор являются спорными и неизвестными. Савва Вишерский, канонизированный Церковным Собором 1549 г., происходил, по свидетельству Иосифа Волоцкого (см.: Преподобного Иосифа Волоколамского отвщание любозорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих), из рода Бороздиных, сын Ивана Васильевича Бороздина. Родился он около 1380 г. в городе Кашине Тверского уезда, постригся, вероятно, в Саввино-Сретенском монастыре, расположенном тогда к юго-западу от Твери на реке Тьме. Возможно, некоторое время он был настоятелем этой обители, которую покинул до 1416 г., уйдя, согласно тому же Иосифу Волоцкому , на Афон. (Ни один список Жития Саввы Вишерского в редакции Пахомия Серба этот биографический факт не отражает). Со Святой Горы Саввой Вишерским был вывезен список Кормчей книги (см.: Описание славяно-российских рукописей собрания графа Ф. А. Толстого. М., 1825. Отд. 1. 169. С. 92). После возвращения с Афона в поисках уединения Савва поселился на реке Вишере около Новгорода, где им и был основан в 1417 г. монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторую Пахомиевскую редакцию Жития Варлаама Хутынского: «Видв же его азъ тамо в манастырь пришедша, и въпросих его, он же такоже сказа ми, якоже и инии сказаша ми о нем. Аз же слышавъ сия от него и написавъ сия, яко да не забвена будет блаженаго отца чюдеса» (л. 117–117 об.). с Житием Саввы Вишерского: «Ниже и се да умолчано будет, иже Богъ творить святыми своими, обаче бо божественая благодать не токмо въ живот прославляти святыя своа, но и множае и по преставлении , да уврятся вси и познають, яко Господь нашь Исус Христос славящая его прославляеть, и ищющи его обрящуть благодать» (ОР РНБ, Соловецкое собр., 518/537, л. 294 об.). РНБ, Софийское собр., 1389, л. 297–297 об. загробных видениях присутствует свт. Николай – святой сообщает отроку, что когда тот молился святителю, он получал заступничество Варлаама. Варлаама Хутынского с пророком Илией присутствовало еще в пахомиевской Службе преподобному: «Якоже вторы Илия чюдесы показася, онъ бо въ живот сы, въздухы водоточными чюдодиствоваше, ты же и по смерти чюдесы удивляеши» (стихира); «Якоже другыи Илиа, отче, дождь съ небесе сведе. Онь бо огнь сведе, царя удиви. Ты же люди своа вьзвесели и торжьствовати устрои» (кондак).  Клосс Б. М . Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 374–375.  Бобров А. Г. «Повести древних лет»//ТОДРЛ. Т. 54. СПб., 2003. С. 136–171. Г. Бобров указывает для этого блока филигрань «Кабан», датирующуюся 1535 г. (Там же. С. 137). же. С. 138–140.  Шибаев М. А. Как был «сделан» софийский комплект ВМЧ//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. 3(61). С. 145.  Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера… С. 31, 33–34.  Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 146; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 33. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

Писатель участвовал в создании редакций Жития кн. мч. Михаила Черниговского и боярина мч. Феодора. В лит-ре встречаются разные т. зр. на количество созданных им редакций. Первым определил одну из них как Пахомиевскую архиеп. Филарет ( Филарет (Гумилевский). 1857. С. 100). Ключевский, доводы к-рого повторил Яблонский ( Ключевский. 1871. С. 146-147; Яблонский. 1908. С. 100-104), атрибутировал П. Л. редакцию, известную в одном списке с указанием имени П. Л. в надписании («Творение ермонаха Пахомия Святыя Горы» (РГБ. Ф. 310. 565. Л. 47); цит. по: Карбасова, Милютенко. 2019. С. 197-198). Н. И. Серебрянский выделил 3 редакции Пахомиева сочинения ( Серебрянский. 1915. Ч. 1. С. 119-131): Минейную (отражена в ВМЧ), Соловецкую (представлена списком РНБ. Солов. 518) и Архивскую (представлена списком в составе рукописи из собр. Оболенского. 26) - и предположил, что древнейшей из них является Минейная, к-рая принадлежит П. Л., т. к. один из списков этой редакции содержит в надписании его имя, а ее старшие списки сопровождаются Сказанием (Повестью) «Об убиении злочестивого царя Батыя», написанным П. Л., кроме того, в тексте Жития последовательно проведена лексическая замена непонятного П. Л. слова «коць» словом «мечь». Две др. редакции Серебрянский датировал кон. XV в. и отверг возможность переделки П. Л. своего сочинения. Н. И. Пак атрибутировала писателю не только Минейную (М), но и Соловецкую (С) редакцию на основании 2 общих чтений в ней и в пахомиевской Службе кн. мч. Михаилу Черниговскому (отказ П. Л. в авторстве Архивской редакции (Ар) исследовательницей не обосновывается) ( Пак Н. И.. 1988). Карбасова и Милютенко атрибутировали П. Л. все 3 выделенные предшественниками редакции, предложив др. порядок их появления: Архивская (Первая) - Минейная (Вторая) - Соловецкая (Третья), и отметили, что П. Л. нередко обращался к редактированию собственных сочинений ( Карбасова, Милютенко. 2019). Атрибуция Жития получила специальную аргументацию: П. Л., по мнению Карбасовой и Милютенко, одновременно редактировал Житие и Службу; т. к. они характеризуются содержательным единством, имеют ряд текстуальных параллелей, и их старшие списки (80-90-х гг. XV в.) встречаются в рукописях вместе (ГИМ. Чуд. 151; РНБ. Соф. 1389; РГБ. Ф. 304/I. 643), при этом Служба надежно атрибутируется П. Л.; Пахомиевские редакции Жития имеют общие чтения с др. сочинениями писателя.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

[lxxv] «Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся… отвергать что–либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика… чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы»//Деяния Вселенских Соборов. Том седьмой. Изд. 3–е. Казань, 1909. С. 285 (см. также С. 170–173). [lxxvi] Примером могут служить слова Иеронима Блаженного из послания пресвитеру Руперию: «Не говорю: “Мы боготворим останки мучеников”, да не послужим твари более чем Творцу». — Цит. по: Рубский В., свящ. Почитание мощей угодников Божиих//«Православная беседа». URL: Ср. с рассуждением Иоанна Дамаскина: «Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих… Я называю их богами, царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия…». — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1972. С. 140-141 (Кн. 4. Гл. 15: О почитании святых и их мощей). [lxxxii] Киево-Печерский патерик//Древнерусские патерики/Изд. подгот. Л. А. Ольшанская и С. Н. Травников. М.: «Наука», 1999. С. 8. [lxxxiii] Кирилл Туровский. «Слово о сънятии тела Христова с креста и о мироносицах, от сказания евангельскааго, и похвала Иосифу ве неделю третьюю по Пасце»//БЛДР. Т. 4: XII век. СПб.: «Наука», 1997. С. 160. [lxxxiv] Антоний Новгородский. «Сказание мест святых во Цареграде»//Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия/С предисл. и примеч. П. Савваитова. СПб., 1872. Стб. 65-66. [lxxxv] Житие Стефана Пермского//Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления/Ред. изд. Г. М. Прохоров. СПб.: «Глаголъ», 1995. С. 222-236. [lxxxvi] Произведение не издано. Согласно Л. А. Дмитриеву, его самый ранний список содержится в рукописи 1494 г. «Минея новым чудотворцам» (РНБ, Соловецкое собр., 518/537. Лл. 187-191. Мне «Воспоминание» знакомо по рукописи «Минея служебная» рубежа XVI-XVII вв. — РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, 501 (505). Лл. 396 об.-401 об.

http://bogoslov.ru/article/1250151

557 Копии с ханских ярлыков, использованные впоследствии многими учеными, см. там же, л. 238 об. – 260:и в том же собрании 962/272. 518 л. 559 Об этом говорится в Регламенте или Уставе Духовной коллегии среди «важных вин», заставляющих государя считать Синод лучше единоличного пастырства. 565 По опыту строительства морского флота на Воронеже в русско–турецкую войну 1672–1681 гг. об этом прекрасно знали на высшем государственном уровне. См.: Востоков А. X. Посольство Шакловитого к Мазепе в 1688 г.//Киевская старина. 1890. Т. XXIX. Апрель–июль. С. 199–226. 570 NCЗ–I. Т. 3. 1612 (от 26 декабря 7206/1697 г.). Ср.: Временник ОИДР. М., 1851. Кн. XI. Смесь. 572 См., например, Наказные статьи, приложенные Адрианом к грамоте Афанасию Холмогорскому в марте 1694 г. в ответ на прямую просьбу архиепископа: ААЭ. Т. IV. 309. 573 Об обоих этих делах – Соловецкого и Сийского монастырей – подробно см.: Верюжский В. М. Афанасий архиепископ Холмогорский, ею жизнь и труды… С. 309–311 и др ; Грамоты патриарха Адриана и архиепископа Холмогорского Афанасия о Соловецком монастыре//ПДПИ. Вып. 3. Спб., 1879. С. 5–38. 581 Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. III. Приложение VII. 37. С. 500–501. 582 Дмитриев Л. А. Новый список «Описания трех путей» Афанасия Холмогорского//АЕ за 1958 г. М., 1960. С. 335–349; ср. список РНБ. Собр. ПДА. 424. 583 Большую часть материалов об обстановке патриарших палат см.: Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. (Репринт: М., 1991.) 585 Архив Юго–Западной России. Киев, 1872. Т. V. Письма 204–206. С. 238–345. В этом томе помещена обширная переписка духовных и светских властей последней четверти XVII в., относящаяся к Киевской епархии. 589 Бакланова Н. А. «Тетради» старца Авраамия//Исторический архив. М., 1951. Т. 6. С. 131–155 и др. 596 см. грамоты Адриана Петру от 17 марта и митрополиту Варлааму от 8 апреля 1700 г.: Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. 3. Приложение VII. С. 535–536,539–540. Упомянутую далее грамоту о митрополите Игнатии см. на с. 536–537.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

86 Сосница – небольшая речка, рядом с Вишерой, название получила от Соснового Бора, в 5 км от монастыря. 88 Иоанн II – архиепископ Новгородский (ум. 24.VI.1417), управлял Новгородской епархией с 1388 по 1415 г. 89 ...бревно взяти... конецъ приатъ... – Восстановлено по списку: РНБ, Соловецкое собр., 518/537, л. 288 об. 90 ...Лисичиа гора зовомаа... – Лисицкий (на Лисичьей горке) Богородичный монастырь был расположен в 7 верстах от Новгорода. Первое упоминание в летописи 1389 г. 91 Ефрем – Согласно церковному преданию ученик преподобного Саввы, после смерти Саввы Вишерского удалился на берег озера Ильмень, где основал на западном берегу Перекомский Никольский монастырь. Память преподобного Ефрема Перекомского – 16 мая. Ефрем Перекомский вместе с Саввою Вишерским изображен на знаменитом Киликиевском кресте Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, который являлся государственной святыней в Казанском походе 1552 г. Современные научные данные показывают, что Ефрем Перекомский основал свой монастырь в 1407 г., на 10 лет ранее, чем Савва Вишерский. 92 ...Славный конецъ... – Новгород делился на две стороны – Торговую и Софийскую, которые в свою очередь делились на концы. Славный (Славенский) конец находился на юге Торговой стороны. Савва Вишерский посылает Ефрема туда, потому что именно в введении Славенского конца и находился Лисицкий монастырь. 93 ...и тамо обитель составити. – Савво-Вишерский монастырь, прежде Вознесения Господня Саввина пустынь, был расположен в 10 верстах к северо-востоку от Новгорода, близ Московской дороги, на левом берегу реки Вишеры. Известна также «докончальная грамота» – документ XV в. – об установлении границ монастырских владений. (См.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. 112. С. 172). 94 ...и церковь помыслив здвигнути... воскор поставлена бысть. – В «Краткой летописи о монастыре преподобного отца Саввы, иже над Вишерою ркою жившаго, Новгородскаго чудотворца, с присовокуплением древних грамот царских и прочих данных сему монастырю» (СПб., 1849. С. 1) сказано: «Сей преподобный сам первоначально построил свой монастырь с деревянною церковью по благословению преосвященного Симеона (ум. в 1421 г. – М. Ф.) архиепископа Новгородского в 1417 году». Новгородская III летопись сообщает под 1418 г., что поставлена деревянная церковь «Вознесения Христова в Саввине пустыни у Саввы Вишерского». (См.: ПСРЛ. Т. III. СПб., 1841. С. 236–237). По указанию В. В. Зверинского, собор Вознесения уже с приделами Покрова Богородицы и Саввы Вишерского «существует с 1661 г., в нем под спудом почивают в раке, устроенной в 1670 г., мощи преподобного Саввы». (Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. СПб., 1890. Т. 1. С. 221. 416.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многаа же инаа, повстем достойнаа, блаженым Савою быше и бывают, даже и досел. Дозд убо написася блаженнаго житие, малое от великих, елика возможна нам быша. И не яко что ума, но яко повелннъ бывъ первостоятелем, правящему тогда церковь , пресвященным архиепископом Великаго Новаграда владыкою Ионы, аще бо и не достигох еже подобну такова мужа исправлениа написати или по достоанию похвалити, и подобную честь тому воздати, и благаа нкаа, тому прикладнаа по достиянию, якоже б онъ, принести, но моление съ чистою совстию принесем, яко да Господь нам подасть молитвами святых своих благодать и милость в День Судный, егда хощет тайнам человчьским судити и воздати комуждо по длом его, и царствиа небеснаго наслдники сподобит нас со всми любящими его, яко тому подобает всяка слава Отцю и Сыну и Святому Духу нын и присно, и ввки вком. Аминь. 80 Кашин – город, входящий в состав Тверского княжества, находился в 188 верстах от Твери на реке Волге. 81 ...рода убо не проста, но паче велика и всмь знаема ... – Святой Савва Вишерский был сыном боярина Ивана Васильевича Бороздина. 82 ...и изыде от своего дому... и вселися ту... – Восстановлено по списку: РНБ, Соловецкое собр., 518/537, л. 285 об. Здесь имеется в виду Тверской Саввино-Сретенский монастырь, основанный преподобными Саввою и Варсонофием, современниками Саввы Вишерского. Официально они не были канонизированы, но существовало их местное почитание (память 2 марта). Монастырь, основанный примерно в 1397 г., находился в 20 верстах от Твери. Сейчас село Саввино Тверской области. 83 Паче же изволися ему, по Аврааму... прочаа лта жить яко не знаем. – Имеется в виду ветхозаветный сюжет: Авраам по повелению Господа покидает вместе с Саррою и Лотом землю Хароанскую и приходит в землю Ханаанскую, см.: Быт. 12, 1–5 . 85 ...пост святых апостолъ. – Пост святых апостолов Петра и Павла, иначе называемый Петровым постом, приурочен к 29 июня, собору Петра и Павла, в зависимости от праздника Пасхи продолжительность его различная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б. М. Клосс предположил, что житие свв. Кирика и Улиты было написано известным писателем рубежа XIV-XV вв. Епифанием Премудрым по заказу новгородского архимандрита Варлаама. 348 Однако агиограф сообщает, что этот текст сочинил вместо жития, написанного ранее манихеями или другими еретиками. В греческом оригинале, указанном публикатором сборника Вс. И. Срезневским , имя автора названо: Иконийский епископ Феодор. 349 Таким образом, к Епифанию Премудрому ни житие свв. Кирика и Улиты, ни сам сборник 1414 г. никакого отношения не имеют. А. М. Молдован выделил в составе 3-й редакции «Слова» Илариона несколько групп списков, восходящих к отдельным протографам. Этому делению соответствуют не только определенные разночтения в тексте «Памяти и похвалы», но и сама композиция цикла. В сборнике Матвея Кусова (Мусин-Пушкинском) был использован дефектный список «Слова» Илариона, подобный тому, из которого были выписаны отдельные фрагменты. В процессе переписки текст правили не по полному списку 3й редакции, а по 2-й редакции. Лакуну, тем не менее, не восполнили. Уже в готовую рукопись позднее внесли правку по какому-то исправному списку 3-й редакции («новейшая рука», по определению Ермолаева). Во всех остальных списках цикла текст «Слова» Илариона восходит к исправному оригиналу 3-й редакции. 350 Индивидуальность сборника Матвея Кусова состоит в наличии службы на 15 июля и жития свв. Кирика и Улиты. В списках РНБ, ОР, Сол. 518/537 (1494 г.) и РГБ, ОР, МДА, Фунд. 198 (XVI в.) сохраняется та же последовательность произведений (Иаков, Иларион, Распространенное житие), но нет службы и жития свв. Кирика и Улиты. Сборник Сол. 518/537 назван «Минея новым чудотворцам». Он был переписан в 1494 г. по распоряжению Соловецкого игумена Досифея в Вологде, и принадлежит к старейшему ядру монастырской библиотеки. Не вполне понятно указание на Вологду. Н. Н. Розов полагал, что там с Соловецкой рукописи снимали копию. 351 С. А. Бугославский отмечал особую близость «Минеи новым чудотворцам» к рукописи 1414 г. Вторым источником был Сильвестровский сборник XIV в. (РГАДА, Тип. 53 (159/2)), из которого было взято «Сказание, и страсть, и похвала свв. муч. Борису и Глебу», «Сказание чудес» и «Чтение» Нестора. 352 В первой части «Минеи» собраны службы. Св. Владимиру положены стихиры, тропарь и канон. Они не совпадают с тем, что читается в сборнике 1414 г. Служба соответствует минеям сер. XIV в. РНБ, ОР, Соф. 382 (лл. 67–71 об.) и Соф. 386 (лл. 144–152 ). 353 Отличий всего два: есть уникальный тропарь, неизвестный по ранним редакциям, и отсутствует славник «Начальника благочестия и пропов дника в р ...». В Соф. 382 он относится к стихирам на стиховне, а в Соф. 386 к стихирам на хвалитех (см. раздел 9). Очевидно, что в «Минею новым чудотворцам» служба переписывалась с более древнего оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010