1876. Стб. 844), т. е. в клеймах были представлены 12 фигур с нимбами (помимо 8 изображений святителя, еще 4 фигуры), в отличие от иконы из Ипатиевского мон-ря, на которой в клеймах представлены 10 фигур с нимбами (помимо свт. Николая, в сцене «Приведение во учение» - отец отрока Николая, в сцене «Успение» - один из святителей). Это означает, что повторение чудотворного оригинала сочеталось с использованием различных иконографических программ, в согласии с ними варьировался житийный цикл свт. Николая. Другие списки Освящение ц. свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Москве Симоном, митр. Москов-ским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 668 об.) Освящение ц. свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Москве Симоном, митр. Москов-ским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 668 об.) Число повторений Великорецкого образа чрезвычайно велико, а география их распространения демонстрирует широту почитания этого образа. В короткое время местночтимая святыня стала «общим достоянием» для Москвы, районов Северо-Восточной (Вологодские земли) и Северной Руси (Архангельск, Холмогоры, Карелия), для ближайших с Вяткой епархий - городов В. и Ср. Волги (Кострома, Казань). Появление святыни в этих городах иногда приводило к созданию особых живописных редакций житийной иконы-списка, напр. вологодской, в свою очередь распространенной от Архангельского края на севере до окрестностей Вологды и Кириллова Белозерского мон-ря ( Маханько. 2011). Видимо, после прославления иконы в столице ее списки раздавали в мон-ри. Согласно текстам описей и др. письменных документов, такие иконы были во мн. мон-рях на севере, северо-востоке и в вост. областях Московской Руси. Великорецкие иконы могли находиться в разных по функции храмах обители - в надвратных (в мон-рях Псково-Печерском и хлыновском Трифоновом Успенском) или в соборных, над игуменским местом (в Соловецком мон-ре) или у гробницы основателя (в Кирилловом Белозерском мон-ре), либо встречая и приветствуя входящих в обитель, либо обозначая место настоятеля или погребения святого покровителя и основателя.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Образ И. З. в рус. литургических рукописях наследует византийским, где он представлен, как правило, в рост. Так, на миниатюре из Служебника прп. Варлаама Хутынского (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об., 1220-1225) И. З. стоит с развернутым свитком в 3/4-ном развороте, слегка склонившись, как перед престолом. В отличие от парного ему изображения свт. Василия Великого (Там же. Л. 1 об.) фигура И. З. на золотом фоне вписана в 3-лопастную арку внутри орнаментированной рамки. Его облачение - фелонь сиренево-розового цвета, белый омофор с крупными крестами, синяя риза, золотом прописанные поручи, плат на боку, «источники» на ризе и епитрахиль. Иной вариант представлен на миниатюре из Служебника Соловецкого мон-ря (РНБ. Солов. 1017/1126. Л. 20 об., XIII в.) - внутри рамки простой формы, на золотом фоне помещена крупная, почти во все поле фигура стоящего на орлеце И. З. в крещатых ризах, в омофоре с большими черными крестами, с расшитой узорами палицей, он держит на левой руке закрытое Евангелие, правую руку поднял в жесте благословения, взгляд направлен в сторону. Эта иконографическая схема, прославляющая святителя как проповедника, пастыря Церкви, близка к одной из древнейших чудотворных рус. икон свт. Николая Чудотворца - иконе «Никола Зарайский», вероятно оказавшей влияние на рус. иконографию святителей, в т. ч. К-польских. В новгородских Служебниках XIV-XV вв. используются разные варианты иконографии И. З., представляющие его как служащего в храме священника. На миниатюре из т. н. Служебника прп. Антония Римлянина (ГИМ. Син. 605. Л. 1 об., нач. XIV в.) фронтальная, в рост фигура И. З. вписана в арку, опирающуюся на мраморные колонны. На темно-синем фоне четко выделяются белые крещатые ризы, на левой руке - раскрытое Евангелие, правая поднесена к Евангелию в жесте, соединяющем благословение и указание. В Служебнике 2-й пол.- 3-й четв. XIV в. (New York Public Library. Cod. Slav. 1 - оборот 1-го ненумерованного листа) вновь используется извод, где И. З. стоит в молении со свитком в руках, слегка склонившись перед престолом с киворием, над престолом повешены светильники, внизу - подвесные пелены с Голгофскими крестами. Изображение И. З. занимает почти все поле, воскрешая в памяти монументальные образы визант. искусства XIII в. В Служебнике Хутынского мон-ря, переписанном писцом Федором по заказу свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (ГИМ. Син. 600. Л. 1 об., ок. 1400), фигура И. З. вписана в рамку, составленную в стиле тератологического орнамента. Святитель облачен в крещатые ризы, его правая рука высоко поднята в благословении, на левой - раскрытый кодекс. На миниатюре из Вяжищского Служебника (РНБ. Соф. 1537, 1-я пол. XV в. или ок. 1438-1441) изображение И. З. воплощает величие и достоинство епископа К-поля (фронтальная фигура дана цельным силуэтом без опоры и фона) и более всего напоминает иконный образ.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ( 15.04.1652, Москва), патриарх Московский и всея Руси. И. был родом из Владимира, где его родной брат служил соборным протоиереем. В 1639 г. И. стал настоятелем московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . После смерти патриарха Иоасафа I Русская Церковь более года оставалась без первосвятителя. Царь Михаил Феодорович хотел привлечь к участию в выборе патриарха не только архиереев, но и всех наиболее достойных представителей духовенства. В нач. 1642 г. во все епархии отправили царский указ прислать в Москву «болших, и средних, и менших монастырей старцов добрых, и черных попов, и дьяконов, которые житием воздержателны, и крепкожителны, и грамоте горазди» (ААЭ. Т. 3. С. 445-446, 302). Готовясь к избранию главы Церкви, царь 17 марта 1642 г. велел перестроить Патриарший двор в Кремле. 20 марта царь предложил участникам Собора 6 запечатанных жребиев с именами Суздальского архиеп. Серапиона , Астраханского архиеп. Пахомия , архим. Симонова монастыря И., игум. московского в честь Богоявления мужского монастыря Ионы, игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря Маркелла, игум. псковского Святогорского монастыря Макария. Из них с молитвой был выбран жребий И. Хиротония новоизбранного патриарха состоялась 7 дней спустя. Иосиф, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. F.IV.764. Л. 106) Иосиф, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. F.IV.764. Л. 106) Период управления И. Русской Церковью был богат событиями. Из-за того что имя предстоятеля фигурирует на мн. документах его эпохи, трудно определить степень личного участия И. в их подготовке. Вступив на кафедру, И. столкнулся с проблемой возможного династического брака между царевной Ириной Михайловной и сыном дат. кор. Христиана IV от морганатического брака гр. Вальдемаром. После заключения этого союза позиции протестантов в Москве могли существенно усилиться. Негласные обещания сохранения королевичем вероисповедания в случае женитьбы на царевне, данные в Копенгагене гамбургским купцом П. Марселисом, который исполнял функции русского посла, противоречили нормам русского канонического права, запрещавшего смешанные браки; традиции государственного управления исключали возможность проникновения инославных в правящую элиту. В случае заключения брака с Ириной Михайловной Вальдемар становился 3-м в иерархии верховной власти России, что ставило под угрозу престиж наследника - царевича Алексея Михайловича . В результате незадолго до прибытия Вальдемара в Россию в Москве была начата антипротестант. кампания.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Память погибших в годы репрессий молитвенно почтили в Санкт-Петербурге 30 октября 2019 г. 18:20 Ежегодная акция «Хотелось бы всех поименно назвать...», посвященная Дню памяти жертв политических репрессий, прошла в Санкт-Петербурге 30 октября 2019 года. Организаторы — центр «Возвращенные имена» при РНБ, Санкт-Петербургская ассоциация жертв необоснованных репрессий, Свято-Петровское малое православное братство, Свято-Вениаминовское малое православное братство, Феодоровский собор, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Литературно-мемориальный музей Федора Достоевского и историко-культурный центр «Белое дело». У Соловецкого камня на Троицкой площади, на Левашовском мемориальном кладбище, у нового здания РНБ, у стен Феодоровского собора, у памятника Федору Достоевскому, в саду Фонтанного дома у музея Анны Ахматовой состоялось чтение имен погибших и пострадавших в годы репрессий. Эта акция проходит в городе на Неве девятый год. Любой желающий может прочесть несколько имен из Мартиролога, зажечь свечу памяти, назвать имена пострадавших родных и близких. Рядом с Соловецким камнем открылась выставка «Город, которого нет…», посвященная Петербургу и петербуржцам, пострадавшим в испытаниях ХХ века. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия у Соловецкого камня клириками Санкт-Петербургской епархии весь день совершались заупокойные литии. «В чтение имен пострадавших должно быть включено и наше отношение с Господом Богом, — сказал настоятель храма великомученицы Анастасии Узорешительницы, главный редактор радио " Град Петров " протоиерей Александр Степанов. — Поминовение должно сопровождаться молитвой, соединяющей сегодня этих людей с Богом и включающий и нас в этот круг общения вечного, потому что у Бога все живы, и люди, которые были так жестоко, чудовищно уничтожены, тоже живы у Бога. Помолимся о них». «Здесь собираются люди, которых это как-то затронуло, — сказал отец Александр в слове после богослужения. — Не обязательно затронуло семью — мою семью, например, это затронуло минимально. Но приходят сюда люди, которые не могут мириться с несправедливостью, жестокосердием. Злодеяния творились в нашей стране в чудовищных масштабах, и самое страшное, что мимо большинства это как-то прошло. Даже в семьях, которых это коснулось, было к этому отношение как к стихийному бедствию, но это же творилось волей людей, сознательно. Чем меньше мы на эту тему размышляем, тем больше опасность, что это может повториться. Мы, верующие, в лучшем положении. Важно сохранить не жизнь, а живую душу. Жива душа у человека, который живет с Богом, живет Им. Если мы с Богом живем, что нас может разлучить от любви Божией (Рим. 8:35)!»

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Основная часть документов о поездке митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа находится в фонде Духовных российских дел – РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 20, ч. 1–73. Историки XIX в. подробно изучали материалы этого дела 33 ; П.Ф. Николаевский написал специальную статью о путешествии Никона на Соловки 34 . В материалах дела находятся 8 посланий митрополита Никона царю. Ещё одно письмо Никона Алексею Михайловичу, составленное в июне 1652 г., осело в собрании царских писем – РГАДА, ф. 142 (Царские подлинные письма), оп. 1, д. 382; по этой рукописи оно издано архимандритом Аполлосом (Алексеевским) в приложении к жизнеописанию патриарха Никона 35 . Шесть посланий царю Никона и князя И.Н. Хованского из фонда Духовных дел тоже изданы в XIX в. 36 . В связи с растущим в то время интересом к «делу» патриарха Никона документы о его деятельности активно издавались 37 ; со многих из них делали копии 38 : мне известны три рукописи XIX в., содержащие списки одних и тех же материалов о поездке Никона на Соловки: РГБ: ф. 256 (собр. Н.П. Румянцева), 336; ф. 173.IV (собр. Московской духовной академии), 9; РНБ, ф. 550 (ОСРК), F. I.337 (см. Приложение 1). Тексты посланий митрополита Никона и князя И.Н. Хованского к царю по рукописи из РНБ недавно были изданы независимо друг от друга С.В. Лобачёвым 39 и С.К. Севастьяновой 40 . Однако тексты девяти посланий митрополита Никона к царю мной вновь подготовлены к изданию, поскольку они опубликованы по случайному списку и не имеют реального комментария (см. Приложение 2.11). Таким образом, к исследованию мной привлечены 15 писем митрополита Никона царю: шесть отправлены из Новгорода и девять составлены во время поездки в Соловецкий монастырь. Новгородские и соловецкие послания митрополита Никона к царю Алексею Михайловичу по форме и содержанию напоминают один из самых распространённых видов деловой письменности XVII в. – приказные отписки. Именно так они названы в изданиях историков 41 , поименованы в приказном делопроизводстве 42 , да и самим Никоном: «Да и против отписок, что от меня, богомольца твоего,//...к тебе, государю, про их воровство 26, с. 66) 43 . «И под одпискою роспросные рчи... посылал к теб, государю, к Москв»; «И по тм нашимъ отпискам... прислана мн, богомолцу твоему, твоя, государева, грамота...» 2, л. 126); «...и тому я, богомолец твой, послал к теб, ко государю, роспись под сею отпискою» 3, л. 4) 44 . Не отступая от этой традиции, в дальнейшем буду называть послания новгородского периода митрополита Никона царю «отписками».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Еще в юности И. С. выработал свою систему записи большого объема текстов: использовал сокращения слов (до одной буквы), мельчайшее письмо (что затрудняет изучение его наследия); в своих странствиях ему приходилось возить многочисленные непереплетенные тетради с текстами и выписками. В сер. 70-x гг. XVI в. И. С. переписал для себя календарно-астрономические и медико-астрологические трактаты (отдельные тетради сохр. в составленном книжником энциклопедическом сб. РНБ. Q.XVII.67). Получить эти сочинения он мог у книжников из окружения царя Иоанна IV Васильевича , когда царский двор переместился на время в Вел. Новгород. Маршруты нек-рых путешествий И. С. отразил в 3 дорожниках, составленных, как и автобиография, на основе дневниковых записей в конце жизни, при приведении в порядок своего архива. Первый дорожник отражает перемещения книжника-клирошанина в 1599-1600 гг. и имеет несколько самостоятельных разделов: «Путь из Кир(илова) водян(ой)», «Путь из Палеостровскаго зимний», «От Тихфина до Зеле(ные) пус(тыни) водою», «Путь из Зеленые летний», «Путь с Коневца зимний». Второй дорожник, имеющий общий заголовок «О путех», содержит в основном описание передвижений И. С. по Ладоге в 1601-1604 гг., начинавшихся в Вел. Новгороде. Третий дорожник под заголовком «Указ о разстоянии пути» не всегда соответствует хронологической канве странствий И. С., включает и ранние маршруты - 1591-1592 гг., и позднейшие - 1600-х гг. В нем, вероятно, были использованы имевшиеся в то время дорожники, в к-рых указывалось расстояние между населенными пунктами по ямским дорогам. В целом дорожники И. С., в которых приведены названия мелких населенных пунктов и расстояния между ними (в отличие от автобиографии, где указано только время в пути от одного мон-ря до другого), содержат уникальную информацию по исторической географии данных регионов. Существенно дополняют автобиографию И. С. сведения, имеющиеся в его посланиях, на основе к-рых он создал оригинальные письмовники. До нас дошел письмовник И. С.- в тетради на 6 листах в сборнике РНБ. Q.XVII.67. Л. 211-215 об. (на л. 211 об.- дорожники), включающий 52 эпистолярных текста, скопированные, по-видимому, в 1600-х гг. На л. 216 помещены еще 2 эпистолярных текста, дописанные позднее (возможно, ок. 1621). Все тексты основаны на посланиях и челобитных, составленных И. С. от своего имени или от имени др. лиц, 2 или 3 текста являются типовыми. Значительная часть посланий в письмовнике состоит только из формулярных начальных частей. Среди сочинений, приведенных полностью или почти целиком, имеется ряд уникальных документов, освещающих не только жизнь странствующего монаха кон. XVI - нач. XVII в., но и деятельность нек-рых известных иерархов.

http://pravenc.ru/text/578350.html

забрать, гробницу его разобрать и молебнов ему не служить. При Тверском архиеп. Григории (Постникове; 1831-1848) икону Н. и список с грамоты царя Феодора Алексеевича от 12 апр. 1676 г. передали в тверской кафедральный Преображенский собор. Вероятно, в связи с этим решением на иконах с изображением Собора Тверских святых Н. нет. Известно, что его изображения находились в близлежащих селах, напр. в с. Тутань. В с. Нектарьеве в пасхальные дни священники продолжали ходить по домам прихожан с малым образом Н., перед к-рым служили молебны прп. Нектарию Киево-Печерскому. Не исключено, что именно Н. (надпись в нимбе: «П Hekmapiu тверс»; погрудный образ в куколе, борода с проседью средней величины) изображен в правой группе преподобных в верхнем ряду на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Кроме того, преподобный с именем Нектарий (скорее всего тверской или бежецкий подвижник; средовек в черном клобуке с воскрилиями) показан в составе Собора российских чудотворцев на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). С 2001 г. по инициативе настоятеля тверского храма во имя блж. Ксении Петербургской свящ. Сергия Дмитриева в течение 5 дней, следующих за 1-м воскресеньем после 12 июня, по берегам р. Тьмы проходит крестный ход. На местах бывш. мон-рей его участниками поставлены поклонные кресты. В бывшей Нектариевой пуст. поклонный крест установили в 2008 г. Память Н. совершалась 3 апр., в день тезоименитства Нектария Киево-Печерского. В иконописных подлинниках XIX в. на этот день встречаются следующие указания на его внешность: «Сед аки Власий» (РНБ. Погод. 1931. Л. 135, 20-е гг. XIX в.); «Подобнем аки Савватий Соловецкий надсед» (РНБ. СПбДА. А II. 54. Л. 24, сер. XIX в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 175). В Месяцеслове архиеп. Димитрия (Самбикина) и др. агиографических справочниках память Н. записана под 7 апр. Святой канонизирован в составе Собора Тверских святых, празднование к-рому было установлено в 1979 г.

http://pravenc.ru/text/2564868.html

В памятниках изобразительного искусства сохранились сцены гибели И. А., отличающиеся от визант. минологиев и, возможно, связанные с влиянием истории ап. Иакова, брата Господня. Согласно этой версии, И. А. был сброшен с крыши храма. Такое изображение сохранилось на миниатюрах Штутгартского Пассионала (Stuttg. Cod. bibl. 56-58, ок. 1130, см.: Boeckler A. Das Stuttgarter Passionale. Augsburg, 1923. Add. 30). В мозаиках Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) среди циклов апостольских мучений представлено, как некий иудей сталкивает И. А. с крыши здания, имеющего форму октагона с куполом на колоннах, 2-й раз И. А. представлен лежащим у подножия. Изображения И. А. в памятниках зап. искусства даже в рамках визант. влияния сближают его с ап. Иаковом, братом Господним: напр., в мозаиках капеллы Палатина в Палермо (1132-1140) И. А. представлен стоящим в облачении епископа (в полиставрии, с омофором и с книгой). Подобным же образом, как епископ с омофором и с Евангелием, рядом с Петром и Павлом, И. А. представлен на фресках в крипте Сан-Лоренцо в Фазано (XI-XII вв.). В зап. иконографииИ. всегда изображается как апостол в античном хитоне и гиматии с Евангелием, позднее - с атрибутами мученичества. В Др. Руси центром особого почитания И. А. был Вел. Новгород. На новгородских иконах встречаются его изображения, связанные с патрональной темой, как, напр., на иконе «Рождество Богоматери» в качестве поясного образа в медальоне на поле с подписью (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Образ И. А. присутствует в новгородских рукописях Хроники Космы Индикоплова в составе композиции со святыми в медальонах по сторонам Креста Господня (известны неск. экземпляров, созданных в 1-й пол. XVI в.: рукопись 1539 г. из собрания кн. Оболенского, входившая в августовский том Великих Миней по Софийскому списку (РГАДА. Ф. МИД. 159. Л. 6); из б-ки свящ. Сильвестра, духовника царя Иоанна Грозного, вложенная в 1552 г. в Соловецкий мон-рь (РНБ ОР. F.IV.683. Л. 1 об.), и из б-ки Софийского собора в Вел. Новгороде (РНБ. Соф. 1197. Л. 5)). И. А. изображен в медальоне по пояс (с подписью: «оагиос иаковъ алфеевъ») в нижнем ярусе и составляет пару со свт. Сильвестром, папой Римским. И. А., зрелый муж, в античных хитоне и гиматии, с короткими волосами и бородой, на плечах его - омофор, на покровенной левой руке - книга. В подобном варианте очевидно смешение с иконографией ап. Иакова, брата Господня, также почитавшегося в Вел. Новгороде. В храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Ильине ул. в 1615 г., согласно росписи новгородских мон-рей и церквей, существовал придел во имя ап. Иакова Алфеева, где, несомненно, была его храмовая икона (Опись Новгорода 1617 г./Ред.: В. Л. Янин. М., 1984. Ч. 2. С. 329).

http://pravenc.ru/text/200309.html

Кроме этих пустынников в диком лесу Соловецкого острова, предание называет многих других подвижников, искавших спасения в самом строгом безмолвии. Таков был Адриан, живший близ озера, в самой середине острова, в двух верстах от кельи, выстроенной игуменом Иринархом, и проводивший строгую подвижническую жизнь; здесь он скончался и погребен в пустыни. Мирянин Савва, бывший в числе труждающихся в обители, удалился в леса на Соловецком острове и подвизался одиннадцать лет, ведомый только единому Богу. По смерти же, в игуменство Рафаила, он был погребен близ Дамианской кельи (1633–1636). Подле Саввиной кельи отшельничал монах Нестор, день и ночь подвизаясь в молитве и посте. По смерти он также погребен близ Дамиановой пустыни. Тропарь и Кондак общие. Дополнительные сведения Андроник (Трубачёв) , игумен Андрей Соловецкий// 55 С. 388. Память 9 августа – в Соборе Соловецких святых, пустынник. «Повесть о пустынножителе Андрее» известна по 2 спискам начала XIX в. (РНБ. Солов. 1195/1366; ГИМ. Воскр. В «Повести» сказано, что преподобный пришел в Соловецкий монастырь при игумене Варлааме (Рогове; впоследствии митрополите Ростовском). Сначала проходил общие послушания с трудниками, затем был послан в Сосновую солеварню. В 1575 г. Андрей Соловецкий скрылся вглубь острова и поселился в выкопанной им пещере. Здесь он испытал тяжкие духовные и телесные искушения, «с помыслы брахся, аки с лютыми зверми», несколько раз хотел вернуться в монастырь, но всегда неожиданные обстоятельства (гром, молния, дождь или сильный мороз) останавливали его. Когда же Андрей Соловецкий принимал решение не покидать пустынь, «тихий прохладный и теплый ветр, благорастворенный воздух и солнце, светло сияющее», успокаивали подвижника. Через 3 года Андрею Соловецкому явился ангел и благословил в пищу траву, а воду велел брать из озера; так пустынник прожил еще 28 (в «Повести» явная ошибка – 58) лет, трава и вода были его единственной пищей. Как свидетельствует «Повесть», преподобный сам поведал историю своего отшельничества иноку Василию Кенозерцу, который, заблудившись, обнаружил пещеру Андрея Соловецкого, видел в жилище преподобного «два корытца, во едином бысть трава намочена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в другом же вода». Василий пересказал услышанное своему духовному отцу иеромонаху Исидору Новгородцу и описал ему внешность отшельника: «Наг бысть весь, возрастом средний, скудобрад, тело же его черно, аки земля, и сухо, аки мертвеца». В монастыре стало известно о пустыннике, но никому больше не было открыто место его подвигов. Была ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация Андрея Соловецкого, как и других пустынножителей Соловецких, неизвестно, но в начале XIX в. имя его внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), в начале XX в. включено в «Архангельский патерик». Местное прославление Андрея Соловецкого совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Собора Соловецких святых. Житие преподобного отца нашего, игумена Никодима (в миру Никиты) Кожеезерского, Хозьюгского 4 Память его празднуется месяца июля в 3-й день и месяца октября в 31-й день † 1640 Близ города Ростова, в селении Иванкове, родился сей великий труженик, и мирское имя его было Никита. Родители его были земледельцы, и часто с ними находился он в поле, пася стадо отцовское. Однажды, посреди тишины сельской, услышал он тайный голос, его зовущий, но не тем именем, которое он носил: «Никодим, Никодим!» Ужаснулся отрок, ибо никого другого не было в поле, и возвестил о том родителям. Они успокоили его, ибо уразумели в этом голосе предзнаменование иного образа жизни. Но как сын послушания, он оставался с ними до их кончины. После их смерти, чувствуя сиротство свое, переселился в Ярославль, где научился ковать железо и делать гвозди, чтобы питаться трудами рук своих. Потом переселился он в царствующий град, где занимался ремеслом своим, не забывая и нищих, которым уделял свои избытки, и часто посещал храмы Божии. В одном доме с Никитою обитал выходец из Твери, занимавшийся одинаковым с ним ремеслом, который имел злую и безнравственную жену. Ей пришла преступная мысль отравить мужа, и она положила яд в его пищу. Не зная коварного замысла, муж пригласил с собою обедать сотрудника своего Никиту, и оба были отравлены. Но муж немедленно умер, а Никита, хотя и сохранил жизнь, но страдал жестокою болезнью в утробе. Однажды сидел он, по обычаю, на месте, где продавал рукоделие свое, к нему подошел человек в странном одеянии и спросил, назвав его по имени: «Никита! Чем болишь, скажи мне без всякого сомнения, что с тобою случилось?» С полною доверенностью открыл ему болящий причину своей болезни, и странник сказал ему: «Чадо, в шестом часу дня приходи ко храму Владычицы, честнаго Ея Покрова, что на рву. Там я тебе дам лекарство, которое поможет тебе молитвами Пресвятой Богородицы». Послушался Никита и на указанном месте встретил его тот же человек, с малым сосудом в руке, из которого дал ему выпить, осенив прежде себя знамением крестным. В ту же минуту он исцелился от тяжкой болезни, а странник скрылся от его взоров, – это был блаженный Василий, Христа ради юродивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010