На основе жития в 1819 г. (по др. данным, в 1825) архим. Маркиан написал стихотворный «Памятник о новом преподобномученике Афанасии Филиповиче». В нач. XIX в. в мон-ре сгорел храм Симеона Столпника и пропал ряд бумаг, относящихся к А. Медная рака с мощами мученика расплавилась, но свящ. С. Литовский с прихожанами отыскал частицы мощей, и они были помещены на оловянном блюде в алтаре трапезной церкви. В 1823 г. мощи были переложены в деревянный ковчег и поставлены в церкви, в 1857 г.- помещены в серебряный позолоченный ковчег, пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к А. (В 1935 ковчег (52,4 ´ 26 ´ 3 ´ 27 см) был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском мон-ре.) В 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском мон-ре построили храм во имя А. Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснинский жен. мон-рь . Тропарь и кондак А. написаны архим. Маркианом 30 авг. 1819 г. Канонизация А. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апр. 1984 г. В Минее (МП) под 5 сент. помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ) А., под 20 июля - тропарь и кондак святому. В тексте службы Собору Белорусских святых А. упомянут во 2-м тропаре 3-й песни канона утрени. Соч.: Диариуш//РИБ. Т. 4. Кн. 1. Стб. 49-156; то же// Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество. Минск, 1965. С. 97-179. Ист.: Житие прмч. Афанасия (Филипповича)//Волынские ЕВ. 1868. 32. С. 1086-1088; Минея (МП). Сент. С. 146-157; Июль. Ч. 2. С. 456; Май. Ч. 3. С. 471. Лит.: Соловьевич А., прот. Сказание об игумене (бывшего) православного Берестейского Симеоновского мон-ря Афанасии Филиповиче... собранное из док-тов, хранящихся при брестской Симеоновской церкви//Литовские ЕВ. 1863. 23. С. 900-909; 24. С. 927-940; то же//Волынские ЕВ. 1868.

http://pravenc.ru/text/76850.html

3. С. 640-641, 742-744; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. М., 1863. Т. 1. С. I-X; Калужняцкий Е. И. Обзор слав.-рус. памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах Львовских//Тр. III Археол. съезда. К., 1878. Т. 2. С. 213-221; Шляпкин И. А. Описание рукописей суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. СПб., 1881. С. 53-56. (ПДП; Вып. 4); Лопарев X. М. Описание рукописей ОЛДрП. СПб., 1899. Ч. 3. С. 175-176; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной слав. и рус. лит-рам//ИОРЯС. 1902. Т. 7. Кн. 1. С. 134-136; Сырку П. А. Заметки о слав. и рус. рукописях в Bodleian Library в Оксфорде//Там же. 1907. Т. 12. Кн. 4. С. 136-140; РИБ. Т. 6. 19082. Стб. 789-796. 117; Чудовская редакция индекса ложных книг/Опубл.: Н. А. Кобяк//РФА. 1988. Ч. 4. С. 711-716; Кобяк Н. А. Оксфордская редакция индекса ложных книг: Археография и тексты//Из фонда редких книг и рукописей Научной б-ки Моск. ун-та. М., 1993. С. 175-187; Домострой/Сост., пер.: В. В. Колесов; подгот. текста, пер.: В. В. Рождественская. М., 20073. Лит.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1872. С. 142-168; Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898. Т. 1; Яцимирский А. И. Библиографический обзор апокрифов в южнослав. и рус. письменности. Пг., 1921. Вып. 1. С. 1-75; Сапунов Б. В. «Богословца от словес» в Изборнике 1073 г. и проблемы читателя на Руси в XI в.//Изборник Святослава 1073 г. М., 1977. С. 234-246; Кобяк Н. А. Индексы «ложных» и «запрещенных» книг и слав. апокрифические евангелия//Из истории культуры и обществ. мысли народов СССР. М., 1984. С. 19-30; она же. Индексы отреченных и запрещенных книг в рус. письменности//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 45-54; она же. Списки отреченных книг//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 441-447 [Библиогр.]; она же. Индекс ложных книг и древнерус. читатель//Христианство и Церковь в России феодального периода: Мат-лы. Новосиб., 1989. С. 352-363; она же. Чудовская и Оксфордская редакции индекса ложных книг, приписываемого митрополитам Киприану и Зосиме//Palaeobulgarica. 1997. 4. С. 88-103; Семеновкер Б. А. Библиографические памятники Византии. М., 1995. С. 129-154; Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 18-21. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/1841546.html

Иоанна], 104-118 [Правила собора 1273 г.]; Срезневский И. И. Обозрение древних рус. списков Кормчей книги. СПб., 1897. Прил. С. 113-126 новелла]; ПДРКП. 4. Стб. 75-78 [Правило свт. Иоанна (Илии) Новгородского и Белгородского епископа]; 6. Стб. 83-100 [Правила собора 1273 г.]; 7. Стб. 101-110 [Поучение новопоставленному священнику]; 11. Стб. 127-128 [Правило епископам]; 14. Стб. 143-144 [Устав о браках]; Степанов Н. В. Летописец вскоре патр. Никифора в Новгородской кормчей//ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 250-293; Кн. 3. С. 256-320; [ Бенешевич В. Н.] Устав св. вел. кн. Владимира о церк. судах и о «десятинах». Пг., 1915 (переизд.: РИБ. 1920. Т. 36. Вып. 1. С. 12-24); Карский Е. Ф. Рус. Правда по древнейшему списку: Введ., текст, снимки, объяснения, указ. авторов и словарного состава. Л., 1930; Юшков С. В. Русская Правда: Тексты на основании 7 списков и 5 редакций. К., 1935. С. 11-22; Правда Русская. М.; Л., 1940. Т. 1. С. 123-133; 1963. Т. 3: Факс. воспроизв. текстов. С. 69-100; Закон судный людем. М., 1961. С. 35-40, 115-127; Тихомиров М. Н. Забытые и неизв. произведения рус. письменности//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 234-243 [«Летописец вскоре патр. Никифора»]; ДРКУ. С. 147-148 [Устав. кн. Святослава Ольговича]; Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: Ученый и мыслитель. М., 2011. С. 358-412 [«Вопрошание Кирика»]; Афанасьева Т. И. Древнеслав. толкования на литургию в рукоп. традиции XII-XVI вв.: Исслед. и тексты. М., 2012. С. 342-347 [толкование на «Отче наш»], 358-366 [«Толковая служба»]. Лит.: Рус. достопамятности. М., 1815. Ч. 1. С. 18-21; Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в ист. виде. М., 1829. С. 10. СПб., 18392. С. 7, 56; Калачов Н. В. О значении Кормчей в системе древнего рус. права//ЧОИДР. 1847. 3. Отд. 1. С. 82-88, 114-115; Ундольский В. М. Описание слав. рукописей Московской Патриаршей б-ки//Там же. 1867. Кн. 2. Отд. 3. С. 46-56. 110; Павлов А. С. Первоначальный славяно-рус. Номоканон. Каз., 1869. С. 73-81; Срезневский И. И. Обозрение древних рус.

http://pravenc.ru/text/2577767.html

Еще при жизни архиерей (впервые в новгородской практике) выбрал 2 преемников - игум. Юрьева новгородского мон-ря Иоанна и своего духовного отца Климента . По жребию архиепископом стал Климент, которого Д. после избрания «благослови... своею рукою» (НПЛ. С. 322-323). Как полагает Б. А. Успенский , «здесь сказалась монастырская практика, где игумен мог называть своего преемника» ( Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 52, 297-299). Д. похоронен в новгородском соборе Св. Софии (Янин предположительно локализовал захоронение в Мартириевской паперти). Сообщая о погребении архиерея, владычный летописец пишет: «Даи, Господи, молитву его святую кланяющимся гробу его» (НПЛ. С. 322). Ист.: НПЛ (по указ.); Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 20022. С. 323, 325; ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 10; Т. 42; РИБ. Т. 6. Стб. 83-102. Лит.: Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879; Хорошев А. С. Церковь в социально-полит. системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 50, 53, 94, 95; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 85-87. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/168656.html

До 1838 г. монастырем управляли игумены и строители (только настоятель Иоасаф ок. 1736 получил сан архимандрита), с 1838 г. до нач. XX в.- архимандриты. Среди настоятелей К. м. известен игум. Корнилий , в 1566 г. ставший митрополичьим казначеем, 19 янв. 1567 г. хиротонисанный во архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского (ПСРЛ. Т. 13. С. 406; РИБ. Т. 3. С. 287). В 1566 г. приговор Земского собора об условиях заключения мира с вел. князем Литовским подписал игум. Герман (СГГД. Ч. 1. 192; ДРВ. 17912. Ч. 7. С. 3); в 1572 г. приговор Собора духовенства, разрешившего царю Иоанну IV Васильевичу вступить в 4-й, неканонический брак, подписал игум. Евфимий (ААЭ. Т. 1. 284); в 1580 г. решение Собора о порядке приобретения мон-рями земель и владения ими - игум. Евфимий (СГГД. Т. 1. 200); в 1584 г. приговорную грамоту о монастырских вотчинах - игум. Маркелл (СГГД. Т. 1. 200; ДРВ. 17912. Ч. 7. С. 161); в 1589 г. решения Собора об учреждении Патриаршества в России - игум. Никандр (СГГД. Т. 2. 59). В 1666 г. при встрече Восточных патриархов присутствовал настоятель (1664-1673) игум. Иона (Дворцовые разряды. 1855. Т. 3. С. 653). Вид с колокольни Колоцкого мон-ря. Фотография. 2010 г. За XV-XVI вв. сведений о состоянии храмов К. м. не сохранилось; вероятно, до XVI в. церкви и др. сооружения были деревянными. По исследованиям историков архитектуры, наиболее ранние каменные строения в Можайске - храмы Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря - датируются, вероятно, 20-ми гг. XVI в., башни городских укреплений - временем после 1544 г. Состоятельные храмоздатели могли появиться у К. м. скорее всего не ранее времени правления вел. кн. Василия III Иоанновича , либо после перехода Можайска и уезда в опричнину в 60-70-х гг. XVI в. Не позднее этого времени, по-видимому, и датируются каменные церкви и колокольня обители. По писцовой книге 1626/27 г., холодная соборная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца была «каменна вверх, на подклете... пуста стоит без пения с литовского разорения, со 117 году», т. е. с 1608/09 г. О перестройках храма в XVII в. документов не сохранилось. По данным ведомости, к 1739 г. в Успенской ц. существовал один придел. Ок. 1-й пол. XVIII в. собор был перестроен, его увенчали новый барабан и глава, были заложены старые окна, лишенные наличников, в 1773 г. в соборе построена новая печь. в 1775 г. приобретено 5 «болших» икон: «Воскресение Христово», «Распятие», «Два младенца», «Богоматерь во славе» и «Апостольская».

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Мазурина Л.115б–116б); Румянцевский список нач. XIX в, хранится в Отделе рукописей РГБ, фонд 256 (Рум.35. Л.1а–4а). 2 Впервые опубликовано в кн.: Памятники древнерусского канонического права. Памятники XI–XV вв./изд. Подг. А.С. Петровым//РИБ. T.VI. СПб., 1908. Стб. 21–51. 3 Кирик Новгородец и древнерусская культура. Великий Новгород, 2012. Библиография публикаций и исследований наследия Кирика подготовлена Н.И. Морылевой. См. ук. соч. с.199–219. 4 Мильков В.В., Симонов Р.А. Наследие Кирика Новгородца (к 900-летию древнерусского ученого и мыслителя)//Эпистемология и философия науки. 2011. 5 Симонов Р.А. Своеобразие хронологически-календарных воззрений Кирика//Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: Кругъ, 2011. 6 Мильков В.В. Ученый инок. Антониев монастырь. XII век//Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: Кругъ, 2011. 7 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на Книгу Бытия. Т.1. XXV. 6. Репринтное издание. М., 1993. С.251. 8 Цит. по: Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси (по данным средневековой книжной культуры). М., 2007. С. 327–328. 9 Платон. Тимей//Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.3. М., 1994. С.427. 10 Платон называет стихии второй материей, тогда как первоматерию он называет «Кормилицей», мысля последнюю как пространство, вместилище материального мира. Вторая материя производна от своего корня-первоматерии. 11 Зверкина Г.А. Архаические представления о числах и наследие Кирика Новгородца//Труды IX Международных колмогоровских чтений. Ярославль. 2011. 12 О динамике поляризации во времена кризиса см.: Герасимова И.А. П.А. Флоренский о противоречии (логико-методологический анализ)//огические исследования. Вып.18, 2012. 13 Казанцева М.Г. Певческая традиция Древнего Новгорода//Прошлое Новгорода и новгородской земли. Новгород. 1995. С.57. 14 Демественное пение//Полный церковно-славянский словарь. Сост. Г. Дьяченко .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во Введенском храме поставлен новый иконостас, отреставрирован Казанский храм, восстановлена часовня с колодцем. С 2018 г. П.-З. Ф. м. возглавляет игум. Даниила (Севериненко). К 2019 г. в обители проживают 20 сестер. Насельницы читают неусыпаемую Псалтирь, пекут просфоры, занимаются рукоделием. Имеется подсобное хозяйство. В мон-ре почитается как чудотворная литографированная копия Андроникового образа Божией Матери, хранятся частицы мощей вмч. Феодора Стратилата, свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского и др., Служебник и напрестольное Евангелие сщмч. Николая Дунаева. С 2016 г., после образования Переславской и Углической епархии, на территории П.-З. Ф. м. располагается здание Переславского епархиального управления. Арх.: Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 115. 170; РГАДА. Ф. 281. ГКЭ Переславль-Залесский. 162/8886, 173/8897, 181/8905, 194/8918, 221/8945, 229/8953, 289/9013, 292/9016; РНБ ОР. Ф. 532. Оп. 1. 85. Ист.: ААЭ. Т. 1. 259. С. 285-286; Т. 3. 212. С. 310-311; АИ. Т. 1. 165. Стб. 315-318; Т. 2. 237. Стб. 279; Т. 5. 234. Стб. 424-425; АЮБДР. Т. 3. 362. Стб. 435-437; Иванов П. [И.] Описание Гос. архива старых дел. М., 1850. С. 234-236; Переславль-Залесский: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1884. С. 12, 13, 40; РИБ. Т. 32. 216. Стб. 440-442; 336. Стб. 651; Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 292-293; Шумаков С. А. Губные и земские грамоты Московского гос-ва. М., 1895. С. 28; он же. Обзор «Грамот Коллегии экономии». М., 1917. Вып. 4: Кострома «съ товарищи» и Переславль-Залесский. 941. С. 306-307; 1019. С. 351; 1089. С. 389-390; 1259-1260. С. 454; 1518. С. 550; Наместничьи, губные и земские уставные грамоты Московского гос-ва. М., 1909. С. 130-133; Федотова М. А. К вопросу о Житии Никиты Столпника Переяславского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 376-383; Мазур Л. Д. Переславль Залесский в XVII ст.: Опыт ист.-градостроительного анализа: (С прил. Переписной книги 1677 г. С. Т. Салтыкова и подьячего Я. Шарапова). М., 2012.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

361 ПСРЛ. Т. 18. С. 98. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: fpucejiKoe М. Д. Троицкая летопись. С. 373–374). 364 Борзаковский В. С. История Тверского княжества. С. 135. За-ладные историки – Д. Феннелл, а за ним М. Хеллман – считают, что уже с 30-х гг. XIV в. наметился тесный союз между Тверью и Литвой – см.: Fennell J. The Emergency of Moscow. 1304–1359. Los Angeles, 1968. P. 103–123; Hellmann M. Das GroBfurstentum Litauen bis 1569//HGR. Stuttgart, 1981. Bd I/II. Lfg. 10. S. 717–780; 1982. Lfg. U.S. 781–851). Э. Кпюге справедливо возражает, что эта оценка правомерна лишь только по отношению к Александровичам (см.: Клюге Э. Княжество Тверское. С. 170–171). 368 Там же. С. 66. Это сообщение Рогожского летописца не читается ни в какой другой летописи. Поэтому трудно определить его происхождение. С одинаковой долей вероятности оно может быть причислено как к Троицкой летописи, так и к Тверскому своду 1375 года. 370 ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 66. Незадолго до смуты в Орде побывал митрополит Алексий. Ему удалось восстановить потерянные митрополитом Феогностом церковные льготы (см.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 4. Примеч. 384; Памятники русского права. Вып. 3. Прил. 5). 375 Во втором каноне второго Вселенского собора говорится: «Не должно переходить за пределы своей области для рукоположений или какого-либо другого церковного распоряжения» (см.: Деяния Вселенских соборов. Т. 1. С. 109). 379 РИБ. Т. 6. Прил. 30. В соборном определении Нила не указан год, в котором произошло пленение митрополита Ольгер-дом. Макарий и Е. Е. Голубинский относят пленение к 1358– 1359 гг., т. к. именно в это время в летописях указано, что митрополит Алексий обозревал западные земли своей митрополии (см.: Макарий, митрополит Московский. История русской церкви. Т. 4. С. 46; Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 2, 1-я пол. С. 192). П. П. Соколов же необоснованно, с нашей точки зрения, относит факт к 1355 г., когда митрополит Алексий возвращался из Константинополя с поставления, ведь путь между ним и Русью шел преимущественно через Орду, а не через Литву (см.: Соколов П. П. Русский архиерей из Византии... С. 364–365).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РИБ. Т. 6. Ч. 1. 6–7. Там же. 6. Стб. 92. Там же. 7. Стб. 108. Там же. 6. Стб. 92. 7. Стб. 108. Для Северо-Восточной Руси см. сведения об уплате «сборного» в пользу митрополичьей кафедры в «Повести о Митяе» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Пг., 1922 . Стб. 126), в докончании Василия Дмитриевича с Киприаном (АСЭИ. Т. 3. 6. С. 19); для Северо-Западной Руси — в грамоте Витовта монастырю Рождества Богородицы в Троках (Собрание древних грамот городов. Ч. 2. 55: «...а игумен збожных (!) куниц не маеть здавати»); для Юго-Западной Руси — в документах 1459 г. относительно прав митрополита взимать «куницы с попов ... издавна» (marduribus de poponis... ab antiquo.— Akta grodzkie i ziemskie z czasyw Rzeczypospolitej polskiej z Archiwum tzw. bernardycskiego we Lwowie. Lwyw, 1878. T. 7. N 51 (далее: AGZ)). Подобный анализ ранних данных о клиросе см.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 126 и сл. РИБ. Т. 6. Ч. 1. 6. Стб. 92. См.: Лотоцький О. Coбophi клироси на та Бiлoi Руси в XV–XVI вв.//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1896. Т. 9. С. 16. Подробнее об этом см.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 70–71. РИБ. Т. 6. Ч. 1. 6. Стб. 92. «И своим тиуном приказываю церковного суда не обидети, ни судити без владычня наместника» (ДКУ. С. 23). См. также: Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 71. Русский феодальный архив. XIV — 1-й трети XVI в. М., 1986. Т. 1. 44 (далее: РФА). См. и жалобу киевского наместника Мануила князю Семену Олельковичу на захват церковных земель (1470 г.): Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов. Т. 1. 1. Архив ЮЗР. Т. 10. Ч. 1. 5. В одном из актов середины XVI в. прямо упоминаются «объезды наши епископские и наместничьи» (АВАК. Т. 33. 53). См.: АЮЗР. Т. 1. 238 (60-е гг. XVI в.). РИБ. Т. 6. Ч. 1. 6. Стб. 92–93. Голубинский E. Е. История Русской Церкви. М., 1880. Т. 1. 1-я пол. С. 390–393. См. в послании митрополита Киприана 1378 г.: «Новый городок Литовский давно отпал, и яз его оправил, и десятину доспел к митрополии же и села» (РИБ. Т. 6. Ч. 1. 20. Стб. 182–183).

http://sedmitza.ru/lib/text/442931/

8. М., 2004. С. 576–580. Присёлков М. Д. Троицкая летопись. М., 1950. С. 467; Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 25. М.; Л., 1949. С. 237. Гудавичюс Э. История Литвы с древнейших времен до 1596 года. М., 2005. С. 212–214. Прохоров Г. М.Фотий, митрополит Киевский и всея Руси//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV–XVI в. Ч. 2. Л., 1989. С. 475–484. ПСРЛ. Т. 42. СПб., 2002. С. 94–95. Там же. Т. 11. СПб., 1897. С. 212–213; Т. 17. СПб., 1907. Стб. 54. Плигузов А. И. О духовной грамоте митрополита Фотия// Фотий, митр. Сочинения: Книга глаголемая Фотиос/Подгот. текста: Н. А. Кобяк, А. И. Плигузов. М., 2005. [Приложение 2.] С. 341. ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859. С. 85; Т. 17. Стб. 54; Т. 25. С. 240; Т. 28. М.; Л., 1963. С. 92, 258; Т. 35. М., 1980. С. 32, 54. Там же. Т. 11. С. 217. Русская историческая библиотека (далее – РИБ). Т. 6. СПб., 1880. 35.I–II. Стб. 289–304. ПСРЛ. Т. 11. С. 214. РИБ. Т. 6. 35. I-II. Стб. 289–304. Акты феодального землевладения и хозяйства. Т. 1. М., 1951. 2. С. 24. Кучкин В. А. Василий Димитриевич//Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 105–110. Анне не суждено было стать императрицей, в 1417 г. она скончалась во время постигшей Константинополь эпидемии. ПСРЛ. Т. 17. Стб. 54; Т. 35. С. 54. Русский феодальный архив (далее – РФА). М., 2008. 127. С. 454–459. РИБ. Т. 6. 34. Стб. 277–288; РФА. 128. С. 460–462. РИБ. Т. 6. 33. Стб. 269–276; РФА. 141. С. 507–512. ПСРЛ. Т. 11. С. 214. Плигузов А. И. Указ. соч. 3. С. 131–145, 404–409. РФА. 114. С. 371–380. Плигузов А. И. Указ. соч. 15. С. 309–320, 456–459. Фотий, митр.Указ. соч. 11. С. 243–258, 440–442. Там же . 9. С. 209–224, 429–434. Там же 13. С. 279–292, 447–450. Там же. 5. С. 158–167, 414–417. Там же. 7. С. 179–195, 420–425. Там же. 8. С. 196–208, 425–429. ПСРЛ. Т. 8. С. 85–86; Т. 25. С. 240. Там же. Т. 11. С. 215; Т. 17. Стб. 54; Т. 35. С. 54. Там же. Т. 17. Стб. 54–55; Т. 35. С. 32, 54. Там же. Т. 8. С. 86; Т. 25. С. 241. Там же. Т. 17. Стб. 55; Т. 35. С. 33, 55.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010