Q. 543. Л. 12) Офиц. сообщение о переносе останков Д. И. в Москву и его прославлении содержит грамота царя Василия Шуйского от 6 июня 1606 г. В этой и подобных грамотах населению страны сообщалось, что на созванном в Москве Соборе царю сообщили о мн. исцелениях от мощей Д. И. и было принято решение о переносе их в Москву. Для этого в Углич направилась делегация во главе с Ростовским митр. Филаретом (впосл. патриарх), в ее состав входили Астраханский еп. св. Феодосий , архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Сергий, архим. Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря Авраамий, бояре князья И. М. Воротынский, П. Н. Шереметев, родственники Д. И.- Г. Ф. и А. А. Нагие. 28 мая в Москву пришло сообщение, что при открытии гробницы царевича в Угличе Спасский собор наполнился благоуханием, а останки оказались нетленными («власы целы черны, и на костех плоть цела» - РИБ. Т. 13. Стб. 83). Членам делегации вручили «писмо» с рассказом об исцелениях, имевших место и в прежние годы, и незадолго до приезда делегации. На пути в Москву, по свидетельству «Повести 1606 г.», тело Д. И. какое-то время было выставлено для поклонения в «соборной церкви» Троице-Сергиева мон-ря. 3 июня мощи царевича привезли в столицу, их встречали «со кресты... за Каменным городом» (Там же). В Житии Д. И. в Четьих-Минеях Германа (Тулупова) сообщается, что торжественная встреча произошла у московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря ; во время нее царь Василий, сняв с мощей Д. И. покров, «целовав святаго любезно» (РИБ. Т. 13. Стб. 894). Останки Д. И. были первоначально установлены на Лобном месте, и их «всем людем велели показывати». От них последовали мн. исцеления: 3 июня исцелилось 13 чел., 5 июня - 12 чел. Затем св. мощи были перенесены в Архангельский собор и погребены в том месте, где ранее было захоронение царя Бориса. Царь Василий Шуйский, по свидетельству Жития Д. И. в тулуповских Четьих-Минеях, приказал устроить на месте погребения Д.

http://pravenc.ru/text/178207.html

   ААЭ. 1. 28, 131; АЮ. 1. 31. 4; АИ. 1. 71, 74; ср.: Рождественский. Служилое землевладение. С. 138.    Там же. С. 138; ААЭ. 1. 200; АИ. 1. 143; Милюков. Спорные вопросы. С. 17.    Рождественский. Ук. соч. С. 140—143; Смирнов. Города Моск. государства. 1 (1917). С. 108; Сторожев. К истории сельскохозяйственного быта костромских Ипатьевского и Богоявленского монастырей, в: Чтения. 1894. С. 137.    Рождественский. Ук. соч. С. 144; такую же точку зрения выразил и Милюков (Спорные вопросы. С. 48, 79).    ААЭ. 3. 34, 97—99; ДАИ. 2. 26, 33 (Кириллов монастырь); ААЭ. 3. 97 (Псково-Печерский монастырь); ААЭ. 2. 160 (Прилуцкий монастырь).    Авраамий Палицын. Сказание, в: РИБ. 13.    ААЭ. 2. 135. Особенно большие суммы были взяты из ризницы Троице-Сергиева монастыря; царь Борис взял 15400 рублей, Лжедмитрий — 30000 рублей, царь Василий Шуйский — 20000 рублей, что по тем временам составляло огромное состояние. Макарий. 10. С. 223. Иностранцы, приезжавшие в Москву после Смутного времени, писали о взимании денег с монастырей. Рущинский. Ук. соч., в: Чтения. 1871. 3. С. 144.    АИ. 4. 3; Макарий. 11. С. 204; ДАИ. 10. 34; РИБ. 12. С. 1046—1065, 1188—1215; Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1861. 2. С. 465, 471—477. Так, царь Алексей во время Польской войны взял у Троице-Сергиева монастыря 100000 рублей, у Кириллова монастыря — 10000 рублей, Патриаршая область (в том числе монастыри) выставила 10 000 ратников.    ААЭ. 1. 298; Стоглав. Казанское изд. С. 235, 297; АИ. 1. 154. 2; ААЭ. 4. 315. ПСЗ. 3. 1664; Горчаков. Монастырский приказ. С. 41—55.    АИ. 1. 115 (1505), 147 (1547); ААЭ. 1. 164 (1517), 179 (1534); АЮ. 1. 30. 4 (1554) и др.    АЮ. 1. 30. 4; 209. 5; 211; Стоглав. Казанское изд. Гл. 5 и 72.    ДРВ. 14. С. 196; Стоглав. Казанское изд. С. 235, 297.    Там же. Гл. 5 и 67; ДАИ. 1. 46, 48, 114, 130. Примеры несудимых грамот: 1471 г. — Кириллову монастырю. ААЭ. 1. 95; 1494 г. — Троице-Сергиеву монастырю. Там же. 131; 1500 г. — Иосифову монастырю. Там же. 136; 1535 г. и 1551 г. — Троице-Сергиеву монастырю. АЮ. 1. 97 и 75; 1542 г. — Николаевскому Корельскому монастырю. АИ. 1. 141; 1547 г. — Строкинской пустыни. Там же. 147; 1573 г. — астраханскому Троицкому монастырю. Там же. 184 и др. Примеры передачи судебной власти по духовным делам архиереям: ААЭ. 1. 386; 2. 16, 62; 3. 67; АИ. 2. 58, 69, 77, 86; АИ. 2. 65; ДАИ. 2. 37 и др. Но очень часто несудимой грамотой судебная власть по духовным делам вручалась лично епархиальному архиерею, а не его судебным чиновникам (десятильникам), например: ДАИ. 1. 44 (1548); ср.: Макарий. 2-е изд. 8. С. 223.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ААЭ. 1. 28, 131; АЮ. 1. 31. 4; АИ. 1. 71, 74; ср.: Рождественский. Служилое землевладение. С. 138. Там же. С. 138; ААЭ. 1. 200; АИ. 1. 143; Милюков. Спорные вопросы. С. 17. Рождественский. Ук. соч. С. 140–143; Смирнов. Города Моск. государства. 1 (1917). С. 108; Сторожев. К истории сельскохозяйственного быта костромских Ипатьевского и Богоявленского монастырей, в: Чтения. 1894. С. 137. Рождественский. Ук. соч. С. 144; такую же точку зрения выразил и Милюков (Спорные вопросы. С. 48, 79). ААЭ. 3. 34, 97–99; ДАИ. 2. 26, 33 (Кириллов монастырь); ААЭ. 3. 97 (Псково-Печерский монастырь); ААЭ. 2. 160 (Прилуцкий монастырь). Авраамий Палицын. Сказание, в: РИБ. 13. ААЭ. 2. 135. Особенно большие суммы были взяты из ризницы Троице-Сергиева монастыря; царь Борис взял 15400 рублей, Лжедмитрий — 30000 рублей, царь Василий Шуйский — 20000 рублей, что по тем временам составляло огромное состояние. Макарий. 10. С. 223. Иностранцы, приезжавшие в Москву после Смутного времени, писали о взимании денег с монастырей. Рущинский. Ук. соч., в: Чтения. 1871. 3. С. 144. АИ. 4. 3; Макарий. 11. С. 204; ДАИ. 10. 34; РИБ. 12. С. 1046–1065, 1188–1215; Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1861. 2. С. 465, 471–477. Так, царь Алексей во время Польской войны взял у Троице-Сергиева монастыря 100000 рублей, у Кириллова монастыря — 10000 рублей, Патриаршая область (в том числе монастыри) выставила 10 000 ратников. ААЭ. 1. 298; Стоглав. Казанское изд. С. 235, 297; АИ. 1. 154. 2; ААЭ. 4. 315. ПСЗ. 3. 1664; Горчаков. Монастырский приказ. С. 41–55. АИ. 1. 115 (1505), 147 (1547); ААЭ. 1. 164 (1517), 179 (1534); АЮ. 1. 30. 4 (1554) и др. АЮ. 1. 30. 4; 209. 5; 211; Стоглав. Казанское изд. Гл. 5 и 72. ДРВ. 14. С. 196; Стоглав. Казанское изд. С. 235, 297. Там же. Гл. 5 и 67; ДАИ. 1. 46, 48, 114, 130. Примеры несудимых грамот: 1471 г.— Кириллову монастырю. ААЭ. 1. 95; 1494 г.— Троице-Сергиеву монастырю. Там же. 131; 1500 г.— Иосифову монастырю. Там же. 136; 1535 г. и 1551 г.— Троице-Сергиеву монастырю. АЮ. 1. 97 и 75; 1542 г.— Николаевскому Корельскому монастырю. АИ. 1. 141; 1547 г.— Строкинской пустыни. Там же. 147; 1573 г.— астраханскому Троицкому монастырю. Там же. 184 и др. Примеры передачи судебной власти по духовным делам архиереям: ААЭ. 1. 386; 2. 16, 62; 3. 67; АИ. 2. 58, 69, 77, 86; АИ. 2. 65; ДАИ. 2. 37 и др. Но очень часто несудимой грамотой судебная власть по духовным делам вручалась лично епархиальному архиерею, а не его судебным чиновникам (десятильникам), например: ДАИ. 1. 44 (1548); ср.: Макарий. 2-е изд. 8. С. 223.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

11 марта 1526 г. Московский и всея Руси митр. Даниил возглавил хиротонию К. во архиепископа Ростовского и Ярославского; в хиротонии, вероятно, принял участие и поставленный 4 марта в архиепископа Новгородского и Псковского свт. Макарий (впосл. митрополит Московский и всея Руси). Другие иерархи, поставленные в 1525-1526 гг. ( Вассиан (Топорков) , свт. Макарий), были иосифлянами, в этом ряду следует, возможно, рассматривать и поставление К. В пользу этого говорят хлопоты Вассиана (Патрикеева) , видного представителя нестяжателей , об освобождении Ниловой Сорской пуст. от власти Ростовского архиепископа; 14 сент. 1526 г. вел. кн. Василий III вывел Сорскую пуст. из юрисдикции Ростовского владыки (ААЭ. Т. 1. С. 145. 173; РИБ. Т. 32. 181). 5 февр. 1531 г. К. вместе с др. иерархами ходатайствовал перед государем за кн. Ф. М. Мстиславского, который обвинялся в том, что хотел отъехать к польск. королю (ДРВ. 17882. Ч. 3. С. 76; СГГД. Ч. 1. С. 439-443). Пребывание К. в 1531 г. в Москве позволяет предположить его участие в Соборе, заседания к-рого начались 11 мая. Собор был созван для осуждения Вассиана (Патрикеева) и его нестяжательских взглядов; на нем же произошло вторичное осуждение прп. Максима Грека . 3 сент. 1532 г. К. принял участие в соборном освящении новопостроенной Вознесения Господня церкви в Коломенском , подмосковной резиденции Московских вел. князей; освящение возглавил митр. Даниил, присутствовали вел. кн. Василий III, 2-летний наследник Иоанн IV Васильевич , вел. кнг. Елена Васильевна , братья вел. князя, члены Боярской думы. Известен ряд грамот К. времени его архиерейства. 25 июня 1526 г. архиепископ дал жалованную грамоту Феодосию, игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , к-рой освободил приписные к обители сельские храмы от уплаты владычных податей (РИБ. Т. 32. Стб. 180. 110). В янв. 1533 г. К. дал аналогичную жалованную грамоту Ферапонту, игум. Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , об освобождении от дани священнослужителей и приписных к мон-рю сельских храмов и о неподсудности их владычным десятинникам (ААЭ.

http://pravenc.ru/text/1840431.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ († ранее 9.12.1484), еп. Суздальский и Тарусский. Биография Впервые Е. упомянут в грамоте, посланной 13 дек. 1458 г. 5 архиереями Сев.-Вост. Руси правосл. епископам Литовского великого княжества , «которые рукоположение приняли от Ионы митрополита», в т. ч. названному 1-м «Еуфимью, епископу Черниговскому и Дьбрянскому», о неподчинении униату Григорию , поставленному 15 окт. 1458 г. в Риме на Киевскую митрополичью кафедру, и о сохранении верности митр. св. Ионе (РИБ. Т. 6. 84. Стб. 631-634). Е. мог быть хиротонисан митр. Ионой только в тот период, когда польск. кор. Казимир IV Ягеллончик признавал юрисдикцию свт. Ионы в отношении правосл. епархий на территориях Польско-Литовского гос-ва, т. е. между 31 янв. 1451 и 13 дек. 1458 г. Кафедра Е. находилась в Брянске. Архиерей, по-видимому, не подчинился Григорию и поддерживал связь со свт. Ионой. В письме, посланном ранее 1461 г. в Литву, митр. Иона благодарил не названного по имени епископа, имевшего намерение переселиться в Московскую Русь, вероятно Е., за то, что «стоал еси за святыа Божия церкви... велие попечение имея», и информировал митрополита о ситуации в Киевской митрополии (Там же. 89. Стб. 671-674). В этом же письме свт. Иона сообщал своему адресату, что вел. кн. Василий II Васильевич согласен на его переселение в Московское гос-во. Источники 2-й пол. XV в. сохранили данные о неск. княжеских вкладах в этот период в храмы Черниговской епархии (преимущественно в ее зап. и сев.-зап. городах и землях), но ни один из них не упоминает о благословении вкладчика Е. В нач. 60-х гг. XV в. Е. бежал в Москву. Осенью 1464 г. на Соборе в Москве «Дьбрянскы епископ Евфимеи» участвовал в избрании митрополитом Московским и всея Руси Суздальского еп. Филиппа I . В тот же день (11 нояб.) Е. получил Суздальскую кафедру (ПСРЛ. Т. 8. С. 151; Т. 22. Ч. 1. С. 468; Т. 23. С. 191; Т. 25. С. 279). Нек-рые летописи участие Е. в Соборе не подтверждают (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 160). Согласно оригинальному известию Типографской летописи, Е. «пребеже на Москву... покиня свою епископью» уже после поставления Филиппа митрополитом. Епархия Е. включала «Соуждаль, и Колугу, и Торусоу» (Там же. Т. 24. С. 186). В актах 60-х - нач. 80-х гг. XV в. Е. обычно титулуется епископом «Суждальским и Торусским». Впервые с таким титулом он упомянут в формулярном изводе ставленой грамоты Геннадия (Кожина) , хиротонисанного во епископа Тверского 22 марта 1461 г. (РИБ. Т. 6. 91. Стб. 679-682; РФА. Ч. 1. 2. С. 64-65). Имя Е. внесено в этот формулярный извод позднее, поскольку на хиротонии он отсутствовал (РФА. Ч. 4. С. 885-886).

http://pravenc.ru/text/187694.html

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием//Родина. 2013. С. 2–5; Богданов А. П. Нравственный выбор Александра Невского//Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. С. 3–11; Долгов В. В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива»//Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. С. 190–212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии//Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. С. 88–94; Ефимов В. Ф., Никольский Е. В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию//Studia Humanitatis. 2014. С. 1; Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского)//Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. 15. С. 43–57; Менщиков И. С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности//­Историко-педагогические чтения. 2018. 22. С. 124–131. 5 Летописи/Текст: электронный//Библиотекарь.Ру: [сайт]. URL: http://www.bibliotekar.ru/rus/96.htm. 6 Там же. 7 Житие Александра Невского//Древняя русская литература: хрестоматия/составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118–123. 8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. 1318. 9 Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. 10 Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017. 11 РИБ. VI. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Указ. соч. С. 213. 12 РИБ. VI. Стлб 25–26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Указ. соч. 13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82–83об., 87). См. подробнее: Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

http://e-vestnik.ru/history/zhelaya_nebe...

Титул Н. варьируется в различных документах. Летопись, сообщая о московских событиях, называет его архиепископом «Ростовским и Ярославским» (см. напр.: ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 374). В документах, вышедших из епархиальной канцелярии, имеются добавления в зависимости от региона, к-рому они адресованы. В грамоте, посланной в Вел. Устюг, он называется «Ростовский, Ярославский и Устюжский» (РИБ. Т. 12. Ч. 1. Стб. 125-127), в другом случае - «Ростовский и Ярославский и Белозерский» ( Полознев Д. Ф. Благословенные и ставленные грамоты...//СРМ. 1995. Вып. 8. С. 53). Н. скончался в Москве, где он, по имеющимся данным, пребывал большую часть времени своего служения, и был погребен в Троице-Сергиевом мон-ре (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 404-405). В Троице-Сергиеву обитель поступили его рукописные книги (см.: Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. С. 208; Синицына Е. В. Книжные традиции средневек. Ростова//СРМ. 2003. Вып. 13. С. 153-164), в т. ч. творения свт. Василия Великого о постничестве в списке XVI в. ( Леонид (Кавелин), архим. Сведение о слав. рукописях, поступивших из книгохранилища Св. Троицкой Сергиевой лавры в б-ку Троицкой ДС в 1747 г. (ныне находящиеся в б-ке МДА). М., 1887. Вып. 2. С. 48-49). Имя Н. встречается в древних помянниках ( Арсений, и(ером.), Иларий, иером. Описание славянских рукописей б-ки Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 235; Титов А. А. Синодики XVII в. Переславского Никитского мон-ря. М., 1903. С. 5). Могильная плита этого Ростовского владыки в XVIII в. была использована как строительный материал; сохранившаяся надпись на ней гласит: «Месяца сентября в 26 день преставися преосвященный архиепископ Никандр Ростовский» ( Николаева Т. В. Новые надписи на каменных плитах XV-XVII вв. из Троице-Сергиевой лавры//НЭ. 1966. Вып. 6. С. 232). Ист.: РИБ. 1890. Т. 12. Ч. 1. Стб. 125-129, 131-134; ПСРЛ. Т. 13, 29. Лит.: Хронологический указ. иерархов Ростовской и Ярославской паствы от учреждения ее при св. равноап. великом кн. Владимире до наст. времени. СПб., 1859. С. 9; Крылов А. П. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 110; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Русской Церкви. М., 1890. С. 57-59; Строев. Списки иерархов. Стб. 138, 332; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории общ.-полит. мысли сер. XVI в. М., 1958 (по указ.); он же. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977 (по указ.); Макарий (Веретенников), архим. Из истории рус. иерархии XVI в. М., 2006. С. 260-276; он же. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 262-280; Тарасов А. Е. Архиеп. Ростовский Никандр и церк. строительство в Сольвычегодске сер. XVI в.//ИКРЗ, 2013. Ростов, 2014. С. 33-49.

http://pravenc.ru/text/2565272.html

Алексию в 1615 г.; см.: Барсов. 1871. С. 5). С сер. XVI в. насельники конфликтовали с соседними кижскими, а затем и сенногубскими крестьянами из-за земельных угодий. В 1568 г. в К. м. приехали писец и дозорщик А. Лихачёв с подьячим Л. Добрыниным, к-рые, стараясь разрешить конфликт, по царской грамоте отвели обители земли к северу на 5 верст «да до деревни Нятиной губы на 2 версты, предоставив право братии и на рыбную ловлю в Онеге безоброчно» (Там же. С. 8). С 1570 г. К. м. владел починком на р. Яндоме. В 1583 г. царь Иоанн Васильевич пожаловал К. м. земли на р. Роксе в дер. Юхновской в погосте Кижи Шаховской вол. Согласно писцовой книге А. Плещеева 1582/83 г., обители предоставлено «земли около монастыря на пять верст да деревня в Нятиной губе на две версты»; на р. Яндоме имелась монастырская мельница. Тяжбы К. м. с кижскими и сенногубскими крестьянами о землях и рыбных ловлях продолжались и позже, известны случаи нападения на игуменов (Там же. С. 34). В 1624 г. царь Михаил Феодорович пожаловал К. м. право беспошлинной покупки в Новгороде, Ладоге, Вологде, Белоозере, Каргополе, Холмогорах на 150 р. и провозе «хлеба, и соли, и рыбы, и кож, и масла, и на братию и слуг всякаго платья, и обуви». Согласно писцовым книгам Н. Панина и С. Копылова 1628-1629 гг., К. м. владел землями в округе на 5 верст, «да того ж монастыря угодья, рыбных ловел на Клименском острове в Онеге озере, да в леших озерка: в озерке Сусалге, в озерке в Естьнуском, в озерке в Рогмо наволоке, да в Черги», причем ловли не облагались оброком. На Онежском озере К. м. имел монастырский двор. Всего обитель владела 3 деревнями (Конда, Осиповщина и Рокса) с 5 монастырскими дворами, пустошью, 37 четями пахотной земли, сенокосом, 2-колесной мельницей с двором в устье р. Яндомы (Описание Клименецкого Николаевского мон-ря на Онежском озере, 1628-1629 гг.//РИБ. Т. 2. 169. С. 683-686). В 1639 г. царь Михаил Феодорович предписал новгородскому воеводе выдавать из дворцовых новгородских доходов на 19 насельников ругу по 5 р.

http://pravenc.ru/text/1841325.html

681 Grabar A. Les revetements en or et en argent des ic6nes byzantines du Moyen Age. Venise, 1978 (см. b конце издания, на страницах без пагинации). 682 Gautier P. La Diataxis de Michel Attaliate.//REB.39. 1981, c.5–145; он же. Le Typikon de la Theotokos Evergetis//REB.80. 1982, c.5–97; он же. Le typikon du sebaste Gregoire Pakourianos//REB.42. 1984, c.5–145; он же. Le Typikon de la Theotokos Kecharitomene//REB.43. 1985, c.152–155. 683 B связи c данной темой особый интерес представляют следующие работы: Hetherington P. Enamels in the Byzantine World: Ownership v and Distribution//BZ.81, 1988, c.29–38; Belting H. Bild und Kult. München, 1991; Patterson-Sevcenko N. Icons in the Liturgy (русск. nep. cm. b наст изд.). O семантике драгоценного убора иконы см. также: Гордиенко Э.А., Трифонова А.Н. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей, 1986, 6, с.209–210; Трифонова А.Н. Царские врата XVI века из Софийского собора в Новгороде//125 лет новгородскому музею. Материалы научной конференции. Новгород, 1991, с.112–121; Гордиенко Э.А. Серебряный оклад иконы «Апостолы Петр и Павел» и особенности новгородской литургии в XII в.//ВИД. JL, 1991, с.155–168; Стерлигова И.А. Драгоценный убор русских икон XI–XIII веков//EX ORIENTE LUX. M6langes offerts en hommage au professeur Jean Blankoff. Bruxelles, 1991; Vol.l. c.331–346. 684 См., например, упоминания драгоценных окладов «Владимирской Богоматери»: ПСРЛ, M., 1962, стб. 346, 351, 392, 463. О других иконах: 685 стб. 458; ПСРЛ, M., 1962, стб. 581–582, 684, 702–704, 843–925 и др.; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950, с.45. Наиболее ценные сведения об уборе икон см.: Акты русского на святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев, 1873, с.59–67; Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545 года//Георгиевский В. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г.//ЧОИДР. 1890, кн.З, с.2–3; Опись Покровского женского монастыря в Суздале 1597 года//Георгиевский В. Памятники старинного русского искусства суздальского музея. M., 1924, с.1–57; Описи Московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 год включительно//РИБ. Т.З. СПб., 1876; Переписная книга Московского Благовещенского собора XVII века, изданная Г.Филимоновым . M., 1873; Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 1660 г.//Ежегодник Владимирского Губернского статистического комитета. Владимир, 1878. T.1, приложение, с.1–46. Интересные сведения об уборе древних грузинских икон содержатся в статейных списках русских посольств в Грузию первой половины – середины XVII в. Изданы в: Древняя Российская Вивлиофика. Ч.. M., 1788, с. 135–251.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

ИРИ. 3. С. 103—104. Макарий, еп. Историческое описание об Антониевом Сийском монастыре, в: Чтения. 1878. 3; ср.: Рункевич. Описание Архангельской епархии, в: ПБЭ. 1. С. 1113—1117. О хозяйстве монастыря: Вкладные книги Антониева Сийского монастыря. Изд. А. Ф. Изюмовым, в: Чтения. 1917. 2. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 42. 357 Макарий, еп. Историческое описание Красногорского монастыря, в: Чтения. 1880. 3. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. 41. В 1763 г. этот монастырь был очень беден и ежегодно получал от Св. Синода вспомоществование (ругу) — 25 рублей. Завьялов. С. 385. 358 ИРИ. 4. 530. Барсов. Олонецкий монастырь Клименецкий, в: Чтения. 1870. 4. 359 Булгаков. С. 61—62. 360 ИРИ. 2. С. 279. 361 Там же. 6. С. 412—413. 362 Там же. 5. С. 134; Булгаков. С. 184; Голубинский. История канонизации. С. 136; Ключевский. Жития. С. 324. 363 ИРИ. 6. С. 593. 364 Зверинский. 2. 1144. 365 Зверинский. 2. 868 и 557. 366 Макарий. 2-е изд. 7. С. 34. ср. мою статью: Die Verehrung der Gottesmutter in der russischen Frцmmigkeim und Volksreligiosimдm, в: Kyrios. 5 (1940 41). S. 208. 367 Макарий. 2-е изд. 7. С. 38. 368 Первоклассный Псково-Печерский монастырь (1893); Макарий. 2-е изд. 7. С. 39. 369 ИРИ. 3. С. 413; Макарий. 2-е изд. 7. С. 18—19. 370 Ср.: Приходно-расходные книги Болдинского Дорогобужского монастыря, в: РИБ. 37 (1923). 371 ИРИ. 5. С. 588. 372 Характерная для Московского государства нечеткость границ административных областей связана была с неясностью в разграничении функций отдельных Приказов. В основном Понизовье управлялось «Казанским дворцом» — особым Приказом с очень неопределенной компетенцией, которая в XVII в., в связи с появлением новых территориальных административных учреждений (Приказов и особенно «четей»), постоянно менялась; это обстоятельство имело значение и для подсудности монастырских владений тем или иным Приказам, особенно в то время, когда Монастырский приказ (1649—1677) наделен был самыми разными правами в этом вопросе. Учрежденный незадолго до 1574 г., Казанский дворец просуществовал до административной реформы Петра Великого (1708). См.: Перетяткович Г. Поволжье в XVI и XVII в. (1877); Платонов. Очерки по истории Смуты. Гл. 1. § 6 (изд. 1937. С. 78—86); Милюков П. Государственное хозяйство первой четверти XVIII в. и реформа Петра Великого (1890). С. 366—373; Неволин В. Соч. 6. С. 179.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010