Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых. Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа:            , кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:            , канон 8-го гласа, ирмос:      , нач.:            . По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001). Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского Патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в.- РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу ( Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 13.05.1701, Москва), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель. И. происходил из знатного дворянского рода, до принятия монашества, вероятно, имел чин стольника. Н. П. Лихачёв полагал, опираясь на одно из поздних родословий, что И. в миру звался Иваном Степановичем; согласно А. П. Богданову, имя архиерея в миру было Илья Александрович. Однако оба мнения следует признать недостаточно обоснованными ( Лукичёв М. П. К вопросу о происхождении митр. Игнатия - историка и публициста XVII в.// Он же. Боярские книги XVII в.: Тр. по истории и источниковедению. М., 2004. С. 333-335). В 1667 г. И. принял монашеский постриг в Маровской в честь Воздвижения Креста Господня (Крестомаровской) пуст. в Нижегородском у., где под рук. игум. Павла (Маровского ; впосл. митрополит Рязанский) возрождались традиции монашеской жизни и нестяжания, процветала лит. деятельность. В 1667 г. И. закончил работу над переводом с греческого сборника Житий святых (РГБ. Собр. Овчинникова. 749), затем переписал и отредактировал Скитский патерик (ГИМ. Син. 214), трудился над монастырским синодиком, включив в него большое число имен крестьян, посадских и мастеровых людей. Вскоре И. был рукоположен во иерея. По мнению Богданова, в 1673 г. И. по поручению правительства ездил к запорожским казакам с целью благословить их на участие в войне с Турцией и Крымским ханством на стороне России. Вручив казакам икону Киевского митр. св. Алексия , И. произнес «Слово к православному и христоименитому запорожскому воинству, внегда принесенней быти всечестней иконе... в благочестивыя полки их противу нечестивым турком и татаром». Весной 1675 г. И. возглавил Крестомаровскую пуст. Известен Торжественник, переписанный настоятелем этой обители иером. Игнатием в мае 1675 г. (ГИМ. Син. 306). В 1676 г. И. был переведен в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь (по др. сведениям, там он принял постриг), назначен экклисиархом (уставщиком). Эта должность в обители была особо ответственной, поскольку только что было подавлено старообрядческое Соловецкое восстание 1667-1676 гг. И. было поручено привести богослужение в обители в соответствие с совершившейся в сер. XVII в. в Русской Церкви богослужебной реформой. В 1677-1679 гг. И. занимался составлением «Соловецкого Ирмология» (РНБ. Солов. 277/282), для чего переложил тексты новоисправленных богослужебных книг на крюковую нотацию, обнаружив глубокое знание визант. и совр. ему греч. пения, слав. певч. традиций.

http://pravenc.ru/text/293471.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в., г. Галич (ныне Костромской обл.) - 4.02. 1532, Новоезерский Воскресенский мон-рь), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), основатель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря на Красном о-ве (ныне Огненный) Нового оз. (близ Белозерска Вологодской обл.). Житие К. Житие К. было написано, вероятнее всего, игуменом Новоезерского мон-ря Пименом между нояб. 1581 г. (дата последнего записанного чуда) и июлем 1582 г. (в грамоте от 5 авг. 1582 в качестве настоятеля обители назван строитель Герасим). Созданная Пименом редакция (др. произведения этого автора неизвестны) получила название Первоначальной и сохранилась в одном списке - РНБ. F.I.894. Литературными источниками Жития послужили 6 русских житий: преподобных Александра Свирского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Саввы Вишерского, а также блж. Исидора Твердислова. Житие прп. Александра Свирского стало композиционной моделью для Жития К. Первоначальная редакция Жития К. содержит много фактической информации. В данной редакции зафиксированы основные сведения о святом, описание его 10 прижизненных чудес, преставления и 19 посмертных чудес; текст не имеет вступления и похвалы святому. Данная разновидность Жития К. не получила широкого распространения в отличие от последующей, Основной, редакции, известной более чем в 100 списках. Основная редакция была создана в 1623-1625 гг. Житие К. подверглось стилистической правке, были добавлены 20-е чудо и предисловие (на основе предисловия к Житию прп. Евфимия Великого). Основная редакция стала источником всех последующих переработок Жития К., вошла в крупные минейные своды (Тулуповский, Милютинский, Сийский, братьев Денисовых ), к ней дописывались чудеса святого. До кон. XVIII в. этот текст по крайней мере 3 раза редактировался, приспосабливался к новым языковым и стилистическим нормам, отражал изменения в почитании святого. Выделяют 4 варианта Основной редакции, созданные в Новоезерском мон-ре: ранний (1623-1625), поздний (2-я пол. 40-х гг. XVII в.), текст со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1652-1659), текст Лицевого сборника (РГБ. Муз. 4660, нач. XVIII в.). Слово на обретение мощей в посвященном К. агиографическом цикле выполняет роль Похвального слова; это предназначение памятника было усилено при его редактировании (в нач. XVIII в. была создана 2-я редакция Слова).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Св. блгв. кнг. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (Покровский собор Новоспасского мон-ря) Св. блгв. кнг. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (Покровский собор Новоспасского мон-ря) 12 июня 1650 г. при участии царя и царицы состоялось перенесение мощей А. К. из деревянной Успенской ц. в соборную Воскресенскую. На Соборе в Москве А. К. причислили к лику святых. Вскоре после перенесения мощей (между 1650 и 1652) было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской» (по мнению С. А. Семячко, оно написано московским автором, сопровождавшим царя Алексея Михайловича в его поездке в Кашин). Службу на перенесение мощей по указу царя в Москве составил иером. Епифаний (Славинецкий) и привез с собой на праздник прославления святой. Тропарь и канон на обретение мощей (21 июля) написали кашинские прот. Иван Наумов и посадский человек Семен Осипов сын Сухоруков. Неск. позже (по предположению Семячко, после 1652) было написано житие А. К. Его составитель неизвестен, скорее всего им был старец Соловецкого мон-ря Игнатий. В житии св. блгв. кн. Михаила Ярославича, составленном тверским клириком в 1657-1658 гг., автор поместил «Плач княгини Анны», подражавший «Плачу» блгв. кнг. Евдокии , жены блгв. кн. Димитрия Донского . К 1675-1676 гг., по мнению В. А. Кучкина, был создан комплекс агиографических памятников, посвященных А. К.: житие, Сказание о явлении св. княгини пономарю Герасиму, Сказание об обретении и перенесении мощей, повести о чудесах (сборник ГИМ. Син. 622). В 1677 г. предполагалась поездка в Кашин царя Феодора Алексеевича . Однако накануне Патриархом Иоакимом в Кашин была направлена комиссия, к-рая 12-21 февр. провела исследование случаев исцелений от мощей А. К. На основании выводов комиссии на малом соборе в Москве было принято решение не почитать А. К. как святую (один из списков документов Собора: РНБ. Погод. 1608), это решение подтвердил Собор 1678-1679 гг. соборы признали почитание и житие А. К. ложными, по княгине было разрешено петь панихиды, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя А.

http://pravenc.ru/text/115602.html

В наст. время известны 30 О. в рукописях и нотных изданиях с XII по XX в., в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники и Обиход, а также не включенных в певч. книги. По литургической принадлежности это песнопения будничного и воскресного богослужений: «Верую», «Свете тихий», тропарь «Воскресение Христово видевше» , богородичны «Преблагословенна еси» и «Достойно есть» , песнопения чина заздравной чаши «Днесь возгреме» и чина «мефимон» (т. е. великого повечерия (см. ст. Повечерие )) «Бесплотное естество херувимское», а также стихиры на «Слава, и ныне:» и на целование иконы в двунадесятые, великие и средние праздники: Сретение Господне, Успение и Покров Пресв. Богородицы, явление Ее икон Колочской и Владимирской, на памяти вост. святых (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, мучеников Маккавеев, вмч. Артемия) и рус. святых (св. блж. Прокопия Устюжского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, блгв. князей Феодора Ростиславича, Давида и Константина Ярославских). Известны и внебогослужебные песнопения: «Трудолюбивый о Бозе песнорачителю…» на текст Тихона Макариевского под заголовком «Поучение учителево ученикам на виршу», а также покаянный стих «Милая моя братия». О. были заимствованы из Византии. В рукописях XII-XIII вв. содержится 3 О.: Успению Пресв. Богородицы «Богоначальным мановением», Усекновению главы св. Иоанна Предтечи «Днесь беззаконообразная мати», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господе». К сер. XVII в. их число достигает 17, а затем уменьшается. Наибольшее число О.- в 4-м томе Стихираря «Дьячее око» (РГБ. Ф. 379. 63-66). Одни О. присутствуют практически в каждой певч. книге Стихирарь или Праздники (напр., песнопения двунадесятым праздникам - Успению Богородицы и Сретению Господню), другие известны только по одному списку (О. сщмч. Ипатию, еп. Гангрскому - РНБ. ППК. С. 40. Л. 492 об.). Вместе с др. песнопениями знаменного распева О. пережили смену редакций в 3-й четв. XV в. и в 1669 г. На протяжении 3 веков постепенно происходило становление формы О. Первоначально О. не отличались от многогласников: терминология еще отсутствовала, гласовые обозначения проставлялись мелко, черными чернилами в крюковой строке. Чередование гласов может быть как регулярным, так и нерегулярным, притом что муз. текст имеет не больше разночтений, чем любые списки песнопений этого периода.

http://pravenc.ru/text/2581629.html

Это был сын казанского мурзы – Туртас Гравирович. Он был приведен в Москву в 1552 г. после покорения Казани. Здесь его просветили святым Крещением, при этом он был назван Сергием. В то же время в Москве были крещены татарские царевичи Утемиш-Гирей и Едигер-Магмет, о чем сообщается в летописи 5 . Свои детские годы будущий святой провел в семье боярина Захарии Ивановича Плещеева (†1571), который “был женат на астраханской царице Ельякше, нареченной во св. Крещении Иулианиею” 6 . “Захарий Иванович, видный воевода своего времени После взятия Казани он был оставлен там на годовое” 7 . Род Плещеевых восходит к святителю Московскому Алексию, потомки которого служили Предстоятелям Русской Церкви 8 . Детские годы Сергия, будущего подвижника, приходились на время, когда главой Русской Церкви был Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.). Святитель Макарий много потрудился, собирая духовные, письменные сокровища на Руси, а также прославляя русских святых. Канонизируя отечественных подвижников, он одновременно постоянно общался с подвижниками своего времени, которые были позднее причислены к лику святых Русской Церкви. Среди святых собеседников Святителя мы видим преподобного Александра Свирского (†1533; пам. 30 авг.), миссионера русского севера преподобного Трифона Печенегского (†1583; пам. 15 дек.), преподобного Макария Римлянина, преподобного Даниила Переяславского (†1540; пам. 7 апр.), преподобного Максима Грека и др. Митрополит Макарий возглавил архиерейскую хиротонию первого Казанского святителя архиепископа Гурия (†1563; пам. 5 дек.). Во время митрополичьих Богослужений в кремлевском Успенском соборе молился святой блаженный Василий Христа ради юродивый (†1557; пам. 2 авг.) 9 . Также, несомненно, молился во время Богослужений святителя Макария, мог его видеть и пр. преподобный Серапион Кожеезерский. Сохранившееся житие святого скудно историческими данными и довольно редко встречается в рукописной книжности. Н. Барсуков указал только два списка жития: из библиотеки Антониево-Сибского монастыря и из библиотеки Соловецкой обители 10 . Первый указанный список, очевидно, не сохранился, но, по-видимому, именно по этой рукописи он был опубликован в “Архангельском Патерике” 11 . Второй список хранится ныне в Соловецком собрании РНБ. Опубликованный иеромонахом Никодимом текст представляет собою сокращенный вариант, так как в нем местами выпущены либо отдельные слова, либо целые фразы, хотя смысл при этом в целом сохраняется. Русский историк В. О. Ключевский так характеризует житие преподобного Серапиона: “В XVIII веке составлен ряд сказаний о подвижниках Кожеозерского монастыря, получивший от позднейшего писца название летописи. Сказание об основании монастыря и о первом строителе его Серапионе написано каким-то монахом, пришедшим в Кожеозерский монастырь во второй год по смерти Серапиона – 1613. Этот очерк, не лишенный любопытных указаний, но вообще краткий и не вполне точный в подробностях, хотя автор писал по рассказам сотрудников Серапиона” 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Затем он через архонтов — в акте так называемого малого наречения — от имени Собора и себя лично объявлял о своем выборе. Последний закреплялся актом великого наречения — литургически и соборне, то есть перед лицом всего церковного народа (включая духовенство, мирян и представителей власти), при этом, если нарекаемый не был в сане, совершалось его иерейское рукоположение. Далее императором в тронном зале Большого дворца совершалась торжественная церемония возведения новонареченного в звание Константинопольского патриарха и вручения ему первосвятительского жезла. После этого следовало первое патриаршее богослужение в храме св. Софии — с предваряющим, если избранник не был епископом, торжественным обрядом архиерейской хиротонии. В ходе первого патриаршего богослужения совершалась интронизация — акт провозглашения возведённого патриархом и его посажения на престоле предстоятеля Византийской Церкви. Завершался процесс замещения первосвятительской кафедры актом братского общения новоизбранного патриарха с предстоятелями других православных поместных церквей в форме адресованной им грамоты с изложением учения о вере, а также актом обращения к собственной пастве в форме окружного — исповеднического и учительного по содержанию — послания.   Св. патриарх Иов. Главными источниками, содержащими информацию, прямо касающуюся порядка избрания, наречения и возведения митрополита Московского Иова в патриарха «всея Руси» являются: 1) статья «Об учреждении патриаршества в России» (РНБ, рукописный сборник XVII в. библиотеки Соловецкого монастыря 852, л. 60-109об.) и 2) более пространный документ «О пришествии на Москву из Царяграда Святейшаго Иеремея, патриарха вселенскаго» (ГИМ, рукописный сборник втор. полов. XVII в. Синодальной библиотеки 703, л. 76об.-123об.). Оба источника, наряду с другими (русскими и греческими) изданы . Несмотря на то что указанные источники являются сравнительно поздними копиями не сохранившихся свидетельств 1589 г., они пользуются доверием у исследователей и позволяют вполне достоверно представить церемониально-обрядовые детали первой в России патриаршей интронизации.

http://bogoslov.ru/article/376090

Не менее распространен сюжет встречи П. с прп. Онуфрием в лицевых рукописях. П. изображали целующим стопы святого, как на постраничной миниатюре с композицией, в к-рой П. показан у ног отшельника вместе с охранявшими его 2 львами; это изображение открывает текст Жития прп. Онуфрия в рукописи, принадлежавшей чиновнику Флорентийской республики С. Лукальберти (Б-ка Медичи-Риккарди, Флоренция (Ricc. 1316). Fol. 40v, XIV в.; I manoscritti della R. Biblioteca riccardiana di Firenze/Ed. S. Morpurgo. R., 1900. P. 382). Цикл из 2 миниатюр - отшельничество П. и нахождение им тела прп. Онуфрия - включен в лицевую рукопись «Жития пустынных отцов» работы фламандских мастеров (Paris. fr. 24947. Fol. 166-167, 2-я пол. XIV в.). В арм. лицевой рукописи «Жития пустынных отцов», хранящейся в Иерусалимском Патриархате ААЦ (Jerus. Arm. 285, 1430 г.), на миниатюре на эту тему П., стоящий под пальмой, вглядывается в пустынника прп. Онуфрия, обнаженного, изображенного на фоне пещеры. П. облачен в иноческие одежды, он согбенный старец с короткими волосами и недлинной седой бородой. Подобная композиция носила назидательный характер и была известна также в поствизант. иконописи Греции. Еще одним популярным сюжетом в лицевых европейских рукописях «Жития пустынных отцов» было нахождение П. неизвестного подвижника, скончавшегося в гроте, на месте своего подвига,- иногда в виде заставки-инициала (Paris. fr. 1038. Fol. 83; XIII в.). В Лицевом хронографе (РНБ. F. IV.151. Л. 189, 70-е гг. XVI в.) показано, как П. обрел прп. Онуфрия (Ануфрия) Великого, где П.- старец с короткими седыми волосами и бородой, в коричневых одеждах, с синим опущенным куколем. При подробном иллюстрировании Жития прп. Онуфрия в искусстве рус. позднего средневековья больше внимания уделялось П. На житийной иконе прп. Онуфрия из соловецкого Спасо-Преображенского мон-ря (1-я четв. XVIII в., ГМЗК; Полякова О. А. Шедевры русской иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. 47. С. 226-227) весь нижний ряд клейм посвящен П.; показаны не только встречи П. с прп. Онуфрием, его участие в погребении великого пустынника, но и причащение П. ангелами вместе с юными насельниками его обители, которые затем проводили святого «в Египетскую страну». Согласно исследованиям, в основу житийной программы этой иконы была положена история о прп. Онуфрии Великом, включенная свт. Димитрием, митр. Ростовским, в его Четьи-Минеи (ок. 1684-1705).

http://pravenc.ru/text/2579822.html

«Пядничная» икона Божией Матери «Знамение» была явлена в 1663 г. на Волчьем ручье в Пермогорском стану Двинской трети Устюжского В «Сборнике повестей о чудесах и знамениях 1662–1663 гг.», находящемся на хранении в РНБ, содержатся 5 повестей о чудесах и знамениях, происходивших на Русской земле в указанный период. Эти произведения были записаны в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре непосредственно со слов паломников . Четвертой по счету в данном «летописце» стоит интересующая нас «Повесть об обретении иконы Богородицы “Знамение” в Пермогорском стане на Волчьем ручье». «В Устюжском уезде, ниже Красного яко 7 верст, на краи Двины-реки, в Пермогорском стану на Волчье ручье обретоша икону Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Знамения, на пни огорелом стоящу, священник Иванн с приходскими людми Пермогорские волости по явлению. А явилася Пресвятая Богомати в Пермогорской волости мужю благоговейну и седу, именем Иванну Трифонову, со преподобным отцем нашим игуменом Кирилом Белоозерским, и повеле: со священником тояже области Иванном и с прочими людми искати в Волчье ручье край Двины-реки пречистаго своего и чюдотворнаго образа честнаго и славнаго Ея Знамения, глаголя, яко оно место свято будет. Повеле же Пречистая Богомати человеку оному Иванну поведати всем, яко да не бранятся матерны, и табаку да не пиют, и среду и пяток честно да хранят, яко да «приидут на вы, – глаголющи, – времена прохладна от лица Господня». К сему же повеле Пречистая Богородица ин образ свои написати, нарицаимыи Тихвинскии, и Кирила чюдотворца – и поставити вкупе на том же месте с новоявленною Ея и чюдотворною иконою, – иже и сотвориша тако. Сия вся приказала Пречистая Богомати Иванну, мужу благоговейну, во своем пришествии еже к Достоверность изложенных в «летописце» событий в полной мере подтверждается историческими источниками: писцовыми и переписными книгами XVII в., челобитными пермогорских крестьян, грамотой, недавно обнаруженной нами в одном из фондов РГАДА, духовным завещанием старца Иакова и другими документами.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929631/

По окончании Троицкой семинарии Н. С. Клементьевский был оставлен при академии митр. Московским Платоном (Левшиным) , 8 янв. 1809 г. назначен учителем греч. и евр. языков, 6 сент. 1811 г. переведен преподавателем в высший лат. грамматический класс с сохранением должности учителя евр. языка. 10 янв. 1812 г. переведен на преподавание в класс высшего красноречия и риторики как первый кандидат на эту должность «по отличным дарованиям и по практическому знанию языков и словесности» с жалованьем 325 р. в год (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 4-4 об.). В 1812 г. в Троицкой семинарии учителем греч. языка был его брат И. С. Клементьевский-Платонов. 4 февр. 1812 г. митр. Платон подал ходатайство о разрешении на постриг Н. С. Клементьевского в монашество. 6 марта 1812 г. был получен указ Синода и 9 апр. того же года в храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ректор Троицкой семинарии архим. Евгений (Казанцев) совершил монашеский постриг Клементьевского с именем Никанор в честь ап. Никанора, а 21 апр. митр. Платон рукоположил его во диакона. Это было последнее рукоположение, совершенное митрополитом; при этом он сказал Н.: «Храни обеты, иди путем смирения и терпения; будешь первенствовать в соборе владык» ( Здравомыслов. 1897. С. 192). В день погребения митр. Платона, 16 нояб., в Троицком соборе лавры архиеп. Московским Августином (Виноградским) Н. был рукоположен во иерея, 19 июня 1813 г. назначен проповедником Московской Славяно-греко-лат. академии и соборным иеромонахом Донской иконы Божией Матери мужского монастыря . 23 янв. 1814 г. произнес надгробное слово при погребении в Донском мон-ре Н. Н. Бантыш-Каменского , обратив на себя внимание митр. Новгородского и С.-Петербургского Амвросия (Подобедова) . Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Портрет. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Портрет. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Рекомендован архиеп. Августином Комиссии ДУ в качестве бакалавра исторических наук в учрежденную по новому уставу МДА: «Как проповедник иеромонах Никанор имеет отличные способности и сведения» ( Смирнов. 1879. С. 4). 19 авг. 1814 г. определен бакалавром церковной истории, 22 окт.- членом цензурного комитета при МДА. Избран помощником архим. Филарета (Амфитеатрова) , инспектора МДА. Архиеп. Августин предлагал выбрать другого помощника, потому что собирался поставить Н. наместником лавры (назначен 31 окт. 1814), но Н. согласился исполнять обе должности. 8 нояб. 1814 г. в московском Архангельском соборе архиеп. Августином возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем второклассного Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря с оставлением при МДА в должности бакалавра церковной истории. 27 апр. 1818 г. назначен членом конференции МДА.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010